Купить ОСТ 37.001.038-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Отраслевой стандарт распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые передачи внешнего и внутреннего зацеплений с прямозубыми и косозубыми колесами с делительным диаметром колес до 560 мм, шириной венца до 100 мм, нормальным модулем от 1 до 10 мм агрегатов автомобильных трансмиссий, с исходным контуром по ГОСТ 13755-68.
1 Нормы точности
2 Контрольный комплекс
3 Нормы кинематической точности
4 Нормы плавности
5 Нормы контакта
6 Нормы бокового зазора
Приложение 1 (рекомендуемое) Нормы точности для автомобильных планерных передач
Приложение 2 (рекомендуемое). Рекомендации по технологическому контрольному комплексу
Приложение 3 (рекомендуемое). Рекомендации по модификации боковых поверхностей зубьев
Приложение 4 (рекомендуемое). Рекомендации по основным требованиям к измерительным зубчатым колесам
Приложение 5 (рекомендуемое). Буквенные обозначения нормируемых отклонений и допусков по ГОСТ 1643-72 и ГОСТ 1643-56
Дата введения | 01.12.1973 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
27.12.1972 | Утвержден | Управление конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР | 10 |
---|---|---|---|
Издан | Издательство стандартов | 1974 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ
ТОМ 1
Часть 2
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1974
5.5. Рекомендуемая величина и форма пятна контакта, а также ее браковочные признаки в технической документации могут зада* ваться графически.
5.6. Браковочные признаки по форме и расположению пятна контакта в передаче представлены в табл. 9 .
____ Таблица 9
выход пятна контакта на торцы зубьев при минимальной нормированной длине пятна
разрыв пятна контакта по высоте или по длине зубьев с выходом его па края, указывающий на наличие вогнутости зубьев по профилю или по длине
кромочный контакт с выходом на головки или ножки зубьев одного из сопряженных колес
последовательное смещение пятна контакта по длине зуба от одного торца к другому при минимальной нормируемой длине пятна контакта (блуждающий контакт)
5.7. Допуски на нелараллельность fx и перекос f у осей валов на длине 100 мм должны устанавливаться по табл. 10.
Таблица 10
мкм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6. НОРМЫ БОКОВОГО ЗАЗОРА
6.1. Гарантированный боковой зазор jmin и предельные отклоне ния межосевого расстояния в корпусе агрегата ±/а должны уста иавливаться по табл. 11.
142
ОСТ 37.001.038—72
Зазоры и предельные отклонения в мкм Таблица 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6.2. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура АНе и .наименьшее отклонение толщины зуба Асе для обеспечения минимального бокового зазора должны устанавливаться по табл. 12.
Таблица 12
Наименьшее дополнительное смещение и наименьшее отклонение в мкм
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. Допуски на смещение исходного контура Тн и на толщину зуба Гс (в тело колеса) должны устанавливаться по табл. 13. |
143
Таблица 13 мкм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6.4. Допускается проверка толщины зуба по длине общей нормали. Наименьшее отклонение Awme и допуск на среднюю длину общей нормали Т wm рассчитываются исходя из допусков, представленных в табл. 12 и 13, по формулам:
68(j4„tf+0f35Fr);
Twm=0fiS(TH--0,7Fr).
6.5. Предельные отклонения измерительного межосевого расстояния Аае и Аа\ должны устанавливаться по табл. 14, Таблица 14 | |||||||||
|
144
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к ОСТ 37.001.038-27 Рекомендуемое
НОРМЫ ТОЧНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЛАНЕРНЫХ ПЕРЕДАЧ | ||||||
|
145
ОСТ 37.001.038—72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к ОСТ 37.001.038-72 Рекомендуемое
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
1. При технологическом контроле рекомендуется применять комплекс по табл. 1. Таблица 1 | |||||||||
|
2. Допуски и требования на показатели технологического контроля являются доходными для назначения межоперационных допусков, контроля точности наладки станков и процесса механической обработки зубьев, контроля точности зубообрабатывающего инструмента и нормирования сроков его замены или переточки.
Периодичность технологического контроля устанавливается предприятием-из-ютовителем и должна обеспечивать требования, предусмотренные стандартом.
3. Допуски на погрешность профиля зуба // устанавливаются по табл. 2.
Степень точности | |||||||
Модуль, мм |
ДелительиыП диаметр, мм |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
До 50 |
6 |
8 |
10 |
13 |
22 |
35 | |
От 1 до 2 |
Со. 50 . 125 |
6 |
8 |
11 |
14 |
25 |
39 |
. 125 „ 280 |
7 |
9 |
12 |
17 |
29 |
47 | |
До 50 |
6 |
8 |
11 |
15 |
26 |
41 | |
Си. 2 до 3,55 |
Св. 50 . 125 |
7 |
9 |
12 |
16 |
29 |
45 |
. 125 . 280 |
7 |
10 |
14 |
19 |
33 |
53 | |
До 50 |
7 |
10 |
13 |
18 |
32 |
51 | |
Св. 3,55 до 6 |
Св. 50 . 125 |
8 |
10 |
14 |
19 |
35 |
55 |
, 125 ^ 280 |
8 |
11 |
16 |
22 |
39 |
63 | |
. 280 . 560 |
10 |
13 |
19 |
28 |
48 |
76 | |
Св. 6 до 10 |
Св. 50 до 125 |
9 |
12 |
17 |
25 |
45 |
71 |
. 125 . 280 |
10 |
13 |
19 |
28 |
49 |
79 | |
. 280 . 560 |
11 |
15 |
21 |
32 |
58 |
92 |
OCT 37.001 JJ8—72
4. Погрешность профиля зуба определяется среднеарифметической величиной измерения на трех зубьях, расположенных относительно друг друга под утлом 120°, или на четырех зубьях, расположенных под углом 90°. Измерения должны производиться в сечении, среднем по ширине венца.
5. Допускается превышение допуска на отдельном зубе на одну степень, если среднеарифметическое значение погрешности не превосходит установленного предела.
6. В тех случаях, когда применяется модифицированный профиль, подобранный и назначенный, например, по соображениям снижения уровня шума передачи, погрешность фактического профиля должна определяться относительно профиля назначенного.
II р и м е ч а и л е. Рекомендации по модификации боковых поверхностей зубьев приведены в рекомендуемом приложении 3.
7. Предельные отклонения шага зацепления fрь устанавливаются по табл. 3.
Таблица 3 Предельные отклонения в мкм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. Наибольшая разность шагов зацепления в пределах одного зубчатого колеса допускается не более величины одностороннего отклонения шага. |
147
УДК 629.114.4(083.74)
В сборник <гАвтомобилестроение. Автомобили, прицепы
и полуприцепы» включены государственные и отраслевые стандарты и отраслевые нормали, утвержденные до I мая 1974 года.
В стандарты и нормали внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта и нормали, в которые внесены изменения, стоит знак*.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах, а также о принятых к ним изменениях, публикуется в выпускаемом ежемесячно € Информационном указателе стадартов», об отраслевых стандартах и нормалях — в выпускаемом ежеквартально *Информационном указателе отраслевых стандартов (нормалей) автомобилестроения».
© Издательство стандартов, 1974
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ОСТ 37.001. 038-72
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСМИССИЙ
Допуски
с 1/XII 1973 г.
Приказом Управления конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР от 27/XII 1972 г. № 10 срок введения установлен
Настоящий отраслевой стандарт распространяется на эволь-вентные цилиндрические зубчатые передачи внешнего и внутреннего зацеплений с прямозубыми и косозубыми колесами с делительным диаметром колес до 560 мм, шириной венца до 100 мм, нормальным модулем от 1 до 10 мм агрегатов автомобильных трансмиссий, с исходным контуром то ГОСТ 13755-68.
Стандарт предусматривает окончательную обработку зубьев колес без шлифования. В случае шлифования зубьев нормы точности должны быть повышены.
Термины, определения и обозначения показателей точности зубчатых колес и передач соответствуют ГОСТ 1643-72. Термины, относящиеся к зубчатым передачам, соответствуют ГОСТ 16530—70 и ГОСТ 16531-70.
1. НОРМЫ ТОЧНОСТИ
1.1. Стандартом предусматривается комбинирование норм по степеням точности изготовления зубчатых колес и передач. Минимально допустимые степени точности устанавливаются то табл. 1, где точность зубчатых колес и передач обозначается последовательным написанием трех цифр, разделенных тире. Первая цифра обозначает степень по нормам кинематической точности, вторая — степень точности по нормам плавности работы и третья — степень точности то нормам контакта зубьев.
1.2. Нерабочие профили зубьев колес трансмиссий грузовых автомобилей допускается выполнять по всем нормам точности на одну степень ниже по сравнению с заданными в стандарте нормами.
Государственная регистрацмя № 367 от 2S/VII 1973 г. Издание официальное |
Перепечатка воспрещена |
ОСТ 37.001.038—72
Таблица I | ||||||||||||||
|
Примечание. Нормы точности, рекомендуемые, для автомобильных планетарных передач, приведены в рекомендуемом приложении 1.
ОСТ 37.001.038—72
1.3. В случае использования на автобусах готовых агрегатов, предназначенных для грузовых автомобилей или унифицированных с ними, требования к точности передач автобусов устанавливаются по нормам, заданным для передач грузовых автомобилей.
1.4. Для зубчатых колес внутреннего зацепления допускается снижение точности изготовления до двух степеней по кинематической точности и на одну степсныпо плавности и контакту по сравнению с нормами, установленными для колес внешнего зацепления.
Л.5. Для автомобильных передач, используемых не по прямому назначению, с ненормируемым или ограниченным моторесурсом, для передач, рассчитанных на особый эксплуатационный режим, а также для передач с пониженными требованиями по шуму с согласия разработчика допускается назначение всех норм точности ниже заданных в стандарте на одну степень.
1.6. Устанавливаются два вида сопряжений по нормам бокового зазора в передаче:
I — суменьшенным гарантированным зазором;
II — с нормальным зазором.
Нормы сопряжения вида I устанавливаются для передач легковых автомобилей и автобусов; нормы сопряжения вида II — для передач грузовых автомобилей.
В случае шлифования зубьев допускается применять сопряжение вида I для передач грузовых автомобилей.
2. КОНТРОЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
2.1. При приемочном контроле должен применяться номинальный контрольный комплекс, приведенный в табл. 2. Таблица 2 | ||||||||||||
| ||||||||||||
Примечание. Буквенное обозначение нормируемых отклонений и допусков по ГОСТ 1643-72 и ГОСТ 1643-56 приведены в справочном приложении 5. |
137
ОСТ 37.001.038—72
2.2. При однопрофильной проверке наряду с принятыми показателями приемочного контроля допускается применять следующие комплексные показатели кинематической точности и плавности работы:
F'ir — наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса;
f zkr — циклическая погрешность зубчатого колеса.
Допуски на указанные показатели выбираются согласно ГОСТ 1643-72.
2.3. Допускается замена проверки пятна контакта в паре с эта* лоном непосредственным контролем погрешности направления зубьев F$r при условии, что устанавливаемые предприятием-изго-товителем нормы будут обеспечивать соответствие нормам и требованиям стандарта на пятно контакта в передаче.
2.4. Изготовитель существующей у него системой контроля точности производства должен гарантировать выполнение соответствующих требований настоящего стандарта.
Примечание. Рекомендации по технологическому контрольному комплексу приведены в рекомендуемом приложении 2.
3. НОРМЫ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ
3.1. Допуски на колебание измерительного межосевого расстоя ния за оборот колеса F"\ должны устанавливаться по табл. 3
Таблица 3 Допуски в мкм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОСТ 37.М1.031—72
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания:
1. При обеспечении п измерении угла зацепления «/шм, не равного углу зацепления atw0 в обработке зубчатого колеса, колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса должно быть увеличено на 0,25Г#« где f"i берется по степени плавности.
2. При обеспечении в измерении угла зацепления не равного углу
профиля исходного контура а, допуск на колебание измерительного межосевого
- r-„ si па
расстояния за оборот колеса F / изменяется в отношении -.
Таблица 4 Допуски в мм | |||||||||||||||||||||||||
|
139
Таблица 5 Допуски в мкм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. НОРМЫ ПЛАВНОСТИ |
Таблица б
Допуски в мкм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: •I. При обеспечении в измерении угла зацепления а/шм, не равного углу зацепления atwo в обработке зубчатого колеса, колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе не должно превышать 1,25 f'i ■ |
ОСТ 37.001.038—72
2. При обеспечении в измерении угла зацепления не равного углу
профиля исходного контура « , допуск на колебание измерительного межосевого
с» sina
расстояния на одном зубе [ / изменяется в отношении - ,
Slnafvu
5. НОРМЫ КОНТАКТА
5.1. Допуски на погрешность направления зуба F р должны ус танавливаться по табл. 7.
Таблица 7 Допуски в мкм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.2. Погрешность направления зуба определяется среднеарифметической величиной измерения на трех зубьях, расположенных относительно друг друга под углом 120°, или на четырех зубьях, расположенных под углом 90°.
5.3. Допускается превышение допуска на отдельном зубе на одну степень, если максимальная разность отклонений направления зуба замеренных зубьев не превосходит удвоенной величины допустимой погрешности.
Степень точности | ||||||
Величина суммарного пятна контакта |
6 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
По высоте, не менее |
55 |
50 |
45 |
35 |
25 |
20 |
По длине, не менее |
80 |
70 |
60 |
45 |
35 |
25 |
5.4. Нормы на суммарное пятно контакта в передаче должны устанавливаться по табл. 8.
Примечания:
1. Пятно контакта определяется на контролыюобкатном станке при торможении моментом, равным 3—5% от передаваемого парой максимального момента.
2. При оценке точности зубчатых колес по пятну контакта их зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса относительные размеры суммарного пятна контакта должны быть соответственно увеличены по сравнению с указанными в табл. 8.
3. Рекомендации по основным требованиям к измерительным зубчатым колесам приведены в рекомендуемом приложении 4.
141