Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

7 страниц

136.00 ₽

Купить Письмо 01/67945-АС — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Дата введения31.07.2014
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

31.07.2014УтвержденМинистерство юстиции Российской Федерации01/67945-АС
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7

МИНИСТЕРСТВО юстиции РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЮСТ РОССИИ)

Житная ул., д. 14, Москва, 119991 тел (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-79 E-mail: info@jninjust.ru

3/07 JO/г/    №

На№ 4072-ОФдаи^ 03.03.2014

Статс-секретарю -заместителю Министра экономического развития Российской Федерации

О.В. Фомичеву


Уважаемый Олег Владиславович!

Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрено письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.03.2014 № 4072-ОФ/Д26и (далее - письмо).

Сообщаем, что Министерству юстиции Российской Федерации законодательством Российской Федерации, в частности. Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, нс предоставлены полномочия по разъяснению практики применения действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).

При этом полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ свод правил -документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Также в названной статье Федерального закона № 184-ФЗ определено, что стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

2

В указанной статье Федерального закона № 184-ФЗ определена правовая природа таких документов, как стандарты и своды правил.

Исходя из определения стандартов и сводов правил, они являются документами добровольного применения.

Стандарты разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Федеральным законом № 184-ФЗ.

Для сводов правил Правительством Российской Федерации также усыновлены особые правила разработки и утверждения (постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»).

Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Федеральною закона № 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Согласно части I статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона.

Таким образом, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации предусмотрено применение определенных Правительством Российской Федерации стандартов и сводов правил (отдельных положений стандартов и сводов правил) на обязательной основе.

Вместе с тем необходимо отметить, что в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010    №    1047-р    (далее - Перечень), помимо постановления

Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17.09.2002 № 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (СНиП 12-04-2002) (далее - Постановление) зарегистрированного Минюстом России 18.10.2002, регистрационный № 3880, включены и акты в государственной регистрации которых Минюстом России было отказано (например: постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22.03.2001 № 35 «О принятии и введении в действие СНиП «Дома жилые одноквартирные» (письмо Минюста России от 15.03.2004 № 07/2735-ЮД) (пункт 73 Перечня), от 23.06.2003 № 108 «О принятии и введении в действие строительных норм и

3

правил «Общественные здания административного назначения» (письмо Минюста России от 15.04.2004 № 07/3893-ЮД) (пункт 83 Перечня)).

При этом, согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с подпунктом 5.2.9. пункта 5.2. Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 18.11.2013 № 1038, своды правил и другие нормативно-технические документы добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», отнесены к нормативным правовым актам.

Учитывая принципиальный харакгер затронутых в письме вопросов, полагаем, что вопрос устранения возникшей в законодательстве Российской Федерации коллизии относительно неопределенности правового статуса стандартов и сводов правил целесообразно вынести на обсуждение в Правительство Российской Федерации.

В отношении Постановления сообщаем следующее.

Постановление зарегистрировано Минюстом России до вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ, а именно 18.10.2002.

Отдельные положения СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» включены в Перечень.

Внесение изменений в нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или признание eix> утратившим силу осуществляется органом, издавшим данный акт (его правопреемником).

А.А. Смирнов

Статс-сскрстарю-заместителю Министра юстиции Российской Федерации

Ю.С. Любимову


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) СТАТС-СЕКРЕТАРЬ-ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

ул. ГяТвсрскаи-Ячскаи. л. 1.3. Москва.

ГСП-3. А-47. 12599)

Тел. <495} 694-0J-53. Факс <499» 251 69-65 E-mail: mineconomWeconomy.gov.ru



Об обязательном применении государственных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, утвержденный    распоряжением

Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р

Уважаемый Юрий Сергеевич!

В настоящее время существует правовая неопределенность в отношении обязательности применения государственных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р (далее - перечень).

Согласно абзацу четвертому части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184) требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, не включенные в технические регламенты, не могут носить обязательный характер.

2

Кроме того, на основании абзацев двадцать второго и двадцать восьмого статьи 2 Закона № 184 национальные стандарты и своды правил применяются исключительно на добровольной основе.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона.

Минэкономразвития России считает, что применение национальных стандартов и сводов правил (их отдельных положений), включенных в перечень, на обязательной основе противоречит нормам Закона № 184.

В настоящее время данный перечень включает 91 документ, в том числе 8 государственных стандартов и 83 свода правил. При этом следует обратить внимание, что по информации, полученной из справочно-правовых систем, Минюстом России зарегистрировано 2 свода правил, содержащихся в перечне.

Так, например, пункт 77 перечня указывает на обязательное применение разделов 3 - 9, 10 (пунктов 10.1.1, 10.1.3, 10.1.4, 10.2.1 - 10.2.9, 10.3.1 - 10.3.7), II, 12 (пункты 12.1.1, 12.1.3 - 12.1.5, 12.2.2 - 12.2.7, 12.3.1 - 12.3.10), 13 (пункты 13.1.1 -13.1.4,13.2.2-13.2.7, 13.3.1 - 13.3.5), 14 (пунктов 14.1.1, 14.1.3-14.1.6,14.2.1 -14.2.7, 14.3.1 -14.3.6), 15,16 (пунктов 16.1.1 -16.1.3,16.2.1 - 16.2.8,16.2.10- 162.13, 16.3.1 -16.3.22, 16.4.1 - 16.4.8), 17 Свода правил «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Сгроитсльнос производство. СНи11 12-04-2002», утвержденного постановлением Госстроя России от 17 сентября 2002 г. № 123. Указанный свод правил зарегистрирован в Минюсте России 18 октября 2002 г. № 3880.

В этой связи остаются неясными правовые основания обязательности применения лишь отдельных положений указанного свода правил в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р, поскольку указанный акт прошел процедуру государственной регистрации и, соответственно, на основании Правил подготовки нормативных правовых актов

3

федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Правила № 1009), является нормативным правовым актом.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 10 Правил № 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, а также имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

При этом в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88, технические акты, в том числе государсгвенные стандарты и своды правил, не подлежат представлению на государственную регистрацию в случае, если они не содержат нормативных предписаний.

Вместе с тем Минэкономразвития России считает, что включенные в перечень государственные стандарты и своды правил (их отдельные положения) содержат обязательные требования, рассчитанные на неоднократное применение и обращенные к неопределенному кругу лиц, и поэтому являются нормативными правовыми актами.

Кроме того, применение таких государственных стандартов и сводов правил (их отдельных положений) может необоснованно затруднять ведение предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, в настоящее время в Минэкономразвития России поступают запросы от субъектов предпринимательской деятельности, содержащие информацию о том, что применение государственных стандартов и сводов правил (их отдельных положений), включенных в перечень, влечет возникновение дополнительных расходов.

Учитывая, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 «Об экспертизе

4

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» является уполномоченным органом на проведение экспертизы действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, просим дать разъяснения о правовом статусе государственных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, разъяснения в части необходимости или отсутствии необходимости государственной регистрации указанных государственных стандартов и сводов правил, а также высказать позицию в отношении необходимости установления особенностей порядка разработки таких государственных стандартов и сводов правил.