МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНСТРОЙ РОССИИ)
Садовая-Самотечнаяух. д. 10/23. строение I. Мекква. 127994 тел. (495) 754-85-80. факс (495) 734-85-90
■МСЪ Y.e/5 № -Х5/Р- &/ej>
На Hi_от_
По вопросу разъяснения отдельных положений нормативно-технической базы в строительстве
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрено обращение ООО Девелопмент-проект от 13 марта 2015 г. № 23 по вопросу разъяснения отдельных положений нормативно-технической базы в строительстве и сообщается следующее.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) и требований стандартов и сводов правил.
Деятельность по разработке и утверждению сводов правил регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Федеральным законом № 384-ФЗ, Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».
Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям техничеоких регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними
2
процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что при разработке проекта свода правил разработчиком учитываются общие требования к построению, изложению и оформлению документов, установленные для национальных стандартов.
Указанные требования определены ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены». Правила оформления и изложения изменений к стандартам регламентированы разделом 6 ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
Предложения о разработке сводов правил заинтересованные лица при необходимости могут направить разработчику. При этом предложения должны содержать обоснование целесообразности разработки сводов правил, сведения об использовании при их разработке требований международных стандартов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти.
Перечни национальных стандартов и своды правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденные в установленном законом порядке, применяются на обязательной и добровольной основе и обеспечивают соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применяемых на обязательной основе утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р, перечень документов в области стандартизации, применяемых на добровольной основе утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2011 г. № 2244.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон) обязательными для применения являются положения национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее - Перечень).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указанный Перечень вступает в силу с 1 июля 2015 г., при этом одновременно признается
3
утратившим силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р.
Ознакомиться с основными национальными стандартами и сводами правил относящихся к сфере строительства можно на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации www.minstroyrf.ru, а также на сайте certif.org/fcs/index_archn.html Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», осуществляющего свою деятельность в пределах устава в целях содействия Минстрою России.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, обязанности по разъяснению национальных стандартов и сводов правил на Минстрой России не возложены.
Дополнительно сообщаем, что для получения информации по разделам СП «Актуализированная редакция СНиП» Минстрой России рекомендует обратиться к разработчику.
Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
АЕЗЕПОПМЕИТ-ПРОЕКТ
Юр. Адрес: Зиповская ул., д.З, г. Краснодар, 3S0010, факт. Адрес: Московская, 59/1, г. Краснодар, 350075 Тел./факс (861)274-46-16, сайт: www.develproject.ru, ал. почта: develproject@mail.ru ИНН 2310078963 КПП 231001001 ОКПО 13632285 ОГРН 1022301619669
от -/.■# С Л 2015г. № '7? _
на_от_
Заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Рейльяну Ю.У.
О легитимности разъяснений норм ФОИВ и авторами СП
О закреплении подаче разъяснении именно организации-разработчика СП (СНнП)
Уважаемый Юрий Угович!
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1038 и Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Минстроя России от 20 марта 2014 г. № 107/пр (далее Регламент).
Пунктом 14.5 Регламента, определено, что в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Так же в соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. №452 разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность. В отношении нормативных технических документов в строительстве таких обязанностей на Минстрой России не возложено.
Таким образом, Минстрой России нс наделен полномочиями по разъяснению и практики применения нормативных технических документов
1
в строительстве. В свою очередь, разработчики СП (ранее СНиП) не обладают полномочиями по разъяснению таких документов, данная процедура законодательно не установлена. В итоге получается, что никто ни за что не отвечает. При этом в последнее время вновь поднимается вопрос о введении института ГИПа и ГАПа по установлению ответственности инженеров и архитекторов за их решения. Для начала следует разобраться с нормативной и законодательной базой, кот. должна всеми участниками строительного процесса толковаться одинаково.
В случае же наличия ответов Минстроя России и Разработчика СП (ранее СНиП) по одному и тому же вопросу - чей ответ будет легитимным в органах экспертизы, государственного строительного надзора, технического заказчика? Практика ведения переписки с ФОИВ по интересующим вопросам показывает на принципиальные отличия в ответах, что вводит в еще большие разногласия.
Предложения:
1. Закрепить документально (например, информационным письмом Минстроя России) организацию-разработчика по каждому СП (ранее СНиП) с указанием полной контактной информации этих организаций. Ответы на письма по разъяснению разработанного документа выполняются исключительно на безвозмездной основе. При направлении ответа в копию ставить Минстрой России для аккумулирования проблематики в едином координационном центре.
2. Закрепить документально ответственность организации-разработчика и ответственной организации, принявшей такую работу по своду правил (ошибки, противоречия, дублирование, неточности и т.д.).
3. Включить во все актуализированные СНиП (СП) авторские коллективы разработчиков документов (возможно по главам).
В адрес Минстроя России (Минрегиона России и Госстроя России) неоднократно направлялись Сводки замечаний и предложений по актуализированным СНиПам (СП), которые были проигнорированы. Нормативные технические документы, вошедшие в Постановление Правительства №1521 (в развитие 384-ФЗ) содержат множество ошибок, опечаток и т.д., с чем неизбежно столкнутся проектировщики после 1 июля 2015г. Замечания по Постановлению Правительства №1521 в адрес Минстроя направили ранее (Вх. 14313/мс от 19.02.2015 исп. Маренок С.П.).