Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

471.00 ₽

Купить Р 375-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Изложенная в Руководстве технология операционного контроля качества строительно-монтажных работ служит основой для составления Технологических карт операционного контроля качества работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов.

 Скачать PDF

Введен впервые

Оглавление

1 Общие положения

2 Инженерная подготовка трассы

3 Земляные работы

4 Сварочно-монтажные работы

5 Нанесение изоляционных покрытий

6 Укладка трубопровода в траншею

7 Строительство переходов

8 Очистка полости и испытание трубопроводов

9 Устройство электрохимзащиты

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВНИИСТ

ПО ОПЕРАЦИОННОМУ КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 375-79

Москва 1980

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВНИИСТ

ПО ОПЕРАЦИОННОМУ КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 375-79

Москва 1980

2.6.    Перед качаю1 производства работ по инженерной подготовке заказчик должен передать подрядной оргакнзацна по акту траосу, закрепленную следующими знаками:

закрепнтеаьнынн - в вернннах углов поворота, на прямых участках трасон - не реже чек через I км; на переходах через дороги, овраги - по 2 знака в пределах видимости;

выносными - на расстоянии 40 и на прямой параллельной оси трассы - не менее двух знаков в пределах видимости через каждые 2 км;

высотными реперами - через 5 км и в местах переходов через естественные а искусственные препятствия.

2.7.    Перед началом работ на трассе генподрядная строительная организация должна выполнить следующие разбивочные работы:

установить дополнительные вешки по оси трассы, а также по границам строительной полосы;

разбить горизонтальные кривые естественного изгиба через 10 и, искусственного гнутья - через 2 и, по полевыи таблицам1;

разбить пикетаж по длине трассы и в характерных точках (в начале и конце кривых, местах пересечения подземных коммуникаций) с выносом соответствующих геодезических знаков на одну из границ строительной полосы;

установить дополнительные реперы через 2 км по трассе и километровые столбы (за пределами рабочей полосы).

2.8.    При приемке трассы от заказчика генподрядчик должен произвести контроль геодезических измерений с точностью: линейных измерений не менее 1/500, угловых - 2 мин и нивелирования между реперами с точность» 50 мм на I км трассы.

2.9.    Трассу принимает от заказчика, если измеренные длины линий отличаются от проектных не более чем на 1/300 длины, углы - не более чей на 3 нни и отметки знаков, определенные путем нивелирования между реперами, - не более чей на 20 си.

2.10.    Расчистка трассы трубопровода от древесной растительности на период строительства должна производиться в границах полосы отвода, допускаемое отклонение -30 см.

2.11.    Выкорчевывание пней на сухих участках трассы долине производиться по всей ширине полосы отвода, а на заболоченных участках - только на полосе будущей траншеи трубопровода

н хабеля,ш остальной часта полосы отвода деревья (пни) спиливают на уровне веили.

2.12.    При сооружении временных дорог для проезда строи -тельных н транспортных мания н механизмов допускаются откло -нения от проекта в пределах, установленных в табн.1.

Таблица I

2 Величина допуска (откло-Еонтролируемые показатели    j    нения)

Ш&ЙМШг- 1 ! ная 1 яая __

ЯАМШ.НПР

Высотные отметки продольного профиля, см

♦5

-5

Ширина земляного полотна, си

♦10

-10

Увеличение крутизны откосов, %

♦10

Поперечные разкеры кюветов, нагорных и других канав по дну, си

+5

-5

Глубина наветов при условия обеспечения стока, см

♦5

-5

Ширина насыпных бери, си

♦20

-20

Коэффициент уплотнения грунта

0

-0,95

Основание н покрытие

Высотные отметки по оси

+5

-5

Поперечный уклон

0,005

Ширина основания, покрытия, си

+10

-0

Допускаемое превышение снежных граней, ни:

бревен, еланей

+10

-10

плит сборно-разборных покрытий

+5

-5

II

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

3.1.    Операционный контроль качества выполнения аешяних работ должен осуществляться с соблюдением допусков, приведенных в табл.2, включая:

проверку правильности переноса фактической оси траншей проектному положению;

проверку отметок и ширины полосы планирования дна работы роторных экскаваторов (в соответствии с требованиями ПНР);

проверку профиля дна траннен о замером оо глубины н проектных отметок, проверку иярииы травной по дну;

проверну откосов траншей в эавиоимости от структуры грунтов, указанной в проекте;

проверку толщины слоя подсылки на дне траннен щ толщины слоя присыпки трубопровода мягким грунтом;

контроль толщины слоя насыпки н обвалования трубопровода грунтом;

проверку отметок верха иаоыпя, ее инрннн н крутизны откосов;

замер фактических радиусов кривизны троящей на участках поворота горизонтальных кривых.

3.2.    Контроль правильности переноса оси траннен в пиане производят теодолитом с привязкой к разбивочной сон.

Ширину полосы для прохода роторных экскаваторов контролируют промером стальной лентой пн рулеткой. Отметки полосы контролируют нивелиром и визирками.

3.3.    Ширина траншей по дну при балластировке трубопровода утяиелжщими грузами или закреплении анкерными устройствами, а также на криволинейных участках, выполненных о помощью отводов,должна (Вить но менее 2,23, а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавливается проектом.

Ширина транжеи по дну, в том число на участках кривых, контролируется шаблонами, опускаемыми в траншею.

3.4.    Расстояние от разбивочной оси до стоики траншеи по дну на сухих участках траосы должно быть не кеяее половины

12

проектной ширины траншеи, а с целью экономии зеиляных работ не превышать эту величину более чем на 20 см; на обводненных и заболоченных участках - более чем на 40 см.

Таблица 2

1

Контролируемые показатели ;

Величина допуска (отклонение)

i

максималь- i ная !

ТГГ.Г,ГТ-‘~М fZM

Половина ширины траншеи по дну по отношению к разбивочной оси, см

+20

-5

Отклонение отметок при планировке полосы для работы роторных экскаваторов, см

0

-5

Отклонение отметок дна траншеи от проекта, см:

при разработке грунта землеройными машинами

0

-10

при разработке грунта буровзрывным способом

0

-20

Толщина слоя постели из мягкого грунта на дне траншеи, см

+10

0

Толщина слоя присыпки из мягкого грунта над трубой при последующей засыпке скальным или мерзлым грунтом, см

+10

0

Ойкая толщина слоя засыпки грунта над трубопроводом с учетом последующей осадки грунта, см

+20

-0

Высота насыпи с добавлением на осадку, см

+20

-5

3.5.    Фактические радиусы поворота траншеи в плане определю? на основании равбивки кривых по координатам. Отклонение фактической оси траншеи на криволинейном участке не должно превышать -20 см.

3.6.    Соответствие отметок дна траншеи проектному профилю проверяют с помощью геометрического нивелирования. 6 качестве исходных берут отметки опорных реперов (при необходимости сеть реперов при выполнении разбивочных работ сгущают таким образом, чтобы расстояния от временного строительного репера до наиболее

13

удаленной точки трассы не превышало 1-1,5 км). Нивелировку дна транвеи выполняют методами технического нивелирования. Фактическую отметку дна транвеи определяют во всех точках, указанных в рабочих чертежах, но не реке 100 м для трубопроводов диаметром до 300 мм, 50 м - для трубопроводов диаметром до 820 нм и 25 и - для трубопроводов диаметром 1020-1420 ми.

Фактическая отметка два транвеи в любой точке не долина превышать проектной и может быть менее ее на величину до 10 см.

3.7.    Если проектом предусмотрена подсыпка рыхлого грунта на дно траншей, то толщину выравнивающего слоя такого грунта контролируют щупом, опускаемым с бермы траншеи. Толщина выравнивающего слоя должна быть не менее проектной; величина допуска приведена в табл.2.

3.8.    Если проектом предусмотрена присыпка трубопровода мягким грунтом, то толщину слоя присыпки уложенного в траншею трубопровода контролируют неркой линейкой. Толщина слоя присыпки должна быть не менее 20 см. Допускаемое отклонение толщины слоя присыпки должно находиться в пределах, указанных в табл.2.

3.9.    Отметки рекультивированной полосы контролируют геометрическим нивелированием (4 класс). Фактическую отметку полосы определяют во всех точках, где в проекте рекультивации земель указана проектная отметка.

Фактическая отметка должна быть не менее проектной и не превышать ее более чем на 10 см.

3.10.    На нерекультивируемых землях о помощью шаблона контролируют высоту валика, которая должна быть не менее проектной и не превышать проекпую высоту более чем на 20 см.

3.11.    При наземном способе прокладки трубопровода измеряют с помощью рулетки размеры насыпи, причем ширина ее по верху должна быть 1,5 диаметра трубопровода (не менее 1,5 и). Увеличение ширины насыпи по верху допускается не более чем на 20 см.

Расстояние от оси трубопровода до края насыпи контролируют рулеткой, а крутизну откосов - шаблоном.

Насыпь должна отсыпаться с учетом последующей осадки грунта. Уменьшение размеров насыпи против проектных допускается не более чем на 5% за исключением толщины слоя грунта над трубопроводом на участках вертикальных выпуклых кривых.

14

3.12.    С целью комплексного ведения работ необходимо контролировать (в соответствии с утвержденным графиком производства работ) сменный темп разработки траншей, который должен бить равен сменному темпу изоляционно-укладочных робот. Разработка траншеи взадел не допускается.

3.13.    Операционный контроль качества земляных работ осуществляет технадзор заказчика, линейный персонал участка и непосредственно исполнитель в соответствии с "Технологическими картами операционного контроля качества земляных работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов" (М., БКШ1 ВУ Статуправления, 1977).

4. СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

4.1.    До начала сварочно-монтажных работ визуально и простейшими измерительными инструментами осуществляют контроль труб и сварочных материалов, которые должны соответствовать требованиям ТУ, СНиП и технологических инструкций.

4.2.    Операционный контроль качества выполнения сварочно-монтажных работ производят систематически непосредственные исполнители, выборочно - линейные инженерно-технические работники, ответственные за производство работ, и представители технадзора заказчика.

4.3.    Лабораторный контроль качества сварных стыков (швов) на трубосварочных базах н трассе производят полевые испытательные лаборатории (ПИЛ) и линейные ИГР.

4.4.    При выполнении сварочно-монтажных работ в трассовых условиях контролю подлежат:

качество очистки внутренней полости труб от попавших внутрь грунта, снега, льда и посторонних предметов;

качество сушки околошовной зоны стыка в осенне-зимних условиях;

состояние и подготовка труб и сварочных материалов;

подготовка кромок под сварку;

зазор между стыкуемыми кромками труб;

температура предварительного подогрева металла труб в зоне стыка;

13

смещение кромок труб;

режим сварки корневого своя, горячего прохода, заполняющих и облицовочного слоев ива;

качество зачистки промежуточных слоев ива и внешний вид сварного соединения;

правильность производства ремонта сварных соединений;

технология газовой резки труб с соблюдением требований к геометрии кромок;

правильность монтажа врезок н линейной арматуры;

своевременность и правильность оформления исполнительной документации.

4.5.    Разгрузку, погрузку и транспортировку труб (секций) необходимо выполнять методами, исключающими удары, рывки и другие воздействия, которые могли бы привести к порче труб. Контроль за качеством выполнения этих операций возлагается на представителей НИР и обеспечивается постоянно исполнителями работ.

На поверхности труб допускаются повреждения (риски, задиры) глубиной не более 0,2 мм; повреждения глубиной свыме 0,2 мм, но не более 5% толщины стенки должны быть зашлифованы. Участки труб с более глубокими повреждениями бракуются. В этих местах вырезаются катушки. Ремонт поверхности труб сваркой ее допускается.

4.6.    Трубы на плетевоаах должны быть надежно закреплены, сбрасывать и перемещать их волоком запрещается.

4.7.    Разгрузка и погрузка труб (секций) должна осуществляться механизмами, предусмотренными в ППР. При этом необходимо испольговать только такие такелажные и другие приспособления, которые предназначены для работы с трубами данного диаметра.

4.8.    Контроль качества подготовки сварочных материалов включает проверку целостности упаковки, наличие сертификатов с указанием марки на каждую партию сварочных материалов, условий их хранения и режима прокаливания электродов н флюсов в соответствии с требованиями технологической инструкции на данный вид сварки.

Применять сварочные материалы без сертификатов запрещается.

16

4.9.    Качества подготовки труб к сборке следует контролировать по степени очистки внутренней полости, зачистки фасок (кромок) и прилегающих к ним внутренней и наружной поверхностей до металлического блеска на ширину не менее 10 ш, а также по наличии, величине повреждений фасок (кромок), поверхности труб и качеству их ремонта.

4.10.    Забоины и задиры фасок глубиной до 2 мм следует исправлять шлифованием. Допускается ремонт сваркой забоин и за-диров фасок глубиной до 5 мм. Необходимость и температура местного подогрева определяется технологической инструкцией. Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм бракуют и отрезают.

4.11.    Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 50 мм и деформированных концов труб безударными разжимными устройствами. При этом на трубах из сталей с временным сопротивлением разрыву до 54 кгс/мм^ (включительно) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без подогрева. При отрицательных температурах опухающего воздуха необходим подогрев на Ю0°С. На трубах из сталей с временным сопротивлением разрыву

55 кгс/мм2 и выше правка вмятин и деформированных концов труб должна производиться с обязательным местным подогревом на I00-200°С при любых температурах окружающего воздуха. Участки торцов труб с вмятиной глубиной более 50 мм, а также торцы с вмятинами, имеющими надрывы или резкие переходы, необходимо вырезать.

4.12.    Смещение кромок труб при сборке допускается на величину до 20% от толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки. Величину смещения замеряют в соответствии с технологической инструкцией.

4.13.    Величину зазора между стыкуемыми кромками труб контролируют двумя щупами, один из которых имеет толщину по нижнему пределу, указанному технологическими инструкциями, а другой - по верхнему.

17

4.14.    При сборке труб с заводским односторонним продольным швом шов одной трубы должен быть смещен не менее чем на 100 мм относительно ива другой трубы. Продольные швы можно не смещать при сборке спиральношовных труб, а также труб, у которых заводской нов сварен с двух сторон.

4.15.    Контроль температуры подогрева концов труб перед сваркой осуществляют термокарандашами, тернокрасканв или дру~ гшш средствами, обеспечивающими заданную точность замера температуры.

Меето замера температуры, предварительно зачищенного металлической щеткой, должно быть на расстоянии 10-15 ми от торца трубы. Режим подогрева необходимо выбирать в соответствии с требованиями технологических инструкций.

4.16.    При отрицательных температурах и скорости ветра более 10 м/с перед прихваткой и сваркой корневого слоя ива нагретые участки концов труб необходимо закрыть сухим теплоизолирующим поясом шириной не менее 250-300 мм.

4.17.    При ветре, скорость которого превышает 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков запрещается производить сварку без инвентарных укрытий.

4.18.    Требуемый режим сварки должен быть установлен сварщиком перед началом сварки и контролироваться в процессе сварки по показателям приборов. Отклонение параметров режима не должно выходить за пределы, установленные технологическими инструкциями.

4.19.    Вварку катушек, сварку захлестав, приварку фасонных частей и арматуры надлежит выполнять в присутствии контролера ПИЛ в соответствии с действующими указаниями, инструкциями, руководствами.

4.20.    Все стыки, выполненные злектродуговой сваркой, очищают от шлака и подвергают внешнему осмотру, при этом в них не должно быть трещин, прожогов, подрезов глубиной более 0,5 мм, недопустимых смещений кромок, кратеров и выходящих на поверхность пор.

4.21.    Ремонт забракованных стыков, выполненных электроду-говыми методами, следует производить следующими способами:

подваркой изнутри трубы дефектных участков в корне шва;

наплавкой ниточных валиков высотой не более 3 мм при ремонте наружных и внутренних подрезов;

вышлифовхой и последующей заваркой участков швов оо шлаковыми включениями и порами;

при ремонте стыка с трещиной длиной до 50 мм засверлива-ют два отверстия на расстоянии не менее 30 мм от краев трещины

18

с каждой стороны, дефектный участок полностью вышлифовывает в заваривают вновь в несколько слоев.

4.22.    Все исправленные участки стыков должны быть подвергнуты радиографическому контрола и удовлетворять требованиям п.4.38 главы СНнП Ш-Д. 10-72 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ". Повторный ремонт не раа -решается.

4.23.    Лабораторный контроль сварных соединений производят физическими методами - просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, магнитографическим и ультразвуковым способом в соответствии с главой СНиП 1-Д. 10-72 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ", с учетом требований технологических инструкций.

4.24.    Операционный контроль качества сварочно-монтажных работ должен осуществляться технадзором заказчика, линейным персоналом участка и непосредственно исполнителем в соответ -ствии с "Технологическими картами операционного контроля качества сборочно-сварочных работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов" (М., БКМП ВЦ Статуправления, 1977).

5. НАНЕСЕНИЕ ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ

3.1.    Противокоррозионная защита магистральных трубопроводов должна осуществляться в строгом соответствии с проектом.

3.2.    Контроль качества изоляционных покрытий -производят бперационво. Регламент контроля качества изоляционных покрытий приведен в прил.5.

3.3.    Операционный контроль качества осуществляют непосредственно исполнители работ, бригадиры, мастера, прорабы и технадзор заказчика.

5.4.    Лабораторный контроль изоявдионно-укладочных работ обеспечивается непосредственно в трассовых условиях лаборантами полевых испытательных лабораторий (ПИЛ).

5.5.    Контроль качества выполнения изоляционно-укладочных работ как на битумоплавияьных базах, так и на трассах строящихся магистральных трубопроводов производят полевые испытательные лаборатории, прикомандированные к строительным и

19

УДК 621.643.002.2.00I.5V083.96)

Настоящее Руководство разработано на основе проведенных ВНИИСТом научно-исследовательских работ, обобщения опыта ведения надзора за выполнением строительно-монтажных работ, а также использования положений действующих нормативных документов по качеству строительства магистральных трубопроводов.

Изложенная в настоящем Руководстве технология операционного контроля качества строительно-монтажных работ служит основой для составления Технологических карт операционного контроля качества работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов.

Руководство предназначено для инженерно-технических работников строительных и монтажных подразделе -ний, занимающихся сооружением линейной частя магист -ральиых трубопроводов.

В разработке Руководства принимали участие сотрудники ВНИИСТа: кандидаты техн.наук А.Н.Знневич,

В.и.Прокофьев, В.П.Ментюков, Е.А.Аникин, Й.П.Петров, д-р техн.наук А.Г.Мазель, канд.техн.наук С.К.Носков, инженеры Н.Н.Павлов, В.П.Глазунов, Д.Я.Усс.

Все замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, 105058, Окружной проезд, 19,

ои-


ВНИИСТ, лаборатория технологии и организации строительства.

«яч Всесоюзный научно-исследовательский институт по сто» тельству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ), 1980

строительно-монтажным управлениям и входщие в состав цент -ральных полевых испытательных лабораторий трестов.

5.6.    В соответствии с "Положением о ведомственных лабораториях по контрол® качества строительно-монтажных работ" в организациях Миннефтегазстроя центральные полевые испытательные лаборатории в трестах, полевые испытательные лаборатории в управлениях, выпохшшиих линейное строительство магистральных трубопроводов, должны осуществлять:

контроль за соответствием качества поступающих на строительство изоляционных материалов, изделий, деталей данным о качестве, указанным в накладных, паспортах, сертификатах предприятий-поставвддов, а также контроль за соответствием марок и других показателей качества требованиям ГОСТ и СНиП;

контроль за соблюдением правил транспортировки, приемки, разгрузки, складирования, хранения изоляционных материалов, изделий;

своевременный отбор на строительных площадках проб и образцов изоляционных материалов, составов (грунтовок, мастик) и проведение контрольных испытаний их;

своевременное представление данных о проведенных лабораторных испытаниях, необходшых для предъявления рекламаций в случае поступления на трассу некачественных материалов и изделий;

контроль эа качеством выполнения изоляционно-укладочных работ в порядке, установленном схемами операционного контроля (см.прид.5);

контроль за соблюдением технологических режимов при производстве изоляционно-укладочных работ;

контроль за своевременным и правильным оформлением исполнительной документации инженерно-техническим персоналом.

5.7.    Применяемые для изоляции трубопроводов материалы не-обходиыо проверять на соответствие их требованиям ГОСТов или ТУ (по принятым в них методикам).

5.8.    При изготовлении в полевых условиях партии грунтовки (праймера) для данного изоляционного материала контролируют дозировку отдельных компонентов взвешиванием, проверяют однородность состава, а также вязкость ж плотность грунтовки (вискозиметром и ареометром) в соответствии с табл.27

СНиП И-45-75.

20

Руководство    IP    375-79

ВНИИСТ

во операционному контролю качества стро-, отельно-монтажных работ про сооружен им ; линейной части магистральных трубопровод

_дот_|_

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Сущность операционного контроля качества согласно ГОСТ 16504-74 заключается в контроле продукции или процесса во время выполнения или после 8авериення определенной операции.

1.2.    Операционный контроль качества строящихся магистральных трубопроводов должен осуществляться в соответствии с главой СНиП Ш-Д. 10-72 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ", указаниями, инструкциями и руководствами по строительству стальных магистральных трубопроводов, действующей системой допусков, соответствующими ГОСТами и полоке -ннямж настоящего Руководства.

1.3.    Основными задачами операционного контроля являются:

обеспечение соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проекту и требованиям нормативных документов по строительству, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, а также ведомственных инструкций и указаний;

предупреждение брака и дефектов в процессе производства работ, повышение личной ответственности исполнителей в целях обеспечения высоких эксплуатационных показателей строящихся объектов.

1.4.    В процессе операционного контроля качества строительно-монтажных работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов необходимо проверять:

качество земляных сооружений визуально и с применением простейших приспособлений и специальных приборов дня проверки соответствия параметров земляных сооружений требованиям проекта, СНйП, инструкций и ведомственных норм;

Внесено лабораторией    [    Утверждено ВНИИСТом    {    Разработа-

технологии и органа-    ;    7 декабря 1579 г.    }    но впервые

зации строительства    ;    :

ВНййСТа

соответствие труб, сварочных и изоляционных материален требованиям проекта, США, ГОСТ и технических условий яа их поставку;

качество сварных стыкав путем внеинего осмотра и при помощи специальных приборов;

качество изоляционных покрытий визуально, а также с применением простейших приспособлений я специальных приборов;

ообледенив технологии и технических условий при выполнении всех операций на строительстве линейной части магистральных трубопроводов.

1.5.    Осуществление операционного контроля качества вьшол-няемых работ обязательно для всех отроятехьно-моятахяых орга-няэацяй, участвующих в строительстве.

1.6.    В зависимости от характера выполняемого процесса операционный контроль может быть возложен как на непосредственных исполнителей (самоконтроль), так в на линейных инженерно -технических работников (мастеров к производителей работ).

Самоконтроль, как основная форма операционного контроля, характерен в большей степени на промежуточных операциях и работах, яе давних конечной продукции.

1.7.    Операционный контроль, являясь неотъемлемой частив всех технологических процессов, должен быть основным эвеном в системе контроля качества.

1.8.    Контроль качества работ проводят в соответствии со схемами операционного контроля (прял.1-6), в которых должно быть указано:

наименование работ;

перечень основных операций, подлежащих контролю; состав контроля (что проверяют); наименование документации, где регистрируют результат контроля;

перечень лиц, контролирующих процесс; периодичность (режим) контроля; техническое оснащение контроля (чем проверяют); контролируемые показатели (допуски).

1.5. Строительный допуск должен соответствовать разности наименьшего и наибольшего предельных значений геометрического параметра сооружения и определять допустимую величину его изменчивости, ч

1.10.    Допуски учитывают вознойные неточности в выпадов -нии тех или иных видов работ и погреинос?и контроля, которые в установленных допусками пределах не оказывают существенного влияния на эксплуатационные качества и надшность отроящегооя магистрального трубопровода или на производство строительно -монтажных работ.

1.11.    Вид контроля, его режим, периодичность, объем контрольных выборок и другие показатели должны уточняться в зависимости от условий строительства,

1.12.    Все обнаруженные в процессе контроля отклонения от проектных величин, превыжающие установленные допуски, фиксируются, а эа?ем подлежат исправлению и последующему контролю.

1.13.    Метрологическое обеспечение контроля осуществляют соответствующие службы отрасли, функции которых состоят в:

обеспечении единства к требуемой точности измерений;

применении наиболее современных, отвечающих данным условиям проведения работ, средотв и методов измерений;

обеспечении проверки и ремонта средств измерений и осуществлении контроля за их состоянием, применением, соблюдением правил, требований и норн.

Деятельность метрологических служб отрасли регламентирована действующим в отрасли "Положением о метрологической службе Миннефтегазстроя".

1.14.    При выполнении операционного контроля качества строительно-монтажных работ необходимо строго выполнять правила техники безопасности, излаженные в следующих документах:

СНЯЛ Ш-А. 11-70 "Техника безопасности в строительстве"

(М., Стройиздат, 1970);

"Правилах техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов" (М., "Недра", 1970);

"Правилах технической эксплуатации энергоустановок потребителей и правилах техники безопасности при эксплуатации энергоустановок потребителей" (U., "Энергия", 1970).

ВИДЫ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

5

1.15.    В зависимости от периодичности {режима), объема контрольных выборок и технического оснащения операционный контроль может быть:

периодический я непрерывный;

выборочный я спдонной;

инструментальный я визуальный.

1.16.    Режян проведения периодического контроля зависит от степени ответственности операции (процесса, работы), должности контролирующего лица, а танке от экономической целесообразное-ти частоты контрольных замеров.

1.17.    Непрерывный контроль качества выполнения операций в основной осуществляют силами непосредственных исполнителей (рабочих, бригадиров) в форме самоконтроля.

Z.I8. Инструментальный в визуальный методы контроля характеризуя? его техническую осяаценность. В понятие визуального контроля входит также контроль о применением простейших шаблонов, приспособлений, гараятжрувщжх выполнение работ с заданным уровнем качества.

I.I9. Сплошной м выборочный вилы контроля характеризует объем контрольных выборок. Наиболее достоверным является оплои-яой контроль. Однако в связи с его высокой стоимостью в боль -ннветве случаев более аффективным оказывается статистический выборочный контроль с применением контрольно-измерительных приборов, инструментов я последующей обработкой результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

1.20.    Организация операционного контроля и надзор за его выполнением на строительстве возлагается на начальников и главных инженеров строительно-монтажных и специализированных строительных организаций (управлений, трестов).

1.21.    Руководство строительно-монтажной или специализированной организации не позднее чей за 15 дней до начала работ должно передать непосредственному руководителю работ (начальнику участка, производителю работ, настеру) технологическую карту в комплекте с привязанными к местным условиям схемами операционного контроля качества. Схемы операционного контроля должны предъявляться по требованию представителей организации, контролирующей качество строительства.

6

1.22.    Главные инженеры строительных организаций до начала работ аа объекте обязаны обеспечить:

инструктаж линейного инженерно-технического персонала и вновь принимаемых на строительство ИГР о порядке проведения операционного контроля, оформляемый соответствующей записью в журнале работ по строительству объекта;

научение всеми инженерно-техническими работниками требований СНиП и инструкций по выполнение строительно-монтажных работ, особенно в районах со сложными природно-климатическими условиями, проверку знаний работников и оформление результатов этой проверки.

1.23.    Рабочие и бригадиры до начала работ должны изучить положения по технологии операционного контроля, требования карт и схем операционного контроля качества, методы самоконтроля.

1.24.    Ответственность за полноту и своевременность проведения системы операционного контроля исполнителями работ воз -лагаетоя на линейный инженерно-технический персонал.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КАРТ

ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ, ПОРЯДКУ ИХ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ

1.23. Технологические карты операционного контроля (ТКОК) прилагают к типовым технологическим картам по ведам работ. Они являются составной частью проектов производства работ (ППР), комплексно регламентирующих технологию операционного контроля. Технологические карты операционного контроля передают на строительство в составе ППР до начала производства работ. Передача ППР без ТКОК запрещена.

1.26. Технологические карты операционного контроля по видам работ должны разрабатываться производственно-технической фирмой Орггазстрой, трестами Оргтехстрой, группами подготовки производства строительно-монтажной организации, выполняющей данный технологический процесс, проектными и научно-исследовательскими институтами (последними - для экспериментальных и новых конструкций, а также для новой технологии) в развитие основных положений настоящего Руководства.

7

Материи карт должен основываться на действующих норна -тивных документах: ГОСТах, СНиП, инструкциях, технических условиях и указаниях. Копии карт, разрабатываемых на местах, дойны передаваться в производственно-техническую фирму Орг-гаастрой для формирования отраслевого фонда ТКОК повторного применения.

1.27.    В ооотав технологических карт должны входить: общие положения, включающие основные задачи я виды технического контроля по ГОСТ 16504-74, технологию и организа -цию операционного контроля, задачи лабораторного и геодезического контроля, перечень н формы исполнительной документации (акты, журналы, ведомости);

технические требования к материалам и контролю их качества;

профессиональные и квалификационные требования к исполнителям работ;

требования к наймам, механизмам, оборудован» и процессу их работы;

причины возможных дефектов при производстве работ; схемы операционного контроля качества отдельных операцжй и работ.

1.28.    Технологические карты операционного контроля качества поступают на строительство н передаются начальнику участка, старыему производителю работ или мастеру (непосредственному руководителю работ) в полном комплекте с проектом производства работ до начала работ в срок, достаточный для детального их изучения. Технологические карты операционного контроля должны постоянно находиться на участке строительства н предъявляться но требованию работников, контролирующих качество.

2. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТРАССЫ

2.1. Операционный контроль правильности разбивки осей и точек на строительной полосе должен включать проверку:

наличия необходимых закрепительных и высотных геодезических знаков;

8

правильное» вменяя оси трассы (поперечные отклонения точек рнзбявочной оси от проектной);

линейных измерений (продольные отклонения точек pas бив очной осн от проектных);

разбивки узлов поворота в горизонтальной плоскости; планировки строительной полосы на ширине прохода роторного зкокаватора, но не менее 1,5 м в каждую сторону от оси трассы, с учетом требований прохождения роторного экскаватора в целях обеспечения плавного профиля и проектных отметок дна траншей;

поперечного и продольного профиля строительной поносы на участках трассы, где проектом предусмотрена срезка грунта, а также в местах, где требуется планировка полосы по условиям прохождения транспортных и строительно-монтажных машин.

2,2. Отклонение разбивочной оси от проектной проверяют контрольным веиением с помощью теодолита, имеющего 20-кратное и более увеличение зрительной трубы. Теодолит центрируется над проектным закрепительным знаком и наводится на смежный закрепительный знак. По створу между этими знаками устанавливают контрольные вешки. Отклонение фактической оси трассы от проектной не должно быть более 50 мм.

2гЗ. Проверка допустимости продольных отклонений точек раэбивочной оси от проектных (пикеты, пересечения с коммуникациями, главные точки кривых, точки детальной разбивки кривых) проводится с помощью контрольных промеров откоипарированной стальной 20-метровой лентой. Промеры делают между точками раз-бивочной оси, а также от проектных закрепительных знаков до ближайших пикетов.

Расхождение между основным и контрольным промером должно быть не более 1:1000 проверяемой длины.

2Л. Точность выноса проектных отметок по разбитому пикетажу проверяют геометрическим нивелированием. Контрольный вынос отметок произволят в одном направлении по двум сторонам реек.

2.5. Точность линейных измерении и нивелировки проверяют сплошным контролем (т.е. все измерения производят дважды).

Точность вешения раэбивочной оси контролируют периодически в сомнительных местах.

9

1

Работы по разбивке горизонтальных и вертикальных кривых поворота должны выполняться в соответствии с параметрами гнутых отводов, монтажными схемами (методами набора) кривых вставок из гнутых отводов с прямыми концами и полевыми таблицами для разбивки кривых на трассе трубопровода,приведенными в "Технических условиях на гнутые отводы и кривые поворота для линейной части магистральных трубопроводов". ТУ Ю2-6Ч (М., ЫШ\СТ, 1976).