Купить РД 22-82-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Методические указания распространяются на металлоконструкции передвижных и приставных грузоподъемных кранов серии КБ, устанавливают методы и объем их обслекдования при техническом освидетельствовании, техническом обслуживании и ремонте.
1 Общие положения
2 Виды возможных повреждений
3 Состав обследования
4 Методика обследования
5 Приложения:
1 Неразрушающие методы контроля элементов конструкций
2 Выписка из "Методических рекомендаций по проверке отклонений от геометрической формы и размеров элементов башенных кранов при их изготовлении"
3 Величины моментов затяжки болтов опорно-поворотного устройства
4 Величина моментов затяжки стыковых болтов секции башни, стрелы и противовесной консоли
Дата введения | 01.07.1983 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
15.12.1981 | Утвержден | НПО ВНИИстройдормаш |
---|---|---|
Принят | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
Принят | Госгортехнадзор СССР |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРСКНОГО И КОММУНАЛЬНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО И ДОРСКНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМА' >АНЫ БАШ
KPJ
шип |
ОКУМЕНТ | |
3 СТРО] |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАЛЛОКШСТРУК
РД 22-82-81
УТВЕРЖДЕН : Генеральным директором НПО ВНИИстройдормаш
Э.Н. Кузиным 15.12.1981 г.
ИСПОЛНИТЕЛИ : П.В. Панкрашкин, Р.Г. Прикащиков, Л.А. Невзоров Е.М. Концевой, Г.Н. Пазельский, Е.В. Москвяк
СОГЛАСОВАН : Госстроем СССР П.И. Моисеев
Госгортехнадзором СССР, К.К. Есипов
московское НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ И ДОРОЖНОМУ МА1ШНОСТРОЕНИЮ ВНИИСТРОЙДОРА^Ш
п одиисано к печати 18.03в82 г„ заказ 100, тираж 963 экз*
Шл1
2.1.4. Повреждения в виде погнутостей возникают вследствин неправильного ведения монтажных работ,складирования и хранения, различных ударов, в результате перегрузки. Особенно опасными являются погнутости сжатых элементов.
В конструкциях башен,стрел при ремонтах может быть нарушена
пентровка раскосов ( черт. 6), когда оси раскосов л пояса в узле пересекаются не в одной точке, а со смешением О. . Указанны» япвре*»
денжя создают дополнительные нагрузки, напряжения. Распентровка
не должна превышать ± 5 мм.
2.1.5. В металлоконструкпиях более всего подвержены коррозии те элементы, в которых задерживается влага, скапливается грязь, в местах слабо вентилируемых. Возможными местами появления коррозии являются:
а) замкнутые пространства ( коробки) ходовых рам,кольпевых балок, пояса порталов;
б) опорные узлы башен,стрел;
в) зазоры и вели,образующиеся вследствие неплотного прилегания сопрягаемых элементов;
г) соединения, выполненные прерывистыми швами.
Коррозия уменьшает площадь сечения металла, в следствие
чего увеличиваются напряжения в элементах
Сто. 10 РД 22 - 82-81
2.1.6. Попадание влаги в полости элементов «например, кольцевых балок ходовых рам и поворотных платформ, поясов порталов,
(Замен и стрел вызывает в зимний период ее замерзания. В результате
происходит разрушение элементов в виде вздутия и разрывов стенок.
3. СОСТАВ ОБСЛЕДОВАНИЙ.
3.1. В соответствии с Правилами Госгортехнадзора (ст. 278) при техническом освидетельствовании крана и эксплуатапи онной документацией при техническом обслуживании и ремонте
осмотру должны подвергаться элементы металлоконструкпий и их соединения. Для облегчения обнаружения повреждений в табл. 2 указаны
места к возможного появления.
3.2• Допуски на величину повреждений,указанные в табл. 2,
распространяются как на конструкции узлов «приведенных в таблипе, так и на аналогичные им.
3.3. Состав работ по обследованию металлоконструкций при
техническом освидетельство£«знии и техническом обслуживании и ремонте устанавливается по табл. 3.
Необходимость проведения работ по определению величин отклонений элементов конструкции от прямолинейности й перпендикулярности ( п.п. 6.10; 7.6-7.9; 9.1. табл. 2-3) устанавливается предварительной визуальной оценкой в процессе технического обслуживания и ремонта или технического освидетельствования.
3.3.1. При ежесменном обслуживании допускается за одно обслуживание осматривать не все узлы, указанные в строке ВО табл. 3. При этом обследования должны быть построены таким образом, чтобы каждый узел из строки ЕО табл. 3 был осмотрен не менее трех раз за период между плановыми техническими об-служиваниями ТО-1.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ КРАНОВ,
Сто. 12 РД 22-82-81
АЕТСДЫ ИХ КОНТРОЛЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ.
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Т/аещана |
Не допус- Ремонт кается !
Узуальный осмотр (по ■ц.4.1.1.)
При ЕО.
1*2 .-Трещины в сварном стыковом шве сланца с поясом бапни
_1_
2ДОДО-
вая тележка
2_
Рама балансира 3-х колесной ходовой тележки
3
2.18Трвщина рамы в зоне изменения Нысоты сечения
4
Улел1 |
5
Визуальный осмотр(по п.4.1.1.).
При ЕО.
7__8_
Не долу с- Ремонт кается
4
| Трубчатый I шкворень 1 2нс колес-
ной тележ
ки
2.2. Трещина у отвер-
СТБИЯ ОСИ
Визуальный осмотр изнутри отверстия при СРЯТОЙ оси (по приложению т»капиллярны! метод)
Не допус- Замена кается шкворня
При Т
I
Продолкениб табл.2 | |
Стр,_ 14 РД 22-82=31 |
Т ' 2
З.ХОДО-1 Флюгер вал
рама 1
!
3.1, ТреЩИНЫ в сЕарных шва:: -соединения нижнего пояса со стенкой;
-в мес ах окончания накладки;
-в вертикальной стенке; -соединение ребра с нижним поясом.
4
5
Визуальный осмотр (по
П.4.П1.).
При Ей,
6
7
8
Не допускается
Ремонт
I
I
3,2. Трещину втулки под ось крепления к раме_.
Визуальный осмотр при снятом Флюгере (по приложению 1Ь При Т.
Не допускается
Замена
втулки
\
i
f
PIT 99-Я?.—ЯТ
I
I
З.Х од о- 'кольцевая вая рама рама (балка)
I
I
;
3.3. Трециян в сварных швах:
-соединение вертикальных листов по. ушинк с нижним листом и стенкой кольцевой балки;
-соединение вертикальных листов проушины с верхним листом;
-соединение го-онз октальной накладки с нижним листом проушины у основания;
-стыковые соединения нижних листов рамы (см.вид А)
Трещины в основном металле у основания нижньй проушины.
Стр. 16 РД 22 -82-81 |
I.
2. 3.
4.
5
6
7
Ходовая
рама
Кольоевая
рама
(балла)
3.4.Выработка отверстий проушин под ось крепления флюгера
Измерение
диаметра
отверстия
штангенциркулем при снятой оси (по п.
4.1.
При f
Act 4-2 Допускается
дс(,>2 Не допуска- Ремонт е.тся
3.5. Трещина в оси соединения с флюгером
/
с£ ягб
€ |
Визуальный осмотр без разборки. При ЕО
Ультразвуковая дефектоско
пия.
(см.прйло-жение I)
При необходимости
Не доцус- Замена кается оси
То же
то
PI 22 -82-ЯТ_SUbOZ
I
2
3
4
4.0порйо-поворотное устройство (ОПУ)
Болты 4.1. Вывинчивание (возможность д ходо- вращения от вой(коль- гаечного ! певой) раме и по воротной' платформе (ого-
крепления ОПУ К ходо-
I
i
клгоча
4.3.Обрыв головок
4.2.Ослабление за-ловку баш- тяжки ни) |
|
Сто. 18 ЕД 22-82-81 |
Группа Г 86
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
РД 22-82-81 Введен впервые
КРАНЫ БАШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
Срок введения установлен с июля 1983 г.
Настоящие методические указания распространяются на металлоконструкции передвижных и приставных грузоподъемных кранов серии КБ, устанавливают методы и объем их обследования при техническом освидетельствовании, техническом обслуживании и ремонте.
I
2
3.
4.
5.Поворотная платформа (пово'
РОТНЫЙ ОГО'
ловок кранов с непо-воротной башней)
Основа- 5 Л. Трещины ние в сварном
шве соединв' ния проушин крепления проти&овес-ной консоли и проушин крепления !стрелы с iкольцевой
драмой (для
кранов с не-
повсротной
башней
i 1 |
5.2.Трещины в сварном |
;шве соедине- | |
ния балки противовесной консоли с кольцевой балкой: | |
Двуно- |
5.3.Трещины |
гая стой- |
в сварном шве соедине- |
ка |
ния элемен- |
(шпрен- |
тов двуногой |
гельная балка) |
(шпренгель-ной)стойки |
(фермы) к | |
основанию. |
|
РД 22-82-81 стр. 19 |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.I. Настоящие методические указания разработаны с целью конкретизации состава работ по выявлению повреждений металлоконструкций при:
- техническом освидетельствовании крана в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (в дальнейшем - Правил Госгортехнадзора);
- плановых технических обслуживаниях и ремонтах кранов, приведенных в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" и "Указаниях по текущему ремонту" (в дальнейшем - эксплуатационная документация).
Методические указания могут быть также использованы при проведении внеплановых осмотров крана.
Требования, приведенные в методических указаниях, могут быть иопользованы в эксплуатационной документации на кран.
1.2. В настоящих указаниях под нижеследующими терминами н сокращенными названиями понимается:
металлоконструкция - несущие элементы металлических конструкций (башня, стрела, поворотная платформа, ходовая рама, рама ходовых тележек и т.п.) без электрооборудования, канатных блоков и их осей, приборов безопасности, балласта и противовеса, опорно-поворотного устройства, механизмов;
ЕО - ежесменное техническое обслуживание;
ТО-1 и ТО-2 - первое и второе плановые технические обслуживания, выполняемые через определенное время наработки и различающиеся
между собой периодичностью и составом работ;
Т - текущий ремонт;
,РД £2-93-91 „ g.TPiS,
1.3. Устанавливается следущая периодичность обследований: -обследование,входящее в состав осмотра по Правилам Госгортехнадзора при частичном или полном техническом освидетельствовании крана;
- после каждого монтажа крана на новом месте (независимо от того был ли кран до этого в эксплуатации,вновь изготовлен, или отремонтирован );
- обследование при проведении плановых технических обслуживание и ремонтов,периодичность которнх указана в эксплуатационной документации на кран. При отсутствии таких указаний в эксплуатационных документах,периодичность принимается по " Рекомендациям по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин”
ВДИИОМТП, БНИИстройдормаш.М. Стройиздат,1978 ( в дальнейшем
-"Рекомендации ТО и Р ") или по ведомственным нормам.
I.3.I. Учитывая, что в различных нормативных документах принимаются разные системы учета времени работы крана,для удобства составления планов технического обслуживания рекомендуется пользоваться таблицей периодичности технического обслуживания и ремонта кранов в машинном и нарядном времени по табл.1.
Под нарядным временем работы крана подразумевается время
работы, учитываемое сменным рапортом.
Под машинным временем - время, когда на кране работает хотя бы один механизм.
Сто. 4 РД 22 -82-81
Таблица I
Периодичность технического обслуживания ■ ремонта кранов,виражеиная в мавннном и нарядном временя.
| ||||||||||||
х) По "Рекомендациям ТО и Р". |
1.4. Обследование при полном техническом освидетельствовании после монтажа врана должно проводиться под руководством
липа, ответственного за содержание грузоподъемной машины (крана) в исправном состоянии.
1.5. Обследование при ЕО-проводится машинистом, при всех остальных плановых технических обслуживаниях и ремонтах-брига-дой,состав которой установлен "Рекомендациями ТО и Р ".
РД 22-82-81 стр. 5
1.6. Результаты обследований заносятся:
- при техническом освидетельствовании - в паспорт крана;
- по ежесменным обслуживаниям (ЕО)- в крановый журнал;
- по ТО-1,ТО-2 и Т - в журнал учета технических обслуживании и крановый журнал.
1.7. В случае обнаружения при обследовании повреждений, которые могут быть и на других аналогичных кранах,эксплуатирующая орга-низапия должна известить о повреждении завод-изготовитель ( в соответствии со ст.ст. 37,38 Правил Госгортехнадзора).
2. ВИДЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.
2.1. Для металлоконструкций башенных кранов наиболее характерны следующие повреждения,возникающие в пропессе эксплуатации:
а) Ослабление болтовых соединений;
б) Образование усталостных трещин в элементах и их соединениях;
в) Выработка(износ)шарнирных соединений;
г) Погнутости,отклонения положения узлов или самого узла от проектных размеров;
д) Разрушение элементов вследствие коррозии;
е) Разрушение (вздутие)элементов замкнутого сечения вследствие замерзания в них воды.
2.1.1. Надежная работа болтовых соединений (опорно-поворотного устройства- ОПУ,стыков секций башни,стрелы) обеспечивается предварительной затяжкой болтов определенным усилием. В пропессе эксплуатации возможно ослабление болтов из-за недостаточной их прочности, разрушения резьбы, неравномерной их затяж-
ки в соединении,В результате происходит раскрытие стыка, возможен обрыв самих болтов и их головок.
2.1.2. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают у конпентратора местных напряжений.
Конпентратором считается всякое резкое изменение сечения элемента (черт. 1-6 ). Стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным конпентраторам относятся:
а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (черт. I )
б) узлы прикрепления раскосов,стоек, диагоналей,связей и косынок к поясам ( черт. 2);
в) места окончания накладок.ребер (проушин)(черт.3) ;
г) отверстия: с необработанными кромками.прожженные,заваренные;
д) места пересечения сварных швов и их окончания, прерывистые швы ( черт. 4);
е) перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов) (черт.4);
ж) технологические дефекты сварных швов:подрезы,прожоги,перерывы в швах, не заваренные кратеры, резкие переходы от наплавленного металла к основному,чрезмерное усиление валика шва,не полн оме рн о сть шва (черт.5);
2.1.3. Выработка (износ) отверстий шарнирных соединений наблюдается в таких соединениях, как проушины телескопических подкосов башни,двуногой стойки ( шпренгельной фермы),проушины соединения флюгеров с ходовой рамой, отверстия в рамах ходовых тележек и шкворнях под ось их крепления. В результате выработки появляются чрезмерные зазоры в шарнирных соединениях, приводящие к повышенным динамическим нагрузкам и, как следствие, к увеличению напряжений в элементах крана.
РД 22-82-81 OTP...? |
А |
| ||||||||
Пересечение ui$oBt нет Выреза S ребре |
Начало и конец |
Т| I 111 I 11
Y-
ГНП I
ТГГГГГ-TV
Черт 4
OTP.а рд 22-яг-ят
Черт. 5