Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

159 страниц

Купить Пособие к СНиП 2.01.53-84 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Световая маскировка электрического освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства

3. Механические устройства для световой маскировки проемов зданий и сооружений

4. Световая маскировка производственных огней

5. Контроль качества проведения светомаскировочных мероприятий в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства

6. Рекомендации по изготовлению, приобретению и хранению технических средств, необходимых для проведения светомаскировочных мероприятий

Приложение 1. Нормированные значения освещенности рабочих мест при различных видах работ

Приложение 2. Варианты организации каналов связи для устройств телемеханики в городских электросетях 10(6)кВ

Приложение 3. Пример каскадной схемы при телемеханическом управлении наружным освещением

Приложение 4. Типы переходных патронов для светильников

Приложение 5. Технические данные шкафа управления наружным освещением

Приложение 6. Технические показатели автономных источников электропитания

Приложение 7. Состав и технические данные шкафов автоматического отключения коммутационных аппаратов линий электропитания до 1000 В и 10(6) кВ

Приложение 8. Технико-экономические показатели устройств телемеханики

Приложение 9. Примеры выполнения реконструкции электрических сетей отдельных участков городской электросети

Приложение 10. Примеры выполнения схем внутреннего электроснабжения объектов, продолжающих работу в режиме ПЗ

Приложение 11. Примеры выполнения блок-схем централизованного управления коммутационными аппаратами линий 10(6) кВ на подстанции 35кВ и выше

Приложение 12. Варианты реконструкции сельских электрических сетей 10(6) кВ

Приложение 13. Примеры реконструкции сельских электрических сетей 10-110кВ

Приложение 14. Расчет сетей управления и сигнализации внутреннего и наружного освещения

Приложение 15. Оборудование для дистанционного управления освещением

Приложение 16. Основные технические данные светильников, применяемых в режиме ПЗ

Приложение 17. Инструкция по окраске ламп накаливания ЕДО.014.000

Приложение 18. Материалы, рекомендуемые для световой маскировки проемов

Приложение 19. Определение терминов

Приложение 20. Список приятных сокращений

 
Дата введения19.06.1986
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.06.1986УтвержденНИИСФ Госстроя СССР57
РазработанЦНИИпромзданий
РазработанВНИПИ Тяжпромэлектропроект
РазработанНИИСФ (Научно-исследовательский институт строительной физики)
РазработанАКХ им. К. Д. Памфилова
ИзданЦИТП Госстроя СССР1988 г.
РазработанВНИСИ Минэлектротехпрома

Handbook on Preparation for and Implementation of Blackout Measures in Populated Areas and Industrial Facilities

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ (НИИСФ) ГОССТРОЯ СССР

ПОСОБИЕ

по подготовке и проведению светомаскировочных мероприятий в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства

(к СНиП 2.01.53-84)

Утверждено

приказом НИИСФ Госстроя СССР от 19 июня 1986 г. № 57-и

Москва

Центральный институт типового проектирования

1988

УДК 623.776

Рекомендовано к изданию НИИСФ Госстроя СССР.

Пособие по подготовке и проведению светомаскировочных мероприятий в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства (к СНиП 2.01_53-84. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства)/НИИСФ Госстроя СССР - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988 - 160 с.

Изложены прогрессивные способы и представлены технические средства, предназначенные для проведения светомаскировки в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства. Содержит рекомендуемые типовые решения по светомаскировке электрического освещения и производственных огней в режимах частичного и полного затемнения, рекомендации и методики по организации проведения светомаскировочных мероприятий, экспериментальной проверке их эффективности.

Разработано в соответствии с программой работ Госстроя СССР на 1982-1985 гг. по решению научно-технической проблемы „Светомаскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства” НИИСФ Госстроя СССР (канд. техн. наук И.Ф. Черников) с участием АКХ им. К.Д. Памфилова Минжилкомхоза РСФСР (канд. техн. наук О.Г. Корягин) t ВНИПИ Тяжпромэлектропроект Минмонтажспецстроя СССР (канд. техн. наук СА. Клюев), ЦНИИПромзданий Госстроя СССР (инж. IJJJ. Колбацкий ), ВНИСИ Минэлектротехпрома СССР (инж. Э.А. Юрген). Использованы материалы Г ПИ Гипрокоммунэнерго Минжилкомхоза РСФСР, Гинцветмет Мин-цветмета СССР, Союзтяжмашпроект Минтяжмаша СССР, ВГПИ и НИИ Энергосеть-проект Минэнерго СССР, ВГПИ и НИИ С ельэне pro проект Минэнерго СССР, ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя, ЦНИИПроектстальконструкция им. Мельникова Госстроя СССР.

Для работников служб светомаскировки и энергетики штабов ГО, специалистов, реализующих нормативные положения по световой маскировке, а также для инженерно-технических работников проектных и научно-исследовательских организаций, разрабатывающих светомаскировочные мероприятия на объектах народного хозяйства.

При пользовании Пособием необходимо учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале бюллетень строительной техники”, ,,Сборнике изменений к строительным нормам и правилам ” Госстроя СССР и информационном указателе,,Государственные стандарты СССР”Госстандарта СССР.

©ЦИТП Госстроя СССР, 1988

разработки средств и способов световой маскировки производственных огйей на основе нормативных документов и ведомственных инструкций по безаварийной остановке производства;

своевременного введения режимов световой маскировки и осуществления контроля за их соблюдением;

обеспечения безопасности населения, охраны и поддержания порядка на объектах;

обеспечения эффективности световой маскировки при минимальных затратах сил и средств на ее проведение.

Планы мероприятий по светомаскировке должны согласовываться с соответствующими штабами ГО.

1.31. Планы объектов (предприятий и организаций) должны включать следующие организационно-технические мероприятия по светомаскировке: назначение лиц, ответственных за обеспечение подготовки и проведения светомаскировки на объектах, а также в тех помещениях, где работа продолжается в режиме ПЗ;

уточнение должностных инструкций персонала, схемы оповещения и связи и др.;

проведение теоретических и практических занятий с инженерно-техническим и производственным персоналом по светомаскировк объектов, а также проведение учений;

уточнение помещений, в которых сохраняется электропитание в режиме ПЗ, и способа их светомаскировки: электрического, светотехнического или механического;

проведение мероприятий на объектах по разделению электрических сетей питания светильников, отключаемых и продолжающих работу в режиме ПЗ, по размещению коммутационных аппаратов для проведения отключения светильников дежурным персоналом.

В плане мероприятий по светомаскировке объектов, продолжающих работу в режиме ПЗ, должны быть отражены вопросы обеспечения внешнего электроснабжения объекта в режиме ПЗ, согласованные с электроснабжающими предприятиями.

В случае необходимости выполняются проектные разработки на светомаскировочные приспособления и устройства, такие, например, как проект на реконструкцию электрических сетей, устройство светомаскировочного освещения, установку зашторивающих устройств, разработку печей для утилизации отходящих газов и т. д.

На основании планов, проектов и другой документации составляются заявочные списки на необходимые материалы и оборудование, например, на светомаскировочные материалы, светомаскировочные приспособления, переходные патроны, специальные светомаскировочные светильники и лампы. Создается необходимый запас зашторивающих приспособлений для помещений, где принят механический способ светомаскировки.

11

1.32.    Разработка планов проведения мероприятий по подготовке электрических сетей разного уровня к возможности отключения в заданное время объектов, прекращающих работу в режиме ПЗ, и возможности сохранения питания объектов, продолжающих работу в этом режиме, возлагается на соответствующие электроснабжающие организации в пределах края, области, автономной республики и т. д.

На основе данного плана составляются местные планы реализации указанных мероприятий предприятиями городских и районных (сельских) электрических сетей.

Местные планы предприятий городских и районных (сельских) электрических сетей должны включать:

мероприятия по подготовке электрических сетей к возможности обеспечения отключения потребителей, прекращающих работу в режиме ПЗ в заданное время, а также способы выполнения отключения;

анализ электроснабжения предприятий, продолжающих работу в режиме ПЗ, и мероприятия по улучшению (в случае необходимости) их электроснабжения.

1.33.    Обследование начинается с определения территорий, зданий, сооружений или помещений в них, освещение которых должно отключаться или снижаться с введением режима 43.

В большинстве случаев светотехнические параметры демаскирующего излучения объектов народного хозяйства значительно превышают их нормируемые значения (см. табл. 1) и только в отдельных случаях при наличии визуально слабого светового излучения для определения светотехнических параметров пользуются светотехническими приборами: люксметром Ю117 или фотометром ФПЧ.

При проведении обследования объекты подразделяются на две группы: имеющие производственные огни и имеющие только электрическое освещение.

Для производственных огней определяются геометрические размеры светящихся поверхностей, их яркость или сила света и другие характерные параметры. Одновременно устанавливается количество световых и аэрационных проемов, ворот, тип здания, в котором располагаются агрегаты, излучающие свет.

При обследовании зданий, в которых продолжается работа в режиме ПЗ при электрическом освещении, определяется размер и количество световых и аэрационных проемов и описывается схема электроосветительных сетей.

134. На основании анализа результатов обследования должны быть выявлены:

установки наружного освещения (рекламного, архитектурного и др.), которые должны быть отключены в режиме 43;

улицы, дороги, проезды, освещение которых должно быть уменьшено в режиме 43;

12

помещения в жилых, общественных и производственных зданиях, освещенность которых должна быть снижена в режиме 43;

цехи, отделы, помещения в производственных и общественных зданиях, в которых для продолжения работы в режиме ПЗ требуются уровни освещенности выше максимально допустимых или равные им;

производственные огни, подлежащие светомаскировке, их светотехнические и геометрические параметры.

Для маскировки внутреннего и наружного электроосвещения применяются электрический, светотехнический и механический способы светомаскировки или их сочетание.

Выбор способов световой маскировки для каждого конкретного объекта должен производиться руководителем объекта, а в наиболее сложных случаях - организацией-генпроектировщиком с участием проектиров-щиков-светотехников на основе технико-экономического сравнения вариантов и с учетом характера и особенностей объекта.

Выбранные способы световой маскировки должны быть согласованы с органами ГО как с территориальными, так и с ведомственными. Мероприятия, обусловленные световой маскировкой, должны осуществляться с минимальными затратами, максимально используя возможности электрического оборудования, электрических сетей и устройств управления, предназначенных для нормального (мирного) режима работы промышленных предприятий. В тех зданиях или отдельных помещениях зданий, где для продолжения работы в режиме ПЗ требуются уровни освещенности выше нормированных значений 0,5 лк или 5 лк при местном освещении, необходимо запроектировать и установить механические зашторивающие устройства для экранирования окон, фонарей и аэрационных проемов. Кроме того, при входах в помещение должны быть установлены специальные тамбуры.

В тех случаях, когда для продолжения работ в зданиях достаточно нормированных уровней освещенности, предусматривается установка специальных маскировочных светильников или светомаскировочных приспособлений на светильники, предназначенные для работы в режиме ПЗ. Для этой цели рекомендуется использовать существующее аварийное освещение зданий.

При выборе способов маскировки производственных огней необходимо основываться на следующих принципах:

производственные потери при проведении светомаскировочных мероприятий, время, необходимое для возвращения производства в нормальный технологический режим после снятия режима ПЗ, а также затраты на светомаскировку должны быть минимальными;

проведение светомаскировочных мероприятий должно сочетаться с повышением эффективности производства, с более полной утилизацией отходов и тепла, с экономией электроэнергии.

13

Выбор способа светомаскировки или их сочетания должен быть обоснован соответствующим технико-экономическим сравнением вариантов. При этом особое внимание должно обращаться на уменьшение времени проведения светомаскировочных мероприятий.

1.35. Светомаскировочные мероприятия выполняются силами самих предприятий, организаций с привлечением в необходимых случаях подрядных строительных и монтажных организаций.

После изготовления светомаскировочных устройств и приспособлений и обучения обслуживающего персонала в каждое здание, помещение, на каждый агрегат устанавливаются светомаскировочные устройства и приспособления. По мере их готовности проводится локальный контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Контроль следует осуществлять визуально и с помощью приборов. Замеченные недостатки устраняются по мере их выявления. Качество выполненных светомаскировочных мероприятий рекомендуется проверять на заключительном этапе путем визуального наблюдения за эффективностью светомаскировки населенного пункта или объекта в целом. Наблюдения могут проводиться как с самолетов, так и с окружающих населенный пункт (объект) возвышенностей.

Локальный контроль отдельных цехов, промышленных агрегатов проводится силами персонала объекта (служб светомаскировки и энергетики). Оценка эффективности светомаскировки населенного пункта или объекта в целом проводится штабом ГО населенного пункта с участием представителей проверяемых объектов.

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО СВЕТОМАСКИРОВКЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

1.36.    Проектно-сметная документация по светомаскировке населенных пунктов и объектов народного хозяйства разрабатывается заблаговременно в мирное время и является отдельным разделом при проектировании ИТМ ГО в проектах да строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и электросетевых хозяйств.

1.37.    При разработке проектно-сметной документации по светомаскировке промышленных объектов и реконструкции электрических сетей следует руководствоваться документами: СНиП 2.01.53-84; СНиП П-10-74, ПУЭ; ОИТП-5-78 и ВСН 97-83 Минэнерго СССР; ведомственными инструкциями по световой маскировке заводов данной отрасли; инструкциями по безаварийной остановке производства на заводах данной отрасли, а также другими действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

14

1.38.    Разработка проектно-сметной документации на светомаскировку осуществляется силами предприятия по согласованию, а в необходимых случаях и с привлечением проектной организации - генерального проектировщика.

1.39.    Проекты реконструкции электрических сетей с целью реализации электрического способа светомаскировки должны охватывать электрические сети напряжением 35 кВ и выше, городские и сельские распределительные электросети 10 (6) кВ, а также в случае необходимости низковольтные сети 0,4 кВ самих объектов народного хозяйства. Указанные проекты, наряду с выполнением требований СНиП 2.01.53-84, должны учитывать необходимость повышения надежности электроснабжения объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах и поселках, а также другие требования ГО, связанные с реконструкцией электрических сетей.

1.40.    Для селитебных территории городов и поселков принципиальные проектные решения по реконструкции электрических сетей 10(6)—0,4 кВ с целью приведения их в состояние, отвечающее требованиям светомаскировки, должны разрабатываться, как правило, в составе схем или проектов развития электрических сетей.

При этом все вопросы, относящиеся к ГО, выделяются в отдельный раздел схемы (проекта). При отсутствии заказа на разработку схем (проектов) развития электрических сетей следует проводить разработку специальных схем или проектов на переоборудование электрических сетей 10 (6)-0,4 кВ только для нужд ГО исходя из существующего состояния электросетевого хозяйства.

1.41.    Дальнейшая разработка рабочих проектов или рабочей документации на конкретные участки (элементы) электрических сетей населенного пункта может выполняться по заказу как ПЭС, так и отдельных организаций в соответствии с техническими условиями городских ПЭС. Технические условия должны соответствовать принципиальным решениям, заложенным в схемах (проектах) - см. п. 1.40.

Допускается разработка проекта светомаскировки на основе существующей системы электроснабжения без учета перспективной схемы или проекта развития электрических сетей.

1.42.    Проектная документация на централизованное управление электрическими сетями 35 кВ и выше с целью обеспечения своевременного введения режима ПЗ и последующего восстановления электроснабжения должна выполняться в целом для ПЭС или для РЭС в составе: электрической части (реконструкция, расширение, техническое перевооружение и новое строительство) и средств управления.

Проектные проработки и проектно-сметная документация выполняются на основе технических заданий на проектирование, которые подготавливаются производственными электрическими объединениями или районными

15

энергетическими управлениями, ПЭС. В техническом задании дополнительно к основным данным следует указать: перечень потребителей, не отключаемых в режиме ПЗ, схемы их внешнего электроснабжения и мощности, заявленные ими в режиме ПЗ, существующие средства диспетчерского технологического управления, параметры коммутационных аппаратов.

Уточнение состава и объема технического задания на проектирование и реконструкцию энергетических объектов проводится, как правило, специализированной проектной организацией совместно с энергоснабжающими организациями и потребителями, продолжающими работу в режиме ПЗ.

Объем, состав и порядок утверждения проектной документации по светомаскировке энергетических предприятий, а также предприятий коммунального хозяйства, связи и других, продолжающих работу в режиме ПЗ, аналогичен объему, составу и порядку утверждения проектной документации промышленных предприятий.

1.43.    Проекты реконструкции электрических сетей существующих объектов народного хозяйства или вновь сооружаемых, работа которых предусматривается в режиме ПЗ, должны содержать решения, позволяющие в заданное время отключить все демаскирующие огни и применять при необходимости маскировочное освещение.

Изложенное полностью относится к типовым проектам зданий и сооружений.

Изменения электрической схемы электроснабжения объекта с целью его подготовки к введению режимов затемнения допускается выполнять по технической документации, разработанной персоналом объекта и утвержденной в установленном порядке его руководством.

1.44.    В задании на проектирование светомаскировки промышленных предприятий следует указывать:

перечень цехов и объектов,продолжающих работу в режиме ПЗ, и объектов, время на безаварийную остановку технологического цикла которых превышает нормативное;

перечень цехов, имеющих производственные огни, подлежащие светомаскировке;

перечень работ и мероприятий, которые необходимо провести в электрических сетях наружного и внутреннего освещения для соблюдения требований СНиП 2.01.53-84;

технические решения и способы светомаскировки объектов; скелетную схему электроснабжения производств и объектов, продолжающих работу в режиме ПЗ, а также объектов, время на безаварийную остановку технологического цикла которых превышает нормативное, схемы питания их осветительных установок; наименование строительной организации; источники финансирования.

1.45. Рабочий проект по светомаскировке предприятия должен включать: пояснительную записку;

16

рабочую документацию; сводный сметный расчет стоимости.

1.46.    В пояснительной записке приводятся исходные данные для проектирования, содержащие:

сведения о цехах и объектах, продолжающих работу в режиме ПЗ, и объектах, время на безаварийную остановку технологического цикла которых превышает нормативное;

сведения о цехах, имеющих производственные огни, подлежащие светомаскировке;

характеристику и оценку технических решений и способов светомаскировки объектов, продолжающих и прекращающих работу в режимах затемнения;

перечень мероприятий и работ по реконструкции (при необходимости) электрических сетей наружного и внутреннего освещения.

1.47.    В разделе проекта (рабочем проекте) по наружному освещению территррии промышленных предприятий должны быть указаны:

объекты, продолжающие работу в режиме ПЗ, входы и выходы в зданиях, защитные сооружения, пункты управления, места размещения средств пожаротушения, медпункты, места стоянки внутриплощадочного транспорта (гаражи, пожарные депо, локомотивные депо и т. д.), внутри-готощадочные транспортные коммуникации, а также места установки световых знаков, работающих в режиме ПЗ (наносятся на генеральный план);

мероприятия, предусмотренные для режимов 43 и ПЗ, и способы их реализации;

технические решения по электропитанию маскировочного освещения и световых знаков;

технические решения по централизованному управлению наружным освещением.

1.48.    В разделе проекта (рабочем проекте) по внутреннему освещению промышленных предприятий должны быть указаны:

способы маскировки искусственного освещения, принимаемые для разных зданий или помещений;

мероприятия, предусматриваемые для режимов частичного и полного затемнения, и способы их реализации;

технические решения по электропитанию общего и местного маскировочного освещения и световых знаков;

технические решения по централизованному управлению внутренним освещением.

1.49.    Технические решения по маскировке производственных огней выполняются в виде отдельного раздела рабочего проекта.

1.50.    В состав рабочей документации по световой маскировке должны входить:

основной комплект рабочих чертежей, предназначенных для производства работ по осуществлению светомаскировочных мероприятий;

17

чертежи по реконструкции осветительных и силовых электрических сетей, включая сети наружного освещения производственных и вспомогательных зданий, продолжающих и прекращающих работу при введении режима ПЗ;

планы и фасады зданий и сооружений, световые проемы которых маскируются механическим способом, с указанием (в табличной форме) применяемых технических устройств (как типовых, так и специально разрабатываемых) ;

чертежи разрабатываемых механических устройств, предназначенных для маскировки световых проемов;

чертежи специальных технических устройств, экранов, приспособлений, предназначенных для светомаскировки производственных огней;

заказные спецификации (составляются на все виды поставляемого заказчику оборудования, материалы, конструкции, технические устройства, средства контроля, кабельные и другие устройства).

Чертежи типовых конструкций устройств, щитов, экранов, приспособлений, на которые имеется ссылка в разрабатываемой рабочей документации, заказчику не выдаются.

1.51.    В качестве основы для выполнения комплекта рабочих чертежей маскировки наружного освещения рекомендуется использовать основной комплект рабочих чертежей электрического освещения территории промышленного предприятия, -выполненный для нормального (несветомаскировочного) режима в соответствии с требованиями ГОСТ 21.607-82.

При отсутствии основного комплекта рабочих чертежей электрического освещения территории объекта могут использоваться исполнительные чертежи освещения территории, имеющиеся у службы эксплуатации электроустановок, и составляться другие материалы, входящие в основной комплект рабочих чертежей согласно разд. 2 ГОСТ 21.607-82.

Эти материалы должны составляться в объеме, необходимом для осуществления светомаскировочных мероприятий по наружному освещению.

1.52.    В материалы основного комплекта рабочих чертежей освещения территории, указанного в п. 1.50, должны быть внесены необходимые изменения и дополнения, отражающие технические решения по устройству световой маскировки для режимов 43 и ПЗ.

В частности, на чертеже плана освещения территории следует указать: осветительные приборы и осветительные устройства, отключаемые от источников питания в режиме 43;

осветительные приборы, заменяемые для снижения освещенности в режиме 43;

светильники, световые знаки и места установки маскировочного освещения (для режима ПЗ);

линии сети наружного освещения, питающие светильники маскировочного освещения и световые знаки (используемые из числа линий, предусмотренных для нормального режима, и дополнительно прокладываемые).

18

1.53.    В качестве основы для выполнения комплекта рабочих чертежей маскировки внутреннего освещения рекомендуется использовать основной комплект рабочих чертежей внутреннего электрического освещения, выполненный для обычного (несветомаскировочного) режима в соответствии с требованиями ГОСТ 21.608-84.

При отсутствии основного комплекта рабочих чертежей внутреннего освещения могут использоваться исполнительные чертежи освещения зданий и помещений, имеющиеся у службы эксплуатации электроустановок, и составляться другие материалы, входящие в основной комплект рабочих чертежей согласно разд. 2 ГОСТ 21.608-84 в объеме, необходимом для осуществления светомаскировочных мероприятий по внутреннему освещению.

1.54.    В материалы основного комплекта рабочих чертежей внутреннего освещения, указанного в п. 1.52, должны быть внесены необходимые изменения и дополнения, отражающие технические решения по устройству световой маскировки для режимов 43 и ПЗ.

В частности, на планах расположения электрического оборудования и прокладки электрических сетей (далее именуемые планами расположения) для помещений при введении в них режима 43 необходимо указывать, какие светильники общего освещения должны быть отключены от источни-ков питания или какие лампы меньшей мощности в них устанавливаются для снижения освещенности.

Для помещений, в которых при введении режима ПЗ электрическое освещение отключается, на планах расположения должны быть указаны места установки и наименование световых знаков, обозначающих пути эвакуации людей и места входов в защитные сооружения ГО.

Для помещений, имеющих маскировочное освещение, на планах расположения должны быть указаны места установки светильников общего и местного маскировочного освещения, типы этих светильников и устанавливаемых на них светомаскировочных приспособлений. В этих помещениях должны быть также указаны места и наименования световых знаков, обозначающих пути эвакуации людей и места входов в защитные сооружения ГО.

1.55.    В рабочих чертежах маскировки наружного и внутреннего освещения должны быть указаны места расположения пунктов управления наружным и внутренним освещением. Эти сведения могут приводиться в общих данных (в общих указаниях) или на плане освещения территории (для наружного освещения) и планах расположения оборудования и прокладки электрических сетей (для внутреннего освещения).

1.56.    На принципиальных схемах электропитания или схемах дистанционного управления освещением территории и внутренним освещением должны быть отмечены коммутационные аппараты, используемые для централизованного управления наружным и внутренним освещением.

Дополнительно устанавливаемые коммутационные устройства и аппараты в линиях питающей сети, используемые для централизованного управ-

19

ления внутренним освещением, допускается указывать только на планах расположения.

1.57. К сметной документации, ведомости объемов монтажных и строительных работ, ведомости потребности в материалах по маскировке наружного и внутреннего освещения специальных требований не предъявляется. Указанные материалы должны составляться на общих основаниях, как для других электротехнических установок.

2. СВЕТОВАЯ МАСКИРОВКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СЕТЯМИ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Селитебная территория населенных пунктов

2.1.    Управление сетями наружного освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства следует предусматривать централизованным — телемеханическим или дистанционным и проектировать в соответствии с требованиями ПУЭ, СН 541-82 и СНиП 2.01.53-84.

2.2.    Управление наружным освещением городов должно осуществляться из одного центрального или центрального и нескольких районных диспетчерских пунктов. Между центральным и районным диспетчерскими пунктами должна обеспечиваться прямая телефонная связь. Прямая телефонная связь центрального пункта должна быть также обеспечена с пунктом управления начальника штаба ГО города, района, с диспетчерским пунктом предприятия электрических сетей.

В качестве дублирующей оперативной связи, а также для связи с оперативно-выездными бригадами должна предусматриваться УКВ-радиосвязь.

Помещения пунктов управления сетями наружного освещения города должны располагаться в зданиях и сооружениях, имеющих убежища для защиты персонала, или в зданиях, находящихся поблизости от таких убежищ.

Помещения диспетчерских пунктов следует обеспечивать электропитанием от двух независимых источников питания, не отключаемых в режиме ПЗ. Перевод с рабочего питания на резервное должен осуществляться автоматически.

2.3.    Управление наружным освещением территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, гостиниц, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, парков, садов, стадионов и выставок следует, как правило, осуществлять от системы управления наружным освещением населенного пункта, в котором они расположены.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОМАСКИРОВКИ

1 Л. Световая маскировка проводится с целью создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение с воздуха населенных пунктов и объектов народного хозяйства путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40-0,76 мкм).

1.2.    Настоящее Пособие составлено в развитие СНиП 2.01.53-84 „Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства”. В Пособии рассмотрены и конкретизированы вопросы, касающиеся подготовки и проведения мероприятий по световой маскировке населенных пунктов и объектов народного хозяйства, уточнены порядок, способы, средства и технические решения по реализации требований и контролю мероприятий по световой маскировке в режимах 43 и ПЗ.

1.3.    При проектировании, подготовке и проведении световой маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства следует руководствоваться нормативными требованиями, изложенными в СНиП И-10-74, СНиП 2.01.53-84, СНиП ВН-1-81, Правилах устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Минэнерго СССР, а также указаниями настоящего Пособия.

1.4.    Световую маскировку следует проводить в двух режимах: 43 и ПЗ. Условия светомаскировки в режиме ПЗ не требуют полного отсутствия света в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства. Исходя из тактико-технических данных современной авиации установлены допустимые нормы освещенности и силы света, создаваемых электрическим освещением и производственными огнями.

1.5.    Мероприятия, проводимые по реализации требований световой маскировки, должны осуществляться с минимальными затратами средств и материалов и с максимальным использованием имеющегося оборудования, электрических сетей и устройств управления, предназначенных для нормального режима работы объектов народного хозяйства.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА 431

1.6.    Режим 43 не должен нарушать нормальную производственную деятельность в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства. Основное назначение режима 43 заключается в проведении подготовительных мероприятий, необходимых для введения режима ПЗ. В режиме 43 пред-

1 Сущность режима частичного затемнения в настоящее время не соответствует его названию, исторически сложившемуся еще до Великой Отечественной войны.

3

При этом для установок наружного освещения перечисленных объектов, а также для осветительных установок пешеходных тоннелей должна быть обеспечена возможность местного управления.

2.4.    В системах централизованного телемеханического управления должен обеспечиваться двухсторонний обмен информацией между диспетчерскими и исполнительными пунктами, достаточный для нормального функционирования установок наружного освещения.

При этом на исполнительный пункт должны передаваться приказы группового и индивидуального управления:

включить вечернее освещение;

включить ночное освещение;

отключить освещение.

Одновременно на диспетчерский пункт следует передавать сигналы состояния:

включено вечернее освещение;

включено ночное освещение;

отключено освещение;

несоответствие состояния освещения посланному приказу и неисправность в сети наружного освещения.

Должен быть также предусмотрен контроль исправного состояния канала связи с выводом сигнала на диспетчерский пункт.

2.5.    При телемеханическом управлении сетями наружного освещения в качестве каналов связи для устройства телемеханики между пунктом управления и головными пунктами питания следует применять линии связи, абонируемые у ГТС. Допускается прокладка специальных линий связи.

Структура линий связи — радиальная. Подключение нескольких исполнительных пунктов устройств телемеханики к одной паре проводов, а также использование занятых проводов ГТС не рекомендуется, так как снижается надежность устройств управления и усложняется их эксплуатация.

Выбор линий связи в каждом конкретном случае должен производиться с учетом наличия свободных линий ГТС, возможности и целесообразности прокладки специальных линий связи, сочетания этих вариантов организации каналов связи с соответствующими технико-экономическими обоснованиями.

Варианты организации каналов связи для устройства телемеханики приведены в прил. 2.

2.6.    Вечерние фазы питания установок наружного освещения, управляемых централизованно, в режиме 43 отключаются с помощью средств управления, после чего на этих фазах должны сниматься предохранители и отключаться катушки контакторов или магнитных пускателей. На вечерних фазах питания наружного освещения, не охваченных централизованным управлением (управляемые фотоэлементами, программными реле времени), отключаются катушки контакторов или магнитных пускателей и снимаются предохранители.

21

усматривается снижение потребления электроэнергии за счет снижения уровня освещенности согласно требованиям СНиП ВП-1-81 и отключения второстепенных потребителей, не влияющих на основную производственную деятельность народного хозяйства. Однако во время его действия, если это необходимо по условиям производства, освещенность на рабочих местах может не снижаться.

1.7.    В режиме 43 освещение территорий парков, стадионов и выставок, установки для архитектурной подсветки, а также осветительные приборы рекламного и витринного освещения должны отключаться от источников питания или электрических сетей со снятием предохранителей и отсоединением катушек контакторов магнитных пускателей, что исключает возможность их местного включения. Одновременно следует предусматривать снижение уровней наружного освещения городских и поселковых улиц, дорог, площадей, территорий парков, бульваров, детских школьных и лечебно-оздоровительных учреждений и других объектов с нормируемыми значениями в обычном режиме средней яркости 0,4 кд/м2 и выше или средней освещенности 4 лк и выше путем выключения до половины светильников. При этом не допускается отключение двух подряд расположенных светильников.

Снижение освещенности улиц и дорог с нормируемыми величинами средней яркости 0,2 кд/м2 или средней освещенности 2 лк и ниже, пешеходных дорог, мостиков и аллей, автостоянок и внутренних служебно-хозяйственных и пожарных проездов, а также улиц и дорог сельских населенных пунктов в режиме 43 не предусматривается.

1.8.    Наружные светильники, устанавливаемые над входами (въездами) в здания и сооружения, габаритные огни светового ограждения высотных сооружений в режиме 43, как правило, отключаться не должны,

В режиме 43 освещенность мест производства работ вне зданий и территорий предприятий рекомендуется снижать до уровней, предусмотренных СНиП ВП-1-81 по проектированию естественного и искусственного освещения.

При выборе освещенности для режима 43 рекомендуется пользоваться сопоставительными табл. 1, 2 прил. 1 (для мирного и военного времени).

1.9.    В режиме 43 освещенность жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий рекомендуется снижать до уровней, предусмотренных СНиП ВП-1-81 по проектированию естественного и искусственного освещения.

Снижение освещенности рекомендуется предусматривать при любых применяемых в помещениях способах световой маскировки (электрическом, светотехническом, механическом), а также в помещениях, не имеющих естественного освещения.

При выборе уровня освещенности в режиме 43 рекомендуется пользоваться сопоставительными табл. 3,4 прил. 1.

1.10.    При расчете освещенности от общего внутреннего освещения для режима 43 рекомендуется применять те же способы и методы расчета, что

4

и при расчете общего освещения для нормального (мирного) режима (по удельной мощности, метод коэффициента использования, точечный метод).

Расчет освещенности для режима 43 следует выполнять при коэффициентах запаса, указанных в табл. 5 прил. 1.

1.11. Источники светового излучения, возникающие на промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях в процессе их технологической деятельности (производственные огни), в режиме 43 световой маскировке не подлежат.

Исключение составляют те производственные огни, световое излучение которых не может быть устранено принятыми способами светомаскировки за нормативное время при подаче сигнала ВТ. К таким производственным огням относятся, например, выпуск стали из мартеновских печей, шлаковые отвалы в отдельных производствах, технологические факелы и т. д. Световую маскировку таких производственных огней следует начинать заблаговременно при введении режима 43.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ПЗ

1.12.    Режим ПЗ является основным режимом светомаскировки. Режим ПЗ вводится с целью создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение населенных пунктов и объектов народного хозяйства с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40— 0,76 мкм).

1.13.    Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства осуществляется электрическим, светотехническим, технологическим и механическим способами или их сочетанием.

Электрический способ световой маскировки заключается в централизованном отключении электроосвещения всего объекта или его части.

При светотехническом способе световой маскировки снижение освещенности от электрического освещения до нормативных значений осуществляется путем оборудования осветительных и светосигнальных установок маскировочными приспособлениями или устройствами маскировочного освещения.

Механический способ световой маскировки состоит в закрытии световых и аэрационных проемов зданий и сооружений, а также в экранировании светящихся объектов светонепроницаемыми материалами или конструкциями.

Технологический способ предназначен для световой маскировки производственных огней и заключается в проведении мероприятий, в результате которых технологическое световое излучение не возникает или снижается до уровней, позволяющих его световую маскировку осуществить механическим способом.

5

Выбор способа светомаскировки должен производиться в каждом конкретном случае с учетом рекомендаций настоящего Пособия и согласовываться с местными органами ГО.

1.14. В режиме ПЗ все наружное освещение и световые знаки мирного времени должны быть выключены за исключением мест проведения неотложных производственных, аварийно-спасательных и восстановительных работ, а также опасных участков путей эвакуации людей к защитным сооружениям и входов в них, где следует предусматривать маскировочное освещение.

1Л5. Места и участки на территориях, где согласно п. 1.14 необходимо маскировочное освещение, должны быть выявлены проектировщиками технологической части, проектировщиками мероприятий ГО и работниками служб эксплуатации промышленных предприятий.

1.16.    Применяемые в режиме ПЗ светильники наружного маскировочного освещения должны удовлетворять следующим требованиям:

а)    весь световой поток светильников должен быть направлен в нижнюю полусферу;

б)    создаваемая светильниками освещенность поверхностей не должна превышать 0,2 лк;

в)    светильники должны иметь защитный угол не менее 15° и жесткое крепление, исключающее возможность изменения их положения под воздействием ветра со скоростью до 40 м/сек;

г)    светильники следует размещать так, чтобы их световой поток не падал на стены строений и другие вертикальные поверхности, их установка вблизи поверхностей с зеркальным характером отражения не допускается.

В тех местах, где постоянное маскировочное освещение не предусмотрено, допускается использование переносных осветительных фонарей с освещенностью, не превышающей 2 лк при размерах светового пятна на расстоянии 1 м не более 1 м2, а также использование специальных переносных светильников.

1.17.    В режиме ПЗ в жилых зданиях (независимо от пребывания людей), а также в помещениях общественных, производственных и вспомогательных зданий, в которых не предусматривается пребывание людей в темное время суток или прекращается работа по сигналу ВТ, применяется электрический способ маскировки — централизованное отключение освещения в жилых зданиях и местное отключение освещения в помещениях других указанных зданий.

Световая маскировка тех зданий или помещений, где продолжается работа при подаче сигнала ВТ или по условиям производства невозможно безаварийное отключение освещения, осуществляется светотехническим или механическим способом.

1.18.    При светотехническом способе маскировки в производственных помещениях в режиме ПЗ должно предусматриваться, в зависимости от характера помещения и особенностей технологического процесса, общее или местное маскировочное освещение или их сочетание.

6

Выявление мест, для которых необходимо маскировочное освещение и выбор системы освещения (общее или местное), должно производиться проектировщиками технологической части или службами эксплуатации предприятия при участии проектировщиков-светотехников.

1.19.    Установки общего внутреннего маскировочного освещения, работающие в режиме ПЗ, должны удовлетворять следующим светотехническим требованиям:

а)    весь световой поток светильников должен быть направлен в нижнюю полусферу;

б)    защитный угол светильников должен составлять не менее 30°;

в)    попадание прямого светового потока на световые проемы и стены должно быть исключено;

г)    освещенность на поверхностях, просматриваемых через световые проемы из верхней полусферы, не должна превышать 0,5 лк.

1.20.    Местное маскировочное освещение следует предусматривать в тех случаях, когда продолжение работы при общем маскировочном освещении невозможно.

1.21.    Установки местного маскировочного освещения, работающие в режиме ПЗ, кроме требований, указанных в п. 1.19 а, б, в, должны удовлетворять следующим дополнительным требованиям:

освещенность на поверхностях в пределах светового пятна, просматриваемого через световые проемы из верхней полусферы, должна быть не более 5 лк;

площадь светового пятна, создаваемого светильником, не должна превышать 1 м2.

1.22.    При расчете установок наружного и внутреннего маскировочного освещения коэффициент запаса следует принимать равным 1 в отличие от величин, приведенных в табл. 5 ирил. 1.

1.23.    Для производственных зданий или отдельных помещений, в которых для продолжения работы в режиме ПЗ требуются уровни освещенности, превышающие указанные в п. 1.19, следует применять механический способ маскировки - закрытие световых и аэрационных проемов и устройство тамбуров при входах.

1.24.    Маскировка производственных огней промышленных предприятий в режиме ПЗ должна производиться технологическим и механическим способами или их сочетанием.

Способы и средства световой маскировки определяются в каждом конкретном случае в соответствии с технологией производства и требованиями ведомственных инструкций по световой маскировке и безаварийной остановке производства, утверждаемых в установленном порядке.

1.25.    После проведения светомаскировочных мероприятий допускается выход светового излучения производственных огней в верхнюю полусферу под углом 6° к горизонту с силой света не более 0,13 кд (при расчете на наблюдение с помощью оптических приборов). Допустимые значения

7

силы света производственных огней, направленных под другими углами к горизонту, приведены на черт. 1. Допустимые значения освещенности на горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностях, создаваемые производственными огнями, не должны превышать нормированных значений освещенности светомаскировочного освещения (см. пп. 1.16 и 1.19).

Сила сбета, кд

Угол наблюдения, град

Черт. 1. Зависимость допустимой силы света от угла наблюдения

1.26.    На территориях населенных пунктов и объектов народного хозяйства для информации об объектах ГО и для обозначения въездов на территории, углов зданий, выходов и ориентиров для проходов, габаритов транспортных средств в режиме ПЗ следует применять световые знаки и дополнительно белые или светящие краски, световозвращающие и рассеивающие свет покрытия.

Места установки световых знаков и их номенклатура должны определяться проектировщиками служб гражданской обороны или службами эксплуатации промышленных предприятий на основании схем эвакуации и расположения защитных сооружений.

1.27.    Максимально допустимые значения освещенности и силы света в режимах 43 и ПЗ снаружи и внутри зданий приведены в табл. 1.

Таблица 1

Освещенность, яркость, сила света, не более

Объект

в режиме 43

в режиме ПЗ

Точечные источники света (производственные огни и др.)

-

0,13 кд под углом 6° выше горизонта

Улицы, дороги, площади, территории парков, спортивных сооружений и др.

2 лк (или яркость 0,2 кд/м1)

0,0

Освещенность, яркость, сила света, не более

Объект

в режиме 43

в режиме ПЗ

Места проведения наружных неотложных аварийно-спасательных и восстановительных работ

1-20 лк* (в зависимости от разряда зрительной работы)

0,2 лк

Проходы и проезды на территориях предприятий и проходы к защитным сооружениям

0,2-1,0 лк

0,2 лк

Жилые, общественные, вспомогательные и производственные здания, в которых прекращается работа при подаче сигнала ВТ

5 1500 * **

---лк* **

3 750

в зависимости от разряда зрительной

работы

0,0

Общественные, производственные и вспомогательные здания, в которых продолжается работа при подаче сигнала ВТ (при отсутствии экранировки свето-проемов)

То же

0,5 лк при общем освещении;

5 лк при местном освещении и площади светового пятна не более 1 м3

Поверхности, расположенные в зоне устанавливаемых снаружи световых знаков

'

0,2 лк

Поверхности, расположенные в зоне устанавливаемых внутри зданий световых знаков

0,5 лк

♦Рекомендуемые нормы освещенности.

♦♦Значение над чертой относится к освещенности от газоразрядных ламп, под чертой - к освещенности при использовании ламп накаливания.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.28. Проведение светомаскировочных мероприятий в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства должно выполняться на основе общего плана светомаскировки в пределах автономной республики, края или области.

Общий план светомаскировки, а также планы светомаскировки населенного пункта и объекта подготавливаются соответствующими штабами ГО совместно со службами светомаскировки и энергетики после проведения

9

обследования с целью выявления объектов, продолжающих работу в режиме ПЗ, и установления источников демаскирующего светового излучения; планы должны в большей или меньшей степени отражать следующие этапы проведения работ:

выбор способов и средств светомаскировки демаскирующих источников на основе результатов проведенного обследования, установление необходимости проведения проектных разработок;

проведение проектных разработок, необходимых для осуществления светомаскировочных мероприятий в режиме ПЗ, как специализированными проектными организациями, так и персоналом объектов;

приобретение необходимого оборудования и материалов для осуществления светомаскировки;

организация и проведение необходимых светомаскировочных мероприятий в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства;

осуществление контроля эффективности проведения светомаскировочных мероприятий.

1.29. Общий план светомаскировки автономной республики, края или области должен включать:

перечень объектов, расположенных на территории республики, края, области, продолжающих работу в режиме ПЗ. Указанный перечень должен быть утвержден Советом министров АССР, краевыми или областными исполкомами соответственно;

проведение проектной проработки мероприятий в энергетическом хозяйстве - на уровне энергосистемы, ПЭС или РЭС и электрических сетей 6-10 кВ с учетом их схем и реконструкции;

сроки и готовность объектов народного хозяйства к введению режимов затемнения;

организационно-технические мероприятия по реализации способов и средств светомаскировки на территории автономной республики, края или области;

проведение проверки эффективности мероприятий по светомаскировке на территориях автономных республик, краев, областей, городов, сельских местностей, на объектах народного хозяйства.

130. План светомаскировки населенного пункта должен включать мероприятия по селитебной территории, по производственным предприятиям и другим объектам народного хозяйства и составлять единое целое с общим планом светомаскировки в пределах автономной республики, края или области. План должен учитывать особенности всех объектов, расположенных на территории населенного пункта.

План светомаскировки должен отражать вопросы: электроснабжения и реконструкции энергетического хозяйства с целью обеспечения централизованного введения режима ПЗ в пределах населенного пункта;

10