Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

73 страницы

Купить РД 31.01.03-78 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика устанавливает единые на морском транспорте методические принципы определения экономической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений и является обязательной для всех организаций и предприятий Министерства морского флота на всех стадиях создания и внедрения новой техники. Она является обязательной для всех организаций и предприятий Министерства морского флота на всех стадиях создания и внедрения новой техники.

 Скачать PDF

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Оглавление

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Расчет годового экономического эффекта

Раздел 3. Особенности расчета экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских предложений при определении размеров авторского вознаграждения

Раздел 4. Порядок проведения и согласования расчетов экономического эффекта новой техники, изобретений от рационализаторских предложений

Раздел 5. Отражение экономического эффекта новой техники в нормах, нормативах, плановых и отчетных показателях предприятий морского транспорта

    I Справочный материал

II Методические указания

     1. Распределение экономического эффекта новой техники по этапам разработки и исполнителям

     2. Определение суммарного экономического эффекта новой техники для оценки деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций морского транспорта

III Примеры расчетов

     1. Выбор наиболее экономичного варианта новой техники при одинаковом объеме и качестве транспортной продукции

     2. Определение годового экономического эффекта от совершенствования технологии морской перевозки грузов

     3. Определение годового экономического эффекта от внедрения нового судна с горизонтальным способом производства грузовых работ

     4. Учет фактора времени при расчетах экономической эффективности новой техники

     5. Определение годового экономического эффекта от внедрения новой системы технического обслуживания морских судов

     6. Определение годового экономического эффекта от применения на морских судах новой пластичной смазки

     7. Определение годового экономического эффекта от замены одного узла судна другим, более долговечным

     8. Определение фактического годового экономического эффекта от внедрения нового навигационного устройства для оценки опасности сближения судов

     9. Определение годового экономического эффекта от совершенствования технологии ремонта судов в заводских условиях

     10. Определение годового экономического эффекта от использования изобретения "Крановый захват с управляемым наклоном вил"

     11. Определение годового экономического эффекта от использования изобретения "Противонакипная присадка для судовых испарителей"

     12. Определение годового экономического эффекта от использование изобретения "Станок для статической балансировки гребных винтов"

     13. Определение годового экономического эффекта от использования изобретения "Полуавтоматический захват для перегрузки труб большого диаметра"

     14. Определение годового экономического эффекта от внедрения изобретения "Универсальная передвижная доковая клетка"

     15. Определение годового экономического эффекта от внедрения рационализаторского предложения "Способ дозирования сыпучих грузов при погрузке в крытые железнодорожные вагоны"

     16. Определение годового экономического эффекта от внедрения рационализаторского предложения "Гидравлический способ ремонта деформированного корпуса судна"

     17. Определение годового экономического эффекта от внедрения пакетной перевозки и перегрузке круглого леса

     18. Определение годового экономического эффекта от внедрения системы оптимальной обработки судов транспортного флота в морском порту

     19. Определение годового экономического эффекта от создания новой конструкции глубоководных причалов

     20. Определение годового экономического эффекта от внедрения новой технологии погрузочно-разгрузочных работ на контейнерном комплексе в морском порту

     21. Определение годового экономического эффекта от внедрения механизированных способов сварки

     22. Определение годового экономического эффекта от внедрения нового судового ПВ и КВ радиопередатчика

 
Дата введения25.04.1978
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

22.03.1978ПринятГосударственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике
31.03.1978ПринятГосударственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий12/19-473/25
22.04.1978УтвержденМинморфлот СССР
РазработанРостовское ЦПКБ ММФ
РазработанСоюзморНИИпроект
ИзданЦРИА Морфлот1979 г.
РазработанЦНИИМФ
РазработанЛенинградское ЦПКБ ММФ

Method for the Determination of Effectiveness of New Equipment, Innovations, and Efficiency Improvement Proposals in Maritime Transport

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МОСКВА • ЦРИА «МОРФЛОТ» 1979

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

Утверждаю. Заместитель министра морского флота СССР Б. А. Юницын 22 апреля 1978 г.

Согласовано.

Заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике

Ф. М. Тихомиров 22 марта 1978 г.

Заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

И. С. Наяшков № 1(2/19-473/26 от 31 марта 1978 г.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МОСКВА • ЦРИА «МОРФЛОТ»

1979

Таблица 1

Измерители и показатели продукции (работы) технических средств морского транспорта, используемые в расчете эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений

Виды технических средств

Показатели и измерители продукции (работы) технических средств морского4 транспорта

Грузовой транспортный флот в загранплаваний

Грузовой транспортный флот в каботаже

Пассажирский и грузо-пассажирский флот в заграиплавании

Ледокольный флот

Технический флот

Служебно-вспомогательный флот

Местный транспортный флот портов

Причалы морских портов Перегрузочное оборудование в портах

Крытые оклады в портах

Технологическое оборудование судоремонтных заводов Судоподъемные сооружения

Чистая валютная выручка, инв. руб., тонны перевозимого груза

тонно-мили. Грузооборот. Тонны перевозимых грузов. Доходы от перевозок грузов, руб.

Чистая валютная выручка, инв. руб.

Число перевозимых пассажиров

Тонны перевозимых грузов. Доходы от перевозок грузов и проводки транспортных судов. Затраты тоннажа на перевозку арктических грузов

Кубометры извлеченного и удаленного грунта. Доходы от дноуглубительных (работ, руб.

Доходы от операций с транспортным флотом, руб.

Доходы от перевозок грузов и паосажи-рое, руб.

Грузооборот порта, т »

Тонны грузопотока, проходящего через оклад

Объем валовой продуции, руб.

Объем продукции в НСО, руб.

Суммарное приведенное весовое водоизмещение в грузу ремонтируемых <^дов, т. Объем доковых работ, руб.


Примечание. Выбор измерителей и показателей продукции (работы) технических средств морского транспорта производится в зависимости от этапа проведения расчетов эффективности новой техники и наличия исходной информации.

Г <71-4-/:,, t (*S“i — ^2) —E*(k, Л,)

"l5' Чг + Е* +

2.2. Годовой экономический эффект от производства и использования новых технических средств долговременного применения (судов морского флота всех назначений, перегрузочного и технологического оборудования, гидротехнических сооружений и т. п.) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, надежность, долговечность и т. д.) рассчитывается по формуле (расчет производят только разработчики и изготовители этих средств)

(2.2)

где

зi, Зч — приведенные затраты на изготовление базового и нового технического

ю

средства в расчете на единицу продукции (работы), определяемые по формуле (1.1), руб.;

— коэффициент учета роста произво-


U7,, W2


Я\ ~4~ £н Яч “f*


Яи 42


Е


к


(У-£/)-5н(У-У)

н


дительности (мощности, провозоспособности) единицы нового технического средства по сравнению с базовым;

—    годовые объемы продукции (работы), производимой при использовании единицы соответственно базового и нового технических средств (см. табл. 1);

—    коэффициент учета изменения срока службы (долговечности) нового технического средства по сравнению с базовым;

—    доли отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление (реновацию) базового и нового технических средств. Рассчитываются как величины, обратные срокам службы средств труда, определяемых с учетом их морального износа. При необходимости повышения точности расчета они должны приниматься по данным табл. 2 приложения I;

—    нормативный коэффициент эффективности (0,15);

—    экономия потребителя на текущих


издержках эксплуатации и отчислениях от сопутствующих капитальных вложений за весь срок службы нового технического средства по сравнению с базовым, руб.; k\y k2 — сопутствующие капитальные вложения потребителя (капитальные вложения без учета стоимости рассматриваемых технических средств) при использовании базового и нового технических средств в расчете на объем продукции (работы), производимой с помощью нового технического средства, руб.;

S'и 5'г — годовые эксплуатационные расходы потребителя при использовании им


И


базового и нового технического средства в расчете на объем продукции (работы), производимой с помощью нового технического средства. В этих расходах учитывается только часть амортизации, предназначенная на капитальный ремонт технических средств, т. е. без учета расходов на их реновацию, а также амортизационные отчисления по сопутствующим капитальным вложениям потребителя;

Q2 — объем.продукции (работы), производимой с помощью новых технических средств в расчетном году; измерители продукции (работы) приведены в табл. 1.

Ь\ (^| — $2) —

1-П+-Е-



(2.3)


2.3. Годовой экономический эффект от производства и использования новых и усовершенствованных предметов труда (лакокрасочных, синтетических и других материалов, топлива и других видов энергии), а также технических средств со сроком службы менее одного года рассчитывается по формуле (расчет производят только разработчики и изготовители этих предметов труда)

где Ъь Ь2— удельные расходы соответственно базового и нового предметов труда в расчете на единицу продукции (работы) в натуральном измерении;

Зь 32 — приведенные затраты на изготовление единицы соответственно базового и -нового предметов труда, руб.;

S' 1, S'2~ расходы на единицу продукции (работы) при использовании базового и нового предметов труда без учета их стоимости, руб.; k'u k'2 — сопутствующие капитальные вложения при использовании потребителем базового и нового предметов труда в расчете на единицу продукции (работы), производимой с применением нового предмета труда, руб.;

Q2 — объем применения нового предмета труда в расчетном году в соответствующих единицах.

2.4. Годовой экономический эффект от повышения качества транспортной продукции (выражающегося в увеличении скорости доставки груза, установлении регулярности работы транспортного флота, повышении сохранности грузов, безопасности мореплавания и надежности работы технических средств, улучшении условий поездок пассажиров и т. д., в результате чего достигается дополнительная экономия на транспорте и в народном хозяйстве на

основе использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений) рассчитывается по формуле

АЭИч-АЯ—Я.*,.    (2.4)

где ДЭкач — годовой экономический эффект от повышения качества транспортной продукции, руб.;

ДР — прирост прибыли от реализации транспортной продукции повышенного качества в расчетном году, руб.;

К2 _ дополнительные капитальные вложения и другие затраты, связанные с реализацией мероприятий по повышению качества транспортной продукции, руб.

2.5.    Годовой экономический эффект мероприятий по новой технике от использования изобретений и рационализаторских предложений, результатом которых является экономия стояночного времени транспортного флота в портах, рассчитывается по формуле

ЬЭпст = &Тпапсх,    (2.5)

где АЭст — годовой экономический эффект от сокращения стоянок судов транспортного флота в портах, руб.;

ДТп— экономия стояночного времени судов в портах в расчете на годовой объем продукции (работы), судо-сут; flcr—судо-суточные расходы по содержанию судов транспортного флота на стоянке в портах, руб.

Расчет экономии стояночного времени судов в портах ДТп производится на основе действующих (утвержденных) или проектных технологических норм и нормативов обработки судов в портах. Показатели судо-суточных расходов по содержанию судов транспортного флота на стоянках в портах а?т принимаются по данным Приложения II к отраслевой Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений (издание ЦБНТИ ММФ, М., 1975, 1978 гг.).

При отсутствии таких нормативов расчет расходов по содержанию судов транспортного флота на стоянке в портах производится по плановой (отчетной) калькуляции пароходства, эксплуатирующего данный тип судна.

2.6.    Годовой экономический эффект мероприятий по новой технике от использования изобретений и рационализаторских предложений, результатом которых является экономия времени нахождения судов в заводском ремонте, рассчитывается но формуле

ЛЭССТ-Д7С^,    (2.6)

где ДЗсг — годовой экономический эффект от уменьшения времени нахождения судов транспортного флота в заводском ремонте, руб.;

A7C—экономия времени нахождения судов транспортного флота в заводском ремонте в расчете на годовую программу, судо-сут; atт — судо-суточные расходы по содержанию судов за время нахождения в заводском ремонте, руб.

Расчет экономии стояночного времени в судоремонте ДГС про-

13

изводится на основе действующих (утвержденных) или проектных технологических норм и нормативов ремонта судов в заводских условиях. Показатели судо-суточных расходов по содержанию судов транспортного флота на стоянке в ремонте а\у устанавливаются по плановой (отчетной) калькуляции пароходства, эксплуатирующего данный тип судна.

2.7.    Годовой экономический эффект мероприятий по новой технике от использования изобретений и рационализаторских предложений, результатом которых является увеличение провозной способности судов транспортного флота, рассчитывается по формуле

(2.7)

где ДЗП.ф— годовой экономический эффект от увеличения провозной способности судов транспортного флота, руб.;

AQ — дополнительное количество груза, перевозимого за счет увеличения провозной способности судов транспортного флота, т; d2 — средняя доходная ставка за перевозку дополнительного груза, рубУт;

S2 — средняя себестоимость перевозки дополнительного груза, рубУт.

Формулы (2.5), (2.6), (2.7) применяются только для расчета прямой экономии текущих затрат (дополнительной прибыли) на предприятиях, использующих новую технику, изобретения и рационализаторские предложения.

2.8.    При определении годового экономического эффекта в составе капитальных вложений предприятий морского транспорта, внедряющих новую технику, учитываются как непосредственные капитальные вложения, включающие затраты в соответствии с Методическими указаниями к составлению плана развития народного хозяйства СССР Госплана СССР, так и другие единовременные затраты, необходимые для создания и использования новой техники вне зависимости от источников их финансирования. К таким затратам относятся:

затраты на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы (только в варианте новой техники);

затраты на приобретение, доставку, монтаж, демонтаж, техническую подготовку, наладку и освоение производства;

затраты на пополнение оборотных фондов, связанные с созданием и использованием новой техники;

затраты на технические мероприятия и установки, предотвращающие отрицательные последствия влияния эксплуатации новой техники на природную среду, а также на условия труда;

непланируемые убытки (или прибыль) от производства и реализации продукции в период освоения производства, предшествующий расчетному году.

2.9.    Состав статей эксплуатационных расходов по основной (эксплуатационной) и промышленной деятельности морского транс-

порта, способы их расчета, методы калькуляции расходов принимаются в соответствии с действующими (утвержденными) нормативными документами по видам деятельности и хозяйствам.

Расчеты снижения себестоимости продукции (работы) должны учитывать только те затраты, которые изменяются в связи с использованием новой техники, изобретений и рационализаторских предложений.

При определении годового экономического эффекта на этапах планирования и разработки новой техники, а также при принятии решения о постановке ее на производство используются проектные, нормативные и плановые показатели текущих затрат.

При определении фактического экономического эффекта новой техники учитываются данные статистической и бухгалтерской отчетности, отражающие реально сложившиеся затраты и объемы продукции (работы), а также финансовые результаты. При этом должна быть обеспечена сопоставимость показателей базового и нового вариантов в соответствии с п. 1.9.

Раздел 3

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИИ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРОВ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

3.1.    Размер авторского вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения определяется на основе экономического эффекта, рассчитанного на годовой объем их использования. Для определения вознаграждения за изобретения экономический эффект рассчитывается в течение первых пяти календарных лет, а по рационализаторским предложениям — в течение первых двух лет с начала их использования (в соответствии с пп. 120, 122 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях). Если изобретение или рационализаторское предложение используется менее года, то экономический эффект рассчитывается за период фактического их использования.

Авторские вознаграждения за изобретения определяются на основе фактического экономического эффекта, а за рационализаторские предложения в начале их использования (при авансовой выплате) — на основе экономического эффекта, рассчитываемого по плановым данным, а по истечении первого и второго года их использования — на основе экономического эффекта, рассчитываемого по фактическим данным.

3.2.    При расчетах экономического эффекта изобретений и рационализаторских предложений капитальные вложения и другие единовременные затраты приводятся по формуле (1.2) к 1 января года начала использования изобретений и рационализаторских предложений. Текущие затраты и финансовые результаты производства учитываются без приведения их по фактору времени.

В качестве базы сравнения при расчетах экономического эффекта изобретений и рационализаторских предложений во все

15

Методика определения экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М., ЦРИА «Морфлот», 1979, 72 с.

Методика разработана коллективом научных работников Союз-морннипроекта, ЦНИИ морского флота. Ленинградского и Ростовского ЦПКБ ММФ под руководством кандидата экономических наук С. А. Обухова:

от Союзморниипроекта — кандидатами технических наук Л. Г. Соколовым, В. А. Полюшкиным, В. В. Беляковым, инженером О. Ф. Артамоновым;

от ЦНИИ морского флота — инженером В. Я. Паулем; от Ленинградского ЦПКБ — инженером Г. П. Белевичем; от Ростовского ЦПКБ — кандидатом экономических наук В. В. Емельяновым, инженером В. А. Кашнным.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА (Мни мор флот) от 25,04.78 г. № 40

РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА

Направляю для руководства и исполнения Методику определения экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (приложение), разработанную в соответствии с инструктивным письмом ММФ от 12 апреля 1977 г. № 29-пр.

В целях правильного применения Методики предлагаю организовать ее широкое изучение. Методическую помощь по практическому применению указанной Методики оказывает Союзморниипроект.

Заместитель министра    Б.    А.    Юницын

Раздел 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящая Методика устанавливает единые на морском транспорте методические принципы определения экономической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений.

Она является обязательной для всех организаций и предприятий Министерства морского флота на всех стадиях создания и внедрения новой техники.

1.2.    Настоящая отраслевая методика разработана на основе Методики (основных положений) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ), Госплана СССР, Академии наук СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (Госкомизобретений) № 48/16/13/3 от 14 февраля 1977 г., с учетом специфики расчетов эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений на морском транспорте.

1.3.    Методика предназначена для оценки экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений проектными, научно-исследовательскими и производственными организациями ММФ при решении следующих задач:

а)    технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов создания и внедрения новой техники;

б)    расчета годового экономического эффекта новой техники, изобретений и рационализаторских предложений и отражения эффекта в нормах, нормативах и показателях планов развития и работы организаций, предприятий, объединений и Министерства морского флота в целом;

в)    определения фактической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений;

г)    расчета размера премий за создание и внедрение новой тех-

ники и вознаграждений за изобретения, и рационализаторские предложения.

1.4.    При расчетах экономической эффективности по данной Методике под новой техникой понимаются впервые реализуемые на морском транспорте результаты научных исследований и проектно-конструкторских разработок, содержащие изобретения и другие научно-технические достижения и направленные на создание и внедрение новых и усовершенствованных:

а)    технических средств, систем и комплексов морского транспорта (судов морского флота и судового оборудования, средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, судоремонта и др.), отличающихся более высокими техническими параметрами и экономическими показателями;

б)    технологических процессов перевозок, погрузочно-разгрузочных и других работ, технической эксплуатации флота, методов производства, отличающихся более рациональным использованием техники, трудовых и материальных ресурсов;

в)    методов и форм организации труда и управления производственными процессами на предприятиях морского транспорта, обеспечивающих экономию трудовых и материальных ресурсов;

г)    конструкций и материалов (лакокрасочных, энергетических, металлических, синтетических и др.), использование которых приводит к экономии материальных ресурсов, повышению эффективности и качества производства.

1.5.    Расчеты по определению экономического эффекта новой техники производятся на следующих этапах:

при включении работы в планы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ (этап планирования новой техники);

в процессе проведения исследований и разработки вариантов новой техники (этап разработки новой техники);

при внедрении результатов законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в производство (этап внедрения новой техники);

при массовом и серийном применении новой техники в производстве (этап фактического освоения новой техники).

В зависимости от этапа величина экономического эффекта может быть ожидаемой, планируемой и фактической. Независимо от этого расчеты экономического эффекта на всех этапах выполняются в соответствии с настоящей Методикой (представление расчетов для целей экономического стимулирования организаций — разработчиков новой техники регламентируется действующим Положением о порядке образования, использования и учета фондов для экономического стимулирования научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и предприятий ММФ за создание, освоение и внедрение новой техники, утвержденным ММФ в 1976 г. — письмо НТУ ММФ 3-44-545 от 1 апреля 1976 г.).

В целях упрощения и ускорения процесса утверждения величины экономического эффекта вышестоящими организациями на

каждом последующем этапе расчеты экономического эффекта могут представляться на согласование и утверждение в сокращенной форме, содержащей лишь уточненные основные исходные данные и конечные результаты расчетов с соответствующими ссылками на расчеты, выполненные на предыдущих этапах.

1.6.    Экономическая целесообразность создания и внедрения новой техники, изобретений и рационализаторских предложений обосновывается экономическим эффектом, рассчитываемым на объем продукции или работы новой техники в расчетном году (годовым экономическим эффектом). За расчетный год принимается первый год после окончания планируемого (нормативного) срока освоения производства новой техники.

1.7.    За базу сравнения при определении годового экономического эффекта новой техники принимаются:

а)    на этапе выбора варианта новой техники при формировании планов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, при принятии решения о постановке на производство новой техники — показатели лучшей техники, спроектированной в СССР (или зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или разработана в СССР на основе приобретения лицензий), имеющей наименьшие приведенные затраты в расчете на единицу продукции (работы). В случае отсутствия проектных разработок в СССР и невозможности использования зарубежного опыта в качестве базы сравнения принимаются показатели лучшей техники, имеющейся в СССР;

б)    на этапе внедрения и эксплуатации новой техники — показатели лучшей действующей техники, аналогичной или близкой по назначению и сфере применения новой технике. При отсутствии аналогов в качестве базы сравнения принимаются показатели заменяемой техники1.

1.8.    На всех этапах показатели базовой техники (себестоимость, капитальные вложения и др.) принимаются с учетом повышения технического уровня производства в расчетном году.

При определении годового экономического эффекта по изобретениям и рационализаторским предложениям за базу сравнения принимаются показатели действующей техники до внедрения изобретений и рационализаторских предложений.

1.9.    Сравниваемые варианты новой и базовой техники должны быть приведены в сопоставимый вид по:

объему, качеству и составу производимой продукции (работы);

месту и внешним условиям выполнения работы;

времени затрат и получению эффекта;

методам и нормативам расчета технико-экономических показателей;

ценам, принятым для выражения затрат и эффекта;

социальным и экологическим условиям.

1.10.    Разновременные капитальные и текущие затраты необходимо приводить к одному и тому же времени для всех сравниваемых вариантов способами, изложенными в п. 1.18 Методики.

Варианты новой и базовой техники должны сравниваться при одинаковых объемах работы. Для обеспечения сопоставимости базовый вариант должен предусматривать выполнение заданного объема работы с минимально необходимыми капитальными вложениями при отказе от осуществления варианта новой техники (п. 27 отраслевой Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений).

1.11.    Для обеспечения народнохозяйственного подхода к оценке экономической эффективности новой техники в расчетах используется единый нормативный коэффициент экономической эффективности. Величина этого коэффициента принимается равной 0,15.

1.12.    Определение годового экономического эффекта основывается на сопоставлении удельных приведенных затрат по базовой и новой технике. Приведенные затраты представляют собой сумму себестоимости продукции и нормативной прибыли:

3 = s + EHk,    (1.1)

где з — приведенные затраты на единицу продукции (работы), руб.;

5 — себестоимость единицы продукции (работы), руб. (коп); k — удельные капитальные вложения в производственные фонды, руб.;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15.

1.13.    Годовой экономический эффект новой техники, изобретений, рационализаторских предложений представляет собой суммарную экономию всех производственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), которую получают морской транспорт и народное хозяйство в результате использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений.

1.14.    Для отражения годового экономического эффекта и его составляющих элементов, а также других показателей экономической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в нормах, нормативах и показателях планов предприятий, объединений и Министерства морского флота в целом расчет соответствующих данных производится по всем годам планируемого периода эксплуатации новой техники, использования изобретений и рационализаторских предложений.

1.15.    При определении экономического эффекта новой техники, изобретений и рационализаторских предложений необходимо учитывать прямые и сопутствующие капитальные и текущие затраты, связанные с реализацией новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. Состав учитываемых прямых и сопутствующих (сопряженных) затрат при решении технико-экономических задач на морском транспорте регламентирован отраслевой Инструкцией по определению экономической эффективности ка-

7

питальных вложений, утвержденной заместителем министра морского флота СССР 30 ноября 1977 г. (инструктивное письмо ПВФУ ММФ № ПВФУ-01/1832 от 8 декабря 1977 г.).

На этапах планирования и разработки новой техники текущие и капитальные затраты по вариантам базовой и новой техники определяются по единым на момент проведения расчетов нормативам, прейскурантам, ценникам, тарифам, нормам и т. д. с учетом ожидаемых изменений на момент внедрения новой техники.

На этапе внедрения новой техники капитальные и текущие затраты по вариантам базовой и новой техники определяются по аналогичным нормативам, действующим на момент внедрения.

Нормативы капитальных и текущих затрат по базовой и новой технике на всех этапах расчетов должны приниматься по данным Приложения II к отраслевой Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений (ЦБНТИ ММФ, М., 1975, 1978 гг.).

1.16.    При определении годового экономического эффекта новой техники по крупным основным объектам морского транспорта (судам всех назначений, портовым и судоремонтным гидротехническим сооружениям, перегрузочному оборудованию), методам организации и управления производственными процессами в расчет принимаются данные о фактически выполненном этими объектами объеме продукции (работы) за период не менее 6 мес начиная с даты окончания периода освоения эксплуатации. При этом годовой объем продукции (работы) определяется с учетом средней нормативной продолжительности эксплуатационного периода и среднего фактического объема продукции (работы) за сутки эксплуатации.

1.17.    По отдельным объектам новой техники (машинам, механизмам, приборам, узлам и т. п.), используемым в качестве комплектующих изделий и специальных устройств на крупных объектах морского транспорта, средствах механизации и автоматизации производственных процессов, расчет годового экономического эффекта производится с учетом фактического количества объектов новой техники, введенных в эксплуатацию в расчетном году и определенных по действующим на момент внедрения нормативам расчетного годового объема производства или работ, выполняемых техническими средствами, на которых используются объекты новой техники.

Если внедрение этих объектов новой техники приводит к изменению производительности крупных основных объектов морского транспорта, это учитывается при определении годового объема продукции (работы) по результатам производственных испытаний или опытной эксплуатации объектов новой техники.

По остальным объектам новой техники в расчет принимается фактический объем продукции (работы), произведенный в расчетном году, или фактический объем реализации разработки по широте ее использования в производстве.

8

1.18. При расчетах годового экономического эффекта новой техники учитывается фактор времени в тех случаях, когда капитальные вложения осуществляются в течение ряда лет и текущие расходы существенно меняются по годам эксплуатации вследствие изменения режима работы объекта новой техники.

Учет фактора времени осуществляется путем приведения к одному моменту времени (началу расчетного года) единовременных и текущих затрат на создание и внедрение новой и базовой техники и результатов их применения. Такое приведение выполняется умножением (делением) затрат и результатов соответствующего года на коэффициент приведения, определяемый по формуле

«/- (I+ £„.»)'.    (1.2)

где    а,— коэффициент приведения;

Ец.п— норматив приведения, равный 0,1; t — число лет, отделяющее затраты и результаты данного года от начала расчетного года.

Затраты и результаты, осуществляемые и получаемые до начала расчетного года, умножаются на коэффициент приведения а ,, а после начала расчетного года делятся на этот коэффициент.

Приведение разновременных затрат и результатов используется только в расчетах годового экономического эффекта и не может служить основанием для изменения сметной стоимости объектов новой техники и других плановых показателей. Коэффициенты приведения, рассчитанные по формуле (1.2), даны в табл. 1 приложения I.

Раздел 2

РАСЧЕТ ГОДОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

2.1. Годовой экономический эффект от применения новых технологических процессов перевозок, погрузочно-разгрузочных и дноуглубительных работ, судоремонта, механизации и автоматизации производства, способов организации производства и труда, обеспечивающих экономию производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции, рассчитывается по формуле

A3-(Ji-3,)Q„    (2.1)

где    АЭ — годовой экономический эффект, руб.;

зь з2 — приведенные затраты на единицу продукции (работы), производимой с помощью базовой и новой техники, определяемые по формуле (1.1), руб.;

Q2 — объем продукции (работы), производимой с помощью новой техники в расчетном году; измерители продукции (работы) приведены в табл. 1.

1

В системе ценообразования за базу сравнения принимаются показатели лучшей техники.

6