Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

349.00 ₽

Купить ОСТ 37.001.471-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Общие условия испытаний

3. Методы определения характеристик рулевого управления. Испытания "стабилизация", "усилие на рулевое колесо"

4. Метод определения реакций АТС на поворот рулевого колеса. Испытания "рывок руля"

5. Метод определения поперечной устойчивости на стенде. Испытания "опрокидывание на стенде"

6. Методы определения управляемости АТС. Испытания "прямая", "поворот", "переставка"

Приложения

 
Дата введения01.01.1990
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1991
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

10.06.1988УтвержденМинистерство автомобильной промышленности СССР60
РазработанНАМИ
ИзданНАМИ1989 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

УДК 629.1.07.001.4

ОТРАСЛЕВОЙ стандарт

Группа Д29

УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


ОСТ 37.001. 471-88

Методы испытаний

ОКП 451000, 452000 ОКСТУ 4509

Срок действия с 01.01.90 до 01.01.91

Настоящий стандарт распространяется на автомобили, автопоезда, прицепы, полуприцепы, далее—автотранспортные средства (АТС).

Стандарт не распространяется на АТС, имеющие максимальную скорость менее 40 км/ч, на внедорожные АТС и АТС-тяжеловозы, а также на одиночные АТС с двигателем, имеющие менее четырех колес.

Стандарт устанавливает методы испытаний по определению характеристик рулевого управления, управляемости и устойчивости АТС серийного производства и опытных образцов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Терминология стандарта соответствует ОСТ 37.001.051 — 86, ГОСТ 17697-72, ГОСТ 16504-81, ОСТ 37.001.280—84.

1.2.    Классификация АТС, принятая в зависимости от назначения и полной массы, соответствует ГОСТ 22895-77.

Перепечатка воспрещена.

1.3.    Объемы испытаний в зависимости от их вида для различных категорий АТС приведены в приложении 1.

Издание официальное

© НАМИ, 1989 г,

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИИ

2.1.    Испытания должны проводиться при соблюдении правил техники безопасности, изложенных в приложении 2.

2.2.    Техническое состояние АТС, их агрегатов и узлов должно соответствовать техническим условиям или другой технической документации предприятия-изготовителя.

2.3.    Перед испытаниями АТС должно пройти обкатку в соответствии с руководством по эксплуатации, но не менее 1000 км.

2.4.    При проведении испытаний должны соблюдаться все требования руководства по эксплуатации.

2.5.    Износ шин АТС перед испытаниями должен быть равномерным и не должен превышать 25%, а к концу испытаний — 60 %.

2.6.    Перед испытаниями предприятие-изготовитель должно представить основные данные объектов испытаний по форме, приведенной в приложении 3.

2.7.    АТС нагружают балластом в соответствии с требованиями РД 37.001.109—89, ОСТ 37.001.408—85 или в соответствии с программой испытаний данного АТС.

Платформы грузовых автомобилей и прицепов балластируются в соответствии с их грузоподъемностью таким образом, чтобы высота центра массы балласта над платформой соответствовала грузу плотностью (0,8±0,05) т/м3. Для полноприводных грузовых автомобилей центр массы балласта должен располагаться на высоте середины бортов платформы с учетом надставных бортов.

Специализированные АТС испытывают при высоте центра массы балласта, установленной исходя из плотности реального груза, подтвержденной документацией предприятия-изготовителя.

В качестве балласта, имитирующего людей, рекомендуется применять трехмерные манекены.

2.8.    Участок дороги, на котором проводят испытания, должен быть горизонтальным, сухим, ровным, чистым, с асфальтобетонным покрытием.

Максимально допустимый уклон в любом направлении — не более 0,5%.

2.9.    Размеры участков по отдельным испытаниям приведены в соответствующих разделах.

2Л0. Участки испытаний размечают резиновыми элементами (конуса, сегменты и т. п.) с минимальным габаритным размером в плане 150 мм, обеспечивающими ограничение коридора движения по колесам.

Схемы разметки приведены в соответствующих разделах стандарта.

2.11. При испытаниях скорость ветра не должна превышать 5 м/с в любом направлении.

ОСТ 87.001.471—88 С. 11


Разметка участка испытаний «переставка Sn =12—24 и»


Датчики измерения

скорости

А

Направление^

движения

_V-i^

-J

» P _ °_ft_a О a a__.o.__a_j

-:.....т : —т

St~Sn

S,-2.5Sn

Черт. 3

Разметка участка испытаний «переставка 5П =20 м»


Направление


движения Датчики измерения


чм


Л_9_fi_f, »


скорости /\


4


Y


•—t_§—1—f    it


te *


30м


Участок /


20м Участок 2


40м_____

Участок 3


______30м

Участок 4


Черт. 4

6.2.3.    Разметку участков для испытаний «поворот» и «переставка» осуществляют в соответствии со схемами, приведенными на черт. 1—4.

6.2.4.    Ширина £>i коридора для испытаний «прямая» и участков 1 для всех вариантов испытаний «поворот» и «переставка», а также ширина Z>2 выходного коридора для испытаний «поворот


Размер, м

Ширина размеченного

Ширина Л*ТС

коридора

Участок Di

Участок D%

До 1,3

i,6

1,9

Cb.

1,3 до 1,5

1.8

2,1

1,5 » 1,7

2,0

2,3

1,7 » 1,9

2,2

2,5

»

1,9 » 2,1

2,4

2,7

»

2,1 » 2,3

2,6

3,0

»

2,3 » 2,5

2,9

3,5

»

2.5

3,2

3,5


С 12 ОСТ 37.001.471—88

/?п=25 м» и «переста&ка Sri = 2G м» приведены в таблице в зависимости от максимальной ширины АТС, измеренной на высоте до 150 мм от опорной поверхности.

6.3. Испытания «прямая»

6.3.1.    Испытания «прямая» предназначены для определения средней угловой скорости корректирующих поворотов рулевого колеса.

6.3.2.    Проведение испытаний «прямая».

6.3.2.1.    При испытаниях выполняют испытательные заезды по размеченному коридору без выхода АТС за его границы.

6.3.2.2.    АТС испытывают при скоростях:

80 км/ч — для АТС категорий М\у ЛЬ, N\, в том числе с прицепами;

60 км/ч —для АТС остальных категорий.

С этой скоростью АТС движутся равномерно и прямолинейно.

6.3.2.3.    Выполняют не менее десяти заездов.

6.3.3.    В процессе испытаний с общей длиной зачетного пробега не менее 4 км нужно измерять и регистрировать:

угол поворота рулевого колеса;

время прохождения мерного участка.

Скорость АТС фиксируют в начале заезда.

6.3.4.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 9.

6.3.5.    Результатом испытаний является средняя скорость кор-

ректирующих поворотов рулевого колеса

6.4. Испытания «поворот /?„ =25 м»

6.4.1.    Испытания «поворот # = 25 м» предназначены для определения предельной скорости выполнения маневра.

6.4.2.    Проведение испытаний.

6.4.2.1.    При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.

6.4.2.2.    АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, обеспечивающую устойчивую работу двигателя.

Положение рук водителя на рулевом колесе не регламентируется:

6.4.2.3.    При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора (черт. 1) водитель начинает поворачивать рулевое колесо влево для выполнения -маневра. Положение всех остальных органов управления должно оставаться постоянным.

6.4.2.4.    Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора.

бет 37.001.471— в» С. а

6.4.2.5.    Начальная скорость принимается равной 30 км/ч. В последующих заездах скорость увеличивают с интевалом 1—3 км/ч, причем с увеличением скорости этот интервал должен уменьшаться.

6.4.2.6.    При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или выхода АТС за боковые границы коридора производят повторный заезд с прежней скоростью. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход за пределы коридора, испытания заканчиваются.

6.4.2.7.    В процессе испытания регистрируют:

скорость АТС на участке 1;

углы поворота рулевого колеса;

боковое ускорение АТС в момент отрыва колеса от дороги;

угол крена;

отрыв колес от дороги;

момент пересечения передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора.

6.4.3.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 10.

6.4.4.    Результатами испытаний являются:

предельная скорость, при которой происходит отрыв одного из колес от поверхности дороги или выход АТС за пределы размеченного коридора из-за заноса или невписываемости в поворот;

боковое ускорение в момент отрыва колеса от дороги.

6.5. Испытания «поворот Ra=^35 м»

6.5.1.    Испытания «поворот Rn=35 м» предназначены для определения предельной скорости выполнения маневра и скоростей, при которых возникают снос, занос и курсовые колебания АТС.

6.5.2.    Проведение испытаний

6.5.2.1.    При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.

6.5.2.2.    АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают, наивысшую обеспечивающую устойчивую работу двигателя.

Положение рук водителя на рулевом колесе не регламентируется. ,

6.5.2.3.    При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора (черт. 2) водитель быстро снимает ногу с педали акселератора и начинает поворачивать рулевое колесо вправо для выполнения маневра. Положение всех остальных органов управления должно оставаться постоянным.

6.5.2.4.    Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора и информирует о них водителя.

С. 14 ОСТ 37401.471-48

6.Б.2.5. Перед испытательными заездами выполняют предварительные заезды для определения скоростей, при которых начинается снос или занос. Предварительные заезды могут проводиться без регистрации измеряемых параметров и заканчиваются скоростью, при которой водитель вынужден корректировать поворотом рулевого колеса снос, занос или курсовые колебания АТС.

6.5.2.6.    Начальную скорость зачетных заездов принимают на 5 км/ч меньше конечной скорости предварительных заездов. В последующих заездах скорость увеличивают с интервалом 1—3 км/ч, причем с увеличением скорости этот интервал должен уменьшаться.

6.5.2.7.    При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или выходе АТС за боковые границы коридора, заезд повторяют с прежней скоростью. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход за пределы коридора, то испытания заканчиваются.

6.5.2.8.    В процессе испытаний измеряют и регистрируют:

скорость АТС на участке 1;

угол поворота рулевого колеса;

момент пересечения передними колесами АТС грацицы между участками 1 и 2 размеченного коридора.

6.5.3.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 11.

6.5.4.    Результатом испытаний является предельная скорость vap. Скорости vCHJ v заа используются для выявления причин, ограничивающих vnp.

6.6. Испытания «переставка S„.= 12—24 м»

6.6.1..    Испытания предназначены для определения предельной скорости выполнения маневра и скорости, при которой возникает занос.

6.6.2. Проведение испытаний

6.6.2.1.    При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.

6.6.2.2.    АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, обеспечивающую устойчивую работу двигателя. Положение рук водителя на рулевом колесе соответствует цифрам «3» и «9» циферблата часов.

6.6.2.3.    При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора (черт. 3) водитель быстро снимает ногу с педали акселератора и начинает выполнение маневра.

6.6.2.4.    Перехват рулевого колеса допускается только при достижении угла поворота, при котором происходит предельное перекрещивание рук водителя. В остальном поворот рулевого колеса

OGT S7.p01.471—88 С. 15

в течение всего испытательного заезда не регламентируется. Положение всех остальных органов управления АТС должно оставаться постоянным.

6.6.2.5.    Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора и информирует о них водителя.

6.6.2.6.    Испытательные заезды должны быть проведены в интервале характерных скоростей от соответствующих началу возникновения заноса изан. АТС, который необходимо корректировать поворотом рулевого колеса, до скорости опр, соответствующей появлению отрыва колес от дороги или выходу АТС за пределы размеченного коридора.

6.6.2J. Испытания проводят при длине участка 2, равной S„ = = 12 м и S„ =24 м. Если при 5П = 12 м предельная скорость не превышает 30 км/ч, то испытания проводят при S„ = 16 м, Если на длине 5„=24 м' предельная скорость АТС не достигнута, то испытания проводят при Sn=20 м.

6.6.2.8. Перед испытательными заездами выполняют предварительные заезды для определения скорости озан. Предварительные заезды могут проводиться без регистрации измеряемых параметров и заканчиваться скоростью, при которой водитель вынужден корректировать занос АТС поворотом рулевого колеса.

6.6.2.3.    Начальную скорость испытательных заездов принимают на-5 км/ч меньше конечной скорости предварительных заездов. В последующих заездах скорость увеличивают с интервалом 1’—3 км/ч, причем с увеличением скорости интервал должен уменьшаться.

6.6.2.10.    При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или при выходе АТС за боковые границы коридора, заезд повторяют с прежней скоростью. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход АТС за пределы коридора, то испытания заканчиваются.

6.6.2.11.    В процессе испытаний измеряют и регистрируют:

скорость АТС на участке 1;

угол поворота рулевого колеса;

момент пересечения передними колесами АТС границы между участками, 1 и 2 размеченного коридора.

6.6.3.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 12.

6.6.4.    Результатом испытаний является предельная скорость выполнения маневра.

6.7. Испытания «переставка S„= 20 м»

6.7.1. Испытания «переставка Sn = 20 м» предназначены для определения характеристик:

зависимости управляющих и корректирующих углов поворота рулевого колеса от скорости автомобиля; предельной скорости;

скорости, при которой начинается занос АТС: зависимости курсового угла прицепа (полуприцепа) от скорости АТС.

6.7.2. Проведение испытаний

6.7.2.1.    Испытательные заезды выполняют в соответствии с методами, изложенными в пп. 6.6.2.1, 6.6.2.2, 6.6.2.4, 6.6.2.5. 6.6.2.6, 6.6.2.8, 6.6.2.Э, 6.6.2.10.

6.7.2.2.    В отличие от способа управления скоростью, изложенного в п. 6.6.2.3, при пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора (черт. 4) водитель не изменяет положения педали управления подачей топлива и поддерживает его постоянным в течение всего заезда.

6.7.2.3.    В процессе испытаний измеряют и регистрируют: скорость АТС на участке 1;

угол поворота рулевого колеса; курсовой угол прицепа;

момент пересечения передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора.

6.7.3.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 12.

6.7.4.    Результатами испытаний являются: предельная скорость Упр выполнения маневра; характеристики, определяющие зависимости углов и скорости

поворота рулевого колеса автомобиля, а также максимального курсового угла прицепа от скорости движения АТС.

ОСТ 37.001.471—88 С. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

ОБЪЕМЫ ИСПЫТАНИЯ

1.    Объемы испытаний в зависимости от их вида для различных категорий АТС представлены в таблице.

2.    Объем приемочных испытаний АТС, разработанных на основе базовой модели, может быть уточнен, исходя из следующих условий:

2.1.    Для АТС, отличающихся от базовых моделей по базе, колее, высоте центра масс, выполняют испытания «опрокидывание на стенде», «поворот R„ =25 м» или «поворот R„ =35 м», «пере-ставка Sn = 20 м или Sn = 12—24 м».

2.2.    Для АТС, отличающихся от базовых моделей по конструкции подвески, колее, полной массе и распределению нагрузки по мостам, выполняют испытания «усилие на руле», «опрокидывание на стенде», «поворот £?п = 25 м» или «поворот Rn =35 м», «переставь Sn = 20 м или S„ = 12—24 м».

2.3.    Для АТС, отличающихся от базовых моделей по конструкции рулевого управления, выполняют испйтания «усилие на руле», «стабилизация».

Пункт

Наименование

Вид испытаний

Категории

автомобилей

Категории

прицепов*

стан

дарта

испытания

предва

ритель

ные

приемочные |

м,

М2

М3

7V,

О,

О,

Оз

04

3.3

Стабилизация

4-

4-

4-

4-

"1“

4-

4

3.4

Усилие на рулевом колесе

4

1

+

4-

4-

4-

4

4

4.

Рывок руля

4-

4-

4-

4-

+

4-

4

4"

4

4

4

5.

Опрокидывание на стенде

+

4-

4-

4*

4~

4-

4-

4

4

4

4

6.3

Прямая

4

+

4"

4

4

-f"

4

+

4

4

4

6.4

Поворот #„=25 м

4"

4-

+

4

4

6.5

Поворот #п=35 м

4-

4-

+

4-

1

“Г

4-

4

+

4

+

4

4

6.6

Переставка Sn= 12-24 м

4

+

4-

+

4

4-

4

+

4

+

4

4

6.7

Переставка Sn=20 м

4

4

+

+

+

4

+

4

4

4

4

* В составе автопоездов, 3 ост 37.001.47J—98

С. 18 ОСТ 37.001.471—88

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

1.    Испытания устойчивости управляемости АТС являются разновидностью испытаний повышенной опасности.

2.    При проведении испытаний необходимо соблюдать действующие в СССР «Правила дорожного движения», за исключением испытаний, проводимых на специально выделенных участках, инструкций по технике безопасности, безопасности движения и пользования стендами, приспособлениями и аппаратурой пред* приятий и организаций, на базе которых проводятся испытания.

3.    К проведению испытаний допускаются только опытные инженеры-испытатели, водители-испытатели с водительскими удостоверениями на право управления транспортным средством соответствующей категории (со стажем практического вождения не менее 3-х лет) прошедшие проверку и получившие допуск на проведение выше оговоренных испытаний.

4.    Для проведения испытаний должен быть назначен ответственный за проведение испытаний, который несет ответственность

безопасность людей и оборудования.

5.    Ответственный (в дальнейшем руководитель испытаний) за испытания должен наблюдать за четким соблюдением правил и инструкций, перечисленных в п. 2.

6.    Руководитель должен разъяснить каждому участнику испытаний его задание и обязанности и указать рабочее место, которое необходимо занимать во время испытаний.

7.    Во время испытаний, кроме испытаний по п. 3.4, водитель и контролер должны быть пристегнуты ремнями безопасности и должны надеть защитные шлемы.

8.    Применяемые при проведении испытаний приборы, устройства и т. п. не должны мешать управлению АТС или заставлять водителя управлять им в неудобном положении.

9.    Испытания должны быть прекращены при обнаружении неисправностей АТС или изменении их состояния (например, смещение или ослабление крепления балласта), влияющих на безопасность испытаний, если эти неисправности и изменение состояния не являются предметом исследования.

10.    При проведении испытаний «рывок руля», «поворот», «пе-реставка» движение испытуемого АТС должно контролироваться внешним наблюдателем, который фиксирует появление отрыва колес от поверхности дороги и информирует об этом водителя.

При возникновении отрыва одного из колес от дороги у автомобиля или прицепа (полуприцепа), а также неуверенности во-

OGT 37.001.471—88 С. 19

дителя в возможности корректировки заноса АТС не допускается дальнейшее увеличение скорости испытательных заездов в испытаниях или увеличение угла поворота рулевого колеса в испытаниях.

11. Если при проведении испытаний «поворот» и «перестав-ка» скорость движения должна быть увеличена до отрыва всех колес одной стороны от поверхности дороги, то АТС оборудуется дополнительными страховочными приспособлениями, предохраняющими его от полного бокового опрокидывания.

3*

С. 20 ОСТ 37.001.471—88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ОБЪЕКТАМ ИСПЫТАНИЙ

Данные по автомобилю

Тип автомобиля---—-

Колесная формула.. —-

Марка, модель, год выпуска...............

Номер шасси автомобиля-

Тип рулевого управления ---—-

Тип подвески: передней --

задней --—-- —.—---——--

Модель, размерность двигателя______

Обозначение шины (модель, размерность)--

Давление в передних_в    задних    -

Размерность обода _

База автомобиля____

Колея: передних колес_______задних    колес_

Дополнительные данные (например, ход подвески до упора, наличие стабилизаторов и др.)__

Нагрузка

Масса при испытаниях__

Распределение нагрузки по осям: передней_ задней-

Высота центра массы автомобиля__

Масса балласта _

Высота центра массы балласта__

над платформой (для грузового автомобиля)-—

ОСТ 37.001*471-88 С. 3

2.12.    Испытания должны проводиться при температуре окружающего воздуха от 0 до + 30°С.

2.13.    Состояние атмосферы при проведении дорожных испытаний должно обеспечивать видимость не менее 1000 м.

2.14.    Требования к испытательному оборудованию и погрешностям измерений приведены в приложении 4.

2.15.    Непосредственно перед проведением испытательных заездов необходимо проверить давление воздуха в шинах и прогреть агрегаты и шины АТС категории Л^иЛ^ пробегом не менее 15 км, а для АТС остальных категорий-—пробегом не менее 50 км со скоростью 0,75ушзх.

2.16.    Оценку результатов испытаний проводят в соответствии с данными, приведенными в приложении 13.

2.17.    Во время проведения испытаний ведут протокол, в котором отмечают условия испытаний, выполненных заездов с указанием их особенностей (появление сноса, заноса, отрыва колес от поверхности дороги, возможные отклонения от условий испытаний, отклонения в работе средств измерений, замечания водителей-ис-иытателей, оператора и других), результаты замеров.

3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ. ИСПЫТАНИЯ «СТАБИЛИЗАЦИЯ»,

«УСИЛИЕ НА РУЛЕВОМ КОЛЕСЕ»

3.1.    Цель испытаний

Испытания проводятся с целью определения легкости рулевого управления АТС категорий М и N и свойства управляемых колес и рулевого колеса возвращаться к нейтральному положению после поворота.

3.2.    Виды и условия испытаний

3.2.1.    При определении характеристик рулевого управления проводятся следующие испытания: «стабилизация», «усилие на рулевом колесе».

3.2.2.    Испытания «стабилизация» и «усилие на рулевом колесе» для седельного тягача допускается проводить без полуприцепа с нагрузкой в соответствии с нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

3.3. Испытания «стабилизация»

3.3.1.    Испытания «стабилизация» предназначены для определения параметров, характеризующих самовозврат управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение.

3.3.2.    Проведение испытания

3.3.2Л. АТС разгоняют до скорости, равной 50 км/ч для категории Mi и 40 км/ч для остальных категорий АТС, и с этой скоростью оно движется равномерно по окружности радиусом 50 м.

Ост 37.001.471—88 С. 21

Данные по прицепу (если имеется)

Тип прицепа 1 --

Колесная формула ---

Марка, модель, год выпуска -

Номер прицепа^-

Тип сцепного устройства __

Тип подвески: передней __—--

задней --

Шины (модель, размерность) --

Давление в передних _в    задних    -

Размерность обода -

Колесная база ___

Колея: передняя -- задняя    -

Дополнительные данные: (например, ход подвески до упора, наличие стабилизаторов и др.)_

Нагрузка

Масса при испытаниях---

Распределение нагрузки по осям _____

Высота центра масс прицепа___

Масса балласта___

Высота центра масс балласта__

над платформой.............

С. 4 ОСТ 37.001.471—88

3.3.2.2.    Рулевое колесо автомобиля, движущегося в соответствии с условиями п. 3.3.2.1, освобождают. Скорость поддерживают постоянной до полной остановки поворота рулевого колеса, после чего испытательный заезд считают законченным. Проводят не менее трех заездов вправо и трех—влево.

3.3.2.3.    В процессе испытаний обязательно измеряют и регистрируют:

угол поворота рулевого колеса ар; скорость автомобиля v\ время испытания t.

3.3.3.    Результаты испытаний обрабатывают в соответствии с приложением 5.

3.3.4.    Результатами испытаний являются: скорость самовозврата oWi

остаточное значение угла поворота рулевого колеса ар2;

заброс угла арз;

время стабилизации /ст;

3.4.    Испытания «усилие на рулевом колесе»

3.4.1.    Испытания «усилие на рулевом колесе» предназначены для определения усилий, которые должен затрачивать водитель для поворота управляемых колес.

3.4.2.    Испытания «усилие на рулевом колесе» должны проводиться на испытательном участке дороги как на неподвижном АТС, так и на движущемся со скоростью 10 км/ч.

3.4.3.    Проведение испытаний на неподвижном АТС

3.4.3.1.    При наличии рулевого усилителя испытания проводятся с работающим в режиме минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала двигателем, а в отсутствие усилителя — при неработающем двигателе.

3.4.3.2.    На испытываемом АТС медленно поворачивают рулевое колесо из нейтрального положения вправо до упора. Фиксируют положение рулевого колеса и перемещают АТС на 0,4—0,6 м вперед или назад, после чего поворачивают рулевое колесо из крайнего правого положения в крайнее левое положение. Фиксируют положение рулевого колеса и проводят дальнейшее перемещение АТС на 0,4—0,6 м, после чего возвращают рулевое колесо в' нейтральное положение. Угловая скорость поворота рулевого колеса не должна превышать 60°/с. Допускается кратковременная остановка рулевого колеса без снижения усилия на нем.

3.4.3.3.    Производят не менее двух поворотов рулевого колеса из одного крайнего положения в другое.

3.4.3.4.    В процессе испытаний обязательно измеряют и регистрируют;

ОСТ д7Д>0М71~-88 С. 5

угол поворота рулевого колеса ар;

усилие на рулевом колесе Рр;

время поворота t.

3.4.3.5.    Результаты испытании обрабатывают в соответствии с приложением б.

3.4.3.6.    Результатами испытаний являются средние значения усилий на рулевом колесе при его повороте отдельно влево Рр.л и вправо Рр.п на углы, соответствующие движению передним наружным колесом по окружности радиусом /?п — 12 м или по окружности минимального радиуса, если R больше 12 м.

3.4.4. Проведение испытаний при движении АТС

3.4.4.1.    АТС разгоняют до скорости (10±2) км/ч, и с этой скоростью оно движется равномерно и прямолинейно.

Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, которая обеспечивает устойчивую работу двигателя.

При въезде на испытательный участок поворачивают рулевое колесо с постоянной угловой скоростью поочередно; в одну сторону до крайнего положения, а затем в другую сторону.

3.4.4.2.    Для АТС всех категорий без рулевого усилителя или с работающим усилителем скорость поворота рулевого колеса задается такой, чтобы обеспечить переход АТС в течение t== (4±0,25) с от прямолинейного движения к движению передним наружным колесом по окружности, радиус которой равен 12 м, или по окружности минимального радиуса, если Rm|п больше 12 м.

3.4.4.3.    Для АТС с неработающим рулевым усилителем скорость поворота рулевого колеса задается такой, чтобы обеспечить переход АТС категорий Ми М2, N\ и N2 в течение (4± ±0,25) с, а для АТС категорий Мз и N$ в течение (6±0,25) с, от прямолинейного движения к движению передним наружным колесом по окружности, радиус которой равен 20 м.

Неисправность усилителя следует имитировать отсоединением гидронасоса.

3.4.4.4.    Необходим^ произвести не менее трех поворотов влево и вправо для условий, оговоренных в пп. 3.4.4.2 и 3.4.4.3.

3.4.4.5.    В процессе испытаний должны измеряться и непрерывно регистрироваться во времени:

угол поворота рулевого колеса ар;

усилие на рулевом колесе Рр;

скорость движения v.

3.4.4.6.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 6.

3.4.4.7.    Результатами испытаний при поворотах вправо и влево являются значения усилий Рр п и Рр.л, определенные в соответствии с пп. 3.4.4,2, 3.4.4.3 и 3.4.4.5.

С. 6 ОСТ 37.001.471—88

4. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАКЦИЙ АТС НА ПОВОРОТ РУЛЕВОГО КОЛЕСА. ИСПЫТАНИЯ «РЫВОК РУЛЯ»

4.1.    Цель испытаний

Испытания проводятся с целью определения характеристик курсовой устойчивости и поворачиваемое™ АТС.

4.2.    Условия испытаний

Для испытаний должна использоваться площадка с минимальными размерам*! 100X100 м с примыкающей к ней разгонной полосой длиной не менее 1000 м и шириной не менее 7 м.

4.3.    Проведение испытаний

4.3.1.    АТС испытываются при скоростях:

(80-{-3) км/ч для категорий Ми М2 и JVb Oi и 02;

(60+3) км/ч для категорий Л43, N2 и А3, 03 и 04.

Если максимальная скорость АТС равна или меньше указанной, то скорость при испытаниях принимается на 10 км/ч ниже максимальной, оговоренной в ТУ предприятия-изготовителя.

С этой скоростью АТС движутся равномерно и прямолинейно до начала поворота рулевого колеса.

4.3.2.    При испытаниях производят максимально быстрый, с угловой скоростью не менее 400 °/с, поворот рулевого колеса в заданное положение. Рулевое колесо удерживают в этом положении до начала установившегося кругового движения или, если криволинейное движение не становится установившимся, в течение 3 с для автомобиля и 5 с для автопоезда.

4.3.3.    Угол поворота рулевого колеса увеличивается ступенчато от заезда к заезду до достижения в заезде бокового ускорения АТС не менее 4,5 м/с2, или близкого к предельному по сцеплению шин с дорогой, или максимально возможного по условиям безопасности.

Первый испытательный заезд выполняют при угле поворота рулевого колеса, соответствующем боковому ускорению 1 — 1,5 м/с2.

Всего с постепенным увеличением бокового ускорения как влево, так и вправо, должно быть выполнено не менее 12 заездов в каждую сторону.

4.3.4.    В процессе испытаний нужно измерять и непрерывно регистрировать во времени:

угол поворота рулевого колеса ар;

угловую скорость автомобиля <от;

скорость автомобиля v\

угол дрейфа автомобиля р.

Примечание. Допускается не регистрировать скорость автомобиля непрерывно. В этом случае скорость должна контролироваться в начале и в конце заезда.

Ост 37.001.471—88 С. 1

4.3.5.    При испытаниях автопоезда, кроме параметров, перечисленных в п. 4.3.4, необходимо измерять и непрерывно регистрировать:

угловую скорость прицепа (полуприцепа) (Оуп-, курсовой угол автомобиля-тягача у; курсовой угол прицепа (полуприцепа) у„.

4.3.6.    При необходимости измеряют и регистрируют: угол крена автомобиля в центре масс Я;

угол крена прицепа (полуприцепа) в центре масс Яп; усилие на рулевом колесе Рр;

4.4.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответст-■ вии с приложением 7.

4.5.    Результатами испытаний являются:

4.5.1.    Характеристики установившегося кругового движения,

зависимости:    ы

поворачиваемости автомобиля —— /(ар)'-

дрейфа автомобиля от бокового ускорения Р = Д№у)> углов крена тягача и прицепа от бокового ускорения Я(ЯП) /(V^y), складывания автопоезда от бокового ускорения (у — у^у)* усилия на рулевом колесе от бокового ускорения Pv~f{ ^у)-

4.5.2.    Характеристики неустановившегося движения, зависимости от бокового ускорения установившегося кругового движения:

заброса угловой скорости автомобиля (прицепа) над установившимся значением этой скорости До^ (Дад-!п) — /(**у)’ обратного заброса угловой скорости прицепа Дщ-рю —/( времени 90% реакции автомобиля (прицепа) Д£90„, (Д^сю?«п) ~

= /lWr)-

5. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЯ УСТОЙЧИВОСТИ НА СТЕНДЕ. ИСПЫТАНИЯ «ОПРОКИДЫВАНИЕ НА СТЕНДЕ»

5.1.    Цель испытаний

Испытания проводятся с целью определения показателей поперечной устойчивости против опрокидывания при наклоне платформы стенда до величин, при которых наблюдается отрыв колес одной стороны одиночного АТС или полуприцепа от опорной поверхности, углов крена подрессоренных масс АТС, соответствующих углам наклона платформы.

5.2.    Условия испытаний

5.2.1.    Испытания «опрокидывание на стенде» проводятся на стенде с опрокидывающей платформой (см. приложение 4).

5.3.    Проведение испытаний

5.3.1.    Испытуемое АТС устанавливают на платформе таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна оси поворота платформы. Управляемые колеса АТС находятся в положении,

С. 8 ОСТ 47.001.471—68

соответствующем прямолинейному движению, стояночный тормоз включен. ' Устанавливают приспособления для предупреждения скольжения и опрокидывания АТС.

5.3.2.    Медленно наклоняют платформу с угловой скоростью, не превышающей 2 °/с, до отрыва одного, а затем всех колес одной стороны АТС от платформы.

Платформу возвращают в исходное положение.

5.3.3.    В процессе испытаний измеряют и регистрируют:

угол наклона платформы к горизонту е;

угол наклона подрессоренных масс в передней и задней частях >/п и >/3 соответственно для одиночных АТС.

На записях e = f(t), Ап' =f(t) и А'з—/(/) делают отметки в моменты отрыва колес одной стороны от платформы.

Допускается ступенчатый подъем платформы с регистрацией углов ей А при остановках платформы через каждые 1—2° в области, близкой к отрыву всех колес одной стороны от платформы.

Опыт повторяют не Менее трех раз.

Определяют углы е0/, Кош>    ПРИ    которых    происходит    от

рыв всех колес одной стороны от поверхности платформы.

При испытаниях седельного автопоезда замеры крена производят отдельно для тягача и полуприцепа.

5.4.    Обработку результатов испытаний выполняют в соответствии с приложением 8.

5.5.    Результатами испытаний являются:

среднее значение угла поперечной устойчивости ео, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны АТС от платформы;

среднее значение угла крена Ко в тот же момент.

6. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ АТС.

ИСПЫТАНИЯ «ПРЯМАЯ», «ПОВОРОТ», «ПЕРЕСТАВКА»

6.1.    Цель испытаний

Испытания проводятся с целью определения показателей, характеризующих управляемость АТС.

6.2,    Виды и условия испытаний

6.2.1.    При определении управляемости проводят испытания «прямая», «поворот ^п=25 м», «поворот Ru— 35 м», «переставка Sn=12—24 м», «переставка Sn=20 м».

6.2.2.    Коридор для испытаний «прямая» длиной не менее 400 м ограничивается установкой элементов разметки с интервалом 20—25 м. На расстоянии 50 м до первого элемента и 50 м после последнего элемента разметки коридора устанавливают дополнительно еще по два элемента в виде ворот той же ширины, что и коридор, чтобы обеспечить вход в коридор и выход по прямой.

И т. п.


ОСТ 37.001.471—0$ С/ 9


Разметка участка испытаний «поворот #п=25 м»

££25?    !



2 ОСТ 37,001.471-ве


С. 10 ОСТ 37.001.47f—88


Разметка участка испытаний «поворот #п=*35 м»



Черт. 2


1

Полноопорный, полуприцеп, фургон, грузовая платформа, самосвальный