МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ, ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ РАЗМЕРОВ И ПАРАМЕТРОВ ШЕРОХОВАТОСТИ ОСНОВНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОПАТОК ОСЕВЫХ ТУРБОМАШИН ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
РД 24.260.09-87 — РД 24.260.12—87
Издание официальное
1988
© Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию >нер-гетического оборудования им. И. И. Ползунопа (НПО ЦКТИ), 1988 г.
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Выбор конструкции и размеров
хвостовых соединений лопаток РД 24 2S0. OS- Ь1
паровых и газовых турбин и осевых компрессоров при проектировании
ОКСТУ 3II900_
Дата введения/?/ 01Я8
Методические указания устанавливает правила выбора конструкции, размеров и положений основных баз хвостовиков лопаток паровых и газовых турбин и осевых компрессоров (лопаток осевых турбомашин) и соответствующих пазов роторов, дисков, корпусов и
обсйм.
Наетоящие методические указания обязательны для организаций Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при новом проектировании, модернизации и изготовлении лопаток осевых турбамашш.
I. ОБШИБ ТРЕБОВАНИЯ
IЛ .Методические указания распространяются на 7 типов профилей хвостовых соединений лопаток:
1) Т - образные;
2) вильчатые;
3) грибовидные;
4) зубчиковые;
5) елочные;
6) пазовые;
7) трапециевидные.
1.2. Профили хвостовых соединений лопаток должны выбираться из числа приведенных в настоящих методических указаниях.
1.3. Размеры профилей хвостовых соединений лопаток, а также положение основных баз указаны на черт. I - 32 и в табл. 1-28.
1.4. В таблицах в скобках приведены номера профилей не рекомендуемые для нового проектирования.
1.5. Неуказанные предельные отклонения размеров HI2, Ь 12,
1.6. и - размеры для справок
ЕШ26009-87 С. 3
2. ПРОФИЛИ Т - ОБРАЗНЫХ ХВОСТОВИКОВ И ПАЗОВ
2.1. Профили хвостовых соединений Т - образного типа применяются следующих видов:
1) без заплечиков (см. черт. I, табл. I);
2) без заплечиков с расширяющимися в верхней части сторонами шейки (см. черт. 2, табл. 2);
3} с заплечиками (см. черт. 3, табл. 3).
2.2. Взаимное смещение в радиальном направлении опорных поверхностей хвостовика В и опорных поверхностей паза Д -не более 0,02 мм. (см. черт. 1-3).
2.3. При изготовлении лопатки и диска из материалов со значительно отличающимися коэффициентами линейного расширения предельные отклонения размера 171 хвостовика лопатки должен назначать конструктор.
2.4. В технически обоснованных случаях на поверхности шейки хвостовика допускается уступ в пределах поля допуска на размер ГП .
2.5. Для профиля III6 допускаются изменения размеров:
К = 5,5 мм; Ьг = 25,0 мм; Г5 = 1,5 мм.
h,
/{ОЩЩ Ши)
({005) 4008)
{(009 №0)'
ш
ит
\2отоо\д,оо
що
щищмто
32Я3.2Я13А {3.5
{2.7\
{2.5
6.5 ТО 15.5 6.5
2с,о д.о
22.0
38.01
]з2.о\згт.о
8 .ООЫЩОД
122.5'
38,0\{4.0
45,0 56.0|335| |
К |
Ы |
П |
Ч |
G |
п, |
i |
К |
fs |
К |
635i |
13.5 |
7.0 |
05 |
05 |
1.5 |
023 |
1.0 |
1.5 |
0.5 |
6.5 |
т |
1.5 |
0.5 |
0.5 |
1.5 |
0.6 |
1.0 |
1.8 |
0.8 |
{20 |
то |
1.0 |
0.5 |
0.5 |
1.5 |
0.5 |
10 |
15 |
0.8 |
6.5 |
{U5 |
1.5 |
аь |
O.U |
2.0 |
04 |
1.5 |
2.0 |
0.4 |
115 |
22.0 |
2.0 |
1.0 |
1.0 |
40 |
1.0 |
3,0 |
2.5 |
12 |
8.0 |
№ |
1.5 |
0.5 |
0.5 |
1.5 |
0.6 |
10 |
18 |
0.8 |
9.0 |
т |
1.5 |
0.8 |
1.5 |
2.5 |
0.8 |
г.о |
2.5 |
0.8 |
5 20,0 |
44.0 |
3.0 |
15 |
1.5 |
7.0 |
2,0 |
7.0 |
3,5 |
г.о |
1 Ш |
305 |
2.5 |
08 |
0.8 |
2.5 |
10 |
2.0 |
3.0 |
ю |
0 {8, С |
345 |
3.0 |
1.5 |
2.0 |
6.0 |
1.2 |
5.0 |
3.5 |
17 |
0 {5, С |
Ж |
2.5 |
1,0 |
2.6 |
>41 |
1.0 |
2.6 |
> 3.6 |
ю |
020./ |
1473 |
F 3,0 |
1.5 |
1.5 |
6.1 |
1 1,'с |
14,С |
1 5,31 |
il.T |
5128} |
\ьъ,/ |
16.0 |
21 |
1.5 |
10, |
0| 21 |
112А |
0 6.5 |
|2.5 |
|
РД24.26009-87 C.5
а-просринь хбостоЗииа; fi-npocpunt> паза/ S-сзена сопряжения Черт 2.
Таблица 2.
нм |
Ионер
•УЮФШР |
т |
п |
ь |
А, |
Аг |
Aj |
А» |
П |
а |
г3 |
о; |
г3 |
п |
Гг |
f. |
К |
г, |
Р |
d |
гтф.о |
370 |
755 |
№ |
т |
ю |
750 |
3.0 |
06 |
0.6 |
3.0 |
3.0 |
3.5 |
5.0 |
0.6 |
2.0 |
ОБ |
7Б |
50е02' |
№Tffa.4 |
375 |
ш |
77.5 |
77.5 |
гм |
77.5 |
гл |
0.6 |
аб |
3.0 |
3.0 |
33 |
5,0 |
0.8 |
2,5 |
0.8 |
76 |
09сп8' |
|
-S- |
а- поосршь хЗосто&ика о- прори/гь паза. ; 3-схема сопряжения
Таблица 3
ии |
Ном*
Гфнм |
т |
п |
Р |
S |
к |
ь. |
А |
к |
ht |
■% |
Т |
k |
Г, |
а |
Q |
Г, |
г. |
Г. |
(. |
f. |
f, |
к |
(, |
к |
№ |
8,0 |
ко |
4Ю |
«X |
«50 |
46,0 |
49,0 |
40,0 |
4kO |
40.5 |
25,5 |
3.5 |
45 |
а8 |
4.0 |
0.8 |
4.0 |
3.0 |
0,8 |
4.5 |
2.5 |
0,8 |
45 |
/о |
НЩ |
/Q0 |
к.0 |
«4.0 |
930 |
«.50 |
48.0 |
49.0 |
10.0 |
4к,0 |
405 |
255 |
3.5 |
45 |
08 |
4.0 |
0.8 |
4.5 |
з.о |
0,8 |
4.0 |
25 |
0.8 |
45 |
40 |
4408 |
40.0 |
к.0 |
20,0 |
5,00 |
«50 |
48.0 |
40.0 |
40.0 |
42.0 |
80 |
25.5 |
4 0 |
45 |
0.8 |
40 |
4Л |
4.5 |
«0 |
4.0 |
40 |
25 |
4.0 |
2.0 |
4.0 |
4445 |
4kJ0 |
6.0 |
21.0 |
7.00 |
650 |
26.0 |
27.0 |
43.0 |
21.0 |
/6.5 |
ЗБ,5 |
к.5 |
3.0 |
4.0 |
45 |
4.0 |
45 |
Зк |
4.2 |
45 |
к.к |
42 |
3.5 |
4.7 |
4446 |
№ |
5,0 |
27,0 |
6.50 |
5,00 |
2НР |
240 |
4кО |
46.0 |
44,0 |
345 |
40 |
2.0 |
40 |
(0 |
40 |
40 |
з.о |
42 |
4.2 |
3,0 |
42 |
2.5 |
4.2 |
4448 |
46.0 |
9.0 |
320 |
8,00 |
950 |
34.0 |
35.0 |
48.0 |
34,0 |
26.0 |
50.5 |
50 |
25 |
4.0 |
4.5 |
4.0 |
45 |
80 |
4.2 |
47 |
7.0 |
45 |
3.0 |
4.7 |
4420 |
49.0 |
8.5 |
38.0 |
050 |
9.00 |
36.0 |
37.0 |
48.0 |
27.0 |
220 |
«65 |
5.0 |
2.5 |
4.2 |
2.0 |
4.Z |
2.0 |
5.0 |
4к |
2.0 |
60 |
4,к |
3.0 |
2.2 |
№>) |
19.0 |
7.5 |
3 7,0 |
9.00 |
150 |
я.о |
Зк.0 |
48,0 |
29.0 |
2к.О |
«85 |
5,0 |
25 |
40 |
4.0 |
1.0 |
40 |
8.0 |
4.2 |
■4.2 |
7.0 |
42 |
3,0 |
4.2 |
(44221 |
49.0 |
9.0 |
36.0 |
8.50\ |
9,50 |
ЭМ |
38,0 |
210 |
32.0 |
27.0 |
Л5 |
5,0 |
2.5 |
42 |
4.7 |
4.2 |
2.0 |
6,0 |
4.2 |
4.5 |
7.0 |
42 |
3,0 |
2.0 |
(442Ц) |
по |
8,5 |
36.0 |
8,0 |
9,00 |
37,0 |
38.0 |
240 |
МО |
27.0 |
53.5 |
к.0 |
25 |
0.8 |
40 |
4.2 |
45 |
8.0 |
4.2 |
4.2 |
7.0 |
40 |
3.0 |
4.г |
4425 |
22.0 |
40,0 |
т |
44.0 |
40.5 |
игр |
«3,0 |
20.0 |
ДО |
26.0 |
53.5 |
60 |
5.0 |
4.5 |
2.5 |
4.5 |
25 |
6.0 |
4.8 |
2.5 |
7.0 |
4.8 |
5.5 |
27 |
4427 |
22,0 |
44.0 |
ш |
420 |
44.$ |
««.о |
к50 |
27,0 |
«45 |
350 |
700 |
6.5 |
2.5 |
45 |
25 |
15 |
2.5 |
7.0 |
4.7 |
45 |
18 |
45 |
3.0 |
2.7 |
4428 |
22.0 |
40.5 |
№ |
8,5 |
440 |
к.зо |
««.0 |
220 |
«оА |
35,0 |
Ш |
555 |
2.0 |
4,5 |
45 |
4.5 |
2.0 |
5,0 |
4.7 |
4.5 |
5.0 |
45 |
25 |
4.1 |
4430 |
23.0 |
9.0 |
«ОД |
85 |
44.0 |
«40 |
«5,0 |
48,0 |
21.0 |
160 |
«0.5 |
5Р |
3,0 |
4.5 |
3.5 |
45 |
3.0 |
5,0 |
4.7 |
45 |
к.0 |
4.5 |
3.6 |
к.0 |
4134 |
£40 |
43,0 |
540 |
436 |
43.5 |
50Р |
51.0 |
30.0 |
«30 |
360 |
%5 |
7.0 |
3.0 |
4.5 |
2.5 |
15 |
3,0 |
7,0 |
4.7 |
2.5 |
7,0 |
4.5 |
3.5 |
2.7 |
4432 |
26.0 |
44.5 |
520 |
42.0 |
420 |
40,0 |
500 |
2кР |
38.0 |
29.5 |
64.5 |
6.5 |
6.0 |
45 |
30 |
4.5 |
3,0 |
7.0 |
4.8 |
3,0 |
8,0 |
4.8 |
6.5 |
3.2 |
(4435) |
304) |
15.0 |
бол |
45.0 |
453 |
60.0 |
Ш |
350 |
5W |
ис |
№ |
7.0 |
30 |
4.5 |
3.0 |
4.5 |
30 |
?Д |
4.7 |
2.5 |
7.0 |
45 |
3,5 |
32 |
443 6 |
300 |
Ю5 |
|
430 |
12.0 |
540 |
5«.0 |
250 |
32.0 |
25,0 |
585 |
7.0 |
з.о |
2.0 |
35 |
2.0 |
З.о |
70 |
2.2 |
4.5 |
7.0 |
2.0 |
3.5 |
к.0 |
4438 |
34.0 |
450 |
700 |
ISO |
45.5 |
U.0 |
65.0 |
320 |
33 с |
т |
66*1 |
7.0 |
5.0 |
4.5 |
5.0 |
1.5 |
3.0 |
го |
4.7 |
2.5 |
7.0 |
4.5 |
5.5 |
5.5 |
|
РД £к26009-87 С Л |
С. 6 Рд ги 260.09-8?
3. ПРОФИЛИ ВИЛЬЧАТЫХ ХВОСТОВИКОВ И ГРЕБНЕЙ
3.1. Профили хвостовых соединений вильчатого типа применяются следующих видов:
1) однопазовые, допускающие натяги (см. черт. 4, табл. 4);
2) однопазовые с гарантированными зазорами (см. черт. 5,
табл. 5);
3) двухпазовые, допускающие натяги (см. черт. 6, табл. 6);
4) двухпазовые с гарантированными зазорами (см. черт. 7, табл. 7);
5) двухпазовые ступенчатые (см. черт. 8, табл. 8);
6) трехпазовые, допускающие натяги (см. черт. 9, табл. 9);
7) трехпазовые с гарантированными зазорами (см. черт. 10, табл. 10);
8) трехдазовые ступенчатые (см. черт. II, табл. II);
9) трехпазовые ступенчатые для турбин АЗС (см. черт. 12, табл. 12);
10) четырехпазовые (см. черт. 13, табл. 13).
3.2. На черт. 4-13 "минус" означает зазор, "плюс" - натяг.
3.3. Приведенные на черт. 4-13 схемы сопряжения являются расчетными. В действительном сопряжении на половине сопрягаемых поверхностей допускается зазор до 0,1 мм.
3.4. На сопрягаемых поверхностях не допускаются единичные риски глубиной более 40 мкм на расстоянии менее 5 мм от края полу отверстия под штифты.
-г -