Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

28 страниц

Купить Приказ 298н — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2018 г. № 52016

Оглавление

Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых

     I. Общие сведения

     II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

     III. Характеристика обобщенных трудовых функций

     3.1. Обобщенная трудовая функция. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

     3.2. Обобщенная трудовая функция. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

     3.3. Обобщенная трудовая функция. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

     IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

     4.1. Ответственная организация-разработчик

     4.2. Наименования организаций-разработчиков

 
Дата введения09.09.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.05.2018УтвержденМинистерство труда и социальной защиты РФ298н
РазработанАНО Центр развития образования и сертификации персонала Универсум
РазработанГАУ ДПО Ярославской области Институт развития образования
РазработанФГАУ Федеральный институт развития образования
РазработанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области Дворец детского и юношеского творчества
РазработанГосударственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) Республиканский ресурсный центр Юные якутяне
РазработанАНО Национальное агентство развития квалификаций
РазработанТамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт повышения квалификации работников образования
РазработанГБУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
РазработанОГОУ ДПО Иркутский институт повышения квалификации работников образования
РазработанФГБОУ ДПО Институт развития дополнительного профессионального образования
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 29.08.2018 г. Номер опубликования: 0001201808290046
РазработанКраевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28


МИНЖ'.П'РПЯО KVThtWU КОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАРЕГИСТРИРОВАЛО


Регистрационный Ai Л20/6


от



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минтруд России)


ПРИКАЗ


^ct-P'f&T



MSa.


Москва


Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018,№ 8, ст. 1210), приказываю:

1.    Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

2.    Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994).


Министр



[.А. Топилин


УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от « f » ,/jgSl    2018 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

513

Регистрационный номер

Содержание

I.    Общие сведения........................................................................................................................................1

II.    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

(функциональная карта вида профессиональной деятельности)............................................................2

III.    Характеристика обобщенных трудовых функций..............................................................................3

3.1.    Обобщенная трудовая функция «Преподавание по дополнительным общеобразовательным

программам»............................................................................................................................................3

3.2.    Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечение реализации

дополнительных общеобразовательных программ»..........................................................................14

3.3.    Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение реализации

дополнительных общеобразовательных программ»..........................................................................19

IV.    Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта................................26

I. Общие сведения

01.003

Код

Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и

взрослых_

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний,    формированию умений и

компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ_

Группа занятий:

2351

! Специалисты по методике

2357

Преподаватели по программам

! обучения

дополнительного обучения

(код ОКЗ1)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.41    !    Образование    дополнительное    детей    и    взрослых

(код ОКВЭД2)    (наименование    вида    экономической    деятельности)

10

задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей)

Использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

Необходимые

знания

Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка

Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся

Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями

Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)

Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся

Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей)

Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

Другие

характеристики

Трудовая функция А/03.6 «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания детей» необходима в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ


3.1.4. Трудовая функция


Наименование

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Код

А/04.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

Происхождение трудовой функции

_ v ! Заимствовано Оригинал л r j из оригинала

Код

оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта


6.1


Трудовые

действия

Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)

Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в


11

области искусств)

Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки

Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Необходимые

умения

Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности

Устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности

Наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)

Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания

Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной программы и особенностей обучающихся

Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность

Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы

Необходимые

знания

Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)

Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации

Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)

Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания

Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)

Средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности

Другие

характеристики

-

12


3.1.5. Трудовая функция

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной

Код

! Уровень А/05.6 i (подуровень)

6.2

общеобразовательной программы

| квалификации

Наименование

Происхождение    „    v    Заимствовано

„ ,    Оригинал    X

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта


трудовой функции    !    из    оригинала

Трудовые

действия

Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации

Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)

Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий

Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)

Необходимые

умения

Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы)

Выявлять интересы обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности

Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом: задач и особенностей образовательной программы;

образовательных запросов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;

фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента обучающихся); особенностей группы обучающихся;

специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации); санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся

Проектировать совместно с обучающимися (детьми и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ

Корректировать содержание образовательной программы, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации

Вести учебную, плановую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях

13

Разрабатывать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы

Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц

Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые

знания

Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания

Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности

Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью образовательной программы (занятия)

ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)

Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста

Особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)

Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации)

Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения

Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка

Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)

Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных

Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Возможности использования ИКТ для ведения документации

Правила заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам

Другие

характеристики

-

14


3.2. Обобщенная трудовая функция


Наименование


| Организационно-методическое | обеспечение реализации

Код

В

Уровень

6

| дополнительных общеобразовательных I программ

квалификации


Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код

оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта


Возможные

Методист

наименования

должностей,

профессий

Старший методист


Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»

Требования к опыту практической работы

Для старшего методиста - не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Другие

характеристики

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам


Дополнительные характеристики

Наименование т/.

Код

документа

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ 1 2351

Специалисты по методике обучения


15

ЕКС

1 -

Методист (включая старшего)

ОКПДТР

1 24080

Методист

24086

Методист внешкольного учреждения

1 24089

Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки

оксо

! 6.44.02.03

Педагогика дополнительного образования

| -

Любые направления подготовки и специальности

3.2.1. Трудовая функция

Организация и проведение исследований

Уровень

рынка услуг дополнительного образования

Код

В/01.6

(подуровень)

6.3

детей и взрослых

квалификации

Происхождение i „    v    Заимствовано

г .. ,    ;    Оригинал    А

трудовой функции |_ из    оригинала    ;    _______    _

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта

Трудовые

действия

Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Необходимые

умения

Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее - исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения

Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования

Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования

Организовывать апробацию разработанного инструментария исследования

Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования

Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами

Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению

Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа

Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность

Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые

знания

Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных

Теория и практика маркетинговых исследований в образовании

Методические основы маркетинговых исследований в образовании

Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых

Психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам

Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых

Другие

характеристики

-


3.2.2. Трудовая функция


Наименование

Организационно-педагогическое сопровождение методической

Код В/02.6

Уровень

(подуровень)

6.3

деятельности педагогов дополнительного образования

квалификации


Происхождение трудовой функции


Оригинал


Заимствовано из оригинала

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта


Трудовые

действия

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов

Контроль и оценка качества программно-методической документации

Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации

Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

Необходимые

умения

Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования

Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога дополнительного образования

Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:

порядку организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам;

современным теоретическим и методическим подходам к разработке и


реализации дополнительных образовательных программ; образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания; требованиям охраны труда

Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции

Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками

Оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта

Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты

Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые

знания

Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных

Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам)

Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых

Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире

Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)

Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности

Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области

Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса

Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы

18

....................................................................................................

индивидуализации обучения

Стадии профессионального развития педагогических работников

Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога

Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)

Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Другие

характеристики

-

3.2.3. Трудовая функция

Мониторинг и оценка качества реализации

Уровень

(подуровень)

Наименование

педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных

Код

В/03.6

6.3

квалификации

программ

Происхождение i _    Заимствовано    :

„ ,    !    Оригинал    X

трудовой функции |    из оригинала

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта

Трудовые

действия

Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками

Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса

Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность

Необходимые

умения

Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ

Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками

Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области

Проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками

Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование

Необходимые

знания

Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных

Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры

19

и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам)

Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых

Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире

Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)

Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности

Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области

Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса

Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения

Стадии профессионального развития педагогических работников

Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога

Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)

Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Другие

характеристики

-

3.3. Обобщенная трудовая функция

I Организационно-педагогическое Наименование обеспечение реализации дополнительных

Код | С

Уровень

квалификации

6

1 общеобразовательных программ

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

код

наименование

уровень

л наименование квалификации i

код

уровень

(подуровень)

квалификации

А

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам3

6

Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение i А/01.6 дополнительной общеобразовательной программы

6.1

Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе ! А/02.6 реализации дополнительной общеобразовательной программы

6.1

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

А/03.6

6.1

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

А/04.6

6.1

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

А/05.6

6.2

В

Организационно-

методическое

обеспечение

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ

6

Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

В/01.6

6.3

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

В/02.6

6.3

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

В/03.6

6.3

С

Организационно

педагогическое

обеспечение

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ

6

Организация и проведение массовых досуговых мероприятий

С/01.6

6.2

Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

С/02.6

6.3

Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

С/03.6

6.3

20

Возможные

Педагог-организатор

наименования

должностей,

профессий

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Другие

характеристики

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

Дополнительные характеристики

Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

ЕКС

-

Педагог-организатор

ОКПДТР

25481

Педагог-организатор

ОКСО

6.44.02.03

Педагогика дополнительного образования

-

Любые направления подготовки и специальности

3.3.1. Трудовая функция

Наименование

Организация и проведение массовых

Код

001.6

Уровень(подуровень)

6.2

досуговых мероприятий

квалификации

3

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

| Преподавание по дополнительным

Код

А

Уровень

6

| общеобразовательным программам

квалификации

Наименование

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

^ i Заимствовано : из оригинала

Код

оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные

Педагог дополнительного образования

наименования

Старший педагог дополнительного образования4

должностей,

Т ренер-препо даватель5

профессий

Старший тренер-преподаватель6

Преподаватель7

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»

Требования к опыту практической работы

Для старшего педагога дополнительного образования - не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Для старшего тренера-преподавателя - не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации8

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации9

Другие

характеристики

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

Дополнительные характеристики


Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

окз

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

“екс10

-

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

-

Тренер-преподаватель (включая старшего)

-

Преподаватель

ОКПДТрН

25478

Педагог дополнительного образования

27168

Тренер-преподаватель по спорту

оксо12 "

6.44.02.03

Педагогика дополнительного образования

Направления подготовки и специальности, соответствующие направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)


3.1.1. Трудовая функция


Организация деятельности обучающихся,

Уровень

Наименование

направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

Код

А/01.6

(подуровень)

квалификации

6.1


Происхождение    _

„ ,    Оригинал

трудовой функции


Заимствовано из оригинала

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта


Трудовые

действия

Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе

Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)

Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях

Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)

Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях

Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы

Необходимые

умения

Осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной общеобразовательной программе

Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять их при проведении мероприятий по привлечению обучающихся

Понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей)

Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (их


5

направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)

Диагностировать предрасположенность (задатки) обучающихся к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей дополнительной предпрофессиональной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам)

Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)

Проводить отбор обучающихся в объединения спортивной направленности (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)

Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)

Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения

(кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального

залов), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую

освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять

заявки на его закупку с учетом:

задач и особенностей образовательной программы;

возрастных особенностей обучающихся;

современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности

Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности образовательной программы)

Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации образовательной программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования

Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию

Устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся

Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом:

избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;

состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными

6

возможностями здоровья)

Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно)

Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой образовательной программы)

Создавать педагогические условия для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы

Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях

Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности)

Выполнять требования охраны труда

Анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности

Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики

Необходимые

знания

Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях

Принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы

Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников

Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста

Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии)13

Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности

Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся

Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы

7

Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов

Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам

Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности

Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)

Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)

Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)

Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)

Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)

Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ

Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения

Требования охраны труда в избранной области деятельности

Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)

Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка14

Другие

характеристики

-

3.1.2. Трудовая функция

Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной

Код

А/02.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6.1

программы

Наименование

Заимствовано из оригинала

Код    Регистрационный    номер

оригинала профессионального стандарта


Происхождение трудовой функции

Оригинал

Трудовые

действия

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Необходимые

умения

Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий

Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: привлекать обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся;

использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;

проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении; использовать профориентационные возможности досуговой деятельности

Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий

Выполнять требования охраны труда

Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики

Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий

Необходимые

знания

Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий

Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий

Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников


Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения

Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)

Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)

Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)

Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка

Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами

Другие

характеристики

-

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих

Код

А/03.6

Уровень

(подуровень)

6.1

дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

квалификации

Трудовые

действия

Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся

Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий

Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

Необходимые

умения

Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы

Устанавливать взаимоотношения с родителями (законными представителями) обучающихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

Выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся о

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код

оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта