Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить Пособие к СНиП II-71-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит рекомендации по выбору участка, определению вместимости и сезонности эксплуатации баз отдыха, требования, предъявляемые к размещению зданий и сооружений на земельном участке, объемно-планировочным решениям и показателям площадей помещений.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Типологическая классификация и номенклатура

3. Размещение баз отдыха вузовских коллективов и требования к генеральным планам

4. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.11.1983УтвержденНИЛЭП ОИСИ230/ЛН
РазработанНИЛЭП ОИСИ
ИзданСтройиздат1985 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

нилэп оиси

Пособие

Р„о

отдыха

вузовских

коллективов

(к СНиП И-71-79)

Москва 1985

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ОДЕССКОГО ИНЖЕНЕРНОСТРОИТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА (НИЛЭП ОИСИ)

Пособие

по проектированию баз

отдыха

вузовских

коллективов

(к СНиП П-71-79)

Утверждено

приказом НИЛЭП ОИСИ от 30 ноября 1983 г. №230/ЛИ

Москва Стройиздат 1985

Рис. 1. Принципы размещения баз отдыха вузовских коллективов (на приме-ре вузов крупных городов Украины)

1 - базы отдыха, нуждающиеся в реконструкции; 2 - базы отдыха, удовлетворяющие потребности вузов

10

Рис, 2. Характер спроса молодых рекреантов на природно-климатические ресурсы

МОРЕ

гцихся. В данном случае обеспечиваются условия для реабилитации и релаксации при возможности постоянной связи с вузом» находящимся в пределах 0,5- 1,5-часовой транспортной доступности. Однако не менее эффективным является размещение БОВК в составе туристско-оздоровительных районов, комплексов, в малонаселенной сельской местности. Некоторые характерные приемы размещения БОВК вузов крупных городов Украины приведены на рис. 1,

При включении БОВК в единую, гармоничную и автономную систему пригородной зоны отдыха, туристско-оздоровительного района или крупного рекреационного комплекса достигаются условия полной или частичной централизации управления и обслуживания, кооперация инженерного обеспечения и подготовки территории, дорожного строительства, транспортного обслуживания.

При размещении БОВК в малонаселенной сельской местности также сохраняются условия для создания укрупненных комплексов молодежного отдыха. В данном случае возникают дополнительные благоприятные условия для создания при БОВК подсобного хозяйства, что на данном этапе развития народного хозяйства, в свете принятой майским (1983) Пленумом ЦК КПСС Продовольственной программы, представляется оправданным решением. В условиях, когда БОВК находится на балансе вуза, ее содержание и эксплуатация производится за счет средств вуза, обеспечение отдыхающих продуктами питания, произведенными при участии самих рекреантов (главным образом студентов вуза), повысит социально-экономическую эффективность данной сферы отдыха.

По природно-климатическим признакам размещения, включая ландшафт но-географические особенности района строительства, БОВК могут классифицироваться как прибрежные, равнинные и горные. Исследованием установлена характеристика спроса молодежи на природно-рекреационные ресурсы, которая приведена на рис. 2. В соответствии с этим наиболее целесообразным представляется строительство БОВК на морском побережье, в долинах рек и на крупных водоемах, в лесных массивах. Не исключена возможность возведения БОВК и в горных районах на высоте до 600 м н. у. м. (над уровнем моря) .

Наличие определенных природно-климатических условий, рельеф участка, растительность и другие естественные ресурсы во многом могут повлиять на композиционное решение, выбор масштаба объемов, материалов, цвета, фактуры и тп. Однако основное типообразующее значение природные факторы приобретают при определении профиля БОВК, зависящего от видов рекреационной деятельности в соответствии с наличием конкретных природных и ландшафтных условий.

2.6. В зависимости от сезонности функционирования БОВК могут быть классифицированы как летние, летнего функционирования с круглогодич-

И

ным ядром, круглогодичные и круглогодичного функционирования с летним расширением вместимости. Односезонные БОВК летнего функционирования предназначены для эксплуатации в теплый период времени года, когда спрос на рекреационные услуги особенно велик.

Для улучшения эксплатационных качеств зданий и сооружений БОВК, повышения их р ентаб ельности и эффективности, при наличии со ото пето у хд щих природно-климатических условий для отдыха з зимнее время целесообразно создавать базы отдыха летнего функционирования с круглогодичным ядром из расчета 30-50% обшей вместимости БОВК. Б р*айоиа.у где широко развиты зимние виды активною отдыха и спорта, следует вести строительство БОВК круглогодичного функционирования.

Учитывая резкое увеличение числа отдыхающих - членов вузовского коллектива в летний каникулярный период, оправданным следует считать создание двухсезонных БОВК круглогодичного функционирования с летним расширением вместимости на 40 -60%.

2.7. Вместимость БОВК зависит от величины и профиля вуза, т.е. от расчетного контингента студентов стационара, особенностей учебного процесса, продолжительности срока обучения (см. п 1.5), а также от количества сту-дентов-спортсменов высшей спортивной квалификации, расчетного количества сотрудников вуза, отдыхающих с семьей и без семьи в течение смены, количества смен в течение года.

Принимая ряд допущений, в частности, что, средний срок обучения в вузе составляет пять лет; в течение обучения в вузе каждый студент стационара д олж ен озд ор овиться на базе отдыха нем ен ее д ву х раз; студенты-спор тем ены высшей спортивной квалификации (1-й спортивный разряд, кандидаты в мастера и мастера спорта), составляющие в среднем 5% общего количества студентов, должны ежегодно проходить сборы на базе отдыха; количество сотрудников вуза и членов их семей, отдыхающих на базе отдыха, не должно превышать 30% количества отдыхающих студентов;

Можно предложить эмпирическую формулу расчета вместимости БОВК

в смену:

Я/-

где И/ - вместимость базы отдыха, чел .-смена; к~ 2 коэффициент кратности отдыха студентов за время обучения в вузе; N - количество студентов стационара, чел.; S~ 5% /У — количество студентов-спортсменов высшей спортивной квалификации, чел .; т~ 5 - коэффициент, учитывающий среднюю продолжительность обучения студентов в вузе; п — количест-во смен эксплуатации БОВК в течение года (п ~ 3 при сезонном функционировании БОВК; tL - 10, при крутогодичном функционировании БОВК), смен;    20    -30%    количества студентов, отдыхающих в смену, - коли

чество сотрудников вуза и членов их семей, отдыхающих в смену, чел/см.

Пользуясь приведенной формулой, с достаточной степенью точности можно установить потребность конкретного вуза в количестве баз отдыха и их единовременную пропускную способность при различных режимах функционирования. Предварительные расчеты показали, что БОВК могут быть классифицированы в зависимости от их величины, чел/см, на малые -- до 250, средние - на 250-500 и крупные - на 500-1000 мест.

2.8. Изложенные выше функциональные признаки БОВК позволили авторам разработать типологическую классификацию, которая приведена на рис 3. С учетом принципов классификации можно рекомендовать для проектирования следующие перспективные типы баз отдыха: оздоровительно-спортивные базы отдыха для студентов вузов; базы отдыха для профессор-с к ©-преподавательского состава вузов и членов их семей

Наиболее массовыми и универсальными по контингенту отдыхающих и режиму эксплуатации являются БОВК, которые, как показали результаты натурных обследований, составляют 55% общего количества подведомственных вузам учреждений отдыха (рис. 4)

Наряду с перечисленными выше тремя типами рекреационных учрежде-ний вузы страны располагают спортивными лагерями для проведения спор-

i2

u>




ж

Продолжительность и периодичность от -дыха



Длительный (ежегодный) отдых: каникулярный, отпускной (20-24 дня)

•_“

Кратковременный (еженедельный) от дых; в конце недели; в праздничные дни (1 - i дня)


__®__

комбинированный

ОТДЫХ :

в процессе прохождения практики,) в сессионный период,

в сочетании с научно-исследовательской работой и другими видами повышения квалификации j а период прове дения конференций семинаров и т п. (2 -24 днд)


Классификационные признаки типов 5 06К




пг



Рис. 3. Типологическая классификация баз отдыха вузовских коллективов


Рис. 4. Проектное и фактическое соотношение типов учреждений отдыха высших учебных заведений (по результатам обследований на территории Украинской ССР)

а — по проекту; б - фактически; 1 - студенческий спортивно-оздоровительный лагерь; 2 -учебный полигон; 3 — база отдыха сотрудников вуза; 4 -БОВК

тивно-тренировочных сборов по отдельным видам спорта; лагерями для отдыха студентов-иностранцев; студенческими лагерями отдыха - учебными полигонами для проведения учебных практик в сочетании с активными формами отдыха; лагерями труда и отдыха студентов, занятых на сельскохозяйственных работах-

Однако эти типы учреждений не являются массовыми, функционируют в течение одной-двух смен в году и могут организовываться на базе БОВК.

2.9.    Базы отдыха вузовских коллективов - рекреационные учреждения с переменным режимом функционирования, в которых проводят свой ежегодный (длительный) либо еженедельный (кратковременный) отдых студенты, преподаватели и сотрудники вузов, члены их семей, включая детей в возрасте 4-15 лет.

БОВК строятся, эксплуатируются и обслуживаются силами вузов, которым они подв едом сгв енны,

2.10.    Вместимость БОВК,по аналогии с базами отдыха предприятий и молодежными лагерями отдыха, рекомендуется на 250-1000 мест (см. 1.3 СНиП 11-71-79).

2.11.    Сезонность функционирования БОВК целесообразно принимать:

для БОВК 250-500 мест - летние (одчосезонные);

для БОВК 500-1000 мест - летние с круглогидичным ядром на 30-50% общей вместимости, но не менее 250 мест круглогодичного функционирования (двухсезонные);

для БОВК вместимостью до 250 мест — круглогодичные для зимних видов спорта и отдыха;

для БОВК 250-500 мест - круглогодичные с расширением вместимости в летний каникулярный период на 40-60%.

2.12.    Количество кратковременно отдыхающих в конце недели (с ночлегом) не должно превышать 30% зимой и 50 летом по отношению к основной вместимости БОВК.

2.13.    На базе рекомендуемых типов БОВК могут создаваться укрупненные межвузовские комплексы отдыха кооперированного типа, размещаемые в составе туристско-оздоровительных районов и в пригородных зонах массового отдыха трудящихся на смежных территориях с полной или частичной централизацией управления и обслуживания, кооперированием средств на инженерное оборудование и очистку, инженерную подготовку территории, дорожное строительство, транспортное обслуживание. Межвузовские комплексы отдыха целесообразно создавать вместимостью 1-3 тыс. мест, что позволит объединять небольшие по вместимости базы отдыха малых и средних вузов в автономную рекреационную систему с самостоятельной развитой сетью учреждений административно-общественного и коммунально-хозяйственного обслуживания.

Степень кооперации БОВК при строительстве межвузовских коллективов отдыха может быть различной - малой, средней, либо полной, и зависеть от типа кооперируемых учреждений, от конкретных местных условий,

14

3.2.    Все типы БОВК рекомендуется располагать в пригородных зонах массового отдыха и туризма, в составе туристско-оздоровительных районов или комплексов. Наряду с этим возможно размещение ЬОВК на меж селенных территориях в малонаселенной сельской местности, в случае, если в программу мероприятий включены полевые практики, испытания машин и механизмов, участие студентов в сельскохозяйственных работах либо создание подсобного хозяйства. На практике наиболее часто местами сос-редочения БОВК являются пригородные зоны отдыха, обладающие комфортными природными условиями для рекреации - наличие лесных массивов, водоемов, рек, морского побережья.

количества и размеров долевого участия вузов-застройщиков. Помимо этого БОВК могут входить в состав молодежных туристко-оздоровительных комплексов и других близких по профилю комплексов отдыха трудящихся.

3. РАЗМЕЩЕНИЕ БАЗ ОТДЫХА ВУЗОВСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПЛАНАМ

3.1. Одной из первостепенных задач при проектировании БОВК является правильный выбор мест их размещения.

При выборе территории для строительства БОВК следует учитывать наличие благоприятных природно-климатических, ландшафтно-географических факторов, метеорологических параметров и инженерно-строительных условий.

Данные по этим вопросам приведены в СНиП 11-6075, в Инструкции по планировке и застройке курортов и зон отдыха ВСН 23-75 и в других инструктивно-нормативных документах, составленных по результатам многолетних наблюдений.

В случае отсутствия необходимых данных и для уточнения следует параллельно с проектными работами произвести дополнительные инструментальные наблюдения, поручив их специализированным организациям.

Поскольку основным контингентом отдыхающих в БОВК является студенческая молодежь, при выборе участка для строительства особое внимание следует уделять наличию природных условий для организации активных форм отдыха и занятий разнообразными видами спорта Анализ опыта проектирования и строительства БОВК показал, что наибольшей популярностью и спросом пользуются рекреационные учреждения, расположенные на морском побережье либо на других естественных водоемах - на берегу реки, озера, лимана.

3.3.    К участкам БОВК предъявляется ряд общих требований: они должны быть проветриваемыми, но защищенными от господствующих ветров, сухими, защищенными от паводков, обеспечивающими достаточную инсоляцию основных помещений, допустимый температурный и влажностный режим.

3.4 дним из определяющих условий выбора участка для строительства БОВК является соблюдение допустимой транспортно-временной доступности базы по отношению к вузу, которому она подведомствена

Изучение и анализ опыта функционирования различных типов БОВК и студенческих оздоровительно-спортивных лагерей позволяет рекомендовать

При проектировании БОВК на прибрежных территориях следует учитывать продолжительность купального сезона, возможность морских волнений, наличие течений их направление и скорость, химический состав воды, повторяемость бризов и штилей, температуру поверхности пляжа, его инсоляцию, ориентацию, затененность. При выборе участка для строительства в горной местности следует учитывать форму рельефа, экспозицию склонов, допустимость колебания температур в зависимости от вертикальной зональности, продолжительность периода устойчивого залегания снежного покрова, повторяемость неблагоприятных атмосферных явлений (бури, лавины, бураны, мет ели,снегопады, гололеды, туманы, грозы, ливни и т.п.). Недопустимо строительство БОВК в слабо проветриваемых котловинах и долинах, направление которых не совпадает с направлением господствующих в ЭВ.

15

как оптимальную 0,5—1,5-часовую транспортную доступность, т.е. расстояние от вуза до места расположения его базы отдыха целесообразно принимать в пределах 20—60 км. Тем самым создаются условия для решения ряда специфических задач, связанных с особенностями организации свободного времени членов вузовского коллектива - студентов и преподавателей: демографические, выявляющие качественный и количественный состав длительно и кратковременно отдыхающих (соотношение возрастных групп рекреантов — молодежь,взрослые, дети);

социально-педагогические, определяющие характер функционального процесса рекреации (активный отдых, оздоровление, отдельные виды физкультурно-спортивной подготовки, элементы учебного процесса, научно-исследовательской работы, повышение квалификации и профессиональной подготовки);

градостроительные, обеспечивающие связь рекреационной функции с режимом работы вуза (характер размещения в различных градостроительных ситуациях, взаимосвязь с окружающей средой, размеры и конфигурация участка, принципы архитектурно-планировочной организации, функциональное зонирование территории);

технико-экономические, способствующие снижению капитальных вложений и эксплуатационных расходов (близость материально-технической базы строительства, увеличение продолжительности периода эксплуатации, обеспечение постоянным и временным обслуживающим персоналом, многофункциональное использование базы отдыха, снижение расходов на консервацию, реконсервацию, ремонт сезонных зданий и сооружений) .

Транспортные связи БОВК, расположенных в пригородной зоне отдыха, с вузами должны быть ориентированы прежде всего на максимальное использование общественных видов транспорта. Поэтому резмещение БОВК на территории пригородной зоны массового отдыха следует производить с учетом допустимой пешеходной доступности посадочных площадок общественного транспорта. Вместе с тем необходимо предусматривать возможность использования для доставки отдыхающих (как длительно , так и кратковре-менно-в конце недели) ведомственного и личного транспорта. Для этого следует резервировать территорию для устройства автостоянок, вместимость и размеры которых определяются по п. 2-12 СНиП Ц-71-79-

3.5* Площадь участка, отводимого под строительство БОВК, по аналогии с положениями на проектирование баз отдыха предприятий, целесообразно принимать 160 м2 на одно место (в БОВК круглогодичным режимом эксплуатации либо имеющим ядро круглогодичного функционирования) и до 200 на одно место (в БОВК с летним режимом эксплуатации и в БОВКл где предусмотрено летнее расширение вместимости до 60% круглогодичной части).

3.6.    Общие требования к проектированию территория, санитарные разрывы между зданиями, до границ участка, озелененность территории и обеспеченность оборудованными пляжами следует принимать в соответствии с положениями, изложенными в пп. 2.6, 2,9 СНиП 11-71-79-

3.7.    Архитектурно-планировочную организацию территории БОВК следует осуществлять, применяя целесообразные для конкретных мест условий системы и приемы застройки* подчинив общее решение генерального плана принципам его функционального зонирования.

Функциональное зонирование территории БОВК следует производить с учетом всех функционально-технологических процессов (включая учебно-воспитательные мероприятия), обеспечивающих эффект оздоровления различных социально-демографических групп рекреантов (студенты, сотрудники вузов - взрослые, семейные с детьми). При этом необходимо основываться на анализе природных характеристик ландшафта (рельеф местности, наличие и расположение пляжей, лесных массивов, непригодных для застройки участков, условия экологического равновесия застраиваемых территорий и природного окружения), предусматривая возможность резервирования территории для организации кратковременного отдыха с ночлегом либо без него.

Рис. 5. Принципиальная схема функ-цион альн о- планир овочн ой    стр у кту р ы

БОВК

А-П - административно-приемная зона; Же ~ жилая зона студентов; Жп - жилая зона преподавателей; Жк - жилая зона кратковременного отдыха; По — зона обязательного питания; Пд — зона дополнительного питания; К—М — зона культурно-массового обслуживания; Ф-С - зона физкультурно-спортивного обслуживания; У — учебная зона; Х-Б — хозяйственно-бытовая зона; До — зона детского отдыха; О — зона тихого отдыха; П — пляжная зона

Функциональное зонирование должно обеспечивать эффективное использование всей территории, отведенной под строительство БОВК, участков отдельных специализированных зон, их взаимодействие или обособление в зависимости от протекающих функциональных процессов. Размещение основных и вспомогательных участков и межзональные связи между ними определяются требованиями технологичности процессов рекреации и обслуживания, функционально-композиционными признаками конкретных типов БОВК, вытекающими из их вместимости, сезонности, функционирования, продолжительности отдыха.

Исследованием установлен и рекомендуется для практического использования при проектировании следующий состав основных функциональных зон: административно-приемная, жилая для студентов и сотрудников вуза (совместное или раздельное проживание) , питания (обязательное -нормированное и дополнительное — ассортиментное, занимательное) , культурно-массовая, физкультурно-спортивная, учебно-воспитательная, пляжная (водно-оздоровительная) , тихого отдыха, детского отдыха, кратковременного отдыха (с ночлегом, либо без ночлега) , хозяйственно-бытовая

Принципиальная схема функционально-планировочной структуры БОВК и взаимосвязь функциональных зон показана на рис. 5.

Ориентировочное соотношение площадей функциональных зон (удельный вес в общем балансе территории) приведено в табл. 1.

17

Таблица 1

Функциональные зоны

Соотношение функ циональных

зон,%

Площадь территории, м2 на одно место

Административно-приемная

1,5-2

3

Жилая

25,0-30

45-50

В том числе для:

студентов

20,0-23

36-40

сотрудников вузов и

5,0-7

9-10

членов их семей

Питания

5,0-7

10-11

В том числе:

обязательного

4,0-5

8

дополнительного

1,0-2

2-3

Культур но- массо вая

8,0-10

16

Учебно-воспитательная

4,0-5

8

Ф из культур но-спор тив ная

15,0-18

25-30

Пляжная

2,5-3

5

Тихого отдыха

15,0-18

25-30

Детского отдыха

15-2

3

Кратковременного отдыха

10,0-15

20-25

Хозяйственно-бытовая

1,5—2

3

Итого

100

160-200

3.8.    Административно-приемная зона может располагаться на участке как обособленно, прилегая к главному входу (подъезду) на территорию БОВ К, так и объединена с другими зонами в центр общественного обслуживания ,

3.9.    Жилая зона включает в себя территорию, застраиваемую спальными корпусами либо коттеджами для длительно отдыхающих как летом, так и при круглогодичном режиме эксплуатации.

Изучение сложившегося опыта проектирования и строительства позволило установить различные тенденции, наиболее часто применяемые на практике. В большинстве действующих баз отдыха вузов функциональнопланировочная структура территории организована таким образом, что для проживания студентов и отдыхающих с семьями преподавателей и сотрудников выделена общая жилая зона (рис. 6, а) . При этом все группы отдыхающих пользуются общими средствами обслуживания. Такое, наиболее простое и распространенное на практике решение генерального плана (рис. 6, б, в) , как показали результаты исследования, не обеспечивает оптимальные комфортные условия для отдыха всех социально-демографических групп рекреантов. Анкетный опрос отдыхающих показал, что 40% преподавателей, сотрудников вузов и отдыхающих с ними членов семьи, а также 80% студентов отметили желательным раздельное проживание на территории БОВК. Поэтому расселение всего контингента отдыхающих на территории единой жилой зоны может быть рекомендовано только для БОВК малой вместимости - на 250 мест с летним режимом эксплуатации

Наряду с этим в последние годы как в нашей стране, так и за рубежом ведется строительство крупных вузовских баз отдыха, где проектами предусмотрено раздельное проживание студентов и преподавателей вузов с частичной (рис. 7, а-в) и полной (рис. 8,д-в) степенью централизации средств обслуживания.

Преимуществом таких планировочных решений является возможность бесконфликтного функционирования БОВК средней и большой вместимости (500 и 1000 мест соответственно) с круглогодичным ядром либо

18

УДК 7 И 455 796.6

Рекомендовано к изданию решением секции Научно-технического совета НШ1ЭП ОИСИ.

Пособие по проектированию баз отдыха вузовских коллективов (к СНиП 11-71-79) / НИЛЭП ОИСИ. - М.: Стройиздаг, 1985. -48 с.

Содержит рекомендации по выбору участка, определению вместимости и сезонности эксплуатации баз отдыха, требования, предъявляемые к размещению зданий и сооружений на земельном участке, объемно-планировочным решениям и показателям площадей помещений.

Для специалистов, работающих в области проектирования и эксплуатации учреждений отдыха.

Табл. 8,ил.17.

4902030000 - 437

П------------Инструкт.-нормат., Г вып.-бО - 85

047(01) — 85

© Стройиздат, 1985

a

Рис. 6. Примеры решения генеральных планов БОВК с совместным проживанием студентов и преподавателей вузов

а — база отдыха Харьковского авиационного института на 400 мест в пос. Рыбачье, Крым; Г - спортивная зона; Я - жилая зона студентов и преподавателей; М — зоны культмассового обслуживания; ТУ — зона питания; б - база отдыха Московского авиационного института на 500 мест в г. Алуште, Крым: Т - места для палаток; II - хозяйственная зона; М - зона спортивного и культмассового обслуживания; ТУ- жилая зона студентов и преподавателей    1    Q


Рис. 7. Примеры решенил генеральных планов БОВК с раздельным прожива обслуживания

а - принципиальная схема функционального зонирования территории лургического института на 520 мест (I - жилая зона студентов; II ~ жилая пуса и домики преподавателей; 3 - спортплощадки студентов; 4 - спорт вателей; 7 — танцплощадки; 8 - летний кинотеатр; в - студенческий оздо II - жилая зона преподавателей); I - спальные корпуса студентов; 2 - спаль подавателей; 5 - кухня-заготовочная; 6 - общее спортивное ядро; 7 - учеб

ПРЕДИСЛОВИЕ

Совершенствование системы высшего образования и подготовки кадров для всех сфер производства и обслуживания в нашей стране неразрывно связано с повышением уровня идеологической, воспитательной, спортивно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы среди студенчества.

В последние годы принят ряд постановлений партии и правительства, профсоюзных и комсомольских органов, Минвуза СССР, в которых намечены мероприятия по созданию комплекса условий для повышения качества и эффективности учебы, труда, научно-исследовательской деятельности, быта и отдыха студентов, по совершенствованию идеологической, политиковоспитательной, физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы с молодежью и студентами!.

В целях охраны здоровья студенческой молодежи наряду с многочисленными вузовскими поликлиниками, спортивными залами и комплексами, широко развито строительство студенческих оздоровительно-спортивных лагерей В нашей стране функционирует свыше 630 таких лагерей, пропускная способность которых в летнее время превышает 280 тыс. чел. Из них свыше 250 студенческих спортивно-оздоровительных лагерей (40%) эксплуатируются как вузовские базы отдыха и обслуживают за зимний период еще около 100 тыс. чел.

Значительно расширилась география студенческого отдыха: на территории РСФСР функционируют 235 лагерей и баз отдыха, на Украине - 110, в Узбекистане - 27, в Белоруссии - 22, в Литве ~ 8 и т.п.

Несмотря на это, развитие сети, проектирование и строительство студенческих оздоровительно-спортивных лагерей до сих пор не в состоянии полностью удовлетворить потребность в них, так как в настоящее время в стране действует 870 вузов, в которых обучаются 5 2 млн. студентов. Кроме того, существующие вузовские лагеря, как правило, предназначаются для от1 дыха и оздоровления студентов Преподаватели вуза находятся здесь в кат честве воспитателей либо руководителей отдельных подразделений Роль профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала сотрудни-ков вузов на которых возложена задача по воспитанию студентов и подготовка высококвалифицированных специалистов, резко возросла В вузах страны в настоящее время работает около 500 тыс. научно-педагогических работников, в том числе профессорско-преподавательский состав — свыше'390 тыс человек (Бюллетень ВАК СССР, 1981, № 6, с. 11) . Интенсификация учебного процесса в вузах страны повышает психологические, моральные и физические нагрузки как на студентов, так и на педагогов

Большую роль в связи с этим должны сыграть новые типы баз отдыха вузовских коллективов, где смогли бы отдохнуть и восстановить здоровье, морально-физическое равновесие все звенья вузовского коллектива, а также члены семей сотрудников вузов.

Существующая сеть вузовских лагерей и баз отдыха сформировалась стихийно, без предварительных научных обоснований и прогнозов Студенческие оздоровительно-спортивные лагеря, как правило,проектировались силами активистов и преподавателей физвоспитания данного вуза. Лишь незначительное количество функционирующих в настоящее время лагерей создано по разработанным специалистами проектам. Из ПО студенческих оздоровительно-спортивных лагерей, функционирующих на территории УССР, только 11 (10%) построены на основании составленной проектными организациями проектно-сметной документации (по результатам натурных обследований)

Типовых проектов вузовских лагерей и баз отдыха до сих пор не сущест^ вует,

СНиП 11-71-79 ’’Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха” предусматривает проектирование молодежных лагерей отдыха. Приведенные в СНиП нормативы составлены без учета социально-демографической принадлежности рекреантов, в то время как существенные различия в организации и проведении отдыха (кратковременного и длительного, сезонного и круглогодичного) молодежью, занятой на производстве и обучающейся в вузах, очевидны и требуют соответствующих дополнительных уточнений.

В НИЛЭП ОИСИ по поручению Госгражданстроя при Госстрое СССР ведутся исследования по проблеме "Разработать научные прогнозы развития учреждений отдыха и туризма для молодежи и студентов по этапам до 1990 г.”

НИЛЭП ОИСИ подготовила "Рекомендации по совершенствованию типов учреждений отдыха и туризма для молодежи (например© УССР) " (М.: Строй-издат, 1978) , которые раскрывают особенности архитектурно-планировочной и объемно-пространственной организации прогрессивных типов рекреационных учреждений для молодежи Однако и в этом документе отсутствуют предложения по проектированию баз отдыха вузовских коллективов.

Пособие разработали в научно-исследовательской лаборатории экспериментального проектирования жилых и общественных зданий (НИЛЭП ОИСИ (канд. архит. В.Г. Топуз, архит. Ю. А СняровскиЙ* под методическим руководством проф. [М.К. Гарканидзе] при участии канд. архит. Н.М. Саенко, канд. пед. наук В.И. Барского, архитекторов Ю.И. ЧеГакова, В.И. Капитанского, Д.И. В ар банда, М.Г. Повстанюка, инж. А. А. Брюховецкого).

1. Общие положения

1.1. В настоящем Пособии приведены архитектурно-планировочные и объемно-пространственные решения вновь возводимых и реконструированных учреждений отдыха для коллективов высших учебных заведений.

1.2» Пособие разработано на основании обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, анализа опыта строительства и эксплуатации студенческих оздоровительно-спортивных лагерей и баз отдыха вузовских коллективов по результатам натурных обследований, данных социологических исследований, осуществленных методами стандартизированного интервьюирования и экспертных оценок, что позволило установить пути совершенствования функционально-пространственной структуры и архитектурной выразительности зданий и сооружений, формирующих перспективные типы рекреационных учреждений данного профиля.

1.3* Специфика проектирования баз отдыха для студентов, профессорско-преподавательского и вспомогательного состава высших учебных заведений обусловлена необходимостью способствовать созданию комплекса условий, обеспечивающих выпуск высококвалифицированных кадров специалистов различного профиля, политически и идеологически зрелых, всесторонне образованных и физически развитых, подготовленных к самостоятельной работе н общественно полезной деятельности

Характер архитектурно-планировочной организации учреждений отдыха для коллективов высших учебных заведений зависит от всестороннего учета специфики вузов - их профиля, типа, величины и вытекающих из этого принципов размещения подведомственных учреждений отдыха, сезонности функционирования, оптимальной вместимости, видов и форм рекреации, элементов учебного процесса, выносимых в сферу рекреации, функционально-планировочной структуры, зонирования территории, конкретных планировочных, объемных, конструктивных решений, вопросов транспорта, инженерных коммуникаций и оборудования, экономической и социальной эффективности этих учреждений.

1.4.    Вузы страны готовят специалистов свыше 350 специальностей, подразделенных на 22 группы. В зависимости от профиля функционирующих в настоящее время 870 вузов составляют 18 укрупненных групп, хотя всего профилей вузов - 64. При этом вузы большинства профилей включают специальности не одной, а нескольких групп в различных сочетаниях Количество специальностей в 90% вузов не превышает 9, хотя в отдельных случаях составляет одну-две специальности либо достигает 70 и свыше.

В связи с этим существующая классификация вузов по группам и типам с упорядоченными наименованиями в соответствии со структурой и профилем вузов предусматривает выделение следующих основных групп:

Университеты;

Технические (политехнические и отраслевые);

Сельскохозяйственные (зональные и отраслевые);

Педагогические (многопрофильные и специализированные) ;

Экономические (многопрофильные и специализированные) ;

Медицинские (многопрофильные и специализированные);

Культуры, искусства и архитектуры (многопрофильные и специализированные) ;

Физической культуры,

1.5,    Специализация и профилизация вузов в соответствии с классификационными признаками заключается в следующем.

Университеты - наиболее крупные многоотраслевые вузы, производят подготовку специалистов по фундаментальным наукам и объединяют две основные группы факультетов — естественные и гуманитарные. Технические вузы подразделяются на две подгруппы - политехнические и отраслевые Политехнические - крупные многоотраслевые вузы, готовящие специалистов по техническим дисциплинам различных групп специальностей. Отраслевые - моно гехнические вузы, однопрофильные и узкоспециализированные Сельскохозяйственные вузы также подразделяются на многопрофильные (зональные) и отраслевые Многопрофильные сельскохозяйственные вузы (академии) готовят специалистов различного профиля для

5

своей административно-экономической зоны, а отраслевые имеют узкую специализацию и подразделяются на технические, растениеводческие и животноводческие.

Эти три группы вузов составляют подавляющее большинство в нашей стране и осуществляют подготовку специалистов для всех отраслей производственной сферы. Остальные пять групп вузов, как правило,готовят специалистов непроизводственной сферы. Особенности учебного процесса, связанные с отсутствием мощной экспериментальной и производственной базы (за исключением клинической базы для медицинских вузов), составляют их основную специфику.

1j6. Наряду с указанными выше отличительными факторами, характеризующими типы вузов, являются показатели количества студентов стационара. В зависимости от величины (расчетного контингента студентов стационара) вузы можно условно разделить на: малые - до 2 тыс. студентов; средние-2-5 ” крупные - 5~10 тыс. ” ; крупнейшие - 10-15 тыс.” и свыше.

Университеты и технические вузы относятся к крупным и крупнейшим типам. Большинство университетов имеют контингент студентов 5—7 тыс. и 12—15 тыс., политехнических институтов - 7—8 тыс. и 12—13 тыс., а отраслевых вузов - 2,5-5 тыс. чел.

Контингент сельскохозяйственных вузов имеет более широкий диапазон — 600-5500 чел., причем многопрофильные —    1700—5500    чел.,    а    от

раслевые - 600-4800 чел. студентов. Специалистами установлен оптимальный состав сельскохозяйственных вузов: для многопрофильных - 4-6 тыс., для отраслевых - 2-4 тыс.студентов,

Остальные типы вузов относятся к малым и средним с контингентом студентов от нескольких сот человек до 5 тыс. студентов. Лишь отдельные вузы здравоохранения составляют исключение и достигают 9 тыс. студентов Профиль вузов, их специализация, количество и состав студентов стационара во многом влияют на функционально-организационную структуру подведомственных им лагерей и баз отдыха В связи с тем что учебный процесс и практические занятия со студентами, подготовка и сдача экзаменов в сессионный период все шире внедряются в сферу рекреации (при наличии соответствующей материальной базы), целесообразно создавать новые типы баз отдыха вузовских коллективов.

1.7. Базы отдыха вузовских коллективов (БОВК) - это новые перспективные типы рекреационных учреждений, позволяющие бесконфликтно сочетать активный отдых, оздоровление, воспитание, физическую, спортивную подготовку студентов с отдельными видами учебного и трудового процесса путем организации режимного загородного отдыха. Наряду с этим в БОВК могут быть созданы условия для организации оздоровления и отдыха профессорско-преподавательского и вспомогательного состава вузов, а также членов их семей.

БОВК призваны обеспечивать снижение заболеваемости среди студентов и сотрудников вузов, повысить успеваемость студентов и в целом эффективность учебного процесса.

1.8. Типологическое определение БОВК подразумевает созданную в пределах пригородных зон массового отдыха и туризма, входящих в их состав рекреационных комплексов (предпочтительно молодежного профиля) архитектурно организованную материально-пространственную среду, представляющую собой комплекс зданий, сооружений плоскостных площадок в сочетании с естественным природным окружением, объединенных сетью транспортно-пешеходных связей и подчиненных принципам функционального зонирования, предназначенных для предоставления рекреационных средств размещения и обслуживания, условий для спортивно-оздоровительной и учебно-воспитательной работы в процессе организации длительного либо кратковременного (с ночлегом и без ночлега), сезонного либо круглогодичного активного отдыха студенческой молодежи и сотрудников Нузов, а также членов их семей.

6

1.9.    Архитектурно-планировочная организация БОВК должна соответствовать ее функциональному назначению и учитывать интересы, возможности, возрастные и профессиональные особенности всех социально-демографических групп рекрсайтов. Архитектура БОВК должна способствовать решению следующих основных задач;

отдых - непосредственное общение с природой, купания, прогулки, смена повседневной окружающей среды и впечатлений, участие в культурно-массовых мероприятиях;

укрепление здоровья - соблюдение рационального режима, нормированное питание, проведение регулярных спортивных занятий, тренировок, туристских походов;

воспитание — расширение круга интересов и знаний, привитие навыков самостоятельной деятельности (самоуправление, самообслуживание) , участие в общественно полезном труде, знакомство с новыми людьми, с историческими и культурными ценностями, боевыми и трудовыми традициями советского народа;

повышение квалификации и качества учебного процесса - вынос в сферу рекреации отдельных элементов учебного процесса, учебных практик, подготовка и сдача зачетов и экзаменов в сессионные периоды* работа подготовительных отделений, занятия аспирантов и стажеров, повышение квалификации специалистов, научно-исследовательская работа студенческого и профессорско-преподавательского состава.

1.10.    Основными направлениями проектирования и строительства БОВК являются;

создание укрупненных вузовских комплексов отдыха с централизованной системой культурно-бытового и хозяйственного обслуживания;

кооперирование средств малых и средних вузов родственного профиля;

разработка единой номенклатуры БОВК с учетом их классификационных признаков;

комплексная оценка территории, ее функциональное зонирование, обеспечивающее рациональное взаиморасположение функциональных групп объектов (зданий, блоков, помещений, сооружений, устройств и площадок) с использованием обоснованных систем и приемов застройки;

разработка унифицированной системы зданий и сооружений, учитывающих контингент отдыхающих, особенности режима эксплуатации БОВК, их величину, сезонность функционирования и продолжительность рекреации,

1.11.    При разработке проектов БОВК помимо Пособия следует руководствоваться требованиями действующих нормативно-инструктивных документов (соответствующих глав и разделов СНиП, инструкций, руководств и рекомендаций по проектированию), утвержденных Госстроем СССР и Гос-гражданстроем или согласованных с ними. Дополнительными материалами служат директивные документы и ведомственные рекомендации, относящиеся к вопросам проектирования рекреационных объектов

Конструктивные решения зданий, вопросы инженерного оборудования являются менее специфичными и должны решаться с учетом требований соответствующих методических и нормативных документов применительно к специфике архитектурного проектирования БОВК.

2. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА

2.1.    Для решения комплекса задач, связанных с проектированием различных типов БОВК, большое практическое значение имеет всесторонняя оценка и учет научно обоснованных принципов их типологической классификации.

Учет классификации признаков, позволяющих авторам в процессе проектирования осуществить правильный выбор определенного типа рекреационного учреждения, должен обеспечить оптимальные условия фунадионирования и социально-экономическую эффективность рекреационного процесса.

2.2.    Функционально-пространственная и архитектурно-планировочная структура БОВК должна способствовать наиболее полному удовлетворению специфических юггересов и реальных возможностей конкретного контингента отдыхающих — членов профессионального коллектива вуза определен-

7

ного типа и величины. Вследствие этого одним из определяющих класс и фикационных признаков, влияющим на выбор видов, форм и ритма рек реационной деятельности в БОВК является социально-демографическая при надлежность рекреантов, которая дифференцируется в соответствии с ш возрастом, полом, семейным положением, материальным благосостоянием, об разов ательны м, культур ным и про фес с иональны м уровнем.

Организация рекреационного процесса в БОВК должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение условий для естественных неофициальны* контактов между студентами и преподавателями вуза, не ограниченных рамками деловых, производственных и профессиональных отношений, с другой - на изоляцию молодежного контингента рекреантов от сотрудников вуза, отдыхающих совместно со своими семьями, основанную на стремлении к свободному общению со сверстниками.

Социологическим исследованием, проведенным авторами, установлено что состав отдыхающих в БОВК варьируется в зависимости от сезона функ ционирования. В летний каникулярный период (июнь - сентябрь) студенты составляют 70% общего числа отдыхающих; сотрудники вуза, отдыхающие без семей — 10%; сотрудники вуза, отдыхающие с семьей - 20%. В зимний каникулярный период (январь-февраль) студенты составляют 80% общего числа отдыхающих; сотрудники вуза, отдыхающие без семьи - 10%; сотрудники вуза, отдыхающие с семьей - 10%. В осенне-весенний учебный период (сентябрь-январь, февраль-июнь) студенты составляют 90% общего числа отдыхающих; сотрудники вуза, отдыхающие без семьи - 10%> Наряду с этим установлено, что летом контингент семейных отдыхающих на 70% состоит из семей в составе двух взрослых и одного ребенка либо одного взрослого и двух детей, т.е. трех чел.; 20% составляют семьи из двух чел. — двое взрослых либо взрослый и ребенок; 10% составляют семьи из 4-5 чел. -двое взрослых и двое-трое детей. Зимой контингент семейных состоит, как правило, из двух чел. - один взрослый и ребенок либо двое взрослых.

Таким образом, установленный исследованиями социально-демографический состав отдыхающих в БОВК следующий:

молодежь - студенты, стажеры, аспиранты (18-25 лет): каникулярный период - 70-80, учебный период - 90%;

взрослые - преподаватели-воспитатели, сотрудники вуза, отдыхающие без семьи (25-50 лет) : каникулярный период - 10, учебный период - 10%;

семейные - сотрудники вуза и члены их сет^ей (взрослые - 25-50 лет, дети - 4-15 лет) : летний каникулярный период - 20, зимний - каникулярный период- 10%.

Социально-демографический состав рекреантов в БОВК влияет на выбор типа БОВК, уровень комфортности, условия организации рекреационного процесса, на функционально-пространственную структуру БОВК, состав и площади зданий, сооружений, помещений и площадок

2*3. Изучение бюджета и структуры свободного времени, приведенного выше, социально-демографического состава отдыхающих в БОВК, его содержания и принципов пространственной организации в системе рекреации позволяет произвести категоризация видов отдыха по их продолжительности: длительный (ежегодный) отдых - каникулярный, отпускной; кратковременный (еженедельный) отдых - в конце недели, в праздничные дни; комбинированный отдых - в процессе прохождения учебной практики, сборов, конференций и симпозиумов, в сессионный период, в сочетании с научно-исследовательской работой и другими формами повышения квалификации Продолжительность отдыха влияет на определение типа БОВК, их места расположения, количество, уровень и периодичность пред остав ля ем Ых рекреационных услуг, а следовательно, на архитектурно-планировочную-организацию БОВК, состав и площади зданий, сооружений, помещений и площадок,

2.4. В зависимости от продолжительности отдыха устанавливаются виды и формы деятельности отдыхающих в процессе рекреации. Если для кратковременного отдыха свойственно некоторое расслабление, ’’релаксация*’ психики и мышц, что является необходимым условием, как бы подготовительной ступенью, для возобновления активной трудовой деятельности, учебы, то для длительного отдыха характерно резкое повышение физической и 8

эмоциональной подвижности рекреантов. Таким образом, виды и формы организации отдыха членов вузовских коллективов обусловливаются определенными потребностями, для удовлетворения которых необходимо создавать соответствующую материально-пространственную среду при наличии определенных природных факторов.

Специалистами установлено, что потребность в активном времяпровождении является вторичной относительно понятия "отдых”. ПотрЮность в отдыхе, который в "чистом виде" содержит лишь зачатки позитивной рекреационной деятельности, служит низшей, подготовительной ступенью к более сложной рекреационной деятельности. Пассивный отдых не может продолжаться длительно, так как первичная потребность в бездействии быстро переходит в стремление к активизации рекреационного процесса, позволяет наиболее полно достигнуть эффекта реабилитации. Психофизиологическое состояние выделенного нами контингента отдыхающих, социальное содержание его повседневной деятельности в процессе труда, учебы и быта не соответствует естественной, исторически сложившейся физической и эмоциональной природе индивида.

Периодичность потребности в активных формах отдыха ниже, чем в "чистом отдыхе". Однако идейно направленная познавательно-развлекательная деятельность, занятия физкультурой и спортом, участие в общественно полезном труде, органах самоуправления и самообслуживания, свободное общение по интересам являются массовыми, активными и целенаправленными видами рекреационной деятельности, наиболее полно обеспечивающими социальную эффективность проектирования, строительства и эксплуатации БОВК. Поэтому при проектировании необходимо учитывать, что потребности в активных формах отдыха наряду с функцией оздоровления относятся к категории первичных, повседневных потребностей

Периодическими в данном случае можно считать потребности рекреантов в культурно-познавательной деятельности, мероприятиях воспитательного характера, повышении профессионального мастерства, квалификации, учебе. Эти виды деятельности являются понятиями более высокого порядка и завершают рекреативную восстановительную стадию процесса отдыха в БОВК. Более того, они выходят в какой-то степени за рамки рекреативной деятельности, становятся деятельностью созидательной, творческой. Если активные формы отдыха главным образом носят эмоциональный характер, то творческая рекреационная деятельность отличается осмысленностью и целенаправленностью. В силу этого она не может быть отнесена к повседневным потребностям рекреантов, а является периодической, а в отдельных своих проявлениях даже эпизодической.

Таким образом, по своему функциональному назначению, т.е. по видам и формам организации рекреационного процесса БОВК должны нести (в определенной комбинаторике) следующие виды функциональной нагрузки: режимный активный отдых, оздоровление; идейно-патриотическое воспитание; социальные контакты, свободное общение по интересам; совершенствование спортивного мастерства; культурно-массовая работа, досуг, развлечения; учеба, повышение квалификации; трудовое воспитание, самостоятельная деятельность; культурно-познавательная, туристско-экскурсионная работа.

Преобладание функциональных особенностей являются типообразующим признаком БОВК, влияет на уровень обслуживания и комфортность отдыха в целом.

2.5. Одним из факторов, влияющих на формирование архитектурного образа БОВК, архитектурно-планировочную организацию территории, выбор систем и приемов ее застройки, являются условия выбора участка для строительства в системе градостроительных образований с учетом конкретных природно-климатических особенностей данного района

Приведенные выше функциональные нагрузки, возлагаемые на данный тип рекреационного учреждения, обусловливает размещение БОВК вне урбанизированной среды, где осуществляется повседневная трудовая деятельность членов вузовского коллектива

Наиболее приемлемым психологически и функционально представляется размещение БОВК в пределах пригородной зоны массового отдыха трудя-

9

1

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР: ”0 дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта”, № 890 от 11 сентября 1981 г

Приказ Минвуза СССР: ”0 мерах по дальнейшему улучшению учеб неспортивной и оздоровительной базы в высших учебных заведениях страны”, № 425 от 30 мая 1972 г.

3