ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
НАДЕЖНОСТЬ
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
МАШИН
МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОСТ 24.I9CMM
Издание официальное
МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Москва 1972
РАЗРАБОТАН ВНИИПТМАШем
Директор института А.Х. Комашенко Зам. директора по научной работе Б.М. Скворцов Начальник отдела стандартизации А.С. Оболенский Руководитель темы, начальник отдела долговечности и надежности ПТМ И.П. Макридин
Зав. лабораторией отдела долговечности и надежности И.О. Спицы на
Исполнители: руководитель группы А.Ю. Пинес инженер Ф.Л. Аникеева
ВНЕСЕН ВНИИПТМАШем
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением подъемнотранспортного машиностроения МТЭ и ТМ
Главный инженер Г. И. Луненко
УТВЕРЖДЕН заместителем министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения
НАДЕЖНОСТЬ ПОДЪЕМНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН. МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
0CT2419Q04
Письмом Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения от 18 января 1971 г. № 1-002-38/626 срок введения установлен с 1/VII 1972 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону.
Настоящий стандарт распространяется на метод оптимизации показателей надежности подъемно-транспортных машин.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Целью настоящего стандарта является введение единого метода оптимизации показателей надежности вновь разрабатываемых и модернизируемых серийных подъемно-транспортных машин.
1.2. Оптимизация значений показателей надежности осуществляется на стадии разработки технического проекта на вновь проектируемые или модернизируемые машины.
1.3. Применение настоящего стандарта требует наличия статистической информации о надежности машин-аналогов, собираемой в соответствии с ОСТ 24.190.02.
1.4. Метод оптимизации распространяется на машины, надежность которых обуслов-
2. Исходная |
ливается экономическими критериями, и не распространяется на машины, возможность аварий которых связана с человеческими жертвами.
1.5. Метод оптимизации учитывает реальный уровень развития техники, соответствующий возможности предприятий—изготовителей при выпуске промышленной продукции,
1.6. Критерием оптимальности является минимум приведенных суммарных затрат, т, е. капитальных и эксплуатационных расходов, зависящих от показателей надежности, которые приведены к одному моменту времени.
информация
Параметры |
Обозначение и размерность |
Определение |
Примечание |
U Коэффициент внезапных простоев |
К„.в |
Отношение времени поиска и устранения внезапных отказов за некоторый период эксплуатации к наработке за тот же период |
Рассчитывается по ОСТ 24.100,03 .Надежность изделий подъемно-транспортного машиностроения. Расчет количественных показателей на основе эксплуатационной информации' |
2. Расчетное количество рабочих часов в течение года |
V- |
Расчетное время работы машины в течение года, которое она должна отработать для обеспечения заданной производительности или бесперебойного обслуживания технологического процесса |
|
|
Обозначение и размерность
3» Первоначальная стоимость машины
4» Годовые издержки потребителя
5. Удельные ремонтные затраты
6. Удельные затраты на техническое обслуживание
7. Ущерб в
единицу времени простоя, обусловленный простоем машины
8, Коэффициент приведения разновременных затрат к началу первого года эксплуатации
Затраты потребителя на приобретение и установку машины
Затраты на эксплуатацию машины, не включающие затрат на ее ремонт и техническое обслуживание
Отношение денежных затрат на ремонты за некоторый период эксплуатации к наработке за тот же период
Отношение денежных затрат на планово-профилактическое обслуживание за некоторый период эксплуатации к наработке за тот же период
Ущерб в единицу времени, к которому приводит вынужденный простой машины
Показатель скорости роста начальных капиталовложений при расширении воспроизводства, характеризующемся нормальным коэффициентом экономической эффективности
Включаются оптовая цена, транспортно-заготовительные расходы, стоимость монтажа машины и вспомогательных сооружений
Включаются расход электроэнергии,
вспомогательных материалов, зарплата основных рабочих, эксплуатационных служб и амортизационные отчисления на реновацию
Рассчитывается по ОСТ 24.190,03 „Надежность изделий подъемно-транспортного машиностроения, Расчет количественных показателей на основе эксплуатационной информации'
К техническому обслуживанию относятся осмотры, смазка, контрольная регулировка, окраска, очистка и прочие работы, не отнесенные к ремонтам, С„ *С 5 а, где _ У*° у.т ■
Су т - удельная трудоемкость техобслуживания, чел-ч.
Определяются по ОСТ 24,190,03 „Надежность изделий подъемно-транспортного машиностроения, Расчет количественных показателей на основе эксплуатационной информации' -
я . стоимость 1 чел.-ч. —I
ч
а - коэффициент, учитывающий расход энергод, смазки и вспомогательных материалов при обслуживании.
При отсутствии статистических данных следует принимать а *** 1,2
Учитывается стоимость простоя людей и сопряженного транспортного или технологического оборудования; как правило, принимается на основе эксплуатационной информации
Определяется по формуле
m,L'Лрк,
где Тсл - срок службы машины;
6 - нормативный коэффициент экономической эффективности,.
Примечание. 8*0,15 по „Методике определения годового экономического эффекта, получаемого в результате внедрения новой техники? М*#1961. Утверждена ГНТК СССР
Примечание. При оптимизации надежности серийных машин, используемых в различных режимах и условиях производства, применяются номинальные показатели, указываемые в сопроводительных документах на машины.
ОСТ 24.190.04 Стр. 5
3. ПОРЯДОК ОПТИМИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ
3.1. В зависимости от конструктивных особенностей, характера эксплуатации машин, последствий отказа, а также применяемых показателей надежности находится значение приведенных суммарных затрат по формуле п=к+Ги + т (с + с + к y)7zyvit,
L Р у.р у.о п.в J
где П - приведенные суммарные затраты за срок службы.
Примечания: 1. Приведенные суммарные затраты считаются только по изменяющимся статьям, на которые влияет изменение надежности.
2. Если на время простоя отказавшая подъемно-транспортная машина заменяется |
другой машиной, то величина приведенных суммарных затрат увеличивается на долю приведенных затрат новой машины пропорционально отработанному ею времени.
3.2. Выбирается начальный вариант машины и с учетом статистических и расчетных данных о надежности машин-аналогов определяются исходные величины, входящие в формулу приведенных суммарных затрат.
3.3. Составляется перечень мероприятий по повышению надежности.
3.4. Для каждого варианта определяется величина приведенных суммарных затрат. Тот вариант машины, у которого величина приведенных суммарных затрат принимает минимальное значение, считается на данном этапе оптимальным. |
ПРИМЕР ОПТИМИЗАЦИИ НАДЕЖНОСТИ ГРЕЙФЕРНОГО КРАНА
Определить оптимальный показатель надежности грейферного крана Г10.
Повышение надежности возможно за счет повышения надежности редуктора передвижения тележки.
1-й вариант - исходный
В существующем кране на механизме передвижения тележки использован редуктор В-400.
К = 115 руб. - стоимость редуктора В-400. Кд в - 0,30%, т. е. из 1000 ч работы крана *3 ч простоя из-за отказа редуктора. С =40 руб. (на 1000ч работы крана) удельные ремонтные затраты по редуктору.
Т “ 4000 ч в году.
Р
2-й вариант Предлагается повысить надежность крана путем замены редуктора В -400 на ВК-475. Тогда показатели изменяются следующим образом:
К = 160 руб. - стоимость редуктора ВК475; Кп.в = o.2i%;
Су о = 28 руб. (на 1000 ч работы редуктора;;
Т = 4000 ч в году.
Р
3-й вариант
Предлагается повысить надежность крана путем замены редуктора В -400 на ВК-550. Тогда показатели изменяются следующим образом:
К = 190 руб. - стоимость редуктора
ВК-550;
К = 0,175%;
п В * *
Су’р = 42 руб. (на 1000 ч работы редуктора))
Т = 4000 ч в году.
Р |
Определяем П-величину приведенных суммарных затрат за срок службы крана: п = к + Ги + т(с +с +к y)lz/Kt.
L р у.р у.о п.в J х
Согласно примечанию 1 пункта 3.1 считаем П только по изменяющимся статьям, на которые влияет замена редуктора.
С - для всех вариантов величина неизменная, а в составе И - годовых издержек потребителя - все статьи расхода, кроме амортизационных отчислений на реновацию, будут одинаковы.
Поэтому формула преобразуется
П =К + Гк .0,088+Т (С +К y)]Z/Mt ,
L р у,р п.в ■» 1 х
где 0,088 - норма амортизационных отчислений по крану;
Zfltt - 6,32 при сроке службы крана, равном 21 году.
Кран не связан с технологическим процессом и может недоработку от вынужденного простоя восполнить во внеурочное время. Тогда в ущерб У входит доплата крановщику за 1 ч внеурочного времени
У = 0,55 «1,4 = 0,77 руб.,
где 0,55 - часовая тарифная ставка, руб.;
1,4 - коэффициент доплат.
1-й вариант - исходный П=115+ [l 15-0,088+4000 ( 0,7*^[ 6^32=
=1250 руб.
2-й вариант
П=160+160.0,088+4000 (т5о5+1од"0»77) 6.32= = 995 руб. |
3-й вариант П=190+190 • 0,088+4000 ^Ю0^ °>77)6*32=
=1400 руб.
Следовательно, 2-й вариант является самым эффективным. |
Оптимальная величина показателей надежности, соответствующих этому варианту, будет равна:
К = 0,21%:
п В * *
С ’ = 28 руб. (на 1000 ч работы редук-
'тора). |
Подп. к печ. 8/У1 -72 г. Печ. л. 1,0 Тираж 4000 экз.
Зак, иист. 67240 Зак. тип. 80 Цена 5 коп.
НИИИНФОРМ ТЯЖМАШ, Москва, И-164, проспект Мира, 106 Производственно-полиграфический отдел НИИИНФОРМТЯЖМАШа