ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
БЕЗОПАСНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ ВНУТРЕННЕЙ АРМАТУРЫ И ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ Технические требования
Срок введения установлен с 1/1 1972 г.
1. Настоящий отраслевой -стандарт устанавливает требования безопасности, предъявляемые к внутренней арматуре и элементам внутреннего оборудования автобусов и троллейбусов всех типов.
2. Расположение внутренней арматуры и элементов внутреннего оборудования не должно затруднять (вход, выход и перемещение пассажиров внутри пассажирского помещения, а также создавать опасность травмирования.
3. Свободные площадки автобусов (троллейбусов), кроме туристских и междугородных, в зависимости от их расположения в пассажирском помещении должны быть оборудованы вертикальными стойками, бортовыми поручнями, потолочными поручням* согласно требованиям ГОСТ 10022-62.
4. В зоне расположения дверей автобусов (троллейбусов), кроме туристских, междугородных и особо малой вместимости, должны быть установлены поручни и вертикальные стойки. При двойной двери должен быть установлен разделительный поручень.
Поручни должны быть установлены на высоте, обеспечивающей пользование ими с уровня дороги, и не должны сокращать эффективной ширины проема дверей.
5. Проход между сиденьями в пассажирском помещении автобусов (троллейбусов), кроме туристских, междугородных и особо малой вместимости, должен быть оборудован потолочными поручнями, высота расположения которых определена ГОСТ 10022-62.
Свободные площадки автобусов, кроме туристских и междугородных, в зоне входных и выходных дверей, помимо потолочного' поручня, должны быть оборудованы бортовыми поручнями и вертикальными стойками согласно требованиям ГОСТ 10022-62.
6. Все внутренние стенки пассажирского помещения, у которых не устанавливаются пассажирские сиденья, должны оборудоваться бортовыми поручнями.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
236
ОСТ 37.001.021—71
Высота расположения поручней от пола 1300—1400 мм, расстояние от стенки (или стекла) 80 мм, считая от оси поручня.
7. В местах соединения потолочных поручней с кронштейнами н вертикальными стойками не должно быть опасных выступов или острых кромок.
8. Все «выступающие внутрь кузова элементы внутреннего оборудования (пепельницы, прикуриватели, ручки, крючки, билетные кассы, компостеры и т. п.) по возможности должны располагаться вне зон возможного удара1 пассажиров в случае резкого замедления движения или аварии.
9. Выступающие внутрь пассажирского помещения элементы внутреннего оборудования, независимо от их расположения, не должны иметь острых кромок и выступов, а их поверхности должны заканчиваться закругленными краями, причем минимальный радиус округления должен составлять 3,2 мм (Vs дюйма).
Если элементы внутреннего оборудования располагаются в зонах возможного удара, за исключением внутренней поверхности крыши, они не должны выступать над поверхностью, на которой установлены, более чем на 9,5 мм (3/8 дюйма), при этом сечение, проведенное на расстоянии не более 2,5 мм от наиболее выступающей точки, должно иметь площадь не менее 200 мм2, а минимальный радиус округления краев должен составлять 2,5 мм. Если эти детали выступают более чем на 9,5 мм, они должны утапливаться, выступая не более чем на 9,5 мм, отгибаться или отсоединяться под воздействием усилия в 38 кгс, приложенного в направлении возможного удара; в последнем случае не должно оставаться опасных выступов.
10. Элементы внутреннего оборудования, размеры которых не позволяют применить к ним требования п. 9, должны со стороны возможного удара покрываться энергопоглощающим материалом.
11. Поверхность тыльной стороны спинок поперечных сидений, ограниченная снизу горизонтальной плоскостью, расположенной не менее чем на 150 мм ниже горизонтальной плоскости, касательной к верхней кромке спинки или расположенному на ней опорному поручню, а также сам поручень должны быть покрыты энергопоглощающим материалом.
12. Внутренняя поверхность крыши, с которой может войти в соприкосновение шар диаметром 165 мм, не должна иметь острых краев, выступов, планок, ребер, рукояток вентиляционных люков п т. п., выступающих внутрь пассажирского помещения более чем па 19 мм (3/4 дюйма), причем ширина выступающих частей не должна быть меньше, чем их высота, а радиус округления краев должен составлять не менее 5 мм.
13. Проти-восолнечные козырьки должны изготовляться из энергопоглощающего материала или быть им покрыты.
14. Детали крепления противосолнечных козырьков должны иметь плавные очертания, а радиус скругления краев должен быть не менее 5 мм.
15. Багажные полки междугородных и туристских автобусов со стороны возможного удара должны бть покрыты эн-ергопогло-щающим материалом.
16. Конструкция багажных полок должна предотвращать падение лежащих -на них вещей при допустимых уклонах и кренах автобуса или при резких замедлениях.
17. Детали крепления элементов внутреннего оборудования не должны травмировать водителя и пассажиров в случае резкого замедления движения или аварии.
Крепление элементов внутреннего оборудования в зоне возможного удара должно выполняться «впотай».
Поверхность внутренней арматуры н элементов внутреннего оборудования, включающая:
1. Часть поверхности панели приборов, указанную в приложении к ОСТ 37.001.020—71, п. 1
2. Пространство под упомянутой в п. 1 настоящего приложения частью панели приборов.
3. Поверхности вертикальных стоек, поручней, стоек кузова, тыльной стороны спилок поперечных сидений, а также внутренней части крыши, с которыми может войти в соприкосновение шар диаметром 165 мм.
4. Поверхности панели «дверей, внутренних стенок кузова, деталей и органов управления, расположенных между сиденьями, с которыми может войти в соприкосновение тело водителя или пассажиров при смещении их с посадочных мест в продольном или поперечном направлениях
Относится к автобусам, имеющим вынесенный вперед пост управления
1
Определение термина «зона возможного удара» для данного стандарта приведено в приложении.
237