Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

58 страниц

422.00 ₽

Купить Письмо ДПР/12-1/6-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Приложение № 1. Прогноз индексов дефляторов для расчета объемов капитальных вложений в строительстве на период до 2014 года по состоянию на 10.02.2012 г.

Приложение № 2. Прогнозные коэффициенты инфляции на 2012-2014 годы (с фактическими коэффициентами инфляции за период 2010-2011 гг.) для формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта, гражданско-правового договора при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и других строительных работ, выполняемых на объектах, не являющихся объектами капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджета города Москвы

     Таблица 1 "Строительство"

     Таблица 2 "Жилищное строительство"

     Таблица 3 "Здравоохранение и спорт"

     Таблица 4 "Коммунальное строительство"

     Таблица 5 "Транспортное строительство"

     Таблица 6 "Образование"

     Таблица 7 "Капитальный ремонт"

Приложение № 3 Коэффициенты пересчета (инфляционного изменения) на 2012-2014 годы к базовой стоимости предпроектных, проектных и других видов работ (услуг), осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы, и порядок их применения

 
Дата введения17.02.2012
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

17.02.2012УтвержденПравительство МосквыДПР/12-1/6-114
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР НО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)


УКАЗАНИЯ


ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СН 118-68


В части


“Г


Н (дополнен)---w.....



Москва — 1 968


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

УКАЗАНИЯ

ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СН 118-68

Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 5 марта 1968 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва — 1968

транспортные средства непрерывного и прерывного действия, в том числе с автоматическим адресованием;

г) в литейных цехах для транспортирования формовочных песков и сухих неабразивных сыпучих и пылеватых материалов — пневматический транспорт, элеваторы, шнеки, а для транспортирования других компонентов формовочной земли (глин, кварцевых песков и пр.) — ленточные конвейеры.

3.8.    Применение в закрытых помещениях транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания без фильтрующих насадок на выхлопных трубах не допускается.

3.9.    В выбивных отделениях литейных цехов, где происходит остывание раскаленных отливок, а также в кузнечно-прессовых и термических цехах применение транспортных средств на пневматических шинах не допускается.

3.10.    Ввод железнодорожных путей в закрытые помещения, как правило, не допускается, за исключением предприятий тяжелого машиностроения, а также складских помещений (складов металлов, складов готовой продукции) с мостовыми кранами и при непосредственной разгрузке грузов из вагонов в бункера и агрегаты, например, для подачи шихты и формовочных материалов в склад при литейном цехе.

Межцеховой транспорт

3.11.    Основным видом межцехового транспорта должен быть безрельсовый транспорт: конвейеры, в том числе с автоматическим адресованием грузов, автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары.

При выборе вида межцехового транспорта следует учитывать принятый вид внутрицехового транспорта.

3.12.    Для транспортирования всех видов отходов от механических, механосборочных, сборочных и кузнечных цехов, как правило, следует применять автомобили-самосвалы, а при небольших объемах отходов — малогабаритные тягачи с прицепными тележками и автопогрузчики.

Для удаления горелой земли от литейного производства можно предусматривать также трубопроводный транспорт и подвесные канатные дороги в зависимости от объема горелой земли и дальности перемещения.

В отдельных случаях для этой цели, при соответствующих технико-экономических обоснованиях, может быть допущено в виде исключения применение железнодорожного транспорта.

3.13. Проектирование межцехового транспорта надлежит осуществлять комплексно с проектированием механизации транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ. При этом необходимо применять транспортные средства и устройства, обеспечивающие возможность бесперегрузочного перемещения материалов, сырья, заготовок, деталей, полуфабрикатов и изделий, а также комплексного хранения их на складах; электро-и автопогрузчики с оборотной тарой в виде поддонов, специальных и универсальных контейнеров.

4. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИИ

4.1.    Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений должны удовлетворять требованиям:

а)    блокирования основных производственных цехов, вспомогательных и обслуживающих объектов, общезаводских и цеховых складов, цеховых контор, конструкторских бюро, бытовых помещений, пунктов питания, здравпунктов, трансформаторных подстанций, распределительных устройств;

б)    унификации объемно-планировочных решений, основных строительных параметров, нагрузок и конструкций;

в)    возможности изменения технологического процесса с заменой и перестановкой оборудования, что обеспечивается применением укрупненных сеток колонн и унифицированных высот помещений, без необоснованного увеличения объемов и стоимости зданий.

4.2.    Объемно-планировочные, конструктивные и архитектурно-художественные решения производственных и вспомогательных зданий и сооружений должны учитывать все факторы, определяющие интерьеры помещений: объемно-пространственная и цветовая композиция, требования технологии производства, оптимальные условия освещения, рациональное размещение технологического и санитарно-технического оборудования, электропроводок, трубопроводов, вентиляционных устройств, светильников, размещение и организация рабочих мест.

11

Производственные здания и сооружения

4.3.    Производственные здания предприятий машиностроительной промышленности надлежит проектировать в соответствии с главой СНиП П-М.2-62 и настоящими Указаниями.

4.4.    Производства с наличием точных и особо точных работ, требующих поддержания в помещениях постоянных параметров воздуха, следует проектировать в соответствии с СН 317—65.

4.5.    Молниезащита зданий и сооружений должна выполняться в соответствии с «Временными указаниями по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений» (СН 305—65).

4.6.    Одноэтажные производственные здания надлежит проектировать на основе унифицированных габаритных схем и типовых конструкций одноэтажных зданий, утвержденных Госстроем СССР.

4.7.    При разработке проектов одноэтажных производственных зданий рекомендуется применять утвержденные Госстроем СССР унифицированные типовые секции, независимо от их отраслевого назначения.

При этом допускается изменение количества пролетов унифицированных типовых секций, их длин на величину, кратную шагу средних рядов колонн — для многопролетных зданий и кратную шагу 6 м — для однопролетных зданий, высот, руководствуясь при этом габаритными схемами и типовыми конструкциями одноэтажных зданий.

При проектировании указанных зданий с применением унифицированных типовых секций надлежит принимать минимальное число температурных швов, допускаемое типовыми конструкциями колонн.

4.8.    Многоэтажные производственные здания следует проектировать с применением унифицированных габаритных схем и типовых конструкций многоэтажных зданий, утвержденных Госстроем СССР.

4.9.    Для размещения вспомогательных и подсобных помещений, а также электро- и санитарно-технического оборудования в одноэтажных многопролетных зданиях допускается устройство планировочных вставок шириной 6 м и более, принимаемых кратными 6 м.

4.10.    Устройство подвалов допускается только по технологическим требованиям при технико-экономическом обосновании.

4.11.    При проектировании и расчете естественного освещения следует руководствоваться главой СНиП II-А.8-62 «Естественное освещение. Нормы проектирования». Естественное освещение следует обеспечивать через фонари, световые проемы в стенах и светопрозрачные панели (размером не менее 1,5 X 6 м) в покрытии.

Примечание. Площадь световых проемов следует определять расчетом, учитывая указания главы СНиП II-A.7-62 «Строительная теплотехника. Нормы проектирования».

4.12.    Во всех производственных зданиях следует предусматривать мероприятия по уменьшению шума и вибрации. При этом надлежит руководствоваться указаниями главы СНиП II-M.2-62 и «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий» (СН 245—63).

4.13.    Во всех случаях, когда это возможно по климатическим условиям и по условиям эксплуатации, технологическое, энергетическое и санитарно-техническое оборудование следует размещать на открытых площадках, предусматривая при необходимости местные укрытия от атмосферных воздействий.

4.14.    Технологическое оборудование, размещенное на открытых площадках, следует обслуживать, как правило, наземными кранами. Применение мостовых кранов может быть допущено только в виде исключения при соответствующем технико-экономическом обосновании.

4.15.    Перечень технологического оборудования, подлежащего установке на открытых площадках, приведен в отдельном документе в соответствии с решением Госплана СССР, Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике.

4.16.    При проектировании надлежит рассматривать возможность применения открытой (вне здания) установки трансформаторов, комплектных распределительных устройств, силовых шкафов, шкафов конденсаторных батарей и другого оборудования, а также применения подстанций «зального» типа с совмещенным расположением распределительных устройств высокого и низкого напряжения, трансформаторов и батарей статических конденсаторов.

4.17.    Применение подстанций 35—220 кв закрытого типа должно быть специально обосновано.

13

Вспомогательные здания и помещения

4.18.    Вспомогательные здания и помещения надлежит проектировать в соответствии с главой СНиП II-M.3-68 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования» и требованиями настоящих Указаний.

4.19.    Вспомогательные помещения допускается размещать в планировочных вставках в соответствии с п. 4.9 настоящих Указаний.

4.20.    Не допускается размещать в пристройках вспомогательных зданий такие подсобно-производственные помещения, как инструментальные, кладовые, заточные, ремонтные мастерские и т. п.

4.21.    Пристроенные к производственным зданиям продольной стороной административно-бытовые здания следует проектировать, как правило, шириной 12 м.

4.22.    Отдельно стоящие административно-бытовые здания следует проектировать, как правило, шириной 18 м.

Строительные конструкции

4.23.    Выбор материалов для строительных конструкций должен производиться в соответствии с «Техническими правилами по экономному расходованию металла, леса, цемента и по рациональной области применения сборных железобетонных и металлических конструкций в строительстве» (ТП 101—65).

4.24.    Железобетонные и металлические каркасы зданий следует проектировать в соответствии с унифицированными габаритными схемами и типовыми конструкциями одноэтажных и многоэтажных производственных зданий, утвержденными Госстроем СССР.

4.25.    На отдельных участках зданий или сооружений, когда нельзя использовать типовые конструкции, допускается применять железобетонные (сборно-монолитные и монолитные) и стальные конструкции.

4.26.    Применение нетиповых сборных конструкций может быть допущено (только при условии большой их повторяемости) для зданий и сооружений или их отдельных участков, основные строительные параметры которых (пролеты, шаги колонн, высоты помещений) превышают

по технологическим требованиям предельные величины» предусмотренные унифицированными габаритными схемами, утвержденными Госстроем СССР.

4.27.    Сечения нетиповых сборных конструкций следует назначать в соответствии с сечениями аналогичных стальных опалубочных форм для типовых конструкций (например, укороченные фундаментные балки, колонны* обвязочные балки, стеновые панели сплошного сечения и т. д.).

Допускается применение нетиповых элементов простого сечения, которые могут быть изготовлены в деревянной опалубке.

4.28.    Применение нетиповых сборных элементов сложного сечения (ребристых настилов, элементов двутаврового сечения, криволинейных элементов и т. п.), а также нетиповых предварительно напряженных элементов может быть допущено по согласованию со строительной организацией.

4.29.    При применении сборных конструкций (как типовых, так и нетиповых) следует:

а)    предусматривать одинаковые закладные детали во всех элементах одного типоразмера, если наличие их необходимо в большинстве элементов этого типоразмера и если общее увеличение веса закладных деталей не превышает 15%;

б)    объединять и укрупнять закладные детали,

4.30.    Фундаменты под колонны выполняются монолитными или сборными. Сборные фундаменты рекомендуется выполнять в виде одного блока. Применение сборных или монолитных фундаментов должно быть подтверждено технико-экономическими обоснованиями.

4.31.    Применение ленточных фундаментов допускается в следующих случаях:

а)    под стены из мелкоразмерных элементов, если глубина заложения фундаментов менее 1,5 м (независимо от нормативного давления на основание);

б)    в местах примыкания к стенам подвалов и приямков.

4.32.    Ленточные фундаменты рекомендуется проектировать сборными.

4.33.    Железобетонные колонны одноэтажных зданий высотой 10,8 м и более следует принимать двухветве-выми.

4.34.    Привязку колонн в местах примыкания планиро-

вочных вставок к смежным параллельным пролетам надлежит принимать в соответствии с «Основными положениями по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий» (СН 223—62).

4.35.    В многопролетных одноэтажных зданиях, при наличии взаимно перпендикулярных пролетов, вставки продольных температурных швов должны быть и в поперечных пролетах.

4.36.    Планировочные вставки следует проектировать в типовых конструкциях одноэтажных или многоэтажных производственных зданий.

4.37.    Для несущих конструкций покрытий одноэтажных зданий пролетом 18 ж и более следует применять стропильные фермы, а до 12 ж (включительно) —балки. Применение балок покрытия допускается для пролетов 18 ж только при отсутствии верхней разводки сетей коммуникаций.

4.38.    В зданиях без фонарей с пролетами 18 ж и более допускается проектировать покрытия из сборно-монолитных железобетонных оболочек при условии технико-экономического обоснования и согласования со строительной организацией.

4.39.    Внутрицеховые этажерки и антресоли в зданиях литейных, кузнечных и прессовых цехов следует проектировать из сборных железобетонных элементов или металлическими.

Допускается перекрытия этажерок и антресолей проектировать монолитными железобетонными:

а)    при неунифицированных размерах в плане;

б)    с большим количеством разных и нерегулярно расположенных отверстий, а также анкеров и балок для установки оборудования;

в)    над помещениями для производств, связанных с радиоактивным излучением.

4.40.    Стены производственных и вспомогательных зданий следует проектировать, как правило, панельными. Допускается также применение кирпичных стен и стен из других местных материалов.

Применение трехслойных железобетонных панелей в зданиях, имеющих динамические нагрузки, не допускается.

4.41.    Внутренние стены и перегородки следует проектировать для выделения только тех цехов (отделений) или служб, которые должны быть изолированы по сани-16

тарным, противопожарным или технологическим требованиям.

Перегородки, проектируемые по технологическим требованиям, должны быть сборно-разборными высотой 2—2,8 м.

4.42.    Устройства для обслуживания мостовых кранов (галереи, площадки, лестницы) следует проектировать в соответствии с требованиями п. 168—191 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

4.43.    Подвальные этажи производственных зданий следует проектировать с сеткой колонн 6X6 или 6x9 м и высотой, кратной 0,6 м.

4.44.    Перекрытия над подвальными этажами следует проектировать с применением типовых сборных железобетонных конструкций многоэтажных зданий. При нагрузке на пол первого этажа более 4,5 т/м2 или других нагрузках, при которых типовые конструкции не могут быть применены, допускается применение монолитных железобетонных конструкций.

Стены подвальных этажей следует проектировать сборными железобетонными из стеновых бетонных блоков или ребристых плит; монолитные железобетонные стены подвалов допускается проектировать только при технико-экономическом обосновании.

4.45.    Выбор конструкции полов, в зависимости от назначения и характера эксплуатации помещений, следует производить в соответствии с «Указаниями по проектированию полов производственных, жилых, общественных и вспомогательных зданий» (СН 300—65).

4.46.    Выбор типа гидроизоляции следует производить в соответствии с «Указаниями по проектированию гидроизоляции подземных частей зданий и сооружений» (СН 301—65).

4.47.    Стальные детали соединений панелей наружных стен с элементами каркаса, перекрытий, покрытий и панелями внутренних стен должны быть защищены антикоррозионным цинковым покрытием в соответствии с «Временными указаниями по антикоррозионной защите стальных закладных деталей и сварных соединений в крупнопанельных зданиях» (СН 206—67).

4.48.    Выбор типа антикоррозионной защиты конст

рукций, находящихся в условиях агрессивных сред, следует производить в соответствии с «Указаниями по проектированию антикоррозионной защиты строительных 2—809    17

конструкций промышленных зданий в производствах с агрессивными средами» (СН 262—67).

4.49.    Выбор типа антикоррозионной защиты фундаментов и подземных сооружений от воздействия агрессивных грунтовых вод следует производить в зависимости от характера и степени агрессивности вод, определяемых в соответствии с «Инструкцией по проектированию. Признаки и нормы агрессивности воды — среды для железобетонных и бетонных конструкций» (СН 249—63).

4.50.    Защиту железобетонных конструкций от коррозии, вызываемой блуждающими токами, надлежит предусматривать в соответствии с «Указаниями по защите железобетонных конструкций электролизных цехов от коррозии, вызываемой блуждающими токами» (СН 65—59).

Инженерные сооружения

4.51.    Величину пролетов и отметки подкрановых путей в крановых эстакадах следует назначать на основе унифицированных параметров одноэтажных зданий.

4.52.    Примыкание крановых эстакад к зданиям следует осуществлять с устройством вставок. При этом размеры вставок должны обеспечивать возможность устройства сквозных проходов на уровне подкрановых путей (в открытых эстакадах) и водостока с покрытия (в крытых эстакадах).

4.53.    Конструкции силосов следует проектировать в соответствии с требованиями «Указаний по проектированию силосов для сыпучих тел» (СН 302—65).

4.54.    Силосные склады следует проектировать, как правило, с круглыми силосами. Силосы, размещаемые внутри зданий, следует проектировать квадратными из сборных конструкций.

4.55.    Для пешеходных галерей, связывающих административно-бытовые помещения с производственными зданиями, допускается применение металлических ферм для пролетов 18, 24 и 30 ж с устройством проходов в пределах высоты ферм.

Внутренняя отделка помещений

4.56.    При назначении внутренней отделки помещений следует руководствоваться «Указаниями об ограничении применения штукатурки в строительстве» (СН 304—65) и «Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологнче-

13

ского оборудования промышленных предприятий» (СН 181—61).

4.57. Отделка внутренних поверхностей помещений, в которых производятся работы с сильно токсическими веществами (ртутью, кислотами и т. п.), должна быть предусмотрена согласно соответствующим санитарным требованиям.

Я. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ Общие положения

5.1.    При проектировании отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха предприятий, зданий и сооружений машиностроительной промышленности следует руководствоваться требованиями глав СНиП: Н-Г.7-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования»; 1-Г.5-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Оборудование, арматура и материалы»; Ш-Г.1-62 «Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений. Правила производства и приемки работ»; СН 245—63 и настоящими Указаниями.

Примечание. Указания не распространяются на автоматизированные производства и цехи.

5.2.    Для отопления основных производственных помещений следует предусматривать, как правило, системы воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией.

В небольших производственных, а также во вспомогательных помещениях допускается устройство систем отопления с местными нагревательными приборами.

5.3.    При недопустимости и невозможности применения аэрации, для уменьшения количества воздуха, подаваемого в помещения системами механической вентиляции, допускается предусматривать испарительное охлаждение приточного воздуха в теплый период года, если оно окажется более экономичным и менее энергоемким при технико-экономическом сравнении с вариантом подачи приточного воздуха механической вентиляцией без применения испарительного охлаждения.

19

5.4.    Рекомендуемые для отдельных цехов и отделений схемы вентиляции, способы подачи и удаления воздуха и значения коэффициента т, определяющего долю тепла, влияющего на температуру воздуха в рабочей зоне, а также рабочие места, для которых необходимо устройство воздушных душей, указаны в приложении 1.

2*

УДК 725.42 : 621 (083.96)

«Указания по строительному проектированию предприятий, зданий и сооружений машиностроительной промышленности» разработаны проектным институтом № 1 Госстроя СССР и Государственным проектным институтом № 6 Минстроя СССР при участии институтов: Гип-ротяжмаш Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Гипроприбор Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Гипростанок Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности, Гипроавто-пром Министерства автомобильной промышленности, Гипротракторосельхозмаш Министерства тракторного и •сельскохозяйственного машиностроения, Гипростройдор-маш Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Гипроэнергопром Министерства электротехнической промышленности, а также институтов Министерства судостроительной промышленности, Министерства авиационной промышленности и Министерства радиопромышленности.

С введением в действие настоящих Указаний утрачивают силу «Указания по строительному проектированию предприятий, зданий и сооружений машиностроительной промышленности» (СН 118—60).

Редакторы — инженеры Ф. М. Шлемин, А. М. Кошкин, А. С. Кудрявцева, Т. С. Ордынская (Госстрой СССР), С. Н. Сергеев, М. П. Ковальская (ЦНИИПромзда-ний), Я. М. Мац (ПИ-1), К. С. Зарецкий (ГПИ-6) и арх. Ю. Ф. Петров (Г1И-1).

3-2-4

План II кв. 1968 г., № 3

5.5. При определении расчетных параметров воздуха в рабочей зоне производственных помещений в соответствии с табл. 1 приложения 3 к СН 245—63 следует принимать приведенные ниже категории работ в отдельных производствах, если в технологической части проекта не указаны иные уточненные категории работ:

а)    производства, работа в которых относится к ката-гории работ средней тяжести:

цехи холодной обработки металлов и механосборочные цехи;

шлифовальные и заточные отделения; цехи сварных конструкций; сборочно-сварочные цехи; термические цехи; кузнечно-прессовые цехи;

деревообрабатывающие, модельные и ремонтно-строительные цехи;

цехи травления и металлопокрытий; окрасочные цехи;

отделения формовки и сушки форм и стержней и плавильно-заливочные отделения в литейных цехах;

комплексномеханизированные участки литейного производства;

цехи литья по выплавляемым моделям; железосборочные и коллекторные цехи, обмоточно-заготовительные и изоляционные цехи, обмоточно-укладочные цехи, цехи пропитки, формовочные цехи и испытательные станции электромеханических заводов;

вакуум-заготовительные цехи и вакуум-сборочные цехи заводов ртутных выпрямителей;

мельничные, намазочные и формировочные отделения, освинцовочные участки, сборочные и глетомешальные отделения, трубконабивочные участки заводов свинцовых аккумуляторов;

сборочные цехи и испытательные станции автомобильных заводов;

цехи агломерации боксита, подготовительные цехи электрокорунда и карбида, цехи карбида кремния, цехи шлифзерна, цехи микро- и шлифпорошка, цехи связок, цехи инструмента на керамической связке, цехи инструмента на бакелитовой связке абразивных заводов, за исключением отделений, приведенных в подпункте «б»;

б)    производства, работа в которых относится к категории тяжелой работы:

20

Строительные нормы

СН 118-68

Указания по строительному проектированию предприятий, зданий и сооружений машиностроительной промышленности

Взамен СН 118-60


Г осударственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений авиационной промышленности, автомобильной промышленности, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, приборостроения, средств автоматизации и систем управления, радиопромышленности, станкостроительной и инструментальной промышленности, строительного, дорожного и коммунального машиностроения, судостроительной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, химического и нефтяного машиностроения, электротехнической промышленности, предприятий и цехов электронной промышленности, а также предприятий других отраслей промышленности, в составе которых проектируются цехи машиностроительного профиля.

Пр и м е ч а н н е. Проектирование производственных зданий с герметизированными помещениями следует осуществлять с учетом «Временных указаний по проектированию производственных зданий с герметизированными помещениями (для точных производств)» (СН 317—65).

Внесены проектным институтом № 1 Госстроя СССР и Государственным проектным институтом № в

Минстроя СССР


Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 5 марта 1968 г.


Срок введения 1 октября

1968 г.


3


1.2.    Строительное проектирование промышленных предприятий надлежит осуществлять в соответствии со Строительными нормами и правилами, настоящими Указаниями, а также нормативными документами по строительному проектированию, перечисленными в «Перечне действующих общеобязательных нормативных документов по строительству», периодически издаваемом Госстроем СССР.

1.3.    Проектирование объектов для строительства в сейсмических районах и северной строительно-климатической зоне, в зонах распространения вечномерзлых или просадочных грунтов, а также в зонах влияний подземных горных выработок надлежит осуществлять с учетом дополнительных требований соответствующих нормативных документов.

1.4.    При разработке проектов новых и реконструируемых предприятий необходимо предусматривать повышение уровня их специализации и кооперирования, уделяя особое внимание созданию межотраслевых специализированных предприятий и цехов.

1.5.    Для вновь начинаемых строительством и подлежащих реконструкции предприятий должны быть определены основные требования, предъявляемые к архитектурно-художественному решению интерьеров (включая оборудование, электропроводки, трубопроводы и вентиляционные устройства), а также к благоустройству и озеленению территорий предприятий. При этом архитектурно-художественные решения интерьеров должны учитывать характер и назначение производства, климатические условия района строительства, температурновлажностный режим помещений, требования рационального освещения помещений и рабочих мест, требования безопасности и охраны труда, а решения по благоустройству и озеленению территорий должны учитывать требования отдельных производств к зеленым насаждениям, характер грунтов и почв.

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

2.1. При проектировании генеральных планов промышленных предприятий следует руководствоваться главой СНиП П-М.1-62 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования», настоящими Указаниями и схемой районной планировки с уче-

4

том перспективного развития данной отрасли промышленности и технологических особенностей различных производств.

Решение генерального плана должно обеспечивать контрольные показатели плотности застройки за счет:

блокирования зданий;

установления минимально допустимых разрывов между зданиями;

отказа от устройства малодеятельных железнодорожных вводов на территорию предприятий (если по технико-экономическим расчетам целесообразнее применение других видов транспорта);

отказа от устройства железнодорожных вводов в производственные здания, если это не вызывается спецификой технологии.

2.2.    В проектах генеральных планов должны быть предусмотрены решения по благоустройству, включая в необходимых случаях поливочную систему, и озеленению территории с учетом характера производства и местных природных условий.

2.3.    При выборе пункта и площадки строительства промышленные предприятия, вне зависимости от их ведомственной подчиненности, необходимо размещать не обособленно, а в группах на одной или смежных площадках и проектировать для них общие вспомогательные производства и хозяйства, инженерные сооружения, железные и автомобильные дороги, сети энергоснабжения, водоснабжения, канализации и другие объекты.

2.4.    Для групп машиностроительных предприятий, получающих сырье и отправляющих продукцию по железной дороге мелкими партиями, а также для предприятий с небольшим грузооборотом (до 200 т в сутки) целесообразно создавать районные или общеузлоьые прирельсовые склады (базы).

В каждом конкретном случае вопрос о целесообразности выноса всех или части складов с территории предприятий и объединения их с другими аналогичными складами в районных или общеузловых складах (базах) или устройство прирельсовых складов на территории предприятий надлежит решать на основании данных технико-экономического расчета.

2.5.    При проектировании генеральных планов предприятий прецизионных приборных подшипников класса точности «С» и выше, прецизионного станкостроения и

5

прецизионных подшипников, технологический процесс производства которых должен осуществляться в условиях особой чистоты, следует руководствоваться СН 317—65.

2.6.    При проектировании машиностроительных предприятий следует предусматривать блокирование основных, подсобных и обслуживающих цехов, складов и вспомогательных помещений в одном или нескольких зданиях, учитывая при этом особенности технологических процессов, санитарные и противопожарные требования.

2.7.    Блокирование цехов и служб машиностроительных предприятий следует осуществлять путем:

объединения производств с однородным технологическим процессом;

объединения производств, различных по технологическому процессу, если это не противоречит санитарным условиям и правилам техники безопасности;

объединения подсобных и обслуживающих цехов и служб.

С этой целью рекомендуется:

а)    объединение всех механосборочных, подсобных и обслуживающих цехов;

б)    объединение цеха металлических конструкций с механосборочным цехом при наличии между ними технологической взаимосвязи;

в)    объединение механосборочных, холоднопрессовых и сварочных цехов;

г)    объединение закрытых складов, за исключением базисных складов легковоспламеняющихся, горючих и взрывоопасных веществ;

д)    объединение объектов энергетического и вспомогательного хозяйства с производственными зданиями:

компрессорных станций — при соблюдении требований, изложенных в «Правилах устройства и безопасности эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов», утвержденных постановлением Секретариата ВЦСПС 22 июня 1963 г., с учетом изменений, перечисленных в п. 12 протокола № 35 постановления Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 г.;

кислородных и других станций, вырабатывающих кислород и другие продукты разделения воздуха, с соблюдением требований «Указаний по проектированию

8

производства кислорода и других продуктов разделения воздуха» (У 866-00-3);

ацетиленовых станций с соблюдением требований «Указаний по проектированию производства ацетилена для газопламенной обработки металлов» (У 867-00-4);

центральных распределительных пунктов и трансформаторных подстанций мощностью до 1000 ква включительно, распределительных пунктов до 10 ква, если невозможно их открытое или полуоткрытое расположение вне зданий;

котельных производительностью до 10 т пара в 1 ч, если невозможно их открытое или полуоткрытое расположение вне зданий;

насосных станций водоснабжения, депо электрокар; фреоновых холодильных установок, вентиляционных камер и помещений кондиционеров.

Примечание. При размещении базисных и расходных складов химикатов, ядов, взрывоопасных веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей противопожарные и санитарные требования надлежит предусматривать согласно специальным указаниям, утвержденным и согласованным с Госстроем СССР в установленном порядке.

2.8.    В случае блокирования в одном здании кузнечных, штамповочных и других цехов с динамическими нагрузками и механосборочных цехов необходимо предусматривать мероприятия, исключающие влияние динамичности на требуемую точность обработки и сборки изделий.

2.9.    Допускается блокирование предприятий машиностроения с предприятиями других отраслей промышленности, если их блокирование не противоречит условиям производства, правилам и нормам охраны труда, пожарным и санитарным требованиям, а также условиям перспективного развития блокируемых предприятий.

2.10.    При блокировании цехов и застройке территории предприятий необходимо учитывать, что цехи и отделения с большим выделением тепла и вредностей (сушильно-пропиточные, окрасочные, металлопокрытий, электролитические, изоляционные, обмоточные, термические, отжига электротехнической стали), машинные залы испытательных станций и лабораторий желательно располагать у наружных стен зданий и отделять от других цехов предприятия стенами или проходами.

7

2.11.    Открытые подстанции следует размещать с наветренной стороны от производств, выделяющих пыль и агрессивные газы.

2.12.    Производственные здания с железнодорожными подъездами и вводами следует располагать в одной зоне, совмещая па одном железнодорожном вводе фронты приема и отправки грузов; при этом объекты с наибольшим грузооборотом следует размещать на входной части этих путей.

2.13.    Для предприятий, где предусматриваются перевозки грузов в контейнерах, на генплане необходимо предусматривать площадки для контейнеров, если такая площадка не создается в пределах производственного корпуса.

2.14.    Ограждения территорий предприятий надлежит проектировать в соответствии с «Указаниями по проектированию ограждений территорий и участков предприятий, зданий и сооружений» (СН 348—66).

3. ТРАНСПОРТ, автомобильный и железные ДОРОГИ

3.1.    Проектирование подъездных и внутризаводских железных и автомобильных дорог предприятий машиностроительной промышленности надлежит производить руководствуясь требованиями главСНиП: П-Д.1-62 «Железные дороги колеи 1524 мм общей сети. Нормы проектирования»; П-Д.2-62 «Железные дороги колеи 1524 мм промышленных предприятий. Нормы проектирования»; 11-Д.5-62 «Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования»; 11-Д.6-62 «Автомобильные дороги промышленных предприятий. Нормы проектирования»; И-Д.7-62 «Мосты и трубы. Нормы проектирования»; 11-МЛ-62, II-K.3-62 «Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования» и настоящими Указаниями.

3.2.    Проектирование внутрицехового и межцехового транспорта надлежит производить с учетом требований главы СНиП II-M.2-62 «Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования»; проектирование трубопроводов — с учетом требований главы СНиП Н-Г. 14-62 «Технологические стальные трубопроводы с условным давлением по 100 кгс/см2 включительно. Нормы проектирования», главы СНиП П-Д. 10-62 «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования» и настоящих Указаний.

8

Внутрицеховой транспорт

3.3.    Выбор вида и типа внутрицехового транспорта следует производить в соответствии с технологическими процессами и средствами механизации проектируемого предприятия, в зависимости от количества и рода перевозимых грузов, характера производимых транспортных операций и применяемых механизмов для погрузки, выгрузки, перемещения грузов и т. п.

3.4.    Для перемещения грузов весом до 5 г включительно не допускается применение мостовых опорных кранов и рекомендуется применять подвесное подъемнотранспортное оборудование в виде конвейеров или подвесных кран-балок, а там, где это целесообразно, следует применять пневмо- и гидротранспорт.

Для передачи грузов из пролета в пролет, где это необходимо, грузовые тележки подвесных кранов рекомендуется перемещать по переходным устройствам.

3.5.    Применение консольно-передвижных кранов следует допускать только в виде исключения при специальном обосновании. Консольно-поворотные стационарные стрелы рекомендуется предусматривать встроенными в оборудование или на отдельно стоящих стойках.

Применение мостовых кранов любой грузоподъемности только для монтажа и ремонта оборудования, как правило, не допускается. Для этих целей надлежит применять преимущественно самоходные краны и другие виды напольного транспорта. Применение мостовых кранов может быть допущено в виде исключения в каждом отдельном случае при соответствующем технико-экономическом обосновании.

3.6.    Вместо открытых эстакад с мостовыми кранами следует во всех возможных случаях применять башенные, козловые, портальные и другие аналогичные краны, а также наземные безрельсовые краны.

3.7.    Для внутрицехового транспорта следует применять:

а)    на сборочных линиях — напольные и подвесные конвейеры;

б)    для транспортирования штучных грузов в массовом и крупносерийном производствах — подвесные конвейеры грузонесущего и толкающего типов;

в)    для транспортирования инструмента, заготовок, деталей и других мелких грузов — подвесные и напольные