МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
РД 31.01.22 85
Москва • В/О ’’Мортехинформреклама’ 1985
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
(МИНМОРФЛОТ)
103759 Моокаа, Жданова, 1/4 |
Руководителям предприятий, организаций и учреждений
Министерства морского флота ( по списку ) |
ФТ 23.07.85г.ц, ШФУ-01/46-1725
Г0 введении в действие РД 31.01.22.- 85
Во исполнение постановления Госплана СССР от 14 ноября 1984 г. }* 268 " 0 разработке Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам на период до 2005 года " Мшшорфлотом утверждены " Методические указания о составе, порядке разработки, согласования, утверждения и уточнения схемы развития и размещения морского транспорта " ( РД 31.01.22.- 85|
ПРЩАГАЮ :
1. Ввести в действие настоящие Методические указания с I августа 1985 года .
2. Предприятиям, организациям и учреждениям Министерства морского флота по вопросам организации планид jBamw на морском транспорте руководствоваться настоящими Метода-
IX
а тайке предусматриваются мероприятия по рациональному сочетанию отраслевого и территориального развития.
На втором этапе в составе схемы разрабатываются материалы с необходимыми расчетами, обосновывающие целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения предприятий и сооружений в первом пятилетии и в первые два-три года второго пятилетия. При этом определяется расчетная стоимость строительства (реконструкции, расширения) и другие основные технико-экономические показатели объектов.
12
2. Анализ развития и размещения морского транспорта _за базисный период_
2.1. Анализ выполняется в соответствии с Методическими указаниями к проведению комплексного анализа развития морского транспорта (М., СМИИИП, 1984 г.).
2.2. Анализ проводится на основе статистических данных, плановых и проектных материалов, результатов научных исследований за ретроспективный 15-летний период по конечным (базисным) годам пятилеток в отраслевом и территориальном разрезах. При этом должно быть обращено внимание на выявление закономерностей и тенденций в развитии и размещении морского транспорта, диспропорций и "узких мест", производственных резервов, источников
и факторов повышения технического уровня и экономической эффективности работы отрасли.
2.3. Динамика раэвк ия в отраслевом и территориальном разрезах анализируется по конечным годам пятилеток применительно
к основным показателям, характеризующим социально-экономический и материально-технический потенциал отрасли, эффективности его использования, а также факторы, влияицив на конечные результаты работы морского транспорта. К основным показателям относятся: объем перевозок грузов и пассажиров, грузооборот флота и портов, объем погрузочно-разгрузочных работ, объем промышленной продукции;
численность работающих во всех видах деятельности, в том числе промышленно-производственный персонал;
капитальные вложения (в том числе строительно-монтажные работы) с выделением затрат на реконструкцию, техническое пере-
13
вооружение, расширение действующих предприятий и новое строительство;
стоимость основных фондов (с выделением производственных); ввод в действие и выбытие производственных мощностей; объемы незавершенного строительства и стоимость неустановленного оборудования, в том числе импортного; объемы капитального ремонта
2.4. В целом по отрасли и по подотраслям (предприятиям) анализируются изменения: энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости продукции; ее себестоимости, удельных капитальных вложений, рентабельное .и производства и основных фондов, фондоотдачи, сроков окупаемости капитальных вложений; производительности труда, его механо- и энерговооруженности, степени применения ручного труда; факторов воздействия производства на состояние окружающей среды, эффективности природоохранных мероприятий,
а также других технико-экономических показателей, обусловленные спецификой морского транспорта (см. Методические указания к проведению комплексного анализа развития морского транспорта).
2.5. Показатели современного состояния морского транспорта дополняются данными, характеризующими:
соотношение достигнутых объемов перевозок, погрузочно-разгрузочных работ в портах, производства продукции судоремонта и т.п. с потребностью народного хозяйства и населения в целом по отрасли и отдельным регионам, а также с соответствующими показателями в экономически рас итых странах;
пропорциональность и сбалансированность развития элементов материально-технической базы;
14
технический уровень развития морского транспорта (структура флота и берегового перегрузочного оборудования, оснащенность СРЗ, средств связи и электрорадионавигации по типам технических средств, технически?* характеристикам, срокам эксплуатации и другим признакам, конкурентоспособность советского морского транспорта в мировом судоходстве, объему внедрения прогрессивных транспортно-технологических систем и технических средств морского транспорта, влияние внедрения достижений научно-технического прогресса на развитие и размещение отрасли, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов);
возрастную структуру основных производственных фондов морского транспорта;
обеспеченность в территориальном разрезе трудовыми, топливно-энергетическими и другими ресурсами и их влияние на экономические показатели развития и размещения отрасли; уровни концентрации, специализации и ^оперирования предприятий морского транспорта (пароходств, портов, СРЗ и т.п.) по объему продукции, стоимости основных производственных фондов, численности работающих, соответствие фактических размеров предприятий оптимальным величинам, межотраслевые, внутриотраслевые и межхозяйственные кооперировштые связи;
совершенствование управления морским транспортом на уровне отрасли, пароходства, порта;
участие морского транспорта в международном социалистическом разде энии труда в рамках стран-членов СЭВ и во внешнеэкономических связях с другими странами;
мероприятия в области охраны окружающей среды я рационального использования природных ресурсов.
15
3. Обоснование развития и размещения морского транспорта _в перспективном периоде_
ЗЛ. Том П отраслевой и территориальных (по пароходствам и союзным республикам) схем должен разрабатываться по следующей схеме:
определение основных условий и факторов развития и размещения морского транспорта на перспективу;
разработка концепции перспективного развития и размещения отрасли;
разработка вариантов перспективного развития и размещения отрасли;
определение оптимального варианта развития и размещения морского транспорта.
3.2. Основные условия и факторы развития и размещения морского транспорта на перспективу.
3.2.1. Потребность народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров морским транспортом принимается:
на конечные годы первого и второго пятилетия перспективного периода - в соответствии с проектом основных направлений экономического и социального развития морского транспорта на 10 лет, представленном в директивные органы (после его утверждения объемы, принятые в схеме, корректируются);
на конечный год перспективного периода - в соответствии с объемами, определенными в концепции развития и размещения производительных сил СССР, подготовленной СОПСом и ГОШ при Госплане СССР при участии ИКТП при Госплане СССР.
Потребность в перевозках в территориальном разрезе принимается головным разработчиком - Союзморгатапроектом по данным ММ®.
16
Потребность в перевозках определяется на основе изучения заявок клиентура морского транспорта, территориальных балансов производства и распределения важнейших видов продукции, транспортно-экономических балансов, прогаозов потребностей в транспортном обеспечении целевых комплексных программ и других данных.
Грузооборот флота по каботажным перевозкам определяется на основе междупортовой корреспонденции грузов, по внешнеторговым перевоэнам - на направлениях между морскими бассейнами и страна-ми-контрагептами.
Расчеты производятся по установленной номенклатуре грузов: в целом по ММФ, бассейнам и пароходства»* с разбивкой на наливные и сухие; сухие - на навалочные, зерновые, лесные и генеральные.
Для обоснования технических средств морского транспорта используется номенклатура, учитывающая транспортно-перегрузочные характеристики грузов.
3.2.2. Направления технической политики в отрасли разрабатываются па основе Комплексной программы научно-технического прогресса на 20 лет, при этом предусматривается дальнейший переход к интенсивному развитию морского транспорта, под которым понимается опережающий рост конечных народнохозяйственных результатов в сравнении с увеличением капитальных вложений, материальных и трудовых затрат путем наиболее рационального использования всех имеющихся ресурсов. Наибольшая эффективность деятельности отрасли определяется уровнем и масштабами развития транспортно-технологических систем на перспективу.
Среди главных направлений технической политики рассматривается специализация, нацеленная на решение важнейшей народнохозяйственной проблемы - повышение эффективности использования флота
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
РД 31.01.22-85
Москва . В/О ’’Мортехинформреклама' 1985
4
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект". Руководитель проблемы, к.э.н. Б.А.Волков
Главным управлением перевозок,
эксплуатации флота и портов ММФ
Зам.начальника Главфлота Б.В.Черепанов
23.03.85 г.
Управлением организации труда и
заработной платы ММФ
Начальник УОТиЗ В.В.Дегтярев
23.03.85 г.
Председатель В/0 "МорстроЙзагран-поставка" В.В.Аристархов
18.07.85 г.
Председатель В/0 "Мортехсудоремпром" В.М.Первов
22.03.85 г.
ИКТП при Госплане СССР № 69-0I-I6/I55 от 15.02.85 Г.
Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР Л 68 - 342 от
19.03.85 г.
?• » А* ОРТ ЕХ М» 1ФОГМГ>ХГАМА».
Методические указания о составе, РД 31,01.22. -85
порядке разработки, .согласования,
утверждения и уточнения схемы Вводится впервые
развития и размещения морского
транспорта
Письмом Минморфлота
от 23 10031,1_.1985 т
Н ПВФУ-0I/46-I725
Срок введения в действие установлен с 01 августа 1985 г.
Настоящие методические указания определяют состав, порядок разработки, согласования, утверждения и уточнения схем развития и размещения морского транспорта.
РД разработан на основе "Методических указаний о составе, порядке разработки, согласования, утверждения и уточнения схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам",утвержденных Постановлением Госплана СССР от "15" июля 1985 г. & 174, и о учетом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования, организация и управления капитальным строительством" от 29 апреля 1984 г. # 387.
6
I. Основные положения
1.1. Схема развития и размещения морского транспорта представляет собой предплановое научное исследование факторов экономического роста, направлений и темпов экономического и социального развития в отраслевом и территориальном разрезах. Ее практическая направленность заключается в определении потребностей страны в морских перевозках грузов и пассажиров, и обоснования на этой основе потребности в ресурсах путей интенсификации работы отрасли, масштабов, темпов и пропорций развития и размещения морского транспорта.
1.2. Разработка схемы основывается на программных и директивных документах Коммунистической партии и Советского правительства по решению экономических и социальных задач на длительную перспективуз Комплексной программе научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на морском транспорте на 20 лет, Комплексном прогнозе развития морского транспорта
на 25 лет, Концепции развития и размещения производительных сил СССР на расчетный период, подготавливаемой Советом по изучению производительных сил (СОПС) и Научно-исследовательским экономическим институтом (НИЭИ) при Госплане СССР.
1.3. Схема используется при подготовке проектов основных направлений экономического и социального развития морского транспорта, целевых комплексных программ, перечней вновь начинаемых строек и перечней проектов, разрабатываемых в составе пятилетнего плана,и служит исходной базой для разработки технико-эконо-
7
мических обоснований (ТЭО) строительства предприятий и сооружений морского транспорта и другой предпроектной документации.
1.4. Общее научно-методическое руководство разработкой схем осуществляет СОПС с участием НИЭИ при Госплане, а разработкой схем ио транспорту - с участием Института комплексных трапспорт-ных проблем (ИКТП) при Госплане СССР.
1.5. СОПС и НИЭИ при Госплане СССР подготавливают концепцию развития и размещения производительных сил СССР исходя из проекта основных направлений экономического и социального развития СССР, представленного в директивные органы, ранее разработанной и одобренной Госпланом СССР Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, а также расчетов развернутого перспективного натурально-стоимостного межотраслевого баланса
и направляют ее министерствам и ведомствам СССР и совета министров союзных республик для использования при разработке отраслевых и территориальных схем.
1.6. Схема разрабатывается не менее чем на 15 лет (по пятилетиям, с более подробными обоснованиями первого пятилетия). Министерство морского флота представляет проект отраслевой схемы на рассмотрение в СОПС при Госплане СССР, а проекты территориальных схем - соответствующим советам министров союзных республик
и в СОПС.
Материалы схем, представляемые советам министров ооюзных республик, должны содержать показатели и обоснования экономического и социального развития отрасли в базисном и перспективном периодах на соответствующей территории и приложения, перечисленные в пункте I.I3 настоящих Методических указаний (кроме результатов оптимизационных расчетов и материалов по науке и научному обслужив алию).
8
Госплану СССР и СОПС"у отраслевые и территориальные схемы представляются в полном объеме,
1.7. При разработке отраслевой и территориальных схем применяются формы, разработанные СОПСом для Генеральной схемы, а также формы, рекомендуемые настоящими Методическими указаниями. Методические указания и частные методики подлежат периодическому уточнению по итогам разработки схем на очередную расчетную перспективу.
1.8. Генеральным заказчиком схемы является Плановое и валютно-финансовое управление ШФ, которое привлекает к разработке схемы другие заинтересованные управления и объединения ММФ согласно Положению о перспективном планировании экономического и социального развития морского транспорта (РД 31.01.12-83). Головной организацией по разработке отраслевой и территориальных схем является Союзморнилпроект и его филиалы.
1.9. Генеральный зак. зчик утверждает задание на разработку схемы, которое должно содержать показатели развития и размещения отрасли, морского транспорта союзных республик и пароходств, соответствующие проекту основных направлений экономического и социального развития морского транспорта на очередную пятилетку и долгосрочный период рекомендации по социальным мероприятиям
и вариантам развития и размещения, направлениям технической политики; перечень вопросов, на которые в схеме должно быть обращено особое внимание.
1.10. Ооюзморншшроект составляет по согласованию с СОПСом при Госплане СССР программу и координационный план разработки схем, осуществляет непосредственное организационное и метода-
9
ческое руководство деятельностью соисполнителей и составляет проект схемы в целом.
1.11. Работа над схемой начинается в последнем году текущей пятилетки, осуществляется в порядке и сроки, устанавливаемые Госпланом СССР, и заканчивается утверждением схем Минморфло-том по согласованию с Госпланом СССР не позднее чем за год до представления в Совет Министров СССР проекта основных направлений экономического и социального развития морского транспорта на долгосрочный период (За 2,5 года до очередной пятилетки).
После подготовки проекта плана экономического и социального развития морского транспорта на очередное пятилетие в схеме производятся необходимые уточнения и разработка перспектив развития и размещения на следующие 5 лет.
1.12. Финансирование работ по составлению схемы осуществляется из ЙФРНТ ШФ по планам научных исследований по естественным и общественным наукам (важнейшие экономические проблемы), утверждаемым Академией Наук СССР, ШГГ и Госпланом СССР, а также по планам проектно-изыскательских работ, выполняемых за счет средств государственного бюджета, утверждаемым министерством по согласованию с Госпланом СССР.
1.13. Отраслевая схема, схема союзной республики и схема пароходства должны иметь следующую структуру:
том I - Анализ развития и размещения морского транспорта за базисный период;
том П - Обоснование развития и размещения морского транспорта в перспективном периоде.
При небольших объемах материалы первого и второго тома могут быть объединены. В дополнение к основным томам схем разраба-
10
тываются следующие приложения:
характеристика морского транспорта в базисном и перспективном периодах, в том числе ввода в действие производственных мощностей;
результаты оптимизационных расчетов развития и размещения подотраслей морского транспорта;
территориальные балансы (в соответствии с Методическими указаниями по разработке территориальных балансов производства и распределения важнейших видов продукции, утвержденными постановлением Госплана СССР и Госснаба СССР от 5 октября 1982 г.
Л 221/62);
перечни строек производственного назначения (по форме 14 пкв ПЛ) и сводная таблица дополнительной потребности в ресурсах многоцелевого назначения;
раздел по вопросам устойчивого функционирования морского транспорта (в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Госпланом СССР);
раздел "Наука и научное обслуживание" (в соответствии о Методическими указаниями по разработке сводной схемы развития и размещения отрасли народного хозяйства "Наука и научное обслуживание", ГКНТ, 1985 г.);
карты, схемы, диаграммы и другие демонстрационные материалы.
I.I4. Схема разрабатывается в два этапа. На первом этапе пря составлении I и П томов в соответствии с предложениями Комплексной программы НТ!1 и его социально-экономических последствий на морском транспорте на 20 лет уточняются и определяются задача я основные показатели развития отрасли в целом и раздельно - по союзным республикам и иароходствам на 15 лет,