Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить РД 31.01.06-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания содержат пояснения и примеры расчета годового экономического эффекта от внедрения изобретений и рационализаторских предложений, выполняемых в соответствии с РД 31.01.03-78. Методические указания распространяются на расчеты, выполняемые предприятиями и организациями ММФ.

 Скачать PDF

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Оглавление

1. Общие методические положения по расчету годового экономического эффекта

2. Расчет годового экономического эффекта от внедрения предложений, направленных на экономию трудовых, материальных и энергетических ресурсов

     2.1. Методика расчетов

     2.2. Примеры расчетов

3. Расчет годового экономического эффекта от внедрения предложений, направленных на повышение провозоспособности флота, производительности технических средств, сокращение стоянок судов, механизмов в подвижного состава других видов транспорта

     3.1. Методика расчетов

     3.2. Примеры расчетов

4. Расчет годового экономического эффекта от внедрения предложений, направленных на повышение надежности и долговечности работы технических средств, повышение безопасности мореплавания

     4.1. Методика расчетов

     4.2. Примеры расчетов

5. Расчет годового экономического эффекта от внедрения предложений, направленных на экономию валюты и повышение валютной эффективности эксплуатации

     5.1. Методика расчетов

     5.2. Примеры расчетов

Приложение 1. Структура текущих расходов предприятий морского транспорта

Приложение 2. Структура капитальных вложений и основных производственных фондов, созданных за счет капитальных вложений в условиях десятой пятилетки

Приложение 3. Значении отдельных коэффициентов для расчета текущих расходов на предприятиях ММФ

Приложение 4. Алгоритм расчета экономического эффекта от внедрения изобретения и рационализаторского предложения

Приложение 5. Примерный перечень документов, являющихся основанием для расчета экономического эффекта от внедрения изобретений и рационализаторских предложений

 
Дата введения01.07.1981
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.02.1981УтвержденМинморфлот СССР
ИзданЦРИА Морфлот1981 г.
ПринятУЭФиП Минморфлота
РазработанСоюзморНИИпроект
ПринятПВФУ
ПринятУОТиЗ
ПринятУТЭФ

Procedural Guidelines for Calculation of Annual Savings from Introduction of Innovations and Efficiency Improvement Proposals at Facilities Administered by the Ministry of the Merchant Marine

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ГОДОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ММФ

РД 31.01.06—81

МОСКВА ЦРИА «МОРФЛОТ» 1981

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ГОДОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ММФ

РД 31.01.06-81

МОСКВА'ИРИЛ «МОРФЛОТ)

себестоимость продукции (работы), годовой экономический эффект определяется по формуле

п


ДЭк= £C'Q'— 2 с Q.


(2.7)


где С7, С — сметные стоимости отдельных видов работ до и после внедрения операций соответственно, руб.;

Q7, Q — объемы работ (число) до и после внедрения предложения;

п\ п — число видов работ до и после внедрения предложения.

2.1.9.    Экономия по сырью, материалам, топливу, энергии, полуфабрикатам своего производства исчисляется исходя из плановой или фактической (если она ниже плановой) себестоимости их производства к началу внедрения предложения.

Экономия по покупным сырью, материалам, топливу, полуфабрикатам исчисляется исходя из действующих на момент внедрения предложения оптовых цен с учетом транспортно-заготовительских расходов.

2.1.10.    В тех случаях, когда предложения включают проведение работ по модернизации, восстановлению и замене отдельных агрегатов, механизмов и узлов вместо приобретения новых, экономический эффект определяется по формуле

(2.8)

где Carp — стоимость нового агрегата, механизма или узла с учетом транспортно-заготовительских расходов и затрат на монтажно-демонтажные работы, руб.;

Смол— затраты на модернизацию, переоборудование или восстановление агрегата, механизма или узла, руб.; лр — расчетный объем внедрения, единиц;

Еи — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15; применяется в тех случаях, когда агрегаты, механизмы или узлы относятся к категории основных фондов, а связанные с их приобретением затраты — к единовременным (капитальным).

2.1.11.    По предложениям, связанным с заменой покупного изделия изделием собственного изготовления, годовой экономический Эффект определяется путем сопоставления затрат на покупные изделия по оптовым ценам (без учета налога с оборота), включая транспортно-заготовительские расходы, с полной себестоимостью изготовления изделия на данном предприятии с учетом планового уровня рентабельности.

2.1.12.    Если предложение относится к новым машинам, приборам, отдельным узлам и деталям, ранее не изготовляемым на данном предприятии, то экономия исчисляется путем сопоставления себестоимости производства этой продукции на данном и других

предприятиях для аналогичных целей и сфер использования. При этом расчет экономии производится по сопоставимым статьям и. элементам затрат.

2.2. Примеры расчетов1

2.2.1.    Пример расчета экономического эффекта от внедрения предложения «Пневмогидравлическое устройство для очистки и промывки главного конденсатора».

Внедрение на судах типа «Бухарест» устройства для очистки и промывки главного конденсатора сокращает количество очисток и затраты труда на очпстру. Количество очисток по группе судов снижается с 24 до 12 в год. Для расчета экономии норму трудозатрат на очистку принимаем по Прейскуранту Кя 26-05-24 (разд. 6, п. 66001) в размере 48 нормо-ч и оптовую цену одной очистки — 93,12 руб. Затраты, связанные с оборудованием системы очистки по данному предложению, составляют 617,8 руб.

С учетом этих исходных данных экономия от внедрения предложения на судах составит: (24—12)93,12—617,8=499,6 руб.

2.2.2.    Пример расчета экономического эффекта от внедрения предложения «Гидравлическое испытание главного паропровода и охлажденного пара на судах типа „Пекин" и „София"».

По существующей на судоремонтном заводе технологии на гидравлическое испытание главного трубопровода и охлажденного пара судов типа «Пекин» и «София» возникала необходимость в снятии и установке на место невозвратно-запорных клапанов перегретого и охлажденного пара, притирке фланцевых соединений вручную и изготовлений металлических прокладок.

С внедрением предложения производство этих видов работ отпадает. Гидравлическое испытание производится после частичного подъема клапана со штоком, крепления наружной части штока хомутом и прижимания штока сальником.

Определяем расходы до внедрения предложения.

1.    Затраты на снятие и установку на место невозвратно-запорных клапанов Ду 200 и 175 мм по две штуки каждого определяем, используя Нормы времени на судоремонтные работы (НВСР) (сборник № 39, § 1, пп. 1, 4) с учетом повышения расценок на 20% (расценка 69,24 коп. за 1 чел.-ч, трудоемкость 2,55 чел.-ч и 2,3 чел.-ч при четырех клапанах) С\ = (69,24X2)2,55+2,30= = 6,72 руб.

2.    Затраты на притирку фланцевых соединений вручную — Ду 200 и 175 мм — по четыре бурта определяются на основании НВСР (сборник № 39, § 27, пп. 1, 2) с учетом повышения расценок на 20% и применения коэффициента 1,5 для ручных работ (расценка 80,4 коп. за 1 чел.-ч, трудоемкость 4,05 чел.-ч) С2=4,05Х Х80.4Х 1,5X4= 19,54 руб.

3. Затраты на изготовление металлических прокладок из поковки массой 9 кг, поковка II класса, 0,33X9=2,98 руб.; выточку прокладок диаметром 250 и 225 мм определяют на основании НВСР (сборник № 31, прим, к § 93, пп. 86, 96) с учетом повышения расценок на 20% (расценка 72,72 коп. на I чел.-ч, трудоемкость 0,21 и 0,20 чел.-ч, две прокладки) С3=33,1 Х9 4- 72,72X2(0,21-1-0.20) = = 3,58 р^б.

Общие затраты до внедрения предложения составили: 6,72+19,54+3,58=29,84 руб.

Определяем расходы, связанные с внедрением предложения, на частичный подъем клапана со штоком, крепление наружной части штока хомутом, прижимание штока сальником и сборку в обратном порядке на основании НВСР (сборник № 39, § 1, пп. 2, 3):

для двух клапанов Ду200 мм:

71,52X0,6X2=0,86 pv6.;

64,68X0,15X2=0,19 руб.;

для двух клапанов Ду 175 мм 64,68X0,62X2 = 0,8 руб.

Затраты, связанные с внедрением предложения, составят: 0,86+0,19+0,80=1,85 руб.

Предложение внедрено на трех судах. Экономический эффект составил (29,84—1,85)3=83,7 руб.

2.2.3. Пример расчета экономического эффекта от внедрения предложения «Изменение конструкции узла подсоединения валико-вого привода к шпинделю клинкета».

В существующей практике при капитальном ремонте судов типа «София», «Прага», «Великий Октябрь» применяется конструкция узла подсоединения валикового привода к шпинделю клинкета, при которой обязательно изготовление наконечника из нержавеющей стали, который крепится на шпинделе клинкета штифтом.

Предложенное рационализаторами завода изменение конструкции узла создает возможность обойтись без изготовления наконечника и выполнения многих операций по обработке узла (долбежной, фрезерной, термической, кузнечной), а также повышает надежность конструкции.

По новой технологии был произведен капитальный ремонт клинкетов и подсоединяемых к ним валиковых приводов в количестве 211 шт.

Затраты \а ремонт узла до внедрения предложения включают работы:

а)    по изготовлению шпинделя клинкета — 354 руб.;

б)    по сверлению отверстия в шпинделе — фрезерованию, кузнечной обработке наконечника, его термообработке, токарным и долбежным операциям — 543 руб.

Кроме того, на изготовление наконечника и штифта расходуется сталь марки 20X13 стоимостью 358 руб.

Затраты, связанные с внедрением предложения, включают изготовление шпинделя клинкета (354 руб.), фрезерование квадрата на шпинделе (15 руб.) и изготовление муфты ходовой (77 руб.).

Экономия на выполнение операций по ремонту узла за счет снижения трудоемкости составит (354+543) — (354+15+77) = =401 руб. Отказ от применения стали при внедрении предложения позволяет экономить 358 руб.

Общий экономический эффект от внедрения предложения составит 451+358=809 руб.

2.2.4.    Пример расчета экономического эффекта от использования предложения «Применение для сушки электродвигателей насосов плавдока метода электроосмоса вместо электрогрелок».

Внедрение предложения позволяет экономить электроэнергию. При установленной мощности электрогрелок 12 кВт, суточной работе 24 ч и стоимости 1 кВт-ч электроэнергии 0,0264 руб. годовой расход электроэнергии до внедрения предложения составил: 12Х Х24Х360X0,0264 = 2737 руб.

Затраты на внедрение предложения включают монтаж схемы электроосмоса (48 руб.) и расходы на материалы (50 руб).

Годовой экономический эффект от внедрения предложения составит 2737—(48+50) =2639 руб.

2.2.5.    Пример расчета экономического эффекта от внедрения предложения «Приспособление для покрытия ингибитором балластных танков на судне».

До знедрения предложения покрытие балластных танков на судне ингибитором производилось вручную. Внедренное приспособление позволило полностью заменить ручной труд механизированным и уменьшить на основе этого расходы на покрытие 1 мповерхности с 28 до 2 коп. Площадь покрытия балластных танков судна 13 тыс. м2.

Затраты на изготовление приспособления составляют по смете 100 руб.

Годовой экономический эффект от внедрения предложения равен (0,28—0,02)13000—100=3280 руб.

2.2.6.    Пример расчета экономического эффекта от использования предложения «Установка дополнительного холодильника масла дизель-генератора 6НВД 36-1 А».

Предложение позволяет снизить число очисток и частоту смены масла картера двигателей с 12 до 6, уменьшить трудоемкость очисток и снизить расход масла.

Экономия расходов в результате сокращения трудовых затрат составит 12,6X1,16(12—6) =87,7 руб., где 1,16 — часовая тарифная ставка моториста, руб.; 12,6 — время на очистку картеров и смену масла, ч.

Экономия от уменьшения расхода масла 50(12—6) =300 руб., где 50—стоимость масла при единичной замене, руб.

13

Затраты, связанные с внедрением предложения, включают: замену трубопровода — 28 руб.; изготовление и установку фундамента — 46 руб., стоимость холодильника— 1008 руб.

Годовой экономический эффект от использования предложения составляет (87,7-f-300)--(28+46+1008)0,15 = 255,4 руб., где 0,15 — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (затраты на внедрение предложения являются единовременными).

2.2.7.    Пример расчета экономического эффекта от внедрения предложения «Стационарное приспособление для мойки ресивера продувочного воздуха и подпоршневых пространств ГД типа ДКРН».

В настоящее время очистка ресивера и подпоршневых пространств главного двигателя судов производится вручную с использованием дизельного топлива. Рационализатором предложен механический метод мойки ресивера и подпоршневых полостей с помощью синтетического раствора МС-8.

Предложение позволяет снизить трудоемкость работ с 16 до 1.5 чел.-ч и отказаться от расхода дизельного топлива из расчета 0,8 т на одну очистку.

Экономия трудовых затрат составляет    1,32(16—1,5)12=

=230 руб., где 1,32 —часовая тарифная ставка моториста, руб.; 12 — число очисток за год.

Экономия топлива составляет 0,8X84X12=806 руб., где 84 — цена 1 т дизельного топлива, руб.

Затраты, связанные с внедрением предложения, включают: расходы моющего раствора 0,3X10X12=36 руб. и затраты на изготовление приспособления 108 руб., где 0,3 — расход моющего раствора МС-8, т; 10 — цена 1 т раствора, руб.

Годовой экономический эффект от внедрения предложения составляет (230+806) — (36-j-108) =892 руб.

2.2.8.    Пример расчета экономического эффекта от внедрения предложения «Установка полки под кормовой кранец вместо привального бруса».

На буксирах типа «Сильный» для защиты корпуса при швартовках устанавливается дубовый привальный брус. В кормовой части брус огибает корму и на него опирается кормовой мягкий кранец. Как показал опыт эксплуатации, установка привального бруса под кранцем не обязательна, поскольку корпус судна защищен в корме кранцем.

В целях экономии затрат на ремонт вместо привального бруса устанавливают полку, для прочности подкрепленную кницами, для укладки на нее кормового кранца и его крепления. Стоимость 12 м привального бруса и изготовления коробки под привальный брус составляет 348 руб. Затраты на изготовление полки под кранец в заводских условиях, включая стоимость материалов и монтажные работы, составляют 82 руб.

Экономия от внедрения предложения составит 348—82 = = 266 руб.

2.2.9.    Пример расчета экономического эффекта от использования предложения «Переоборудование дизеля 84 НСП 18/22 старой модификации на новую модификацию».

В связи с переходом завода, выпускающего главные двигатели типа 84 НСП 18/22 для буксиров, на новую модификацию и прекращением выпуска запасных деталей для двигателей старой конструкции должен быть решен вопрос о замене двигателей, эксплуатирующихся на буксирах в настоящее время, на новые. Рационализаторы портофлота предложили произвести переоборудование старого двигателя на новую модификацию в условиях порта. Для этого необходимо произвести ряд работ силами слесарного участка портофлота во время профилактического ремонта по замене блоков цилиндра, крышек цилиндров, поста управления, воздухораспределителя, воздушных трубопроводов и других узлов с изготовлением и монтажом отдельных новых узлов и деталей.

Затраты, связанные с переоборудованием, определены с учетом стоимости заменяемых узлов по каталогу на запасные части к дизелям 84 НСП 18/22, трудоемкости и расценок на выполнение работ по переоборудованию согласно Унифицированному прейскуранту типовых ремонтных работ (разд. 6, т. 1).

Затраты на переоборудование составили 8172 руб., в том числе стоимость замененных узлов 5618 руб. и затраты на выполнение работ 2554 руб. Стоимость нового двигателя типа 84 НСП 18/22 составляет 25000 руб., а с учетом транспортно-заготовительских расходов (16% от стоимости двигателя) и затрат на монтажно-демонтлжные работы согласно дсфектовочному акту на ремонт однотипного двигателя — 31 188 руб. С учетом суммы, полученной от реализации деталей старого двигателя в размере 2500 руб., стоимость нового двигателя составит 28 688 руб.

Экономический эффект от внедрения предложения включает разницу в стоимости нового двигателя и затрат на переоборудование действующего двигателя, т. е. (28 688—8172)0,15 = 3074 руб. на один буксир.

2.2.10.    Пример расчета годового экономического эффекта от замены одного вида топлива другим* более дешевым.

В результате внедрения более рационального способа подогрева топлива на судах моторное топливо марки ДМ было заменено на топливный мазут. Годовой расход топлива 4000 т, цена 1 т моторного топлива марки ДМ 38,5 руб., топочного мазута — 32,5 руб. Затраты на изготовление и установку приспособления составили 2600 руб. (трудозатраты — 38,4 руб., расход материалов — 2216 руб.).

Годовой экономический эффект составил 4000(38,5—32,5) — —2600=21 400 руб.

2.2.11.    Пример расчета годового экономического эффекта от внедрения системы утилизации отходов на судах.

На судах типа «Влас Ничков» танк N° 27 служит для сбора отходов сепарации, в него попадают топливо и масло при продува-

15

Методические указания по расчету годового экономического эффекта от внедрения изобретений и рационализаторских предложений на предприятиях ММФ.

РД 31.01.06—81. М.. ЦРИЛ «Морфлот», 1981, 48 с.

РАЗРАБОТАНЫ СОЮЗМОРНИИПРОЕКТОМ

Разработчики: С. А. Обухов, В. В. Беляков

СОГЛАСОВАНЫ УТЭФ, УЭФиП, ПВФУ, УОТиЗ.

Введены в действие письмом ММФ от 18.02.81 г. М? НТУ 5-86/1

Начальник Научно-техниче<жого управления В. X. Д у б ч а к.

©Центральное рекламно-информационное агентство ММФ (ЦРИА «Морфлот), 1981 г.

Руководителям предприятий, организаций и учреждений

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

(Ммнморфлот)

Министерства морского флота

103759, Москва. Жданова, 1/4 от 18.02.81 г. Кя НТУ-5-86/1

В соответствии с постановлением Коллегии Минморфлота, Коллегии Госкомизобретений, Президиума ЦС ВОИР и Президиума ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота от 11 ноября 1980 г. направляю разработанные Союзморниипроектом по заданию Научно-технического управления Методические указания по расчету годового экономического эффекта от внедрения изобретений и рационализаторских предложений на предприятиях ММФ (РД 31.01.06—81).

Методические указания предназначаются для оказания практической помощи при определении экономической эффективности от внедрения изобретений и рационализаторских предложений по утвержденной Минморфлотом Методике определения экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (письмо ММФ от 25.04.78 г. 40).

При возникновении вопросов применения Методических указаний и предложений по их совершенствованию следует обращаться в Союзморниипроект.

В. X. ДУБЧАК

Начальник Научно-технического управления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ГОДОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИИ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ММФ

РД 31.01.06—81 Вводится впервые

Вводятся в действие письмом ММФ от 18.02.81 г. № НТУ-5-86/1.

Срок введения в действие установлен с 1 июля 1981 г.

Методические указания содержат пояснения и примеры расчета годового экономического эффекта от внедрения изобретений и рационализаторских предложений, выполняемых в соответствии с РД 31.01.03—78.

Методические указания распространяются на расчеты, выполняемые предприятиями и организациями ММФ.

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ ГОДОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

1.1.    Настоящие Методические указания разработаны на основании методических положений Методики определения экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (письмо ММФ от 25.04.78 г. »Nb 40). Дополнен этот документ поясняющими положениями и примерами расчетов экономии применительно к практическим нуждам изобретателей и рационализаторов морского транспорта.

1.2.    Методические указания предназначены для определения экономического эффекта от внедрения на предприятиях морского транспорта изобретений и рационализаторских предложений1, направленных на экономию трудовых, энергетических и материальных- ресурсов, повышение качества работы, ремонта и обслуживания механизмов и систем, повышение надежности и безопасности мореплавания, экономию валютных затрат и увеличение валютных поступлений без существенных дополнительных затрат, величина которых несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью технических средств и сооружении.

i

1.3.    Расчет годового экономического эффекта от внедрения предложений производится путем сравнения показателей реализуемого предложения с базовыми показателями. В качестве базы для сравнения принимаются показатели действующей техники и технологии до внедрения предложения. В тех случаях, когда предложе-

В дальнейшем для краткости — «предложений».

ния впервые внедряются на данном предприятии и отсутствуют среднегодовые показатели заменяемой техники и технологии, в качестве базы принимаются показатели аналогичной техники и технологии на родственных предприятиях ММФ или плановые (нормативные) показатели заменяемой техники по паспортным или иным конструктивным характеристикам на оптимальные условия эксплуатации.

1.4.    Определение годового экономического эффекта от внедрения предложений основывается на сопоставлении текущих и капитальных затрат по базовому и внедряемому вариантам с учетом затрат на внедрение предложения. При этом в расчетах эффекта можно использовать как абсолютные значения текущих и капитальных затрат на годовой объем работы, так и их удельрые значения на единицу объема продукции (работы). Текущие расходы предприятий морского транспорта включают ежегодные затраты на перевозку грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы и прочие портовые операции, судоремонт, другие виды работ и услуг. В их состав входят: заработная плата работников (основная и дополнительная), начисления на социальное страхование, рацион коллективного питания, суточные, платежи в бюджет, топливо и электроэнергии, текущий ремонт оборудования и сооружений, материалы и износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря (стоимостью до 100 руб. или со сроком службы менее одного года), навигационные расходы, судовые и канальные сборы, агентирование, содержание управленческого аппарата, обще-эксплуатационные и стивидорные расходы. Кроме того, в состав текущих расходов входят амортизационные отчисления от стоимости основных производственных фондов, включающие ежегодные отчисления на полное восстановление изношенных основных фондов и их капитальный ремонт. Примерная структура расходов предприятий морского транспорта приведена в прил. 1. Текущие' расходы, отнесенные на годовой объем продукции (работы), характеризуют показатель себестоимости единицы продукции (работы).

1.5.    Капитальные вложения на предприятиях морского транспорта представляют собой единовременные затраты на строительство постоянных сооружений или приобретение технических средств, оборудования и инвентаря стоимостью свыше 100 руб. или со сроком службы более одного года. Примерная структура капитальных вложений на предприятиях морского транспорта приведена в прил. 2. Капитальные вложения, отнесенные на годовой объем продукции (работы), характеризуют показатель удельных капитальных вложений на единицу продукции (работы).

1.6.    Годовой экономический эффект от внедрения предложения представляет собой суммарную экономию всех производственных

ресурсоз (живой труд, материалы, топливо, электроэнергия, капитальные вложения, основные и оборотные фонды), которую получают предприятия морского транспорта. В состав экономического

5

эффекта должна включаться не только экономия ресурсов на данном предприятии или рабочем участке (прямая экономия), но и экономия, достигаемая в результате внедрения предложения в смежных хозяйствах и на рабочих участках (сопутствующая, косвенная экономия). В соответствии с этим при определении экономического эффекта по предложениям, влияющим на экономические показатели не только данного предприятия или объекта, но и смежных хозяйств и объектов, необходимо включать в расчет не только прямые, но и сопутствующие капитальные и текущие затраты.

1.7.    В тех случаях, когда внедряемое предложение влияет на показатели себестоимости единицы продукции (работы) и удельных капитальных вложений, годовой экономический эффект определяется по формуле

ДЭ-\\S' + EHk')-(S + ЕМ] Qp—Ся,    (1.1)

где S', S — себестоимость единицы продукции (работы) до и после внедрения предложения, руб.; k', к—удельные капитальные вложения до и после внедрения предложения в соответствующих единицах измерения;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15;

Qp —объем продукции (работы) в расчетном году реализации предложения в соответствующих единицах измерения;

Сп —затраты, связанные с внедрением предложения, руб.; они могут быть единовременными кп и текущими Ст ^ Сп = Ст-1-Ен kn

1.8.    В тех случаях, когда внедряемое предложение не требует существенных капитальных вложений и не оказывает влияния на показатели удельных капитальных вложений, годовой экономический эффект определяется по формуле

ДЭ=(5'—5j Qp—С„.    (1.2)

1.9.    При определении годового экономического эффекта от внедрения предложений по формулам (1.1) и (1.2) в расчет включаются лишь те элементы и статьи текущих и капитальных затрат, которые изменяются под влиянием внедряемого предложения и от него зависят.

1.10.    В зависимости от этапа, на котором производится расчет экономического эффекта по предложениям, величина экономии может быть планируемой (ожидаемой) и фактической. В соответствии с этим показатели текущих и капитальных затрат, входящие в расчет эффекта по меняющимся элементам и статьям затрат, могут приниматься по плановым нормативам или отчетным данным в соответствии с калькуляцией расходов и сметами затрат, действующими в данном хозяйстве, по видам деятельности. Это же относится к

С

объему продукции (работы), на который рассчитывается эффект по данному предложению. В целях стимулирования заинтересованности изобретателей и рационализаторов в быстром внедрении предложений предварительный расчет эффекта после подачи предложений может вестись на запланированный в данном году объем продукции (работы), а при его отсутствии — на отчетный объем предыдущего года. Окончательная величина экономического эффекта уточняется после одного года эксплуатации по фактическому объему продукции (работы). Это же рекомендуется в том случае, когда отсутствуют данные о плановом объеме продукции (работы) на отдельных технологических участках.

1.11. Алгоритм расчета экономического эффекта от использования изобретения или рационализаторского предложения приведен в прил. 4 настоящих Методических указаний.

Примерный перечень документов, являющийся основанием для расчета экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских предложений, приведен в прил. 5.

2. РАСЧЕТ ГОДОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЭКОНОМИЮ ТРУДОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

2.1. Методика расчетов

2.1.1.    Наиболее массовыми и распространенными в практике работы предприятий морского транспорта являются предложения, направленные на снижение трудоемкости производства продукции (работ), полную или частичную замену ручного труда механизированным, sэкономию топлива и электроэнергии, лакокрасочных и смазочных материалов, цветных и черных металлов, запасных частей и других ресурсов.

2.1.2.    Если использование предложений снижает трудоемкость продукции (работ), расход зарплаты, сырья, материалов, топлива, электроэнергии, полуфабрикатов и т. п., то экономия на единицу продукции (работы) определяется по разнице их расхода по нормам, нормативам и расценкам, действовавшим на момент внедрения предложения, и по нормативным показателям, установленным в результате внедрения предложения. Исчисленная таким образом экономия на единицу продукции (работы) умножается на объем продукции (работы) в расчетном году.

2.1.3.    Экономический эффект от реализации предложений, направленных на экономию трудовых ресурсов, выражается в экономии заработной платы и начислений на соцстрах в расчете на годовой объем работы. Эта экономия рассчитывается путем определения влияния предложений на трудоемкость продукции (работы). При этом трудоемкость единицы продукции (работы) может изменяться под влиянием снижения потребного числа работников,

7

времени на выполнение работы, объема выполняемой продукции (работы) или под влиянием всех указанных факторов:

Т=Q'N't'—QM.    (2.1)

где Т —снижение трудоемкости продукции (работы), чел.-ч;

Q\ Q — объемы продукции (работы) до и после внедрения предложения;

N', .V— численность работников, необходимая на выполнение продукции (работы) до и после внедрения предложения, чел.;

i\ / — время, затрачиваемое на выполнение продукции (работы) до и после.внедрения предложения, ч.

При известном уменьшении трудоемкости продукции (работы) экономия в расходе заработной платы в расчете на годовой объем продукции (работы) определяется по формуле

дЭт=ТСч(1 + А0)-С„,    (2.2)

где Сч — часовая тарифная ставка работников, выполняющих данный объем продукции (работы), руб.; расчет ее ведется по формуле

С, =    (2.3.)

1 мес

где Смес — месячная ставка (оклад) исполнителя работы, руб.; Тцсс— месячный фонд рабочего времени, ч (в среднем он составляет 173,4 ч); k0 — коэффициент, учитывающий отчисления от заработной платы на социальное страхование (в процентах от заработной платы), доли единицы;

Сп —затраты, связанные с внедрением предложения, руб.

2.1.4.    Если использование предложения снижает затраты труда, оплачиваемого по сдельным расценкам, то экономия на единицу продукции (работы) определяется путем сопоставления расценок, действовавших до внедрения предложения, с расценками, вводимыми в связи с внедрением предложения. Эта экономия умножается на объем продукции (работы) в расчетном году.

Расчет экономии по заработной плате работников с повременной системой оплаты труда производится путем сопоставления отношения планового годового фонда заработной платы к объему продукции до и после внедрения предложения. При подсчете экономии по заработной плате учитывается также дополнительная заработная плата, которая начисляется в процентах к основной.

2.1.5.    Для расчета эффекта от использования предложений, направленных на экономию топлива, определяется влияние предложения на расход топлива в натуральном выражении на годовой о0ъем продукции (работы). Уменьшение расхода топлива может быть вызвано снижением нормы на единицу продукции (работы), отказом от тех видов работ, где до внедрения предложения потреб-

лялось топливо, или заменой дорогостоящего топлива более дешевым. При известной экономии и цене топлива экономический эффект определяется по формуле

Эт-Шт.    (2.4)

где В — экономия топлива на годовой объем продукции (работы), т;

Цт — оптовая цена 1 т топлива, руб.

2.1.6.    Для расчета эффекта от использования предложений, направленных на экономию энергии (электрической, тепловой, газовой и т. п.), определяется влияние предложения на расход энергии в натуральном выражении на годовой объем работы. Уменьшение расхода энергии может быть вызвано снижением нормы потребления энергии на единицу продукции (работы), а также отказом от тех видев работ, где до внедрения предложения потреблялась энергия. При известных установленной мощности потребителей электроэнергии, числе часов их работы и цене 1 кВт-ч экономический эффект определяется по формуле

Э,н-(Лг/Гв-ЛТэ)Сэн.    (2.5)

где N'y N — установленные мощности потребителей электроэнергии до и после внедрения предложения, кВт;

Т',Т —число часов работы потребителей электроэнергии до и после внедрения предложения;

С*н — отпускная цена 1 кВт-ч электроэнергии, руб.

Экономия по расходу энергии определяется исходя из действующих на момент внедрения предложения тарифов на электрическую, тепловую, газовую и другую энергию.

2.1.7.    Для расчета эффекта от использования предложений, направленных на экономию лакокрасочных и смазочных материалов, определяется влияние предложения на расход этих ресурсов в натуральном выражении на годовой объем продукции (работы). Уменьшение потребления этих видов ресурсов может быть вызвано снижением нормы расхода на единицу продукции (работы), а также отказом от тех видов работ, где до внедрения предложения потреблялись материальные ресурсы. При известном снижении потребления того или иного материального ресурса и цене единицы ресурса экономический эффект определяется по формуле

Эм-МЦ0.    (2.6)

где М — экономия материальных ресурсов па годовой объем продукции (работы) в натуральном выражении;

Ц0 — оптовая цена единицы ресурса, руб.

2.1.8.    В тех случаях, когда предложение оказывает комплексное влияние на трудовые и материальные затраты, определяющие

О

1

Цифровые данные этих и последующих примеров носят условный характер.

1!