Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

67 страниц

449.00 ₽

Купить РД 102-45-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания предназначены для определения индивидуальных норм по маркам и моделям автомобилей всех типов и расчета групповых норм расхода по парку специальных автомобилей на всех уровнях планирования.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Определение индивидуальных норм расхода топлива

3 Разработка линейных норм расхода топлива на автомобили новых моделей и модификаций

4 Назначение и порядок применения индивидуальных норм расхода топлива

5 Разработка групповых норм расхода топлива на работу специальных автомобилей

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕМО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВНИИПКтехоргнефтегазстрой

УКАЗАНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Москва 1936

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛВДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕШО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКШ ШСГИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УТВЕРЖДАЮ

ВНИИПКтехоргнефтегазстрой

СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника Транспортного управления

С.И. Чевардов


Заместитель Министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности


n Я

IFjuw


Ию-М

1986 г.


УКАЗАНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Директор института Зам.директора, д.т.н

PZ>

Зав. отделом, к.т.н.

Зав. лабораторией, к.т.н,

В.М.Павлюченко Б.Л.Кривошеин Ю.В.Макаров Е.Ш .Фельдман

Для бортовых автомобилей, бортовых автомобилей с прицепами и

седельных тягачей с полуприцепами, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, сложившийся расход топлива на 100 км пробега

равен: ..

-JpTTWf •    (-J)


-    вложившийся расход топлива по группе автомобилей, л/К С км;

-    суммарный фактический расход топлива в группе, л ;

-    заполненная транспортная работа, ткм ;

-    фактический пробег автомобилей, км ;

-    суммарная относительная надбавка ,

-    тюрмативчый расход топлива на каждые ЮС ткм транспортной работы: бензина- 2 л, дизельного топлива - 1,3 л, сжиженного газа - 2,5 л, сжатого газа - 2,0 куб.м.

автомобилей-самосвалов и самовольных автопоездов сложившийся расход топлива на ICO км пробега составит:

ICC <Qt- iO-nr )

$, А I *Ю )

“    *.V


где И


сл

г

4

W ф

©

5


н


сл


(3.4)


где Пг - количество ездок с грузом;

д9 - нормативный расход топлива на каждую ездку с грузом

автомобилем-* амосвалом или само г-вольным автопоездом независимо ол грузоподъемности: бензина и дизельного топлива - С,25 л , сжиженного газа - С,5 л , сжатого газа-0,25 куб.м, фиш большегрузных автомобилей-еамосвалов БелАЗ AQ « I л.

3.9. Временную линейную норму расхода топлива для автомобилей данной марки определяют как среднюю величину из сложившихся расходов топлива по группам:


1C


+    Нси^***

C.IC

J

При опитно-эксперш/юнтальном методе линейные нормы

расхода топлива определяя^ па основе результатов специально проведенных замеров в условиях работы автотранспортных предприятий.

тот метод применяет в основном в тех случаях, когда эксплуатируется небольшое количество автомобилей новой модели и нет возможности приметить расчетно-статистический ме^ед из-за отсутствия фактических данных о расходе топлива.

J.II. Для получения достоверных результатов количество рейсов, на которых производят замеры, не должно быть меньше десяти.

о.12. Замеры для данной модели автомобиля могут производиться на рейс, ездку с грузом, без груза, на ICO км пробега без груза, на 100 км пробега с грузом и т.д. Лаоса груза должна соответствовать номинальной грузоподъемности автомобиля.

Для проведения замеров расхода топлива при движении автомобиля использзгот:

метод доливки топлива"до полного бака" ;

специальные легкосъемные баки, к которым подключается двига

тель ;

расходомеры, соответствующие требованиям Госстандарта СССР.

J.1J. При измерении расхода топлива методом доливки "до полного бака" автомобиль устанавливают перед заездом на ровной горизонтальной плотсадке и заполняют бак топливом до тех пор, пока его уровень не дойдет до нижней точки края горловины бака на 200 мм. Записывают показание спидометра автомобиля.

После заезда топливный бак доливают до исходного положении с помощью мерной посуды и вновь записывают показание спидометра, долитое количество топлива в бак соответствует его расходу, а разность показаний спидометра- пробегу автомобиля.

II

3.14.    При измерении расхода топлива с помощью специальных легкосъемных баков изготавливают несколько стандартных канистр емкостью 2С или 10 литров с топливоприемником на горловине, позволяющем производить питание двигателя из канистры.

Перед заездом канистры заполняют топливом и взвешивают на весах. Ка каждой канистре мелом или краской указывают ее номер и массу. После заезда канистры вновь взвешивают, подсчитывают количество израсходованного топлива и пройденный километраж.

3.15.    В качестве специального легкосъемного бака можно использовать мерный бачок ШШТ- ИК- 1C, представляющий собой стандартную двадцатилитровую канистру с впаяной между ручек дополнительной горловиной. Этот бачок снабжен градуированным указателем уровня топлива. По разности показаний уровня до и после заезда определяют расход топлива объемным методом.

3.16.    Измерение расхода топлива с помощью расходомеров выполняют в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.

3.17.    При проведении замеров учитывают общий пробег автомобиля за смену или на участке маршрута, где производился замер, нулевые пробеги, количество рейсов (оборотов), количество перевозимого груза (пассажиров). Все данные заносят в протокол замера (приложение 5).

3.18.    Автомобили, участвующие в испытаниях, должны быть технически исправны , пройти в полном объеме ТО-2. Топливная аппаратура должна быть проверена и отрегулирована, расход топлива- соответствовать характеристике завода- изготовителя.

3.19.    Водители, участвующие в испытаниях, должны иметь достаточный опыт управления автомобилем, высокие производственные показатели, в том числе по экономии топлива.

3.20.    Для организации и проведения работ по разработке линейных норм расхода топлива опытно-экспериментальным методом приказом

по главному управлению или объединению назначают автотранспортное предприятие , в котором будут проводиться испытания» и утверждают комиссию под председательством главного инженера. В состав комиссии включают представителя вышестоящей организации соответствующего треста Оргтехстрои

Члены комиссии присутствуют при проведении контрольных замеров и взвешиваний» удостоверяют подписями правильность ведения протоколов.

3.13.    Расчет линейных норм по данным протоколов замера выполняют в соответствии с п.3.8-3.9.

3.14.    Протоколы замера по каждому испытуемому автомобиле направляют в головную организацию- разработчик - ВНИИПКтехоргнефте-газстрой» где составляют сводный технический протокол» проводят анализ результатов» полученных расчетно-аналитическим и опытно-экспериментальным методами и готовят проект линейных норм расхода топлива .

3.15.    Головная организация-разработчик согласовывает проект линейных норм расхода топлива с соответствующими функциональными управлениями и представляет его руководству Министерства на утверждение. После утверждения нормы вводятся в действие в качестве временных линейных норм расхода топлива или передаются в Госплан СССР для включения в состав общесоюз на индивидуальных норм •

3.16 На весь срок действия временных линейных норм расхода топлива по автомобилям новых моделей и модификаций ведут учет расхода топлива отдельно по маркам и моделям автомобилей по форме приложения 6.

Заполненные формы ежемесячно направляют в головную органиэа-цюо-разраб отчик для уточнения и корректировки Временных линейных норм.

13

4. НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ИВДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

4.1.    Индивидуальные нормы расхода топлива предназначены :

для определения нормируемого расхода топлива в автотранспортных предприятиях при расчетах с водителями ;

для определения групповых норм расхода топлива на всех уровнях управления.

4.2.    Нормируемый расход топлива для одиночных грузовых бортовых автомобилей .выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, определяют по формуле:

15*(1+а>, +    •    (4Л>

где QH - нормируемый расход топлива, л ;

S' - пробег автомобиля, км ;

W - объем транспортной работы, выполняемой автомобилем, ткм ;

Hso - линейная норма расхода топлива на одиночный автомобиль, л/IGG км.

4.3.    Нормируемый расход топиива для автопоездов, состоящих из грузовых бортовых автомобилей с прицепами иди седельных тягачей с прицепами и полуприцепами, при учете работы в тонно-километрах находят по формуле аналогичной (4.1), но вместо линейной нормы расхода топлива на одиночный автомобиль ( Н & ) подставляют линейную норму расхода топлива на автопоезд (Н_£„), которую определяют по приложениям 1,3,4 или по формуле (2.1). В расчет включают объем транспортной работы, выполненной автопоездом.

4.4.    Нормируемый расход топлива для одиночного автомобиля-самосвала определяют по формуле:

(4.2)

(!♦£)) .дфпг

14

4.5. Нормируемый расход топлива для самосвального автопоезда находят по формуле аналогичной (4.2), но вместо линейной нормы расхода топлива на одиночный автомобиль-самосвал (Hid) подставляют линейную норму расхода топлива на самосвальный автопоезд (Ц^ле) • которую определяют по формуле (2.2).

4.С. Нормируемый расход топлива для грузовых автомобилей с почасовой оплатой, автобусов и легковых автомобилей определяют по формуле:

Q„ * Н& •    (    I    +D    ) ,    (4.3)

100

где Н£ - линейная норма расхода на одиночный грузовой автомобиль, автобус или легковой автомобиль, д/IOG км.

(4.4)

4.7. Нормируемый расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих специальные работы в период остановки, находят по формуле:

( % * VT> ( 1

ь 100 *

где Н&, - линейная норма расхода топлива на специальный автомобиль (приложение 2 или формула (2.3), л/IOC км ;

Нт - норма расхода топлива на выполнение специальных работ (приложение 2), д/ч ;

Т - продолжительность работы специального оборудования, ч.

4.8. Нормируемый расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих специальные работы в период передвижения, находят по формуле:

°н * ^ U** ( 1    + Н*-Л] ( 1 ♦£> • (4-5>

где %т- норма расхода топлива на выполнение специальных работ во время передвижения (приложение 2), л/IOC км ;

(4.6)

JB - коэффициент использования пробега:

7- ■    <4-6>

15

где £/>- пробег специального автомобиля с выполнением специальной работы во время передвижения, км •

4.9.    Величину суммарной относительной надбавки (£) ), входящую в формулу для расчета нормируемого расхода топлива, определяют в соответствии с примечанием к приложению I и указаниями РД 102-29-85.

Яри расчете нормируемого расхода топлива для специальных автомобилей по формулам (Я.4-3.5) в составе суммарной относительной надбавки учитывают работу в зимнее время, в горных местностях и условия эксплуатации новых и вышедших из капитального ремонта автомобилей - в соответствии с п.а,б,е, примечания к приложению I. Остальные пункты этого примечания не учитывают.

4.10.    Вместо предельных надбавок, установленных при работе в зимнее время (п."а" примечания к приложению I) можно использовать дифференцированные надбавки, учитывающие фактические температуры окружающего воздуха, уровень приспособленности к этим температурам автомобилей различных марок, количество и длительность остановок автомобилей б течение смены (приложение 7).

4* XI. Результаты расчетов нормируемого расхода топлива заносят в путевой лист и накопительную карточку учете работы водителя в графу "Расход топлива по норме".

4.12. Для разработки групповых норм расхода топлива на грузовые бортовые автомобили, бортовые повышенной проходимости и автопоезда, выполняющие работу, учитываемую в тонно-километрах, используют линейные нормы расхода топлива для плановых расчетов с учетом коэффициента полезной работы £ * 0,5 :

Н*. 0.5 -в-у, (4.7)

пл

где 11^ - линейная норма расхода топлива для плановых расчетов, л/IOG км ;

- грузоподъемность автомобиля, т.

Линейные нормы расхода топлива для плановых расчетов приведены в Указаниях РД 1C2-29-85.

4.13.    Для разработки групповых норм расхода топлива на самосвалы, специализированные грузовые автомобили, автобусы и легковые автомобили применяет обычные линейные нормы расхода топлива.

4.14.    Методика разработки групповых норм для автотранспортных средств общего назначения приведена в Указаниях РД 102-29-85.

5. РАЗРАБОТКА ГРУППОВЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ аПЩШЫШХ АВТОМОБИЛЕЙ

5.1.    Групповые нормы расхода топлива на всех уровнях планирования разрабатывает раздельно по группам специальных автомобилей, указанных в п.1.6.

Групповые нормы расхода топлива для специальных автомобилей первой группы измерят* в кг/ч, второй группы -кг/тыс.км.

5.2.    Для расчета групповых норм расхода топлива применят комбинацию расчетно-аналитического и расчетно-статистического методов. Исходными данными служат индивидуальные нормы (линейные нормы расхода топлива, нормы расхода топлива на выполнение специальных работ во время остановки и передвижения) и технико-эксплуатационные показатели использования специальных автомобилей,

5.3.    Групповые нормы расхода топлива для специальных автомобилей всех типов определят по формуле:

Hw*Hw(I+£),    (5.1)

где Ну/ - групповая норма расхода топлива для специальных автомобилей, кг/ч, кг/тыс.км ;

- групповая норма расхода топлива для специальных автомобилей без учета надбавок, кг/ч, кг/тыс.км*

5.4.    Групповые нормы расхода топлива без учета надбавок нахо-

дят:

17

для специальных автомобилей первой группы по формуле:

(5.2)


lC*fr < Н*.т|: +Т)кг/ч

100

для специальных автомобилей второй группы по формуле:

ilw * 10J>v /Н|СЛЦ -j8) + Ну Д] , кг/тыс.км,(5.3)

где 11^ - средневзвешенная линейная норма расхода топлива на специальный автомобиль ; л/100 хм ;

Нт - средневзвешенная норма расхода топлива на выполнение специальных работ в период остановки, л/ч ;

%г- средневзвешенная норма расхода топлива на выполнение специальных работ в период передвижения, л/100 км ;

Я ** величина пробег, приходящаяся на единицу объема работ технологического оборудования специального автомобиля,

w,;    ,    S

J{ * —    (5.4)

5 5    Т

* • Средневзвешенные нормы расхода топлива определяет по

индивидуальньм нормам расхода топлива соответствующих марок специальных автомобилей и структуре их парка на начало планируемого периода:    гц

7ч Н4с/7,с -fii


нг-

Ч-


£ л<

L4


2L • Ai

т С'1

&HSJL ■ к


(5.5)


где 11$ , HT-, HsT-- индивидуальные нормы расхода топлива на специальный автомобиль марки С ; j/ф- списочное количество специальных автомобилей марки I ;

р-| - число марок специальных автомобилей.


18


5.6.    Расчет средневзвешенных норм расхода топлива для специальных автомобилей первой группы оформляют по форме I, а для специальных автомобилей второй группы - по форме 2 приложения 3.

5.7.    Суммарную относительную надбавку на планируемый год устанавливают на основе отчетных данных о фактических значениях этой надбавки за ряд лет.

Л-

ьныя

Ар

I.

Фактическое значение надбавки за отчетный период определяют: для специальных автомобилей первой группы:

* / f-

для специальных автомобилей второй группы

9v т *" А *

(5.7)


(5.6)

rnejjcp- фактическая величина суммарной относительной надбавки в отчетном периоде ;

(рр- фактический расход топлива а отчетном периоде ;

грУпповая норма расхода топлива, рассчитанная по фактическим

показателям отчотноно периода по формулам (5.2) и (5.о), кг/ч , кг/тыс.км ;

S<j(? — фактический пробег специальных автомобилей второй группы, км.

5.8. Нормируемый расход топлива в планируемом периоде опреде

ляют :

для специальных автомобилей первой группы по формуле:

Ь™ - Hw. Т ,    (5.8)

для специальных автомобилей второй группы по формуле:

г* л

QH *    S4,    (5.9)

5.9. Расчет групповых норм и определение потребности в топливе для специальных автомобилей первой группы оформляют по форме 3, а для специальных автомобилей второй группы - по форме 4 прид» В.

19

РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом техники, технологии и организации управления строительством предприятий нефтяной и газовой промышленности (ВНИИПКтехоргнефтегазстрой) -

Е.Ш.Фельдман, канд.техн.наук, зав,лабораторией И.Г.Гусева - ответственный исполнитель

при участии Транспортного управления -

С.ИЛевардов - заместитель начальника управления

B. А.Бурутин - начальник отдела А.В.Квитко - ведущий инженер А.М.Усов - ведущий инженер

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРВДЕНИЮ Главным техническим управлением Миннефтегазстроя

М.Ф.Ружицкая - начальник отдела

Введены в действие впервые

СОГЛАСОВАНЫ Транспортным управлением Миннефтегазетроя

C. ИЛевардов - заместитель начальника управления

Приложение I

Линейные нормы расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа на 100 км пробега для автомобильного транспорта

(Постановление Госплана СССР от 17 июня 1983г. FT71)

___ (ЛИТРОВ)

Шарка и модель автомобиля    !    Количество

IIIIIIIIIIlIIIIIIIIIIICIIIIIIIIII

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Бортовые1^ :

УАЗ-451; 451Д ; 451М ; 451Д51    15

ГАЗ-51 ; 51А ; 5IB ; 5IH ; 5IP ; 5IC; 51У ; 51Ю;    21,5

5IT

ГАЗ-52; 5214)3; 52-04; 52-05; 52-54; 52-74    22

ГАЗ-55; 53А; 53Ф; 53-50; 53-70    25

ЗИС-150; ЗИЛ-164; I64A; 164АД; I64AP; I64P;

ЗИЛ-150; I30AI; 150Г; I30C; 130ГУ; 130-76;

130Г-76; 130ГУ-76; I30C-76    31

ЗИЛ-153Г; 133Г1; 133Г2; 135ГУ    38

"Урал-355; 355.4; 355МС"    зО

"Урал-^7; 3773"    44

ГАЗ-51Н    33

ГАЗ-52-07    30

ГАЗ-53-0?    37

ЗИЛ-158    42

"Авиа A-2QPJ A-20I1"    II

"Авиа А-20КСИ"    13

ЗЙЛ-133ГЯ    25,5

1®А V50L    20

МАЗ-200; 20011; 200Г; 2С0’;    27,5

МАЗ-500; 500А; 500АС; 500АТ; 500В; 5335    23

МАЗ-53352    24

20

Министерство I

Руководящий документ {

РД 02~Ь5-8€

строительства j предприятий

!

_|>

нефтяной и ra-j зовой промыт- { ленности j

!

Указания по нормированию расхода! топлива на работу специальных j автомобилей {

Впервые

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.1«Указания предназначены для определения индивидуальных норм по маркам и моделям автомобилей всех типов и расчета групповых норм расхода по парку специальных автомобилей на всех уровнях планирования.

1.2 .Настоящие Указания разработаны на основе Руководства РД-200-РСФСР-12-0212-84 (Минавтотранс РСФСР,1985), Методических рекомендаций по нормированию расхода топлива специальными автомобилями, НИИПиН, М., 1985) и Указаний РД 102-29-85 (Миннефтегаэ-строй, 1985).

1.3. Автотранспортный парк отрасли подразделяют на автотранспортные средства общего назначения и специальные автомобили.

1.4. К автотранспортным средствам общего назначения относят грузовые автомобили (бортовые, бортовые повышенной проходимости, седельные тягачи и автопоезда, специализированные самосвалы), автобусы и легковые автомобили. 2 1

1.5.    К специальным автомобилям относят подвижной состав, смонтированный на автомобильных шасси, характер работы которого связан не с перевозкой грузов, а с выполнением специальных работ, определяемых типом установленного на автомобиле оборудования.

Специальные автомобили включают автокраны, буровые установки, вышки телескопические ,кабелеукладчики, автомобили пожарные и санитарные, автомастерские, автолаборатории, автопогрузчики, снегоочистители и т.д.

1.6.    Специальные автомобили подразделяют на две группы:

автомобили, выполняющие специальные работы в период остановки

(автокраны, автокомпрессоры, бурильные установки и др.);

автомобили, выполняющие специальные работы в период передвижения (пескоразбрасыватели, снегоочистители и др.)

1.7.    Система нормирования расхода топлива на работу автотранспорта предусматривает применение при планировании и в эксплуатации технически и экономически обоснованных, прогрессивных норм расхода топлива, обеспечивающих осуществление режима экономии, рационального распределения и наиболее эффективного его использования.

Нормы расхода топлива на работу автотранспорта- это плановые показатели потребления топлива на единицу работы или пробега.

1.8.    Нормы расхода топлива на работу автотранспорта устанавливают раздельно по бензину и дизельному топливу и периодически пересматривают с учетом роста достигнутых показателей расходования топлива.

Соблюдение установленных норм является обязательным условием при материальном стимулировании за экономию нефтепродуктов.

1.9.    Нормы расхода топлива на работу автотранспортных средств всех типов по степени агрегирования подразделяют на индивидуальные и групповые.

Индивидуальные нормы расхода топлива сформируют по технологическим объектам (маркам автотранспортных средств и типам установленного на них оборудования), а групповые- по хозяйственным объектам различных уровней планирования (Министерство, главные управления, объединения, тресты, предприятия).

2. СИРВДЛЕНИЕ ИЩ1ВИДУАЛЬНЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

2.1.    Индивидуальные нормы- это нормы расхода топлива автомобилями конкретных марок на пробег или выполнение специальных работ в однозначно определенных условиях эксплуатации.

Индивидуальные нормы включают расход топлива, необходимый на осуществление непосредственного технологического процесса. Расходы топлива на ремонт автомобилей и другие хозяйственные нущды в индивидуальные нормы не входят и нормируют отдельно.

2.2.    Для автотранспортных средств общего назначения устанавливают индивидуальные нормы в литрах на 100 км пробега автомобиля-линейные нормы расхода топлива.

Для специальных автомобилей, выполняющих наряду с транспортным процессом различного рода специальные работы, устанавливают индивидуальные нормы двух видов:

линейные нормы на осуществление транспортного процесса, л/ЮО км:

нормы на выполнение специальных работ, л/ч, л/ЮО км.

2.3.    Нормы на выполнение специальных работ специальными автомобилями первой группы (п.1.6) измеряют в литрах на час работы, второй группы- в литрах на 100 км пробега.

2.4.    Линейные нормы расхода топлива устанавливает Госплан СССР централизованно для всего народного хозяйства применительно

к определенным дсрожн£»-эксплуатациоиным, климатическим и нагрузочным условиям работы автомобильного транспорта.

5

Для грузовых автомобилей 'бортовых, бортовых повышенной проходимости ,седельных тягачей и автопоездов, специализированных, самосвалов), автобусов и легковых автомобилей линейные нормы расхода топлива утверждены постановлением Госплана СССР от 17 июня 1983 года 171 и дополнением от 8 января 1986 г.' приложение 1>, а для специальных автомобилей- установлены Методическими рекомендациями по нормированию расхода топлива специальными автомобилями, М., НИИПиН, 1965г. 'приложение 2).

2.5.    Для моделей и модификаций автомобилей, не охваченных приложениями I и 2, в качестве временных могут использоваться линейные нормы расхода топлива, разработанные другими министерствами и ведомствами.

Линейные нормы расхода топлива, установленные Министерством автомобильного транспорта РС<£СР, приведены в приложении 3, а линейные нормы, разработанные и утвержденные Минн9<3тегазстроем- в приложении 4.

2.6.    Линейную норму расхода топлива на автопоезд, состоящий из одиночного тягача и прицепа 'полуприцепа) определяют по (формуле:

Срок

*1?§етдвйс1вие

J_L


где    линейная норма расхода топлива на самосвальный автопоезд,

л/100 км;

- линейная норма расхода топлива на автомобиль-самосвал;

Q Пр - масса самосвального прицепа, т ;

(j/np ~ грузоподъемность самосваяшого прицепа,т.

2.9.    Линейные нормы расхода топлива для специальных автомобилей определяют исходя из линейных норм расхода топлива для базовых моделей, т.е. автомобилей, на базе которых установлено специальное оборудование. Линейную норму расхода топлива на базовый автомобиль увеличивает 'уменьшают) на каждую тонну превышения 'снижения) собственной массы специального автомобиля против базового:

'2*3>

где    линейная норма расхода топлива на специальный автомобиль,

л/100 км;

f/w - линейная норма расхода топлива на базовый автомобиль, л/100 км;

(*г сп- масса специального автомобиля, т ;

(у g- масса базового автомобиля, т.

2.9.    Индивидуальные нормы расхода топлива на работу оборудования, установленного на специальных автомобилях, определяют исходя из конструктивных особенностей и специ<£ичесних условий работы этого оборудования.

Нормы на выполнение специальных работ специальными автомобилями приведены в приложении 2 в соответствии с Нормами расхода жидкого топлива для работы оборудования специальных автомобилей , утвержденными постановлением Госплана PC ССР от 7 сентября 1979 г.

* 155.

7

3. РАЗРАБОТКА ЛИНЕЙШ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

НОВа АДИЛЕЙ й ВДШКАЦИП

3.1. Для автотранспортных средств новых моделей и модификаций, поступающих в организации и на предприятия Министерства, при отсутствии норм, готаиовленных Госпланом СССР, разрабатывают отраслевые временные линейные нормы расхода топлива.

3.3.    В случае, когда новые модели и модификации автомобилей по топливной экономичности не имеют конструктивных отличий от базовой модели (одинаковые тип, двигатель, колесная формула), линейные нормы принимают:

при собственной массе нового автомобиля равной массе базовой модели- в тех же размерах, что и для базовой модели;

при собственной массе нового автомобиля отличной от массы базовой модели- по формуле аналогичной (2.3).

3.3.    Для автомобилей новых моделей, имеющих конструктивные отличия от базовых моделей, или для автомобилей принципиально новой конструкции линейные нормы расхода топлива разрабатывают с помощью трех методой :расчетно-аналитического, расчетно-статистического и опытно-экс перимент ального.

3.4.    При расчетно-аналитическом методе линейные нормы расхода топлива определяют на основе аналитических зависимостей, полученных в результате совместного решения уравнений движения автомобиля и топлиеной характеристики двигателя:

,    ;3.1)

где Ilt^ - линейная норма расхода топлива автомобилем, л/ЮС км;

Cje - удельный расход топлива двигателем, г/л.с.ч.;

tfe - эффективная мощность двигателя, л.с.; уа - скорость движения автомобиля, км/ч (принимается равной 0,6 от максимальной скорости);

В

J)T - плотность топлива, г/см3 'для бензина - 0,74; дизельного топлива- 0,825).    ^

Ife

.2)


753-6 %    з,6*

   ).    о.;

где бо - масса автомобиля, кг ;

Р - лобовая площадь автомобиля, м** 'для грузовых автомобилей— 3,0- 6,5; автобусов- 3,0- 7,5; легковых автомобилей- 1,5-

2,8) ;

^ - коэффициент трения качения 'для грузовых автомобилей и автобусов - 0,02; для легковых автомобилей- 0,015);

' для грузовых автомо

к - коэффициент обтекаемости, кгс « с

билей - 0,06- 0,08; автобусов- 0,04- 0,06; легковых автомобилей- 0,035- 0,06);

£ - коэффициент полезного действия трансмиссии '0,8 - 0,9'.

3.5.    Линейные нормы расхода топлива, рассчитанные по формуле '3.1), подлежат проверке в эксплуатационных условиях.

3.6.    При расчетно-статистическом методе определения линейных норм расхода топлива проводят анализ статистических данных о фактических расходах топлива и факторов, влияющих на изменение норм. Продолжительность анализируемого периода должна составлять не менее квартала.

3.7.    Автомобили рассматриваемой марки деляг на три группы 'по Ю и более машин в кащцой), работающие примерно в одинаковых условиях- на одном объекте, в одном районе, у одного заказчика и

т.д.

По автомобилям каждой группы из путевых листов определяют фактический расход топлива, длину пробега, объем грузоперевозок, число ездок с грузок и суммарную относительную надбавку.

3,8. По фактическим данным находят сложившийся расход топлива на 100 км пробега в группе автомобилей.

9

1

Л    | "5" июня 1986г. {

2

Внесены    { Утверждены !

ШШПКт^о^гнефтегазстроем} Миннефтегазстро|

3

&пр 3    '2

где - линейная норма расхода топлива на автопоезд, л/IOC км;

HSo - линейная норма расхода топлива на одиночный тягач, л/ЮС км;

- масса снаряженного прицепа, т ;

Ь - расход топлива на каждую тонну собственной массы прицепа в количестве: бензина- 2л, дизельного топлива- 1,3л; сжиженного газа- 2,5л; сжатого газа- 2 куб.м.

2.7.    Линейную норму расхода топлива на самосвальный автопоезд, состоящий из автомобиля-самосвала и самосвального прицепа^определяют по фэрмуле:

%,с3    +    ^    &    пр    +    0,5    (j/    пр ) 3

6