Купить ОСТ ВКС 6799 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Редакция 1935 года
IА. Радиальные шарикоподшипники
IБ. Радиальные роликоподшипники
IIА. Шарикоподшипники радиально-упорные
IIБ. Роликоподшипники радиально-упорные
Приложение. Руководящие указания по выбору шарико- и роликоподшипников (подшипников качения)
Дата введения | 01.07.1934 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Шарико- и роликоподшипники
Классификация
ОСТ
ОСТ
Взамен jjfiQ &0I
Редакция 1935 г. |
"ееаме- ’Ж* щиеея |
Сало-, ,07«лег^ ливою- щивел |
,fcrot*+ |
Сфери- Ж' ряуны |
*ая шр-оиМов |
йж |
ряд*Ы» «ajakp*. ■>umr*6 -Тул /газ |
Шарико- и роликоподшипники разделяются на следующие группы в зави -симости от их приспособления к восприятию нагрузок разного направлений относительно оси вала: | ||||||||||||
|
Продолжение OCTIBKC 6799
Каждая из этих групп разделяется на указанные ниже конструктивные разновидности. Подшипники определенных конструкциГг делятся на серии, разнящиеся по габаритным размерам и зависящим от них величинам воспринимаемых нагрузок.
1А. Радиальные шарикоподшипники
Наименование
Эскиз
Шарикоподшипники радиальные однорядные
ОСТ
ВКС
г 6121
Серии |
Условные обозначения |
Характеристика конструктивных и эксплоатацион-ных особенностей |
Легкая |
200 |
Без отверстия для вставления шариков. Могут воспри- |
Средняя |
300 |
нимать кроме радиальных нагрузок также и осевые нагрузки и применяться взамен упорных подшипников при высоких числах оборотов |
Тяжелая |
400 |
Легкая
1 200
Шарикоподшипники радиальные сферические
ОСТ ВКС
6266
Средняя
1 300
Самоустанавливаю-щиеся; допускают перекосы вала; воспринимают небольшие осевые нагрузки
Средняя
широкая
1 600
Легкая
11 200
Шарикоподшипники радиальные сферические на закрепительных втулках
^ 7634 ВКС /W4
Средняя
Устанавливаются на гладких валах без заплечиков
Средняя
широкая
11600
Продолжение OCTiBKC 6799
Продолжение табл. / | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение ОСТ/ВИС 6799 Продолжение табл. 1 | |||||||||||||||
|
Примечание 1. Для роликоподшипников с короткими цилиндриче* скими роликами при подсчете условной нагрузки вовсе не принимаются в расчет аксиальные усилия; при этом аксиальные усилия, воспринимаемые бортами на кольцах подшипника, не должны превышать:
0,0016 С кг — для постоянной осевой нагрузки,
0,0022 С кг — для осевой нагрузки не постоянной, но часто действующей.
0,0043 С кг — для редко действующей осевой нагрузки,
С— коэфициент работоспособности подшипника.
Примечание 2. Под действием радиальной нагрузки на радиальноупорные шариковые и роликовые подшипники получается направленная вдоль оси составляющая, разгружающая эти подшипники в осевом направлении. При дву л опорах эти подшипники монтируются таким образом, чго эти составляющие взаимно уравновешиваются при одинаковых радиальных нагрузках. В таблице коэфициенты т даны для этого случая. В узлах с одним радиально-упорным подшипником, а также в случаях, когда осевые составляющие радиальных нагрузок на два подшипника взаимно не уравновешиваются, можно в расчет принимать только разность между осевой нагрузкой и осевой составляющей радиальной нагрузки но формуле:
Q = [R+m(A-S) 1 К6-Кк , (5)
где 5 — составляющая радиальной нагрузки. При А < S расчет ведется только по радиальной нагрузке.
Для радиально-упорных шарикоподшипников угол между прямой через точки касания шариков с желобами и плоскостью центров шариков составляет около 26”'. При этом угле S — 0.6/?.
Для конических роликоподшипников величина S зависит от угла конусности поверхности качения наружного кольца. Этот угол меняется в подшипниках разных размеров.
Таблица 2
Примерные значения коэфициента Kq
Характер нагрузки на подшипник Kq
Постоянная спокойная нагрузка.................1
Нагрузка со слабыми толчками.................1,5
Нагрузка со значительными толчками или вибрацией.....2
Ударная нагрузка с сильными и частыми толчками.......3
Таблица S
Значения коэфициента Кк
Какое кольцо вращается Кл
Внутреннее кольцо . ,.....................1
Наружное кольцо I Аля сФер»ческих подшипников......1,1
r* \ Для всех прочих подшипников кроме сферических .............. • . 1,45
25 ООО 3JOOO *>ооо Пррм«11«м. Не I л чипы, лримде*чм# • »т»1 v«6j«c«. MKWtMi |
•00»
МО»
ПръЬэлжеыи ОСГВКС 4799
•»ш (паЛ1 м icuiomuih уаорим») Гоблтща 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пр>>»• Ы1« 104 ■» 2- |
Таблица S
Значения <п°'*ъ. Л<>.*>
(только для упорных подшипников) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Отдел 1. Подшипники качения
Примеры выбора подшипников
Пример 1. Радиальная нагрузка на подшипник /? = 600 кг, осевая нагрузка Л — 90 кг. Диаметр вала а — 60 мм. Число оборотов вала в минуту n=z 400 об/мин. Вращается внутреннее кольцо. Желаемая долговечность подшипника Л = 10 000 рабочих часов. Нагрузка постоянная и спокойная. По условиям монтажа подшипник самоустановки не требует. Коэфициент работоспособности С определяется по формуле (3):
C — (R+m А)-Ке-Кк (п-ф3.
Задаваясь однорядным радиальным шарикоподшипником, имеем:
т = \,Ь (табл. 1)
По условиям работы подшипника: Kg = 1,0 (табл. 2); Кк = 1,0 (табл. 3) (л.Л)0»3 = (400* 10 00Э)0,3 = 95,5 (табл. 4)
С = (600 + 1,5-90) 1,0-1,0.95,5 = 70 200.
Найденному значению С и заданному размеру диаметра соответствует шарикоподшипник радиальный однорядный средней серии 312 по ОСТ/ВКС 6121.
Пример 2. Радиальная нагрузка на подшипник /? 2500 кг. Осевая на
грузка А = 200 кг непостоянная, но часто действующая в одном направлении; число оборотов вала л = 200 об/мин. Вращается внутреннее кольцо подшипника. Желаемая долговечность подшипника h — 8000 час. Подшипник работает спокойно, без толчков и вибрации вала. Условия монтажа машинного узла требуют свободного осевого перемещения вала в одном направлении. Диаметр вала 80 мм. Коэфициент работоспособности подшипника определяется по формуле:
С= (Я + т-А) К5 Кк (/1-Л)0'3.
По условиям работы подшипника: 1 (табл. 2); Кк = 1 (табл. 3)
(л-Л)0»3 - (200*8 ООО)0»3 -к 72,5 (табл. 4)
Так как вал должен иметь свободу осевого перемещения, то в этом случае всего лучше выбрать радиальный роликоподшипник с одним бортом на внутреннем кольце.
Для этого подшипника: т = 0 (табл. 1)
С = /М • Ь72,5 = 2 500-72,5 = 180 ООО.
Этому коэфициенту работоспособности и диаметру вала 80 мм соответствует роликовый подшипник средней серии без бортов на внутреннем кольце с фасонной упорной шайбой 52316 по ОСТ/ВКС 6446.
Остается проверить, может ли выбранный подшипник нормально работать при осевой нагрузке Л = 200 кг.
Согласно примеч. 2 к табл. 1 предельная осевая нагрузка для радиальных роликоподшипников при непостоянной, но часто действующей нагрузке:
Л = 0,0022 • С = 0,0022 • 180 000 = 400 кг, т. е. заданная нагрузка в 200 кг дня выбранного подшипника допустима.
Пример 3. Радиальная нагрузка на подшипник R = 900 кг. Осевая нагрузка А — 110 кг. Диаметр вала d = 55 мм. Число оборотов вала п — 250 об/мин. Желаемая долговечность Л = 10 000 рабочих часов. Нагрузка действует при слабых золчках. Условия монтажа требуют самоустановки подшипника и посадки его на закрепительной конической втулке. Вращается наружное кольцо. По формуле (3) имеем: коэфициент работоспособности С = (/? + т-А) К$ •Кк (л*Л)0»3. Для сферического роликоподшипника при заданных условиях работы:
т =3 (табл. 1); ==1,5 (табл. 2); Кк = 1,1 (табл. 3)
(л»Л)0*3 = (250 • 10 ООО)0»3 = 83,2 (табл. 4)
С = (900 + 3*110).1,5*1,1*83,2 = 169 000
Этой величине и заданному диаметру вала 55 мм соответствует роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник средней серии на закрепительной втулка 13611.
Пример 4. Дана трансмиссионная установка по следующей схеме
Окружное усилие, действующее на коническую шестерню /?г =375 кг. Окружное усилие, действующее на шкив /?, = 110 кг. Окружное усилие, действующее на цилиндрическую шестерню /?,= 50 кг. Аксиальная нагрузка на вал от конической передачи Ак = 40 кг. Диаметр вала d = 70 мм. Число оборотов вала п = 250 об/мин. Зубья конической шестерни грубо обработаны. Зубья цилиндрической шестерни фрезерованы. Желаемая долговечность подшипников равна 25 000 рабочих часов.
Для выбора подшипников (/ и 2) действующее на вал усилие от натяжения ремня примем равной трехкратной величине окружного усилия.
Давление на вал при зубчатых передачах при выборе подшипника следует брать от полуторной до трехкратной величины окружного усилия, в зависимости от качества обработки зубьев.
Привимая для взятого примера — 2 для конической шестерни и К$— 1,5 для цилиндрической шестерни, К(j —1 для ременной передачи, получаем следующие радиальные нагрузки на вал (все усилия на вал приняты в одной плоскости);
Для конической шестерни Рк *» * п Ак
„ цилиндрической шестерни Рц „ ременного шкива Рш
— 375*2 — 750 кг = 40-2 = 8J кг = 50*1,5= 75 кг = 110*3.1 = 333 кг
Радиальные нагрузки на подшипники / и 2 (см. схему) будут:
750А!
;
ке
-яо-
_ А
-::-
(so* tso
'зтг
Г'
750 * 100 + 330 * 750 -f 75 * 1080 930
= 435 кг
Rx = 750 + 435 - 330 - 75 = 780 кг.
Так к$к на валу оба подшипника расположены на значительном расстоянии друг от друга и от концов вала, то таковые монтируются самостоятельно в отдельных корпусах и выбираются самоустанавливающимнся на закрепигельных втулках.
Подшипник, расположенный вблизи конической шестерни, устанавливаете» таким образом, чтобы он воспринимал на себя всю осевую нагрузку, действующую на вал. Тогда коэфициент работоспособности для этого подшипника, по формуле (3), составит:
Сх = (780 + 3.83)-1- (250-25 ООО)0-3 = 112 200
По табл. 4 (250*25 ООО)0»3 = 110
Найденному коэфициенту работоспособности и заданному диаметру вала 70 мм соответствует роликоподшипник радиальный сферический двухрядный на закрепительной втулке легкой серии 13514.
Коэфициент работоспособности второго подшипника:
С, = 435 • 1. (250-25 ООО)0*3 = 48 ООО.
Для этой опоры надо взять шарикоподшипник радиальный сферический двухрядный на закрепительной втулке легкой серии 11214.
Этот подшипник взят с некоторым запасом ввиду невозможности подбора более подходящего для данного диаметра вала 70 мм.
Пример 5. На подшипник действует радиальная нагрузка /? = 250 кг и осевая нагрузка А = 300 кг. Число оборотов вала п = 2500 об/мин. Требуемая дол-ювечность А = 0300 час. Нагрузка действует со слабыми толчками. Вращается внутреннее кольцо:
Большая осевая нагрузка по сравнению с радиальной и большое число оборотов в минуту вызывают необходимость выбрать в данном случае шарикоподшипник радиально-упорный.
Пользуясь формулой (5), определяем коэфициент работоспособности:
С = [R + 0,74 (Л _ S)1 К5-Кк (л.Л)°.3.
В нашем случае:
А-S- ЗОЭ — 0,6-250 > 0 1,5 (табл. 2); Кк = 1,0 (табл. 3)
(л» Л)0»8 =* (2500 • 6300)0»3 = 145 ^табл. 4)
С = (260 -f 0,74 (300 — 0,6-250) 1 1,5* 1,0-145 = 78 500.
Этому коэфициенту работоспособности соответствует радиально-упорный ша* риког.одшииник средней серии 26311 внутр. диам. 55 мм по ОСТ/ВКС 6772.
Пример 6. Условия те же, что и в примере 5, только осевая нагрузка А = 125 кг.
Так как в этом случае А < S, то для определения коэфициента работоспособности С пользуются формулой:
С = R*K6-Kk (л*Л)0*3 = 250*1,5.145 = 54 400.
Этому коэфициенту соответствует радиально-упорный однорядный неразъемный шарикоподшипник средней серии 2о309 внутр. диам. 45 мм по ОСТ/ВКС 6772.
Пример 7. Из конструктивных соображений требуется упорный однорядный шарикоподшипник с плоскими кольцами. Нагрузка действует при слабых толчках, следовательно А' = 1,5 (табл. 2). Осевая постоянная нагрузка А — 300 кг. Число оборотов подшипника п = 250 об/мин. Желаемая рабочая долговечность Л = 6000 час.
С = Д./Г* «л0»35 - А0»3 = 300* 1,5.25с)0*35 • 600Л3.
По табл. 5:
250°»35 .63000»3 = 95,5.
Следовательно
С а 350*1,5*95,5 = 43 000.
Этому коэфициенту работоспособности соответствуют упорные одинарные шарикоподшипники 8111, 8207.
Внесен КС НКТП. Утвержден 26JIV 1934 г. Срок ьведения 1/VJI1934 г.
Строка |
Напечатано |
Должно быть |
1 снизу |
10,3 |
10°'3 |
1 . |
» * • |
... 40 |
4 кол. 1 сверху |
7 | |
4 кол. 1 снизу |
2 |
12 |
3 сверху |
ОСТ 4886 |
ОСТ 4889 |
2 кол. 4 снизу |
1 |
к |
16 сверху |
стенок |
стоек |
22 сверху |
до 500 |
на 500 |
Табл. 3 кол. 7 снизу |
СТ-68 |
СТ-6 |
Табл. 1 кол. справа |
е мин. |
1 мин. |
1-я табл. 2 кол. 3 снизу |
15X4 |
13X4 |
1-я кол. 5'и 6 снизу |
7В, 8В |
7Б, 8Б |
1 кол. справа 2 снизу |
балках |
блоках |
2 снизу |
3350 |
*** 3350 |
... ж Продолжение ОСТ.'ВКС 6799
•Б. Радиальные роликоподшипники
Подшипники этой группы разделяются на следующие подгруппы:
1. Подшипники с короткими цилиндрическими роликами
Допускают монтаж внутреннего или наружного кольца отдельно от остальной части подшипника
f и |
i
1
в
л
»
| |||||||||||||||||
2. Подшипники с короткими цилиндрическими роликами на буксовых втулках |
•а
о
Без бортов на наружном кольце
Конструктивные разноиидиости |
С одним бортом на на-
ружном кольце и упор- Характеристика конструктивных и экеплоата-ной шайбой циониых особенностей
Серия |
Условные обозначения серий | |
Средняя широкая |
72 600 |
82 600 |
Приспособлены к установке на цапфах осей и валов
э
-
=:
а
о
о
S
а
«О
Комплектные
Комплектные с разрезным наружным кольцом
С одним на* ружным коль*
пом
С одним наружным разрезным кольцом
С одним внутренним кольцом
Без колец
Конструктивные
разновидности
Г^З |
В
Условные
обозначении
4000
24 000
34 000
44 000
[А 000
64 000
Имеют небольшие габариты по диаметру; воспринимают нагрузки только радиального направления. Каждое из колец, а также комплект роликов с сепаратором могут монтироваться отдельно
Том V. Отдел 1. Подшип пике ялчеяпя
Характеристика конструктивных и экепдоатационных особенностей
Не требует точной оора-ботки корпуса
Вал должен быть закален
Не требует точной обработки корпуса; вал должен быть закален
Поверхность качения у корпуса должна быть закалена
Поверхности качения вала и корпуса должны быть закалены
Конструктивные
разновидности
| ||||||||||||
'Г/-Л1 |
Л1\и
Условные обозначения
5 00)
25 000
35 000
45000
55000
65 000
Хорошо воспринимают ударные нагрузки радиального направления. Допускаемые нагрузки ниже, чем у подшипников с длинными сплошными роликами | |||||||||||||||||||||
|
*>. Роликоподшипники игольчатые (с тонкими цилиндрическими роликами) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Шарнко- в роликоподтвпппкп: классификлцпя
КЗ
*о
| ||||||||||||
7. Роликоподшипники сферические двухрядные на закрепительных вту л к а х |
7634 |
ОСТ
вкс
Легкая
широкая
Средняя
широкая
13500
13 600
Могут устанавливаться на гладких налах без заплечиков
. Отдел 1. Подтипнакл каченпл
8. Роликоподшипники сферические двухрядные на буксовых втулках | ||||||||||||||||||||
|
Наименование
Шарикоподшипники
радиально-упорные
ОСТ
6772
Со съемным наружным кольцом
Шарикопод
шипники
магнетные
ОСТ
ВКС
7028
Со съемными кольцами
НА. ШариковоАШпммка радиально-улориыо
Эскиз
Серии
Условные
обозначения
Характеристика конструктивных и эксплоатационных особенностей
Легкая
26 200
Нсразбориые (монтируются в собранном виде).
Воспринимают радиальные и односторонние осспис нагрузки.
Допускают большие числа оборотов
Средняя
•26 300
---
6000
16 000
Разборные; «спускают числа оборотов
большие
шПпгаифарэтагя :цмцищшГоиоал1-о(1 в -олвбтд!
60
со
Наименование
Роликоподшипники конические
ОСТ
ВКС
6431
Эскиз |
|
Характеристика конструктивных н зксплоагаииомных особенностей
Воспринимают радиальные и односторонние осевые нагрузки.
Устанавливаются в случае нагрузки переменного направления попарно или в сочетании с другими подшипниками, воспринимающими осевую нагрузку обратного направления
1 1 |
\ 1 | ||||||||
о. о |
о. •» |
X Я а х |
Легкая |
18 200 |
1 о. |
• и >»« с >» о с | |||
с >ч |
S •% |
ф X |
if 3 £ |
Цт- |
-Ш- |
Средняя |
18 300 |
и « X Ф |
<о, '•'о « * V м |
о |
ж |
* Ч |2 о |
— |
а |
И ™ 25 22 | ||||
в ж |
и ф |
Тяжелая |
18 400 |
Ф V О | |||||
X с |
S о. |
2* 3« Г- о |
а |
Легкая |
28 200 |
м 2 •5 Я |
4 и 5 § * * X V я л | ||
X |
ф |
PJL-I | |
Средняя |
Oft тлп |
X X |
И к и с | |||
3 |
ЧУ и |
О И Е и |
А |
ZO OW |
X о. |
>» о »- | |||
■г |
г 1 |
Тяжелая |
28 400 |
в У |
22 Ош и | ||||
о Б |
а 1 |
о а | |||||||
о |
х |
Легкая |
38 20» | ||||||
X |
X |
m ! гза | |||||||
X |
* |
X |
-4+4 1 |
-t-f-y— |
и | ||||
о. |
у |
S |
ШЪ( Р |
О X | |||||
«в |
Я |
-Jtb-1- |
_14г |
X 4р | |||||
с |
о |
X | |||||||
•- |
и |
0» о. V с | |||||||
X |
X ж |
н | |||||||
ф |
X а х |
Ш-г |
5,- л S |
2 а_ У V | |||||
а |
5* |
-ТПр-1- |
£•* | ||||||
X |
• |
32 |
__Ьт |
Средняя |
48 300 |
1 а |
>>s е л | ||
«с |
5 5 |
Ц44- |
** «а х & |
8 = | |||||
о S3 |
О |
? О gM |
П%л ■ 1 |
_Ш |
Тяжелая |
48 400 |
Л в с о п |
— ь “ о 5 * | |
С* |
V У к |
О |
-1-—— |
О х о м |
§: | ||||
О* ф е- и |
и |
S я X X |
13 3 у | ||||||
|г |
т |
X X |
31 | ||||||
V |
г»* |
-Q |
Средняя |
58 300 |
о. в |
Z £ | |||
В м й а X |
1 шял |
шт |
и о |
?s | |||||
?*> |
а |
X | |||||||
из |
щ № |
Тяжелая |
58 400 |
У | |||||
Той V. Отдел 1. Подшипники кдчепия Шарле* и ролпкоподшиппикя: клвоелфикдцля
Продолжение ОСТ/ВКС 6799
Приложение
Руководящие указания по выбору шарико- и роликоподшипников (подшипников качения)
(Составлены Техношарснабом, одобрены КС НКТП)
1. Выбор подшипников качения определяется:
а) величиной и направлением нагрузки на подшипник (радиальная, аксиальная или комбинированная нагрузка);
б) характером нагрузки (постоянная, переменная, ударная);
в) числом оборотов вращающегося кольца подшипника;
г) экономически целесообразным рабочим сроком службы подшипника (долго-вечностью в часах);
д) требованиями к подшипнику, определяемыми конструктивными особенностями машинного узла, как например: необходимость обеспечить возможность самоустанавливания подшипника при перекосах вала, возможность посадки подшипника непосредственно на вал или на коническую втулку, возможность монтажа подшипника в собранном виде или необходимость раздельного монтажа колец, необходимость обеспечить возможность смещения частей узла при температурных колебаниях, возможность регулировки затяжки подшипника и пр.
2. Под долгове чностью подшипника понимается время, выраженное в рабочих часах, в течение которого не менее 907а подшипников должны при испытаниях проработать без появления признаков начала усталости материала. Характерными признаками начала усталости материала являются следы выкрашивания металла на рабочих поверхностях в виде мелких точек (язвин) или отслаивания (шелушения).
3. Для радиальных и радиально-упорных подшипников определенной конструкции, размеров и качества материала долговечность зависит от величины, направления и характера действующих на подшипник усилий, от числа оборотов и от того, какое кольцо вращается — наружное или внутреннее.
Влияние на долговечность подшипников характера нагрузки, вращения наружного кольца и действия аксиальных усилий учитывается при выборе подшипника тем, что в расчет вводится не действительная нагрузка, а условная постоянная по величине и направлению радиальная нагрузка (Q). При этой нагрузке (Q) долговечность подшипника при вращении внутреннего кольца предполагается одинаковой с долговечностью подшипника в данных конкретных условиях работы.
Зависимость между долговечностью, нагрузкой и числом оборотов выражается для радиальных и радиально-упорных подшипников следующей эмпирической формулой:
Q (Л. Л)°’3 = с, (1)
где Q — условная нагрузка на подшипник в кг, п — число оборотов подшипника в минуту, h — долговечность подшипника в часах, С — постоянная, называемая „коэфиииентом работоспособности” подшипника, зависящая от конструкции, внутренних размеров и качества материала подшипника. Величины коэфициента раоотоспособности для подшипников разных типов и размеров установлены в соответствующих ОСТ/ВКС.
Примечание. Из формулы (1) следует, что долговечность подшипника резко меняется при изменении нагрузки, например при увеличения нагрузки в 2 раза долговечность подшипника уменьшается в 10 раз.
Для пользования формулой (1) при выборе радиальных и радиально-упорных подшипников необходимо определить прежде всего условную радиальную нагрузку на подшипник.
-Эта нагрузка определяется по формуле:
Продолжение ОСТ/ВКС 6799
ГДе р — фактическая радиальная нагрузка в кг; А — фактическая аксиальная (осе* вая) нагрузка в кг: m — коэфициент, учитывающий неодинаковое влияние на долговечность радиальных и аксиальных усилий;, этот коэфициент, определяемый опытным путем, зависит от типа и размера подшипника; значении коэфициента m приведены ниже в табл. 1; — коэфициент, учитывающий влияние на долговеч
ность характера нагрузки; этот коэфициент выбирается на основе данных опыта работы подшипников в осуществленных конструкциях с аналогичным характером нагрузки; примерные значения для коэфициента Kg приведены в табл. 2; Кк — коэфициент, учитывающий зависимость долговечности от того, вращается ли внутреннее кольцо или наружное; значения коэфициента Кк приведены в табл. 3.
Соединяя формулы (1) и (2), получаем:
C = (R + m.A)Ke-KK(,n-h)0-3. (3)
Подсчитав по этой формуле величину С, имеем возможность подобрать подходящий для данных условий подшипник.
Для упрощения расчетов можно величины (я-Л)0,3 брать непосредственно из табл. 4, подбирая ближайшие к заданным я и Л числа по таблице. Эта таблица составлена для чисел 10-го нормального ряда по ОСТ 3530; следовательно точность подсчета при пользовании таблицей будет:
10_
± у /lO20.» И ± 7,5% .
Такая точность для практических целей в большинстве случаев будет вполне достаточна, учитывая приближенность всех опытных коэфициентов при подсчете условной нагрузки.
4. Упорные подшипники выбираются по величине коэфициента работоспособности, подсчитываемой по формуле:
С = Д-я0-35^0»3-^. (4)
В табл. 5 даны подсчитанные величины произведений я°*35 Л0’3.
Примерные значения коэфициента те же, что и для радиальных подшипников по табл. 2.
Значения коэфициента m Таблица 1 | |||||||||
|