Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

Купить ПНСТ 371-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предварительный национальный стандарт устанавливает требования к конструированию и методике расчета дорожных одежд.

распространяется на проектирование дорожных одежд переходного и низшего типов автомобильных дорог общего пользования с низкой интенсивностью движения на территории Российской Федерации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Требования к конструированию дорожных одежд

     5.1 Общие требования конструирования

     5.2 Конструирование дорожной одежды

     5.3 Требования к конструктивным слоям дорожных одежд из укрепленных грунтов

6 Расчет дорожных одежд

7 Проверка эксплуатационной надежности

     7.1 Проверка на колееобразование

     7.2 Проверка на износ

     7.3 Проверка на морозоустойчивость

     7.4 Проверка по осушению дорожной одежды

Приложение А (рекомендуемое) Сочетание органических вяжущих материалов и активных добавок для укрепления грунтов

Приложение Б (рекомендуемое) Перечень химических добавок, применяемых для укрепления грунтов

Приложение В (рекомендуемое) Перечень стабилизаторов грунтов

Приложение Г (рекомендуемое) Модули деформаций грунтов и материалов

Приложение Д (справочное) Пример расчета на прочность и эксплуатационную надежность

Приложение Е (рекомендуемое) Методика определения модулей деформации грунтов и материалов

Библиография

 
Дата введения01.03.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия01.03.2023
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.11.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии48-пнст
РазработанФАУ РОСДОРНИИ
ИзданСтандартинформ2019 г.

Roads of general use with low traffic. Road pavement. Design and calculation

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет

371—

2019

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования с низкой интенсивностью движения

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА Конструирование и расчет

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2019

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2019 г. № 48-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 117418 Москва, Нахимовский проспект, д. 31, к. 2 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (mvw.gost.ru)

©Стандартинформ, оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II


6МИ—lit 1ЭИи


пч — про* идя часть, КП — 1(4*ма пагксл у    ОБ — о«о-ин| УО — у*релпеии»я часть с^сг-ним ГО — -ис*на грунтовой част*    обояжы


Рисуиои 5 — Типовой поперечмьи* профиль ввтомобигыой дороги с ►воюй интенсивностью движения

(дорожная одежда переходного типа)


6102—НС 1DHU


ПНСТ 371-2019


ПЧ — гроеши часть. ОБ — овс-шч


Рисунок в — Типовой поперечны!» профиль ввтоыовигью» дсроки с никои интенсивностыо двияечия (дорой ней аденда мимиего типе)


5.2.4 Классификация дорожных одежд и материалы покрытий приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация дорожных одежд и материалы покрытий автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

Типы дорожных одежд

Материал покрытия и способы его укладки

Переходные

Из щебня, гравия и щебеночно-гравийно-песчаных смесей.

из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими.

из булыжного и колотого камня (мостовые)

Низшие

Из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности

5.2.5 Требования к материалам конструктивных слоев дорожных одежд переходного и низшего типов приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Требования к материалам конструктивных слоев дорожных одежд переходного и низшего типов

Материал

Конструктивный слой, в котором используется материал дорожной одежды

Нормативный

документ.

регламентирующий

требования

переходного типа

низшего типа

Битумы нефтяные дорожные вязкие

Покрытие

ГОСТ 33133

Битумы нефтяные дорожные жидкие

Основание

ГОСТ 11955

Эмульсии битумные дорожные

Покрытие

ГОСТ Р 52128 ГОСТ Р 55420

Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксололимеров типа стирол-бу-тадиен-стирол

Покрытие

ГОСТ Р 52056

Цемент

Покрытие, основание

ГОСТ 33174

Известь строительная

Покрытие, основание

ГОСТ 9179

Фосфогипс

Основание

Покрытие

ГОСТ 125

Песок

Покрытие, основание

Основание,

земляное

полотно

ГОСТ 32730; ГОСТ 32824ГОСТ 33063

Щебень и гравий из плотных горных пород

Покрытие, основание

ГОСТ 32703; ГОСТ 32495

Зола уноса

Покрытие,

основание

Покрытие

ГОСТ 25818

Щебень и песок шлаковые

Покрытие, основание, дополнительные слои основания

Покрытие

ГОСТ 32826

Смеси щебеночно-гравийно-лесчаные

Покрытие, основание, дополнительные слои основания

ПНСТ 327—2019

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные неорганическими вяжущими материалами

Покрытие, основание

ПНСТ 326—2019

Окончание таблицы 2

Материал

Конструктивный спой, в котором используется материал дорожной одежды

Нормативный документ, регла монтирующий требования

переходного типа

низшего типа

Смеси песчано-гравийные

Нижние слои оснований, дренирующие слои

Покрытие

ГОСТ 23735

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные органическими вяжущими

Покрытие, основание

ПНСТ 325

Грунты, укрепленные органическими вяжущими

Покрытие, основание

ПНСТ 321

Грунты, стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими

Покрытие, основание

ПНСТ 322

Геосинтетичесхие материалы (геополотно, георешетка, геосетка, геосотовый материал)

Основание, дополнительные слои основания

Основание, дополнительные слои основания

ГОСТ Р 55028. ГОСТ Р 56338ГОСТ Р 56419ГОСТ 32804

5.2.6    При выборе материалов для устройства слоев дорожной одежды необходимо учитывать следующие требования:

-    покрытие, защитные слои покрытия и верхние слои основания должны соответствовать воздействующим нагрузкам и быть водо-, морозо- и термоустойчивыми:

-    материалы основания дорожной одежды должны передавать и перераспределять нагрузку от покрытия на грунты земляного полотна, сопротивляться сдвигающим напряжениям, обладать дренирующими свойствами и быть морозоустойчивыми:

-    дополнительные слои основания должны обеспечивать необходимую морозоустойчивость и дренирующую способность.

5.2.7    Модули деформации материалов дорожной одежды должны уменьшаться сверху вниз, при этом модули деформации материалов двух смежных слоев не должны отличаться более чем в пять раз.

5.2.8    Расположение неукрепленных зернистых материалов между слоями из материалов или грунтов, обработанных вяжущим, не допускается.

5.2.9    Общую толщину дорожной одежды и толщины отдельных конструктивных слоев следует окончательно назначать по расчету на прочность, по проверкам на колееобразование, износ, морозоустойчивость и осушение в соответствии с разделами 6 и 7 настоящего стандарта.

Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать согласно пункт 8.1.12 документа (2), но не менее приведенных в таблице 3.

Таблица 3 — Минимальные значения толщины конструктивных слоев дорожной одежды

Материалы слоев дорожной одежды

Толщина слоя, см

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим

- на песчаном основании;

15

- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта)

8

Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими

10

Шлаки металлургические

12

Грунт, укрепленный или улучшенный добавками

15

Примечание — Размер наиболее крупной фракции минерального материала во всех случаях должен быть не менее чем в полтора раза меньше толщины конструктивного слоя

5.2.10    В случае укладки каменных материалов на основание из связных грунтов должны предусматриваться прослойки не менее 10 см из неоднородного песка по ГОСТ 32824. отсева дробления с коэффициентом фильтрации более 1 м/сут или противозаиливающие прослойки из геополотна.

5.2.11    В районах и на участках с неблагоприятными погодно-климатическими и сложными грунтово-гидрологическими условиями по ГОСТ 32868 для ограничения миграции влаги из нижних слоев земляного полотна в верхние и основание дорожной одежды следует предусматривать мероприятия по регулированию водно-теплового режима грунтов земляного полотна.

5.2.12    В целях назначения однотипной конструкции дорожной одежды на участках большой длины следует добиваться однородности физико-механических свойств грунтов земляного полотна.

Слабые и переувлажненные грунты основания земляного полотна (насыпи в нулевых отметках, выемки), местные переувлажненные грунты земляного полотна, грунты верхней части рабочего слоя земляного полотна из местных некондиционных грунтов (при расчетной относительной влажности грунта более 0.7 от влажности на границе текучести) следует осушать, укреплять вяжущими и улучшать добавками для обеспечения работоспособности дорожной конструкции в течение жизненного цикла автомобильной дороги.

Модуль деформации на поверхности грунтов рабочего слоя земляного полотна в расчетный период при максимальной влажности грунтов (весна, осень) должен быть не менее нижеприведенных значений: I—II дорожно-климатические зоны — 15 МПа: III дорожно-климатическая зона — 14 МПа; IV и V дорожно-климатические зоны — 13 МПа Повышение модуля деформации следует достигать заменой грунтов, осушением грунта земляного полотна, укреплением вяжущими, стабилизацией свойств и армированием грунтов.

5.2.13    Морозозащитные слои следует устраивать из стабильных материалов, не изменяющих своих свойств при увлажнении и промерзании; грунтов, укрепленных вяжущими; гидрофобизированных грунтов и других непучинистых материалов, в соответствии с требованиями документа [1).

5.2.14    Ширина морозозащитного слоя должна превышать ширину вышележащего слоя не менее чем на 0,5 м с каждой стороны. При серповидном профиле дорожной одежды морозозащитный слой устраивается на всю ширину земляного полотна.

5.2.15    В местах примыкания разных конструкций дорожной одежды необходимо предусматривать переходную зону, в пределах которой конструкция дорожной одежды должна изменяться таким образом. чтобы на концах этой зоны пучение грунтов было бы равно значениям зимнего поднятия на сопрягаемых участках.

Длину переходной зоны следует назначать по расчету, исходя из условия возникновения дополнительного продольного уклона 5 %о. вызванного морозным пучением, то есть дополнительное изменение морозного пучения не должно быть более чем 2,5 см на 5 м длины переходной зоны.

5.2.16    На пучиноопасных участках с глубоким сезонным промерзанием грунтов (более 1.5 м), где технически невозможны или экономически нецелесообразны традиционные мероприятия по обеспечению морозоустойчивости конструкции, следует предусматривать теплоизоляционные слои из специальных материалов для частичного или полного предотвращения промерзания грунтов земляного полотна.

5.2.17    Дренирующие слои при обосновании толщины расчетом следует устраивать на участках с земляным полотном из недренирующих грунтов во всех случаях при 3 схеме увлажнения рабочего слоя земляного полотна; при 1 и 2 схемах увлажнения в районах с количеством осадков более 600 мм за год во II—III дорожно-климатических зонах, а также на участках, в основании дорожной одежды которых возможно скопление поверхностных вод.

Расчет толщины дренирующего слоя следует осуществлять на поглощение воды и на осушение по ПНСТ 265—2018 (раздел 12).

Дренирующие слои следует устраивать из фильтрующих материалов. Требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя должен быть при максимальной плотности не менее 1 м/сут и 2 м/сут соответственно на участках дорог, проходящих в насыпи и в выемке (в том числе на участках насыпей в нулевых отметках (высотой до 1.0 м).

5.2.18    На участках с затяжными уклонами более 60 %о, где продольный уклон больше поперечного, для перехвата и отвода воды, перемещающейся в дренирующем слое дорожной одежды вдоль дороги, следует предусматривать для осушения основания дорожной одежды устройство поперечных прорезей с большим уклоном и укладкой в них щебня с лротивозаиливающей изоляцией.

5.2.19    На участках со сложными грунтово-гидрогеологическими условиями по ГОСТ 32868 для уменьшения влагонакопления в верхней части земляного полотна допускается применять водонепроницаемые (гидроизолирующие) прослойки на всю ширину земляного полотна.

5.2.20    На участках со сложными грунтово-гидрогеологическими условиями по ГОСТ 32868 допускается применять капилляропрерывающие прослойки толщиной от 10 до 15 см из крупного песка по ГОСТ 32824 или гравия на всю ширину земляного полотна. Для предохранения прослойки из зернистых материалов от быстрого загрязнения, под и над ней следует предусматривать противозаиливающие прослойки.

5.2.21    Возможность применения в дорожных одеждах малопрочных известняков (с пределом прочности на одноосное сжатие от 5 до 15 МПа по ГОСТ 33063-2014 (таблица 8), опоки, гравийных материалов, дресвы, ракушечника, искусственных каменных материалов и др. без обработки вяжущими следует определять в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов на материалы дорожной одежды и расчетами дорожной одежды на прочность.

5.2.22    При интенсивности движения более 100 авт./сут следует предусматривать обработку малопрочных материалов органическими и минеральными вяжущими.

5.2.23    Шлаковый щебень из высокоактивных и активных шлаков по ГОСТ 32826-2014 (пункт 5.4.1) следует использовать для устройства покрытий. Щебень слабоустойчивой структуры из активных шлаков по ГОСТ 32826-2014 (пункты 5.4.1 и 6.1.1) следует использовать только для устройства оснований, а щебень из слабоактивных шлаков слабоустойчивой или среднеустойчивой структуры — после приобретения ими устойчивой структуры.

5.2.24    Слой грунта повышенной плотности для дорожных одежд низшего типа следует рассматривать как самостоятельный конструктивный слой на участках дорог при 1 схеме увлажнения. При устройстве слоя повышенной плотности из связного грунта следует предусматривать мероприятия по защите его от увпажнения и разуплотнения.

5.2.25    Проектирование дорожных одежа на специфических грунтах (многолетнемерзлые, слабые, засоленные техногенные, просадочные. набухающие грунты, подвижные пески), при опасных геологических и гидрогеологических процессах (склоновые процессы, карсты, подтопляемые участки, территории развития оврагов), в особых природно-техногенных условиях (подрабатываемые, сейсмоопасные и подверженные наледеобразованию территории) следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 33149.

5.2.26    Основные виды покрытий и материалов, армированных геосотовым материалом, следующие:

-    из местных каменных материалов:

-    из местных песчаных грунтов;

-    из местных малопрочных каменных материалов:

-    из местных дисперсных грунтов по ГОСТ 33063-2014 (таблица 27).

5.2.27    Геосотовый материал следует использовать для армирования слоев дорожных одежд, сложенных из зернистых материалов (щебень, гравий, ЩГПС, промышленные отходы, песок, местный грунт), для повышения сдвигоустойчивости.

При армировании покрытий дорожных одежд в основание под геосотовым материалом следует укладывать: геотекстиль, преимущественно тканый, прочностью не менее 30 кН/м при армировании мелкодисперсных грунтов и песка: плоскую георешетку прочностью не менее 30 кН/м при армировании крупнозернистых материалов (щебень, гравий, шлак и др ).

5.2.28    В покрытии и слоях основания переходных типов дорожных одежд, на слабых грунтах, на контакте слоев из крупнозернистых материалов с песчаными слоями основания или с грунтом земляного полотна следует предусматривать устройство армирующих по ГОСТ Р 56338 и противозаиливающих по ГОСТ Р 56419 прослоек.

5.3 Требования к конструктивным слоям дорожных одежд из укрепленных грунтов

5.3.1    Общие требования

5.3.1.1    Конструктивные слои из укрепленных грунтов следует применять преимущественно в основаниях дорожных одежа переходного типа, конструктивные слои из улучшенных грунтов добавками в покрытиях — дорожных одежа низшего типа.

5.3.1.2    В первую очередь следует использовать местные грунты, которые непосредственно располагаются на участке строительства автомобильной дороги. При этом укрепление грунтов целесообразно проводить непосредственно на дороге.

5.3.1.3    Для укрепления несвязных грунтов подлежит применять минеральные вяжущие на основе цемента, а для укрепления связных грунтов — на основе извести. При укреплении грунтов можно также использовать органические и комплексные вяжущие. Наряду с вяжущими целесообразно применять поверхностно-активные добавки.

5.3.1.4    Комплексное вяжущее может иметь один из следующих составов:

-    цемент с добавкой вязкого битума или эмульсии на вязком нефтяном битуме:

-    цемент с добавкой полимерно-битумного вяжущего:

-    цемент (известь) с добавкой активной золы уноса или гранулированного шлака и т. п.

5.3.1.5    Стабилизаторы грунтов следует использовать для увеличения плотности, прочности, влагостойкости и морозоустойчивости грунтов по ПНСТ 322.

5.3.1.6    Грунты, укрепленные комплексными вяжущими, имеют наиболее высокие расчетные прочностные и деформационные характеристики, повышенные работоспособность и трещиностойкость в процессе эксплуатации дорог. Их следует применять для устройства как оснований, так и покрытий.

5.3.1.7    При проектировании конструктивных слоев оснований и покрытий дорожных одежд из укрепленных грунтов не требуется предусматривать деформационные швы.

5.3.2 Требования к грунтам

5.3.2.1    Устройство дорожных оснований и покрытий из смесей, приготовленных в смесительных установках, следует осуществлять в соответствии с требованиями ПНСТ 321.

5.3.2.2    При проведении работ методом смешения на дороге помимо песков и супесей всех разновидностей по ГОСТ 33063 допускается использовать:

а)    глинистые грунты с числом пластичности не более 22;

б)    суглинки со следующим числом пластичности:

1)    до 12 при условии введения добавок извести, цемента, золы уноса или леска из отсевов дробления карбонатных горных пород при строительстве в I—III дорожно-климатических зонах по документу (1] и без введения добавок в IV—V дорожно-климатических зонах;

2)    от 12 до 17 и глины с числом пластичности до 22 при условии введения добавок извести, цемента, золы-уноса и песка из отсевов дробления карбонатных пород или природного крупнозернистого песка — во II—V дорожно-климатических зонах.

Укрепление глин битумными эмульсиями не допускается.

5.3.2.3    Засоленные грунты, содержащие легкорастворимые соли по ГОСТ 33063 не более 1 % по массе, следует укреплять жидкими органическими вяжущими по ГОСТ 11955. Применение битумных эмульсий для укрепления засоленных грунтов не допускается.

5.3.2.4    Необходимо стремиться, чтобы содержание частиц размером более 5 мм в измельченном, подготовленном к обработке вяжущими глинистом грунте не было более 25 % по массе, в том числе содержание частиц размером более 10 мм — не более 10 %.

5.3.2.5    При использовании неорганических вяжущих по ПНСТ 322 не допускается применять грунты с содержанием гумуса в количестве 2 % по массе в I и II дорожно-климатических зонах: более 4 % — в III—IV зонах; содержащие примеси гипса в количестве 10 % по массе.

5.3.2.6    Для снижения расхода вяжущего и повышения показателей физико-механических свойств укрепленных грунтов в них для оптимизации гранулометрического состава целесообразно вводить гранулометрические добавки (отходы камнедробления. золы уноса, золошлаковые смеси, естественные грунты).

5.3.3 Требования к вяжущим материалам и добавкам

5.3.3.1    При выборе вяжущего материала преимущество следует отдавать неорганическим и комплексным вяжущим.

5.3.3.2    В качестве неорганических вяжущих по ПНСТ 322 следует применять цемент по ГОСТ 33174 и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178, золу уноса сухого отбора, известь по ГОСТ 9179, шламы нефелиновые (белитовые). Эти же материалы следует использовать в качестве активаторов при обработке грунтов органическими вяжущими в количестве не более 3 % по массе грунта.

5.3.3.3    В качестве органических вяжущих по ПНСТ 321 для приготовления укрепленных грунтов следует применять битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955 с вязкостью при 60 °С не более 100 с. эмульсии битумные дорожные ЭБА-3 и ЭБК-3 по ГОСТ Р 52128. ЭБДК по ГОСТ Р 55420. вязкие и жидкие битумы в вспененном виде по ГОСТ 30491.

При необходимости следует применять также и другие органические вяжущие, удовлетворяющие требованиям действующих нормативных документов и обеспечивающие получение укрепленных грунтов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Для устройства несущих слоев оснований не допускается использование жидких битумов без поверхностно-активных добавок.

5.3.3.4    В качестве активных добавок к битуму следует применять поверхностно-активные вещества или продукты, их содержащие.

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Общие положения...................................................................4

5    Требования к конструированию дорожных одежд .........................................5

5.1    Общие требования конструирования................................................5

5.2    Конструирование дорожной одежды.................................................6

5.3    Требования к конструктивным слоям дорожных одежд из укрепленных грунтов............16

6    Расчет дорожных одежд..............................................................19

7    Проверка эксплуатационной надежности................................................24

7.1    Проверка на колееобразование....................................................24

7.2    Проверка на износ...............................................................25

7.3    Проверка на морозоустойчивость..................................................26

7.4    Проверка по осушению дорожной одежды...........................................28

Приложение А (рекомендуемое) Сочетание органических вяжущих материалов и активных

добавок для укрепления грунтов...........................................29

Приложение Б (рекомендуемое) Перечень химических добавок, применяемых для укрепления

грунтов................................................................30

Приложение В (рекомендуемое) Перечень стабилизаторов грунтов...........................31

Приложение Г (рекомендуемое) Модули деформаций грунтов и материалов...................32

Приложение Д (справочное) Пример расчета на прочность и эксплуатационную надежность......39

Приложение Е (рекомендуемое) Методика определения модулей деформации грунтов

и материалов...........................................................46

Библиография.......................................................................52

Сочетание органических вяжущих материалов и поверхностно-активных добавок, применяемых для укрепленных грунтов в зависимости от вида грунта и дорожно-климатической зоны строительства, приведено в приложении А.

Для снижения расхода неорганических вяжущих материалов, повышения прочности, морозостойкости укрепленных грунтов и улучшения технологических свойств смесей следует применять химические добавки. Перечень химических добавок, применяемых при укреплении грунтов, приведен в приложении Б.

5.3.3.5 Вода для приготовления укрепленных грунтов и растворов активных добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732.

5.3.4    Требования к стабилизаторам

5.3.4.1    При применении технологии стабилизации следует обрабатывать глинистые грунты теми видами стабилизаторов, которые не содержат вяжущих как структурообразующих элементов: катионные (катионоактивные), анионные (анионоактивные), универсальные, биологические и на неструктурированные стабилизаторы.

5.3.4.2    При применении технологии комплексной стабилизации следует обрабатывать глинистые грунты структурированными стабилизаторами, содержащими в своем составе вяжущее, либо любыми другими стабилизаторами в количестве, не превышающем 2 % по массе грунта, либо всеми другими видами стабилизаторов (рисунок 7), с дополнительным внесением в грунт вяжущего в тех же количествах.

5.3.4    3 Для обработки стабилизаторами следует применять при оптимальной влажности: суглинки и глины с числом пластичности от 1 до 22. а также все разновидности песчаных грунтов, содержащих в своем составе пылеватые и глинистые частицы в количестве не менее 15 % по массе. Допускается отклонение от оптимальной влажности от 1 % до 3 % в зависимости от погодных условий.

5.3.4.4    Перечень стабилизаторов, улучшающих физико-механические свойства грунтов, приведен в приложении В.


Функции

Вид

обработки грунта

Вид грунта по pH

Вид

стабилизаторов

Улучшение водно-физических свойств (гидрофобизация. снижение морозного пучения и оптимальной влажности) связных грунтов рабочего слоя

Кислые грунты (рН<7)

Катионные и универсальные


Стабилизация

грунтов


Щелочные грунты (pH >7)


и универсальные


Грунты с любым значением pH


Универсальные, биологические и наноструктурироваиныо


Кислые грунты (pH < 7)


Структурированные (вяжущее < 2 % по массе), катионные и универсальные


Повышение прочностных характеристик и водно-физических свойств связных грунтов оснований дорожных одежд


Комплексная

стабилизация

грунтов


Щеточные грунты (pH >7)


Структурированные (вяжущее < 2 % по массе), анионные и универсальные


Структурированные (вяжущее < 2 % по массе), универсальные, биологические и на неструктурированные


Грунты с любым значением pH

Повышение прочности при изгибе, трещиностойкости, морозостойкости укрепленных грунтов в слоях дорожных одежд

Кислые грунты (PH < 7)

Комплексное

укрепление

грунтов

Щелочные фунты (pH >7)

Грунты с любым значением pH

Рисунок 7 — Дорожная классификация стабилизаторов по целевым функциям обработки грунтов


Структурированные (вяжущее > 2 % по массе), катионные и универсальные


Структурированные (вяжущее > 2 % по массе), анионные и универсальные


Структурированные (вяжущее > 2 % по массе), универсальные, биологические и на неструктурированные


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования с низкой интенсивностью движения

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА Конструирование и расчет

Roads of general use with low traffic Road pavement Design and calculation

Срок действия — с 2020—03—01 до 2023-03-01

1 Область применения

1.1    Настоящий предварительный национальный стандарт устанавливает требования к конструированию и методике расчета дорожных одежд.

1.2    Настоящий стандарт распространяется на проектирование дорожных одежа переходного и низшего типов автомобильных дорог общего пользования с низкой интенсивностью движения на территории Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 125 Вяжущие гипсовые. Технические условия ГОСТ 450 Кальций хлористый технический. Технические условия ГОСТ 4201 Реактивы. Натрий углекислый кислый. Технические условия ГОСТ 6318 Натрий сернокислый технический. Технические условия ГОСТ 9179 Известь строительная. Технические условия ГОСТ 10178 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия ГОСТ 10564 Латекс синтетический СКС-65 ГП. Технические условия ГОСТ 10834 Жидкость гидрофобизирующая 136-41. Технические условия ГОСТ 11955 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия ГОСТ 22733 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности ГОСТ 23732 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия ГОСТ 23735 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия ГОСТ 25818 Золы уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия ГОСТ 28622 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30491 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства Технические условия

ГОСТ 32495 Щебень, лесок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия

ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

Издание официальное

ГОСТ 32804 Материалы геосинтетические для фундаментов, опор и земляных работ. Общие технические требования

ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 32826 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования

ГОСТ 32868 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока

ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 33149 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33174 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию. допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 55028 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 55420 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия

ГОСТ Р 55064 Натр едкий технический. Технические условия

ГОСТ Р 56338 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания дорожной одежды. Технические требования

ГОСТ Р 56419 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования

ПНСТ 265 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд

ПНСТ 321 Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 322 Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 325 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные органическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 326 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные неорганическими вяжущими. Технические условия

ПНСТ 327 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Технические условия

ПНСТ 329 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в

данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка. то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены. то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1_

геополотно: Сплошной, проницаемый, пористый геосинтетический материал, образованный из волокон, нитей, пряж, лент по текстильной технологии.

[ГОСТ Р 55028-2012, пункт 2.1.5)

3.2_

георешетка: Плоский геосинтетический материал, имеющий сквозные ячейки правильной стабильной формы, размеры которых превышают наибольший размер поперечного сечения ребер, образованный путем экструзии, склеивания, термоскрепления или переплетения ребер, противостоящий растяжению (внешним нагрузкам) и выполняющий роль усиления конструкции.

[ГОСТ Р 55028-2012, пункт 2.1.6)

3.3_

геосетка: Геосинтетический материал, имеющий сквозные ячейки лабильной формы, размеры которых превышают наибольший размер поперечного сечения ребер, образованный путем экструзии или переплетением ребер.

[ГОСТ Р 55028-2012, пункт 2.1.7)

3.4_

геосотовый материал: Пространственный геосинтетический материал, образованный из геополос, которые располагаются и скрепляются в перпендикулярных плоскостях относительно плоскости материала, образуя сквозные ячейки, поперечный размер которых соизмерим с высотой ребер. [ГОСТ Р 55028-2012, пункт 2.1 8)

3.5_

грунт дисперсный: Грунт, состоящий из совокупности отдельных твердых частиц (зерен) разного размера, связанных друг с другом физическими, физико-химическими или механическими структурными связями.

[ГОСТ 33063-2014. пункт 3.5]

3.6    грунт повышенной плотности: Грунт, плотность которого превышает наибольшую плотность по методу стандартного уплотнения по ГОСТ 22733.

3.7 _

грунт техногенный: Грунт измененный, перемещенный или образованный (искусственно созданный) в результате инженерно-хозяйственной деятельности человека, в том числе отходы бытовые и производственные.

[ГОСТ 33063-2014, пункт 3.30)

3.8 защитный слой покрытия: Слой, толщиной не более 4 см, предназначенный для защиты нижележащего слоя покрытия от непосредственного воздействия колес автомобильного транспорта и комплекса погодно-климатических факторов (не учитывается при расчете дорожных одежд на прочность).

3.9    износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия в процессе эксплуатации за счет истирания и потери износившегося материала в результате суммарного воздействия транспортных средств и природных факторов.

3.10    истирание: Разрушение тонкими слоями материала покрытия в полосе наката при трении об его поверхность колес автотранспортных средств.

3.11    местные дорожностроительные материалы: Материалы естественного или искусственного происхождения, месторождения которых находятся вблизи трассы дороги, и можно обеспечить их доставку на место работы автомобильным транспортом с минимальными затратами.

3.12    модуль деформации дорожной одежды или материала ее слоя: Отношение удельного давления, передаваемого испытательной нагрузкой, к общей относительной деформации (отношение совокупности упругой и остаточной деформации к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля) дорожной одежды или материала ее слоя.

3.13 _

отходы производств: Твердые отходы производства, полученные в результате механических, химических и термических преобразований материалов природного происхождения.

(ГОСТ 33063-2014. пункт 3.42]

3.14    поверхностно-активные вещества (ПАВ): Химические добавки (в том числе полимерные) к органическим или минеральным вяжущим материалам или смесям для повышения адгезии вяжущего с поверхностью минерального материала.

3.15    регулирующий слой (прослойка): Слой (прослойка), улучшающий водно-тепловой режим дорожной одежды и земляного полотна и повышающий работоспособность, как всей дорожной конструкции. так и отдельных ее слоев, выполняющий одну из (или несколько сразу) функций (теплоизоляция. гидроизоляция, пароизоляция. противозаиливание. армирование и распределение нагрузки).

3.16    стабилизаторы глинистых грунтов: Водные растворы и полимерные эмульсии, содержащие активные ионы и поверхностно-активные вещества, участвующие в ионном обмене с активной частью глинистых грунтов и повышающие их плотность, прочность и морозостойкость без создания дополнительной структуры обрабатываемого грунта.

3.17    стабилизация грунтов: Мероприятия по улучшению механических качеств грунтов и их несущей способности без создания дополнительной структуры путем предохранения существующих связей между частицами и агрегатами, главным образом, от разрушения при действии влаги, что достигается применением поверхностно-активных веществ и стабилизаторов.

3.18    укрепление грунтов: Мероприятия по повышению несущей способности грунтов путем создания новых прочных и водостойких связей между частицами и агрегатами с образованием новой (дополнительной) структуры путем воздействия на грунт структурообразующих веществ (в основном вяжущих материалов).

3.19    укрепленный грунт: Искусственный материал, получаемый смешением на дороге или в смесительных установках природных дисперсных и техногенных грунтов, а также промышленных отходов с органическими, минеральными и комплексными вяжущими (далее — вяжущими) с добавками или без добавок при оптимальной влажности.

4 Общие положения

4.1    Конструирование и расчет дорожных одежд усовершенствованного типа (капитальных и облегченных) следует выполнять в соответствии с действующими нормативными требованиями ГОСТ 33100ГОСТ 33149. документами (1—2].

4.2    Проектирование дорожной одежды должно представлять собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции (системы дорожная одежда и рабочий слой земляного полотна).

4.3    Дорожную одежду переходных и низших типов автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения следует проектировать исходя из обеспечения круглогодичного проезда автомобилей. В период весенних распутиц допускается ограничение движения тяжелых транспортных средств категорий N2 (при нагрузке на ось более 5 т) и N3 (3].

4.4    Дорожные одежды должны быть запроектированы с учетом межремонтных сроков согласно действующим документам технического регулирования и нормативно-правовым актам.

Проектирование дорожной одежды должно быть выполнено в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения согласно ГОСТ Р 50597.

4.5    При проектировании дорожных одежд в районах распространения многолетнемерзлых грунтов (I дорожно-климатическая зона) наряду с учетом настоящего стандарта следует руководствоваться ГОСТ 33149 и региональными нормативно-техническими документами, утвержденными в установленном порядке и распространяющимися на автомобильные дороги на многолетнемерзлых грунтах.

4.6    При проектировании дорожных одежд для конкретных объектов и разработке типовых региональных решений по конструкциям дорожной одежды наряду с положениями настоящего стандарта следует учитывать данные научно-практического опыта (в том числе в части применения местных материалов и грунтов, уточнения расчетных значений характеристик и т. д.) на рассматриваемых территориях.

4.7    При проектировании конструкцию дорожной одежды следует определять на основе техникоэкономического сравнения вариантов. При большой интенсивности 200—400 авт./сут и более 10 % тяжелых транспортных средств категории N3 [3) в составе транспортного потока необходимо повышать коэффициент прочности дорожной одежды и увеличивать строительные затраты до 20% от среднего значения, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы. При малой интенсивности движения менее 100 авт./сут и более 70 % легковых автомобилей категории М, (3) в составе транспортного потока необходимо снижать коэффициент прочности дорожной одежды до минимального значения и уменьшать строительные затраты до 20% от среднего значения, увеличивая эксплуатационные расходы. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте следует избегать строительных затрат, превышающих нормативные значения, при этом необходимо использовать местные дорожно-строительные материалы и грунты, а также промышленные отходы и техногенные грунты.

5 Требования к конструированию дорожных одежд

5.1    Общие требования конструирования

5.1.1    На дорогах с низкой интенсивностью движения следует устраивать дорожную одежду в соответствии с требованиями пункта 8.1.2 документа [2] с покрытиями следующих видов:

-    усовершенствованные (капитальные и облегченные)';

-    переходные:

-    низшие.

5.1.2    При конструировании дорожных одежд необходимо придерживаться следующих принципов конструирования:

-    тип дорожной одежды и вид покрытия, конструкция дорожной одежды должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге соответствующей категории, а также ожидаемым в перспективе составу транспортного потока и интенсивности движения;

-    конструкция дорожной одежды должна быть принята типовой или разработана индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями с одинаковыми нормативными нагрузками; при выборе конструкции одежды для данных условий предпочтение следует отдавать проверенной на практике типовой конструкции;

-    в районах, недостаточно обеспеченных прочными каменными материалами, следует применять местные малопрочные каменные материалы, побочные продукты промышленности, техногенные грунты и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их различными видами вяжущих;

-    конструкция должна быть технологичной и обеспечивать возможность максимальной механизации дорожно-строительных процессов; число слоев и видов материалов в конструкции должны быть минимальными;

-    при конструировании необходимо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летний или зимний период, применяемые материалы и технологии и др.).

5.1.3    Конструкцию дорожной одежды следует определять на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом затрат на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание за срок сравнения вариантов.

В первую очередь следует рассматривать конструкции дорожной одежды с покрытиями:

Не распространяется на данный стандарт согласно 1 2 настоящего стандарта

-    переходного вида при среднегодовой суточной интенсивности движения от 200 до 400 авт./сут при условии обязательного устройства защитного слоя;

-    переходного вида при среднегодовой суточной интенсивности движения от 50 до 200 авт./сут;

-    низшего вида при среднегодовой суточной интенсивности движения до 50 авт./сут.

При вышеуказанной интенсивности и не менее 10 % тяжелых транспортных средств категории N3 (3] в составе транспортного потока вид покрытия дорожной одежды следует повышать (усовершенствованный вместо переходного, переходный вместо низшего) на основании расчета дорожной одежды на прочность.

5.1.4 В целях продления сроков службы дорожной одежды следует использовать защитные слои из одиночной или двойной поверхностной обработки, органо-минеральных или эмульсионно-минеральных смесей.

5.2 Конструирование дорожной одежды

5.2.1    Конструирование дорожной одежды следует проводить в следующей последовательности:

-    выбор вида покрытия и защитного слоя покрытия (при необходимости);

-    назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;

-    предварительная оценка необходимости назначения дополнительных мер по морозоустойчивости с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения;

-    назначение мероприятий по осушению конструкции дорожной одежды;

-    оценка целесообразности укрепления или улучшения верхней части рабочего слоя земляного полотна насыпи (основания земляного полотна выемки);

-    отбор конкурентоспособных вариантов.

5.2.2    Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из функционального назначения и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава транспортного потока, нормативной нагрузки, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами согласно пункту 8.1.2 документа (2) и таблицы 1 настоящего стандарта.

5.2.3    При технико-экономическом сравнении вариантов должны быть рассмотрены варианты с различными типами дорожных одежд и видами покрытий согласно 5.1.3. При соответствующем технико-экономическом обосновании могут быть применены типовые конструкции дорожных одежд, приведенные на рисунках 1—4. а также типовые поперечные профили конструкций дорожных одежд — на рисунках 5—6.

Тип 1    «    Тип    2    о    Тип    3