Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

Купить ОСТ ВКС 6799 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Редакция 1935 года

Оглавление

IА. Радиальные шарикоподшипники

IБ. Радиальные роликоподшипники

IIА. Шарикоподшипники радиально-упорные

IIБ. Роликоподшипники радиально-упорные

Приложение. Руководящие указания по выбору шарико- и роликоподшипников (подшипников качения)

 
Дата введения01.07.1934
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

2. Стандарты

Шарико- и роликоподшипники

Классификация


ОСТ

вкс


6799

ОСТ

Взамен jjfiQ &0I


Редакция 1935 г.


"ееаме-

’Ж*

щиеея

Сало-,

,07«лег^

ливою-

щивел

,fcrot*+

Сфери-

Ж'

ряуны

*ая шр-оиМов

йж

ряд*Ы»

«ajakp*. ■>umr*6 -Тул

/газ


Шарико- и роликоподшипники разделяются на следующие группы в зави -симости от их приспособления к восприятию нагрузок разного направлений относительно оси вала:

I

Радиальные

A.    Шариковые

B.    Роликовые

Приспособлены к восприятию направленных нормально к оси нагрузок. Отдельные конструкции радиальных подшипников могут воспринимать и небольшие нагрузки вдоль оси вала

и

Радиально-упорные А. Шариковые

Приспособлены к восприятию комбинированных по направлению нагрузок (нормаль-

Б. Роликовые

ных к оси к вдоль оси)

ш

Упорные

Шариковые

Приспособлены к восприятию нагрузок вдоль оси вала


Продолжение OCTIBKC 6799

Каждая из этих групп разделяется на указанные ниже конструктивные разновидности. Подшипники определенных конструкциГг делятся на серии, разнящиеся по габаритным размерам и зависящим от них величинам воспринимаемых нагрузок.

1А. Радиальные шарикоподшипники


Наименование


Эскиз


Шарикоподшипники радиальные однорядные

ОСТ


ВКС


г 6121



Серии

Условные

обозначения

Характеристика конструктивных и эксплоатацион-ных особенностей

Легкая

200

Без отверстия для вставления шариков. Могут воспри-

Средняя

300

нимать кроме радиальных нагрузок также и осевые нагрузки и применяться взамен упорных подшипников при высоких числах оборотов

Тяжелая

400


Легкая


1 200


Шарикоподшипники радиальные сферические

ОСТ ВКС


6266



Средняя


1 300


Самоустанавливаю-щиеся; допускают перекосы вала; воспринимают небольшие осевые нагрузки


Средняя

широкая


1 600


Легкая


11 200


Шарикоподшипники радиальные сферические на закрепительных втулках

^ 7634 ВКС /W4



Средняя


и зоо

Устанавливаются на гладких валах без заплечиков


Средняя

широкая


11600


Продолжение OCTiBKC 6799

Продолжение табл. /

Наименования подшипников

Обозначения подшипников

т

3. Шарикоподшипники радиаль-ныё сферические легкой се-

1209-1220

рии диаметром 45 мм и выше

4. Шарикоподшипники радиальные сферические легкой серии на закрепительных втулках при диаметре вала до

5

35 мм

5. Шарикоподшипники радиальные сферические легкой серии на закрепительных втулках при диаметре вала 40 мм

11 204-11 207

3,5

и выше

б. Шарикоподшипники радиальные сферические средней се-

11 208 и выше

5

рии

7. Шарикоподшипники радиальные сферические средней се-

1300

4

рии на закрепительных втулках

8. Шарикоподшипники радиальные сферические средней ши-

11 300

4

рокой серин

9. Роликоподшипники с короткими цилиндрическими роли-

16)0

3

ками

10. Роликоподшипники радиаль-

2 000, 22 000, 32 000, 42 000, 52 ООО, 62 000

См. прииеч. 1

ные сферические двухрядные

11. Роликоподшипники радиальные сферические двухрядные на закрепительных или буксо-

3500

3600

3

вых втулках

12. Шарикоподшипники магнет-ные (радиально-упорные раз-

13 500 13 600 73 500 73 600

3

1

борные)

6000 16 000

2

Продолжение ОСТ/ВИС 6799

Продолжение табл. 1

Наименования подшипников

Обозначения подшипников

т

13. Шарикоподшипники радиально-упорные (однорядные не-

26 200

0,74

разоорные)

26 300

См. примеч. 2

14. Роликоподшипники конические

7 300

1,3

7 500 7600

См. примеч. 2

Примечание 1. Для роликоподшипников с короткими цилиндриче* скими роликами при подсчете условной нагрузки вовсе не принимаются в расчет аксиальные усилия; при этом аксиальные усилия, воспринимаемые бортами на кольцах подшипника, не должны превышать:

0,0016 С кг — для постоянной осевой нагрузки,

0,0022 С кг — для осевой нагрузки не постоянной, но часто действующей.

0,0043 С кг — для редко действующей осевой нагрузки,

С— коэфициент работоспособности подшипника.

Примечание 2. Под действием радиальной нагрузки на радиальноупорные шариковые и роликовые подшипники получается направленная вдоль оси составляющая, разгружающая эти подшипники в осевом направлении. При дву л опорах эти подшипники монтируются таким образом, чго эти составляющие взаимно уравновешиваются при одинаковых радиальных нагрузках. В таблице коэфициенты т даны для этого случая. В узлах с одним радиально-упорным подшипником, а также в случаях, когда осевые составляющие радиальных нагрузок на два подшипника взаимно не уравновешиваются, можно в расчет принимать только разность между осевой нагрузкой и осевой составляющей радиальной нагрузки но формуле:

Q = [R+m(A-S) 1 К6к ,    (5)

где 5 — составляющая радиальной нагрузки. При А < S расчет ведется только по радиальной нагрузке.

Для радиально-упорных шарикоподшипников угол между прямой через точки касания шариков с желобами и плоскостью центров шариков составляет около 26”'. При этом угле S — 0.6/?.

Для конических роликоподшипников величина S зависит от угла конусности поверхности качения наружного кольца. Этот угол меняется в подшипниках разных размеров.

Таблица 2

Примерные значения коэфициента Kq

Характер нагрузки на подшипник    Kq

Постоянная спокойная нагрузка.................1

Нагрузка со слабыми толчками.................1,5

Нагрузка со значительными толчками или вибрацией.....2

Ударная нагрузка с сильными и частыми толчками.......3

Таблица S

Значения коэфициента Кк

Какое кольцо вращается    Кл

Внутреннее кольцо . ,.....................1

Наружное кольцо I Аля сФер»ческих подшипников......1,1

r*    \    Для    всех    прочих подшипников кроме сферических .............. •    .    1,45

25 ООО 3JOOO *>ооо

Пррм«11«м. Не I л чипы, лримде*чм# • »т»1 v«6j«c«. MKWtMi


•00»

пт

МО»


ПръЬэлжеыи ОСГВКС 4799

•»ш (паЛ1

м icuiomuih уаорим»)

Гоблтща 4

600 |

6»)

ко

1000

н

10»

2 0»

600

200

со;

8000

8 3-0

1

ССО 72000

24.0

2S.7

774

294

3?Л

364

ко;

41.7

44.7

АО

Ы4,

55.0

J

АО

25.7

77,Ь

7*4

37.0

34.0

384|

юл

41.7

447

АО

51.3

АО

АО

А<*

♦7.6

274

ЮЛ

КО

М4

шм

41.7

*4

ЮЛ

614

АО

АО

АО.

774

294

».0

КО

КЗ

ЮЛ

41 :

44.7

46.0

5lJ

»Л

W.0

АО

67.6

724

77.7

«Л

34.0

Ж4

30.0

41.7

44.7

АО

614

А(

юл

мл

«7Л

77Л

П.71

М2

МЛ

364

зал

41.7

♦4.7

4ал

514

АО

АО

АЛ

67.6

17*

77.7

**’"!

юл

364

ЮЛ

41.7

44.7

ао

514

65Л

юл

aJ

67.8

774

П.7

А?

ЮЛ

*4

ЮЛ

41.7

44.7

АО

614

КО*

юл

АЛ

67Л

724

П.7

KV2

*1 с

АЛ

102

41.7

нт

АО

«4

АО

АО

«.0

67,6.

\

77.7

А4

ЮЛ

«64

1U2

ПО

44.7

АО

614

АО

ЮЛ

АЛ

724

П.7

А7

ЮЛ

954

102

110

117

44.0

614

664

юл

ЮЛ

67Л

Т24

П.7

АО

*4

10.*

НО

117

128

514

АО

ЮЛ

АО

674i

724

П.Г

аи

*•/

АЛ

НО

117

126

1Л5

АО

юл

АО

♦7.6

72.6

П.Г

юл

964

1СГ2

110

117

1*

136

146

АО

47.6

77.6

77.7

а;

ЮЛ

AS

ПО

117

176

135

14'

166

мл

67.0

72.6

71J

А2

юл

964

103

ПО

117

128

13)

145

\(А

А*

774

П.7

«3.2

ЮЛ

*4

102

по

117

136

145

166

174

72Л

77.7

Ы.7

6i4

US4

1U4

110

117

гл

145

155

;о>

175

191

77.1

А2

МЛ

«64

102

НО

117

135

146

Мб

14*

178

191

ГА

«4

».о

*4

103

1>0

Н7

126

135

145

108

178

191

ГА

219

ЮЛ

М2

по

117

136

146

165

178

191

:о4

719

236

А5

103

ПО

П7

126

136

146

168

178

191

204

2(9

23»

Л1

107

по

117

1?«

1Ь6

178

It!

204

219

/35

231

лл

ПО

117

12С

1*»

т

178

1«1

УА

719

3*

2*1

У»

79)

117

1Л>

146

186

178

191

204

219

251

79)

м

1W

136

146

ITS

191

204

219

235

261

УН

У*

ли

14)

160

171

191

УА

719

/45

261

УН

;»i

XTJ

331

356

14>

166

т

178

191

ЪА

219

2)5

251

W)

.*>

At

566

1*»

17В

191

204

219

2)5

251

7*>

79)

л»

ли

355

К)

♦07

17и

12»

/X

219

74)

25!

Ш

ли

а>5

39)

♦ 17

О?

17В

191

’АН

219

781

!**

»

ЗА

ЗА

4J7

4J7

477

I

1

.

пр>>»• Ы1« 104 ■» 2-

Таблица S

Значения <п°'*ъ. Л<>.*>


(только для упорных подшипников)

N

N. л об/мин Л час. N.

10

16

25

40

63

100

160

250

400

630

1000

1600

2500

;

4000

6300

100

8.9

10,5

12,3

14.5

17,0

20.0

23.4

27,6

32.4

38.0

44.7

52,5

61,7

72.5

85.0

160

10.2

12,0

14.1

16.6

19,5

23.0

26.9

31.6

37.0

43.7

51,3

6).3

70,8

83,2

97,7

250

11,7

13.8

16.2

19.0

22.4

26.3

30.9

36.3

42.6

50,0

58.9

69.2

81,3

95.5

112

400

13,5

16,0

18,6

22.0

25.7

39.2

35,5

41.7

49.0

57,5

67.6

79.4

93,3

110

129

630

15,5

18,2

21.4

25.0

29.5

34.7

40.8

48.0

56.2

66.0

77.6

91.2

107

126

148

1 ООО

17,8

21J0

24.5

28.8

33,9

39,8

46.8

55,0

64.6

75,8

89,0

105

123

145

170

1 600

20.4

24.0

28,2

33.0

38.9

45,7

53.7

63.0

74.0

87.0

102

120

140

166

196

2 500

21.4

27.6

32.4

38.0

44.7

625

61.7

72.5

85.0

100

117

138

162

190

224

4 ООО

27,0

31,6

37.0

43,7

51,3

6J.3

70,8

83.2

97.7

115

135

158

186

219

257

6 30Э

31,0

36.3

42.6

50.0

58.9

69.2

81,3

96.5

И2

132

155

182

214

250

295

10 000

35,5

41.7

49.0

57.5

67.6

70.4

93.3

110

129

150

178

209

245

■288

339

16 000

40.8

48.0

56.2

66.0

77.6

91,2

107

126

148

174

204

240

•282

33J

389

25 000

46,8

65,0

64.6

75.8

89.1

105

123

165

170

199

234

275

324

380

447

40000

53,7

63,0

74.0

87.1

102

120

140

166

195

229

259

316

370

437

513

63 ООО

61,7

72,5

85.0

100

117

138

162

190

224

263

300

363

426

500

589


Отдел 1. Подшипники качения


Примеры выбора подшипников

Пример 1. Радиальная нагрузка на подшипник /? = 600 кг, осевая нагрузка Л — 90 кг. Диаметр вала а — 60 мм. Число оборотов вала в минуту n=z 400 об/мин. Вращается внутреннее кольцо. Желаемая долговечность подшипника Л = 10 000 рабочих часов. Нагрузка постоянная и спокойная. По условиям монтажа подшипник самоустановки не требует. Коэфициент работоспособности С определяется по формуле (3):

C — (R+m А)-Кек (п-ф3.

Задаваясь однорядным радиальным шарикоподшипником, имеем:

т = \,Ь (табл. 1)

По условиям работы подшипника: Kg = 1,0 (табл. 2); Кк = 1,0 (табл. 3) (л.Л)0»3 = (400* 10 00Э)0,3 = 95,5 (табл. 4)

С = (600 + 1,5-90) 1,0-1,0.95,5 = 70 200.

Найденному значению С и заданному размеру диаметра соответствует шарикоподшипник радиальный однорядный средней серии 312 по ОСТ/ВКС 6121.

Пример 2. Радиальная нагрузка на подшипник /?    2500 кг. Осевая на

грузка А = 200 кг непостоянная, но часто действующая в одном направлении; число оборотов вала л = 200 об/мин. Вращается внутреннее кольцо подшипника. Желаемая долговечность подшипника h — 8000 час. Подшипник работает спокойно, без толчков и вибрации вала. Условия монтажа машинного узла требуют свободного осевого перемещения вала в одном направлении. Диаметр вала 80 мм. Коэфициент работоспособности подшипника определяется по формуле:

С= (Я + т-А) К5 Кк (/1-Л)0'3.

По условиям работы подшипника:    1    (табл. 2); Кк = 1 (табл. 3)

(л-Л)0»3 - (200*8 ООО)0»3 -к 72,5 (табл. 4)

Так как вал должен иметь свободу осевого перемещения, то в этом случае всего лучше выбрать радиальный роликоподшипник с одним бортом на внутреннем кольце.

Для этого подшипника: т = 0 (табл. 1)

С = /М • Ь72,5 = 2 500-72,5 = 180 ООО.

Этому коэфициенту работоспособности и диаметру вала 80 мм соответствует роликовый подшипник средней серии без бортов на внутреннем кольце с фасонной упорной шайбой 52316 по ОСТ/ВКС 6446.

Остается проверить, может ли выбранный подшипник нормально работать при осевой нагрузке Л = 200 кг.

Согласно примеч. 2 к табл. 1 предельная осевая нагрузка для радиальных роликоподшипников при непостоянной, но часто действующей нагрузке:

Л = 0,0022 • С = 0,0022 • 180 000 = 400 кг, т. е. заданная нагрузка в 200 кг дня выбранного подшипника допустима.

Пример 3. Радиальная нагрузка на подшипник R = 900 кг. Осевая нагрузка А — 110 кг. Диаметр вала d = 55 мм. Число оборотов вала п — 250 об/мин. Желаемая долговечность Л = 10 000 рабочих часов. Нагрузка действует при слабых золчках. Условия монтажа требуют самоустановки подшипника и посадки его на закрепительной конической втулке. Вращается наружное кольцо. По формуле (3) имеем: коэфициент работоспособности С = (/? + т-А) К$ •Кк (л*Л)0»3. Для сферического роликоподшипника при заданных условиях работы:

т =3 (табл. 1);    ==1,5    (табл.    2); Кк = 1,1 (табл. 3)

(л»Л)0*3 = (250 • 10 ООО)0»3 = 83,2 (табл. 4)

С = (900 + 3*110).1,5*1,1*83,2 = 169 000

Этой величине и заданному диаметру вала 55 мм соответствует роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник средней серии на закрепительной втулка 13611.

Пример 4. Дана трансмиссионная установка по следующей схеме



Окружное усилие, действующее на коническую шестерню /?г =375 кг. Окружное усилие, действующее на шкив /?, = 110 кг. Окружное усилие, действующее на цилиндрическую шестерню /?,= 50 кг. Аксиальная нагрузка на вал от конической передачи Ак = 40 кг. Диаметр вала d = 70 мм. Число оборотов вала п = 250 об/мин. Зубья конической шестерни грубо обработаны. Зубья цилиндрической шестерни фрезерованы. Желаемая долговечность подшипников равна 25 000 рабочих часов.

Для выбора подшипников (/ и 2) действующее на вал усилие от натяжения ремня примем равной трехкратной величине окружного усилия.

Давление на вал при зубчатых передачах при выборе подшипника следует брать от полуторной до трехкратной величины окружного усилия, в зависимости от качества обработки зубьев.

Привимая для взятого примера — 2 для конической шестерни и К$— 1,5 для цилиндрической шестерни, К(j —1 для ременной передачи, получаем следующие радиальные нагрузки на вал (все усилия на вал приняты в одной плоскости);


Для конической шестерни Рк *»    *    п    Ак

„ цилиндрической шестерни Рц „ ременного шкива    Рш


— 375*2 — 750 кг = 40-2 = 8J кг = 50*1,5= 75 кг = 110*3.1 = 333 кг


Радиальные нагрузки на подшипники / и 2 (см. схему) будут:


750А!


;


ке


-яо-


_ А

-::-

(so* tso

'зтг



Г'


750 * 100 + 330 * 750 -f 75 * 1080 930


= 435 кг


Rx = 750 + 435 - 330 - 75 = 780 кг.


Так к$к на валу оба подшипника расположены на значительном расстоянии друг от друга и от концов вала, то таковые монтируются самостоятельно в отдельных корпусах и выбираются самоустанавливающимнся на закрепигельных втулках.


Подшипник, расположенный вблизи конической шестерни, устанавливаете» таким образом, чтобы он воспринимал на себя всю осевую нагрузку, действующую на вал. Тогда коэфициент работоспособности для этого подшипника, по формуле (3), составит:

Сх = (780 + 3.83)-1- (250-25 ООО)0-3 = 112 200

По табл. 4 (250*25 ООО)0»3 = 110

Найденному коэфициенту работоспособности и заданному диаметру вала 70 мм соответствует роликоподшипник радиальный сферический двухрядный на закрепительной втулке легкой серии 13514.

Коэфициент работоспособности второго подшипника:

С, = 435 • 1. (250-25 ООО)0*3 = 48 ООО.

Для этой опоры надо взять шарикоподшипник радиальный сферический двухрядный на закрепительной втулке легкой серии 11214.

Этот подшипник взят с некоторым запасом ввиду невозможности подбора более подходящего для данного диаметра вала 70 мм.

Пример 5. На подшипник действует радиальная нагрузка /? = 250 кг и осевая нагрузка А = 300 кг. Число оборотов вала п = 2500 об/мин. Требуемая дол-ювечность А = 0300 час. Нагрузка действует со слабыми толчками. Вращается внутреннее кольцо:

Большая осевая нагрузка по сравнению с радиальной и большое число оборотов в минуту вызывают необходимость выбрать в данном случае шарикоподшипник радиально-упорный.

Пользуясь формулой (5), определяем коэфициент работоспособности:

С = [R + 0,74 (Л _ S)1 К5к (л.Л)°.3.

В нашем случае:

А-S- ЗОЭ — 0,6-250 > 0 1,5 (табл. 2); Кк = 1,0 (табл. 3)

(л» Л)0»8 =* (2500 • 6300)0»3 = 145 ^табл. 4)

С = (260 -f 0,74 (300 — 0,6-250) 1 1,5* 1,0-145 = 78 500.

Этому коэфициенту работоспособности соответствует радиально-упорный ша* риког.одшииник средней серии 26311 внутр. диам. 55 мм по ОСТ/ВКС 6772.

Пример 6. Условия те же, что и в примере 5, только осевая нагрузка А = 125 кг.

Так как в этом случае А < S, то для определения коэфициента работоспособности С пользуются формулой:

С = R*K6-Kk (л*Л)0*3 = 250*1,5.145 = 54 400.

Этому коэфициенту соответствует радиально-упорный однорядный неразъемный шарикоподшипник средней серии 2о309 внутр. диам. 45 мм по ОСТ/ВКС 6772.

Пример 7. Из конструктивных соображений требуется упорный однорядный шарикоподшипник с плоскими кольцами. Нагрузка действует при слабых толчках, следовательно А' = 1,5 (табл. 2). Осевая постоянная нагрузка А — 300 кг. Число оборотов подшипника п = 250 об/мин. Желаемая рабочая долговечность Л = 6000 час.

С = Д./Г* «л0»35 - А0»3 = 300* 1,5.25с)0*35 • 600Л3.

По табл. 5:

250°»35 .63000»3 = 95,5.

Следовательно

С а 350*1,5*95,5 = 43 000.

Этому коэфициенту работоспособности соответствуют упорные одинарные шарикоподшипники 8111, 8207.

Внесен КС НКТП. Утвержден 26JIV 1934 г. Срок ьведения 1/VJI1934 г.

Строка

Напечатано

Должно быть

1 снизу

10,3

10°'3

1 .

» * •

... 40

4 кол. 1 сверху

7

4 кол. 1 снизу

2

12

3 сверху

ОСТ 4886

ОСТ 4889

2 кол. 4 снизу

1

к

16 сверху

стенок

стоек

22 сверху

до 500

на 500

Табл. 3 кол. 7 снизу

СТ-68

СТ-6

Табл. 1 кол. справа

е мин.

1 мин.

1-я табл. 2 кол. 3 снизу

15X4

13X4

1-я кол. 5'и 6 снизу

7В, 8В

7Б, 8Б

1 кол. справа 2 снизу

балках

блоках

2 снизу

3350

*** 3350

... ж    Продолжение    ОСТ.'ВКС    6799

•Б. Радиальные роликоподшипники

Подшипники этой группы разделяются на следующие подгруппы:

1. Подшипники с короткими цилиндрическими роликами

Допускают монтаж внутреннего или наружного кольца отдельно от остальной части подшипника


f

и


i


1

в

§

л


»


1 1 1 1 1

Характеристика конструктивных я иссллоатационных особенностей

Комплект роликов с сепаратором направляется бортами внутреннего кольца; наружное кольцо может монтироваться отдельно

Комплект роликов с сепаратором направляется бортами наружного кольца; внутреннее кольцо может монтироваться отдельно

Свободный подшипник; допускает осевое смешение вала относительно корпуса

Допускает небольшую осевую нагрузку переменною направлении

Свободный подшипник; допускает осевое смешение вала относительно корпуса

Допускает небольшую осевую нагрузку в одном направлении

Допускает не-оольшую осевую нагрузку переменного направлении

2. Подшипники с короткими цилиндрическими роликами на буксовых втулках


•а

о


5?

Без бортов на наружном кольце


Конструктивные

разноиидиости


С одним бортом на на-

ружном кольце и упор- Характеристика конструктивных и экеплоата-ной шайбой    циониых    особенностей



Серия

Условные обозначения серий

Средняя широкая

72 600

82 600


Приспособлены к установке на цапфах осей и валов


э

-

=:

а


о

о

S

а


«О


Комплектные


Комплектные с разрезным наружным кольцом


С одним на* ружным коль*

пом


С одним наружным разрезным кольцом


С одним внутренним кольцом


Без колец


Конструктивные

разновидности



Г^З



В


Условные

обозначении


4000


24 000


34 000


44 000


[А 000


64 000


Имеют небольшие габариты по диаметру; воспринимают нагрузки только радиального направления. Каждое из колец, а также комплект роликов с сепаратором могут монтироваться отдельно


Том V. Отдел 1. Подшип пике ялчеяпя


Характеристика конструктивных и экепдоатационных особенностей


Не требует точной оора-ботки корпуса


Вал должен быть закален


Не требует точной обработки корпуса; вал должен быть закален


Поверхность качения у корпуса должна быть закалена


Поверхности качения вала и корпуса должны быть закалены


Конструктивные

разновидности


Комплектные

С одним на-

С одним я а-

С одним вну-

Комплектные

с разрезным наружи, кольц.

ружным кольцом

ружным разрезным КОЛЬЦОМ

тренним КОЛЬЦОМ

Без колец

'Г/-Л1


Л1\и


EG3






Условные обозначения


5 00)


25 000


35 000


45000


55000


65 000


Хорошо воспринимают ударные нагрузки радиального направления. Допускаемые нагрузки ниже, чем у подшипников с длинными сплошными роликами

Характеристика

конструктивных

Не требует

Вал должен

Не требует

Поверхность

Поверхности

и зхсплоатаиионных

точкой оора-

Сыть закален

точной обра-

качения у кор-

качения вала

особенностей

Сотки корпуса

Сотки корпуса; вал должен быть закален

пуса должна быть закалена

и корпуса должны быть закалены


*>. Роликоподшипники игольчатые (с тонкими цилиндрическими роликами)

Конструктивные разновидности

Комплектные

С одним наружным кольцом

Услоппыс обозначения

74 00U

64 000

Характеристика конструктивных и зкепдоатационных особенностей

Обладают значительной грузоподъемностью при малых габаритах; не имеют сепараторов; воспринимают только радиальные нагрузки. Вместо подшипников могут примениться одни иглы без колец


Шарнко- в роликоподтвпппкп: классификлцпя


КЗ


Серки

Условные

обозначения

Характеристика конструктивных и эксплоатаииониых

осоослностсй

щ

Легкая

широкая

3500

Ролики могут быть симметричными и несимметричными;

С1MOVCT1IIДЯЛИИаюИШОСА — Rrmvrv«iOf ПРПРкОГМ н«ли* R04*11 Г)И-

ост вкс 6771

Средняя

широкая

3600

нныают небольшие осевые нагрузки

7. Роликоподшипники сферические двухрядные на закрепительных вту

л к а х


7634


ОСТ

вкс


Легкая

широкая


Средняя

широкая


13500


13 600


Могут устанавливаться на гладких налах без заплечиков


. Отдел 1. Подтипнакл каченпл


8. Роликоподшипники сферические двухрядные на буксовых втулках

Легкая

73 500

широкая

Приспособлены к установке на цапфах осей и валов

VI

Средняя

73 60U

ШирОКАн


Наименование


Шарикоподшипники

радиально-упорные


ОСТ

Нкс

6772


Со съемным наружным кольцом


Шарикопод

шипники

магнетные


ОСТ

ВКС


7028


Со съемными кольцами


НА. ШариковоАШпммка радиально-улориыо


Эскиз


Серии


Условные

обозначения


Характеристика конструктивных и эксплоатационных особенностей



Легкая


26 200


Нсразбориые (монтируются в собранном виде).

Воспринимают радиальные и односторонние осспис нагрузки.

Допускают большие числа оборотов


Средняя


•26 300


■ш

---


6000


16 000


Разборные; «спускают числа оборотов


большие


шПпгаифарэтагя :цмцищшГоиоал1-о(1 в -олвбтд!


60

со


Наименование


Роликоподшипники конические


ОСТ

ВКС


6431



Эскиз

Серии

Условные

обозначения

Легкая

широкая

7 500

Средняя

7 300

Средняя

широкая

7 600


Характеристика конструктивных н зксплоагаииомных особенностей


Воспринимают радиальные и односторонние осевые нагрузки.

Устанавливаются в случае нагрузки переменного направления попарно или в сочетании с другими подшипниками, воспринимающими осевую нагрузку обратного направления



1 1

\ 1

о.

о

о.

•»

X

Я

а х

Легкая

18 200

1

о.

• и

>»« с >» о с

с

S

•%

ф

X

if

3 £

Цт-

-Ш-

Средняя

18 300

и

«

X

Ф

<о, '•'о « *

V м

о

ж

* Ч

|2

о

а

И ™

25 22

в

ж

и

ф

Тяжелая

18 400

Ф

V

О

X

с

S

о.

2*

Г- о

а

Легкая

28 200

м

2

•5

Я

4    и

5    § * * X V я л

X

ф

PJL-I |

Средняя

Oft тлп

X

X

И к

и с

3

ЧУ

и

О И Е и

А

ZO OW

X

о.

>» о »-

■г

г 1

Тяжелая

28 400

в

У

22

Ош

и

о

Б

а 1

о

а

о

х

Легкая

38 20»

X

X

m ! гза

X

*

X

-4+4 1

-t-f-y—

и

о.

у

S

ШЪ( Р

О

X

«в

Я

-Jtb-1-

_14г

X

с

о

X

•-

и

о.

V

с

X

X

ж

н

ф

X

а х

Ш-г

5,-

л S

2

а_

У V

а

5*

-ТПр-1-

£•*

X

32

__Ьт

Средняя

48 300

1 а

>>s

е л

«с

5 5

Ц44-

** «а

х &

8 =

о

S3

О

? О

gM

П%л ■ 1

Тяжелая

48 400

Л

в с

о п

— ь “ о

5 *

С*

V

У

к

О

-1-——

О х

о

м

§:

О*

ф

е-

и

и

S

я

X

X

13

3 у

т

X

X

31

V

г»*

-Q

Средняя

58 300

о.

в

Z £

В м й а

X

1

шял

шт

и

о

?s

?*>

а

X

из

щ №

Тяжелая

58 400

У


Той V. Отдел 1. Подшипники кдчепия    Шарле*    и    ролпкоподшиппикя:    клвоелфикдцля


Продолжение ОСТ/ВКС 6799

Приложение

Руководящие указания по выбору шарико- и роликоподшипников (подшипников качения)

(Составлены Техношарснабом, одобрены КС НКТП)

1.    Выбор подшипников качения определяется:

а)    величиной и направлением нагрузки на подшипник (радиальная, аксиальная или комбинированная нагрузка);

б)    характером нагрузки (постоянная, переменная, ударная);

в)    числом оборотов вращающегося кольца подшипника;

г)    экономически целесообразным рабочим сроком службы подшипника (долго-вечностью в часах);

д)    требованиями к подшипнику, определяемыми конструктивными особенностями машинного узла, как например: необходимость обеспечить возможность самоустанавливания подшипника при перекосах вала, возможность посадки подшипника непосредственно на вал или на коническую втулку, возможность монтажа подшипника в собранном виде или необходимость раздельного монтажа колец, необходимость обеспечить возможность смещения частей узла при температурных колебаниях, возможность регулировки затяжки подшипника и пр.

2.    Под долгове чностью подшипника понимается время, выраженное в рабочих часах, в течение которого не менее 907а подшипников должны при испытаниях проработать без появления признаков начала усталости материала. Характерными признаками начала усталости материала являются следы выкрашивания металла на рабочих поверхностях в виде мелких точек (язвин) или отслаивания (шелушения).

3.    Для радиальных и радиально-упорных подшипников определенной конструкции, размеров и качества материала долговечность зависит от величины, направления и характера действующих на подшипник усилий, от числа оборотов и от того, какое кольцо вращается — наружное или внутреннее.

Влияние на долговечность подшипников характера нагрузки, вращения наружного кольца и действия аксиальных усилий учитывается при выборе подшипника тем, что в расчет вводится не действительная нагрузка, а условная постоянная по величине и направлению радиальная нагрузка (Q). При этой нагрузке (Q) долговечность подшипника при вращении внутреннего кольца предполагается одинаковой с долговечностью подшипника в данных конкретных условиях работы.

Зависимость между долговечностью, нагрузкой и числом оборотов выражается для радиальных и радиально-упорных подшипников следующей эмпирической формулой:

Q (Л. Л)°’3 = с,    (1)

где Q — условная нагрузка на подшипник в кг, п — число оборотов подшипника в минуту, h — долговечность подшипника в часах, С — постоянная, называемая „коэфиииентом работоспособности” подшипника, зависящая от конструкции, внутренних размеров и качества материала подшипника. Величины коэфициента раоотоспособности для подшипников разных типов и размеров установлены в соответствующих ОСТ/ВКС.

Примечание. Из формулы (1) следует, что долговечность подшипника резко меняется при изменении нагрузки, например при увеличения нагрузки в 2 раза долговечность подшипника уменьшается в 10 раз.

Для пользования формулой (1) при выборе радиальных и радиально-упорных подшипников необходимо определить прежде всего условную радиальную нагрузку на подшипник.

-Эта нагрузка определяется по формуле:

Я *= {R -f    •    A*,

Продолжение ОСТ/ВКС 6799

ГДе р — фактическая радиальная нагрузка в кг; А — фактическая аксиальная (осе* вая) нагрузка в кг: m — коэфициент, учитывающий неодинаковое влияние на долговечность радиальных и аксиальных усилий;, этот коэфициент, определяемый опытным путем, зависит от типа и размера подшипника; значении коэфициента m приведены ниже в табл. 1;    —    коэфициент,    учитывающий    влияние на долговеч

ность характера нагрузки; этот коэфициент выбирается на основе данных опыта работы подшипников в осуществленных конструкциях с аналогичным характером нагрузки; примерные значения для коэфициента Kg приведены в табл. 2; Кк — коэфициент, учитывающий зависимость долговечности от того, вращается ли внутреннее кольцо или наружное; значения коэфициента Кк приведены в табл. 3.

Соединяя формулы (1) и (2), получаем:

C = (R + m.A)Ke-KK(,n-h)0-3.    (3)

Подсчитав по этой формуле величину С, имеем возможность подобрать подходящий для данных условий подшипник.

Для упрощения расчетов можно величины (я-Л)0,3 брать непосредственно из табл. 4, подбирая ближайшие к заданным я и Л числа по таблице. Эта таблица составлена для чисел 10-го нормального ряда по ОСТ 3530; следовательно точность подсчета при пользовании таблицей будет:

10_

± у /lO20.» И ± 7,5% .

Такая точность для практических целей в большинстве случаев будет вполне достаточна, учитывая приближенность всех опытных коэфициентов при подсчете условной нагрузки.

4. Упорные подшипники выбираются по величине коэфициента работоспособности, подсчитываемой по формуле:

С = Д-я0-35^0»3-^.    (4)

В табл. 5 даны подсчитанные величины произведений я°*35 Л03.

Примерные значения коэфициента те же, что и для радиальных подшипников по табл. 2.

Значения коэфициента m

Таблица 1

Наименования подшипников

Обозначения подшипников

m

1. Шарикоподшипники радиальные однорядные всех серий

4- 9, 200-222, 301-320 405-413

1,5

2. Шарикоподшипники радиальные сферические легкой серии для диам. до 40 мм

1005 -1009 1200-1208

3,5