Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Купить ОСТ 32.17-92 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Отраслевой стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики, которые обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, научно-технической, учебной и справочной литературе.

 Скачать PDF

С 30.06.2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1 Общие положения

2 Показатели безопасности

3 Нормирование безопасности

4 Обеспечение, определение и контроль безопасности

5 Безопасность дискретных систем

Приложение (справочное). Пояснения к некоторым терминам

 
Дата введения01.01.1993
Добавлен в базу05.05.2017
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

22.07.1992УтвержденМПС РФГ-640у
РазработанМПС России
РазработанПетербургский институт инженеров железнодорожного транспорта
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

ОСНОВНЫЕ понятия.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОСТ 32.17—92

Издание официальное

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 656.25

Группа Д50

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ Основные понятия.

ОСТ

Термины и определения

32.17-92

ОКСТУ 4201

Дата введения I.01.1993 г.

Настоящий отраслевой стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности железнодорожной автоматики я телемеханики, которые обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Все термины и определения, которые используются в данном стандарте и не устанавливаются им, соответствуют ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения".

Понятия, определяемые стандартом, даются применительно к техническому объекту - элементу, устройству или системе железнодорожной автоматики и телемеханики (в дальнейшем просто -система). Железнодорожная автоматика и телемеханика - это комплекс технических систем, предназначенных для управления движением поездов и обеспечения безопасности движения.

Стандарт состоит из пяти разделов: общие понятия; показатели безопасности; безопасность дискретных систем; нормирование безопасности; обеспечение, определение и контроль безопасности.

Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 27.002-89.

Термин

Определение

5.8. Элемент с несюлютрич-ными отказами E.Nonsynroetrlcal failure

Элемент, у которого интенсивность отказов резного вида различается на порядок и более

component 5.9. Элемент с

симметричными отказами Е. Symmetrical failure

Элемент, у которого интенсивность отказов разного вида имеет один порядок

component

5.10.    Безопасный элемент

Е.Safety component

5.11.    Коэффициент асимметрии отказов

Е. Pal lure asymmetric factor

Элемент с несювдотричными отказами, у которого интенсивность возникновения менее вероятного вида отказов не более предельного значения при заданном уровне безопасности

Отношение интенсивности опасных отказов к интенсивности защитных отказов дискретной системы

5.12. Опасный входной набор Е.Hazardous Input set

Множество значения переменных но входах комбинационной схомы. при наличии которых отказ вида 0*1 на его выходах приводит к опасному искажению алгоритма функционирования

5.13. Функция опасного отказа Е.Hazardous failure function

Функция алгебры логики, ровная I на опасных входных наборах

5.14. Опасный

Отказ, при котором функция, реализуемая

Термин

Определение

ОТК83

в комбинационной схеме Е. Hazardous failure In combinational scheme

неисправной комбинационной схемой, и функция опасного отказа равны I хотя бы на одном общем входном наборе

5.15. Безопасная комбинационная схема Е.Safety combinational scheme»

Комбинационная схема, у которой с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы

5.16. Опаснвя входная последовательность Е.Hazardous Input

Упорядоченное’ множество входных наборов, после поступления которых на вход автомата отказы вида 0*1 на его выходах приводят к опасному искажению алгоритма функционирования

sequence 5.17. Реализация входной последовательности Е.Input sequence realization

Появление логического сигнала I на выходе автомата после поступления на его входы данной входной последовательности

5.18. Опасное событие Е.Hazardous event

Множество опасных входных последовательностей

5.19. Опасный отказ

Отказ, при котором событие, реализуемое неисправным автоматом, и опасное событие со-

Термин

определение

в ввтомате Е.Hazardous failure In automaton

держат хотя бы одну общую входную последовательность

5.20. Ложный переход Е.false transition

Переход автомата из одного состояния в другое под действием отказа

5.21. Опасны!

ЛОЖНЫЙ

переход Е.Hazardous false

tranaltlon

Ложный переход, в результате которого в автомате реализуется хотя бы одна опасная входная последовательность

5.22. ЬезопасюлЙ

ЛОЖНЫЙ

переход Е.Safety false

transition

Ложный переход, в результате которого в ввтомате не реализуется ни одна опасная входная последовательность

5.23. Граф

безопасных ложных переходов Е.Safety false

transition

Ориентированный граф, вершины которого суть состояния автомата, а дуги соединяют одну вершину с другой, если соответствующий ложный переход безопасен

graph 5.24. IpaD

безопасных искажений E.Safety perversion graph

Ориентированный граф, опредслишний мно жество допустимых ложных переходов в автом

Термин

Определение

5.26. Граф

возможных ложных переходов Е. Possible false

transition

Ориентированный граф, определяющий множество возможных ложных переходов в схеме дискретного автомата

graph 5.26. Безопасное кодирование автомата Е. Automaton

Кодирование состояния автомата, при котором граф возможных ложных переходов является суграфои графа безопасных искажений

earety encoding 5.27. Безопасны* автомат Е.Safety automaton

Автомат, у которого с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы

5.28. Отказ

программ

E.Prograntn

failure

Искажение символа программы, проявляющееся в процессе ее исполнения в вычислительной системе

5.29. Опасный отказ про г рамы Е.Hazardous

Отказ программы, переводящий систему в опасное состояние

programm failure 5.30. Безопасная программа Е.Safety

Программа, у которой с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы

program

С. 14 ОСТ 32.17-92

Алфавитный указатель терминов на русском языке

Термин

1 Комер термина t

Безопасная комбинационная схема Безопасность-системы железнодорожной

5.15

автоматики

1.2

Безопасная система

1.13

Безопасная программа

5.30

Безопасное кодирование автомата

5.2Ь

Безопасное поведение при отказе

4.4

Безопасный автомат

5.27

Безопасный ложный переход

5.21

Безопасный элемент

5.10

Ьезоиасная система телемеханики

5.6

Безотказность

4.2

Вероятность безопасной работы

2.1

Вероятность опасного отказа

2.2

Вид отказа дискретной системы

5.7

Гарантоспособность

4.5

1раф безопасных искажений

5.24

1'раф безопасных ложных переходов

5.23

Граф возможных ложных переходов

5.25

Деградация

4.6

Защитное состояние

1.3

Защитное состояние дискретной систеж

5.2

Защитный отказ

1.5

Интенсивность опасных отквзов

2.5

Испытание на безопасность

4.14

Контроль безопасности

4.8

Концепция безопасности

1.11

Коэффициент асимметрии отказов

5.II

Коэффициент безопасности

2.7

Критерий опасного отказа

1.7

Ложный порт-ход

5.20

Надежность

1.1

Номер термина

Термин

Наработка до опасного отказа    1.9

Наработка между опасными отказами    1.10

Нормирование безопасности    3.1

Нормируемый показатель безопасности    3.2

Опасная входная последовательность    5.16

Опасное событие    5.18

Опасное состояние    1.4

Опасное состояние дискретной системы    6.3

Опасный входной набор    5.12

Опасный ложный переход    5.21

Опасный отказ    1.6

Сйтасный отказ в автомате    5.19

Опасный отказ в комбинационной схеме    5.14

Опасный отказ программы    5.29

Ответственная информация    5.4

Ответственный объект управления    5.1

Ответственная телемеханическая команда    5.5

Откаэоу стойчивость    4.3

Отказ програ»<ы    5.28

Параметр потока опасных отказов    2.6

Показатель безопасности    I.8

Программа обеспечения безопасности    4.1

Расчетный метод определения безопасности    4.9

Расчетно-экспериментальный метод

определения безопасности    4.10

Реализация входной последовательности    5.17

Реконфигурация    4.7

Сертификат безопасности    4.13

Сертификация безопасности    4.12

Средняя наработка до опасного отказе    2.3

Средняя наработка на опасный отказ    2.4

Уровень безопасности    I.I2

функция опасного отказа    6.13

С. 2 ОСТ 32.17-92

Термин

Определение

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. надежность К.Dependability, rellability

Свойство объекта сохранять во времени в устанонленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического оослукивания, хранения и транспортирования (по ГОСТ 27.002-8У)

1.2.    Безопасность системы железнодорожной автоматики

E.Kallroad

automatic

system

surety

1.3.    Защитное состояние

Е.Protective state

Свойство системы непрерывно сохранять исправное, работоспособное или защитное состояние в течение некоторого времени или нараооткм

Неработоспособное состояние системы, при котором значения всех параметров, хорактери зуицих способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов.

1.4. Опасное

соответствуют требованиям нормативно-технической и(или) конструкторской документации Неработоспособное состояние системы, при

состояние Е.Hazardous state

котором значение хот» оы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативно-технической и(или) конструкторской документации

1.5. Защитный отказ K.Pro'.tctlve

Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния системы при сохранении защитного состояния

Термин

Определение

failure 1.6. Опасный отказ Е. Hazardous failure

Событие, заключающееся в нарушении работоспособное и защитного состояний системы

1.7. Критерий 0П8СНОГ0

отказа Е. Hazardous failure criterion

Признак или совокупность признаков опасного состояния системы, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской документации

1.8. Показатель безопасности Е.Safety measure

Количественная характеристика свойства безопасности

1.9. Наработка до опасного откеза Е.Operating time to hazardous failure

Наработка системы от начала ее эксплуатации до возникновения первого опасного отказе

I.10. Наработка между опасными

Наработка системы от окончания восстановления ее работоспособного состояния из опасного состояния до возникновения еледудце-

отказами Е.Operating time between hazardous failures

го опасного отказе

I.II. Концетдия

безопасности Е. Safety

conception

Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляется построение системы, отвечающей требованиям безопасности

Термин

Определение

1.12.    Уровень безопасности

E.Safety

level

1.13.    Безопасная система

E.Safety

system

Совокупность требований к систоме, опре додж»мая продольными значениями показотелой безопасности и у доило творящая определенным требованиям безопасности

Система, построенная в соответствии с определенной концепцией безопасности и удовлетворяющая заданному уровню безопасности

2. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Вероятность безопасной работы E.Safety function

Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ системы не наступает

2.2. Вероятность опасного отказа Е.Hazardous failure

Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ наступит хотя бы один раз

probability 2.3. Средняя наработка до опасного отказа E.Mean operating ttme to hazardous failure

Математическое ожидание наработки системы до первого опасного отказа

2.4 Средняя наработка

на опасный отказ

Отношение суммарной наработки восстанавливаемой системы к математическому ожиданию числа опасных отказов в течение этой наработки

Термин

Определение

E.Mean operating time between hazardous failures 2.5. Интенсив-

HOCTL

опасных отказов E.Hazardous failure rate

Условная плотность вероятности возникновения опасного отказа невосстанзвливаемой системы, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник

2.6. Параметр потока опасных

отказов Б.Hazardous failure intensity

Отношение математического ожидания числа опасных отказов восстанавливаемой системы за произвольно малую * ее наработку к значению этой наработки

2.7. Коэффициент безопасности Е.Safety factor

Вероятность того, что система окажется в работоспособном или защитном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению нс предусматривается

3. НОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1.    Нормирование безопасности

Е. Safety specification

3.2.    Нормируемый показатель безопасности

Установление в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации количественных и качественных требований к безопасности

Показатель безопасности, значение которого регламентировано нормативно-технической и(или) конструкторской (проектпой) докумен-

Определение

Термин

Е.Specified    тоцией    на    систему

safety measure

4.1.    Прогрело обеспечения безопасности

Е.Safety support programm

4.2.    Безотказность

Е.Reliability,

failure-free operation

4.3.    Отказоустойчивость

E.Fault-tolerance

4.4.    Безопасное поведение при отказе

Е.Safety failure behavior

4.5.    Гарантоспособность

E.Dependability

4.6.    Деградация система автоматики

Е.Degradation

4.7.    Реконфигурация системы

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ

Документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных организационно-технических требований и мероприятий, подлежащих проведению на всех стадиях жизненного цикла системы и направленных на обеспечение заданного уровня безопасности

Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки (по ГОСТ 27.000-89)

Свойство системы продолжать выполнение заданных функций при наличии отказов ее элементов за счет резервных возможностей

Переход системы п защитное необратимое состояние при появлении отказа

Свойство систем!, позволяющее обоснованно полагаться но выполнение функций, для которых она предназначено.

Свойство системы птл появлении отказов отключать неисправные резервные элементы структуры

Свойстео системы изменять структуру путем отключения неисправных или включения ре-

Термин

Определение

8ВТОМОТИКИ

Е.Reconfiguration

зервных (восстановленных) элементов

4.8. Контроль

безопасности Е.Safety verification

Проверка соответствия системы заданным требованиям к безопасности

4.9.    Расчетный метод

определения безопасности Е. Analytical safety assessment

4.10.    Расчетно-экспериментальный метод

определения безопасности В.Analytical-experimental safety assessment

Метод, основанный на вычислении показателей безопасности по справочным данным о надежности компонентов и комплектуйся изделий ЖАТ, по используемым мерам резервирования и контроля, по данным о безопасности объектов-аналогов и другой информации, имеющейся к моменту оценки безопасности

Метод, при котором показатели безопасности всех или некоторых составных частей объекта определяют по результатам испытаний и(или) эксплуатации, а показатели безопасности системы в целом рассчитывают по математической модели

4.II. Экспериментальный метод

определения безопасности Е.Experimental safety

assessment

Метод, основанный на статистической обработке данных, получаемых при имитационных испытаниях или эксплуатации системы

Примечание к терминам 4.9 -

4.1I. Аналогично определяют соответствующие методы контроля безопасности

Определение

Гермин

•1.12. Сертификация безопасности К.Safety certification

4.13.    сертификат оезопасности

К.Safety certificate

4.14.    Испытание на безопасность

Действия третьей стороны, направленные на определение степени соответствия параметров системы конкретному стандарту и(или) нормативному документу по оезонвсности

Документ, удостоьернмцкй, что должным образом идентифицированная система соответствует заданному на основании стандартов уровню безопасности

Испытания, проводимые с целью исследования безопасности системы

E.Safety test    Примечание.    В    отличие от испы

таний на надежность но ГОСТ 27.002-89 при испытаниях на безопасность не проводятся определительные испытания, так как появление опасных отказов - событие редкое и для получения достоверных результатов требуется подвергнуть испытаниям большое число систем ЖАТ в течение длительного времени. Ускоренные испытания на безопасность проводятся, как правило, с помощью специализированных программо-аппаратных имитационных комплексов, позволяющих значительно сократить сроки испытаний при различных режимах и условиях эксплуатации

5.1. Ответственный объект управления Е.Responsible controlled device Ъ.2. Защитное состояние дискретной систомы Е. Protective state of dlgl-

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ

Объект управления, технология работы которого не допускает ложного включения или выключения

Неработоспособное состояние системы, при котором не происходит опасного искажения алгоритма функционирования

Термин

Определение

tal system 5.3. Опасное состояние дискретной системы Е. Hazardous state of digital system

НорвОотоспосоОное состояние системы. при „котором происходит опасное искажение алгоритма функционирования

5.4. Ответственная

информация

E.Responsible Information

И1{формация, используемая в дискретной системе, искажение которой переводит систему в опасное состояние

5.5. Ответственная телемеханическая команда E. Responsible telemechanic command

Команда телеуправления или телесигнэ лизании, несущая ответственную информацию

5.6. Безопасная система телемеханики

E.Safety telemechanic

Безопасная система, передаивая ответственные телемеханические команды

system 5.7. Вид отказа дискретной системы Е.failure kind of digital system

Изменение логических сигналов 0—1 или 1—0 на выходе дискретной системы в резуль тате отказа ее элементов