Купить Приказ 839 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Стратегия представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных проектов и мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отраслей и определяет основные направления дальнейшего качественного развития черной и цветной металлургии.
Дата введения | 05.05.2014 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2018 |
Актуализация | 01.01.2021 |
05.05.2014 | Утвержден | Минпромторг России | 839 |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Миппро.мторг России)
ПРИКАЗ
__20/^Гг.
Москва
Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года
В целях реализации пункта 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 г. X® ДМ-П9-53пр приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года;
Стратегию развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года.
2. Департаменту металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения (А.А. Михеев) обеспечить реализацию стратегий, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
3. Признать утратившим силу приказ Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150 «Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года».
1вляю за собой.
4. Контроль за исполнением настоящего nj
Д.В. Мантуров |
Министр
УТВЕРЖДЕНА приказом Мннпромторга России
от Pfacuf IQJHi.K*
Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года
1. Введение
Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года с учетом долгосрочного прогноза (далее - Стратегия) разработана в соответствии с пунктом 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 г. № ДМ-П9-53пр.
Настоящая Стратегия рассматривает сектор экономики «черная металлургия», включающий в соответствии с ОКВЭД: металлургическое производство (в части производства черных металлов и труб), добычу руд черных металлов. Черная металлургия включает: производство чугуна, стали, проката, чугунных и стальных труб, метизов, ферросплавов, огнеупоров, металлургического кокса, заготовку и переработку лома и отходов черных металлов, а также добычу и обогащение руд черных металлов.
В настоящей Стратегии представлены:
анализ мирового и российского рынков черной металлургии;
оценка позиций России в мировом хозяйственном комплексе;
предложения по механизмам развития отечественной черной металлургии, включая предложения по мерам, необходимым для реализации Стратегии с целью достижения заложенных в ней показателен и индикаторов.
Стратегия разработана в соответствии с:
Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
Государственной программой Российской Федерации «Социально-
экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»;
Государственной программой Российской Федерации «Обеспечение
10
увеличение поставок на экспорт продукции с увеличением глубины переработки;
рост импортозамещения;
повышение требований к служебным характеристикам продукции, совершенствование ее сортамента и конкурентоспособности;
ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного экологического воздействия на окружающую среду;
оптимизация избыточных производственных мощностей; строительство мини-заводов, передельных и сервисных центров; внедрение новой техники и технологий.
Развитие черной металлургии в перспективе будет определяться ростом экономики страны и соответствующим ростом внутреннего потребления черных металлов.
Основным направлением промышленной политики государства должна быть разработка экономических условий по стимулированию инвестиционной деятельности как в металлургии, так и, особенно, в отраслях, потребляющих черные металлы, для увеличения спроса на них, а также по совершенствованию горно-металлургического производства в направлении снижения расхода материальных и энергетических ресурсов, повышения производительности труда и решения проблем моногородов.
Сценарий консервативного развития экономики характеризуется невозможностью реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетической отрасли. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию по этому варианту будет происходить, в основном, за счет развития строительной отрасли, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката. Прирост мощностей в металлургической промышленности будет происходить в основном за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.
Сценарий умеренно-оптимистичного развития опирается на наиболее полное
использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышение глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей - ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
Развитие металлургии по данному сценарию будет характеризоваться ростом внутреннего спроса за счет инфраструктурного и промышленного строительства и наращивания производства за счет строительства новых и реконструкции действующих мощностей и совершенствования технологии металлургического производства, однако в структуре производства и экспорта сохранится значительная доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Объемы производства металлопродукции из черных металлов по данному варианту будут масштабнее, чем по варианту I.
Сценарий форсированного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагает прорыв в развитии высокотехнологичных производств, привлечение иностранных инвестиций, развитие машиностроения опережающими темпами. Форсированный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России, включая развитие Арктической зоны, регионов Дальнего Востока и Сибири.
Данный сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, металлургия, транспорт), но и в новых наукоемких секторах и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Его реализация позволяет обеспечить выход страны на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной
12
диверсификации и роста эффективности.
Реализация данного сценария развития черной металлургии характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий в производстве высокотехнологичных видов продукции.
При определении спроса на металлопродукцию в перспективе учитывались прогнозные показатели ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал.
3.2 Рынок черных металлов в России
3.2.1 Рынок готового проката черных металлов
Емкость внутреннего рынка металлопродукции из черных металлов определяется спросом основных мсталлопотребляющих отраслей (машиностроительного, включая ОПК, топливно-энергетического и строительного комплексов) и развитием производств дальнейших переделов металлургического комплекса.
В 2012 году видимое потребление готового проката черных металлов на внутреннем рынке России составило 36,6 млн тонн, при этом 17,7 млн тонн готового проката (48,4% от общего объема потребления) было использовано предприятиями металлургического комплекса для производства стальных труб, метизов, проката с покрытиями и других изделий дальнейшего передела и около 18,9 млн тонн (51,6%) - потребление готового проката в металлопотребляющих отраслях экономики.
Производство готового проката составило 58,9 млн тонн - на 1,1% меньше, чем в докризисном 2007 году. Объем экспорта составил 26,6 млн тонн и сократился на 3,7% по сравнению с докризисным уровнем; в структуре экспорта основную часть составляла заготовка для переката на экспорт (около 15,0 млн тонн или 56,4%), экспорт листового и сортового проката составил, соответственно, 8,2 млн тонн и 3,4 млн тонн.
Основными покупателями российского готового проката являются страны ЕС, Ближнего и Среднего Востока, Турция.
Импортные поставки готового проката составили в 2012 году 4,2 млн тонн,
13
что составило около 11,4% в объеме внутреннего потребления готового проката. Основным поставщиком готового проката является Украина (2,5 млн тонн или 69,9% от общего объема импорта).
Прогнозируется, что в период 2014-2015 гг. видимое потребление готового проката будет расти среднегодовыми темпами от 3,8% (по консервативному варианту) до 7,0% (по форсированному варианту) и составит в 2015 году 39,3 млн тонн по консервативному, 40,4 млн тонн - по умеренно-оптимистичному (базовый) и 41,3 млн тонн - по форсированному вариантам. Основной прирост произойдет в связи с опережающими темпами роста производства стальных труб и проката с защитными покрытиями.
Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка со стороны металлопотребляющих отраслей в период 2014-2015 гг. являются:
- реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности;
- развитие оборонно-промышленного комплекса;
- строительство новых объектов топливно-энергетического комплекса;
- развитие инфраструктурных проектов, в том числе в рамках подготовки Чемпионата мира по футболу-2018. Универсиады в Красноярске-2019.
Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в период 2015-2020 гг., являются:
- развитие инфраструктурных проектов, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса (строительство аэродромов и космодромов, морских баз и т.д.);
- реализация Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации;
- развитие инфраструктурных проектов железнодорожного транспорта;
- развитие металлообрабатывающих производств и рост локализации отечественной металлопродукции на предприятиях промышленной сборки отраслей машиностроения.
Замедление темпов роста внутреннего спроса после 2025 года связано, в основном, с насыщением рынка и развитием новых технологий в металлургии,
14
позволяющих выпускать качественный металл с ббльшим сроком службы.
Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в периоды 2021-2025 гг. и 2026-2030 гг. являются:
- строительство новых предприятий и развитие инфраструктуры регионов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов и Арктической зоны;
- техническое обновление отраслей машиностроительного комплекса;
- реконструкция жилищного фонда и развитие жилищного строительства;
- реализация региональных проектов по развитию промышленности, транспорта и строительства.
В перспективе основным потребителем готового проката остается производство листового проката с защитными покрытиями, гнутых профилей и других видов продукции дальнейших металлургических переделов (как на предприятиях собственно металлургического комплекса, так и относящихся к другим отраслям экономики). К 2030 году объем потребления готового проката, идущего на дальнейший передел, увеличится по умеренно-оптимистичному варианту в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом, прежде всего, за счет опережающего роста потребности в листовом прокате с защитными покрытиями и, следовательно, холоднокатаного листового проката и листового проката в целом.
При этом ббльшая часть готового проката будет потребляться в капитальном строительстве, потребление готового проката в машиностроительном комплексе будет расти меньшими темпами (особенно в период 2015-2020 гг.), учитывая недостаточную конкурентоспособность отраслей отечественного машиностроения и значительные объемы импорта машин и оборудования.
Россия в перспективе останется крупным экспортером металлопродукции. При этом абсолютные объемы экспорта готового проката сократятся за счет уменьшения объемов экспорта заготовок и полуфабрикатов, при этом объемы экспорта листового и сортового проката останутся на прежнем уровне или несколько возрастут.
Таким образом, доля экспортных поставок от объема производства готового
проката составит по вариантам:
2015 г. 2020 г. 2025 г 2030 г.
37,6-40,5% 25,8-34,2% 18,9-30,1% 15,7-27,9%
по сравнению с 42,7% в 2007 году и 42% - в 2013 году.
Импортные поставки готового проката обусловлены, в основном, экономической целесообразностью обеспечения готовым прокатом районов, географически удаленных от российских предприятий-производнтелей и развитием взаимной торговли со странами Таможенного союза и составят к 2030 году по умеренно-оптимистичному варианту около 3 млн тонн по сравнению с 4,8 млн тонн в 2012 году, а доля импортных поставок в видимом потреблении готового проката сократится и составит 4,7% к 2030 году по сравнению с 11,4% в 2012 году.
В структуре производства готового проката будет расти доля листового и сортового проката и сокращаться доля заготовки для переката.
В Приложении № 2 к настоящей Стратегии приведены балансы производства и потребления готового проката черных металлов, листового проката, сортового проката (без заготовки для переката на экспорт), холоднокатаного листового проката и проката с защитными покрытиями по трем вариантам.
Вероятность снижения потребления металлопродукции из черных металлов в перспективе в связи с расширением применения заменителей (полимеры, алюминий и его сплавы, композиты и т.п.) - невелика. Масштабы применения композиционных и других альтернативных материалов в прогнозируемом периоде не смогут существенно повлиять на потребление металлопродукции.
Мероприятия по развитию производства композиционных материалов предусмотрены подпрограммой «Развитие производства композиционных
материалов (композитов) и изделий из них» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности», основным ожидаемым результатом реализации которой является рост объема производства продукции композитной отрасли и объема потребления продукции отрасли на душу населения к 2020 году не менее 1,5 кг, то есть суммарный объем потребления в России не превысит 220 тыс. тонн.
Доля замены стального проката композиционными материалами,
2
доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы»;
Государственной программой Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
Государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»;
Государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и технологий»;
Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р;
Генеральной схемой развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации
от 6 июня 2011 г. № 212;
Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации
от 6 июня 2011 г. №213;
Стратегией развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 22 февраля 2011 года № 206;
Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России
от 23 апреля 2010 г. № 319;
Долгосрочной программой развития угольной промышленности на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р;
Стратегией развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 9 декабря 2010 г. № 1150;
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.
Настоящая Стратегия рассматривает три варианта развития сектора экономики: вариант 1 - консервативный (инерционный), вариант 2 - умеренно-оптимистичный (энерго-сырьевой) и вариант 3 - форсированный (инновационный) с выделением четырех периодов 2014-2016 гг., 2017-2020 гг., 2021-2025 гг. и 2026-2030 гг.
Стратегия представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных проектов и мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также определяет основные направления дальнейшего качественного развития черной металлургии.
Главной целью развития чёрной металлургии России на период до 2030 года является удовлетворение спроса внутреннего и мирового рынков на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах с использованием наилучших доступных технологий при условии стабильного сырьевого обеспечения и эффективной реализации мер государственной промышленной политики в сфере черной металлургии.
2. Роль и место черной металлургии России на мировом рынке
Черная металлургия играет существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности и строительство. Крупнейшие страны мира поддерживают и развивают производство
4
металлургической продукции как одного из перспективных направлений развития экономики.
В настоящее время Россия занимает 5-е место в мире по производству стали (уступая Китаю, Японии, Индии и США), 2-е место по производству стальных труб (уступая Китаю), 3-е место по экспорту металлопродукции (уступая Китаю и Японии), 5-е место по производству товарной железной руды (после Китая, Австралии, Бразилии и Индии).
Российская металлургия развивается в общемировой системе хозяйственных связей и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии в целом, что позволяет рассматривать Россию как одного из глобальных игроков на мировом рынке металлопродукции.
Прогноз спроса на металлопродукцию и тенденции развития зарубежных стран показывают, что динамика ежегодного прироста мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,4-3,5%, что ниже среднего роста в докризисный период 2001-2008 гг. (около 4%), но выше среднего темпа роста в период 1980-2000 годов (3,2%).
В соответствии с умеренно-оптимистичным сценарием Минэкономразвития России предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5-2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году и 37,8% в 2013 году до 29% в 2030 году.
Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким, в среднем 2,1% в год (в 1980-2010 гг. - 2,7%). При этом в американской экономике рост и устойчивость ее развития будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения.
Среднегодовые темпы роста европейской экономики за период 2013-2030 гг. не превысят 1,75%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза, достигавших без учета спада, начиная с 2009 года почти 2%.
Глобальный рост мировой экономики будет достигнут, главным образом, за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет
приходиться более 40% всего мирового роста.
Рост экономики Китая в период до 2030 года составит в среднем 5,5% в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10% в 1980-2010 годах. В среднем за период 2013-2030 гг. рост экономики Индии прогнозируется на уровне 5-5,8%, Бразилии - около 3,6%, а в целом динамика развития стран БРИКС прогнозируется с темпом 5,2 процента. В варианте роста при «хронических» дисбалансах, прогнозируются устойчиво пониженные темпы роста мировой экономики, вызванные негативным эффектом нерешенных проблем долгового кризиса развитых стран, валютных и структурных диспропорций.
Среднегодовой темп роста китайской экономики не превысит 5%, и динамика стран БРИКС (без России) замедлится до 4,6%. В целом среднегодовой рост мировой экономики замедлится до 2,9%, а рост в 2030 году по сравнению с 2013 годом составит 1,6 раза.
В мире в целом видимое потребление металлопродукции будет расти более медленными темпами, чем прогнозируемые темпы роста валового внутреннего продукта. Это обусловлено главным образом существенным замедлением темпов роста потребления металлопродукции в Китае по сравнению с ростом ВВП этой страны.
Увеличение темпов роста металлопотреблення в таких странах, как Индия и Бразилия не компенсирует прогнозируемое в целом по мировой экономике сокращение темпов роста металлопотреблення по сравнению с ростом ВВП. Поэтому за 2013-2030 гг., при прогнозируемом росте ВВП в мире в 1,8 раза, рост видимого потребления прогнозируется в 1,2 раза.
В долгосрочной перспективе, в отличие от предыдущего периода, весь прирост потребления металлопродукции будет достигаться в основном за счет Индии (на 43 млн тонн) и Бразилии (на 25 млн. тонн), а также, в меньшей степени, за счет Японии, США, Южной Кореи и России.
Как показывает ретроспективный анализ за 2000- 2012 гг., в мировой черной металлургии в целом объемы экспорта (импорта) металлопродукции росли более медленными темпами, чем производство стали и объемы металлопотреблення, что
6
было обусловлено развитием металлургического производства в ряде стран (Индия, Бразилия и др.).
В долгосрочной перспективе по-прежнему основными странами-экспортерами металлопродукции останутся Китай, Япония и Южная Корея. Ежегодный объем экспорта этих стран в период 2020-2030 гг. оценивается следующим образом: Китай - 55-60 млн т, Япония - около 40 млн т, Южная Корея - около 30 млн т. Таким образом, суммарный экспорт этих трех стран составит около 130 млн т или 33% мирового экспорта.
В соответствии с 12-м пятилетним планом (2011-2015 гг.), принятым в марте 2011 года Всекитайским собранием народных представителей, в КНР принят курс на развитие внутреннего потребления. В Китае, несмотря на мощный металлургический потенциал, прогнозируется стабилизация экспорта металлопродукции.
Основными странами-импортерами, примерно в тех же объемах, что и в настоящее время останутся Таиланд (15,2 млн т), Индонезия (9,3 млн т), Иран (5,6 млн т), Алжир (5,0 млн т), Мексика (9,0 млн т) и Канада (9,6 млн т).
Примерно на существующем уровне сохранят размеры импорта Турция (11,5 млн т) и Южная Корея (20,4 млн т). При этом Турция будет импортировать дефицитный в стране прокат разнообразного сортамента, а Южная Корея - в значительных количествах заготовку и слябы, с последующим экспортом готовой металлопродукции. По-прежнему, несмотря на наличие значительных мощностей, около 17-19 млн т металлопродукции будет импортировать Китай.
В рамках Европейского Союза основными импортерами останутся Германия, Франция и Италия.
Объемы производства стали в ведущих зарубежных странах будут определяться внутренним спросом с учетом соотношения экспорта и импорта.
Небольшие возможности наращивания производства стали прогнозируются в Японии (на 11 млн т по сравнению с 2012 годом), Южной Корее (на 11 млн т), Турции (на 9 млн т) и в основном, вероятно, за счет развития электросталеплавнльного передела.
7
В Китае принято решение о закрытии в этот период металлургических предприятий мощностью менее 1 млн тонн. Производство стали ведущими металлургическими странам мира и объем мсталлопотребления в перспективном периоде представлены в Приложении № 2 к настоящей Стратегии.
Исходя из приведенных сценариев развития зарубежных стран, можно констатировать, что в перспективе до 2030 года Россия останется одной из ведущих металлургических стран и сохранит свое место в мировой металлургии по объемам выплавки стали (5-е после Китая, Японии, США и Индии), экспорта металлопродукции (5-с после Китая, Японии, Германии и Южной Кореи), объемам видимого потребления готовой металлопродукции (6-е после Китая, Японии, США, Южной Кореи и Индии).
Согласно мировому опыту, опережающее развитие отрасли возможно благодаря эффективной государственной поддержке, основными инструментами которой являются государственное финансирование инфраструктурных проектов и государственно-частное партнерство в части реализации промышленных и инфраструктурных проектов.
3. Основные тенденции и прогнозные параметры развития черной металлургии России
Черная металлургия, являясь одной из базовых отраслей, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии отрасли в период 2000-2007 гг. были обусловлены общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами.
В 2012 году доля черной металлургии в ВВП страны составляла около 1,4%, в промышленном производстве - около 8%, в экспорте - 6 %. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий, черная металлургия использует 5,3 % электроэнергии, более 8% природного газа от общего внутреннего потребления в России, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках составляет 15%.
В черной металлургии сформировалось десять крупных вертикально и горизонтально интегрированных холдингов, объединяющих предприятия по всей
8
технологической цепочке производства от добычи угля и руды и их переработки до инфраструктурных подразделений, ломопереработку, энергетику, порты и ж/д транспорт, что позволяет уменьшить риски как на внутреннем так на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность.
Суммарно на долю холдингов приходится порядка 90% производимого в России проката черных металлов. Компании активно развивают собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой металлопродукцией в различных регионах страны и мира, а также осуществляют строительство электросталеплавильных заводов в регионах России в целях приближения к потребителю и повышению конкурентоспособности за счет снижения транспортных расходов. В связи с вводом новых мощностей принципиальных изменений в структуре отрасли не ожидается: более 80% производства будет приходиться на крупные вертикально-интегрированные компании.
Действия, предпринятые Правительством Российской Федерации, способствовали защите внутреннего рынка, проведению модернизации (за счет отмены импортных пошлин на основные виды высокотехнологичного оборудования), уменьшению количества ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции.
Текущее состояние объемов производства в черной металлургии представлено в таблице 1.
Таблица 1. Динамика объемов производства в черной металлургии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В настоящее время черная металлургия по объемам производства основных видов продукции не достигла уровня 2007 года, за исключением стальных труб и железорудного концентрата.
В 2013 г. использование мощностей по производству готового проката составило 81,1%, в том числе по листовому прокату- - 83,3%, по сортовому прокату - 71,7%, по производству стали - 80,8%.
В 2013 г. против уровня 2007 г. инвестиции сократились на 3,2%, сальдированный финансовый результат - почти на 65%, экспорт (в стоимостном выражении) - на 13,3%, уровень рентабельности продаж с 25,3% (в среднем за период 2005-2007 гг.) до 9%.
В то же время рост средней заработной платы в 2013 г. увеличился почти в 2 раза, а производительность труда - на 20%.
Основными конкурентными преимуществами отрасли сегодня являются: собственная развитая железорудная и топливно-энергетическая база; современные мощности по выплавке чугуна, стали и производству металлопродукции; созданные вертикально-интегрированные структуры, конкурентоспособные на внешних рынках. При этом действовавший ранее такой фактор конкурентоспособности, как относительно низкие (по сравнению с внешними конкурентами) затраты на производство (природный газ, электроэнергия, тарифы на перевозку железнодорожным транспортом, заработная плата) при сопоставимом качестве продукции и технологическом уровне сегодня фактически исчерпан.
Практически не решенными сегодня остаются вопросы внедрения новых ресурсо- и энергоэффективных технологий производства; а также вопросы организации производства новых перспективных сталей и сплавов, необходимых для обеспечения спроса высокотехнологичных секторов экономики России.
3.1 Основные тенденции развития черной металлургии Основными тенденциями развития черной металлургии являются: замедление темпов роста объемов производства и потребления металлопродукции;
увеличение доли продукции, поставляемой на внутренний рынок;