Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

Купить ПНСТ 413-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рассматривает потенциальное воздействие внешней среды в форме механических нагрузок на электрические и электронные компоненты, устанавливаемые на автомобили или дорожные транспортные средства.

Стандарт описывает механические нагрузки

 Скачать PDF

Неэквивалентен (NEQ) ISO 16750-3:2012

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Испытания и технические требования

     4.1 Вибрационные испытания

     4.2 Испытания на механический удар

     4.3 Испытания на удар, возникающий при свободном падении

     4.4 Испытания на поверхностную прочность и устойчивость к царапинам и истиранию

     4.5 Испытания на воздействие гравием

5 Кодовые буквы для механических нагрузок

6 Документация

Приложение А (справочное) Руководство по разработке программы вибрационных испытаний

Приложение Б (справочное) Рекомендуемые механические требования к оборудованию в зависимости от места установки

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия01.01.2024
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

16.07.2020УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии22-пнст
РазработанООО ТранснавиСофт

Intelligent transport systems. Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment. Part 3. Mechanical loads

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

пнет

AM—

2020

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Часть 3

Механические нагрузки

(ISO 16750-3:2012, NEQ)

Издание официальное

Москва

Стаидартинформ

2020


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ТранснавиСофт»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 057 «Интеллектуальные транспортные системы»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июля 2020 г № 22-пнст

4    Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту ИС016750-3:2012 «Транспорт дорожный Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования ЧастьЗ Механические нагрузки» (IS016750-3:2012 «Road transport — Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment — Part 3 Mechanical loads», NEQ)

Правила применения настоящего стандарта установлены в ПОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта мсекно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу 123083 Москва, ул Мишина, д 35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу 109074 Москва. Китайгородский проезд д. 7. стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (wwwgost ru)

© Стандартинформ, оформление, 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Таблица 4 — Значения частоты и ускорения

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности. (м/с^уТГц

100

30

200

60

440

60

4 1.2 2.2 3 Случайная вибрация

Выполняют испытание в соответствии с ГОСТ 30630.1 9 Продолжительность испытания должна составлять 22 ч для каждой плоскости проверяемого устройства

Среднеквадратичное значение ускорения должно составлять 96 6 м/с2

Примечание — Значения спектральной плотности мощности (случайная вибрация) уменьшаются в частотном диапазоне теста синусоидальной вибрации

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке бив таблице 5

у — спектральная плотность мощности (м/с:)2/Гц;

X — частота. Гц.

Рисунок 5 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 5 — Значения частоты и спектральная плотность мощности

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности (м/с^/Гц

10

10

100

10

300

0.51

500

5

2000

5

4 1.2 2 3 Технические требования

В режиме работы 3 2 должно достигаться функциональное состояние класса А (см ПНСТ 411), а в других режимах работы должно достигаться функциональное состояние класса С Отказы или неисправности возникать не должны

4 12 3 Испытание III Легковой автомобиль, гибкий впускной трубопровод 41.2.31 Цель

Данное испытание предназначено для проверки устройства на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией

Это испытание применимо к оборудованию, которое должно быть установлено на гибком впускном трубопроводе и/или подключено к источнику воздушных пульсаций (например, гибкому впускному коллектору).

Вибрации являются синусоидальными и в основном вызваны пульсацией проходящего воздуха

Примечание — При установке тестируемого устройства в другой зоне (например, на кузове автомобиля) подсоединение тестируемого устройства с трубкой к впускному коллектору приводит к вибрационной нагрузке, вызванной пульсацией воздуха

С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы

4 1 2 3 2 Испытание

Выполните испытание в соответствии с синусоидальной вибрацией, следует использовать скорость развертки £ 0,5 октавы/мин Продолжительность испытания должна составлять 22 ч для каждой плоскости проверяемого устройства

Примечание —Длительность испытания в соответствии с разделом А 4 Температура в камере в конце испытания выше комнатной температуры (2.75 температурных цикла).

Амплитуда в зависимости от частоты указана на рисунке бив таблице 6.

У — спектральная плотность мощности. (м/с2)2/Гц; х — частота. Гц.

Рисунок 6 — Максимальное ускорение в зависимости от частоты

Таблица б — Значения для ускорения и частоты

Частота. Гц

Амплитуда ускорения м/с2

100

90

200

180

325

180

500

80

1500

80

4 1.2.3.3 Технические требования

В соответствии с ПНСТ 411 в режиме работы 3.2 функциональное состояние должно быть А При других режимах работы функциональное состояние должно быть С

4 12 4 Испытание IV Легковой автомобиль, подрессоренные массы (кузов транспортного средства)

4 1.2.4 1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки подрессоренных масс на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией

Вибрация кузова — это случайная вибрация возникающая при движении по неровной дороге С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы

4 1 2 4.2 Испытание

Выполняют испытание случайной вибрацией в соответствии с ГОСТ 30630 1 9 Продолжительность испытания должна составлять 8 ч для каждой плоскости проверяемого устройства

Значение среднеквадратичного ускорения должно составлять 27,1 м/с2

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке 7 и в таблице 7.

Примечание — Длительность испытания в соответствии с разделом А 5 (приложение А)

У — спектральная плотность мощности. (м/с-)2/Гц х —частота. Гц.

Рисунок 7 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 7 — Значения для спектральной плотности мощности и частоты

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности. (ыАрр/Гц

10

30

400

0,2

1000

0.2

4 1 2 4 3 Техническое требование

В режиме работы 3.2 должно достигаться функциональное состояние класса А (см ПНСТ 411), а в других режимах работы должно достигаться функциональное состояние класса С Отказы или неисправности возникать не должны

4 1 2.5 Испытание V Легковой автомобиль, неподрессоренные массы (колесо, подвеска колеса) 4.1.2.5.1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки неподрессоренной массы на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией

Вибрация неподрессоренных масс — это случайная вибрация, вызванная движением по неровной дороге С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы

Нагрузки с частотами ниже 20 Гц не охватываются профилем испытаний, указанным здесь На практике высокие амплитуды могут возникать ниже 20 Гц; следовательно, нагрузки, действующие на тестируемое устройство в этом диапазоне частот, должны рассматриваться отдельно

4 1 2 5.2 Испытание

Выполняют испытание случайной вибрации в соответствии с ГОСТ 30630.1 9. Продолжительность испытания должна составлять 8 ч для каждой плоскости устройства

Значение среднеквадратичного ускорения должно составлять 107,3 м/с2.

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке 8 и в таблице 8 Примечание — Длительность испытания основана на А.5 (приложение А)

У — спектральная плотность мощности. (м/с2)2/Гц; х— частота. Гц.

Рисунок 8 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 8 — Значения дпя спектральной плотности мощности и частоты

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности, (м/с2)2/Гц

20

200

40

200

300

0,5

800

0,5

1000

3

2000

3

4 1 2 5 3 Техническое требование

В режиме работы 3 2 должно достигаться функциональное состояние класса А (см ПНСТ 411), а в других режимах работы должно достигаться функциональное состояние класса С Отказы или неисправности возникать не должны

4 12 6 Испытание VI Коммерческое транспортное средство, двигатель, коробка перемены передач

4.1.2 6 1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки коммерческого транспортного средства, двигателя. коробки переменных передач на предмет отказов и неисправностей вызванных в^рацией

Вибрации поршневого двигателя могут быть разделены на два вида синусоидальная вибрация которая возникает из-за неуравновешенных массовых сил, и случайный шум из-за вибрации других деталей двигателя, возникающих, например при закрытии клапанов

Поскольку коробка передач жестко прикреплена к двигателю, это испытание также можно использовать для систем/компонентов. установленных на коробке передач Однако на данный момент недостаточно статистических данных для систем/компонентов, установленных на коробке передач

С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы

Если тестируемое устройство имеет собственные частоты ниже 30 Гц. должно проводиться дополнительное испытание продолжительностью 32 ч для всех критических плоскостей устройства

4 1 2 6 2 Испытание

4 1 2 6.2 1 Общие положения

Это испытание необходимо выполнить как испытание на вибрацию в смешанном режиме в соответствии с ГОСТ 31419

Примечание — В конце испытания (11.75температурных цикла)температура в камере повышается относительно комнатной температуры

4 1.2.6 2.2 Синусоидальная вибрация

Выполнить испытание со скоростью изменения частоты s 0,5 октавы/мин Продолжительность испытания должна составлять 94 ч для каждой плоскости тестируемого устройства (эквивалентно приблизительно 20 ч на октаву). Это эквивалентно 107 циклам в резонансе в случае ширины полосы резонанса 100 Гц или более (см таблицу А 2).

Амплитуда в зависимости от частоты упоминается на рисунке 9 и в таблице 9.

У — амплитуда ускорения, м/с-; X— частота. Гц.

Рисунок 9 — Максимальное ускорение в зависимости от частоты

Таблица 9 — Значения для максимального ускорения и частота

Частота. Гц

Амплитуда смещения, мм

Амплитуда ускорения, м/с-

20

0,72

(U4)

65

0,72

120

260

120

260

90

350

90

350

60

520

60

4 1.2 6 2.3 Случайная вибрация

Выполняют испытание в соответствии с ГОСТ 30630 1 9.

Продолжительность испытания

- 94 ч для каждой плоскости испытываемого устройства (см рисунок 10 и таблицу 10),

- 32 ч дополнительно для каждой критической плоскости испытываемого устройства (для собственных частот ниже 30 Гц) (см таблицу 11).

Примечание — Значения спектральной плотности мощности (случайная вибрация) уменьшаются в частотном диапазоне теста синусоидальной вибрации

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке 10 и в таблицах 10 и 11.

Y— спектральная плотность мощности. (м/С^-ТГц; X —частота, Гц.

-стандартный случайный тестовый профиль:

---дополнительный профиль в случае /„<30 Гц

Рисунок 10 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 10 — Значения спектральной плотности мощности и частоты

Частота, Гц

Спектральная плотность мощности. (м/с-)2/Гц

10

14

20

28

30

28

180

0,75

300

0,75

600

20

2000

20

Примечание — Значение среднеквадратического ускорения = 177 га/с2.

Таблица 11— Значения спектральной плотности мощности и частоты

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности. (мА^)2/Гц

10

50

30

30

45

0.1

Примечание — Значение среднеквадратического ускорения = 28,6 м/с2.

Примечание — При значении собственной частоты испытываемого устройства /„ < 30 Гц необходимо проведение дополнительного испытания

4 1 2.6 3 Техническое требование

Отказы или неисправности возникать не должны

В режиме работы 3 2 (см ПНСТ 411) функциональное состояние должно быть А При других режимах работы функциональное состояние должно быть С

4 12 7 Испытание VII Коммерческий автомобиль, подрессоренные массы

41.27.1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки подрессоренных масс коммерческого автомобиля на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией

Вибрация подрессоренных масс — это случайная вибрация, возникающая при движении по неровной дороге Основным дефектом, который можно определить с помощью этого испытания, является поломка из-за усталости 4 1 2.7.2 Испытание

Выполните испытание случайной вибрацией в соответствии с ГОСТ 30630 1 9 Продолжительность испытания должна составлять 32 ч для каждой плоскости устройства

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке 11 и в таблицах 12 и 13

У — спектральная плотность мощности. (м/с2)2/Гц: X— частота. Гц;

стандартный случайный тестовый простиль дополнительный профиль в случае 1п < 30 Гц.

Рисунок 11 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 12 — Значения спектральной плотности мощности и частоты

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности. (м/с2)г/Гц

10

18

20

36

30

36

180

1

2000

1

Примечание Значение среднеквадратического ускорения — 57,9 м/с2.

Таблица 13 — Значения спектральной плотности мощности и частоты

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности, (м/с-)2/Гц

10

50

20

36

30

36

45

16

Примечание — Значение среднеквадратического ускорения = 33,7 м/с2

Примечание — При значении собственной частоты испытываемого устройства 1п< 30 Гц необходимо проведение дополнительного испытания

4 1 2 7.3 Технические требования

Отказы или неисправности возникать не должны

В режиме работы 3.2, в соответствии с ПНСТ 411, должно достигаться функциональное состояние класса А а в других режимах работы должно достигаться функциональное состояние класса С 4 12 8 Испытание VIII Коммерческий автомобиль с отделенной кабиной 4 1.2.8 1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки подрессоренных масс коммерческого автомобиля с отделенной кабиной на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией.

Вибрация в отделенной кабине коммерческого автомобиля —это случайная вибрация, возникающая при движении по неровной дороге

С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы 4 1 2 8 2 Испытание

Выполняют испытание случайной вибрацией в соответствии с ГОСТ 30630 1 9 Продолжительность испытания должна составлять 32 ч для каждой плоскости проверяемого устройства

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке 12 и в таблице 14

У — спектральная плотность мощности. (м/с2)2/Гц: X— частота. Гц:

-вертикальная;

----- боковая;

--- продольная

Рисунок 12 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 14 — Значения спектральной плотности мощности и частоты

Спектральная плотность мощности (м/с^/Гц

частота, i ц

Вертикальная

Вековая

Продольная

10

20

3

10

13

10

19

3

20

20

50

0,1

0.1

100

0.1

500

0.1

0,1

0.1

2000

0,01

0,01

0.01

Значение среднеквадра-

21,3 м/с2

м/с2

м/с2

тического ускорения

4 1 2 8.3 Техническое требование

В режиме работы 3 2 должно достигаться функциональное состояние класса А (см ПНСТ 411), а в других режимах работы должно достигаться функциональное состояние класса С Отказы или неисправности возникать не должны

4 1 2.9 Испытание IX. Коммерческое транспортное средство, неподрессоренные массы 4 1.2.9.1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки неподрессоренных масс коммерческого транспортного средства на предмет отказов и неисправностей вызванных вибрацией

Вибрация на неподрессоренных массах — это вибрация, вызванная движением по неровной дороге С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы

4 1.2 9.2 Испытание

Выполняют испытание VII на случайную вибрацию, как описано в 4.1.27.2, и дополнительно испытание на синусоидальную вибрацию, описанное ниже

Испытание на синусоидальную вибрацию проводят при комнатной температуре Испытание на синусоидальную вибрацию в соответствии с таблицей 15 описывает максимальные амплитуды ускорения на колесах и подвеске колес и соответствующие частоты Если можно исключить собственные частоты тестируемого устройства ниже 40 Гц испытание можно проводить с частотой испытания 35 Гц (см рисунок 16). чтобы его можно было выполнить на электромеханическом испытательном стенде

Таблица 15 — Значения максимального ускорения и частоты в случае минимальной собственной частоты испытываемого устройства < 40 Гц

Плоскость установки на транспортном средстве

Частота. Гц

Амплитуда ускорения, м/с-'

Продолжительность,

ими

Количество циклов (при6л )

Продольная.

боковая

От 8 до 16

150

4

2800

От 8 до 16

120

10

7000

От 8 до 32

100

20

21000

Вертикальная

От 8 до 16

300

4

2800

От 8 до 16

250

10

7000

От 8 до 32

200

20

21000

Таблица 16 — Значения максимального ускорения и частоты в случае минимальной собственной частоты испытываемого устройства < 40 Гц

Плоскость установи! на транспортном средстве

Частота, Гц

Амплитуда ускорения,

м/с-’

Количество циклов (прибл )

Продольная,

боковая

35

150

2800

35

120

7000

35

100

21000

35

300

2800

Вертикальная

35

250

7000

35

200

21000

4 1.2 9 3 Техническое требование

В режиме работы 3.2 должно достигаться функциональное состояние класса А (см. ПНСТ 411). а в других режимах работы должно достигаться функциональное состояние класса С Отказы или неисправности возникать не должны

4 1.2.10 Испытание X Легковой автомобиль, топливная рампа (бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива)

41.2.10.1 Цель

Данное испытание предназначено для проверки легкового автомобиля и топливной рампы на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией.

Вибрационная нагрузка на компоненты, установленные на раме, в основном зависит от резонансной частоты рамы В зависимости от конструкции и монтажа частота резонанса может составлять примерно от 700 до 2000 Гц С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы,

Содержание

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки...........................................................1

3    Термины и определения......................................................2

4    Испытания и технические требования    2

4 1 Вибрационные испытания....................................................2

4 2 Испытания на механический удар............................................23

4 3 Испытания на удар, возникающий при свободном падении    24

4 4 Испытания на поверхностную прочность и устойчивость к царапинам и истиранию ........25

4 5 Испытания на воздействие гравием...............................................25

5    Кодовые буквы для механических нагрузок .............................25

6    Документация....................................................................25

Приложение А (справочное) Руководство по разработке программы вибрационных испытаний 28 Приложение Б (справочное) Рекомендуемые механические требования к оборудованию

в зависимости от места установки...................................39

4 1 2 10.2 Испытание 4 1.2.10.2 1 Общие положения

Это испытание необходимо выпопнить как вибрационное испытание в смешанном режиме в соответствии с ГОСТ 31419

4.1.2.10.2 2 Синусоидальная вибрация

Выполнить испытание с использованием скорости изменения частоты s 0;5 октавы/мин Продолжительность испытания должна составлять 40 часов для каждой плоскости устройства Амплитуда в зависимости от частоты указана на рисунке 13 и в таблице 17.

У — амплитуда ускорения м/сг. X — частота. Гц Рисунок 13 — Ускорение в зависимости от частоты

Таблица 17 — Значения частоты и ускорения

Частота. Гц

Амплитуда ускорения. м/сг

100

50

400

50

500

120

850

230

1500

230

2000

150

4 1 210 2 3 Случайная вибрация

Выполняют испытание в соответствии с ГОСТ 30630.1.9 Продолжительность испытания должна составлять 40 ч для каждой плоскости устройства

Значение среднеквадратического ускорения должно составлять 331 м/с2

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указана на рисунке 14 и в таблице 18

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой создан технический комитет имеет право быть представленным в этом комитете Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО. также принимают участие в работах ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по вопросам стандартизации в области электротехники

Проекты международных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами документа «Директивы ИСО/МЭК» (часть 2)

Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения не менее 75 % комитетов-членов, принимающих участие в голосовании

Следует иметь в виду, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав Международная организация по стандартизации не несет ответственность за идентификацию какого-либо одного или всех патентных прав

В данную серию предварительных национальных стандартов включено несколько частей под общим названием «Интеллектуальные транспортные системы Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования»:

-    часть 1 Общие положения;

-    часть 2 Электрические нагрузки.

-    часть 3 Механические нагрузки

-    часть 4 Климатические воздействия,

-    часть 5: Химические воздействия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Часть 3

Механические нагрузки

Intelligent transport systems Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment Part 3 Mechanical loads

Срок действия — с 2021—01—01 до 2024-01-01

1    Область применения

Настоящий стандарт рассматривает потенциальное воздействие внешней среды в форме механических нагрузок на электрические и электронные компоненты, устанавливаемые на автомобили или дорожные транспортные средства.

Настоящий стандарт описывает механические нагрузки

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты ГОСТ 28203 (МЭК 68-2-6-82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов Часть 2 Испытания Испытание Fc и руководство Вибрация (синусоидальная)

ГОСТ 30630 1 9 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий Особенности цифрового управления испытаниями на воздействие широкополосной случайной вибрации

ГОСТ 31419 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий Испытания на вибрацию с воспроизведением воздействий нескольких типов

ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации Стандарты национальные Правила построения изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 51369 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий Испытания на воздействие влажности

ГОСТ Р 51371 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий Испытания на воздействие ударов

ГОСТ Р 53189 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий Испытания на вибрацию с воспроизведением воздействий нескольких типов

ПНСТ 411—2020 Интеллектуальные транспортные системы Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 1 Общие положения

ПНСТ 414—2020 Интеллектуальные транспортные системы Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 4 Климатические нагрузки

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандартыи, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 411—2020

4    Испытания и технические требования

4.1    Вибрационные испытания

4.1.1    Общие положения

Указанные методы вибрационных испытаний рассматривают различные уровни тяжести вибрации, применимые к бортовому электрическому и электронному оборудованию Рекомендуется чтобы производитель транспортного средства и поставщик выбирали метод испытаний температуру окружающей среды и параметры вибрации в зависимости от конкретного места установки оборудования Рекомендуемые механические технические требования к оборудованию, в зависимости от места установки указаны в приложении Б

При правильном применении процессы управления окружающими условиями и инженерные процессы, описанные в настоящем стандарте, могут иметь важное значение для формирования уверенности в экологичности и общей долговечности Тем не менее, важно признать что существуют ограничения, присущие лабораторным испытаниям, которые заставляют соблюдать осторожность и инженерную оценку при экстраполяции этих данных, полученных в лабораторных условиях к результатам которые могут быть получены в реальных условиях эксплуатации Во многих случаях реальные воздействия окружающей среды (по отдельности или в комбинации) не могут быть практически или надежно продублированы в испытательных лабораториях Следовательно, пользователи настоящего стандарта не должны предполагать, что система или компонент, который успешно выдержал испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта, также успешно пройдет натурные испытания в реальных условиях эксплуатации в составе транспортного средства.

Указанные значения —это наилучшая оценка, которую можно получить до момента получения результатов измерений на транспортном средстве, но они не заменяют результатов натурных испытаний

Указанные значения применяют к условиям монтажа в определенных местах Например, использование кронштейна для монтажа может привести к увеличению или уменьшению нагрузки Если испытываемое устройство установлено на транспортном средстве с помощью кронштейна, то во время испытаний на вибрацию и механический удар оно должно быть установлено на данном кронштейне

При измерении вибрации испытываемого устройства установленного соответствующим образом, в протоколе испытаний должен быть указан используемый метод крепления Частота вибрации изменяется по 0,5 октава/мин для синусоидальных тестов и синусоидальная часть синуса для случайных тестов Назначение вибрационных испытаний заключается в том, чтобы избежать отказов и неисправностей главным образом из-за усталости в эксплуатационных условиях

Испытания на износ имеют особые технические требования и не рассматриваются в настоящем стандарте

Нагрузки за пределами обозначенных диапазонов частот испытаний должны рассматриваться отдельно

Примечание — Отклонения от нагрузки на испытуемом устройстве могут возникнуть в случае проведения испытаний на вибрацию в соответствии с настоящим стандартом на тяжелом и громоздком испытуемом устройстве, поскольку жесткость монтажа и динамическая реакция на возбуждение вибростола отличаются от

условий при установке на транспортном средстве Это отклонение может быть минимизировано путем применения метода среднего контроля (см приложение А).

Применение метода средневзвешенного контроля в соответствии с ГОСТ 30630 1 9 должно быть согласовано

Подвергают испытываемое устройство во время испытания на вибрацию испытанию температурным циклом в соответствии с электрическим режимом работы в соответствии с ГОСТ Р 51369. В качестве альтернативы можно согласовать испытание при постоянной температуре

Управляют тестируемым устройством электрически, как показано на рисунке 1, в момент Тт(п(краткий функциональный тест, который проводится после того, как тестируемое устройство полностью достигнет 7^). Данное функциональное испытание должно быть настолько кратким, чтобы была возможность проверить правильность работы испытываемого устройства Это сводит к минимуму са-монагрев тестируемого устройства Дополнительная электрическая операция испытываемого устройства в интервале между 210 мин и 410 мин цикла показана на рисунке 1

Дополнительное осушение воздуха в испытательной камере не допускается В транспортном средстве вибрационное напряжение может возникать при чрезвычайно низких или высоких температурах, по этой причине взаимное влияние механического температурного напряжения моделируется и в тесте Механизм отказа представляет собой, например, деформацию полимерной детали системы или компонента из-за высокой температуры и: вследствие этого, невозможности противостоять вибрационному ускорению

V— температуре. *С; X— время мин: а — ремвш работы 3 2 в соответствии с ЛИСТ 411—2020: b — реэяш работы 2.1 в соответствии с ЛИСТ 411—2020: с— один цикл.

Рисунок 1 —Температурный профиль для вибрационных испытаний

Таблица 1 — Температура в зависимости от времени для вибрационных испытаний

Время, мин

Температура. *С

0

20

60

-40

150

-40

210

20

300

^тах

410

W

480

20

*См ПНСТ (2)414—2020

4.1.2 Испытания

4.1.2.1    Испытание I Легковой автомобиль двигатель

4.1.2.1.1    Назначение

Данное испытание предназначено для проверки устройства на предмет возникновения отказов и неисправностей, вызванных в^рацией

Вибрации поршневого двигателя можно разделить на два вида синусоидальная вибрация, возникающая из-за неуравновешенных массовых сил в цилиндрах, и случайный шум из-за вибрации других деталей двигателя, возникающих, например, при закрытии клапанов В диапазоне низких частот от 10 до 100 Гц учитывается влияние условий неровной дороги С помощью данного испытания выявляются преимущественно усталостные отказы.

Примечание — Дорожный профиль обычно оказывает незначительное влияние на компоненты, установленные на двигателе Ударные воздействия эффективно изолированы подвеской и системами крепления двигателя

Профили испытаний, указанные в следующих пунктах, применяются к нагрузкам, создаваемым (четырехтактными) поршневыми двигателями

Примечание — Если проверяемое устройство должно быть испытано ма определенный резонансный эффект, то также может быть применено испытание на устойчивость к резонансу в соответствии с ГОСТ 28203

4.1.2.1    2 Испытания

4.1.2.1.2.1    Общие положения

Это испытание необходимо выполнить как вибрационное испытание в смешанном режиме в соответствии с ГОСТ 3141Э

Примечание — Длительность испытания основана на А 4 Температура в камере выше комнатной температуры (RT) в конце испытания (2.75 температурного цикла)

4 1.2 1 2 2 Синусоидальная вибрация

Выполняют испытание в соответствии с ГОСТ 28203, но с использованием скорости развертки £ 0.5 октавы/мин Продолжительность испытания должна составлять 22 ч для каждой плоскости проверяемого устройства

Для тестируемого устройства, предназначенного для монтажа на двигателях с пятью или менее цилиндрами используют кривую 1, указанную на рисунке 2 и в таблице 2

Для испытания устройства, предназначенного для монтажа на двигателях с 6 или более цилиндрами, используют кривую 2, указанную на рисунке 2 и в таблице 2.

Обе кривые могут быть объединены для охвата всех типов двигателей в одном испытании

Y — амплитуда ускорения, м/с1; х— частота. Гц

--кривая    1    (<    51*линдрое)

-------кривая    2    <>    5 цилиндров)

Рисунок 2 — Кривые тяжести вибрации

Таблица 2 — Значения для максимального ускорения в зависимости от частоты

Частота. Гц

Амплитуда ускорения. м/сг

Кривая 1

100

100

200

200

140

200

270

100

440

100

Кривая 2

100

100

150

150

440

150

Комбинация

100

100

Кривая 1

150

150

200

200

240

200

255

150

440

150

4 1.21.2.3 Случайная вибрация

Выполняют испытание в соответствии с ГОСТ 30630.1 9 Продолжительность испытания должна составлять 22 ч для каждой плоскости проверяемого устройства

Значение среднеквадратичного ускорения должно составлять 181 м/с2

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты указаны на рисунке 3 и в таблице 3.

Примечание — Значения спектральной плотности мощности (случайная вибрация) уменьшаются в частотном диапазоне теста синусоидальной вибрации.

Y — спектральная плотность мощности. (м/с-)2/Гц. х —частота. Гц.

Рисунок 3 — Спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты

Таблица 3 — Значения частоты и спектральная плотность мощности

Частота. Гц

Спектральная плотность мощности. (м/с2)г/Гц

10

10

100

10

300

0.51

500

20

2000

20

4 1213 Технические требования

Отказы или неисправности возникать не должны

Функциональное состояние А (см ПНСТ 411) требуется в режиме работы 3 2, как определено в ПНСТ 411, и функциональное состояние С в периоды с другими режимами работы

4 12 2 Испытание II. Легковой автомобиль, коробка перемены передач

4 12 2.1 Назначение

Данное испытание предназначено для проверки коробки перемены передач на предмет отказов и неисправностей, вызванных вибрацией

Вибрации коробки перемены передач можно разделить на два вида, которые возникают из-за синусоидальной вибрации от неуравновешенных массовых сил двигателя (например, доминирующих порядков) в диапазоне частот от 100 до 440 Гц и вибрации от трения зубчатых колес и других элементов В диапазоне самых низких частот от 10 до 100 Гц учитывается влияние условий неровной дороги Основным недостатком, который можно определить с помощью этого испытания, является поломка вызванная усталостью

Профили испытаний, указанные в следующих подпунктах, применяются к нагрузкам вызванным вибрациями коробки передач Смена передач может создать дополнительный механический удар и должна рассматриваться отдельно

4.1.2.2.2 Испытание

4 1 2 2 21 Общие положения

Это испытание необходимо выполнить как испытание на вибрацию в смешанном режиме в соответствии с ГОСТ Р 53189.

Примечание — Длительность испытания определяется в соответствии с разделом А 4 В конце испытания (2 75 температурных цикла) температура в камере повышается относительно комнатной температуры

4 1.2 2.2.2 Синусоидальная вибрация

Выполните испытание в соответствии с ГОСТ 28203, но с использованием скорости развертки s 0,5 октавы/минуту. Используйте продолжительность теста 22 ч для каждой плоскости проверяемого устройства.

Амплитуда в зависимости от частоты показана на рисунке 4 и в таблице 4.

у — амплитуда ускорения, nfc2. х — частота. Гц.

Рисунок 4 — Ускорение в зависимости от частоты