Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

300.00 ₽

Купить Р 580-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации распространяются на все производственные процессы и виды работ с повышенной опасностью при строительстве линейной части магистральных трубопроводов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Мероприятия по обеспечению безопасности труда работающих при выполнении технологических операций с повышенной опасностью

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ВИДОВ РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 580-85

Москва 1986

В Рекомендациях Каляевы требования безопасности прх выполнении технологических операций о повышенной опасностью при отрок -тельстве линейной части магистральных трубопроводов.

Предназначены для инженерно-технических работников, занятых строительством магистральных трубопроводов.

Разработаны сотрудникам* отдела охраны труда ВНИИСТа Г. 14.Карташевым, А.ф.Абраменко.

©Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ), 1986

производить временный подъем за торец секции непосредственно крюком грузоподъемного крана; строповку необходимо осуществлять стропом с торцевым захватом;

находиться под поднятой секцией при строповке ункверсаль-ннм стропом; строповку следует производить, когда секция будет опущена на подкладку из бревна, обрезка трубы и т.п.

2.11.5.    При разгрузке труб запрещается стаскивать их с транспортных средств.

2.11.6.    При транспортировке секции к месту ее монтажа с помощью трубоукладчика необходимо путь его передвижения очистить от посторонних предметов. Для выполнения этой работы стропальщики обязаны применять универсальный строп; мягким полотенцем для этих целей пользоваться запрещается. В процессе перемещения секции на стреле трубоукладчика ее следует удерживать от раскачивания с помощью оттяжек или специальных багров.

2.12. СШШЩЙШЕ ГРУЗОВ В ПУТИ

2.12.1.    При перевозке автомобилей, строительных машин, механизмов, оборудования, вагонов-домиков и других грузов по железной дороге запродается сопровождающим лицам находиться на платформе, в том числе в кабинах перевозимых машин и в вагонах-домиках . Для сопровождающих должен быть предусмотрен в товарном железнодорожном составе оборудованный вагон.

2.12.2.    Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающий груг при условии, что они обеспечены местом, расположенным ниже уровня бортов. Фамилии их должны быть указаны в путевом листе. Груз надо укладывать так, чтобы передние углы кузова оставались свободными для размещения людей. Не разрешается оставлять места для грузчиков в середине машины между грузами или в задней части кузова.

II

2.13. ПЕРЕВОЗКА РАБОЧИХ

2.13.1.    Перевозись людей следует автобусами или специально оборудованными грузовыми бортовыми автомобилями. При перевозке людей грузовыми автомобилями должно быть предусмотрено, чтобы:

стах работы водителя был не менее трех лет; кузов машины был оборудован скамейками, надежно прикреп-денимж на 15 см ниже верхней кромки борта, а сидения, расположенные вдоль заднего или бокового борта, оборудованы прочными спинками; число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест;

кузов автоиобиля, предназначенный для систематической перевозки пассажиров, был оборудован тентом, лесенкой для посадки и высадки пассажиров; внутри кузова Лия* проведены ос -вещение. и сигнальная система в водителю, а выхлопная труба с глушителем была выведена на 5 см за габариты кузова; скорость движения автоиобиля не превышала 60 км/ч; автомобиль был оборудован вне кабины легкосъемным огнетушителем емкостью не менее 2 л;

перед поездкой водитель обязательно проинструктировал пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредил их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автоиобиля запрещается.

2.13.2.    Запрещается перевозить людей: находящихся в состоянии опьянения;

на автомобиле-самосвале, автомобиле-цистерне, других специальных автомобилях, грузовом прицепе (полуприцепе), без-бортовых платформах, на тракторах;

в одном кузове с газовыми баллонами и огнеопасными материалами;

на сиденье рядом с водителем, сверх предусмотренного технической характеристикой числа мест;

на грузе, находящейся на уровне или выше бортов.

2.13.3.    Шоферам, отработавшим свою смену, не разрешается продолжать работу по перевозке людей.

12

2.14. РАБОТА ПО НАКАЧИВАНИЙ ШИН АВТОТРАНСПОРТА

2.14.1.    Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия должно выполняться шиномонтажниками только на специально отведенных шиномонтажных участках с обязательным использованием предохранительных ограждений. Кроме этого, на шиномонтажном участке должен быть установлен манометр или другие приборы измерения давления воздуха.

2.14.2.    При накачивании и подкачивании шин в дорожных условиях необходимо в окно диска колеса устанавливать предохранительную вилку соответствующей длины и прочности и положить колесо замочным кольцом вниз.

2.14.3.    При накачивании шин как в условиях предприятия, так и в дорожных условиях допускать сверхнормативное давление запрещается.

2.15. ОЧИСТКА КОНЦОВ ТРУБОПРОВОДА ОТ ГРЯЗИ, СНЕГА И МУСОРА, МАКА И ЛЬДА ПЕРЕД СБОРКОЙ НЕПОВОРОТНЫХ СТЫКОВ

2.15.1.    Очищать концы трубопровода от грязи, снега, льда, мусора и шлака следует с помощью специальных скребков и проволочных ершей.

2.15.2.    Очищать концы трубопровода с помощью бензина, солярки и открытого огня запрещается.

2.16. ПОТОЛОЧНАЯ СВАРКА ТРУБОПРОВОДА

2.16,1. При сварке неповоротных стыков в потолочной положении сварщику следует пользоваться защитным ковриком,предохраняющим от сырости и холода, при этой для безопасности должны устанавливаться инвентарные страховочные опоры по обе стороны свариваемого стыка так, чтобы расстояние между поверхностью грунта и нижней образующей трубы было не менее 500 мм. Проводить сварочные работы с использованием земляных и снежных призм, а также различных обрезков труб запрещается.

13

2.16.2.    Для сварки неповоротных стыков вдоль ухе выкопанной траншеи плети укладываются от бровки траншеи на расстоянии 1,5 и, при атоы, если имеется уклон более 7° в сторону тран -шеи, плети необходимо укреплять якорями.

2.16.3.    При проведении сварочных работ на неловоротных стыках в период оттепелей, гололедицы и после сильных дождей необходимо постоянно следить, чтобы во время сварочных работ не было смешения опор, на которые уложены плети.

2.16Л. В период проведения сварки неповоротных стыков и других работ машинисты трубоукладчиков, стропальщики,мастера и прорабы особенно тщательно должны проверять прочность и исправность применяемых стропов, на которых должны быть укреп -лены бирки с указанием сроков проведения испытаний. Стропы с просроченными сроками испытаний применять запрещается.

2.17. МОНТАЖ И СВАРКА "ЗАХДВСТА" ТРУБОПРОВОДА

2.17.1.    В местах устройства захлестав должен устраиваться котлован с размерами в плане во всех направлениях по 2 и от свариваемого стыка. В котловане на месте сварки стыка должен быть выкопан приямок глубиной 0,7 м.

2.17.2.    При монтаже захлестав все работы следует проводить под непосредственным руководством прораба или мастера. Концы монтируемых и свариваемых элементов следует надежно укреплять. Сваривать неукрепленные или поддерживаемые трубоуклад-чхком на весу элементы и конструкции захлестав запрещается. Инструмент,необходимый для работы, следует укладывать не ближе 0,5 и от бровки котлована. Запрещается складывать материалы и инструменты на откосе отвала земли со стороны котлована.

2.17.3.    Одновременная совместная работа газосварщика и электросварщика, а также изолировщика и электросварщика в котловане запрещается.

IH

2.18. ПЕРЕКАТЫВАНИЕ ТРУБ И СЕКЦИЙ ПО СТЕЛЛАЖАМ

2.18Л. Для перекатывания труб в пределах сборочного стеллажа необходимо пользоваться специальными ключами.

Запрещается перекатывание производить руками. Во время перекатывания труб по стеллажам не разрешается кому-либо находиться на пути перекатываемых труб. Перед перекатыванием труб необходимо подавать звуковой сигнал.

2.18.2.    При накатывании труб на роликовые опоры механизированных трубосварочных линий в холодное время года предварительно необходимо убедиться, что все узды роликовых опор, фиксаторов и другие механизмы работает безотказно и не имеет обледенения.

2.18.3.    На сборочный стелла* накопитель-магазин трубосварочной базы трубы следует подавать по одной трубоукладчиком. Запрещается подача труб на стеллажи накопителя-магазина пакетом.

2.18.4.    При сборке стыков на трубосварочной базе с по -мощью внутреннего центратора запродается:

подавать центратор в трубу, если в ней имеется наледи, бее предварительного звукового сигнала;

находиться между торцом стыкуемых труб.

2.19.    СКАТЫВАНИЕ ГОТОВЫХ СЕКЦИЙ

2.19.1.    Опасную зону скатывания готовых секций необходимо оградить предупредительными (сигнальными) знаками на рас -стоянии не менее 50 м в направлении скатывания секций. Перед скатыванием следует подавать предупредительный сигнал. Доступ людей в зону скатывания должен быть запрещен.

2.20.    ПОДВАРКА ШВА ВНУТРИ ТРУБОПРОВОДА

2.20.1.    Подварка шва внутри трубопровода разрешается при диаметре последнего не менее 1020 мм с соблюдением следующих требований безопасности:

15

передвижение внутри трубопровода воамсжно только на специальной тележке на расстоянии не более 36 м от торца прж обесточенном табеле;

загрязненность воадуха вредными газами внутри трубопровода иди под идеиом-маско£ не должна превышать предельно допустимых концентраций, в мг/м8:

окись железа с примесь» окислов марганца до 3% .... б окись железа с примесь» фтористого или марганцевого соединений ...................................... 4

марганец (в пересчете на окись марганца) ......... 0,3

окись углерода .......................... 20

соли фтористоводородной кислоты (в пересчете

на фтористый водород) .................................. I

администрация обязана организовать периодические замеры концентрации вредных газов в воздушной среде;

скорость движения воздуха внутри трубопровода должна быть не менее 0,25 и не более 1,5 м/с;

у торца трубопровода должно постоянно находиться двое отрахующнх рабочих, снабженных кислородным изолирующим противогазом; между страхующими и работающим внутри трубопровода рабочим следует установить сигнальную связь; если необходимо оказать помощь работающему внутри трубопровода, страхующий рабочий немедленно ornpai яется внутрь трубопровода к рабочему месту, предварительно надев маску кислородного изолирующего противогаза;

освещение внутри трубопровода должно осуществляться от источника питания напряжением не более 12 В;

электросварщику следует работать на резиновом коврике и пользоваться диэлектрическими галошами и перчатками;

в жаркие дни температура воздуха внутри трубопровода не должна превышать температуру наружного воздуха.

2.21. щЗГОТОЕЛаШ, ПЕРЕВОЗКА и мО'гГШ КРйВьХ ВСТАВОК ТРУБОПРОВОДА

2.2I.I. При изготовлении кривых вставок на трубогибочном станке необходимо соблюдать следующие условия безопасности: при включенном приводе запрещается находиться внутри станка и под гибочным ложементом;

при передвижении трубы лебедкой вблизи столика не должно быть людей;

16

при отсутствии на станке специальных зажимов при изгибе трубы более чей на 10° во избежание разворота изогнутый конец трубы следует поддерживать трубоукладчиком;

во избежание обратного удара следует с большой осторожностью проводить снятие нагрузки;

при съемке изогнутой трубы со станка запрещается надо -литься вбизи станка.

2.21.2.    При погрузке, разгрузке и перевозке кривую вставку следует очень прочно закрепить строповочныы приспособлением на крюке (криках) крана и на автомашине или на спецтранспорте.

2.21.3.    При монтаже и сварке кривых вставок траншея должна иметь ширину, равную двум диаметрам трубы. Сварочные работы разрешается проводить только после надежного укрепления кривой вставки и концов трубопроводов.

2.22. РАБОТА ПО КОНТРОЛ») КАЧЕСТВА СВАРНЫХ С0№ЕШЙ (ШВОВ) С ПРИМЕНЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ

2.22.1.    При транспортировке на специально выделенных транспортных средствах, а также в универсальных железнодорожных контейнерах установки с радиоактивными источниками излу -чения должны быть размещены так, чтобы мощность доз излучения в любых легко доступных точках внешних поверхностей транс -портных средств (борт автомобиля, корпус самолета, стены вагона и т.п.) не превышала 200 мбэр/ч, на i м от этих поверхностей - 10 мбэр/ч, а в кабине водителя - 2,8 мбэр/ч. Транспортировка должна осуществляться в стальной или свинцовой таре (упаковка, контейнер); при этом должна быть исключена возможность утери гамма-дефектоскопов или транспортных контейнеров

и упаковок. На упаковке о транспортными контейнерами или гамма-дефектоскопами должен быть знак радиационной опасности. Заряженные гамма-дефектоскопы и транспортные контейнеры следует укладывать только вертикально. Укладка их на бок или вверх дном запрещается.

2.22.2.    Транспортировка гамма-дефектоскопов к месту просвечивания должна производиться на специальном автомобиле.Если автомобиль к месту проведения работ проехать не может, т~

пускается доставка гам: а-дефектоскопа вручную на штанге длиной не менее 2 м, при атом мощность дозы облучения за б ч работы не должна превышать I? мр.

2.22.3.    Хранение гамма-дефектоскопов с источниками излучения на монтажных участках осуществляется во временных хранилищах в вщде специальных железобетонных колсщцев с надежными крышками. Конструкцией хранилища должно быть исключено попадание в него грунтовой и поверхностной влаги, а также возмож -ноеть механического повреждения гамма-дефектоскопов и транспортных контейнеров. Хранилища располагаются в стороне от рабочих мест и обозначаются знаком радиационной опасности, а вокруг него на расстоянии 3 м устраивается ограда. Ответствен -ным за устройство и охрану его является начальник участка.

2.22Л. Опасную зону просвечивания, в пределах которой мощность дозы излучения превышает 0,3 ибвр/ч, следует обозначать знаками радиационной опасности с надписями, хорошо видимыми на расстоянии 3 м. £ этой зоне разрешается находиться только дефектоскопнстам. Если дефектоскопист не сможет наблюдать за опасной зоной, охрана ее возлагается на рабочего, которого выделяет мастер (прораб). Дефектоскопист обязан проинструктировать этого рабочего по технике безопасности с оформлением инструктажа в специальном журнале. Просвечивание рекомендуется проводить после работы сварочной бригады. Для каж -дого гамма-дефектоекошюта (источника излучения) безопасное расстояние должно быть определено 30 начала работы.

2.22.3.    Во время просвечивания сварных стыков на площадке трубосварочной базы запрещается транспортировать на згу площадку сваренные секции трубоукладчиками иди другими механизмами.

2.22.6. В зоне просвечивания сварных стыков не разрешается находиться людям, а также проезжать через зту зону автомашинам, трубоукладчикам, тракторам и другим механизмам. Для зтого зоны просвечивания должны &ть обозначены знаками радиационной опасности.

2.23. Машинистам очистной или изоляционной машины во время их движения по трубопроводу запрещается находиться на пимудият ДДЯ ИХ обслуживания.

Машинистам и их помощникам раарен»стоя находиться на площадке очистной или изоляционной машины только при выполнении профилактических осмотрю, при проведении ремонтных работ и при заправке бачков и ванн грунтовкой и клеевой мастикой, а также при подготовке машин к работе (осмотр, заправка двигателей, пуск в работу и т.п.).

2.24.    РАБОТА ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ЛЗП)

Б случае невозможности снять напряжение строительно-монтажные работы в охранной зоне Л8П допускаются:

при наличии письменного разрешения эксплуатирующей организации;

при предварительной выдаче машинистам строительных машин и строителям наряда-допуска строительно-монтажных организаций;

при руководстве и непрерывном надзоре ответственного лица из числа инженерно-технических работников, назначенного организацией, ведущей работы, и имеющего квалификационную группу по технике безопасности не нике Ш;

при расстоянии от подъемной или подвижной части грузоподъемной машины и от поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода Л8П, находящейся под напряжением: до I йВ -1,5 м; от I до 20 кВ - 2 м; от 35 до ПО кВ - 4 н; от 150 до 220 кВ - 5 м; 330 кВ - 6 м; от 500 до 750кВ- 9 м; 800 кВ постоянного тока -9 м;

при наличии у машинистов строительных машин квалификационной группы по технике безопасности не ниже П;

при заземлении грузоподъемных машин, кроме машин на гусеничном ходу;

при умении всех работающих в охранной зоне оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.

2.25.    ПРОЕЗД ПОД ЛЭП МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

2.25.1. Проезд строительных машин и механизмов, а также перевозка оборудования, конструкций и другого прочего грува под ЛЭП допускается лишь в теш случае, если машина, механизм

'9

и транспорт с грузом имеют высоту не более 5 м от отметки дороги или земли при передвижении по автомобильным дорогам с покрытием и 3,5 и при передвижении по грейдерным проселочным дорогам и без дорог,

2.26. НАХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОД ТРУБОПРОВОДОМ, НА ТРУБОПРОВОДЕ, МЕЖДУ ТРУБОПРОВОДОМ И ТРАНШЕЕЙ

2.26.1.    При изоляции неповоротных стыков трубопровода (захлесты, катушки и другие места) необходимо:

организовать механизированное выполнение работ;

чтобы в исключительных случаях при изоляции вручную рабочие находились по обе стороны трубопровода;

чтобы при битумной изоляции рабочие носили брезентовый костюм и рукавицы с крагами;

чтобы работы по изоляции стыков выполнялись двумя рабочими.

Изоляция стыков запрещается на расстоянии не менее 10 м от источника огня (сварочные работы в т.д.).

2.26.2.    При строповке конца трубы, секции и плети трубопровода необходимо:

зацепить торец трубы, секции или плети стропом с торцевым захватом и приподнять его грузоподъемной машиной на высоту до ДО си;

завести бревно с торца под поднятый конец,

затем опустить этот конец на подложенное бревно и произвести строповку универсальным стропом, при этой запрещается нахо -диться под трубопроводсж (плетью, секцией или трубой).

2.26.3.    При опускании трубопровода в траншею запрещается: кому-либо находиться под поднятым трубопроводом и между траншеей и трубопроводом.

2.26Л. При изоляции неповоротных стыков трубопровода вручную следует пользоваться приставными лестницами или специальными инвентарными мостиками для нанесения изоляционной мастики на верхнюю поверхность стыка, при этом изолировщикам запрещается находиться на трубопроводе.

20

МинистерствоjРекомендацииI р чяп-Я5 строительства jno определению технологических ; J

предприятий [операций и видов работ с новы- ;....... .....................

нефтяной и [венной опасностью на строитель-; Разработаны газовой про- ;стве магистральных трубопрово- ; впервые мьшленности ;    дов    }

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие Рекомендации распространяются на все производственные процессы и виды работ с повывенной опасностью при строительстве линейной части магистральных трубопроводов.

1.2.    Инженерно-технические работники строительно-монтажных организаций, кроне мероприятий^ обеспечивающих безопас -ность выполнения строительно-монтажных работ, . ложенных в настоящих Рекомендациях, обязаны строго выполнять общие организационные требования безопасности, которые отражены в соответствующих строительных норнах и правилах, стандартах безопас -ности труда и других нормативно-технических документах.

1.3.    Рабочие, выполняющие технологические операции с повывенной опасностью, допускаются к самостоятельной работе в возрасте не молохе 18 лет, проведшие соответствующее обучение и получившие квалификационное удостоверение, кроме этого они должны пройти предварительный до начала обучения и в дальнейшем периодический медицинский осмотр.

1.4.    Вновь поступающие рабочие на работы с повывенной опасностью допускаются к работе только после прохождения ими:

вводного инструктажа по охране труда;

первичного инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочей месте (в дальнейшем повторный инструктаж на рабочей месте должен проводиться через каждые 3 мео).

Внесены ВНИИСТом,    |    Утверждены ВНИИСТом ! Срок введения

00Т    j    19 сентября 1985 г. | I июля 1986 г.

2.26.5. При сварке неповоротных стыков, захлестов, катушек и запорной арматуры следует пользоваться приставными лестницами, при атом сварщикам запрещается находиться на трубопроводе.

2.27. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

2.27.1.    При переправе людей через водные преграды на катерах, шлюпках и ходках необходимо соблюдать следующие условия безопасности:

за поведением пассажиров на катере обязан следить капитан иди моторист-водитель катера; пассажиры обязаны выполнять все указания капитана или моторяста-водитедя;

грузоподъемность или вместимость катеров или шлюпок должна быть написана на их носовой части; запродается нагружать катер или шлюпку сверх установленной норны, а также переправлять людей на шлюпках, предназначенных для перевозки якорей;

посадка и высадка людей с катера и шлюпки разрешается только после полной остановки и швартовки к причалу или плавучим средствам;

все шлюпки и лодки на объекте должны быть закреплены за ответственными лицами ш снабкены полным комплектом спасательных средств;

при волнении более 3 баллов, ветре силой более 5 баллов, а также в теинов время суток переправа людей на катерах и шлюпках через водные преграды запрещается;

запрещается допускать к управлению катерами и моторными лодками лиц, не прошедших специальное обучение и не имеющих квалификационных удостоверений на управление этими средствами.

2.27.2.    Перед проездом черев водные преграды автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия безопасности:

шофер обязан проверить глубину брода, определить состояние дна водоема и выбрать наиболее удобный маршрут без глубоких ям, крупных камней и топких мест, а также наметить ориентиры на пути движения автомашины;

глубина брода должна быть не более расстояния от низа колеса до низа крильчахяь(вентилятора) двигателя автомашины;

21

1.5.    Внеплановый мнетруп?ах по технике безопасности проводится:

при перерыве в работе более 30 дней;

при выполнении работ с повышенной опасностью;

при нарушении рабочими требований;

при изменениях в технологических процессах;

при замене оборудования и материалов, а также изменении правил охраны труда.

1.6.    Кроме инструктажа, лица, занятые на работах с повышенной опасностью, обязаны пройти обучение по технике безопасности до начала работы. До прохождения обучения они к самостоятельной работе не допускаются.

Х.7. Do окончании обучения главный инженер строительной организации обязан организовать комиссию по проверке знаний рабочих. Выдержавшим испытания выдаются соответствующие удостоверения.

1.8.    Ежегодно все рабочие должны проходить периодическую проверку знаний по технике безопасности в проверочной комиссии. При неудовлетворительных знаниях следует провести дополнительный инструктаж с повторной проверкой знаний.

1.9.    Проведение инструктажа, обучения и проверки знаний оформляются документально (журналы, протоколы).

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБВЛЕЧВШО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПОВЬШШНОЙ ОПАСНОСТЬЮ

2.1.    ВАЛКА ЛЕСА БШЗОМОТОРНОй ПИЛОЙ

2.1.1.    При валке леса бензомоторной пилой необходимо соблюдать следующие мероприятия по безопасности труда:

участки валки деревьев оградить предупредитедьными знаками, запрещающими доступ в опасную зону виц, не участвующих в работе. Знаки устанавливаются на расстоянии 50 и от границ участка,на котором производится вавка леса;

4

уборка подгнивших, валка сухостойких и других неустойчивых деревьев ведется под руководством мастера или прораба;

перед опиливанием дерева все предметы, мешающие свободному отходу пильщика перед падением дерева (валежнику и т.п.), должны быть убраны, а снег по направлению отхода - тщательно уплотнен;

перед падением дерева пильщик должен отойти на бевопас -ное расстояние (на 5 м) в сторону, противоположную падению дерева. Люди и механизмы должны находиться на расстоянии не менее 50 м от сваливаемого дерева;

нельзя подрубать дерево, на котором зависло другое, а также обрубать на зависшем дереве сучки или находиться под ним, а также отпиливать или сбивать зависшее дерево, повалив на него другое дерево. Зависшее иди надломленные деревья необходимо сваливать при помощи трактора иди лебедки с канатом, а в отдельных случаях путем ручного натяжения каната. Длина каната между механизмом и деревом или людьми должна быть не менее 50 м;

валку леса при ветре силой более 6 баллов, во время сильного дощдя, густого тумана и при гололеде вести запрещается;

при расчистке сухостоя, завала леса и трелевке хлыстов лесорубам запрещается находиться на трелевочном тракторе.

2.2. ЗБШЯНЫЕ РАБОТЫ ВБЛИЗИ ДЕЙСТВЩЩ КОМУНШЦИЙ

2.2.1. Вблизи действующих подземных коммуникаций 8вмля -ныв работы выполняют (при наличии письменного разрешения) под наблюдением мастера (прораба), а в тех случаях, когда работы ведут в непосредственной близости от действующих коммуникаций, необходимо обязательное присутствие представителей эксплуатирующих организаций.

Разработка грунт»- экскаватором на расстоянии менее 2 м от подземных действующих коммуникаций запрещается.

Если в качестве подземной коммуникации имеется злектрока-бель, а разработка грунта экскаватором ведется с помощью клин-бабы или других ударных механизмов, производство земляных ра-

5

бот экскаватором на расстоянии ближе Ь м от электрокабеля не допускается.

ёсли при рытье траншей обнаружены не предусмотренные проектом подземные коммуникации, то земляные работы следует немедленно прекратить и принять меры к сохранению коммуникаций. Продолжать земляные работы можно только после того, как будет выяснено, к какой организации эти коммуникации принадлежат и есть ли от нее письменное разрешение.

2.3. ПОДСЫПКА ПОДУШКИ ИЗ МЯГКОГО ГРУНТА И ЕГО ПЛАНИРОВКА

2.3.1. Устройство подушки из мягкого грунта, его планировку и другие работы в траншее следует выполнять механизированным способом. Запрещается, как правило, спуск рабочих в траншею, в исключительных случаях разрешается эти работы выполнять вручную с соблюдением следующих требований безопасности:

работы должны выполняться под непосредственным руководством прораба или мастера;

перед спуском рабочих в траншею следует устраивать откосы, а в случае невозможности стенки траншеи следует раскрепить;

до спуска рабочих в траншею их необходимо ознакомить с безопасными методами работы в траншее;

если на бровке траншеи имеется смонтированный трубопровод, его необходимо заякорить;

для спуска и подъема рабочих в траншею необходимо установить инвентарные приставные лестницы.

2.4. РАБОТА В ТРАНШЕЯХ И КОТЛОВАНАХ, ПОДВЕРГАВШИХСЯ УВ-ЛАХНЕШЮ

2.4.1. Проведение работ в траншеях и котлованах, подвергавшихся увлажнению после полного или частичного отрытжя, допускается в том случае, если будут приняты меры предосторожности против обрушения грунта, для чего следует:

производителю работ или мастеру тщательно осмотреть состояние откосов перед началом работы каждой смены;

обрушить грунт в местах обнаруженных нависей и трещин на откосах;

при необходимости временно прекратить работы до высыхания грунта или уменьшить крутизну откоса на участке, где проведение работы является неотложным.

2.5.    РАБОТА ТРАССОВЫХ i^A;iia3toOB НА ПОПЕРЕЧНОМ УКЛОНЕ СВЫШЕ ПАСПОРТНЫХ ДАННЫХ

2.5.1.    На участках о поперечным уклоном до 8° разрешается вести работы землеройными машинами (роторными экскаваторами, одноковшовыми экскаваторами, бульдозерами и др.)обычными методами без устройства удерживающих приспособлений.

При крутизне поперечных уклонов 8° и болево избежание опрокидывания одноковшовых экскаваторов и бульдозеров необходимо устраивать полки. Ширина и конструкция полок устанавливаются проектом производства работ с учетом диаметра труб и однопутного движения, а также устройства уширений для разъезда машин, экскаваторов, бульдозеров и др. механизмов.

2.5.2.    Работа автотранспорта как с грузом, так и без груза на местности с поперечным уклоном более 8° запрещается.

2.6.    РАБОТА ТРАССОВЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ПРОДОЛЬНОМ УКЛОНЕ СВЫШЕ ПАСПОРТНЫХ ДАННЫХ

2.6.1. На участках с продольным уклоном до 15° разрешается вести работы землеройными машинами (бульдозерами, одноковшовыми экскаваторами) обычными методами без удерживающих приспособлений.

Рытье траншей одноковшовым экскаватором на продольном уклоне до 22° включительно разрешается в направлении как снизу вверх, так и сверху вниз по склону. На уклонах более 22° работа одноковшового экскаватора с прямой лопаткой разрешается

в направлении вверх по склону вперед ковшом, а экскаватора с обратной лопатой - сверху вниз ковшом назад по ходу работ.

2.6.2.    Работа роторных экскаваторов без якоря разрешается на продольных уклонах до 35° включительно при движении сверху вниз. При уклонах 36-45° необходимо применять якоря.

2.6.3.    На продольных уклонах местности более 36° перемещать грунт бульдозером не разрешается.

2.6Л. На продольных уклонах от 15 до 35° работать трубоукладчиком разрешается только с помощью якорей. На уклонах свыше 35° работы следует выполнять специальными приемами,разработанными в проектах производства работ.

2.6.5. Работа автотранспорт и транспорта на гусеничном ходу на поперечных и продольных уклонах с неисправными тормозами, в гололедицу и в дождь запрещается.

2.7. ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ

2.7.1.    Перед началом взрывов подаются сигналы:

первый - предупредительный сигнал; все должны находиться га пределами опасной зоны;

второй - боевой сигнал,-по которому взрывники зажигают шнуры или включают злектровэрыватели и удаляются в укрытия; третий - отбойный сигнал, означает окончание взрывов.

Доступ рабочих и техники в зону взрыва для дальнейшей работы разрешается после снятия постов наблюдения.

2.7.2.    Во время проведения взрывных работ запрещается: уничтожать оставшиеся взрывные материалы с помощью разведения костра (их следует сдать на склад);

разводить открытый огонь вблизи хранения и содержания взрывчатых материалов (на расстоянии ближе чей 200 и).

8

2.8. НАХОЖДЕНИЕ ЛДДЕЙ ПОД ПОДНИМАЕМЫМ ИДИ ПЕРЕМЕЩАВШИ ГРУЗОМ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ

2.8.1. Опасной зоной при работе грузоподъемных машин по поднятию, опусканию или перемещению груза является зона, равная длине стрелы плюс Ъ м, которая должна быть обозначена знаками безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76, запрещающими кому-либо находиться в этой зоне.

2.9. НАХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ПОЛУВАГОНЕ ПРИ ПОДНЯТИИ (ОПУСКАНИИ) ГРУЗА КРАНОМ

2.9.1.    При выполнении вышеуказанных работ следует соблюдать следующие условия безопасности:

выгружать (погружать) трубы из полувагона (в полувагон) должна бригада в составе мастера, ответственного за безопас -ное перемещение грузов кранами, машиниста крана и четырех стропальщиков, двое и8 которых должны быть заняты на строповке (расстроповке) труб в полувагоне;

для подъема на вагон следует использовать приставную или инвентарную лестницу с площадкой;

сигнал машинисту автокрана о подъеме (опускании) труб должен быть подан старшим стропальщиком только после того, как все члены бригады удалятся в безопасные места (на переходные мостики, укладываемые на борта полувагонов; на площадку с лестницей и т.д.). При подъеме, опускании я перемещении трубы стропальщикам находиться на полувагоне (в полувагоне), а также между полувагоном и автокраном запрещается.

2.9.2.    При погрузке в полувагон тяжелых железобетонных изделий (пригрузы для трубопроводов и т.д.) их необходимо устанавливать одновременно по двум противоположным бортам. Запрещается грузы из железобетона во время погрузки располагать сначала вдоль одного борта, ватем вдоль другого.

9

2.10. НАХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ШТАБЕЛЕ ТРУБ

2.I0.I. Во время укладки «руб запрещается стропальщикам находиться на штабеле. Они должны быть на подмостят или площадках, Которые устанавливаются по торцам штабеля.

2.II. 1ШМДКНИЙ ЛЮДЕЙ НА ТРУБШИЕВОЗАХ ПРИ ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ ТРУБ И СЕКЦИЙ

2.11.1.    При погрузке (выгрувке) труб и секций на трубо-плетевоз запрещается находиться людям (включая стропальщиков

и шофера) на раме автомобиля или на прицепе. Они должны отойти за пределы опасной воны (длина стрелы плюс 5 м). Шоферу категорически запрещается участвовать в погрузочно-разгрузочных работах.

2.11.2.    При погрузке секций на трубаплетевозы запрещается устанавливать с платформы прицепа и автомобиля закрепляющие упоры. Строповка секции должна производиться только после установки этих упоров на место с прочным закреплением в гнезде стопором.

2.11.3.    При погрузке (разгрузке) труб необходимо:

чтобы рабочие были проинструктированы по безопасный способен строповки (расстроповки);

применять стропы с торцевыми захватами или универсальные; стропы должны иметь бирку с обозначением сроков их испытания;

чтобы на крюке грузоподъемного крана в обязательном по -рядке было замыкающее устройство, если такое устройство отсутствует, погрузка (разгрузка) труб запрещается.

2.IIЛ, При погрузке секций на трубоплетевоз стропальщикам запрещается: