Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

191.00 ₽

Купить Р 50.1.089-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В настоящих рекомендациях установлены методы использования внешних источников данных для процессов менеджмента риска. Рекомендации могут быть использованы для установления целей организации, идентификации опасных событий, анализа и обработки рисков, а также при выработке ключевых индикаторов риска. Постановка целей является основополагающим процессом, в котором использование внешних источников данных является предпосылкой эффективного определения возможных событий, оценки риска и способов реагирования на опасности. В процессе идентификации опасных событий важно использовать внешние источники данных для составления полного перечня опасных событий. При анализе риска внешние источники данных используют для определения последствий и вероятности реализации опасных событий. При обработке риска информация, полученная из внешних источников данных, позволяет оптимально выбрать и применить необходимый метод. При выработке ключевых индикаторов риска внутренней информации недостаточно, поэтому данные внешних источников данных важны для регулярной актуализации ключевых индикаторов риска. Настоящие рекомендации предназначены для менеджеров по риску, руководителей и экспертов, ответственных за выявление опасных событий, составление реестра риска, проведения оценки и анализа риска, выработки мероприятий по обработке риска, оценки эффективности менеджмента риска организации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Использование внешних источников данных в процессе менеджмента риска

5 Использование внешних источников данных при выработке ключевых индикаторов риска

6 Оценка качества информации

Библиография

 
Дата введения01.12.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

08.10.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1276-ст
РазработанРусРиск
ИзданСтандартинформ2015 г.

Risk management. Use of external data sources

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ


Р 50.1.089-2014


Менеджмент риска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ


Издание официальное



Предисловие

1    РАЗРАБОТАНЫ Некоммерческим партнерством «Русское общество управления рисками» (РусРиск)

2    ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»

3    УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2014 г. № 1276-ст

4    ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящих рекомендаций установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2015

Настоящие рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................2

4    Использование внешних источников данных в процессе менеджмента риска.............2

5    Использование внешних источников данных при выработке ключевых индикаторов риска.....10

6    Оценка качества информации......................................10

Библиография................................................11

III

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Менеджмент риска ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ

Risk management. Use of external data sources

Дата введения — 2015—12—01

1    Область применения

В настоящих рекомендациях установлены методы использования внешних источников данных для процессов менеджмента риска. Рекомендации могут быть использованы для установления целей организации. идентификации опасных событий, анализа и обработки рисков, а также при выработке ключевых индикаторов риска. Постановка целей является основополагающим процессом, в котором использование внешних источников данных является предпосылкой эффективного определения возможных событий, оценки риска и способов реагирования на опасности. В процессе идентификации опасных событий важно использовать внешние источники данных для составления полного перечня опасных событий. При анализе риска внешние источники данных используют для определения последствий и вероятности реализации опасных событий. При обработке риска информация, полученная из внешних источников данных, позволяет оптимально выбрать и применить необходимый метод. При выработке ключевых индикаторов риска внутренней информации недостаточно, поэтому данные внешних источников данных важны для регулярной актуализации ключевых индикаторов риска.

Настоящие рекомендации предназначены для менеджеров по риску, руководителей и экспертов, ответственных за выявление опасных событий, составление реестра риска, проведения оценки и анализа риска, выработки мероприятий по обработке риска, оценки эффективности менеджмента риска организации.

2    Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения ГОСТ Р 51901.21-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения Р 50.1.068—2009 Менеджмент риска. Рекомендации по внедрению. Часть 1. Определение области применения

Р 50.1.069—2009 Менеджмент риска. Рекомендации по внедрению. Часть 2. Определение процесса менеджмента риска

Р 50.1.084—2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по созданию реестра риска организации

Примечание — При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя«Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию

Издание официальное

этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящих рекомендаций в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящих рекомендациях применены термины по ГОСТ Р 51897.

4    Использование внешних источников данных в процессе менеджмента риска

4.1    Виды внешних источников данных

Информация в организацию может поступать из двух источников — внутренних и внешних. Внешние источники данных — источники данных, обусловленные внешней областью применения организации. Полученная из внешних источников информация может быть использована в процессе идентификации опасных событий, оценки и реагирования на возникающие виды риска.

Анализ внешней области применения позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей. Во внешнем окружении организации целесообразно выделить дальнее внешнее окружение и ближнее внешнее окружение. В качестве критерия разделения факторов внешней области применения на две категории используется представление о степени влияния внешних факторов на организацию.

4.1.1    Источники данных, обусловленные внешними факторами ближнего окружения

Ближнее внешнее окружение представлено факторами делового окружения. К ним относятся потребители. поставщики, конкуренты, акционеры, инвесторы. Руководство организации способно оказать определенное влияние на данные факторы.


2


Внешняя область применения организации


Дальнее внешнее окружение


Экономические внешние источники данных


Ближнее внешнее окружение


Конкуренты


Входящий поток данных


Политические/государственмыв внешние источники данных


Поставщики


Внутренняя область применения организации


Процесс менеджмента риска


Обратная связь


Причастные стороны


Технологические внешние источники данных


Выходящий поток данных


Потребители


Природно-климатические внешние источники данных


Рисунок 1 — Внешние факторы дальнего и ближнего окружения


P 50.1.089—2014

4.1.2    Источники данных, обусловленные внешними факторами дальнего окружения

Дальнее внешнее окружение представлено следующими факторами:

-    экономические:

-    политические/государственные:

-    рыночные:

-    технологические:

-    природно-климатические;

-    причастные стороны.

Данные факторы могут оказать достаточно сильное влияние на показатели деятельности организации. Анализ дальнего внешнего окружения позволяет организации своевременно реагировать на возникающие виды риска или извлекать дополнительные возможности из благоприятной ситуации.

4.1.3    Классификация внешних источников данных

Организация функционирует в среде ближнего и дальнего внешнего окружения. Факторы ближнего и дальнего окружения являются внешними источниками данных по отношению к организации. Классификация внешних источников данных приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация внешних источников данных

Источник данных

Описание

®

X

*

Статистические

данные

Факторы внешней экономической среды необходимо постоянно диагностировать и оценивать, т. к. состояние экономики влияет на цели и показатели организации. К таким факторам относятся темп инфляции, международный платежный баланс, уровень занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо утро-зу. либо новую возможность для предприятия.

Анализ статистических данных позволяет получить информацию о уровне развития отрасли, осуществить сравнение показателей отдельно взятой организации с показателями конкурентов данного сегмента рынка, получить информацию о опасных событиях, авариях, инцидентах и др. Особое значение среди внешней информации имеют результаты исследований и прогнозы независимых экспертов, специализирующихся в конкретной отрасли. Изучение периодических

о

7

Оценки

независимых

экспертов

Периодические

издания

изданий и экономической литературы позволяет получить информацию о достижениях научно-технического прогресса, об авариях и инцидентах, о методах реагирования на виды риска

® в> 2 х X

® 1 X о

Изменения законодательных и нормативных документов

Анализ законодательных и нормативных документов необходим для отслеживания изменений и дополнений. Изменения в налогообложении, условиях заключений контрактов и др. могут отражаться на финансово-экономических показателях организации.

Руководству организации следует принимать во внимание изменения политической ситуации. Смена государственного строя, политической власти или отношений между государствами могут нести в себе как угрозы, так и дополнительные возможности

*- Q.

11 с 8

Изменения

политической

ситуации

ф

Конкуренты

Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для организации. К факторам, воздействующим на успехи и неудачи организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, предпочте-ния потребителей, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок. Мониторинг конъюнктуры рынка позволяет организации определить собственные позиции и раскрыть новые перспективные иаправле-

2

X

2

п

Потребители

Поставщики

ния сбыта продукции (работ, услуг), своевременно среагировать на возможное возникновение опасных событий или получение дополнительных возможностей, предпринять определенные действия, принять управленческие решения

6 ®

I 1

5 ?

Производственные

технологии

Анализ научно-технического прогресса, производственных нововведений, новых ИТ-решений позволит организации повысить конкурентоспособность на рынке и обеспечить высокий уровень качества продукции и услуг. Руководству организации необходимо быть в курсе нововведений и инноваций в области про-изводства. своевременно анализировать изменения и принимать решения о внедрении новшеств

® s

г- с

ИТ-Технологии

3

Окончание таблицы 1

Источник данных

Описание

Природно-

климатические

Изменении

природно-

климатических

условий

Руководство организации должно принимать во внимание возможные угрозы окружающей среды. Информация о природных условиях, в которых функционирует организация, позволяет планировать теплозащиту (температура окружающей среды, влажность воздуха и другие показатели). Для обеспечения безопасных условий труда работников руководство должно принимать во внимание особенности природно-климатических условий.

8 процессе деятельности организации важно прогнозировать вероятность наступления катаклизмов, обусловленных повышенной сейсмичностью окружающей среды, наводнениями, цунами и другими стихийными бедствиями

Информация о возможных катаклизмах

Причастные

стороны

Акционеры

Акционеры и инвесторы определяют цели организации, уровень риск-аппети-та. участвуют в выделении ресурсов. Информация, полученная от акционеров и инвесторов, часто является основополагающей при формировании стратегии по управлению рисками. Кредиторы оказывают значительное влияние на изменение уровня кредитного риска, связанного с контрагентами. Руководству организации необходимо на постоянной основе проводить оценку и актуализацию кредитного риска. При проработке кредитных договоров необходимо принимать во внимание уровень кредитного риска контрагента и предусматривать соответствующие методы обработки риска

Инвесторы

Кредиторы

4.2 Влияние внешних источников данных на элементы процесса менеджмента риска

Внешние источники данных оказывают большое влияние на отдельные элементы менеджмента риска. На рисунке 2 представлена схема основных элементов процесса менеджмента риска. Цветом выделены те элементы, в которых информация из внешних источников играет важную роль.

Руководители организации должны принимать во внимание информацию, полученную из внешних источников, при работе со следующими элементами менеджмента риска:

1)    Установление целей и области применения. Следует установить внешние и внутренние цели организации, а также цели в области менеджмента риска для осуществления каждого из элементов процесса менеджмента риска.

2)    Идентификация риска. Следует идентифицировать где, когда, почему, каким образом информация из внешних источников данных может повлиять на уровень риска в организации.

3)    Анализ риска. Следует идентифицировать и оценить существующие средства управления. Должны быть определены последствия и вероятность возникновения каждого опасного события, а следовательно риск. В процессе анализа должен быть проведен анализ диапазона потенциальных последствий и формы их проявления.

4)    Обработка риска. Следует провести идентификацию набора вариантов обработки риска, оценку этих вариантов, а также подготовку и выполнение планов обработки риска. Информацию о возможных вариантах обработки риска, эффективности и применимости данных вариантов также можно получить из внешних источников, посредством анализа деятельности аналогичных процессов деятельности.

4.2.1 Использование внешних источников данных при постановке целей

При постановке целей и области применения менеджмента риска определяют основные параметры обработки и область применения остальной части процесса менеджмента риска. При этом определяют внешнюю и внутреннюю область применения организации и цель деятельности в области менеджмента риска.

Постановка целей является предпосылкой эффективного определения возможных событий, оценки риска и способов реагирования на риск. Необходимо, чтобы цели были сформулированы до того, как руководство сможет выявить и оценить риски в отношении достижения этих целей, а также принять требуемые меры по управлению рисками.

В соответствии с (5), цели подразделяются на следующие группы:

-    стратегические цели;

-    оперативные цели;

-    цели в области подготовки отчетности;

-    цели в области соблюдения законодательных и нормативных требований.

4

P 50.1.089—2014


Установление целей и области применения

-    Внутренние цели;

-    Внешние цели;

• Цели в области менеджмента риска;

-    Разработка критериев;

-    Определение структуры процесса анализа


2

Z

I

1

§


Обработка риска

•    Идентификация вариантов;

- Оценка вариантов;

•    Подготовка и выполнение планов обработки риска:

•    Анализ и оценка остаточного риска


Внешние источники данных влияют на каждую группу целей:

Стратегические цели. Это цели высокого уровня, соотнесенные с миссией/видением развития организации. Они отражают выбор руководством организации подхода, которого организация будет придерживаться в процессе создания стоимости для причастных сторон. При постановке стратегических целей руководству организации следует акцентировать внимание на внешних источниках данных как ближнего, так и дальнего окружения. К анализу следует подходить комплексно с целью выявления явлений и факторов, существенно влияющих на работу организации, вызывающих возникновение возможных опасных событий, влекущих отклонение от намеченных целевых показателей и влияющих на реализацию стратегии компании.

5

Оперативные цели. Это цели среднего уровня, касающиеся вопросов эффективности и производительности организации, снижения уровня рисков, а также обеспечения сохранности ресурсов и различаются в зависимости от решений руководства в отношении структуры организации и результатов ее деятельности. При постановке оперативных целей руководству организации следует акцентировать внимание на внешних источниках данных ближнего окружения. Информация от поставщиков даст возможность планирования поставок необходимых ресурсов, что позволит повысить эффективность производства и снизить риски простоя производства. Информация о действиях конкурентов окажет большое влияние на цели в области маркетинга и продвижения. А также позволит своевременно корректировать оперативные цели, связанные с приобретением конкурентного преимущества для укрепления позиций на рынке. Информация о рыночных и экономических факторах окажет влияние на постановку целей в области бюджетирования и финансового планирования. Технологические внешние источники данных окажут существенное влияние на выбор технологии, приобретение нового оборудования и автоматизированных производственных систем. Природно-климатические внешние источники данных дадут информацию об окружающей среде, что позволит обеспечить безопасные условия труда и снизить риски непредвиденных ситуаций на производстве, а также заблаговременно принять решения об остановке/приостановке производства в связи с возможными природными катаклизмами. Информация о природно-климатических условиях повлияет на цели в области безопасности производства.

Цели в области подготовки отчетности. Эти цели связаны с обеспечением достоверности составляемой отчетности. Они охватывают внутреннюю и внешнюю отчетность как финансового, так и нефинансового характера. При постановке целей в области подготовки отчетности руководству следует акцентировать внимание на политических и государственных внешних источниках данных и учесть требования заинтересованных лиц. Основная задача — это предоставление достоверной, точной и полной информации о деятельности организации заинтересованным лицам и внешним пользователям, в том числе регулирующим органам. Необходим постоянный мониторинг требований по составлению и предоставлению отчетности, анализ изменений нормативно регулирующих документов, изменений законодательства.

Цели в области соблюдения законодательных и нормативных требований. Эти цели связаны с обеспечением соблюдения соответствующих законодательных и нормативных актов. При постановке целей в области подготовки отчетности руководству следует принимать во внимание политические и государственные внешние источники данных. Организации должны осуществлять деятельность. ставить цели в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами. Необходимо соблюдать требования, касающиеся ценообразования, налогообложения, социального обеспечения работников.

4.2.2 Использование внешних источников данных при идентификации рисков

4.2.2.1 Общие положения

На данном этапе необходимо идентифицировать возможные опасные события деятельности организации, что предполагает наличие полной информации об организации, рынке, законодательстве, политическом, природно-климатическом, технологическом, экономическом окружении организации, а также о стратегии ее развития и производственных процессах. Всесторонняя идентификация опасных событий как хорошо структурированный систематический процесс является критически важной составляющей. поскольку не идентифицированные на данном этапе источники опасности могут быть не исследованы при дальнейшем анализе. Идентификация должна охватывать все опасные события, как управляемые, так и неуправляемые организацией.

Для идентификации опасных событий необходим комплексный подход с тем. чтобы выявить наиболее значимые виды риска, которым подвержена организация во всех сферах деятельности. Руководство выявляет события, которые могут оказать влияние на организацию, и определяет, являются ли они благоприятными или могут оказать отрицательное воздействие на способность организации успешно реализовывать свою стратегию и достигать поставленных целей. События, влияние которых будет отрицательным, являются рисками, которые требуют оценки, анализа и реагирования на них со стороны руководства. События, оказывающие положительное воздействие, являются возможностями, которые необходимо учитывать в процессе формирования стратегии и постановки целей. При определении характера событий руководство учитывает многообразие внутренних и внешних факторов, которые могут привести к возникновению рисков и возможностей, с учетом всего масштаба деятельности организации, используя источники данных ближнего и дальнего внешнего окружения.

P 50.1.089—2014

4.2.2.2    Использование внешних источников данных при выявлении опасных событий

Для выявления опасных событий руководству необходимо понимать, какие внешние источники данных позволяют спрогнозировать возникновение опасных ситуаций. Полный перечень внешних источников данных приведен в таблице 1.

Для выявления опасных событий наиболее важны следующие внешние источники данных:

-    статистические данные;

-    оценки независимых экспертов;

-    периодические издания.

Статистические данные прошлых лет позволят получить информацию об инцидентах и авариях аналогичных организаций. Использование статистических данных предполагает анализ прошлого во избежание опасных событий в будущем. Для идентификации необходимо производить сбор, изучение и анализ статистических данных. Одновременно необходимо проявлять обоснованность при использовании информации предшествующих событий для составления прогнозов на будущее, поскольку ситуация постоянно изменяется и факторы, оказывающие влияние на события, также подвергаются изменениям.

В таком случае важно принимать во внимание мнения экспертов, которые владеют ситуацией в отрасли и обладают большим опытом. Прогнозы независимых экспертов дают организации объективную оценку возможных опасных ситуаций, учитывая полную информацию о финансовом положении организации, специфику производства, технологическое развитие и другие факторы. Необходимо сочетать использование статистических данных с оценкой экспертов, что позволяет получить наиболее объективную идентификацию опасных событий В качестве методов сбора экспертной информации можно применять: анкетирование, анализ контрольных листов, интервьюирование, мозговой штурм, анализ сценариев и др.

Изучение периодических изданий также позволяет получить информацию об авариях и инцидентах. фактах мошенничества, природных катаклизмах и катастрофах, проанализировать отрасль с целью изучения основных тенденций развития рынка, изменений ситуации на рынке и действий конкурентов. В качестве методов идентификации могут применяться: сравнение с эталоном, системный анализ. анализ сценариев и др.

4.2.2.3    Использование внешних источников данных при выявлении причин опасных событий

Следующим этапом необходимо провести выявление причин возможных событий и спрогнозировать вероятные сценарии дальнейшего развития. Существует много способов реализации событий. Важно не пропустить существенные причины событий.

Для выявления причин опасных событий следует рассмотреть внешние источники данных по группам, приведенным в таблице 1.

Политические и государственные внешние источники данных. Данные об изменениях законодательных и нормативных документов, политической ситуации в стране могут послужить причиной ужесточения условий контрактов, изменения уровня цен и. соответственно, финансовых результатов, изменения условий поставок продукции и материалов, ограничения товарооборота, увеличения ставки налога и налоговых пошлин и др.

Рыночные внешние источники данных. Данные о действиях конкурентов, изменениях потребительского спроса, качестве поставок продукции могут послужить причиной потери рыночной доли, ослабления конкурентоспособности, изменения уровня цен на продукцию и услуги и, соответственно, рентабельности основной деятельности, изменения условий поставок продукции и материалов, разрывов контрактов и др.

Природно-климатические внешние источники данных. Данные об изменениях природно-климатических условий, возможных катаклизмах могут послужить причиной аварий на производстве, останов-ки/приостановки производства, увеличения затрат на восстановление производственно-технологической деятельности, а также на дополнительные меры защиты и улучшение условий труда персонала, что оказывает значительное воздействие на финансово-экономические показатели организации и др.

Технологические внешние источники данных. Данные об изменениях в технологии производства, технологических новшествах и внедрении новых ИТ-решений у конкурентов могут послужить причиной ослабления конкурентоспособности. Использование устаревших технологий производства может стать причиной ухудшения качества продукции и услуг. Данные об инновационном развитии также несут в себе новые возможности для организации. Установка автоматизированных систем, применение инновационных технологий позволит оптимизировать затраты и повысить качество выпускаемой продукции и услуг. Новые технологические решения — это дополнительные возможности развития организации.