Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

297 страниц

Купить Приказ 839 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных проектов и мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отраслей и определяет основные направления дальнейшего качественного развития черной и цветной металлургии.

 Скачать PDF

 
Дата введения05.05.2014
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.05.2014УтвержденМинпромторг России839
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Миппро.мторг России)

ПРИКАЗ

__20/^Гг.

Москва

Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года

В целях реализации пункта 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 г. X® ДМ-П9-53пр приказываю:

1.    Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года;

Стратегию развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года.

2.    Департаменту металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения (А.А. Михеев) обеспечить реализацию стратегий, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

3.    Признать утратившим силу приказ Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150 «Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года».

1вляю за собой.


4. Контроль за исполнением настоящего nj


Д.В. Мантуров


Министр


УТВЕРЖДЕНА приказом Мннпромторга России

от Pfacuf IQJHi.K*

Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года

1. Введение

Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года с учетом долгосрочного прогноза (далее - Стратегия) разработана в соответствии с пунктом 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 г. № ДМ-П9-53пр.

Настоящая Стратегия рассматривает сектор экономики «черная металлургия», включающий в соответствии с ОКВЭД: металлургическое производство (в части производства черных металлов и труб), добычу руд черных металлов. Черная металлургия включает: производство чугуна, стали, проката, чугунных и стальных труб, метизов, ферросплавов, огнеупоров, металлургического кокса, заготовку и переработку лома и отходов черных металлов, а также добычу и обогащение руд черных металлов.

В настоящей Стратегии представлены:

анализ мирового и российского рынков черной металлургии;

оценка позиций России в мировом хозяйственном комплексе;

предложения по механизмам развития отечественной черной металлургии, включая предложения по мерам, необходимым для реализации Стратегии с целью достижения заложенных в ней показателен и индикаторов.

Стратегия разработана в соответствии с:

Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;

Государственной    программой    Российской    Федерации    «Социально-

экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»;

Государственной    программой    Российской Федерации    «Обеспечение

10

увеличение поставок на экспорт продукции с увеличением глубины переработки;

рост импортозамещения;

повышение требований к служебным характеристикам продукции, совершенствование ее сортамента и конкурентоспособности;

ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного экологического воздействия на окружающую среду;

оптимизация избыточных производственных мощностей; строительство мини-заводов, передельных и сервисных центров; внедрение новой техники и технологий.

Развитие черной металлургии в перспективе будет определяться ростом экономики страны и соответствующим ростом внутреннего потребления черных металлов.

Основным направлением промышленной политики государства должна быть разработка экономических условий по стимулированию инвестиционной деятельности как в металлургии, так и, особенно, в отраслях, потребляющих черные металлы, для увеличения спроса на них, а также по совершенствованию горно-металлургического производства в направлении снижения расхода материальных и энергетических ресурсов, повышения производительности труда и решения проблем моногородов.

Сценарий консервативного развития экономики характеризуется невозможностью реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетической отрасли. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию по этому варианту будет происходить, в основном, за счет развития строительной отрасли, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката. Прирост мощностей в металлургической промышленности будет происходить в основном за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.

Сценарий умеренно-оптимистичного развития опирается на наиболее полное

использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышение глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей - ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.

Развитие металлургии по данному сценарию будет характеризоваться ростом внутреннего спроса за счет инфраструктурного и промышленного строительства и наращивания производства за счет строительства новых и реконструкции действующих мощностей и совершенствования технологии металлургического производства, однако в структуре производства и экспорта сохранится значительная доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Объемы производства металлопродукции из черных металлов по данному варианту будут масштабнее, чем по варианту I.

Сценарий форсированного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагает прорыв в развитии высокотехнологичных производств, привлечение иностранных инвестиций, развитие машиностроения опережающими темпами. Форсированный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России, включая развитие Арктической зоны, регионов Дальнего Востока и Сибири.

Данный сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, металлургия, транспорт), но и в новых наукоемких секторах и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Его реализация позволяет обеспечить выход страны на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной

12

диверсификации и роста эффективности.

Реализация данного сценария развития черной металлургии характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий в производстве высокотехнологичных видов продукции.

При определении спроса на металлопродукцию в перспективе учитывались прогнозные показатели ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал.

3.2 Рынок черных металлов в России

3.2.1 Рынок готового проката черных металлов

Емкость внутреннего рынка металлопродукции из черных металлов определяется спросом основных мсталлопотребляющих отраслей (машиностроительного, включая ОПК, топливно-энергетического и строительного комплексов) и развитием производств дальнейших переделов металлургического комплекса.

В 2012 году видимое потребление готового проката черных металлов на внутреннем рынке России составило 36,6 млн тонн, при этом 17,7 млн тонн готового проката (48,4% от общего объема потребления) было использовано предприятиями металлургического комплекса для производства стальных труб, метизов, проката с покрытиями и других изделий дальнейшего передела и около 18,9 млн тонн (51,6%) - потребление готового проката в металлопотребляющих отраслях экономики.

Производство готового проката составило 58,9 млн тонн - на 1,1% меньше, чем в докризисном 2007 году. Объем экспорта составил 26,6 млн тонн и сократился на 3,7% по сравнению с докризисным уровнем; в структуре экспорта основную часть составляла заготовка для переката на экспорт (около 15,0 млн тонн или 56,4%), экспорт листового и сортового проката составил, соответственно, 8,2 млн тонн и 3,4 млн тонн.

Основными покупателями российского готового проката являются страны ЕС, Ближнего и Среднего Востока, Турция.

Импортные поставки готового проката составили в 2012 году 4,2 млн тонн,

13

что составило около 11,4% в объеме внутреннего потребления готового проката. Основным поставщиком готового проката является Украина (2,5 млн тонн или 69,9% от общего объема импорта).

Прогнозируется, что в период 2014-2015 гг. видимое потребление готового проката будет расти среднегодовыми темпами от 3,8% (по консервативному варианту) до 7,0% (по форсированному варианту) и составит в 2015 году 39,3 млн тонн по консервативному, 40,4 млн тонн - по умеренно-оптимистичному (базовый) и 41,3 млн тонн - по форсированному вариантам. Основной прирост произойдет в связи с опережающими темпами роста производства стальных труб и проката с защитными покрытиями.

Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка со стороны металлопотребляющих отраслей в период 2014-2015 гг. являются:

-    реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности;

-    развитие оборонно-промышленного комплекса;

-    строительство новых объектов топливно-энергетического комплекса;

-    развитие инфраструктурных проектов, в том числе в рамках подготовки Чемпионата мира по футболу-2018. Универсиады в Красноярске-2019.

Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в период 2015-2020 гг., являются:

-    развитие инфраструктурных проектов, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса (строительство аэродромов и космодромов, морских баз и т.д.);

-    реализация Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации;

-    развитие инфраструктурных проектов железнодорожного транспорта;

-    развитие металлообрабатывающих производств и рост локализации отечественной металлопродукции на предприятиях промышленной сборки отраслей машиностроения.

Замедление темпов роста внутреннего спроса после 2025 года связано, в основном, с насыщением рынка и развитием новых технологий в металлургии,

14

позволяющих выпускать качественный металл с ббльшим сроком службы.

Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в периоды 2021-2025 гг. и 2026-2030 гг. являются:

-    строительство новых предприятий и развитие инфраструктуры регионов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов и Арктической зоны;

-    техническое обновление отраслей машиностроительного комплекса;

-    реконструкция жилищного фонда и развитие жилищного строительства;

-    реализация региональных проектов по развитию промышленности, транспорта и строительства.

В перспективе основным потребителем готового проката остается производство листового проката с защитными покрытиями, гнутых профилей и других видов продукции дальнейших металлургических переделов (как на предприятиях собственно металлургического комплекса, так и относящихся к другим отраслям экономики). К 2030 году объем потребления готового проката, идущего на дальнейший передел, увеличится по умеренно-оптимистичному варианту в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом, прежде всего, за счет опережающего роста потребности в листовом прокате с защитными покрытиями и, следовательно, холоднокатаного листового проката и листового проката в целом.

При этом ббльшая часть готового проката будет потребляться в капитальном строительстве, потребление готового проката в машиностроительном комплексе будет расти меньшими темпами (особенно в период 2015-2020 гг.), учитывая недостаточную конкурентоспособность отраслей отечественного машиностроения и значительные объемы импорта машин и оборудования.

Россия в перспективе останется крупным экспортером металлопродукции. При этом абсолютные объемы экспорта готового проката сократятся за счет уменьшения объемов экспорта заготовок и полуфабрикатов, при этом объемы экспорта листового и сортового проката останутся на прежнем уровне или несколько возрастут.

Таким образом, доля экспортных поставок от объема производства готового

проката составит по вариантам:

15

2015 г.    2020    г.    2025    г    2030    г.

37,6-40,5%    25,8-34,2%    18,9-30,1%    15,7-27,9%

по сравнению с 42,7% в 2007 году и 42% - в 2013 году.

Импортные поставки готового проката обусловлены, в основном, экономической целесообразностью обеспечения готовым прокатом районов, географически удаленных от российских предприятий-производнтелей и развитием взаимной торговли со странами Таможенного союза и составят к 2030 году по умеренно-оптимистичному варианту около 3 млн тонн по сравнению с 4,8 млн тонн в 2012 году, а доля импортных поставок в видимом потреблении готового проката сократится и составит 4,7% к 2030 году по сравнению с 11,4% в 2012 году.

В структуре производства готового проката будет расти доля листового и сортового проката и сокращаться доля заготовки для переката.

В Приложении № 2 к настоящей Стратегии приведены балансы производства и потребления готового проката черных металлов, листового проката, сортового проката (без заготовки для переката на экспорт), холоднокатаного листового проката и проката с защитными покрытиями по трем вариантам.

Вероятность снижения потребления металлопродукции из черных металлов в перспективе в связи с расширением применения заменителей (полимеры, алюминий и его сплавы, композиты и т.п.) - невелика. Масштабы применения композиционных и других альтернативных материалов в прогнозируемом периоде не смогут существенно повлиять на потребление металлопродукции.

Мероприятия по развитию производства композиционных материалов предусмотрены подпрограммой    «Развитие производства композиционных

материалов (композитов) и изделий из них» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности», основным ожидаемым результатом реализации которой является рост объема производства продукции композитной отрасли и объема потребления продукции отрасли на душу населения к 2020 году не менее 1,5 кг, то есть суммарный объем потребления в России не превысит 220 тыс. тонн.

Доля замены стального    проката композиционными материалами,

2

доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы»;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;

Государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и технологий»;

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р;

Генеральной схемой развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, утвержденной    приказом    Министерства    энергетики    Российской    Федерации

от 6 июня 2011 г. № 212;

Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной    приказом    Министерства    энергетики    Российской    Федерации

от 6 июня 2011 г. №213;

Стратегией развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 22 февраля 2011 года № 206;

Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России

3

от 23 апреля 2010 г. № 319;

Долгосрочной программой развития угольной промышленности на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р;

Стратегией развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 9 декабря 2010 г. № 1150;

Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.

Настоящая Стратегия рассматривает три варианта развития сектора экономики: вариант 1 - консервативный (инерционный), вариант 2 - умеренно-оптимистичный (энерго-сырьевой) и вариант 3 - форсированный (инновационный) с выделением четырех периодов 2014-2016 гг., 2017-2020 гг., 2021-2025 гг. и 2026-2030 гг.

Стратегия представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных проектов и мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также определяет основные направления дальнейшего качественного развития черной металлургии.

Главной целью развития чёрной металлургии России на период до 2030 года является удовлетворение спроса внутреннего и мирового рынков на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах с использованием наилучших доступных технологий при условии стабильного сырьевого обеспечения и эффективной реализации мер государственной промышленной политики в сфере черной металлургии.

2. Роль и место черной металлургии России на мировом рынке

Черная металлургия играет существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности и строительство. Крупнейшие страны мира поддерживают и развивают производство

4

металлургической продукции как одного из перспективных направлений развития экономики.

В настоящее время Россия занимает 5-е место в мире по производству стали (уступая Китаю, Японии, Индии и США), 2-е место по производству стальных труб (уступая Китаю), 3-е место по экспорту металлопродукции (уступая Китаю и Японии), 5-е место по производству товарной железной руды (после Китая, Австралии, Бразилии и Индии).

Российская металлургия развивается в общемировой системе хозяйственных связей и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии в целом, что позволяет рассматривать Россию как одного из глобальных игроков на мировом рынке металлопродукции.

Прогноз спроса на металлопродукцию и тенденции развития зарубежных стран показывают, что динамика ежегодного прироста мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,4-3,5%, что ниже среднего роста в докризисный период 2001-2008 гг. (около 4%), но выше среднего темпа роста в период 1980-2000 годов (3,2%).

В соответствии с умеренно-оптимистичным сценарием Минэкономразвития России предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5-2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году и 37,8% в 2013 году до 29% в 2030 году.

Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким, в среднем 2,1% в год (в 1980-2010 гг. - 2,7%). При этом в американской экономике рост и устойчивость ее развития будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения.

Среднегодовые темпы роста европейской экономики за период 2013-2030 гг. не превысят 1,75%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза, достигавших без учета спада, начиная с 2009 года почти 2%.

Глобальный рост мировой экономики будет достигнут, главным образом, за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет

5

приходиться более 40% всего мирового роста.

Рост экономики Китая в период до 2030 года составит в среднем 5,5% в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10% в 1980-2010 годах. В среднем за период 2013-2030 гг. рост экономики Индии прогнозируется на уровне 5-5,8%, Бразилии - около 3,6%, а в целом динамика развития стран БРИКС прогнозируется с темпом 5,2 процента. В варианте роста при «хронических» дисбалансах, прогнозируются устойчиво пониженные темпы роста мировой экономики, вызванные негативным эффектом нерешенных проблем долгового кризиса развитых стран, валютных и структурных диспропорций.

Среднегодовой темп роста китайской экономики не превысит 5%, и динамика стран БРИКС (без России) замедлится до 4,6%. В целом среднегодовой рост мировой экономики замедлится до 2,9%, а рост в 2030 году по сравнению с 2013 годом составит 1,6 раза.

В мире в целом видимое потребление металлопродукции будет расти более медленными темпами, чем прогнозируемые темпы роста валового внутреннего продукта. Это обусловлено главным образом существенным замедлением темпов роста потребления металлопродукции в Китае по сравнению с ростом ВВП этой страны.

Увеличение темпов роста металлопотреблення в таких странах, как Индия и Бразилия не компенсирует прогнозируемое в целом по мировой экономике сокращение темпов роста металлопотреблення по сравнению с ростом ВВП. Поэтому за 2013-2030 гг., при прогнозируемом росте ВВП в мире в 1,8 раза, рост видимого потребления прогнозируется в 1,2 раза.

В долгосрочной перспективе, в отличие от предыдущего периода, весь прирост потребления металлопродукции будет достигаться в основном за счет Индии (на 43 млн тонн) и Бразилии (на 25 млн. тонн), а также, в меньшей степени, за счет Японии, США, Южной Кореи и России.

Как показывает ретроспективный анализ за 2000- 2012 гг., в мировой черной металлургии в целом объемы экспорта (импорта) металлопродукции росли более медленными темпами, чем производство стали и объемы металлопотреблення, что

6

было обусловлено развитием металлургического производства в ряде стран (Индия, Бразилия и др.).

В долгосрочной перспективе по-прежнему основными странами-экспортерами металлопродукции останутся Китай, Япония и Южная Корея. Ежегодный объем экспорта этих стран в период 2020-2030 гг. оценивается следующим образом: Китай - 55-60 млн т, Япония - около 40 млн т, Южная Корея - около 30 млн т. Таким образом, суммарный экспорт этих трех стран составит около 130 млн т или 33% мирового экспорта.

В соответствии с 12-м пятилетним планом (2011-2015 гг.), принятым в марте 2011 года Всекитайским собранием народных представителей, в КНР принят курс на развитие внутреннего потребления. В Китае, несмотря на мощный металлургический потенциал, прогнозируется стабилизация экспорта металлопродукции.

Основными странами-импортерами, примерно в тех же объемах, что и в настоящее время останутся Таиланд (15,2 млн т), Индонезия (9,3 млн т), Иран (5,6 млн т), Алжир (5,0 млн т), Мексика (9,0 млн т) и Канада (9,6 млн т).

Примерно на существующем уровне сохранят размеры импорта Турция (11,5 млн т) и Южная Корея (20,4 млн т). При этом Турция будет импортировать дефицитный в стране прокат разнообразного сортамента, а Южная Корея - в значительных количествах заготовку и слябы, с последующим экспортом готовой металлопродукции. По-прежнему, несмотря на наличие значительных мощностей, около 17-19 млн т металлопродукции будет импортировать Китай.

В рамках Европейского Союза основными импортерами останутся Германия, Франция и Италия.

Объемы производства стали в ведущих зарубежных странах будут определяться внутренним спросом с учетом соотношения экспорта и импорта.

Небольшие возможности наращивания производства стали прогнозируются в Японии (на 11 млн т по сравнению с 2012 годом), Южной Корее (на 11 млн т), Турции (на 9 млн т) и в основном, вероятно, за счет развития электросталеплавнльного передела.

7

В Китае принято решение о закрытии в этот период металлургических предприятий мощностью менее 1 млн тонн. Производство стали ведущими металлургическими странам мира и объем мсталлопотребления в перспективном периоде представлены в Приложении № 2 к настоящей Стратегии.

Исходя из приведенных сценариев развития зарубежных стран, можно констатировать, что в перспективе до 2030 года Россия останется одной из ведущих металлургических стран и сохранит свое место в мировой металлургии по объемам выплавки стали (5-е после Китая, Японии, США и Индии), экспорта металлопродукции (5-с после Китая, Японии, Германии и Южной Кореи), объемам видимого потребления готовой металлопродукции (6-е после Китая, Японии, США, Южной Кореи и Индии).

Согласно мировому опыту, опережающее развитие отрасли возможно благодаря эффективной государственной поддержке, основными инструментами которой являются государственное финансирование инфраструктурных проектов и государственно-частное партнерство в части реализации промышленных и инфраструктурных проектов.

3. Основные тенденции и прогнозные параметры развития черной металлургии России

Черная металлургия, являясь одной из базовых отраслей, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии отрасли в период 2000-2007 гг. были обусловлены общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами.

В 2012 году доля черной металлургии в ВВП страны составляла около 1,4%, в промышленном производстве - около 8%, в экспорте - 6 %. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий, черная металлургия использует 5,3 % электроэнергии, более 8% природного газа от общего внутреннего потребления в России, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках составляет 15%.

В черной металлургии сформировалось десять крупных вертикально и горизонтально интегрированных холдингов, объединяющих предприятия по всей

8

технологической цепочке производства от добычи угля и руды и их переработки до инфраструктурных подразделений, ломопереработку, энергетику, порты и ж/д транспорт, что позволяет уменьшить риски как на внутреннем так на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность.

Суммарно на долю холдингов приходится порядка 90% производимого в России проката черных металлов. Компании активно развивают собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой металлопродукцией в различных регионах страны и мира, а также осуществляют строительство электросталеплавильных заводов в регионах России в целях приближения к потребителю и повышению конкурентоспособности за счет снижения транспортных расходов. В связи с вводом новых мощностей принципиальных изменений в структуре отрасли не ожидается: более 80% производства будет приходиться на крупные вертикально-интегрированные компании.

Действия, предпринятые Правительством Российской Федерации, способствовали защите внутреннего рынка, проведению модернизации (за счет отмены импортных пошлин на основные виды высокотехнологичного оборудования), уменьшению количества ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции.

Текущее состояние объемов производства в черной металлургии представлено в таблице 1.

Таблица 1. Динамика объемов производства в черной металлургии

Продукция

Объем выпуска продукции, млн. тонн

2013 г. в% к

2007 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2007 г.

Концентрат железорудный

98,5

103,5

104,0

102,4

104,0

Кокс металлургический

30,0

27,0

26,9

26,0

86,7

Чугун

51,4

48,2

50,5

50,0

973

Сталь

72,4

68,4

70,4

683

97,7

Готовый прокат черных металлов

59,6

57,4

58,9

57,9

97,1

в том числе: сортовой

21,6

20,1

19,5

19,8

91,7

листовой

25,4

26,1

25,5

25,2

99,2

заготовка для переката на экспорт

12,6

11,2

13,9

12,9

102,4

Стальные трубы

8,7

10,0

9,7

10,0

114,9

9

В настоящее время черная металлургия по объемам производства основных видов продукции не достигла уровня 2007 года, за исключением стальных труб и железорудного концентрата.

В 2013 г. использование мощностей по производству готового проката составило 81,1%, в том числе по листовому прокату- - 83,3%, по сортовому прокату - 71,7%, по производству стали - 80,8%.

В 2013 г. против уровня 2007 г. инвестиции сократились на 3,2%, сальдированный финансовый результат - почти на 65%, экспорт (в стоимостном выражении) - на 13,3%, уровень рентабельности продаж с 25,3% (в среднем за период 2005-2007 гг.) до 9%.

В то же время рост средней заработной платы в 2013 г. увеличился почти в 2 раза, а производительность труда - на 20%.

Основными конкурентными преимуществами отрасли сегодня являются: собственная развитая железорудная и топливно-энергетическая база; современные мощности по выплавке чугуна, стали и производству металлопродукции; созданные вертикально-интегрированные структуры, конкурентоспособные на внешних рынках. При этом действовавший ранее такой фактор конкурентоспособности, как относительно низкие (по сравнению с внешними конкурентами) затраты на производство (природный газ, электроэнергия, тарифы на перевозку железнодорожным транспортом, заработная плата) при сопоставимом качестве продукции и технологическом уровне сегодня фактически исчерпан.

Практически не решенными сегодня остаются вопросы внедрения новых ресурсо- и энергоэффективных технологий производства; а также вопросы организации производства новых перспективных сталей и сплавов, необходимых для обеспечения спроса высокотехнологичных секторов экономики России.

3.1 Основные тенденции развития черной металлургии Основными тенденциями развития черной металлургии являются: замедление темпов роста объемов производства и потребления металлопродукции;

увеличение доли продукции, поставляемой на внутренний рынок;