Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

471.00 ₽

Купить Р 131-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для проектных и строительных организаций для руководства при составлении проектов по технологии и организации механизированного строительства и при сооружении трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической зоне (применительно к строительству газопровода Надым -Салехард-Ухта).

 Скачать PDF

Оглавление

    Введение

1. Основные положения

2. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы

3. Земляные работы

4. Сооружение свайных и поверхностных опор надземных газопроводов

5. Сварочно-монтажные работы

6. Нанесение изоляционных покрытий

7. Укладочные работы

8. Строительство криволинейных участков газопровода

9. Переходы через реки

10. Строительство переходов под железными и автомобильными дорогами

11. Очистка полости и испытание газопровода

12. Контроль качества сооружения газопровода

13. Сооружение установок катодной защиты

14. Техника безопасности и производственная санитария

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕХАНИЗИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СЕВЕРНОГО ГАЗОПРОВОДА

(НАДЫМ-САЛЕХАРД-УХТА) ДИАМЕТРОМ 1420 мм Р 131-72

Отдел научно-технической информации

Москва 1973

УДК 622.691.^7

В Рекомендациях отражены специфические положения, касающиеся технологии и организации строительства газопровода диаметром 1Д20 мм.

Рекомендации предназначены для инженерно-тех -нических работников проектных и строительных орга -низаций, занимающихся строительством магистральных трубопроводов, и могут быть использованы как при составлении проекта производства работ (ППР). так и при выполнении работ на строительстве линейной части магистральных трубопроводов.

В разработке Рекомендаций участвовали: В.И.Прокофьев, В.Й.Ментюков, В.В.Спиридонов, С.К.Носков, М.П.Карпенко, Е.М.Климовский, С.И.Левин, Н.Е. Маховиков, А.С. Гехман, Ю.А. Дудоладов, Г.Е. Лавров,

В.В. Лритула. Н.П. Зотова, Н.П. Васильев. А.И. Гальперин, В.А. Савенко, Г.А. Подорожный, В.А. Свердлов, Б.д. Романов.

Замечания и предложения просим направлять по адресу: Москва, 1(Ъ(Ь8, Окружной проезд, 19, ВНМСТ.

Ряс.2. Схема погрузки (раэлтки) трехтрубной секция (36 м) на плетевоэ МА&-543 трубоукладчиком К-59*

2.7.    Погрузка секции длиной 36 м и разгрузка ее осуществляются трубоукладчиком К-59*к Погрузка неизолированных секций осуществляется методом натаскивания секция сзади на плетевоэ при стреле (стрелах) в максимально поднятом положении.

2.8.    Для выполнения подъемных операций на трассе (разгрузка секций, центровка, монтаж захлестов) рекомендуется использовать трубоукладчик модели К-594-.

2.9.    Для работы на трубосварочной базе и трассе трубоукладчики должны быть снабжены кольцевым стропом, надеваемым на крюк "удавкой".

Параметры кольцевых строп, предназначенных для работы с трубами и секциями с толщиной стенки 17,5 и 20,5 мм, приведены в табл Л.

II

Таблица з

Канат для стропов

Парка    j-1-г--г

крана ;длина (диаметр,{обозначениеj (ветви,j мм ;по ГОСТу j !    м    !    i    i

тип

(Максимальное (растягивающее (усилие торце-(вого захвата, i Т

к-ш

K-I62

6,7

30,0

H-I80-I.

ГОСТ

7669-55

ТЛК-РО

6x36=216

9,8

K-I62

7,3

27,5

H-I80-I

ЛК-Р

6xi9=m

7,3

Таблица 4

Марка тру-( Длина кольца, м

боукладчи-;— —у--------

ка (труба, (пакет из (секция (двух труб

Канат для стропов

тип

диаметр,(обозначение( мм (по ГОСТу (

Т3560М    5,3    7,8    35,5    H-I80-I    ЛК-РО

ГОСТ 7668-55 6x36=216

2.10.    Допустимый угол поперечного уклона работающего трубоукладчика 5°.

2.11.    Не допускается выполнять рабочие операции трубоук -ладчиками, контргруз которых не откинут.

2.12.    Строповочные средства, указанные в пп.2Л и 2.9, долины быть изготовлены в заводских условиях. При местном производстве строповочных средств особое внимание следует обращать на тщательность эаплетки концов канатов; перед применением таких стропов необходимо провести их испытание.

2.13.    Вылет стрелы трубоукладчиков нужно отсчитывать от ребра опрокидывания, каковым является ось гусеницы для трубоукладчика Т3560Ы и внешний край ходового катка для трубоукладчика К-594. Вылет стрелы полноповоротных кранов нужно отсчитывать от оси поворота платформы.

2.14.    Трубы длиной 12 м от железнодорожных станций, водны? пристаней до трубосварочных баз следует перевозить трубовозами, состоящими из автомобиля-тягача и роспуска.

12

В зависимости от типа дорог и их состояния рекомендуется применять трубовозы на базе автомобилей ЗИЛ-157 (ЗИЛ-131), "УРАЛ -375*; КрАЗ-214, КрАЗ-255Б.

2.15. Для перевозки секций длиной 24 м рекомендуется применять поезда, состоящие из трубовозов на базе КрАЗ-214,

КрАЗ-255Б, БАЗ-135, МАЗ-537, МАЗ-543 и трактора Т-1ООМБ.

Для перевозки секций длиной 36 м рекомендуется использовать плетввозы на базе автомобилей МАЗ-543, МАЗ-537 и тракторов Т-ЮОМБ и Т-180.

Выбор марки плетевозов в зависимости от дорожных условий приведен в табл.5.

Таблица 5

Тип дороги и ее состояние } База тягача

Грунтовые дороги среднего и плохого качества, дороги с твердым покрытием, грунтовке дороги с высокой несущей

способностью, зимние нахатанные дороги КрАЗ-21ч, МАЗ-537

ВИЛ-157К. ЗИЛ-131. "Уоал -375*. КрАЗ-255Б, БАЗ-135, МАЗ-543

Тяжелые дорожные условия (грунтовые дороги в осенне-зимний период), слабозаболоченные участки, снльнозасне-женные участки

Бездорожье, условия, не доступные для автотранспорта (болотистая местность, глубокий снег)    Т-ЮОМБ,    T-ISO

2.16.    Количество и вес перевозимых труб и секций длиной 12, 24 и 36 м приведены в табл.6,

2.17.    Для правильной расстановки боковых упоров на кониках расстояние между установочными штырями (по наружным отверстиям) при перевозке одной трубы должно быть 1040 мм, при перевозке двух труб - 2460 мм.

2.18.    Высота плетевоза с грузом и общий вес для различных труботранспортных машин приводятся в табл.7.

13

Таблица 6

Марка базового авто -МОбиля

jМарка [Грузо-jидете-;подь -

Количество

перевозимых

цнй

*РУ<5

И CSK-

] AV 9CL | ЗЛ

\ЛЛЖ [НОСТЬ, ;трубо-; Т j воза \

1420x17,:

5 tM

• Т 1 о П J

*20,5

мм

Длзна

Труб

или секций,

и

i i

12 | 24

! 36

;12 1

24

; 36

j j

i j

Бес одной трубы или

; секции, ?

i f

i i ;

j 7; 2 jb,4

; 21,6

{м j

16,8

| 25,2

ЗИЛ-157

ПТБ-8 9

I

-

:

-

~

зал-131

9

I

-

т

-

-

“УРАЛ -375м

ПЗ-9 9

т

-

I

-

-

КрАЗ—2x4 КрАЗ-255В

ПЛТ-214 18

2 I

2

X

EA3-I35

ПВ-201 20

2 I

I

2

I

-

МАЗ-543

ПВ-301 30

2

I

-

2

I

МАЗ-537

ПВ-48х 50

2

2

-

2

2

Т-100МБ

ПТ-30 30

2

I

-

2

т

X

Т-180

ПТ-40 40

2

2

-

2

I

ДЭТ-250

ПТ-50 50

-

2

-

-

2

Таблица 7

а!

W

сб tr

LЛЧ

г-

г-*

ГО

ё.2

»—*

CNJ

ГЛ

-3*

S

1 t~t

1

сгз

ы

Lpl

о

Is

3

А

cb

сЬ

о

t—f

Рч

л

•<

-<

<а!

1

со

>>

3*

Я

Высота с

грузом,м    2,91    3,18    3,32    3,42    3,42    3,52    3,12

Полный вес пле-тевоза с

грузом,»    18    20,5    34    35    60    80    48,2

2.19.    Коники труботранспортных машин должны быть снабжены деревянными подкладками, а яри перевозке изолированных труб х секций - деревянными ложементами с опорной поверхности цилиндрической формы (по диаметру труб).При перевозке изолированные трубы не должны иметь точек соприкосновения друг с другом и между ними должны быть установлены мягкие прокладки.

2.20.    Трубы или плети после погрузки должны быть увязаны на кониках с помощью поперечной увязки и обязательно закреплены страховыми стальными канатами за торцы труб от продольного перемещения,

2.21.    Перевозить трубы и секции по ледяным переправам на автопоездах, тракторах и других транспортных средствах допускается только при условии, что полный вес поезда не превышает веса, который может выдержать лед данной толщины.

При определении несущей способности льда рекомендуется пользоваться данными табл.8.

Таблица 8

Марка тягача плетевоза jc^0£^e*°fa

;грузкой, ? i

Г т

(Минимально-.; (допустимая ; 1 толщина ; ;льда, см j

Интервал между машинами, 2£

314Д-157 (ЗИЛ-131)

18

50-62

30

"ГРАЛ-375*

20,5

55-68

35

КрАЗ-214 (КрАЗ-25 5Б)

34,0

70-88

50

БАЗ-135

35

72-90

50

МАЗ-543

60

80-IQC

100

MAS-537

80

85-120

150

Т-100МБ, Т-180

$7,2

60-85

55

Примечания: 10 Показатели даны для пресноводного льда. Для льда морских заливов допустимая на -грузка должна быть ниже на 20%.

2, Допустимую нагрузку на лед при оттепели следует устанавливать, практически начиная с нагрузок вдвое меньших, чем указаны в табл.8.

2.22. При перевозке труб и секций руководителям авто -транспортных контор и автохозяйств, проектным организациям, а такие водителям трубовозов и плетввозов необходимо руководствоваться:

Правилами движения по улицам и дорогам Советского Союза;

Письмом Главного управления МВД СССР от 25.IX.1955 г.;

СНиПом П-Д.5-62.

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ РАЗРАБОТКА И ЗАСЫПКА ТРАНШЕЙ

3.1. Состав земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов в северных районах и районах средней полосы определяется схемой прокладки трубопровода, в соответствии с которой производят:

разработку и засыпку траншей при подземной прокладке трубопроводов;

разработку резервов, устройство основания из грунта и от-сшщу пасшей или обвалование при наземной прокладке;

разработку резервов и отсыпку земляных призм (если они предмофаян проектом) при надземной прокладке.

3*2« Ширина транши по дну при вертикальных стенках должна <Шъ равна 2,1 и, средняя глубина транши - 2,2 м.

Оря разработке «равней с откосами размеры траншеи по дну Шat бить уменьмеяы до 1,9 м, но не менее.

5.3. Для сокращения длины приподнятого участка трубопровода при укладке в траншею ширину последней по верху для частичного опуска изоляционной машины необходимо устраивать порядка 2,8-3,0 м.

ЗЛ. Талые и мерзлые грунты при прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1420 мм на прямолинейных участках, а также на участках с радиусом кривизны, равным величине естественного изгиба траншеи, следует разрабатывать роторными экскаваторами марки ЭТР-253.

3.5. В местах кривых вставок трубопровода при работе в мягких грунтах с включением валунов, обводненных грунтах и на

16

болотах,б разрыхленных скальных и мерзлых грунтах траншеи следует разрабатывать одноковшовыми экскаваторами марки Э-652А и Э-1252Б с ковшом обратной лопаты, а в северных районах - экскаваторами Э-652БС и 9-1 ООП АС,

В зимнее время траншеи в грунтах с промерзанием до 0,25 -0,4 м разрабатывают теми ие экскаваторами. При глубине промерзания грунта более 0,25-0,4 м необходимо производить предварительное рыхление верхнего мерзлого слоя грунта взрывным способом или тракторными рыхлителями.

3.6.    Для прокладки магистральных трубопроводов на болотах методом сплава или протаскивания траншеи целесообразно разрабатывать взрывным способом. В зависимости от типа и глубины болота, а такие степени залесенности трассы применяет методы удлиненных, сосредоточенных или скважинных зарядов.

3.7.    При строительстве трубопроводов о использованием основания по принципу I (с сохранением вечномерзлых грунтов) земляные работы необходимо выполнять только в зимнее время; при использовании основания по принципу П (без сохранения вечной мерзлоты) земляные работы можно выполнять в течение всего года.

3.8.    В летнее время при частичном оттаивании грунта в зависимости от глубины оттаивания, вида грунта и времени проиэ -водства работ траншеи разрабатывают траншейным роторным экскаватором 3TP-253 на всю глубину разработки или двумя экскаваторами ЭР-7Е и ЭТР-253, работающими последовательно один эа дру -гим.В последнем случае первый экскаватор разрабатывает верхний слой талого грунта, а второй - слой мерзлого грунта с укладкой его за отвал талого грунта. Для разработки талого грунта можно также использовать одноковшовые экскаваторы.

3.9.    В зимнее время транаеи можно разрабатывать по следующей схеме производства работ:

при плотности мерзлого грунта до 250 ударов (по плотномеру ДорНИИ) траншеи разрабатывают роторными экскаваторами ЭТР-253 на всю глубину;

при плотности мерзлого грунта до 300 ударов траншеи разрабатывают последовательным проходом землеройных машин: вначале роторным экскаватором типа ЭТР-132 или экскаватором ЭТР-161 отрывается пионерная траншея, затем экскаватором марки 9Р-7Е траншея расширяется,после чего экскаватором ЭТР-253 траншея разрабатывается до проектного профиля.    т7

При плотности грунта более 300 ударов в указанные выше схемы разработки траншей необходимо включать два-три рыхлителя марки Д-711С или Д-652А для предварительного рыхления верхнего слоя мерэлого грунта.

3.10.    Траншеи в мерзлых грунтах любой прочности можно разрабатывать взрывным способом на рыхление с последующей выемкой разрыхленного грунта одноковшовыми экскаваторами.

3.11.    Мерзлый слой (до I м) в глинистых и суглинистых грунтах можно разрабатывать также с помощью баровых машин, извлекая блоки мерзлого грунта и дорабатывая траншеи до проект -ной отметки одноковшовыми экскаваторами.

3.12.    Рыхлить грунты взрывным способом следует методом шпуровых зарядов. Шпуры бурят либо бурильными машинами БТС-60, ЕМ-276, либо пневматическими перфораторами и мотобурами.

3.13.    Разрабатывать траншеи в задел в зимний период, а также в сухих песчаных грунтах и на болотах запрещается. Темп разработки траншей в таких условиях должен соответствовать темпу изоляционно-укладочных работ. Отвал грунта необходимо располагать не ближе I м от кромки траншеи.

3.14.    На прямолинейных участках трассы отклонения дна траншеи в горизонтальной и вертикальной плоскостях от проектной линии не должны составлять более 5 см.

Перед укладкой газопровода в траншею в мерзлых грунтах, основание (дно) которой имеет неровности,необходимо устраивать постель толщиной 13 см из талого или разрыхленного грунта.

3.15.    Уложенный трубопровод засылают непосредственно вслед за его укладкой.

В северных районах траншеи засыпают бульдозерами Д-575С, Д-572С и "Катерпиллер" Д-5, а в районах средней полосы - бульдозерами Д-434, Д-493, Д-522, Д-271А, Д-385А.

В зимнее время для защиты изоляционного покрытия и стенок трубы от повреждения крупными комьями мерзлого грунта трубопровод присыпают на высоту не менее 0,2 м выше верха талым или мелкоразрыхленным грунтом.

3.16.    При необходимости разработки замерзшего бруствера

с промерзанием до 0,:> м траншеи целесообразно засыпать транше-езасыпателем ТР-2А, который, двигаясь по брустверу параллельно траншее, разрабатывает и измельчает слой грунта, осуществляя

18

качественную присыпку трубопровода, подготавливая тем самым фронт работы бульдозеру, который засыпает остальную часть траншеи*

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ПОД ТРУБОПРОВОД ПРИ НАЗЕМНОЙ И НАДЗЭШОЙ ПРОКЛАДКЕ

3.17.    Основания насыпей для наземной прокладки газопровода из хорошо дренирующих мадовлахных грунтов (галечниковые, гравелистые, крупнозернистые песчаные породы) возводят в любое время года без ограничения их высоты. Основания И8 талых мелкопесчаных и глинистых грунтов следует возводить преимущественно в теплое время года.

3.18.    Размеры насыпи и грунтовых опор определяются проектом в зависимости от времени производства работ и характерно -тики грунтов.

3.19.    Подготовку под трубопровод и грунтовые опоры следует отсыпать из однородных грунтов горизонтальными слоями на всю ширину сооружения. Грунт следует отсыпать равномерными горизонтальными слоями в 0,2-0,3 м с последующим уплотнением. Не рекомендуется выполнять отсыпку насыпей и грунтовых опор из различных по своим свойствам грунтов во избежание образования внутри них водяных лин8 и плоскостей скольжения вышележащих слоев грунта.

Грунт уплотняют Катковыми трамбовками, установленными на одноковшовых экскаваторах.

Карьеры рекомендуется закладывать в малольдистых непроса-дочных грунтах, которые можно разрабатывать и использовать для отсыпки подготовки и призм круглогодично.

Для разработки грунта в карьерах рекомендуется применять экскаваторы Э-652А, Э-652БС и Э-1252БС и бульдозеры на базе тракторов ДЭТ-250М, а для перевозки грунта - автомобили марки КрАЗ-256БС, БелАЗ-548, «Татра” и др.

Необходимое количество машин определяется объемами и заданным темпом работ.

3.20.    В зимнее время обвалование трубопровода следует выполнять на высоту не менее 0,2 м над верхом трубы талым или

19

разрыхленным грунтом либо должны быть приняты меры против повреждения изоляции мерзлым грунтом. Обман тодцмна слон грунта над трубопроводом в уплотненном состоянии должна быть не менее 0,8 м.

3.21. Для наиболее эффективного использования землеройной техники земляные работы должны быть организованы в две-три смены.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

3.22,    В процессе работ по планировке строительной полосы, устройству траншей, насыпи, грунтовых опор, постели н засыпки трубопровода должен постоянно осуществляться контроль за соответствием работ проекту и требованиям СНиДа, техническим условиям и действующим указаниям на производство земляных работ.При этом в первую очередь проверяют; отметки планируемой полосы, дна траншей, основания и гребней насыпей; размеры по верху и крути8ны относов транмей и насыпей; соответствие грунтов карьеров требованиям проекта; степень уплотнения грунта при воздействии насыпей и засыпке транмей.

Отметки планируемой полосы трассы, дна траншеи, основания и гребня насыпей необходимо проверять при помощи нивелира и других измерительных устройств.

Перед укладкой трубопровода, а также засыпкой траншеи я отсыпкой насыпи после укладки трубопровода должны быть составлены промежуточные акты на скрытые работы с указанием наличия и соответствия выполненной постели и присыпки трубопровода, с описанием имеющихся в натуре грунтов и соответствия их характеристик указанный в проекте. При фиксировании скрытых работ определяют их объем и качество выполнения.

3.23.    Приемку законченных земляных сооружений производят при сдаче в эксплуатацию всего газопровода или отдельных его

131-72

ВНИИСТ

Рекомендации по технологии и op-j ганизации механизированного ; строительства северного газопро-; вода (Надым-СалехаЬд-Ухта) дна- j метром 1^20 км    ;

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации по технологии и организации механизированного строительства трубопровода из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической гоне разработаны на основе анализа технологических схем и обобщения опыта строительства трубопроводов диаметром 1420, 1220 и 1020 мм в различных условиях.

Рекомендации такие включают новые технологические разработки, проверенные на опытных участках и в условиях промышленного строительства (на опытном участке в районе г.Ухты из труб диаметром 1220 мм, на участке Лабытнанги-Харп газопровода Надьш-Салехард-Ухта из труб диаметром 1420 мм и др.).

Трасса северного газопровода Надым-Салехард-Ухта характеризуется тяжелыми мерзлотно-грунтовыми условиями, сложным рельефом местности (наличием горных и сильно изрезанных участков), большим количеством рек, озер, затопляемых и заболоченных участков.

Все технологические разработки по строительству газопроводов, вошедшие в Рекомендации, составлены с учетом основных конструктивных решений, предложенных ВНИИСТом для северных газопроводов, изложенных в "Основных положениях по выбору конструктивных решений прокладки северных газопроводов, включая газопроводы Надым-Ухта, Надым-Иунга, кедвежье-Надьш"

Внесены ЛТОС


Утве]


ены ВНИИСТом ■ .X.I972 г.


Разработаны

впервые


участков. Приемку производят комиссии с соблюдением правил глав СНиПа Ш-А.10-70 и Ш-Д.10-70.

Сдача-приемка газопровода, в том числе и земляных работ, долина быть оформлена соответствующим актом.

4. СООРУЖЕНИЕ СВАЙНЫХ И ПОВЕРХНОСТНЫХ ОПОР НАДЗЕМНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

4.1.    Технологию сооружения свайных опор необходимо определять проектом и разрабатывать с учетом требований глав СНиПа Ш-Б.6-62 "Фундаменты и опоры иэ свай и оболочек, шпунте вые ограждения. Правила производства и приемки работ",П-Б.6-66 "Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах", П-Б.5-67 "Свайные фундаменты. Нормы проектирования", а также "Указаний

по проектированию и устройству свайных фундаментов на вечномерзлых грунтах" РСН 14-62 (к., Госстрой РСФСР, 1564), "Инструкции по проектированию и устройству свайных фундаментов в условиях преимущественного распространения пластичномерадых грунтов Воркутинского района" РСН 30-67 (М., ОНТИ ВНИИСТа, 1671) и "Рекомендаций по технологии свайных работ с применением лидеров при устройстве свайных опор газопроводов в южной зоне распро -странения вечномерзлых грунтов" (М., ОНТИ ВНИИСТа, 1971).

4.2.    Возведение свайных и поверхностных опор при строи -тельстве линейных объектов в районах распространения вечномерзлых грунтов необходимо выполнять только индустриальными методами; не допускается применять товарный бетон и приготовлять его на трассе.

4.3.    В зависимости от грунтовых условий свайные фундаменты необходимо возводить следующими способами:

забивать сваи непосредственно в мерзлый грунт или предварительно разработанные лидерные скважины;

устанавливать сваи в предварительно оттаянный грунт; устанавливать сваи в предварительно пробуренные, а затем залитые специальным раствором скважины; сочетая вышеперечисленные способы.

21

Данные Рекомендации отражают специфические требования по технологии и организации строительства трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической зоне. Положения по организации технологии строительства газопроводов, общие для строительства магистральных трубопроводов, нашедшие отражение в других нормативных документах, разработанных ВНИИСТом ранее, в настоящих Рекомендациях не рассматриваются*

Технология и организация строительства надземного трубопровода из труб диаметром 1420 мм, изложенные в настоящих Рекомендациях, разработаны на основе теоретических и лабораторных исследований и поэтому подлежат проверке и уточнению в производственных условиях.

Сооружение северных газопроводов из труб 1420 мм требует качественно нового подхода к выполнению всех технологических операций, и любое отступление от проектных решений и нарушение технологии без согласования с соответствующими организациями недопустимо.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Настоящие Рекомендации предназначены дин проектных и строительных организаций для руководства при составлении проектов по технологии и организации механизированного строительства и при сооружении трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической зоне(применительно к строительству газопровода Надым-Салехард-Ухта).

1*2. Настоящие Рекомендации разработаны в развитие глав СНаПа Ш-Д.10-72 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ", Ш-А.2-62 "Индустриализация строительства. Основные положения", Ш-А.3-72 "Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений", Ш-А.4-62 "Комплексная механизация и автоматизация в строительстве. Основные положения", Ш-А.6-62 "Организационно-техническаялод -готовка строительства. Основные положения" с учетом "Указаний по проектировании населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне" СН 353-66, "Основных положений по выбору конструктивных решений прокладки северных газопроводов, включая газопроводы Надым-Ухта, Надкм-Пунга, Медвежье-Надым" (    1    ДРУ1***    ведомственных

нормативных документов по технологии и организации строительства трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северных районах,

1,3, Основной формой организации производства строительно-монтажных работ при прокладке газопроводов должна быть поточность выполнения работ от инженерной подготовки трассы до испытания газопровода в строгой технологической последовательности.

5

IЛ. Основные положения по организационно-технической подготовке строительства, а также по инженерной подготовке полосы строительства изложены в "Указаниях по строительству магистральных трубопроводов диаметром 1220 мм" (М., ОНИ ВНИИСТа,1970), Оказаниях по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов”. Въш.З,    (М.,    ОНТИ    ВНИИСТа,

1971) и настоящих Рекомендациях.

1.5.    Организационно-техническая подготовка строительства линейной части трубопровода имеет целы? обеспечить планомерное выполнение строительно-монтажных работ и ввод газопровода в эксплуатацию в установленные сроки.

1.6.    Проведение организационно-технической подготовки строительства регламентируется следующими документами:

СНиПом Ш-А.6-62 "Организационно-техническая подготовка строительства. Основные положения";

"Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ"

СН 47-67;

"Рекомендациями по методике составления проектов организации строительства и проектов производства работ" (ЦВИИОМТП, 1968).

1.7.    В подготовительный период строительства должны быть выполнены следующие работы:

расчистка строительной полосы от леса, кустарника и корчевка пней;

планировка строительной полосы;

устройство подъездных путей, съездов, переездов, временного проезда вдоль трассы;

отвод поверхностных и грунтовых вод;

строительство временных баз, жилья, складских и прочих подсобно-вспомогательных помещений;

устройство зимников.

1.8.    Перечень видов работ, выполняемых в зимний и летний периоды года, устанавливается в зависимости от принятой конструкции газопровода, принципа использования вечномерзлых грунтов в качестве основания сооружений в соответствии с главой СНиЛа П-Б.6-66 "Основания зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах. Нормы проектирования" (в мерзлом состоянии - I прин-

6

цип строительства, в оттаивающем или оттаявшем состоянии -П принцип строительства), возможности изменения режима вечно* мерзлых грунтов и мерзлотно-грунтовых образований в процессе строительства и эксплуатации, изменения режима надмерздотных вод в результате освоения территории и влияния их на температурный режим вечномерзлых грунтов.

1.9. В зависимости от времени года при использовании мерзлых грунтов в качестве оснований по I принципу рекомендуется выполнять следующие работы: в летний период -

транспортировку труб, грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;

заготовку грунта в резервах для отсыпки насыпей и банкетов под поверхностные опоры;

сварку труб в секции на стационарных сварочных базах; базовую изоляцию трубопроводов;

ремонт и подготовку строительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях; в зимний период -

расчистку и пдазировку строительной полосы; устройство зимников;

развозку секций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;

бурение скважин под установку свай;

установку свайных и устройство поверхностных опер;

земляные работы;

сварочно-монтажные работы на трассе, изоляцию стыков труб и укладку трубопровода на опоры.

I.IQ. При использовании вечномерзлых грунтов в качестве оснований сооружений по П принципу перечень работ, выполняемых в летний и зимний периоды года, должен быть установлен из требований по технологии и организации строительства трубопровода без учета требований сохранения естественных мерзлотно-грунтовых и гидрогеологических условий вдоль трассы.

I.II. Разработка технологии и организации строительства трубопроводов на заболоченных и обводненных участках трассы может быть осуществлена в соответствии с "Рекомендациями по рациональным методам прокладки трубопроводов в условиях сидь-

7

козаболоченной местности северных районов страны" (И., ОНП ВНИИСТа, 1970).

I.I2. Рекомендуемый состав мааин, оборудования и обслуживающего персонала для одного механизированного потока строи -тельства газопровода Наднм-Ухта с темпом выполнения работ 0,6 им в смену приведен в приложении I. Темп работ по сооружению трубопровода принят с учетом применения на трассе изоляционного покрытия из липких ленточных полимерных материалов и работы в потоке двух сварочных баз и двух бригад сварщиков на трассе, обеспечивающих заданный темн изоляционно-укладочной колонны.

2. ПОГРУЗОЧНС - РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ

2.1.    Трубы на железнодорожной станции разгружаю? из полувагонов поштучно стреловыми кранами (отечественными или импортными) грузоподъемностью не менее 16 Т.

2.2.    Стандартная нагрузка трубоукладчиков и кранов определяется весом набора 12-метровых труб (табл.1).

Таблица I

Толщина стенки, мм !_ дес,    т    _

;трубы 12 м ; пакета не    ; трехтруб-

j    |двух труб    ; ной секции

17.5    7,2    I*,*    21,6

20.5    8,4    16,8    25,2

2.3. Марки трубоукладчиков и стреловых кранов для выполнения каждой подъемной операции выбирают согласно табл.2. Данные о минимально необходимых вылетах стрелы кранов и трубоукладчиков приведены в таблице с учетом габаритов груза, подъемных и транспортных средств. Данные о максимально допустимых вылетах стрелы указаны для трубоукладчиком и кранов с учетом необходимой (по устойчивости) безбпасности работ, т.е. при коэффициенте запаса на опрокидывание К = 1,4.

8

N0


Технологические операции, выполняемые при помощи кранов и трубоукладчиков


Кинималь-но-необ -ходимый вылет стрелы, м


Разгрузка трубы из полувагона и погрузка на трубовоэ

Разгрузка на сварочной базе отдельных труб или пакета иг двух труб (рисЛ)

Погрузка на плетевоз секции на сварочной базе

Разгрузка секции на трассе и поддержка ее при монтаже (рис. 2)

Поддержка (при центровке и монтаже эахлеста) конца плети стыковых соединений


ЗЛ


1,6


1,6


Вес


{Рекомен- {Иаксииалъ-


iгруза .‘дуемая j на {марка ,’крю- {крана ;ке.т ; или |    {трубо-

I    {уклад-

j    j чика


но-допусти-{мый вылет {стрелы с учетом нео( ‘ходииой по-


грувочной {высоты, м


Толщина стенки 17,5 мм


tBecРекомен-.Максимадьно-|допустимый {вылет стрелы с учетом необходимой {погрузочной [высоты, м


i груза дуемая j на марка ;крю- {крана ^ке, т;иди


| тру бо-{уклад-{чика


!


Толщина стенки 20,5


7,2

K-I62

5,8

14,4

Т3560М

(К-594)

3,6

21,6

К-594

3,6

21,6

К-594

3,6

20,0

К-594

3,7


8,4

K-I62

5,5

16,8

Т3560М

(К-594)

3,2

25,2

К-594

3,1

25,2

К-594

3,1

25,0

К-594

3,2


Рис Л. Схема разгрузки пакета из двух труб пле-тевоза UA3-543 трубоукладчиком К-594

2Л. При разгрузке труб из полувагонов кранами типа K-I6I и K-I62 следует пользоваться чалочными стропами, состоящими из двух канатов, соединенных серьгой и имеющих торцевые захваты на концах.

Во избежание порчи кромок труб торцевые захваты должны быть снабжены медными губками.

Параметры универсальных строп, предназначенных для выгрузки труб длиной 10,5-12 и с толщиной стенки 17,5 и 20,5 и, приведены в табл.З.

2.5.    Бри разгрузке труб из полувагонов кран должен быть установлен таким образом, чтобы его контргруз был удален от борта вагона на I м. Во избежание ударов трубы о борт полувагона кран K-I62 должен быть установлен на уровне головок рельс,

а кран K-I6I должен быть поднять над уровнем головок рельс на 0,4 м.

2.6.    При разгрузке одиночных труб с трубовоза используется трубоукладчик Т3560М, а пакетов - трубоукладчик модели К-594.