Купить ПНСТ 341-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Обеспечивает основу для развития мультиоператорных/мультисервисных взаимодействующих интероперабельных систем оплаты проезда (далее — ИСОП) для общественного наземного (а также метро) пассажирского транспорта. Стандарт предназначен для применения в организациях общественного транспорта (далее — ОТ) и связанных с ними службах при условии взаимодействия их систем и не подразумевает, что существующие совместимые системы оплаты проезда будут изменены, так как он применяется в пределах их допустимых изменений. В настоящем стандарте определена эталонная функциональная архитектура для ИСОП и установлены требования, которые имеют отношение к обеспечению совместимости между несколькими участниками в контексте использования электронных билетов. Стандарт определяет следующие основные элементы: - идентификация различного набора функций по отношению к общей системе оплаты проезда; - общая модель ИСОП, описывающая логическую и функциональную архитектуру и интерфейсы как внутри, так и между разными ИСОП; - примеры взаимодействия и потоки данных между различными наборами функций; - требования безопасности. Стандарт не включает рассмотрение следующих тем: - физическая среда и ее управление; - технические аспекты интерфейса между носителем и устройством доступа к среде; - обмен данными между носителем и устройством доступа к среде.
Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 24014-1:2015 "Общественный транспорт. Интероперабельная система оплаты проезда. Часть 1. Архитектура"
1 Область применения
2 Термины и определения
3 Сокращения
4 Требования к модели интероперабельной системы оплаты проезда
5 Концептуальные основы
5.1 Описание ИОП-ролей интероперабельной системы оплаты проезда
5.2 Основная структура обобщенной функциональной модели интероперабельной системы оплаты проезда
6 Описание примеров использования интероперабельной системы оплаты проезда
6.1 Сертификация
6.2 Регистрация
6.3 Управление приложением
6.4 Управление продуктом
6.5 Управление безопасностью
6.6 Управление обслуживанием клиента (опционное)
7 Идентификация системного интерфейса
8 Идентификация
8.1 Общие положения
8.2 Схема идентификации
8.3 Предпосылки
9 Безопасность в интегральной системе оплаты проезда
9.1 Защита интересов общественности
9.2 Активы, подлежащие защите
9.3 Общие требования безопасности в интегральной системе оплаты проезда
Приложение А (справочное) Поток информации в интероперабельной системе оплаты проезда.
Приложение Б (справочное) Пример процессов в списке действий
Приложение В (справочное) Область безопасности, угрозы и профили защиты
Библиография
Дата введения | 01.06.2019 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Завершение срока действия | 01.06.2022 |
Актуализация | 01.01.2021 |
31.12.2018 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 73-пнст |
---|---|---|---|
Разработан | ООО ТранснавиСофт | ||
Издан | Стандартинформ | 2019 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
пнет
341—
2018
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
Интероперабельная система оплаты проезда
(ISO 24014-1:2015, NEQ)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2019
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ТранснавиСофт» (ООО «Транс-навиСофт»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. Ne 73-пнст
4 Настоящий стандарт разработан с уметом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 24014-1:2015 «Общественный транспорт. Интероперабельная система оплаты проезда. Часть 1. Архитектура» (ISO 24014-1:2015 «Public transport — Interoperable fare management system — Part 1: Architecture». NEQ)
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул. Мишина, д. 35 и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр. 1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
©Стандартинформ, оформление. 2019
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II
Рисунок 2 — Операционный и управляющий домены ИСОЛ |
!-------------1
Менеджер
службы
безопасности
I
I
Регистратор
J
6 Описание примеров использования интероперабельной системы оплаты проезда
В этом разделе описаны примеры использования ИСОП. Набор данных примеров предоставляет инструментарий для внедрения ИСОП. Если процессы, описанные в примере применения, реализованы в рамках ИСОП. использование является обязательным. Однако приведенные примеры могут быть адаптированы с изменениями в зависимости от способов управления приложениями и продуктами. Приложение, продукт могут управляться либо из среды, либо из центрального операционно-учетного подразделения. Возможны любые варианты или комбинации между данными двумя подходами управления:
- из специализированного центра — основные процессы (например, расчет оплаты за проезд, биллинг) управления приложением и продуктом осуществляются между средой и УДС;
- центрального операционно-учетного подразделения — основные процессы управления приложением и/или продуктом осуществляются непосредственно в центральном операционно-учетном подразделении.
Ниже приведены примеры использования, описывающие функциональные аспекты ИСОП. Вопросы договорных отношений находятся вне сферы применения настоящего стандарта, но являются необходимым условием для реализации услуг. Наименования субъектов, действующих в приведенных примерах использования, приведены прописными буквами.
6.1 Сертификация
Каищый объект, который будет представлен в ИСОП. должен соответствовать требованиям ИСОП. доказательством чему является результат проверки объекта на соответствие набору определенных правил. Этот процесс называется сертификацией.
За проведение сертификации объектов отвечает менеджер службы безопасности. В рамках ИСОП сертифицируются:
- организации;
- компоненты, связанные с безопасностью;
- спецификация и шаблон приложения;
- спецификация и шаблон продукта.
Информация в отношении сертификации оформлена в табличной форме.
6.1.1 Сертификация организации | ||||||||||
|
6.1.2 Сертификация компонента | ||||||||||
|
6.1.3 Сертификация спецификации и шаблона приложения | ||||||||||
|
6.1.4 Сертификация спецификации и шаблона продукта | ||||||||
|
Окончание таблицы | ||||
| ||||
6.2 Регистрация |
Регистрация необходима для того, чтобы каждый экземпляр объекта был уникальным в рамках ИСОП. Это гарантируется присвоением экземпляру объекта уникального идентификатора. Процесс управления этими идентификаторами называется регистрацией. Объектами и экземплярами объектов в рамках ИСОП. которые должны быть зарегистрированы, являются:
- организации;
- компоненты;
- шаблон приложения и приложение;
- шаблон продукта и продукт.
За процесс регистрации несет ответственность РЕГИСТРАТОР ИСОП.
Информация, касающаяся регистрации, изложена в табличной форме.
6.2.1 Регистрация организации | ||||||||||
|
6.2.2 Регистрация компонента | ||||||||||
|
6.2.3 Регистрация шаблона приложения | ||||||||||
|
6.2.4 Регистрация приложения | ||||||||||
|
6.2.5 Регистрация шаблона продукта | ||||||||||
|
6.2.6 Регистрация продукта | ||||||||||
| ||||||||||
6.3 Управление приложением |
Управление приложением включает:
- распространение шаблонов приложений;
- получение приложений;
- прекращение использования шаблонов приложений;
- прекращение использования приложения.
Распространяться должны только сертифицированные и зарегистрированные шаблоны приложений.
Обновление приложения заключается в прекращении применения действующего приложения и приобретении нового приложения.
Информация, касающаяся управления приложениями, приведена в табличной форме.
Ю
6.3.1 Распространение шаблона приложения | ||||||||||
|
6.3.2 Приобретение приложения | ||||||||||
|
6.3.3 Завершение применения шаблона приложения
Пример использования «Завершение применения шаблона приложения» включает следующее:
- нормальное завершение применения шаблона приложения;
- принудительное завершение применения шаблона приложения.
Данные примеры приведены в табличной форме.
6.3.3.1 Нормальное завершение применения шаблона приложения
Наименование примера |
Нормальное завершение применения шаблона приложения |
Схема завершения |
Шаблон приложения завершается в ИСОП по запросу ВЛАДЕЛЬЦА ПРИЛОЖЕНИЯ |
Инициализация |
Инициализируется ВЛАДЕЛЬЦЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ |
Действующие субьекты |
ПРОДАВЕЦ ПРИЛОЖЕНИЯ. ВЛАДЕЛЕЦ ПРИЛОЖЕНИЯ. СЛУЖБА СБОРА и ПРОДВИЖЕНИЯ. РЕГИСТРАТОР. СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ |
Окончание таблицы | ||||
|
6.3.3.2 Принудительное завершение применения шаблона приложения | ||||||||||
|
6.3.4 Завершение применения приложения
Примеры использования «Завершение применения приложения» включает следующее:
- нормальное завершение применения приложения;
- принудительное завершение применения приложения.
Данные примеры приведены в табличной форме.
6.3.4.1 Нормальное завершение применения приложения
Наименование примера |
Нормальное завершение применения приложения |
Схема завершения |
Приложение завершается в среде ПОКУПАТЕЛЯ |
Инициализация |
Инициализируется ПОКУПАТЕЛЕМ |
Действующие субъекты |
ПРОДАВЕЦ ПРИЛОЖЕНИЯ. ВЛАДЕЛЕЦ ПРИЛОЖЕНИЯ, СЛУЖБА СБОРА и ПРОДВИЖЕНИЯ, РЕГИСТРАТОР. ПОКУПАТЕЛЬ |
Описание примера |
ПОКУПАТЕЛЬ завершает применение приложения Это действие включает - деинсталляцию ПРИЛОЖЕНИЯ ПРОДАВЦОМ ПРИЛОЖЕНИЯ в среде ПОКУПАТЕЛЯ; - пересылку идентификатора деинсталлированного приложения ВЛАДЕЛЬЦУ ПРИЛОЖЕНИЯ через СЛУЖБУ СБОРА и ПРОДВИЖЕНИЯ, - пересылку ВЛАДЕЛЬЦЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ РЕГИСТРАТОРУ идентификатора деинсталлированного приложения |
6.3.4 2 Принудительное завершение применения приложения | ||||||||||
| ||||||||||
6.4 Управление продуктом |
Управление продуктом включает следующее:
- распространение шаблона продукта;
- завершение действия шаблона продукта;
- управление списком действий;
- приобретение продукта;
- изменение параметров продукта;
- завершение действия продукта;
- использование и проверка продукта;
- сбор данных;
- пересылка данных;
- генерация и распространение отчетов клиринга.
Информация, касающаяся управления продуктом, приведена 8 табличной форме.
6.4.1 Распространение шаблона продукта
| ||||||||||
6.4.2 Завершение применения шаблона продукта Завершение применения шаблона продукта включает: - нормальное завершение применения шаблона продукта; - принудительное завершение применения шаблона продукта. |
6.4.2.1 Нормальное завершение применения шаблона продукта | ||||||||||
|
6.4.2.2 Принудительное завершение применения шаблона продукта | ||||||||||
|
6.4.3 Управление списком действий | ||||||||||
|
Окончание таблицы | ||||
|
6.4.4 Приобретение продукта | ||||||||||
|
6.4.5 Модификация параметров продукта | ||||||||||
|
6.4.6 Прекращение использования продукта
Прекращение использования продукта означает, что в дальнейшем он не может быть восстановлен.
Использование продукта прекращается только по уважительной причине, например: не выполнена оплата продукта или продукт продан по ошибке. Повторная активация такого продукта связана с риском его нелегитимного использования. Для лучшей практики требуется, чтобы прекращенные продукты не могли быть повторно активированы. Похожие продукты могут, конечно, заменить их. Прекращение использования продукта включает следующие варианты:
- нормальное прекращение использования продукта:
- принудительное прекращение использования продукта.
6.4.6.1 Нормальное прекращение использования продукта
Наименование примера |
Нормальное прекращение использования продукта |
Схема |
Прекращение использования продукта по запросу ПОКУПАТЕЛЯ |
Инициализация |
Инициализируется ПОКУПАТЕЛЕМ |
Действующие субъекты |
ПРОДАВЕЦ ПРОДУКТА, ПОКУПАТЕЛЬ. СЛУЖБА СБОРА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ. ВЛАДЕЛЕЦ ПРОДУКТА |
Описание примера |
Авторизованный ПРОДАВЕЦ ПРОДУКТА деинсталлирует продукт. ПРОДАВЕЦ ПРОДУКТА передает идентификатор продукта и данные деинсталлированного продукта ВЛАДЕЛЬЦУ ПРОДУКТА через СЛУЖБУ СБОРА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ |
6.4.6.2 Принудительное прекращение использования продукта | ||||||||||
|
6.4.7 Использование и проверка продукта | ||||||||||
|
1 Область применения.................................................................1
2 Термины и определения..............................................................1
3 Сокращения........................................................................3
4 Требования к модели интероперабельной системы оплаты проезда..........................3
5 Концептуальные основы..............................................................4
5.1 Описание ИОП-ролей интероперабельной системы оплаты проезда......................4
5.2 Основная структура обобщенной функциональной модели интероперабельной системы
оплаты проезда.....................................................................6
6 Описание примеров использования интероперабельной системы оплаты проезда..............7
6.1 Сертификация...................................................................7
6.2 Регистрация.....................................................................9
6.3 Управление приложением........................................................10
6.4 Управление продуктом...........................................................13
6.5 Управление безопасностью.......................................................18
6.6 Управление обслуживанием клиента (опционное).....................................22
7 Идентификация системного интерфейса................................................22
8 Идентификация.....................................................................23
8.1 Общие положения...............................................................23
8.2 Схема идентификации...........................................................23
8.3 Предпосылки...................................................................23
9 Безопасность в интегральной системе оплаты проезда....................................23
9.1 Защита интересов общественности.................................................23
9.2 Активы, подлежащие защите......................................................24
9.3 Общие требования безопасности в интегральной системе оплаты проезда................24
Приложение А (справочное) Поток информации в интероперабельной системе оплаты проезда... .26
Приложение Б (справочное) Пример процессов в списке действий............................36
Приложение В (справочное) Область безопасности, угрозы и профили защиты.................38
Библиография.......................................................................40
Окончание таблицы | ||||
|
6.4.8 Сбор данных | ||||||||||
|
Управление оплатой проезда (УОП) охватывает все процессы, предназначенные для управления распределением и использованием продуктов системы оплаты проезда в общественном транспорте (ОТ).
Система оплаты проезда называется интероперабельной, когда она позволяет клиенту использовать носимое электронное средство (например, контактную/бесконтактную смарт-карту), совместимое с оборудованием (в частности, на остановках, в розничных системах продажи, при входе на платформы остановок ОТ или на борту транспортных средств). Концепции интероперабельных систем оплаты проезда (ИСОП) также могут быть применены к системам управления тарифами, не использующим электронные носители.
Потенциальные выгоды для клиента включают сокращение потери времени в очередях, использование специальных и комбинированных тарифов, одного средства оплаты во многих приложениях, а также участие в программах лояльности.
Интероперабельные системы оплаты проезда обеспечивают также выгоды операторам и другим участникам процесса. Однако использование этих систем требует наличия общей архитектуры, которая определяет состав действующих участников процесса, их роли, отношения и интерфейс взаимодействия.
Интероперабельность также требует определения схемы безопасности для защиты конфиденциальности и целостности отношений между участниками для обеспечения справедливого и безопасного обмена данными в рамках ИСОП. Общая архитектура явпяется предметом настоящего стандарта, в котором признается необходимость юридических и коммерческих соглашений между членами ИСОП. но не уточняется их форма. Технические спецификации отдельных компонентов в общем и стандарты на средства оплаты пользователей (например, смарт-карты) в частности не включены в настоящий стандарт.
В связи с тем что не существует единой ИСОП. отдельные операторы, консорциумы операторов, государственные органы и частные компании могут управлять или принимать участие в управлении ИСОП. Данная система может распространяться и объединяться с другими подобными системами. Применение ИСОП требует обеспечения безопасности и регистрации функционапьных возможностей. Настоящий стандарт описывает эти функции с целью координации/сближения существующих ИСОП для совместной работы.
Настоящий стандарт содержит описание трех основных преимуществ:
а) обеспечение основы для реализации совместимого УОП с минимальными трудностями;
б) сокращение времени и снижение стоимости закупок с помощью ИСОП. что позволяет покупателям понять, что именно приобретается. Закупки на основе открытого стандарта снижают стоимость, позвопяют избежать дорогостоящей разработки системы на заказ;
в) упрощение взаимодействия мееду разными ИСОП, в котором заинтересованы все стороны процесса.
В припожении А дано описание потоков информации в ИСОП. В приложении Б приведено описание основных характеристик списков действий, относящихся к медиафайлам, приложениям или продуктам. которые выполняются в ИСОП. В приложении В описаны область безопасности, угрозы и профили защиты ИСОП.
В настоящем стандарте использованы разработки архитектуры электронной системы оплаты проезда Electronic Fee Collection и другие документы", а также существующие международные стандарты по безопасности данных.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Интероперабельная система оплаты проезда
Intelligent transport systems Road transport vehicles Public transport Interoperable fare management system
Срок действия — с 2019—Об—01 до 2022—06—01
Настоящий стандарт обеспечивает основу для развития мультиоператорных/мультисервисных взаимодействующих интероперабельных систем оплаты проезда (далее — ИСОП) для общественного наземного (а также метро) пассажирского транспорта.
Настоящий стандарт предназначен для применения в организациях общественного транспорта (далее — ОТ) и связанных с ними службах при условии взаимодействия их систем и не подразумевает, что существующие совместимые системы оплаты проезда будут изменены, так как он применяется в пределах их допустимых изменений.
В настоящем стандарте определена эталонная функциональная архитектура для ИСОП и установлены требования, которые имеют отношение к обеспечению совместимости между несколькими участниками в контексте использования электронных билетов.
Настоящий стандарт определяет следующие основные элементы:
- идентификация различного набора функций по отношению к общей системе оплаты проезда;
- общая модель ИСОП, описывающая логическую и функциональную архитектуру и интерфейсы как внутри, так и между разными ИСОП;
- примеры взаимодействия и потоки данных между различными наборами функций;
- требования безопасности.
Настоящий стандарт не включает рассмотрение следующих тем:
- физическая среда и ее управление;
- технические аспекты интерфейса между носителем и устройством доступа к среде;
- обмен данными между носителем и устройством доступа к среде.
Примечание — Обмен данными между носителем и устройством доступа к среде рассматривается другими комитетами по стандартизации,
- финансовые аспекты ИСОП (например, платежи клиентов, способ оплаты, урегулирование, распределение).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 действующее лицо: Лицо, или организация (2.6). или другая (вспомогательная) система, выполняющие связанный набор функций при взаимодействии с интероперабельной системой оплаты проезда в конкретном случае использования (2.14).
Издание официальное
2.2 интероперабельная система оплаты проезда; ИСОП: Все технические, коммерческие, защитные и юридические элементы, которые обеспечивают интероперабельность оплаты проезда (2.26).
2.3 ИОП-роль: Абстрактный объект, выполняющий набор функций в функциональной модели интероперабельной системы оплаты проезда (2.28).
2.4 коммерческие правила: Правила, определяющие расчет и комиссию в рамках интероперабельной системы оплаты проезда.
2.5 компонент: Аппаратное и/или программное обеспечение, которое выполняет одну или несколько функций интероперабельной системы оплаты проезда.
2.6 организация: Юридическое лицо, выполняющее функции и подразумеваемые обязанности одной или нескольких из следующих операционных ИОП-ролей (2.3): владелец приложения, розничный торговец приложения, владелец продукта, продавец продуктов, оператор услуг, а также юридическое лицо, выполняющее функции сбора и пересылки.
2.7 политика безопасности: Цели интероперабельной системы оплаты проезда для обеспечения общественных интересов и защиты активов в рамках данной системы.
2.8 политики интероперабельной системы оплаты проезда: Коммерческие, технические цели интероперабельной системы оплаты проезда, а также касающиеся безопасности и конфиденциальности.
2.9 поставщик компонентов: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее поставки компонентов (2.5) в интероперабельную систему оплаты проезда.
2.10 правила использования: Правила, определяющие время использования, область использования. персональный статус и тип услуги.
2.11 правила применения: Требования к владельцу приложения.
2.12 правила продукта: Набор использования, ценообразование и коммерческие правила (2.4), определенные владельцем продукта.
2.13 правила ценообразования: Правила, определяющие отношения с клиентом, касающиеся цены, оплаты и выставления счетов.
2.14 прецедент: Описание процесса путем определения последовательности действий, выполняемых одним или несколькими действующими лицами (2.1) и интероперабельной системой оплаты проезда.
2.15 приложение: Реализованный и инициализированный шаблон приложения (2.29).
Примечания
1 Приложение идентифицируется уникальным идентификатором
2 В приложении представлены продукты (2.16) и другая дополнительная информация о клиенте (описание клиента, предпочтения клиента).
3 Приложение может быть установлено на носителе устройства клиента или распределено на клиентских носителях и в подразделениях интероперабельной системы оплаты проезда
2.16 продукт: Экземпляр шаблона продукта (2.30), хранящегося в приложении (2.15).
Примечание — Продукт идентифицируется уникальным идентификатором и позволяет клиенту воспользоваться услугой, предоставленной оператором обслуживания
2.17 роль: Абстрактный объект, выполняющий набор функций.
2.18 спецификация приложения: Спецификация функций, элементов данных и схемы обеспечения безопасности, соответствующие правилам применения (2.11).
2.19 список действий: Список элементов, связанных с приложениями или продуктами (2.16) интероперабельной системы оплаты проезда, загруженными на устройства доступа к среде (2.27). обрабатываемых устройством доступа к среде, если и когда конкретное приложение интероперабельной системы оплаты проезда или продукт, упомянутый в списке, обрабатывается этим устройством доступа к среде.
2.20 сообщение: Набор элементов данных, передаваемых между двумя ИОП-ролями (2.3).
2.21 список правил: Правила для достижения политики интероперабельной системы оплаты проезда (2.8), выраженные как технические, коммерческие, защитные и правовые требования и стандарты. относящиеся только к интероперабельной системе оплаты проезда.
2.22 среда: Физический носитель приложений (2.15).
2.23 среда клиента: Среда (2.22), инициализированная приложением (2.15) клиента.
2.24 спецификация продукта: Полная спецификация функций, элементов данных и схема безопасности в соответствии с правилами продукта (2.12).
2.25 триггер: Событие, которое вызывает выполнение прецедента (2.14).
2.26 управление интероперабельной системой оплаты проезда: Все функции, связанные с процессом оплаты проезда, такие как управление приложением, работа с экземплярами шаблонов продукта (2.30), функции безопасности, сертификации, регистрации и идентификации, необходимые для обеспечения доступа клиента через оператора обслуживания с использованием одного портативного электронного устройства.
2.27 устройство доступа к среде; УДС: Устройство, имеющее необходимые средства (аппаратное и программное обеспечение) для связи со средой клиента (2.23).
2.28 функциональная модель интероперабельной системы оплаты проезда: Модель для определения функций объектов и их взаимодействия.
2.29 шаблон приложения: Исполняемый технический образец спецификации приложения (2.18).
2.30 шаблон продукта: Технический паттерн спецификации продукта (2.24).
Примечание — Шаблон продукта идентифицируется уникальным идентификатором
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
- ИОП — интероперабельная оплата проезда;
- ИСОП — интероперабельная система оплаты проезда;
- ОТ — общественный транспорт;
- ПБ — подсистема безопасности;
- ПЗ — профиль защиты;
- УДС — устройство доступа к среде;
- ЦО — цель оценивания.
Целью настоящего стандарта является достижение совместимости всех используемых систем оплаты проезда при условии, что компании-участники коммерчески независимы при разработке собственных продуктов и при реализации своих бизнес-стратегий.
Конкретные требования к модели ИСОП заключаются в следующем:
- клиент должен иметь возможность использовать услуги всех операторов «бесшовно», используя единую среду;
- должна быть обеспечена возможность извлечения данных, соответствующих распределению доходов и статистике запросов операторов транспорта;
- среда может быть использована для дополнительных приложений, и наоборот, другие среды могут использовать приложения ИСОП;
- методы продажи билетов конкретного приложения должны предоставлять возможность снижения затрат времени на вход/выход пассажиров в системе ОТ и значительно уменьшать затраты на отработку платежей.
Модель ИСОП должна:
- соответствовать законам/правилам предоставления финансовых услуг и защиты данных (например. неприкосновенности частной жизни);
- обеспечивать возможность размещения новых спецификаций продукта по мере необходимости, независимо от уже существующих;
- распознавать и предотвращать внутренние или внешние хакерские атаки;
- идентифицировать клиентов, одновременно защищая их конфиденциальность;
- защищать конфиденциальность клиента;
- обеспечивать целостность обмениваемых данных;
- удовлетворять другим сервисам, таким как программы лояльности, оплата услуг каршеринга, оплата краткосрочной парковки, краткосрочной аренды велосипедов и т. д.;
- описывать взаимосвязь меэду определенными функциями в системе ОТ, посредством которых осуществляется взаимодействие между различными сетями операторов;
- описывать интерфейсы, которые необходимы для обеспечения функций пересылки данных между различными сетями операторов, позволяющих выполнять соглашения о распределении доходов;
- обеспечивать основу заключения коммерческих соглашений;
- быть нейтральной в отношении различных технологических особенностей при реализации системы. которые могут быть применены (например, контактная среда, бесконтактная среда, малая дальность, широкий диапазон);
- быть функционально нейтральной в отношении конкретных организационных структур ОТ.
Интероперабельная система оплаты проезда может управляться транспортным предприятием, транспортным органом, обьединением общественных и частных компаний или другими группами.
Менеджер ИСОП устанавливает и управляет ее политикой, реализуемой набором правил.
Для управления элементами ИСОП, рассматриваемыми в настоящем разделе, ее менеджер должен назначить менеджера службы безопасности и регистратора.
Функции и обязанности менеджера службы безопасности и регистратора могут быть распределены между несколькими организациями в рамках ИСОП. Это может быть необходимым условием для существующих ИСОП. Пример представлен в разделе В.З приложения В. в котором также показано, каким образом набор правил для объединенной ИСОП может быть построен с использованием существующих наборов правил для взаимодействующих ИСОП.
5.1 Описание ИОП-ролей интероперабельной системы оплаты проезда
Описание ИОП-ролей в ИСОП представлено в таблице 1.
ИОП-роли обозначаются заглавными начальными буквами.
Таблица 1 — Описание ИОП-ролей интероперабельной системы оплаты проезда | ||||||||||
|
Окончание таблицы 1 | ||||||||||||||||
|
5.2 Основная структура обобщенной функциональной модели интероперабельной
системы оплаты проезда
Связи между используемыми ИОП-ролями ИСОП проиллюстрированы на рисунке 1. Эти связи представляют собой информационные потоки. Опциональные связи и ИОП-роли показаны пунктирными линиями.
Предполагается, что клиент уже имеет носитель или снабжен им одним из продавцов приложений. поэтому в модели представлены только приложения и продукты. В рамках ИСОП может быть несколько организаций, выполняющих функции ИОП-ролей.
Менеджер ИСОП устанавливает и управляет политиками в данной системе. Эти политики реализованы в наборе правил. Менеджер ИСОП будет взаимодействовать с эмитентами среды; клиент — с эмитентом клиентской среды, которой он владеет. Кроме того, владелец приложения будет взаимодействовать с эмитентами среды.
Рисунок 1 — Связи между операционными ИОП-ролями в ИСОП |
Для управления элементами системы функциональная модель ИСОП включает две управляющие ИОП-роли:
- регистратор — ИОП-роль для идентификации любой организации, компонента, шаблона приложения и приложения, шаблона продукта и продукта, действующих в ИСОП;
- менеджер службы безопасности — вспомогательная ИОП-роль, ответственная за безопасную работу в ИСОП.
На рисунке 2 показаны два домена ИОП-ролей и взаимодействие между ними.