Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

108 страниц

580.00 ₽

Купить Р 125-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Рекомендациях рассмотрены технологические процессы укладки стальных морских газонефтепроводов, пересекающих морские акватории, а также нефтепроводов, прокладываемых в системе морских рейдовых нефтепричалов.

 Скачать PDF

Разработаны впервые. Утратил силу по приказу № 237 от 11 мая 1987 г.

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Основные требования к инженерным изысканиям при строительстве морских трубопроводов

3. Классификация и выбор способа укладки морских трубопроводов

4 . Укладка трубопровода способом протаскивания по дну

5. Укладка трубопровода способом свободного погружения с предварительной буксировкой плетей

6. Укладка трубопровода с трубоукладочной баржи последовательным наращиванием

Приложения

Литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОКЛАДКИ МОРСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 125-72

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОКЛАДКИ МОРСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 125-72

Отдел научно-технической информации

Москва 1973

дГ/с 5 нг/м

Рис.2. Зависимость увеличения отрицательной плавучести трубопровода от изменения наружного диаметра бетонного покрытия:

1-трубопровод диаметром 529 мм; 2-трубопровод диаметром

1220 мм

На рис.2 приведены кривые, характеризующие зависимость увеличения отрицательной плавучести трубопроводов ( ЛПС) от изменения наружного диаметра бетонного покрытия ( дЦ ) для трубопровода диаметром 529 мм с бетонным покрытием толщиной 56,5 мм и диаметром 1220 мм с бетонным покрытием толщиной la/f мм при объемном весе бетона 2600 кг/м8.

С увеличением диаметра трубопровода возрастает влияние изменения наружного диаметра трубы с бетонным покрытием на величину отрицательной плавучести трубопровода.

Примечание. Увеличение на 1% или на 6,6 мм наружного диаметра бетонного покрытия для ?ру<& диаметром 529 мм соответствует увеличению отрицательной плавучести на II кГ/м, для трубы диаметром 12н0 мм увеличение наружного диаметра на 0,5% или на 7,6 мм соответствует увеличению отрицательной плавучести на 30 кг/м (как показано на рис.2).

10

Следовательно, при нанесении бетонного покрытия на трубопровод необходимо соблюдать строгие допуски к толщине бетонного покрытия.

Контроль за величиной наружного диаметра трубопровода с покрытием рекомендуется вести путем измерения длины его окружности в пяти сечениях для каждой трубы.

I.I5. Опытными данными установлено, что теоретический объемный вес бетона (определенный в проекте по суммарному весу компонентов, использованных при изготовлении бетона) очень близок к фактическому объемному весу увлажненного бетона.

Контроль замесов бетона в полевых условиях позволяет сравнить объемный вес бетона, поступающего в опалубку, с теоретическим объемным весом; эти объемные веса должны быть одинаковые.

Контроль замесов бетона позволит с достаточной точностью регулировать объемный вес бетона и заданную (расчетную) отрицательную плавучесть трубопровода.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОРСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Основные требования к инженерным изысканиям необходимы для оззработки, технологии и организации строительства нефтегазопроводов, пересекающих морские акватории, а также прокладываемых в системе морских рейдовых кефтепричалов.

Специальные требования к инженерным изысканиям для строительства трубопроводов в системах морского водоснабжения и морских выпусков в настоящих Рекомендациях не приведены.

2.2.    Состав и объемы инженерных изысканий устанавливают для определения:

геологического строения и рельефа морского дна по возможным створам трубопровода;

нагрузок и воздействий на трубопровод при строительстве и эксплуатации;

оптимального направления створа (трассы) трубопровода; наиболее рациональных конструктивных и проектных решений; технологических процессов строительства; затрат на строительство трубопровода.

2.3.    Для получения данных, указанных в п.2.2,инженерные изыскания должны характеризовать природные условия в районе прокладываемого трубопровода.

К природным условиям, которые необходимо учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации подводного трубопровода, относятся:

топографические и гидрографические условия, характери-

12

эующне очертания береговой линии, рельеф морского берега и дна в прибрежной зоне и по трассе трубопровода;

геологические и геоморфологические условия (геологическое строение дна, минералогический состав грунтов, их физико-механические свойства, движение наносов, деформация берега н дна);

метеорологические условия (ветер, туманы, осадки, температура воздуха);

гидрологические условия (колебания уровня воды, приливы и отливы, волнение, направления и скорости течения, ледовый режим);

гидрофизические, гидрохимические и гидробиологические условия, включающие данные о температуре, химическом составе м физических свойствах морской воды, жизнедеятельности живых организмов и их воздействии на покрытия трубопроводов.

2А. В результате инженерных изысканий определяют следующие нагрузки и воздействия, учитываемые при проектировании, строительстве и эксплуатации подводных трубопроводов: вес и плавучесть трубопровода;

инерционные и скоростные компоненты волнового давления; гидростатическое давление;

Рис.З. Различные положения подводного трубопровода при строительстве и эксплуатации, определяющие внеание воздействия:

Х-при строительстве; 2-при эксплуатации

13

ш


готЛ Ipyoomuei


иъьпкании


pofanuA изыскания трнШ I ниетчет)К


П'шсщ т, «г ‘ на Объект


30


анализ , i по инженеру грунта о j ным изыску'

ни9м (


_i±

ипоеделе-ниедчаст -коо с заглиб лением трубе-\fipoooga

18

Расчет ис то ичи Пости трубопровод


го


аение"

проект^

7/пелы

ских работ


JГидрабличет оасчет и> 1аршпелькьи , подбор сечения труоопрооода


'Предбарителб^-Mbit расчеты на истбйчирость и смюцщщние тру б о проб ода


©-----'


16

Расчет то^ щины стенки и радиуса упругого изгиба


го


под боа мате риилоо по ото-бым Йоздейстби-ям и течениям


бметно-* ($) финансооый |

расчет.

Ы Зтрубопро Йоде


14


Го р    _

Щассмот\' i рение и утоер -1 трение | ттичетго I проекта.


Разработка чертежей технического проекта


РисЛ. Примерный сетевой график организации проектно-изыскательских раоот для сооружения морского трубопровода (технический проект)


взаимодействие грунта основания с трубопроводом при различных СОСТОЯНИЯХ Грунт":

силы трения на трубопровод при его укладке.

Инженерные изыскания должны определять возможные ствия на трубопровод при его строительстве и эксплуатации. Эти воздействия зависят от положения трубопровода относительно уровня моря и поверхности дна при строительстве и эксплуатации (рас-3).

2.5.    Инженерные изыскания, необходимые для сооружения подводных трубопроводов в системе морских рейдовых нефтеприча-лов, следует выполнять одновременно со съемкой и выбором участка побережья под береговые сооружения нефтебазы, так как э некоторых случаях создаются условия, благоприятные для размещения этих сооружений (рельеф берега, подъездные пути и другие), но не соответствующие оптимальным условиям строительства подводных трубопроводов и рейдового оборудования.

2.6.    Проектно-изыскательские работы весьма трудоемки, в связи с этим необходима четкая организация их выполнения.

На рис Л приведен примерный сетевой график выполнения проектно-изыскательских работ по составлению технического проекта морского трубопровода.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ И ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

2.7. Топографические и гидрографические (промерные) работы необходимы для:

выбора створа (трассы) морского трубопровода; размещения строительной площадки, складских, жилых и культурно-бытовых помещений, подъездных путей, стапелей для монтажа и спусковых устройств для укладки трубопроводов, временных причальных устройств для стоянки плавучих технических средств;

разработки технологии и выбора оборудования для выполнения земляных работ и укладки трубопровода.

15

2.8. При выполнении топографических работ следует опреде

лить:

расположение карьеров для получения местных строительных материалов;

места имеющихся причалов и подъездных путей;

места закрытых стоянок для стстоя плавучих средств;

способ транспортировки материалов и оборудования, необходимых при строительстве;

места отвалов грунта (при рытье траншей на портовых акваториях).

2.9.    В результате выполнения топографических и гидрографических работ должны быть составлены следующие материалы:

план акватории, включающий район строительства з Maci-w-бе 1:10000 - 1:23000 (из веющихся морских карт) с нанесенном:: на нем створами трубопроводов* инженерными сооружениями, суровыми ходами, обстановкой и местами стоянки судов и отвалов "рукта;

совмещенный план участка акватории и прибрежной террарии, составляемый ао материалам топографической съемки и гидрографических работ;

продольные профили по возможным вариантам створов подводных трубопроводов;

пояснительная записка, включающая данные, указанные в лп.2.7 и 2.8 настоящих Рекомендаций.

2.10.    План участка акватории, на котором надлежит выполнить промерные работы, устанавливают после предварительного расчета длины морского трубопровода.

Масштаб плана участка акватории 1:1000 - 1:2000 с линиями равных глубин (изобатами) черев 0,5-1,0 м в зависимости от сложности рельефа и масштаба,

2.11.    Масштаб плана прибрежной территории должен соответствовать масштабу участка акватории с горизонталями через

О,5-1,0 м в зависимости от крутизны берега.

Ширину полосы съемки следует принимать не менее чем на 200 м в каждую сторону от крайних возможных створов трубопровода.

16

На плане должны быть показаны:

предполагаемые створы трубопроводов на берегу и подводные трассы с плановыми привязками;

все имеющиеся сооружения, буровые скважины с указанием их номеров;

расположение реперов.

2.12.    Планы участка акватории и прибрежной территории должны быть выполнены в одинаковом масштабе, вычислены относительно одного и того же отсчетного (нулевого) уровня и иметь плановую и высотную привязки.

Показанные на плане варианты створов подводных трубопроводов, обозначенные створными знаками, привязывают к основной разбивочной магистрали на суше и закрепляют реперами, которые устанавливают за пределами раскрытия береговых траншей.

2.13.    При выполнении инженерных изысканий для строительства трубопровода морского рейдового нефтепрнчала план акватории должен включать участок с выходом на глубину до 50 м, но не менее чем на 500 м от конца подводного трубопровода. На этом плане должно быть указано положение поперечных профилей, нормальных к продольной оси (створу) подводного трубопровода. На основании поперечных профилей в конце подводного трубопровода и дальше в море проектируют расстановку рейдового оборудования.

2.14.    На продольных профилях, построенных по предполагаемым створам трубопроводов,должно быть указало расстояние (пх -кетаж) от основной разбивочной магистрали. Горизонтальный масштаб продольного профиля должен соответствовать масштабу плана, вертикальный масштаб продольного профиля следует принимать 1:100 - 1:200.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

2.15. При проектировании и строительстве подводного трубопровода геологические изыскания необходимы для определения: величины заглубления подводного трубопровода в грунт нор-ского дна и на береговом участке;

17

способа к оборудования, необходимых для заглубления подводного трубопровода;

степени деформации морского дна и прибрежной полосы при штормовой погоде;

конструкции крепления берега;

условий, при которых возможна потеря устойчивости подводного трубопровода в строительный период и при эксплуатации;

конструктивных решений для закрепления трубопровода.

2.16.    Пры выполнении геологических изысканий следует определить структуру грунтовых отложений по трассе подводного трубопровода,

Креме того, необходимо внать характеристику грунтов для определения держащей силы судовых якорей на расстоянии 200-500 м дальше от головного конца трубопровода , а также на участке 50-ЗФО м (у зависимости от глубины коря) в стороны от ,сп трубопровода.

На основании геологических изысканий составляют характеристику верхнего слоя грунта толщиной, равной величине последующего заглубления трубопровода с запасом не менее чем на 2 и для мягких грунтов.

При выдаче заданий на геологические изыскания следует учитывать, что обычно заглубление морского трубопровода по длине трассы в зависимости от местных условий можно проектировать при глубинах моря 10-15 и и больше, а величина заглубления, считая от верха трубопровода, в мягких (наскальных) грунтах, принимается 2-3 м (в зависимости от характера грунта морского дна и возможных его деформаций).

Непосредственно около берега на участке действия разбитой волны величина заглубления трубопровода обычно увеличивается, что следует учитывать при отборе кернов и взятии проб грунта.

2.17.    Материалы геологических изысканий должны содержать данные о структуре и плотности ненарушенной породы, гранулометрическом составе, физических свойствах (объемный вес, пористость, угол естественного откоса), а такие по движению наносов, эроэии морского берега и возможным оползневым явлениям.

В результате лабораторных исследований образцов грунта должны быть получены следующие данные:

18

сопротивление грунта срезу;

содержание воды;

объемный вес естественной структуры и скелета;

гранулометрический состав;

влажность;

предел текучести (липкости для глины);

пластичность;

влажность нижнего предела пластичности.

В пояснительной записке к инженерным изысканиям следует указать группу грунта, наиболее оптимальный и возможные способы разработки транмей, а также условия перехода грунтов в жидко-пластичное состояние (при волненииразмыве, засыпке транией).

2.18.    По результатам выполненных геологических изысканий строят продольные профили по возможным вариантам створов подводных трубопроводов. На профили, по данным лабораторного анализа, наносят номера колонок (буровых скважин) с характеристиками грунта. Плановое расположение колонок (скважин) указывают на плане участка акватории.

2.19.    Для более точной геологической характеристики района строительства трубопровода целесообразно составить несколько планов одного и того же участка акватории, на которых указаны характеристика грунтов (в принятых условных обозначениях) у поверхности дна моря на глубине I м ниже поверхности дна и на глубине 2 м ниже поверхности дна моря.

Сопоставление таких планов значительно облегчает выбор рационального створа, а также ренение других вопросов при проектировании и строительстве подводного трубопровода.

2.20.    Материалы геологических изысканий должны включать данные о поперечных и продольных перемещениях наносов, изменениях плотности и водонасыщения грунтов при возможном переходе их в разжиженное состояние на учаотках с разбитой волной.

Переход грунта в текучее состояние может привести к потере устойчивости заглубленного трубопровода и всплытию его к поверхности дна.

19

УДК 622.692.4?(2G4.I)

Рекомендации содержа? основные положения по технологии гукладки подводных морских гавонефтепроводов»

Б Рекомендациях рассмотрены технологические процессы укладки стальных морских газонеФтепроводов, пересекаювих морские акватории, а также нефтепроводов, прокладываемых в системе морских рейдовых иефтёпрмчалов.

Технология и организация сварочных, изоляционных работ, испытания трубопроводов, г также вододазЕые, берегоукрепи -тельнуе и другие работы, выполняемые при строительстве морских трубопроводов, в данных Рекомендациях не рассмотрены.

Рекомендации разработаны на основании изучения опыта строительства морских трубопроводов строительными организациями министерств газовой и нефтяной промыиленностн, Министерства речного флота, а также зарубежного опыта строительства.

Рекомендации предназначены для организаций Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промыиден -нести, занимающихся разработкой проектов производства работ и строительством подводных морских трубопроводов.

Рекомендации составлены сотрудниками ВНИИСТа канд.техн. наук Левиным С.И. (руководитель темы) и инх. Крушенным Б.Н. (ответственный исполнитель) при участии инженеров Ратнера А«Г. я Егоровой А.А.

Замечания и предложения по Рекомендациям просьба направлять по адресу: Москва, £-58, ВНИИСТ, Лаборатория технологии и организации строительства.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

2.21. Метеорологические изыскания необходимы для получения исходных данных для составления проекта организации строительства трубопровода и проекта производства работ»

Характеристика ветрового режима определяет положение рейдового оборудования и условия его эксплуатации»

Для характеристики ветрового режима района необходимы следующие данные:

скорость и направление ветра; повторяемость ветра по скорости и направлению; продолжительность ветра с постоянной скоростью и длины разгона.

Эти данные могут быть получены на метеостанции, ближайшей к району строительства,и представлены диаграммами - розами ветров.

Для разработки проекта производства работ по строительству подводного трубопровода необходимы диаграммы повторяемости ветра по направлению и скорости.

Роэу ветров по сезонам года следует строить по многолетним наблюдениям, что дает возможность прогнозировать ветровой режим на период строительства и эксплуатации.

Ветровые условия при штормовой погоде являются исходными для расчета элементов волны, учитываемых при проектировании.

Метеорологические изыскания должны включать сведения о температуре воздуха, которую следует учитывать при строительстве, особенно на побережьях северных морей.

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

2.22. Приливно-отливные колебания уровня моря следует учитывать при подводных земляных работах и укладке трубопровода.

На участках с незначительными глубинами моря при отливе выполнение этих работ лимитируется осадкой плавучих технических

средств.

20

Рекомендации по технологи про- ; р тр{- 75 кладки морских трубопроводов j e

----r

вншст i

ВВЕДЕНИЕ

Перспективы развития строительства подводных трубопроводов на морских шельфах определяются запасами нефти и газа на морских месторождениях и системой их обустройства, в этом случае подводные трубопроводы служат для транспорта нефти и газа от скважин к сборный пунктам и перекачки продукта к берегу.

В Советском Союзе площадь газоносных районов иедьфа по предварительной оценке в 1270 г. составляла 3 млн. км2. В районах Калининградской области и в Литовской ССР на иельфе Балтийского моря выявились перспективы для поиска нефтяных и газовых месторождений. Перспективными по запасам газа являются аельфовые зоны Охотского моря вокруг о.Сахалин и север -иых морей, прилегающих к районам Коми АССР, Западной и Вое -точной Сибири. По предварительным оценкам, запасы газа в шельфах северных морей составляют около 10 трлн.м3. Запасы rasa на иельф&х Азовского моря оцениваются в I трлн.м3. Не менее перспективны акватории Черного моря, прилегающие к западной части Крымского полуострова, а также больная часть акватории Каспийского моря.

В настоящее время в Советском Союзе построены на побережье Каспийского моря нефтегазопроводы диаметром до 400 км, предназначенные для подачи нефти и газа в морских месторождений на берег. На побережье Тихого океана, Черного и Балткй -ского морей построены подводные трубопроводы в системах водоснабжения и сброса сточных вод.

Проектирование и строительство морских трубопроводов существенно отличается от проектирования и строительства речных переходов магистральных трубопроводов.

1Разработаны , впервые


1 Утверждены ВШШСТоа j 24 ноября 1972 г.


Внесены IT0C


Учитывая специфические условия строительства морских трубопроводов, следует предъявлять особые требования х инженерным изысканиям, которые необходимы для определения: геологического строения и рельефа дна; нагрузок и воздействий на трубопровод при строительстве и эксплуатации;

оптимального направления трассы трубопровода; наиболее рациональных конструктивных решений; технологических процессов строительства,

В связи с этим в Рекомендациях приведены состав и основ -ные требования к инженерным изысканиям при строительстве мор -схих трубопроводов.

Основными способами укладки морских трубопроводов в СССР является: протаскивание по дну и свободное погружение предварительно буксируемых плетей. Эти два способа, проверенные на практике строительства, можно применять с использованием внесшегося оборудования и существующих методов расчета напряженного состояния укладываемого трубопровода.

За рубежом (США, Франция, Япония и в других странах) ши-"схое развитие строительства морских трубопроводов обусдовде-:С быстрым ростом морской нефтедобычи. Известны примеры ук -,:а$ки нефтегазопроводов значительной протяженности на глубины ICC ь и больше. Разработано несколько различных способов укладки морских трубопроводов: с трубоукладочной баржи; методом _ -образной кривой; методом сматывания с барабана, установленного на барже.

Способ укладки трубопровода о трубоукладочной баржи методом последовательного наращивания, получивший вирокое распространение в США, является наиболее перспективным. Приведенная в Рекомендациях технология укладки трубопровода данным способом основана на зарубежном опыте строительства. Расчеты основных параметров при укладке трубопровода с трубоукладочной баржи выполнены теоретически с определенными допущениями. Эти расчеты требуют проверки в натурных условиях и могут быть использованы при проектировании нового оборудования для укладки трубопроводов.

Обобщение опыта строительства морских трубопроводов позволяет дать классификацию различных способов укладки и указать

область их применения. Это поможет проектным и строительным организациям выбирать наиболее рациональный способ укладки трубопровода в зависимости от его назначения и конкретных условий строительства.

Настоящие Рекомендации по технологии прокладки морских трубопроводов разработаны впервые и будут уточняться по мере накопления опыта строительства, внедрения нового оборудования для укладки морских трубопроводов и его опытной проверки на строительстве.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. з проекте морского трубопровода доены быть определены:

конструкция трубопровода;

участки, за которых трубопровод должен быть заглублен s дно;

величина заглубления.

В проекте организация строительства, в зависимости от конструкции и расчетного веса трубопровода должны быть обоснованы:

способ 8аглубления трубопровода и необходимое оборудование; способ укладки трубопровода о расчетом его напряженного состояния н необходимое оборудование.

£.2. Проект производства работ должен вкнючать детальную технологическую схему укладки трубопровода, разрабатываемую на оояоааммм следуюнвх исходных материалов:

утвержденного проекта морского трубопровода; матерпадов инженерных изыскана!;

анклава ■ расчета нагрузок а воздействий их на трубопровод пра укладке.

1.3. Основными особенностями строительства морсках трубопроводов, которые необходимо учитывать при разработке технологии их укладки,явяяются:

гидрометеорологические условия, которые требуют прямейе-няя специальных плавучих средств ■ оборудования;

быстрое изменение гидрометеорологических условий, иэ-эа которых могут быть остановлены работы по укладке трубопровода; необходимость предусматривать безопасные условия работ а

б

отстой плавтехсредств при возникновении штормовой погоды;

сложность ликвидации аварий трубопровода при укладке его на большие глубины;

быстрая заносимость прибрежных траншей даже при небольшом волнении.

1.4.    Организация, выполняющая строительство морского трубопровода, должна дважды в течение дня получать прогноз погоды и метеосводки для района строительства. Сигнал о наступлении штормовой погоды должен быть немедленно доведен до сведения всего личного состава, занятого на укладке трубопровода.

1.5.    Все плавучие и технические средства, занятые на укладке трубопровода, должны быть обеспечены двухсторонней радиосвязью с центральным постом ответственного производителя работ по укладке трубопровода.

1.6.    Суммарные напряжения в трубопроводе при его укладке не должны превышать 75% от предела текучести.

1.7.    Плавучие технические средства допускается использовать при укладке трубопровода при волнении до 3-4 баллов и силе ветра до 4 баллов (по шкале Бофорта).

1.8.    Запрещается использовать при укладке морских трубопроводов плавучие технические средства, не имеющие разрешения Морского регистра СССР на выполнение работ в районе строительства.

1.5. Так как в морских условиях сложно ликвидировать аварию трубопровода, то при его укладке следует осуществлять строгий пооперационный контроль.

Непосредственно перед укладкой необходимо проварить: грузоподъемность и прочность понтонов м устройства по их отстропке;

вес трубопровода в воздухе и под водой; величину тягового усилия; грузоподъемность плавучих кранов и лебедок; прочность тросов и такелажа.

1.10. При укладке подводных трубопроводов на большие глубины необходимо выполнить расчет трубопровода на потерю устойчивости кольцевого поперечного сечения с учетом гидростатиче -ского давления и изгиба [ I ] .

7

понтоны, применяемые для укладки трубопроводов на большие глубины, должны быть также рассчитаны на потерю устойчивости с учетом гидростатического давления.

I.II. При прокладке трубопровода, имеющего бетонное покрытие, необходимо точно определить вес трубопровода под водой или величину его отрицательной плавучести.

Вес трубопровода с бетонным покрытием слагается из веса стальной тр\бы, антикоррозийной изоляции и бетонного покрытия. Веса стальной трубы и изоляции изменяются незначительно и мо-Ут быть достаточно точно установлены путем измерения толщины стенок трубы и изоляционного покрытия.

При определении веса бетонного покрытия и соответственно отрицательной плавучести трубопровода следует учитывать три основных фактора:

объемный вес бетона; толщину бетонного покрытия;

количество теряемой л поглощаемой бетоном воды за время с момента нанесения покрытия до окончания укладки трубопровода

(водопоглодеиие).

1.1с, При укладке трубопроводов значительной протяженности спосооом протаскивания, а также при укладке трубопроводов способом свободного погружения или с трубоукладочных барж расчетная величина отрицательной плавучести может составлять Ъ-ЗС кг/м. При таких значениях отрицательной плавучести следует предъявлять очень жесткие требования к проектированию и полевому контролю за толщиной бетонного покрытия, его объем -ным весом и водогтоглощзнием.

I.I3. Незначительное изменение объемного веса бетона соответствует большому изменению плавучести трубопровода.

На графике (рис.1) приведены кривые, характеризующие изменение отрицательной плавучести газопроводов ( ?1    )    в    зави

симости от изменения объемного веса бетонного покрытия ( для трубопроводов диаметром У2Э мм с бетонным покрытием толщиной э6,5 мм и диаметром 1220 мм с бетонным покрытием толщиной 144 мм.

При увеличении диаметра подводного трубопровода возрастает влияние объемного веса бетона на плавучесть трубопровода. 1

Г,.*Г/у

Рис Л. Зависимость отрицательной плавучести трубопровода от объемного веса бетонного покрытия:

I^трубопровод диаметром 1220 мм; 2-трубопровод диаметром 329 мм

Как показано на рис Л отрицательная плавучесть трубопровода диаметром 329 мм изменится на 3 кГ/м при изменении объ -емного веса бетона на 1% для покрытия с расчетным объемным весом бетона 2600 кг/м1# и плавучесть трубопровода диаметром 1220 мм изменится на 13 кГ/м при таком же измененмм объемного веса бетонного покрытия.

I.I4. Незначительное изменение толщины бетонного покрытия м наружного диаметра трубопровода с покрытием вызывает большое изменение отрицательной плавучести трубопровода. 2

1

2