Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

Купить РД 22-20-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ распространяется на самоходные, передвижные и стационарные строительно-дорожные машины ( номенклатуры ВНИИстройдормаш). Руководящий нормативный документ устанавливает методы определения шумовых характеристик на рабочем месте оператора и в установленных местах нахождения обслуживающего персонала в рабочей зоне машины, а также внешнего шума самоходных машин при проведении предварительных (заводских) или периодических испытаний и периодических испытаний серийной продукции

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Шумовые характеристики и допустимые уровни шума

3 Аппаратура

4 Подготовка и условия проведения испытаний

5 Проведение измерений

6 Обработка и представление результатов измерений

Приложение 1 (справочное). Термины и определения

Приложение 2 (справочное). Перечень рекомендуемых приборов и аппаратуры для измерения шумовых характеристик

Приложение 3 (справочное). Имитирование рабочего цикла

Приложение 4 (обязательное). Форма протокола испытаний

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.10.1979УтвержденНПО ВНИИстройдормаш
РазработанЛИИЖТ
РазработанВНИИстройдормаш
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

РУКОВОДЯЩИЙ нормативный документ

МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ДОРОЖНЫЕ.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШУМОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И ВНЕШНЕГО ШУМА

РД 22-20-79

МОСКВА

РАЗРАБОТАН НПО «ВНИИстройдормаш» Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения

Начальник КБ института Вогау А. Б.

Зав. отделом эргономики Нифонтов А. О.

Зав. лабораторией вибро- и шумозащиты Степанов Ю. В.

Центральным научно-исследовательским полигоном-филиалом ВНИИ-стройдормаша

Зам. директора по научной работе Аксенов М. И.

Зав. лабораторией эргономики рук. темы Черезов Н. П.

Ленинградским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ)

Зав кафедрой «Охрана труда» Маслов Н. Н.

Руководитель отраслевой лаборатории по борьбе с шумом Иванов Н. И.

Ст научный сотрудник Курцев Г. М.

СОГЛАСОВАН головным отделом стандартизации

Зав. р отделом Сорокин А. Н.

Отделом базовой метрологической службы

Зав. отделом Жердев Ю. П.

УТВЕРЖДЕН директором ВНИИстройдормаша Бауманом В. А. 25 октября 1979 г.

РД 22 - 20 - 79 Сто. 9

5.2.6. Допускается проведение измерений при имитации рабочего цикла. Имитационные циклы для экскаваторов, бульдозеров, колесных и гусеничных погрузчиков приводится в справочном приложении 3. Схеме расположения микрофонов в соответствии с п.п. 5.2.4. - 5.2.5.

5.3.    В каждой конкретной точке измерения проводятся не менее трех отсчетов уровней звука L А или уровней звукового давления L в октавных полосах частот.

5.4.    При измерении постоянных шумов отсчет показаний приборов производится при временной характеристике S (медленно) с интервалом не менее 10 секунд. В случае колебаний стрелки прибора за результат следует принимать среднее значение показаний.

5.5.    В случае импульсных шумов отсчитываются показания прибора по временной характеристике С? (импульс) и их значения приводятся в протоколе измерений.

6. Обработка и представление результатов измерений

6.1.    Результаты измерений октавных уровней звукового давления L в дБ, уровней звука L А в дБА должны быть усреднены, для каждой точки измерения и соответствующего режима испытаний.

6.1.1.    Если разность измеренных уровней не превышает 7 дБ (дБА), то среднее значение этих величин определяется по формуле:

L’ *-|Л’

где    !- измеренный уровень дБ, (ДБА);

- количество измерений..

6.1.2.    Если разность измеренных уровней превышает 7 дБ (цБА), то среднее значение определяется по формуле;

6.2, При использовании 1/3 октавного фильтра измеренные уровни звукового давления должны быть пересчитаны в октавные уровни путем

Cm 10 РЛ 22 - 20 - 79

энергетического суммирования в соответствии с приложением ГОСТ 8.055-73,

6.3. Результаты измерений оформляются в виде протокола, являющегося состашой частью отчета об испытании машины. Форма протокола приведена в обязательном приложении 4.

РД 22 - 20 - 79 Сто. II

Рис. I Схема испытательно го участка и расположения контрольных точек измерения внешнего шума самоходных машин t, - длина испытываемой машины в м.

Рис,2 Схема расположения контрольных точек измерения внешнего шума, самоходных машин,работающих в стационарных условиях.

Рис.З Схема расположения контрольных точек измерения внешнего шума экскаваторов.

РД 22 - 20 - 79 Сгр.13

ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.    Самоходные машины - машины, пере,двигающиеся (от собственного привода) при выполнении основных технологических операций по производственной площадке.

2.    Передвижные машины - машины, перемещающиеся при выполнении основных технологических операций по специально подготовленной части производственного помещения, производственной площадки и т.п.

3.    Стационарные машины - машины, выполняющие свои основные технологические операции в стационарных условиях,

4.    Производственное помещение - замкнутое пространство в специально предназначенном здании или сооружении, в котором постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей, связанная о участием в различных видах производства.

5.    Рабочая зона машины - пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находится места постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

6.    Рабочее место оператора - место в системе "человек-машна", оснащенное средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным обдруцованием,где осуществляется трудовая деятельность человека-оператора*

7.    Места нахождения обслуживающего персонала в рабочей зоне машины -места, установленные техническими условиями или инструкцией по эксплуатации для конкретных видов машин.

7Л.Рабочее место - место постоянного шш временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности во время работы машины.

7.2.Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более д0% или 2 часов непрерывно) своего рабочего времени.

8.    Уровень звукового давления L , 'дБ, - величина вычисляемая по

формуле:    / = aoftJL

^Ро ’

где Р - среднеквадратичная величина звукового давления, ПаСн/м2);    Ро    =    2    х 1(Г5 Па

9. Уровень звука Za, дБА, - величина,вычисляемая по формуле

Za = 20^А^

где Ра - среднеквадратичная величина звукового давления с учетом "коррекции А1' шумомера, Па.

10.    Постоянный шум - шум, уровни которого во времени изменяются не более чем на 5 дБ.

11.    Непостоянный шум - шум, уровни которого во времени изменяются более чем на 5 дБ.

12.    Импульсный шум - непостоянный шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов каждый длительностью менее 1с, при этом уровни звука в дБА, измеренные при включении характеристик "медленно" и "импульс* шумомера по ГОСТ I7I87-7I, отличаются не менее чем на 10 дБ.

13.    Широкополосный шум - шум с непрерывным спектром шириной более одной октавы.

14.    Тональный шум - шум, в спектре которого имеются слышимые дискретные тона. Тональный характер шума устанавливается измерением в третьоктавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ.

15.    Эквивалентный уровень (по энергии) звука L А экв., дБА, данного непостоянного шума - уровень звука постоянного, широкополосного, неимпульсного шума, оказывающего такое же воздействие на человека, как и данный непостоянный шум.

ж

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

Перечень рекомендуемых приборов и аппаратуры для измерения шумовых характеристик

Наименование

] Тип

!Страна изготови ! тель

Измеритель шума и вибрации

ИШВ-1

СССР,

Щумовиброизмерительный комплекс

ИБК-1

Таганрогский

Щумомер

ШМ-1

з-д"Виброприбор"

Анализатор ит.п.

АСЗЧ

Прецизионный импульсный щумомер

00001

ГДР,

Измеритель уровня звука

00017

фирма PFT

Октавный фильтр

01000

Пистонфон

00003

Штатив

М32

Елок питания

00008

Самописец уровня

PSS-I0I

Терц-октавный анализатор

01003

Прибор для измерения уровня звука

00019

Измеритель уровня непрерывного звука и т.п.

00005

Прецизионный шумомер

2203

Дания,

Импульсный прецизионный шумомер

2209

фирма "Брюль и

Шумомер

2219

Къер

Октавный фильтр

1613

Пистонфон

4220

Портативный треножник

UA 0049

Частотный анализатор

2120

Самописец уровня портативный

2306

Самописец уровня

2307

Статистический анализатор

4420

Дозиметр шума и т.п.

4424, 4425

ПРШОЖЕНИЕ 3 Справочное

ИМИТИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ЦИКЛА

I.Экскаваторы

Регулятор цвигателя должен быть установлен либо в положение,соответствующее максимальной частоте вращения коленчатого вала,либо в положение, указанное изготовителем в качестве рабочего при эксплуатации машины. Манипулирование всеми органами управления должно осуществляться в соответствии с требованиями рабочего цикла,выполняемого с максимальной скоростью при соблюдении всех необходимых правил техники безопасности.

I.I. Оборудование обратной лопатой

Рабочий цикл имитирует отрывку траншеи с отсыпкой материала в банкет у бровки траншеи. Б начале цикла стрела и рукоять должны быть установлены в такое положение,при котором ковш выдвинут на 90$ максимального вылета и поднят на высоту 0,5 м над уровнем грунта.Режущая кромка ковша должна быть наклонена под углом 60° к поверхности испытательной площадки. Первой операцией является подъем стрелы с одновременным складыванием рукояти при сохранении неизменной высоты ковша над уровнем грунта (равной 0,5 м) до того момента,когда стрела и рукоять окажутся выдвинутыми на 50$ своего хода. Затем ковш запрокидывается "на себя". После этого имитируется операция переноса ковша через бровку траншеи.для чего ковш поднимают на достаточную (30$ от максимальной) высоту*посредством подъема стрелы при продолжающемся складывании рукояти. Далее выполняется вращение поворотной части на четверть оборота и в то же время продолжается подъем стрелы, и начинается выдвижение рукояти до тех пор,пока ковш не займет положение, соответствующее 60$ максимальной высоты подъема стрелы.Затем рукоять выдвигается на 90$ своего хода,после чего ковш поворачивается "от себя"до момента,когда режущая кромка займет вертикальное поло-

РД 22 - 20 - 79 Стр.17

жение. Выполняется вращение поворотной части в обратную сторону с одновременным опусканием стрелы, складыванием рукояти и поворотом ковша "к себе" в исходное положение для начала следующего цикла.

1.2. Оборудование прямой лопатой

Рабочий цикл имитирует разработку грунта в высоком забое. В начале цикла ковш должен быть установлен на высоте 0,5 м над уровнем испытательной шгощацкы в положение, при котором рукоять сложена на 75$ своего хода. Цикл начинается с выдвижения ковша и подъема его до 50$ максимальной высоты. Затем выполняется вращение поворотной части на четверть оборота, рукоять выдвигается на 90$ хода, после чего выполняется разгрузка ковша. Далее выполняется вращение поворотной части в обратную сторону с возвратом ковша в исходное положение для начала следующего цикла.

2. Бульдозеры гусеничные

Часть цикла, в течение которой машина движется передним ходом, должна выполняться при наибольшем передаточном числе трансмиссия,Д4Ш

которого скорость движения машины не превышает 4 км/ч при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, ограниченной регулятором. В случае, если скорость при максимальном передаточном числе превышает 4 км/ч, должно использоваться максимальное передаточное число. Часть цикла,в течение которой машина движется задним ходом, должна выполняться при наибольшем передаточном числе,для которого скорость движения наиболее близка к 8 км/ч,но не превышает этой величины при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, ограниченной регулятором.Для машин с гидрообъемной трансмиссией,при работе двигателя с максимальной частотой вращения коленчатого вала, ограниченной регулятором,орган управления скоростью машины должен быть установлен при движении передним ходом в положение,обеспечивающее скорость 4 км/ч,а при движении задним ходом - в положение обеспечивающее скорость 8 км/ч.

рл аг - го - 79 стр.18

В начале испытательного цикла базовая машина должна быть установлена таким образом, чтобы ее средняя точка (не считая бульдозерного оборудования) находилась у входной границы А-А испытательного участка (рис.1). Отвал должен быть поднят в транспортное положение согласно указаниям изготовителя. Орган управления трансмиссией передвигают в позицию, соответствующую передаче переднего хода, регулятор двигателя ставят в полностью открытое положение. При приближении средней точки базовой машины к выходной границе Б-Б участка, машиной следует управлять так, чтобы ее точка оставалась у выходной границы участка.

Трансмиссию переключают на соответствующую переда^ заднего хода. Когда машина начинает двигаться в обратном направлении, воздействием на орган управления бульдозерным отвалом поднимают отвал на высоту, равную 2/3 максимальной. Когда средняя точка машины достигнет входной границы участка, регулятор переводят в положение, соответствующее минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

3. Погрузчики гусеничные

Часть цикла,в течение котором машина движется передним ходом, должна выполняться при наибольшем передаточном числе трансмиссии, для которого скорость движения машины не превышает 4 км/ч при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя,ограниченной регулятором. В случае, если скорость при максимальном передаточном числе превышает 4 км/ч, должно использоваться максимальное передаточное число. Часть цикла, в течение которой машина движется задним ходом, должна выполняться при наибольшем передаточном числе трансмиссии,для которого скорость движения наиболее близка к 8 км/ч, но не превышает этой величины при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, ограниченной регулятором. Для машин с гидрообъемной трансмиссией, при работе двигателя с шксимальной частотой вращения коленчатого вала, ограниченной регулятором, орган управления скоростью машины при движении передним ходом должен быть установлен в положение,

шоводари норшшшш дскумент

РД 22 - 20 - 79 Введен впервые

МАИШЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ДОРОЖНЫЕ МЕТОДЫ 01РЕДЕЛЕШЙ ШОШ ХАРАКТЕРИСТИК НД РАБОЧИХ МЕСТАХ И ШЕННЕГО ШУМА

РД 22 - 20 - 79 СтрЛЭ обеспечивающее скорость 4 км/ч,а при движении задним ходом - в положение, обеспечивающее скорость 8 км/ч.

В начале испытательного цикла базовая машина должна быть установлена таким образом,чтобы ее средняя точка (не считая ковша и рычажной системы) находилась у входной границы А-А испытательного участка (рис.1). Порожний ковш должен быть установлен в транспортное положение согласно указаниям изготовителя. Орган управления трансмиссией передвигают в позицию, соответствующую передаче переднего хода,регулятор двигателя ставят в полностью открытое положение. При приближении средней точки базовой машины к выходной границе Б-Б участка,машиной' следует управлять так, чтобы ее средняя точка остановилась у выходной .границы участка.

Трансмиссию переключают на соответствующую передачу заднего хода. Когда машина начинает двигаться в обратном направлении.воздействием на орган управления подъемом ковша,поднимают ковш на высоту, равную 2/3 максимальной. Когда средняя точка машины достигнет входной границы участка,регулятор переводят в положение,соответствующее минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

4. Погрузчики колесные

4.1. Работа погрузчика

Во время испытаний движение как передним, так и задним ходом должно выполняться при наибольшем передаточном числе трансмиссии, для которого скорость машины наиболее близка к 13 км/ч, но не превышает этой величины при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, ограниченной регулятором. Вслучае.если при выбранном передаточном числе скорость превышает 13 км/ч, должно использоваться максимальное передаточное число. Для машин с гидрообъемной трансмиссией, при работе двигателя с максимальной частотой вращения коленчатого

вала двигателя, ограниченной регулятором, орган управления скоростью движения машины должен быть установлен в положение,обеспечивающее скорость 13 км/ч.

машин не додана превышать сроков, установленных дан переаттестации машин соответствующей категории качества.

1.3.    Настоящий РД может быть использован при разработке в установленном порядке другой документации по определению шумовых характеристик на рабочих местах для отдельных видов машин.

1.4.    Термины и определения, используемые в настоящем РД приведены в справочном приложении I.

2. Щумовые характеристики и допустимые уровни цгума.

2.1.    В качестве характеристики постоянного щума на рабочем месте оператора и местах нахождения обслуживающего пережала в рабочей зоне машины устанавливаются уровни звуковых давлений в октавных полосах частот L в дБ.

Для ориентировочной оценки допускается за характеристику постоянного щума принимать уровень звука L А в дБА.

2.2.    Характеристикой внешнего щума самоходных машин, создающих постоянный шум, является уровень звука L А в дБА.

2.3.    В качестве характеристики для непостоянных шумов устанавливаются соответственно эквивалентные (по энергии) уровни звука i#A экв. в дЕА, определяемые по ГОСТ 20445-75 или в процессе измерения специальной аппаратурой.

2.4.    Допустимые значения уровней звукового давления L в дБ в октавных полосах частот, уровня звука L А и эквивалентного уровня звука L А экв. в дБА по пп.2.1 - 2.3 -для широкополосного щума не должны превыпать значений,приведшных в таблице в соответствии

с ГОСТ 12.1.003-76 и СН 1102-^ (для внешнего щума самоходных машин).

Для тонального и импульсного щума, измеренного по характеристике прибора "медленно”, допустимые значения должны быть на 5 дБ меньше значений,указанных в таблице.

Таблица

Уровни звукового давления в дБ в октавных по[Уровни звука и -лрсах со с^ещ^ометричесюши, частотами,!^ jэквивалентше уро*

63 !    125 !    250    !    500    !I000!    20001 400018000 звука ш

99    92    86    83    80    78    76    74    85

3. Аппаратура

3.1.    Измерительный тракт состоит из шумомера I-го дли 2-го класса по ГОСТ I7I87-7I и октавных (1/3 октавных) электрических фильтров

по ГОСТ 17168-71.

3.2.    Измерительный тракт может быть реализован также с помощью других приборов: микрофона, усилителя, анализатора самописца уровня, дозиметра шумов, магнитографа и других приборов, обеспечивающих выполнение измерений не ниже 2 класса точности.

3.3.    Технические характеристики акустической аппаратуры,используемой в измерительных трактах, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 17187-71, ГОСТ I7I68-7I, PC 1873-69 и ГОСТ 8.055-73.

3.4.    Все применяемые приборы должны быть поверены органами Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР и иметь свидетельство о Государственной поверке согласно ГОСТ 8.002-71.

3.5.    Перечень рекомендуемых приборов и аппаратуры для измерения шумовых характеристик приводится в справочном приложении 2*

4. Подготовка и условия проведения испытаний

4.1.    Испытания машин должны проводиться в местах, где выполняются условия свободного звукового поля.

Для стационарных и передвижных маитин допускается проведение испытаний в производственных условиях.

4.1.1.    При испытаниях в условиях свободного звукового поля машина должна располагаться на ровной площадке. В радиусе не менее 25 м от машины не должно быть леса,забора, зданий.сооружений, неподвиж-

ных или движущихся ^других строительно-дорожных машин или транспортных средств.

Испытательная площадка с центральной частью размерами не менее 20 м х 15 м должна иметь поверхность с твердым покрытием (асфальт, бетон) и уклон не более 2°.

Для испытаний самоходных машин на гусеничном ходу или землеройных самоходных машин в рабочем режиме допускается использовать площадку с твердым уплотненным грунтом.

Перед испытаниями машины в открытом пространстве проверяется выполнение условий свободного звукового поля.

Допускается проведение испытаний, если разность измеренных средних уровней звукового давления при удвоении расстояния точек измерения от центра машины отклоняется от 6 дБ не более чем на 2 дБ.

Определение неравномерности звукового поля допускается проводить при помощи испытываемой машины как источника шума.

4.1.2.    Во время испытаний стационарных и передвижных машин в производственных условиях (в производственном помещении) при наличии, кроме испытуемой других производящих шум и не участвующих в технологическом процессе машин, последние должны быть выключены.

При этом испытываемая машина должна быть установлена так,чтобы её наружняя поверхность,излучающая шум была не ближе 2 м от ограждающих (отражающих) поверхностей.

4.2.    Машина должна быть в полной технической исправности,отвечать техническим условиям завода-изготовителя и иметь обкатку не менее рекомендованной.

4.3.    Комплектация машины должна удовлетворять технической документации, посторонние предметы, кроме необходимой измерительной аппаратуры, на машине должны отсутствовать.

4.4.    Перед началом испытаний машину приводят в действие для прогрева ее двигателя и механизмов до нормальных рабочих температур.

РД 22 - 20 - 79 Сто. 5

Измерительная аппаратура включается на время,необходимое для само-прогрева.

4.5. В начале и в конце испытаний определяются уровни шума помех в точках измерения, которые должны быть в каждой октавной полосе на 10 и более дБ ниже уровней звукового давления при работающей машине. При меньшей разнице в результаты измерений вносятся следующие поправки:

при разнице 6 - 9 дБ - результат уменьшить на I дБ; при разнице 4 - 5 дБ - результат уменьшить на 2 дБ.

Если эта разница меньше 4 дБ или уровень помех сильно колеблется во времени, то проведение измерений не допускается.

4.6 При измерениях в одноместной кабине должен находиться один человек, а в .двух - и трехместной кабинах - не более двух человек.

4.7.    При измерении шунта в местах нахождения обслуживающего персонала в рабочей зоне машины и внешнего шума самоходных машин между микрофоном и испытываемой машиной не должно находиться каких-либо препятствий или людей.

Рекомендуется микрофон устанавливать на штативе, при этом расстояние между микрофоном и наблюдателем должно быть не менее 0,8 м.

4.8.    При проведении измерений должны быть приняты меры, указанные в инструкциях к приборам, по устранению влияния внешних факторов, искажающих показания приборов (вибрация, магнитное и электрическое поля и др.)

4.9.    Значения влажности и температуры воздуха во время испытаний не должны выходить за пределы, указанные в паспорте на измерительную аппаратуру; не допускается проведение испытаний при неблагоприятных атмосферных условиях: снегопаде, дожде и скорости ветра свыше 3 м/с. При измерении шума в кабине строительных башенных кранов скорость ветра на уровне кабины допускается не более 7 м/с.

стр. 6 рд 22 - 20 - 79

4.10. Калибровка измерительного прибора (тракта), включая микрофон, должна производиться до и после проведения измерений. При этом должен применяться источник звукового сигнала, уровень которого известен с погрешностью + 0,5 дБ.

5. Проведение измерений

5.1. Проведение измерений на рабочем месте оператора и местах нахождения обслуживавшего персонала машины.

согласно

5.1.1. При испытаниях измеряются уровни звукового давления L в

окташых полосах частот и уроши звука

пп. 2.1-2.3.

5.1.2.    Измерительный микрофон устанавливается на высоте 700-800мм от подушки сиденья при работе оператора в положении сидя или на высоте 1600 + 60 мм от пола кабины или рабочей площадки при работе оператора (обслуживающего персонала) в положении стоя. Микрофон располагается на расстоянии 100 мм от уха со стороны наибольшего уровня звука и направлен:

для машин, оборудованных кабиной в сторону взгляда, оператора; для машин, не имеющих кабины в сторону источника пума.

5.1.3.    На машинах с кабинами измерение параметров шума производится при закрытых окнах и дверях с включенными на максимальную производительность приборами регулирования микроклимата, а для самоходных и передвижных машин дополнительно еще с открытыми окнами (для строительных башенных кранов с одним открытш окном) и выключеннши приборами регулирования микроклимата.

5.1.4.    Измерение шума на самоходных машинах производится:

на стоянке при установившемся режиме работы всех работающих органов машины с включением их в соответствии с технологическим циклом и двигателя с максимальной частотой вращения коленчатого вала; в рабочем режиме при выполнении машиной основных технологических операций или

РД 22 - 20 - 79 Сто. 7 рабочего цикла в соответствии с инструкцией по эксплуатации при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и номинальной нагрузке с наиболее часто используемым рабочим материалом.

При этом уровень звука L А (эквивалентный уровень звука L А эквО измеряется на всех рабочих режимах (передачах), а измерение уровней звукового давления L в октавных полосах частот производится для наибольшего значения уровня звука L А.

Допускается проведение измерений при имитации рабочего цикла.Имитационные рабочие циклы для экскаваторов, бульдозеров колесных и гусеничных погрузчиков приводятся в справочном приложении 3.

Примечание:

На машинах с одноместными кабинами или одним рабочим местом, на которых невозможно разместить испытателя с измерительной аппаратурой, допускается измерение проводить только на стоянке.

5.1.5. ^Измерение параметров шума стационарных и передвижных машин производится при их работе в основном технологическом режиме.Загрузка машины должна быть оптимальной и постоянной в течении всего периода измерения.

5.2. Измерение внешнего шума самоходных машин

5.2.1.    Измерение внешнего шума производится:

в транспортном режиме; в рабочем режиме.

5.2.2.    Испытаниям в транспортном режиме подвергаются самоходные транспортные машины (например, выполненные на базе автомобилей,колесных тягачей или спецшасси),движение которых разрешается в населенных пунктах по дорогам с твердым покрытием.

5.2.3.    Измерение при испытаниях в транспортном режиме производится при прохождении машиной двадцатиметрового участка.Схема испытатель-

*^Для строительных башенных кранов измерения шума производятся при двух любых одновременно работающих механизмах,создающих наибольший уровень шума.

ного участка и расположение контрольных точек измерения внешнего щума (установки микрофонов) приведены на рис. I.

Измерительный микрофон устанавливается на штативе на расстоянии 7,5 м от оси движения машины и на высоте 1,2 м от поверхности площадки в точках I (справа) и 2 (слева) и направлен перпендикулярно к оси движения машины. Линиями АА и ББ обозначены начало и конец испытательного участка, линия ОС является осевой линией движения машины.

Скорость движения машины при прохождении двадцатиметрового участка должна составлять 75% от максимальной скорости на наивысшей передаче, используемой для транспортных работ.

5.2.4.    Измерение шума в рабочем режиме производится при выполнении машиной основнс4й технологической операции или рабочего цикла согласно техническим условиям или стандартам на конкретные виды машин:

для машин, работающих в движении (например катки дорожные, бульдозеры, снегоочистители и т.п.), контрольные точки установки микрофонов такие же, как и при испытаниях в транспортном режиме (рис.1);

для машин, работающих в стационарных условиях (например, стреловые краны), измерения проводятся в четырех контрольных точках, расположенных на расстоянии 7,5 м от центра машины и на высоте 1,2 м от поверхности площадки (рис.2). Измерительный микрофон направляется в сторону источника шума.

5.2.5.    Измерение шума экскаваторов (полноповоротных) в рабочем режиме производится в трех контрольных точках, расположенных вокруг экскаватора на расстоянии 7,5 м от центра машины на высоте 1,2 м от поверхности площадки с угловыми координатами 135°, 225° и 315°(рис.3). Микрофон направляется в сторону источника шума.

Манипуляция рабочими органами и поворот платформы на 90° осуществляется б соответствии с требованиями рабочего цикла машины и выполняется с максимальной скоростью.