Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

17 страниц

Купить РБ 118-17 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство содержит рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Структура и содержание Положения по учету и контролю ядерных материалов в организации

III. Структура и содержание Инструкции по учету и контролю материалов в зоне баланса материалов организации

Приложение № 1 Рекомендуемый перечень сведений в журнале учета ядерных материалов в зоне баланса материалов

Приложение № 2 Рекомендуемый перечень сведений в списке наличного количества (фактически наличного количества) ядерных материалов в зоне баланса материалов

Приложение № 3 Рекомендуемый перечень сведений в отчете об изменении инвентарного количества ядерных материалов в зоне баланса материалов

Приложение № 4 Рекомендуемый перечень сведений в материально-балансовом отчете по результатам физической инвентаризации ядерных материалов в зоне баланса материалов

 
Дата введения27.02.2017
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.02.2017УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору70
РазработанРостехнадзор
РазработанФБУ НТЦ ЯРБ
ИзданФБУ НТЦ ЯРБ2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17

РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

при использовании атомной энергии

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ J И СОДЕРЖАНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УМЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, И ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЗОНЕ БАЛАНСА МАТЕРИАЛОВ

РБ-118-17

ФБУ «НТЦЯРБ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 февраля 2017 г. № 70

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, И ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЗОНЕ БАЛАНСА МАТЕРИАЛОВ»

(РБ-118-17)

Введено в действие с 27 февраля 2017 г.

Москва 2017

28.    В разделе Инструкции «Места размещения ЯМ на схеме ЗБМ» схему ЗБМ с указанием мест размещения ЯМ рекомендуется выполнить в графическом виде.

29.    В разделе Инструкции «Характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ» рекомендуется указать перечень ЯМ, подлежащих учету и контролю в ЗБМ, описание видов и форм ЯМ и продуктов, содержащих ЯМ.

30.    В разделе Инструкции «КТИ» рекомендуется указать:

а)    описание проводимых измерений ЯМ (учетных и подтверждающих) в целях их учета и контроля;

б)    КТИ и виды проводимых измерений ЯМ в целях их учета и контроля в ЗБМ, перечень применяемых при этом методик и средств выполнения измерений ЯМ в целях их учета и контроля, расчетных методов;

в)    порядок документирования результатов измерений

ЯМ.

Если в организации имеется отдельный документ, содержащий программу измерений ЯМ в ЗБМ, то рекомендуется сделать ссылку на такой документ.

31.    В разделе Инструкции «СКД» рекомендуется указать:

а)    перечень СКД, применяемых в ЗБМ (пломбы, системы наблюдения, их типы);

б)    особенности применения СКД в ЗБМ.

32.    В разделе Инструкции «Процедуры учета и контроля ЯМ» рекомендуется указать:

а)    порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ (рекомендуется описать для каждого вида операций с ЯМ);

б)    процедуры учета и контроля ЯМ при передачах в (из) ЗБМ, внутри ЗБМ;

в)    оперативно-технический учет ЯМ в ЗБМ, контроль наличия и перемещений ЯМ в ЗБМ;

г)    особенности проведения ФИ в ЗБМ.

При этом рекомендуется описать особенности процедур учета и контроля ЯМ, которые характерны для ЗБМ, в отличие от описания подобных процедур в Положении.

33.    В разделе Инструкции «Процедуры оценки потерь ЯМ» рекомендуется указать:

а)    операции, при которых возможны потери ЯМ, и места их образования;

б)    порядок определения (измерения или расчет) потерь ЯМ с выбросами, сбросами, убыли ЯМ с радиоактивными отходами (далее - РАО);

ю

в)    перечень используемых методик выполнения измерений или расчетных методик оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО (если не указаны в разделе Инструкции «КТИ»);

г)    порядок документального оформления результатов оценки потерь ЯМ со сбросами и выбросами и их фиксации в учетных документах;

д)    порядок перевода ЯМ в РАО.

При наличии в организации отдельных документов, устанавливающих какую-либо процедуру из перечисленных в настоящем пункте (например, перечень методик выполнения измерений и расчетных методик может быть приведен в программе измерений в ЗБМ или в разделе Инструкции «КТИ», порядок документального оформления потерь ЯМ с выбросами и сбросами и перевода ЯМ в РАО может быть определен в отдельном документе организации), рекомендуется приводить ссылки на эти документы.

34. В разделе Инструкции «Учетная и отчетная документация» рекомендуется указать:

а)    перечни учетных, отчетных и других документов, используемых в целях учета и контроля ЯМ в ЗБМ (далее - документы);

б)    формы документов либо ссылки на эти документы (например, Положение), где приведены формы документов;

в)    порядок ведения (оформления) учетных документов ЗБМ (в том числе оформляемых при каждой операции по передаче ЯМ), составления и предоставления отчетных документов ЗБМ. При этом для каждого учетного документа ЗБМ указывается информация о количестве экземпляров, местах их хранения и лицах их подписывающих.

п

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 февраля 2017 г. № 70

Рекомендуемый перечень сведений в журнале учета ядерных материалов в зоне баланса материалов

В журнале учета ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать: номер ЗБМ;

сведения о ЯМ, состоящих на учете в ЗБМ на начало и окончание ведения журнала учета ЯМ в ЗБМ; сведения о приходе ЯМ в ЗБМ: наименование поставщика;

сопроводительный документ (наименование, номер, дата); сведения о продукте (наименование продукта, содержащего поставленный ЯМ, тип и номер упаковки (защитной, транспортной), в которой хранится указанный продукт);

массу продукта (брутто, объем);

наименование содержащихся в продукте и подлежащих учету ЯМ; массу ЯМ;

дату поступления ЯМ в ЗБМ;

материально ответственное лицо, осуществившее прием и постановку ЯМ на учет (Ф.И.О., подпись, дата); сведения о расходе ЯМ в ЗБМ:

сведения о массе ЯМ, переданного за пределы ЗБМ (в другие ЗБМ организации или в другие организации) или снятого с учета по другим причинам;

номер и дату составления документа, в соответствии с которым была осуществлена передача или списание ЯМ (требование-накладная, акт передачи, акт о списании, акт о переводе в категорию РАО, акт о безвозвратных потерях);

материально ответственное лицо, осуществившее передачу и списание ЯМ с учета (Ф.И.О., подпись, дата).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 февраля 2017 г. № 70

Рекомендуемый перечень сведений в списке наличного количества (фактически наличного количества) ядерных материалов в зоне баланса материалов

1.    В списке наличного количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать:

номер ЗБМ;

дату, по состоянию на которую составлен список наличного количества ЯМ;

вид ЯМ (наименование продукта, содержащего ЯМ, код, % обогащения);

страту и ее характеристики (если стратификация партий ЯМ или учетных единиц в ЗБМ проводится);

номер партии ЯМ;

номер учетной единицы;

место расположения учетной единицы;

идентификатор пломбы;

массу ЯМ (брутто, лигатурная, элемента, изотопа);

должностное лицо, ответственное за учет ЯМ в ЗБМ (Ф.И.О., подпись, дата).

2.    В списке фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ, составляемом по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ, рекомендуется указывать те же сведения, что и в списке наличного количества ЯМ в ЗБМ, за исключением сведений о должностном лице, ответственном за учет ЯМ в ЗБМ, и его подписи. Вместо этого в состав сведений, содержащихся в списке фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ, включаются данные членов инвентаризационной комиссии (Ф.И.О., подпись, дата), проводивших ФИ ЯМ в ЗБМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 февраля 2017 г. № 70

Рекомендуемый перечень сведений в отчете об изменении инвентарного количества ядерных материалов в зоне баланса материалов

В отчете об изменении количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать:

номер ЗБМ;

период времени, за который составлен отчет; номер инвентарного изменения; тип изменения (прием, передача); сопроводительный документ (реквизиты); дату инвентарного изменения; номер отчетной партии; наименование отчетной партии; вид ЯМ (код);

количество учетных единиц; номинальное обогащение;

описание ЯМ (физическая форма, химическая форма, чистота и облученность);

лигатурную массу; элемент (массу); изотоп (массу).

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 к руководству по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 февраля 2017 г. № 70

Рекомендуемый перечень сведений в материально-балансовом отчете по результатам физической инвентаризации ядерных материалов в зоне баланса материалов

В материально-балансовом отчете по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать: номер ЗБМ;

период времени, за который составлен отчет; наименование ЯМ; вид ЯМ (код);

% обогащения;

наличное количество (массу) ЯМ на начало межбалансового периода (далее - МБП);

суммарное увеличение массы ЯМ за МБП; суммарное уменьшение массы ЯМ за МБП; наличное количество (массу) ЯМ на конец МБП; фактически наличное количество (массу) ЯМ на конец МБП; значение модуля инвентаризационной разницы (далее - ИР); значение погрешности определения ИР; предел допустимого значения модуля ИР.

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии

Рекомендации по структуре н содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов

РБ-118-16

Официальное издание Ответственный за выпуск Синицына Т.В.

Верстка выполнена в ФБУ «НТЦ ЯРБ» в полном соответствии с приложением к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 февраля 2017 г. Ле 70

Подписано в печать 20.03.2017

ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») является официальным издателем и распространителем нормативных актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.04.06 Л» 384) а также официальным распространителем документов МАГАТЭ на территории России.

Тираж 100 экз.

Отпечатано в ФБУ «НТЦ ЯРБ»

Москва, ул. Малая Красносельская, д 2/8, корп. 5

Данный продукт изготовлен компанией, система менеджмента качества которой сертифицирована в TUV Rheinland


Система менеджмента качества ФБУ «НТЦ ЯРБ» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 и межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011



Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов» (РБ-118-17)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Москва 2017

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса    материалов»

(РБ-118-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255-

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов.

Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.

Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ядерными материалами, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

Выпускается впервые.1

‘Разработано коллективом авторов в составе: Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М. Василишина С.Ю. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Боков Д.А. (Ростехнадзор).

I. Общие положения

1.    Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов» (РБ-118-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 (далее - Основные правила).

2.    Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов (далее - ЯМ) в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, и инструкции по учету и контролю ЯМ в зоне баланса материалов (далее -ЗБМ).

3.    Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ЯМ при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.

4.    Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ЯМ (далее - организации), независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

5.    Требования Основных правил могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

6.    Разработку положения по учету и контролю ЯМ в организации (далее - Положение) рекомендуется осуществлять службе (подразделению) учета и контроля ЯМ организации, а к разработке инструкции по учету' и контролю ядерных материалов в ЗБМ (далее - Инструкция) рекомендуется привлечь должностных лиц, организующих учет и контроль ЯМ в ЗБМ.

з

7.    Положение и Инструкцию рекомендуется разрабатывать в объеме, позволяющем отразить в них все требования и процедуры по учету и контролю ЯМ. При этом в Положении рекомендуется отражать информацию по учету и контролю ЯМ в целом по организации и по всем ЗБМ организации, а в Инструкции - приводить детальную информацию по учету и контролю ЯМ с учетом специфики обращения с ЯМ в ЗБМ, для которой разрабатывается Инструкция.

8.    Утверждение Положения и Инструкции рекомендуется осуществлять руководителю организации или уполномоченному руководителем должностному лицу (далее - руководитель организации). Положение и Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным документом организации, в котором указывается срок их введения в действие.

9.    Если часть информации, которая указывается в Положении и Инструкции по учету и контролю ЯМ, содержится в других документах организации, то в Положении и Инструкции по учету и контролю ЯМ рекомендуется делать ссылки на эти документы.

И.Структура и содержание Положения по учету и контролю ядерных материалов в организации

10.    Рекомендуемая структура Положения:

а)    общие положения;

б)    организация учета и контроля ЯМ в организации;

в)    описание ЗБМ и зон отчетности;

г)    перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета;

д)    учет и контроль при передачах ЯМ;

е)    средства контроля доступа к ЯМ;

ж) система измерений в учете и контроле ЯМ;

з)    проведение физических инвентаризаций ЯМ;

и)    расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;

к)    меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях;

л)    административный контроль состояния учета и контроля ЯМ;

н) порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.

При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется дополнить

Положение необходимыми сведениями, которые могут быть помещены в дополнительные разделы.

11.    Термины и определения, а также список сокращений, используемые в Положении, рекомендуется оформлять в виде приложений. При этом список сокращений рекомендуется составлять при наличии значительного их количества в тексте Положения.

12.    В разделе Положения «Общие положения» рекомендуется отразить:

а)    цели и задачи учета и контроля ЯМ в организации;

б)    назначение и область применения Положения;

в)    состав нормативной базы, использованной при разработке Положения;

г)    подразделения организации и перечень должностных лиц, на которые распространяется действие Положения.

13.    В разделе Положения «Организация учета и контроля ЯМ в организации» рекомендуется указать:

а)    подразделения организации, на которые возложены задачи по учету и контролю ЯМ, их функциональную подчиненность;

б)    распределение ответственности и обязанностей по учету и контролю ЯМ между должностными лицами и подразделениями организации;

в)    перечень ЯМ, подлежащих учет}' и контролю в ЗБМ организации.

Кроме того, рекомендуется сделать ссыпку' на перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ, рекомендуется оформлять в виде приложения к Положению. Также в виде приложений к Положению рекомендуется оформлять перечни, образцы форм нормативных и распорядительных документов организации, в соответствии с которыми организован учет и контроль ЯМ.

14.    В разделе Положения «Описание ЗБМ и зон отчетности» рекомендуется:

а)    привести перечень ЗБМ в организации с указанием категории ЯМ для ЗБМ;

б)    для каждой ЗБМ: привести описание физических границ, структуры (перечень подразделений организации, входящих в ЗБМ); указать категорию ЯМ в ЗБМ; привести перечень ключе-

вых точек измерений (далее - КТИ) ЯМ с указанием их назначения; указать периодичность проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ в ЗБМ; указать виды и формы ЯМ в ЗБМ; привести описание мест размещения ЯМ в ЗБМ, описание или схему перемещений ЯМ в ЗБМ (включая перемещения как внутри ЗБМ, так и в/из ЗБМ с указанием КТИ, информацию о местах образования возможных потерь ЯМ (или информацию о том, что такие места отсутствуют), перечень применяемых в ЗБМ средств контроля доступа (далее - СКД);

в) привести количество и структуру зон отчетности (далее - 30), сформированных из ЗБМ организации.

15. В разделе Положения «Перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативнотехнического учета» рекомендуется определить:

а)    общий порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ организации;

б)    перечень учетных документов;

в)    общий порядок ведения (оформления) учетных документов, внесения в них исправлений;

г)    перечень отчетных документов ЗБМ, порядок и сроки их представления;

д)    перечень отчетных документов 30, установленных Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», порядок и сроки их представления;

е)    задачи оперативно-технического учета ЯМ, общий порядок его осуществления;

ж)    ответственность за ведение (оформление) соответствующих учетных документов, составление и предоставление отчетных документов 30 (если такая ответственность не установлена в разделе Положения «Организация учета и контроля ЯМ в организации»).

Формы учетных и отчетных документов рекомендуется приводить в приложениях к Положению.

Перечни основных сведений, которые рекомендуется отражать в учетных и отчетных документах, приведены в приложениях № 1-4 к настоящему Руководству по безопасности.

16. В разделе Положения «Учет и контроль при передачах ЯМ» рекомендуется отразить:

а)    общий порядок приемки ЯМ от других организаций и отправки ЯМ в другие организации;

б)    порядок передачи ЯМ между ЗБМ организации;

в)    процедуры входного контроля ЯМ при приемке ЯМ от других организаций и при передачах ЯМ между ЗБМ организациями (в том числе порядок проведения внешнего осмотра и проверки количества ЯМ, контроля пломб, проведения подтверждающих измерений ЯМ, порядок документального оформления результатов входного контроля ЯМ);

г)    порядок подготовки ЯМ к отправке из ЗБМ.

Рекомендуется также указать требования к срокам проведения входного контроля и постановки ЯМ на учет.

17.    В разделе Положения «Средства контроля доступа к ЯМ» рекомендуется указать типы применяемых СКД к ЯМ в организации и общий порядок их применения. Кроме того, рекомендуется описать порядок применения «правила двух лиц», если оно применяется в целях контроля доступа к ЯМ.

Описание порядка применения СКД в виде пломб рекомендуется приводить в отдельном документе (например, в документе, содержащем программу применения пломб) и давать в Положении на него ссылку.

18.    В разделе Положения «Система измерений в учете и контроле ЯМ» рекомендуется указать сведения, касающиеся общего описания системы измерений и контроля качества измерений ЯМ с учетом положений программ измерений ЯМ для ЗБМ и процедур контроля качества измерений ЯМ.

19.    В разделе Положения «Проведение физических инвентаризаций ЯМ» рекомендуется определить:

а)    общие положения по подготовке и проведению ФИ ЯМ в ЗБМ, требования (условия) проведения внеплановой ФИ ЯМ;

б)    порядок подготовки к проведению ФИ ЯМ;

в)    порядок организации и проведения ФИ ЯМ;

г)    порядок оформления результатов ФИ ЯМ.

20.    В разделе Положения «Расследование аномалий в учете и контроле ЯМ» рекомендуется указать:

а) перечень случаев, подлежащих расследованию, в том

числе:

факты обнаружения недостачи (излишка) учетной единицы с ЯМ;

факты обнаружения расхождения значений фактически наличного количества ЯМ и данных учетных документов;

факты обнаружения статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя ЯМ, а также несоответствия фактических данных данным, содержащимся в сопроводительных документах на ЯМ;

б)    порядок действий персонала организации при обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ;

в)    порядок организации и проведения расследования аномалий в учете и контроле ЯМ и их признаков (с учетом особенностей проведения такого расследования в зависимости от вида аномалии);

г)    порядок передачи и содержание информации в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, а также информацию о выполнении мер по устранению и предотвращению причин возникновения аномалии в учете и контроле ЯМ.

21.    В разделе Положения «Меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях» рекомендуется отразить:

а)    порядок доступа к ЯМ и порядок действий персонала организации в ЗБМ при (после) возникновении(я) аварий, чрезвычайных ситуаций;

б)    меры обеспечения сохранности ЯМ при (после) ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций в ЗБМ, в том числе порядок применения СКД;

в)    критерии необходимости проведения внеплановой ФИ ЯМ в ЗБМ после ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

22.    В разделе Положения «Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ» рекомендуется отразить:

а)    порядок организации и осуществления административного контроля состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль), а также

информацию о лицах, ответственных за его осуществление;

б)    перечень вопросов, подлежащих административному контролю (в том числе контролю наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ);

в)    порядок документального оформления результатов административного контроля;

г)    порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля.

23. В разделе Положения «Порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ» рекомендуется отразить:

а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной

энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240;

б)    организацию подготовки, переподготовки и проверки знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ЯМ;

в)    порядок допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.

24. Все графические и справочные материалы рекомендуется оформлять в виде приложений к Положению.

III. Структура и содержание Инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов организации

25.    Рекомендуемая структура Инструкции:

а)    общие положения;

б)    границы и структу ра ЗБМ;

в)    места размещения ЯМ на схеме ЗБМ;

г)    характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ;

д)    КТИ;

е)    СКД;

ж)    процедуры учета и контроля ЯМ;

з)    процедуры оценки потерь ЯМ;

и)    учетная и отчетная документация.

При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в ЗБМ Инструкцию рекомендуется дополнить соответствующими сведениями, которые могут быть помещены как в перечисленные, так и в дополнительные разделы.

26.    В разделе Инструкции «Общие положения» рекомендуется отразить:

а)    назначение и область применения Инструкции;

б)    перечень использованных при разработке Инструкции нормативных правовых актов и нормативно-технической документации;

в)    сведения о должностных лицах организации, на которых распространяются требования Инструкции.

27.    В разделе Инструкции «Границы и структура ЗБМ» рекомендуется определить физические границы ЗБМ, структуру (подразделения организации, входящие в ЗБМ), схемы движения ЯМ в ЗБМ.