Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

44 страницы

349.00 ₽

Купить Р 308-78 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство предназначено для инженерно-технического персонала и рабочих при производстве земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов и может быть использовано при составлении инструкций по видам работ и профессиям применительно к данным местным условиям после утверждения их главным инженером строительной организации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие требования

2 Разработка траншей без креплений

3 Разработка грунтов механизмами

4 Специальные требования при работе отдельных землеройных механизмов

5 Производство земляных работ в горных условиях

6 Производство земляных работ на болотах

7 Разработка грунта способом гидромеханизации

8 Рытье траншей для трубопроводов параллельно действующему

9 Производство земляных работ в зимних условиях

10 Засыпка трубопровода

11 Передвижение машин по льду рек и водоемов

12 Погрузка и выгрузка землеройных машин на транспортные средства

Литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Настоящее Руководство предназначено для инженерно-технического персонала и рабочих при произ -водстве земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов и может быть использовано при составлении инструкций по видам работ и профессиям применительно к данным местным условиям после утверждения их главным инженером строительной организации.

При составлении Руководства учтены требования СНиП-70 "Техника безопасности в строительстве" Госстроя СССР и "Правил техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубо -проводов" Ш .

Руководство разработало лабораторией охраны труда ВНиИСТа (Г.И«Карташевым и А.^.Сечевицеи) и согласовано с отделом охраны труда Миннефтeras-строя.

Замечания и предложения по Руководству просьба направлять по адресу: косква, 105058, Окружной проезд, 19, ВНЙЙСТ, лаборатория охраны труда.

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строи-w тельству магистральных трубопроводов (ВНййСТ), 1978

2. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ БЕЗ КРЕПЛЕНИЙ

2.1.    По принятой технологии прокладки магистральных трубопроводов рыть траншеи для них модно только без креплений.

2.2.    Б комплексе инженерной подготовки трассы должны быть выполнены работы по надежному отводу поверхностных воду чтобы они не попали в будущую траншею для трубопроводов.

Поверхностные воды, попавшие в готовую траншею, могут быть причиной образования обвалов грунта, уборка которого сопряжена со значительной опасностью и трудоемкостью.

2.3.    Устойчивость стенок траншей против обрушения характеризуется углом естественного откоса грунта (угол внутреннего трения).

Угол естественного откоса характеризует состояние, при котором грунт находится в равновесии и не происходит обрушение стенок траншеи.

2Л. В зависимости от структуры и влажности угол естест -венного откоса грунта колеблется в пределах от 30 до 90°, а в грунтах переувлажненных, например плывунах, он доходит до 5-10°.

2.!?. Без крепления вертикальных стенок допускается рыть траншеи в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой и при отсутствии грунтовых вод:

в насыпных, песчаных и гравелистых грунтах на глубину не более I м;

в супесях на глубину не более 1,25 н;

в суглинках и глинах на глубину не более 1,5 м;

в особо плотных нескальных грунтах на глубину не более

2 м.

2.6.    Если глубина траншеи превышает размеры, указанные в п.2.5, то траншею роют с откосами (табл.1) различного заложе -ния в зависимости от категории грунта.

Б плотных и связных грунтах допускается рыть траншею роторными экскаваторами с вертикальными стенками на глубину не более 3 м.

2.7.    Б траншею глубиной, превышающей размеры, указанные

в п.2.5, рабочие могут спускаться только при условии, если вы-

II

полнены дополнительные меры по технике безопасности и в при -сутствни прораба или мастера.

Таблица I

Глубина выемки, м

Грунт

до 1,5 j от 1,5 до 3 j от 3 до 5

угол    ;отноше-[угод    (отноше- |угол    {отноше-

между {ние вы-{между {ние вы- {между {ние вы-направ-;со ты    ;направ-;соты    ;направ-;соты

лением {откоса ;лением {откоса ;лением {откоса откоса    ;к    его    {откоса    ;к    его    {откоса    ;к    его

и гори-{заложе-;и гори-{заложе- ;и гори-;зало-зон-    ;    нив    {зон-    ;    нив    {зон-    ;жению

талью,    ;    {талью,    ;    {талью,    ;

45

1:1

38

1:1,25

45

1:1

45

1:1,00

56

1:0,67

50

1:0,85

63

1:0,50

53

1:0,75

76

1:0,25

63

1:0,50

63

1:0,50

63

1:0,50


град.    ;    ;град.    ;    ;град.    ;

Насыпной,естественной влажности

76

1:0,25

Песчаный и гравийный, влажный,

но не насыщенный:

63

1:0,50

супесь

76

1:0,25

суглинок

50

1:0,00

глина

50

1:0,00

Лессовидный,

сухой

50

1:0,00

2.3. Необходимо опускать трубопровод cpasy после отрывки траншеи, чтобы избежать деформаций стенок траншеи в талых грунтах и обрушения их под влиянием атмосферных условий; разрывы между этими операциями должны быть не более одних суток.

Не разрешается рыть траншеи впрок, если трубопровод не подготовлен к укладке.

2.5. Если рабочим необходимо спуститься в траншею с отвесными стенками, то производитель работ или мастер должен убедиться в полной безопасности работ (осмотрев стенки тран -шеи) и только после этого дать указание рабочим на спуск.

12

В случае, вела л вешках транша обнаружены трепаны или отслоения (рно.8), то необходимо до спуска рабочих принять меры для безопасности работ: предварительно обруянть грунт в опасных местах или установить временные крепления.

2.10.    В глинистых грунтах, переувлажненных дождевыми,снеговыми (талыми) и другими водами, крутизну откосов траншей уыеньнавт по сравнении с указанной в табл.1 до величины угла естественного откоса. Это уменьшение производитель работ оформляет актом.

2.11.    Крутизну откосов траншей на болотистых торфяниках при глубине до 2 ы принимает по табл.2.

2.12.    Опасно допускать нагрузку на неукрепленные бермы траншеи, поэтому в пределах призмы обрушения грунта не разрешается передвижение машин, устанавливать столбы и т.п.

2.13.    Для безопасного монтажа кранов, задвижек, катунек

и технологических разрывов следует устраивать котлованы с размерами по горизонтали по 2,5 м во все стороны от свариваемого стыка (рис.9).

Панду трубопроводом и дном траншеи для удобства сварки должно быть свободное пространство не менее 0,5 м.

13

Для спуска рабочих в котловая необходимо устраивать в грунте спуски (пандусы) со ступеньками иди применять инвентарные переносные лестницы.

Таблица 2

I Отношение высоты откоса к его Характорютика .орфа j    ”(й

_|    0.2-0.3    j    0.1

Слаборааложившийся    1:0,75    1:1

Хорою разложивиийся    1:1    1:1,25

Примечания: I. При сильнообводненных болотах с несущей способностью менее 0,1 кгс/см? млн покрытых сплавинами крутину откосов устанавливает по проекту.

2. Траншей в плывунах роют по индивидуальным проектам.

Рис.9. Схема устройства траниеи в местах аахдестов

3.1.    Для выполнения земляных работ на строительстве на -гнстральных трубопроводов применяют следующие основные землеройные машины:

экскаваторы роторные многоковшовые;

экскаваторы одноковшовые с прямой и обратной лопатой;

экскаваторы драглайн , бульдозеры, грейдеры, канавокопатели, траншеезасыпатели.

3.2.    Персонал, обслуживающий машину, должен:

иметь удостоверение на право управления;

регулярно осматривать машину и, если будут обнаружены неисправности, своевременно устранять их;

регулярно выполнять профилактический ремонт;

следить за надежностью применяемых такелажных и вспомогательных приспособлений.

3.3.    Перед началом работ машинист должен:

осмотреть все узлы машины и устранить обнаруженные мелкие неисправности, затем запустить машину на холостом ходу.

Приступать к земляным работам можно только после того, как машинист убедится в полной исправности машины.

3.4.    Бо время работы машины в ней не должны находиться лица, непосредственно не связанные с ее обслуживанием.

3.3. Машинист не имеет права передавать управление машиной без разрешения на зто лица, ответственного за эксплуата -цию машин.

Не разрешается посторонним лицам запускать двигатель машины.

3.6.    Нельзя оставлять бег наблюдения машину при работающем двигателе. Если необходимо поставить машину на местности

с уклоном, то следует выключить двигатель машины, затормозить, а под колеса или гусеницы подложить упоры.

3.7.    В машине необходимо соблюдать чистоту, особенно на поду кабины: скользкий пол может быть причиной травм.

3.8.    Каждая землеройная машина оборудована звуковой сигнализацией; лица, обслуживающие машину, должны быть ознакомлены со значением сигналов.

15

При каждом маневре машин*т обязан подавать звуковой сиг

нал.

3.9.    Б темное время суток фронт механизированных работ должен быть хорово освежен; рекомендуется применять прожектора, так как они дают наиболее равномерный поток света.

Переносное освещение допускается напряжением не более 12 В с лампочкой, огражденной металлической сеткой.

3.10.    При одновременной работе двух машин (бульдозер, скрепер и т.д.) между ними необходимо соблюдать интервал не менее 5 м (рис.10).

3.11.    Перед тем,как сойти с машины,машинист должен поставить все рычаги в нейтральное положение и выключить все при -воды.

3.12.    Во время ремонта машины ее отдельные агрегаты следует снимать при помощи грузоподъемных механизмов (таль, блок, кран), обеспечивающих полную безопасность работ.

3.13.    Вели в разрабатываемой траншее будут обнаружены крупные камни или другие предметы, которые нельзя извлечь машиной, то необходимо последнюю вывести из эабоя, а препятствие устранить другим способом, например, взрывом.

16

3.14.    £ нерабочее время машину следует отвести из забоя на расстояние 2 м и кабину закрыть на замок. Оставить машину можно только после того, как будут приняты меры предосторожности, не позволяющие посторонним лицам запустить ее.

3.15.    Особую осторожность необходимо соблюдать при работе машин в местах, в которых проходит линия электропередачи СИП).

Для пре хранения высоковольтных воздушных линии электропередачи * безопасности работы устанавливают охранную зону, в гге^-шх которой запрещается без письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию, производить какие-либо раоиты, как надземные, так и подземные, или складировать материалы.

Границы охранной зоны по горизонтали в обе стороны от проводов линии электропередачи зависят от напряжения линии:

Напряжение ЛЭП    Граница охран-

(переменный ток),кВ    ной    зоны, м

До I

2

От I до 20 включительно

10

35*

15

НО

20

150

25

220

25

330, 400, 500

30

750

40

800х

зй

х Постоянный ток.

Работы на машине непосредственно под проводами линий электропередач, нилодящился под наарикиы.см, запрещаются.

Работать на машине в охранной зоне линии электропередачи разрешается только при условии, если машинисту выдан наряд-допуск соответствующим образом оформленный и, как правило, при полностью снятом напряжении с линии электропередачи эксплуа -тирующей организацией.

3.16. &ли невозможно снять напряжение с линии электропередачи, хотя и неооходимо выполнять строительно-монтажные работы в охранной зоне, то следует соблюдать следующие требования техники безопасности:    Т9

работа и перемещение машин допускается только, если оформлен наряд-допуск под постоянным руководством ответственного лица, назначенного иг инженерно-технических работников, имеющих не ниже 17 квалификационной группы по технике безопасности;

расстояние по воздуху от подъемной или ввдвижной части машины, а также от поднимаемого груза в любом его положении, в том числе и при наибольшем подъеме или вылете, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, должно быть не менее,м:

Напряжение Л8П (пе-    Расстояние до бди-

До 35 включительно

1,0

60-110

1.5

150

2,0

220

2,5

330

3,5

400-500

*.5

750

6,0

В

О

X

*,5


ременный ток), кВ    жайшего провода, м

х

Постоянный ток.

3.17.    При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие органы машины должны находиться в транспортном положении.

Передвижение машин по дороге под проводами линии электропередачи, находящееся под напряжением, разрешается только в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре); во время передвижения необходимо соблюдать габариты механизмов по высоте:

по дорогам с покрытиями 5 м;

по дорогам без покрытий 3,3 м.

Складировать материалы и допускать стоянку машин в охранной зоне разрешается только, если имеется письменное разрешение организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

3.18.    Переезд машин через железнодорожный путь разрешается только там, где есть железнодорожные переезды.

18

Пересечение железнодорожных переездов разрешается только на 1-й транспортной скорости.

Запрещается пересекать железнодорожные пути б неустановленных жестах.

3.19.    Передвижение землеройных машин вброд через мелкие реки допускается только, если получено разрешение ответственного руководителя работ и после обследования пути следования.

3.20.    Переезд через промерзшие в зимнее время болота возможна только после тщательного обследования болота и с разрешения руководителя работ.

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МЕХАНИЗМОВ

4.1. При работе одноковшового экскаватора, кроме изложенного выше, необходимо выполнять следующие дополнительные условия:

до начала работы на экскаваторе следует спланировать площадку для передвижения машины;

при разработке выемки траншеи экскаватор должен находиться за пределами призмы обрушения грунта (откоса);

расстояние между кабиной экскаватора (в любом ее положении) и сооружением или забоем должно оставаться не менее I м;

высота забоя, разрабатываемого экскаватором с прямой лопатой в связных неосыпающихся грунтах, должна быть не более высоты реэания ковша, а в осыпающихся и взорванных грунтах высота шжет быть увеличена в 1,5-2 раза;

нельзя изменять вылет стрелы при поднятом наполненном ковше, а также приводить в действие механизм поворота стрелы до окончания врезания ковша в грунт;

для работы экскаватора на скальном грунте при продольном уклоне более 10° необходимо проверить его на устойчивость против скольжения;

передвижение экскаватора на уклонах местности больше установленного паспортными данными допускается только,если применены тягачи и под непосредственным руководством механика, производителя работ или мастера;

19

во время перерывов в работе (независимо от причин м продолжительности) стрелу экскаватора необходимо отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт. Очищать ковш можно лишь после т?ого,как он опущен на земле и экскаватор установлен на тормоз;

нельзя орать ковшом крупные предметы, габариты которых превышает с/Ъ размера ковша (кроме случая перекладки щитов для передвижения самого экскаватора, а также при работе на слабых грунтах);

не разрешается, чтобы экскаваторы работали яа двух уступах, расположенных один над другим, если расстояние между экскаваторами по фронту работ составляет менее 20 м;

при работе экскаватора нельзя находиться в опасной зоне, равной длине стрелы плес 5 н (рис.11);

Рис.II. Опасная зона при работе экскаватора

во время работы экскаватора запрещается находиться на его неповоротнои части, у подошвы забоя, а также между экскавато -ром и транспортным средством;

при погрузке грунта на автомобиль следует подавать грунт сбоку или сзади автомобиля, но не через кабину; при выполнении этих работ не разрешается находиться ъ кабиье или между автомобилем и экскаватором;

20

;    Руководство    ;

ВНИИСТ    ;по    технике    безопасности при про- ; Р 320-78

;изводетве земляных работ на стро-; ;ительстве магистральных трубопро-; i    водов    i

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Земляные работы разрешается вести в соответствии с проектом производства работ и только после выполнения всего комплекса работ по инженерной подготовке трассы:

расчистки полосы строительства от леса и кустарника;

корчевки пней;

уборки леса, пней, валунов;

планировки полосы отвода с устройством водоотвода;

строительства дорог, мостов и подъездов;

устройства производственных баз и жилых городков.

1.2.    Основной объем земляных работ (98%) на строительстве магистральных трубопроводов выполняют с помощью механизмов, поэтому исправность и четкая, слаженная работа как отдельных машин, так и их комплексов имеют решающее значение для безопасности работ.

Ручной труд допускается как исключение и только в тех случаях, когда применить имеющиеся механизмы невозможно или нецелесообразно.

ВзаменРекоивндаций по технике безопасности при производстве земляных работ, i960 г.

1.3.    Руководители работ (производитель работ, мастер) должны постоянно стремиться к сокращению объемов земляных работ с применением ручного труда, как наиболее опасного и трудоемкого. Особенно опасны работы по подчистке дна траншеи вручную, когда в силу производственных условий (отсутствие креплений и больная глубина траншей) спуск рабочих в траншею представляет серьезную опасность.

Внесено дабо- Утверждено ВНИИСТом раторией ох- 26 апреля i977 г. раны труда

ремонт, смаяку, осмотр Скоков н очистку ковма вкскавато-ра можно выполнять только после того,как он полностью остановлен н ковш олуцен на грунт;

для переведения экскаватора своим ходом ковш нужно под -нять на 0,7 м и надежно закрепить , чтобы он не раскручивался, а стрелу установить и закрепить по оси экскаватора; если уклоны пути превышают паспортные характеристики экскаватора, то следует применять якорь, чтобы экскаватор не опрокинулся;

для прохода через мосты необходимо предварительно полу -чить разрешение администрации дорожного участка;

путь, по которому передвигается экскаватор, не должен иметь выбоин, бугров и других препятствий, затрудняющих его безопасное передвижение;

для передвижения экскаватора во время гололедицы должны быть приняты меры, предупреждающие скольжение гусениц;

регулировку узлов экскаватора должны выполнять два человека: один - на регулировке, а второй - у рычагов управления; запрещается пользоваться открытым огнем около экскаватора; в случае пожара на экскаваторе необходимо прежде всего прекратить подачу топлива к двигателю, затем гасить пламя огнетушителем, землей, брезентом иль войлоком. Запрещается воспламенившееся жидкое топливо гасить водой.

4.2.    Дно транвеи, предназначаемой для укладки трубопровода и разрабатываемой одноковшовым экскаватором с обратной лопатой, должно соответствовать проектному профилю.

Путем рационального подбора интервалов передвижки экскаватора и протаскиванием ковша по дну траншеи достигается среэ-ка гребешков и выравнивание дна траншеи. Зти мероприятия поз -воляют избежать опасных работ по подчистке дна траншеи вручную.

4.3.    При разработке траншей роторным экскаватором необходимо выполнять следующие дополнительные требования:

экипаж экскаватора должен иметь в своем составе двух человек: машиниста и помощника; один из них, работающий на дизель- электрическом экскаваторе, должен иметь квалификации электрика 5 разряда;

экскаватор должен быть снабжен автоматическим защитным отключением генератора;

персонал экскаватора должен пользоваться индивидуальными защитными средствами (диэлектрические перчатки, резиновый нов-рик);    21

1.4. Случайно образовавшиеся козырька (pusЛ) или отслоения грунта, а также оставшиеся на откосе крупные камни следует немедленно удалить, при этом необходимо предварительно вывести из опасных мест рабочих*

а)


б)



Запрещается вести работы подкопом.

Рис Л. Образование вовырысоь при разработке карьеров (а) и транией (б)

1.5. Земляные работы вблизи расположения подземных коммуникаций (электрокабель, газопровод, водопровод ж др.) можно выполнять лишь после получения письменного разрешения органы -зации, эксплуатирующей эти коммуникации, и выдачи исполнителю наряда-допуска, в котором перечислены все необходимые мероприятия по технике безопасности.

К разрешению эксплуатирующей организации должен быть приложен план с указанием на нем глубины заложения комммунмкаций (согласно исполнительных чертежей).

до начала работ устанавливают на местности знаки, которые указывают расположение коммуникации и глубину заложения.

1*6* Вблизи действующих подземных коммуникаций земляные работы гыподняют под наблюдением производителя работ или в тех случаях, когда работы ведут непосредственно около газопровода и кабелей, находящихся под напряжением; следить за работами должны также представители газового хозяйства или электрохо -зяиства (в зависимости от того, чьи это коммуникации).

Разработка грунта механизмами допускается на расстоянии не менее 2 м от подземных коммуникаций.

Непосредственно около линий действующих подземных коммуникаций - ближе О,Ь м (рис.2) разрабатывать грунт разрешается только при помощи землекопных лопат; использовать ударные инструменты (лом, кирка, пневмоинструмент) не разрешается.

Рис.2. Разработка траншей вблизи действующих подземных коммуникаций:

1- граница разработки грунта механизмами;

2- зона разработки грунта лопатами без применения ударных инструментов; 3-трубопровод

1.7.    Если обнаружены не предусмотренные планом подземные коммуникации, то земляные работы следует немедленно прекра -тить и принять меры к сохранению коммуникаций.

Продолжать земляные работы можно только после того,как выяснено,чьи это коммуникации,и получено соответствующее разрешение от организации, эксплуатирующей их.

Если обнаружены мины или снаряды, то саперы должны удалить их и только после этого можно продолжать земляные ра -боты.

1.8.    Если в местах разработки грунта появились вредные газы, то работы следует немедленно прекратить, рабочие должны выйти из загазованных мест,и только после того,как газы вздут удалены,работы могут быть продолжены.

В дальнейшем в указанных местах следует систематически контролировать загазованность воздушной среды при помощи га-

5

эоаналиэаторов. Рабочих данного объекта необходимо проинструктировать о способах защиты от гавов и снабдить их противога -за ни.

приставная лестница для спуска рабочих в траншею

1,9, Для спуска и подъема в траншея рабочие должны пользоваться инвентарными приставными лестницами (рис.З).

1.10,    Большое значение для безопасности работ, выполняемых в траншее, имеет предохранение ее от поверхностной воды. Это достигается за счет правильного устройства водоотводных канав в процес -се инженерной подготовки трассы.

Прежде чем приступать к рытью траншей, руководитель работ должен убедиться в том, что водоотводные сооружения предохраняют от попадания поверхностных вод в траншею, а в случае необходимости вы-юлнить дополнительные работы по водоотводам.

1.11.    В целях предотвращения общения и оплывания стенок траншеи ( в окрых грунтах), а танке смерзания отва-ов грунта зимой рыть траншеи и засы -ать уложенный трубопровод следует сог -юно утвержденному графику строителю т-1, который определяет темп изоляционно-

jкладочных работ. Разрабатывать траншеи В8адел не допускается.

1,1г,В процесс6 рытья траншей необходимо следить з* тем, чтобы выравнивание дна траншеи осуществлялось механизированным способом в процессе их рытья без последующей подчистки

вручную.

1.13-Правильная разработка траншей в плане также имеет существенное значение для безопасности работ при опуске трубопровода. В случае искривления стенок траншей приходится выполнять подчистку откосов вручную. Отдельные недобранные места в отенках траншеи могут привести к повреждению изоляции при опуске трубопровода, а это в свою очередь потребует опгс-

6

ныв дополнительные работы по ремонту изоляции в траншее, выполняемые такие вручную,

1.14.    криволинейные участки трубопровода разбивают согласно проекту.

1.15.    При работе одноковшового экскаватора на прямых участках устанавливают с одной стороны по краю движения гусени -цы экскаватора вешки высотой 3 м черев каждые 30-80 и, между последними - вешки высотой It3-a,U ы через каждые 5 м (рис.4).

Рис.4. Разбивка траншеи при работе одноковшовым экскаватором на прямом участке:

I - колышки; 2 - вешки

При работе роторного экскаватора на его пвредней части устанавливают визир, который помогает машинисту, ориентируясь на установленные через 30-80 н по осм траншеи вешки, не от -клониться от проектного направления трассы (рис.5).

Особенно тщательно необходимо соблюдать заданное направление траншеи на кривых участках, для этого в пределах кривой по ширине хода гусениц иди по ширине траншеи с обеих ее сто -рон устанавливают колышки череа каждые 2-5 м (рис.6).

I.I6. Глубину траншем для трубопровода принимают равной диаметру трубы плюс необходимую величину засыпки грунтом над ней и подсыпки мягкого грунта под трубой.

Толщина засыпки должна быть не менее 0,8 м над трубой, чтобы предохранить трубопровод от механических повреждений.

7


Рис.5. Разбивка по оси траншеи при разработке роторным экскаватором


Рис .6. Разбивка траншеи на кривой при разработке одноковшовым экскаватором


8


Б местах, в которых в процессе эксплуатации трубопровода проектом не предусмотрен проезд через него машин (болота, пустыни, горные условия), толщина засыпки может быть допущена до 0,5 м, если это указано в проекте.

Ширина траншеи

I.I7. Ширину траншей для магистральных трубопроводов по дну назначает:

1,5 «Р

ф + 300 мм

Диаметр трубопро-вода (.£>}, ш

700 мм и более Ыенее 700 мм

1.18.    При разработке траншеи землеройной машиной ширина ее по дну должна соответствовать рабочему органу машины, но не менее указанных выше размеров.

Размеры траншей, разрабатываемых в песках, назначается проектом в зависимости от характеристики песков.

Траншеи в обычных грунтах на прямолинейных участках и на участках с радиусом вдивизны, равным величине естественного изгиба трубы, следует разрабатывать роторными экскаваторами.

1.19.    На криволинейных участках, превышающих радиус естественного изгиба трубопровода, траншею необходимо разрабатывать одноковшовым экскаватором; ширину траншеи по дну следует назначать в два раза больше, чем на прямолинейном участке.

1.20.    При изменении физико-механических свойств грунта по сравнению с установленными в период полевых изысканий после согласования с проектирующей организацией допускается необходимое изменение крутизны откосов.

1.21.    На участках с высоким уровнем грунтовых вод разработку траншей рекомендуется начинать с более пониженных мест, чем достигается сток воды с вышележащих участков.

1.22.    На барханных песках следует предварительно провести планировку при помощи бульдозеров с отвалами ящичного ти -па, организуя работу таким образом, чтобы перемещение грунта осуществлялось все время под уклон.

1.23.    Б песках траншеи следует рыть с откосами 1:1,3-1:2, в зависимости от физического состояния песков (влажность, сце-ментированность).

9

1.24.    Недопустимо рыть траншеи £ задел, так как стенки песчаного грунта,высыхая,обрутаются, кроме того,возможны заносы траншей при перемещении песчаных масс ветрами.

1.25.    Грунт, вынутый из траншеи, следует укладывать в отвал на одну сторону, другая сторона должна оставаться свободной для передвижения автотранспорта, а также для выполнения сварочных и изоляционно-укладочных работ.

1.26.    Край отвала грунта рекомендуется располагать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки траншеи (рис.7), чтобы избежать обвала стенок траншеи.

1.27. На плодородных землях верхний растительный слой снимает и перемещают в отвал и после засыпки трубопровода возвращают на прежнее место; работу эту выполняют булздсэеры.

места расположения отвалов растительного грунта и способы его разравнивания предусматриваются ПИР.

1.26. При прокладке трубопровода параллельно действующему технология производства работ по рекультивации и засыпке должна исключать наезд машин на действующий трубопровод.

Бели необходим проезд машин черев валик действующего трубопровода, то следует устраивать инвентарные переезды.

10