Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

169 страниц

Купить ПОТ РЖД 4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основные требования безопасности к организации и выполнению работ по осмотру, содержанию и ремонту железнодорожного пути, путевых устройств и инженерных сооружений ОАО "РЖД"

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие требования

II. Требования охраны труда при организации и проведении работ на перегонах и железнодорожных станциях

     2.1. Требования охраны труда при следовании работников к месту работы и обратно

     2.2. Требования охраны труда к организации работ

     2.3. Требования охраны труда при выполнении работ с применением путевых механизмов, ручного и механизированного инструмента и приспособлений

     2.4. Требования охраны труда при выполнении работ с применением путевых машин

     2.5. Требования охраны труда при содержании и ремонте земляного полотна и водоотводных сооружений

     2.6. Требования охраны труда при работах на железнодорожных мостах, тоннелях и других инженерных сооружениях

     2.7. Требования охраны труда при работах на электрифицированных участках железнодорожного пути

     2.8. Требования охраны труда при очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега и текущем содержании стрелочных переводов

     2.9. Требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах

     2.10. Требования охраны труда при сварочных работах

     2.11. Требования охраны труда при работе с ядохимикатами, пестицидами по уничтожению растительности на железнодорожных путях

     2.12. Требования охраны труда при работе на участках пути, загрязненных опасными и вредными веществами

     2.13. Требования охраны труда при работах на лавиноопасных участках железнодорожного пути

     2.14. Требования охраны труда при работе на высоте

     2.15. Требования охраны труда при окрасочных работах

III. Требования охраны труда к производственным процессам, территориям, помещениям и организации рабочих мест на производственных базах структурных подразделений

     3.1. Требования охраны труда при маневровых работах на производственных базах

     3.2. Требования охраны труда при сборке и разборке звеньев рельсошпальной решетки

     3.3. Требования охраны труда при дроблении железобетонных шпал на щебень с применением специализированного комплекса утилизации шпал

     3.4. Требования к территориям, помещениям, производственным площадкам и рабочим местам

IV. Требования к путевым машинам, производственному оборудованию, приспособлениям и инструменту, их размещению и организации рабочих мест

V. Требования к хранению, транспортированию и складированию материалов верхнего строения железнодорожного пути для обеспечения охраны труда работников

VI. Требования к санитарно-бытовому обеспечению

     6.1. Требования к санитарно-бытовым помещениям и обеспечению работников питьевой водой, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

     6.2. Требования к применению, хранению, стирке, химической чистке и ремонту средств индивидуальной защиты

VII. Требования экологической безопасности

     7.1. Общие требования

     7.2. Требования по обеспечению экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха

     7.3. Требования по обеспечению экологической безопасности в области охраны водных ресурсов

     7.4. Требования по обеспечению экологической безопасности в области охраны земельных ресурсов

     7.5. Требования к условиям накопления отходов производства и потребления I класса опасности

     7.6. Требования к условиям накопления отходов производства и потребления II класса опасности

     7.7. Требования к условиям накопления отходов производства и потребления III класса опасности

     7.8. Требования к условиям накопления отходов производства и потребления IV класса опасности

     7.9. Требования к условиям накопления отходов производства и потребления V класса опасности

     7.10. Требования экологической безопасности при выполнении технологических процессов по ремонту железнодорожного пути на перегонах, железнодорожных станциях, на базах структурных подразделений

VIII. Требования пожарной безопасности

     8.1. Общие требования

     8.2. Требования пожарной безопасности при содержании полосы отвода, инженерных сооружений

     8.3. Требования к производственным зданиям, помещениям и территориям структурных подразделений и оснащению их средствами пожарной сигнализации и пожаротушения

     8.4. Требования к обеспечению пожарной безопасности и оснащению путевых машин различных типов и служебно-бытовых вагонов средствами пожарной сигнализации и пожаротушения

IX. Требования промышленной безопасности

     9.1. Общие требования

     9.2. Требования к грузоподъемным кранам и другому производственному оборудованию путевых машинных станций и дистанций пути

Приложение 1. Перечень нормативных документов, на которые в тексте правил даны ссылки

Приложение 2. Допустимая крутизна откосов и способы крепления стенок котлованов и траншей

Приложение 3. Схемы установки временных перемычек на электрифицированных участках пути

Приложение 4. Допускаемая высота подъема фермы укладочного крана в зависимости от фактической высоты подвески контактного провода

Приложение 5. Количество рельсов в пакете, поперечин, прокладок, цепей и стоек, укладываемых на платформы

 
Дата введения01.03.2014
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

04.02.2014УтвержденОАО РЖД255р
ИзданЦЕНТРМАГ2020 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПУТЕВОГО КОМПЛЕКСА ОАО «РЖД»


ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ПРАВИЛА

по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО «РЖД»

ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013

Москва

ЦЕНТРМАГ

2020

ственным надзором опытных работников, назначенных приказом руководителя структурного подразделения.

При выполнении работ на высоте необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе на высоте [40].

(п. 1.22 в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 25.11.2015 № 2757р)

1.23.    Работники, назначенные сигналистами, должны пройти специальное обучение в учебном центре профессиональных квалификаций.

1.24.    Все работники, прошедшие специальное обучение, должны иметь удостоверения (свидетельства) на право управления или выполнения соответствующих видов работ.

1.25.    Работники структурного подразделения должны быть обеспечены соответствующей сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением [41].

1.26.    При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники структурного подразделения, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а на сигналистах, кроме того, должны быть сигнальные головные уборы и специальные нарукавники для отличия от других членов бригады.

1.27.    Порядок выдачи, хранения, пользования, чистки и обезвреживания спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [42] и Порядку обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты [43].

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть исправны, испытаны, соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

Работники не должны допускаться к работе без специальной одежды, специальной обуви и других необходимых по условиям работы СИЗ. Руководитель работ должен контролировать правильное использование работниками СИЗ и отстранять работников от выполнения трудовых обязанностей в случае неприменения ими СИЗ.

Организация работ, связанная с химической чисткой и стиркой спецодежды, должна соответствовать Межотраслевым правилам по охране труда при химической чистке, стирке [44].

1.28.    В структурных подразделениях должны быть оборудованы кабинеты охраны труда или уголки охраны труда в соответствии с Рекомендациями

по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [45] и Положением о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта [46].

1.29.    Разрабатываемые технологические документы по содержанию и ремонту пути и сооружений должны содержать требования пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047 [47].

1.30.    Общие требования к устройству, содержанию помещений и территорий, организации и ведению технологических процессов в помещениях и на территории структурных подразделений, на железнодорожных путях перегонов и станций должны соответствовать Правилам противопожарного режима в Российской Федерации [48], ГОСТ 12.1.004 [4], Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [49], другим нормативным документам, регламентирующим требования пожарной безопасности.

1.31.    Для производственных и складских помещений структурных подразделений в соответствии с СП 56.13330 [50], СП 12.13130 [51] и Ведомственными нормами технологического проектирования ВНТП 05-97 [52] в части, не противоречащей СП 12.13130, должны быть определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

1.32.    При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках структурных подразделений должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями глав 7.3 и 7.4 Правил устройства электроустановок [53].

1.33.    Установки пожарной сигнализации и пожаротушения для различных помещений структурных подразделений должны соответствовать требованиям СГ15.13130 [54], системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны соответствовать СП 3.13130 [157], а оснащение первичными средствами пожаротушения - требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения [55].

Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

Б структурных подразделениях должны быть разработаны, утверждены руководителем и вывешены на видных местах в зданиях поэтажные планы (схемы) эвакуации работников из помещений на случай пожара или аварийной ситуации.

1.34.    Разрабатываемые технологические документы по содержанию и ремонту пути и сооружений, организация и ведение технологических процессов, должны соответствовать стандартам безопасности труда, правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, сводам правил, строительным нормам и правилам, настоящим правилам и другим нормативнотехническим и технологическим документам на соответствующие процессы.

Технологические документы (технологические инструкции, карты технологических процессов, маршрутные карты, операционные карты и другие документы) должны утверждаться в установленном порядке после проверки отражения (наличия) в них требований безопасности труда.

Технологические документы по содержанию и ремонту пути и сооружений должны содержать требования безопасности труда в соответствии с ГОСТ 3.1120 [56].

1.35.    В целях охраны окружающей среды на производственных базах структурных подразделений необходимо обеспечивать исправное состояние вентиляционного оборудования и очистных сооружений.

1.36.    На территориях производственных баз структурных подразделений должны быть установлены емкости для раздельного сбора, накопления и хранения различных видов отходов.

1.37.    Поверхностные воды с территории производственных баз структурных подразделений должны отводиться по исправным водоотводным устройствам, полностью закрытых или перекрытых в местах прохода работников.

Сброс с территорий структурных подразделений загрязненных нефтепродуктами производственных сточных вод должен осуществляться на очистные сооружения.

1.38.    Руководители структурных подразделений обязаны обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для всех профессий работников и видов выполняемых работ на основе настоящих Правил, инструкций по охране труда ОАО «РЖД», утвержденных в установленном порядке, и в соответствии с Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда [57], с учетом конкретных и специфичных условий труда на производственных базах структурных подразделений, железнодорожных станциях и перегонах.

1.39.    Руководители структурных подразделений должны обеспечивать работникам режимы рабочего времени и время отдыха в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [58], Положением о режиме труда и отдыха для монтеров пути при производстве путевых работ в зависимости от интенсивности движения поездов [59], Режимами труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях [60] и правилами внутреннего трудового распорядка для работников структурного подразделения, а также конкретными условиями труда для каждого технологического процесса, характера производственной деятельности.

Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1] и нормативными актами Российской Федерации по результатам специальной оценки условий труда устанавливают компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда). Работникам, привлекаемым к выполнению работ по погрузке, раз-

грузке, транспортировке ядохимикатов, пестицидов, к работам, связанным с химическим уничтожением растительности устанавливают соответствующую компенсацию.

1.40.    Руководители структурного подразделения при работе на открытом воздухе в холодное время года должны предусматривать кратковременные перерывы для обогрева работников в пунктах обогрева (модульных пунктах).

1.41.    Руководители структурного подразделения на участках с радиоактивным загрязнением обязаны соблюдать специально разработанные для данной местности режимы рабочего времени и времени отдыха работников.

1.42.    В структурных подразделениях должны быть установлены режимы рабочего времени и времени отдыха для работников пути, производящих работы в тоннелях.

1.43.    При проезде работников структурного подразделения к месту производства работ и обратно в пределах обслуживаемого участка специальными рабочими поездами, время, затраченное в пути сверх предусмотренного графиком движения этих поездов, должно включаться в рабочее время. Если место производства работ находится за пределами обслуживаемого участка, то время проезда должно включаться в рабочее время по 8 часов за каждые 24 часа проезда при пятидневной рабочей неделе.

1.44.    В рабочее время работников, в том числе специалистов, обслуживающих путевые машины, включается: время на подготовку машины к работе, время непосредственной работы на машине, ожидание прицепки и отцепки от локомотива, ожидание отправления, следование по перегону, маневры на станции и постановку машины в тупик.

Время, затраченное на подготовку, погрузку и разгрузку хоппер-дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное положение, а также на технический уход, включается в рабочее время каждого работника бригады, обслуживающей хоппер-дозаторы и думпкары в соответствии с графиком работ.

1.45.    В период летних пу тевых работ для работников пу тевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин, в отдельных случаях, с их письменного согласия, и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междус-менного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц.

Неиспользованное время полагающегося междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам путем предоставления дополнительного времени отдыха по окончании летних путевых работ, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

1.46.    Производство маневровой работы, закрепление и ограждение железнодорожного подвижного состава и путевых машин на железнодорожных путях перегонов и станций должно осуществляться в соответствии

с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 8 к ПТЭ [33]).

На железнодорожных путях структурных подразделений маневровая работа, закрепление и ограждение железнодорожного подвижного состава и путевых машин должна производиться в соответствии с инструкцией по производству маневровой работы, учитывающей специфику и местные условия структурного подразделения.

Ограждение мест производства работ на железнодорожных путях перегонов и станций должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 7 к ПТЭ [33]) и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [62].

1.47.    Производство работ по содержанию и ремонту пути и сооружений, сварке, наплавке, шлифовании и резке рельсов на железнодорожных путях перегонов и станций не допускается при сильном ветре (6 баллов и более (в горных местностях при скорости ветра свыше 8,5 м/с, а в равнинных местностях свыше 11 м/с)), ливневом дожде, густом тумане (видимость менее 50 м), снегопаде.

При приближении грозы должны быть прекращены все работы по содержанию и ремонту пути и сооружений, сварке, наплавке и резке рельсов на железнодорожных путях перегонов и станций.

1.48.    При выполнении работ но содержанию, техническому обслуживанию и ремонту пути и сооружений на линиях и участках железных дорог со скоростями движения поездов более 140 км/ч до 200 км/ч и высокоскоростных со скоростями движения поездов более 200 км/ч необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО «РЖД» [63].

1.49.    Контроль за состоянием охраны труда в структурных подразделениях должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД 15.014 [64].

1.50.    Исполнение производственных обязанностей работниками структурных подразделений, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, не допускается. К лицам, обнаруженным в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, должны приниматься меры по отстранению от работы в соответствии с распорядительным документом структурного подразделения.

1.51.    Старшие дорожные мастера, дорожные мастера, начальники и мастера самостоятельных подразделений и участков, мастера смен, бригадиры и другие руководители путевых работ являются ответственными за выполнение требований охраны труда и пожарной безопасности на своих участках работ.

1.52.    Руководители и работники структурных подразделений, допустившие нарушение требований нормативных документов, содержащих требования охраны труда, пожарной, экологической и промышленной безопасности, настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники должны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Руководители, получившие информацию от работников о нарушениях норм охраны труда и требований технологического процесса, угрожающих жизни и здоровью работников, и не принявшие меры к устранению данных нарушений, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ НА ПЕРЕГОНАХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ

2.1. Требования охраны труда при следовании работников к месту работы и обратно

2.1.1.    Перед выходом на работу руководитель работ (мастер, бригадир пути) должен:

•    проверить наличие сигнальных принадлежностей, средств связи, выписки из расписания движения поездов на участке планируемых работ, а на скоростном (высокоскоростном) участке, кроме этого, уточненной на день проведения работ выписки из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов;

•    убедиться лично или но телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

•    провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, ограждении места работ, безопасных приемах выполнения работ и порядке пропуска поездов.

2.1.2.    Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника (старшего группы).

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станции) должен осуществляться по маршрутам служебного прохода с учетом местных условий.

При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава руководитель работ должен принять меры по выводу работников, оказавшихся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения

поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 -140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях движения более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода поезда.

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 04.02.2015 № 235р)

2.1.3. При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) проход по пути допускается производить с соблюдением следующих требований безопасности:

•    руководитель работ должен предупредить работников об особой осторожности, находиться сзади группы работников и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания;

•    на двухпутном и многопутном участке необходимо идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения). На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров;

•    впереди и сзади группы должны идти специально выделенные и проинструктированные работники (сигналисты), ограждающие группу ручными сигналами остановки (днем - развернутым красным флагом, а в темное время суток - фонарем с красным огнем), так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналистам на расстоянии не менее 800 м и своевременно оповещать руководителя работ и группу работников о приближении поезда по радиостанции и звуком духового рожка;

•    в условиях плохой видимости (кривые участки пути малого радиуса, глубокие выемки, лесистая местность, наличие строений и другие места, где приближающийся поезд виден сигналисту на расстоянии менее 800 м, в темное время суток, сильный ветер, туман, метель, снегопад, ливневый дождь и другие неблагоприятные метеорологические условия, а также когда сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м и при неисправности радиосвязи) руководитель работ должен, кроме того, выделить двух промежуточных сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи от идущей группы и от основного сигналиста и повторять сигналы, подаваемые основными сигналистами.

Мри дальнейшем ухудшении метеорологических условий руководитель работ должен прекратить движение к месту работ, с места работ и обеспечить сход работников с пути.

При приближении поезда сигналисты должны подавать сигналы до тех пор, пока работники не сойдут с пути. Если группа работников своевремен-

но не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не менее чем за 400 м и подавать поезду сигналы остановки.

2.1.4.    При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также при рабо те дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования должны быть назначены работники в количестве, достаточном (но не менее двух работников), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять путевой инструмент и материалы с тележки и убрать тележки с пути, а также сигналисты. Остальные работники должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.

2.1.5.    Перевозка работников к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с Инструкцией по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог Российской Федерации [65]. Автотранспортные средства и железнодорожный подвижной состав для перевозки работников должны быть оснащены полным комплектом противопожарного инвентаря.

На транспортных средствах совместная перевозка работников и горючесмазочных материалов не допускается. При перевозке инструмента одновременно с работниками размещать его следует в специально отведенном для этой цели закрытом месте. Не допускается перевозить в автотранспортных средствах заправленный бензомоторный инструмент.

11еревозить работников на съемных дрезинах ТД-5, ИД и СМ-4 необходимо в соответствии с Инструкцией о порядке движения дрезин съемного типа на инфраструктуре ОАО «РЖД» [66].

2.1.6.    Машинистов путевых машин доставляют к месту работы и обратно в служебном помещении машины (если такое предусмотрено в конструкции машины), в кабинах управления, либо в специально оборудованном служебно-бытовом вагоне или автотранспортом.

Перевозить работников на путеукладочных кранах запрещается.

2.1.7.    При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места работ руководители структурных подразделений должны установить порядок доставки работников к месту работ и обратно с использованием средств передвижения, оборудованных для перевозки людей.

2.1.8.    На участках обращения пассажирских поездов местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.

При необходимости в местах посадки и высадки работников могут оборудоваться временные платформы для кратковременной на 2 - 3 мин. остановки указанных поездов.

11утевой и другой инструмент к месту работ должен доставляться путевыми тележками, дрезинами, автотранспортом, хозяйственными поездами.

2.1.9.    При отсутствии поездов местного и пригородного сообщения или несовпадения их времени отправления и обратного возвращения со временем начала и окончания работ руководители структурных подразде-

лений должны организовать специальные хозяйственные поезда, в состав которых включаются пассажирские вагоны и платформы для перевозки инструмента и материалов.

2.1.10.    Перевозить работников к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе, включая платформы дрезин, запрещается.

Работникам, сопровождающим хозяйственные (рабочие) поезда для разгрузки на перегоне материалов верхнего строения пути, допускается находиться на платформах при передвижении поезда, при этом они должны присесть и держаться руками за борта платформы. Разгрузку материалов верхнего строения пути производить только при полной остановке поезда.

2.1.11.    Хозяйственный поезд, предназначенный для организованной доставки работников к месту работ и обратно, должен сопровождать руководитель работ или другой работник, уполномоченный руководителем структурного подразделения.

На каждый вагон должен назначаться ответственный (мастер, бригадир пути), в обязанности которого входит обеспечение:

•    безопасного размещения работников в вагоне и порядка в пути следования;

•    безопасности при посадке в вагон и высадке из вагона;

•    организации разгрузки инструмента и материалов;

•    пожарной безопасности.

Ответственность за содержание вагонов хозяйственного поезда в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, освещение и отопление вагонов возлагается на руководителя структурного подразделения.

2.1.12.    Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных линиях должна производиться по команде мастера (бригадира пути) только на обочину пути. Места посадки и высадки на многопутных линиях устанавливаются руководителями структурных подразделений.

2.1.13.    Для доставки работников к месту работ и обратно автотранспортом должны использоваться автобусы, служебные автомобили или специально оборудованные грузовые (грузопассажирские) автомобили, отвечающие санитарным и пожарным требованиям. Использование личных автотранспортных средств запрещается.

При пересечении железнодорожных путей по переездам необорудованным автоматической сигнализацией водитель автомобиля при неудовлетворительной видимости должен остановиться, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить путевую бригаду, проехать через переезд и снова произвести посадку бригады.

2.1.14.    Ответственным за выпуск автотранспорта в исправном состоянии и оформление соответствующих путевых документов является главный механик или другой работник, назначенный приказом руководителя структурного подразделения.

Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии

алкогольного или иного опьянения, в болезненном или утомленном состоянии.

Перед выездом на линию водители транспортных средств, водители дрезин, машинисты мотовозов, путевых машин должны проходить пред-рейсовый медицинский осмотр.

При удаленности места стоянки транспортных средств от места нахождения структурного подразделения ответственным лицом за выпуск транспортных средств в исправном состоянии является водитель транспортного средства или машинист. Оформление путевых документов необходимо возлагать на начальника участка (старшего дорожного мастера) или дорожного мастера.

2.1.15. При нахождении на железнодорожном пути и в непосредственной близости от него во время следования работников к месту работы и обратно, а также при производстве работ, работникам запрещается пользоваться мобильными телефонами.

Переговоры по мобильным телефонам допускаются во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса пути при скорости движения поездов до 140 км/час. и не менее 6 м при скорости движения поездов более 140 км/ч.

Пользоваться мобильными телефонами разрешается в случаях крайней необходимости, связанных с обеспечением безопасности движения, несчастными случаями, пожарами, предотвращением террористических и противоправных действий.

2.2. Требования охраны труда к организации работ

2.2.1.    Работы по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути и искусственных сооружений выполняются в технологические окна и без закрытия перегона в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [62] и настоящими Правилами.

2.2.2.    Закрытие перегона или железнодорожных путей производится с разрешения владельца инфраструктуры по приказу поездного диспетчера. О предстоящем закрытии перегона на однопутном участке, на двух- и многопутном участке одного или нескольких железнодорожных путей начальник региональной дирекции управления движением уведомляет соответствующих руководителей работ.

До начала работ руководитель должен получить приказ от поездного диспетчера о состоявшемся закрытии перегона или железнодорожных путей и убедиться в ограждении места работ сигналами.

На электрифицированных участках пути после снятия напряжения с контактной сети и ее заземления представитель дистанции электроснабжения выдает на месте руководителю путевых работ письменное разрешение на производство работ.

2.2.3.    До начала работ, с учетом местных условий, должны быть установ-

ББК 31.2я723. П 92

реализация CENTRf/MAG

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ MHIEPHfc Г-МАГАЗИН

www.centrmag.ru

Информация для авторов, актуальный прайс-лист и подробно* описание продукции издательства на официальном сайте

Отдел продаж:    infO@centrmag.ru

(495) 374-67-62

_(800)707-21-74_


Текст подготовлен с использованием профессиональных юридических систем «Консультант Плюс» и «Гарант» и сверен с официальным источником

Распоряжение ОАО "РЖД” от 04.02.2014 № 255Р (ред. от 25.11.2015) "Об утверждении Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД” (вместе с "ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013. Правила..."). - М.:ЦЕНТРМАГ. -2020. - 168 с.

ISBN 978-5-903089-45-1

Правила устанавливают основные требования безопасности к организации и выполнению работ по осмотру, содержанию и ремонту железнодорожного пути, путевых устройств и инженерных сооружений (далее - пути и сооружений) ОАО «РЖД».

ISBN 978-5-903089-45-1

ББК 31.2я723.

©Верстка, дизайн «ЦЕНТРМАГ», 2020

лены сигнальные знаки «С» (о подаче свистка), выданы предупреждения на поезда и выставлены сигналисты с носимыми радиостанциями, духовыми рожками (мегафонами) в местах, определенных разделом IV Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение № 7 к ПТЭ) [33] и разделом 4 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [62].

Для предупреждения работников о приближении поезда по смежному пути при производстве путевых работ на одном из путей двух- или многопутного участка, независимо от того, какими сигналами ограждается место работ, на смежном пути должны устанавливаться сигнальные знаки «С», кроме случаев, когда смежный путь ограждается сигналами остановки. Руководитель работ должен определить места установки сигнальных знаков «С» исходя из местных условий видимости и слышимости звуковых сигналов.

На перегонах и станциях, оборудованных автоматическими системами оповещения работников о приближении поезда, места работ также должны ограждаться соответствующими сигналами.

При производстве работ на железнодорожных путях руководители работ, бригадиры, сигналисты, составители поездов, старшие в группе и другие работники в соответствии с технологическим процессом должны иметь носимые радиостанции, при необходимости могут использоваться устройства мобильной (сотовой спутниковой) радиосвязи. Не допускается производство работ при отсутствии связи между руководителем работ и сигналистами.

2.2.4.    Во всех случаях перед началом работ на путях и стрелочных переводах станции руководитель работ должен сделать соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46 с указанием места и времени начала и окончания производства путевых работ и средствах оповещения о подходе поездов в порядке, установленном Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [62].

Наличие подписи дежурного но станции в Журнале формы ДУ-46 под записью руководителя работ является разрешением для выполнения работ. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, разрешением для выполнения работ является согласие поездного диспетчера.

2.2.5.    При выполнении работ по устранению внезапно возникших неисправностей запись о начале и окончании работ разрешается заменять регистрируемой в этом журнале телефонограммой, передаваемой руководителем работ дежурному по станции (на участках с диспетчерской централизацией - поездному диспетчеру) с последующей личной подписью руководителя работ.

2.2.6.    Порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о месте производства путевых работ, в том числе выдачи предупреждений о повышенной бдительности, а путевых бригад - о движении поездов и ма-

ОАО


«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 4 февраля 2014 г. № 255р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО «РЖД»

Список изменяющих документов (в ред. распоряжений ОАО «РЖД» от 04.02.2015 № 235р, от 25.11.2015 № 2757р)

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работников при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса:

1.    Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2014 г. прилагаемые «Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО «РЖД» (далее - Правила) ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013.

2.    Руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

В.А.ГАПАНОВИЧ

организовать в установленном порядке изучение Правил.

Старший вице-президент ОАО «РЖД;

Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 04.02.2014 №255р

ПРАВИЛА по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО «РЖД»

ПОТ РЖД-4100612-ЦН-ЦДРП-022-2013

Список изменяющих документов (вред. распоряжений ОАО «РЖД» от 04.02.2015 Ж 235р, от 25.11.2015 Ж 2757р)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности к организации и выполнению работ по осмотру, содержанию и ремонту железнодорожного пути, путевых устройств и инженерных сооружений (далее - пути и сооружений) ОАО «РЖД».

Действие настоящих Правил распространяется на работы по осмотру, содержанию и ремонту пути и сооружений, выполняемые путевыми машинными станциями (далее - ПМС), специализированными путевыми машинными станциями (далее - СПМС), дистанциями пути (далее - ПЧ), механизированными дистанциями пути (далее - ПЧМ), дистанциями инженерных сооружений (далее - ПЧ ИССО), подразделениями дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин и другими подразделениями путевого комплекса ОАО «РЖД» (далее - структурными подразделениями).

1.2.    Обеспечение требований охраны труда работников при осмотре, содержании и ремонте пути и сооружений должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1] и другими законодательными актами об охране труда, настоящими Правилами, ГОСТ 12.3.002 [2], другими стандартами системы стандартов безопасности труда, межотраслевыми правилами по охране труда и иными нормативными документами, содержащими требования охраны труда, приведенными в приложении № 1 к настоящим Правилам.

1.3.    При содержании и ремонте пути и сооружений в соответствии с ГОСТ 12.0.003 [3] на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

•    движущийся железнодорожный подвижной состав и транспортные средства;

•    движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;

•    перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;

•    падающие с высоты рельсы, шпалы и другие материалы верхнего строения пути, предметы и инструменты;

•    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

•    наличие в воздухе рабочей зоны химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыли);

•    повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;

•    недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;

•    повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

•    повышенная и пониженная температура поверхностей металлических частей верхнего строения пути, оборудования и инструментов;

•    расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

•    повышенный уровень ионизирующих излучений при работах в зонах радиационного загрязнения;

•    физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

•    острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях материалов верхнего строения пути и оборудования, искры, брызги и выбросы раскаленного (расплавленного) металла;

•    химические факторы при работах с ядохимикатами, пестицидами и деревянными шпалами, пропитанными антисептиками.

Опасные факторы пожара (пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода) по ГОСТ 12.1.004 [4].

1.4.    Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003 (5], СП 51.13330 [6], ГОСТ 12.1.012 [7] и СН 2.2.4/2.1.8.566 [8].

1.5.    Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне в производственных помещениях структурных подразделений должны соответствовать СанПиН 2.2.4.548 [9].

1.6.    Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках и инженерных сооружениях должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 54984 [10], СП 52.13330 [11] и Нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта ОСТ 32.120 [12].

1.7.    Освещенность в кабинах управления, служебных и бытовых помещениях железнодорожно-строительных машин (далее - путевых машин), предельно допустимые уровни шума, инфразвука, вибрации, микроклимата

на рабочих местах работников путевых машин должны соответствовать СП 2.5.1336(13].

1.8.    Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГН 2.2.5.1313 [14] и ГОСТ 12.1.005 [15].

Предельно допустимая концентрация хризотилсодержащей (асбестовой) пыли на рабочих местах машинистов путевых машин, монтеров пути и других работников, занятых на работах с асбестосодержащим балластом, не должна превышать 2,0 мг/м3 (максимальная разовая) и 0,5 мг/м3 (среднесменная).

Содержание микроорганизмов в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГН 2.2.6.2178(16].

1.9.    При работах в зонах радиационного загрязнения необходимо обеспечивать выполнение требований СанПиН 2.6.1.2523 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) (17] и СП 2.6.1.2612 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) [18].

1.10.    Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, не должны допускаться к работам по следующим должностям и профессиям: бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, дорожный, мостовой и тоннельный мастер, бригадир пути, обходчик пути и искусственных сооружений, монтер пути, сигналист, дежурный по переезду, наладчик дефектоскопных и путеизмерительных вагонов, машинист и наладчик путевых машин и механизмов, оператор дефектоскопной тележки, оператор по путевым измерениям и его помощник, машинист железнодорожно-строительных машин, машинист крана на железнодорожном ходу, машинист крана, крана-манипулятора, подъемника (вышки), установленного на специальном железнодорожном подвижном составе, другим профессиям и работам, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет [19].

Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, и беременные женщины не должны допускаться на работы, связанные с воздействием вибрации, ядохимикатов, пестицидов, а также к работам по ремонту мостовых и тоннельных сооружений, сварочно-наплавочным работам, к копке глубоких и мокрых прорезей, установке и разборке в них креплений, на участках, загрязненных опасными и вредными веществами (радиоактивными, асбестосодержащими и другими веществами).

1.11.    Женщины не допускаются к работам по следующим профессиям: монтер пути (при превышении установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную), ремонтник искусственных сооружений, стропальщик на путеукладочных кранах, машинист (кочегар) котельных при ручной загрузке твердого топлива. Женщины не допускаются к работам по пропитке шпал, брусьев и столбов, по разгрузке вручную угля из вагонов, по погрузке и разгрузке

пропитанных шпал, брусьев, к копке глубоких и мокрых прорезей, установке и разборке в них креплений, к работе с электрическими и пневматическими инструментами массой свыше 10 кг, а также к работам, связанным с поднятием и перемещением тяжестей более 10 кг, а при непрерывной работе по перемещению тяжестей более 7 кг, к работе с ядохимикатами, пестицидами, к работам, связанным с воздействием вибраций, в том числе с электрошпалоподбойками, сварочно-наплавочным работам и на участках загрязненных опасными и вредными веществами (радиоактивными, асбестосодержащими и другими веществами), другим профессиям и работам, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин [20].

Не допускается привлечение женщин к непосредственному выполнению ремонтных работ на пути в ночных сменах, за исключением работ по профессии сигналист, работ по устранению последствий аварий и при других обстоятельствах, нарушающих нормальное движение поездов (стихийные явления, водоборьба, снегоборьба).

1.12. Работники, связанные с движением поездов, опасными и вредными производственными факторами при содержании и ремонте пути и сооружений, проведением маневровых работ, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда [21], Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте [22], Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности [23] и распоряжением ОАО «РЖД» от 5 июля 2012 г. N? 1345р [24].

Машинисты железнодорожно-строительных машин, машинисты крана, машинисты крана (крановщики) на железнодорожном ходу, машинисты мотовозов, автомотрис, водители дрезин и их помощники должны проходить предрейсовые или предсменные медицинские осмотры в соответствии с Перечнем профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам [25], и Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования [26].

Сведения о прохождении медицинских осмотров должны храниться в

личных делах работников структурного подразделения. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны направляться на медицинский осмотр.

В структурных подразделениях должен осуществляться контроль за своевременностью прохождения медицинских осмотров каждым работником.

1.13.    К самостоятельной работе, связанной с содержанием и ремонтом пути и сооружений, допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой [27], и Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам [28].

1.14.    Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников структурных подразделений, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 [29], Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [30] и СТО РЖД 1.15.011 [31].

Обучение работников мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж, пожарно-технический минимум) и проверка знаний должны проводиться в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 [61] и СТО РЖД 1.15.010 [32].

Проведение всех видов инструктажей и стажировки регистрируется в соответствующих журналах регистрации инструктажей по охране труда (при проведении целевого инструктажа в установленных соответствующими правилами случаях - в наряде-допуске на производство работ и журнале учета работ по нарядам и распоряжениям или другой документации, разрешающей производство работ) с указанием даты проведения инструктажа и обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Результаты проверки знаний требований охраны труда и пожарной безопасности должны быть оформлены в соответствующих протоколах, журналах, а также в личной карточке при поступлении (переводе) на работу.

1.15.    Лица, поступающие на работы, связанные с движением поездов, маневровой работой, управлением локомотивом, путевой машиной (специальным самоходным подвижным составом) должны в установленном порядке выдержать испытания и в последующем периодически проверяться по кругу своих обязанностей в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) [33].

1.16.    Работники путевого комплекса, на которых в порядке уплотнения рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, допускаются к этой работе только после проверки их знаний соответствующих правил и инструкций.

1.17.    Работники, связанные с обслуживанием и эксплуатацией электрооборудования, электрического инструмента, сварочных агрегатов и других электроустановок, должны проходить в соответствующем объеме обучение

и проверку знаний Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей [34], Правил устройства электроустановок [53], Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок [35], СТО РЖД 15.013 [36] и Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей [37].

Работники, связанные с эксплуатацией электрооборудования, электроустановок, машинисты путевых машин в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.18.    Руководитель (начальник) структурного подразделения для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок должен назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей структурного подразделения, имеющего группу по электробезопасности не ниже IV при наличии электроустановок до 1000 В, группу по электробезопасности V при наличии электроустановок до и свыше 1000 В.

1.19.    К управлению путевыми машинами и работам на транспортных и подъемно-транспортных средствах (путевых машинах, дрезинах, автомотрисах, автомашинах, кранах) допускаются работники, прошедшие специальное обучение по управлению соответствующими машинами и средствами.

Ответственные за выпуск транспортных средств и путевых машин должны пройти специальное обучение по соответствующим программам и проверку знаний (аттестацию) и должны быть оформлены приказом по структурному подразделению.

1.20.    Работники, связанные с управлением грузоподъемными машинами и механизмами, водители (машинисты) специального самоходного подвижного состава (ССПС), имеющего крановые установки, должны пройти специальное обучение и периодически проходить аттестацию и проверку знаний.

К выполнению операций по строповке грузов допускаются работники, прошедшие специальное обучение по профессии стропальщик.

1.21.    К выполнению сварочных, сварочно-наплавочных работ допускаются сварщики, прошедшие специальное обучение но соответствующим программам, проверку знаний (аттестацию) в соответствии с требованиями Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства [38] и Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства [39] и прошедших обучение и проверку знаний по программе пожарно-технического минимума.

1.22.    К выполнению работ на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ.

Работники, впервые допускаемые к работам на высоте свыше 5 м от поверхности земли, в течение одного года должны работать под непосред-