Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

9 страниц

191.00 ₽

Купить ОСТ 1 02597-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на электромеханические и экранные мнемонические авиационные индикаторы положения управляющих поверхностей, механизации крыла, шасси ограниченно маневренных и неманевренных самолетов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Состав информации, отображаемой на мнемоиндикаторах

2. Эргономические требования к лицевым частям мнемоиндикаторов

     2.1 Общие требования

     2.2 Требования к электромеханическим мнемоиндикаторам

     2.3 Требования к экранным мнемоиндикаторам

Приложение (справочное). Примеры выполнения лицевой части мнемоиндикаторов

 
Дата введения01.07.1987
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

22.09.1986УтвержденМинистерство298-06
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9

УДК 629.7.054:331.015.11    Группа Д15

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


ИНДИКАТОРЫ МНЕМОНИЧЕСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА, ШАССИ САМОЛЕТА

Эргономические требования

ОКСТУ 7545


ОСТ 1 02597-86

На $ страницах Введен впервые


Им. Ns дубликата    1    I    |№нзй.


С0

яг

ж


Распоряжением Министерства от 22 сентября 1986 г. № 298-06


срок введения установлен с 1 июля 1987 г.


Настоящий стандарт распространяется на электромеханические и экранные мнемонические авиационные индикаторы (в дальнейшем изложении - мнемоинди-кагоры) положения управляющих поверхностей, механизации крыла, шасси ограниченно маневренных и неманевреняых самолетов.

Стандарт устанавливает эргономические требования к лицевым частям мнемоиндикаторов, предназначенных для постоянного отображения определенного состава информации, например, только о положении шасси, и мнемоиндихаторов, предназначенных для отображения различных составов информации, например, совмещенного отображения положения управляющих поверхностей я шасси.


Издание официальное


ГР 8386185 от 29.09.86


Перепечатка воспрещена


ОСТ \ 02597-86 СтР. 2

1. СОСТАВ ИНФОРМАЦИИ,

ОТОБРАЖАЕМОЙ НА МНЕМОИНДИКАТОРАХ

1.1.    Мнемоиндикатор положения управляющих поверхностей должен отображать положение управляющих поверхностей самолета, используемых при пилотировании для изменения и стабилизации режима и траектории полета. В их число входят руль высоты, элероны, руль направления, управляемый стабилизатор, интерцепторы-элероны, интерцепторы глиссадные, элевоны и др. Положение стабилизатора и в том случае, когда он может занимать лишь несколько фиксированных положений (переставной стабилизатор), должно отображаться на мнемоиндикаторе положения управляющих поверхностей. Конкретный состав отображаемых поверхностей (их секций) определяется конструкцией самолета.

£

07

S

со

/*>

X

На мнемоиндикаторе должно отображаться текущее положение управляющих поверхностей относительно шкал отсчета, обеспечивающих качественную оценку положения поверхностей. При этом изменение предельных отклонений управляющих поверхностей в полете, например, вследствие автоматического изменения передаточного числа системы управления по скорости полета, может быть отображено на шкале с помощью индексов предельных отклонений (их перемещением в новое положение) или изменением шкалы (длина шкалы изменяется соответственно изменению предельных отклонений). В том случае, если мнемоиндикатор используется при выставке экипажем самолета какой-либо из управляющих поверхностей, например, переставного стабилизатора в заданное положение, соответствующая шкала должна обеспечивать требуемую точность выставки. Положение переставного стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений, должно отображаться не относительно шкалы отсчета, а относительно неподвижных индексов заданных положений.

1.2.    Мнемоиндикатор положения механизации крыла должен отображать положение элементов аэродинамической конфигурации самолета (кроме шасси), занимаю-щих несколько фиксированных положений и размещенных на крыле и других частях самолета (фюзеляже, хвостовом оперении). В их число входят закрылки, предкрылки, интерцепторы, кроме указанных в п. 1.1, дефлектор стабилизатора, тормозные щитки на фюзеляже и др.

Конкретный состав отображаемых поверхностей (их секций) определяется конструкцией самолета.

се

X.

х

х

X

<0

fr

ee

На мнемоиндикаторе должны отображаться текущее и заданные (для взлета, для посадки) положения закрылков относительно шкалы отсчета, дискретные положения прочих элементов аэродинамической конфигурации без шкал. Шкала положения закрылков должна обеспечивать требуемую точность контроля их установки и иметь индексы заданных положений.

to

3*»

<

§

о

Должны отображаться следующие дискретные положения элементов аэродинамической конфигурации; выпущенное положение, неубранное (промежуточное) положение. Убранное положение, соответствующее крейсерскому режиму попета,

ОСТ 1 02597-86 Стр. з

отображаться не должно. Отображение дискретных положений элементов должно осуществляться без шкал и индексов.

1.3.    Мнемоиндикатор положения шасси должен отображать положение шор

и подвижных створок шасси. Допускается отображение на мнемоиндикаторе по вызову экипажа информации о функциональном состоянии подсистем шасси (например, о перегретом тормозе колеса шасси) в дополнение к информации о положении опор и створок шасси.

На мнемоиндикаторе должны отображаться следующие дискретные положения элементов шасси: шоры шасси - выпущенное положение и промежуточное положение, створки шасси - неубранное положение. Убранное положение опор и створок шасси отображаться не должно.

1.4.    Совмещенное отображение на мнемоиндикаторе информации о положении управляющих поверхностей, механизации крыла и шасси не допускается. Допускается совмещенное отображение информации о положении управляющих поверхностей и механизации крыла, механизации крыла и шасси при простоте их конструкции, например, при наличии не более трех опор шасси, а также для мнемоиндикаторов, имеющих достаточную площадь лицевой части, на которых информация различных видав (из трех перечисленных выше) отображается на отдельных участках лицевой части мнемоиндикатора и разделена разграничительной линией.

2. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦЕВЫМ ЧАСТЯМ МНЕМОИНДИКАТОРОВ

Инв. Ms дубликата    Ms    изм

Инв. № подлинника    5506    №    изв

2.1.    Общие требования

2.1.1.    Мнемоиндикаторы должны обеспечивать надежное восприятие информации о положении управляющих поверхностей, механизации крыла и шасси самолета,

2.1.2.    На мнемоиндикаторах должна отображаться информация в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта и, при необходимости, минимальное число элементов (контуры самолета в определенной ориентации), предназначенных дли ее мнемонической увязки, обеспечивающей простоту идентификации нужной информации при отсутствии надписей и при их сокращении,

2.1.3.    Шкалы руля высоты, элеронов, управляемого стабилизатора, интерцепторов-элеронов, интерцепторов глиссадных, элевонов, закрылков должны быть прямолинейными вертикальными. Шкала руля направления должна быть прямолинейной горизонтальной.

2.1.4.    Отклонениям вверх задней кромки руля высоты, стабилизатора, правого элерона, интерцепторов всех типов и элевонов должно соответствовать перемещение отсчетного индекса вверх, отклонению закрылков вниз должно соответствовать перемещение отсчетного индекса вниз.

ОСТ 1 02597-86

Стр. 4

При наличии руля высоты поп задней кромкой стабилизатора понимается задняя кромка руля высоты при его нейтральном положении относительно стабилизатора.

2.1.5.    Взаимное размещение информации и элементов ее мнемонической увязки должно соответствовать следующей условной ориентации наблюдателя относительно самолета:

-    для мнемоиндикагора управляющих поверхностей - вид сзади;

-    для мнемоиндикагора механизации крыла - вид сверху;

-    для мнемоиндикагора шасси - вид сверху.

При этом ориентация 'вид сверху' мнемонических изображений положения механизации крыла и шасси при установке мнемоиндикатора на приборной доске должна соответствовать направлению движения самолета вверх. При совмещении информации о положении рулевых поверхностей и механизации крыла используется единая условная ориентация — 'вид сзади'. Для самолетов с тремя опорами шасси допускается ориентация "вид сзади'.


Инв. № дубликата    Ns    изм.

Инв. № подлинника    550    6    Ns    изв.

2.1.6.    Отсчетные индексы текущего положения управляоших поверхностей, закрылков, относительно шкал, должны иметь 4 варианта форм, приведенных на чертеже; при этом вариант, обозначенный символом 'а' — мнемонически предпочтителен, в варианте 'б' яркость индекса уменьшается в направлении базы отсчета.

2.1.7.    Отображение дискретного положения предкрылков, переставного стабилизатора, шасси и др. элементов аэродинамической конфигурации самолета должно осуществляться с помощью символов простой формы (прямоугольник, круг и г.д.). Усложнение формы символа должно быть обосновано.

2.1.8.    Базы отсчета (нулевые значения шкал) руля высоты и стабилизатора должны быть размещены на одной горизонтальной пинии. Базы отсчета элеронов и интерцепторов должны быть размешены на одной горизонтальной линии.

2.1.9.    Базы отсчета положений управляющих поверхностей должны четко выделяться среди прочей информации, отображаемой на мнемошщикаторе, и использоваться для формирования мнемонической картины.

2.1.10. Вспомогательные элементы (линии, надписи) не должны пересекать индексов текущего положения, символов, затруднять их восприятие.

ОСТ 1 02597-86 Стр. 5

2.1.11.    При необходимости надписей на мнемоиндикагоре их количество должно быть минимальным.

2.1.12.    Лицевая часть мнемоиндикагора может быть выполнена монохромной или с использованием цветового кодирования представляемой информации.

2.1.13.    Надежность восприятия информации с монохромных мнемоинцикаторов, в том числе выполненных на основе электронно-лучевой трубки, цолжна быть обеспечена с помощью символов соответствующей формы и размеров, нацписей (при необходимости)» а также путем ограничения объема информации, одновременно отображаемой на мнемоинцикаторе.

2.1.14,    При использовании цветового кодирования цвет кодируемых элементов должен быть:

-    для огсчетных индексов положения управляющих поверхностей, закрылков -зеленый;

-    для символов выпущенного положения элементов аэродинамической конфигураций (кроме закрылков), шасси - зеленый, промежуточного положения (кроме шасси) - голубой;

-    для символов промежуточного положения шасси, неубранного положения подвижных створок шасси - желтый;

-    взлетное и посадочное положения закрылков и стабилизатора должны быть выделены отдельными индексами заданных положений зеленого цвета.

2.1.15.    Примеры выполнения лицевой части мнемоиндикагоров приведены в справочном приложении.

2.2. Требования к электромеханическим мнемоиндикаторам

2.2.1.    Угловые размеры символов, букв, цифр должны быть не менее

157. Угловые размеры сложных символов (имеющих внутренние и внешние детали) должны быть не менее 35*,

со

8

Ю

2.2.2.    Фон лицевой панели мнемоиндика гора должен быть черный, матовый. Коэффициент отражения окрашенных поверхностей не должен превышать 0,1 для источников света с цветовой температурой 2360 К.

2.2.3.    Шкалы, базы отсчета, элементы контура самолета, надписи должны быть белого цвета, матовые с коэффициентом отражения не менее 0,7 для источников света с цветовой температурой 2360 К.

2.2.4.    Лицевая часть мнемоиндикатора должна иметь встроенное освещение, обеспечивающее яркость и равномерность освещения шкал, огсчетных индексов»

СО

ас

ЗБ

символов, надписей, линий в соответствии с требованиями ОСТ 1 00415-81,

2,2.5. Л\немоиндикагоры должны выполняться в корпусах, соответствующих требованиям ГОСТ 20261-84.


ОСТ 1 02597-86 Стр. 6


2.3. Требования к экранным мнемоинцикатор ам (на электронно-лучевой трубке)

2.3.1.    Угловые размеры символов, букв и цифр основной информации должны быть не менее 21/, справочной информации — не менее 15г-

Угловые размеры сложных символов, имеющих внешние и внутренние детали, должны быть не менее ЗБ*.

2.3.2.    Шкалы, базы отсчета, элементы контура самолета, надписи должны быть белого цвета. Фон изображения должен быть черным.

2.3.3.    Должно обеспечиваться надежное восприятие информации, отображаемой мнемоиндикагором, при внешней освещенности до 75000 лк в плоскости его лицевой части.

2.3.4.    Неравномерность свечения различных индексов, символов, надписей и линий одного цвета не должна превышать 1:3 по всей площади изображения во всем диапазоне регулировки яркости.

2.3.5.    Отражения от лицевой части мнемоиндикагора должны быть практически исключены.

2.3.6.    Антибликовые покрытия и светофильтры не должны искажать цветность отображаемой информации.



йнв. № дубликата    |    N°    изм.


ю


В

ю


§



ОСТ 1 02597-86 СтР. 7

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЦЕВОЙ ЧАСТИ МНЕМОИНДИКАТОРОВ

1. Пример выполнения лицевой части мнемоиндикатора положения управляющих поверхностей приведен на черт. 1.

1 - прямоугольные профильные указатели; 2 - индекс максимального отклонения управляющей поверхности; 3 — индекс 50%—го отклонения управляющей поверхности; 4 - символ самолета; PH - руль направления; РВ - руль высоты; И-ЭЛ - интерцептор-элерон; ЭЛ - элерон

Черт. 1

2.    На черт. 1 показано следующее положение управляющих поверхностей:

Инв. № дубликата

Инв. Ns подлинника    5506

-    руль высоты отклонен вниз на 3/4 хода;

-    руль направления отклонен вправо на 1/2 хода;

-    правый элерон отклонен вверх на 1/4 хода;

-    левый элерон отклонен вниз на 1/4 хода;

-    интерцепторы-элероны убраны.

3.    Пример выполнения лицевой части мнемоиндикатора положения элементов механизации крыла приведен на черт. 2.

ОСТ 1 02597-86 СтР. в


1    — прямоугольные профильные указатели положения закрылков;

Инв. Ks дубликата    N°    изм.

Инв. № подлинника    5506    №    изв.

2    - символ выпушенного положения предкрылков; 3 — символ промежуточного положения предкрылков; 4 - символ выпущенного положения интерцепторе®; 5 - символ промежуточного положения интерцепторов; 6 - элементы шкалы положения закрылков; 7 - отсчегные индексы заданных положений закрылков

Черт. 2

4.    На черт. 2 показано штриховкой следующее положение элементов механизации крыла;

ч „о

-    закрылки выпушены на 13 , левые интерцепторы выпущены полностью, левый предкрылок выпушен (символы зеленого цвета):

—    правый предкрылок и правые интерцепторы в промежуточном положении (символы голубого цвета).

5.    Пример выполнения лицевой части мнемоинаикатора положения шасси приведен на черт. 3.


Т


~

ОСТ 1 02597-86 СтР.&



2

п


во

го


1 - символ выпушенного положения носовой опоры шасси; 2 - символ промежуточного положения носовой опоры шасси; 3 - символ положения подвижной створки носовой опоры шасси; 4 — символ выпущенного положения основной опоры шасси;

5 - символ промежуточного положения основной опоры шасси; 6 - символ положения подвижной створки


Черт. 3


со


6« На черт. 3 штриховкой показано следующее положение опор и подвижных створок шасси;

— основные опоры шасси в 1, 2, 3—м рядах выпушены (символы зеленого цвета);

•- носовые и основные опоры шасси в 4—м и 5—м рядах в промежуточном положении, подвижные створки носовых опор шасси и основных опор шасси в 4—м и 5—м рядах в неубранном положении (символы желтого цвета).

Подвижные створки основных опор шасси б 1. 2, 3-м рядах убраны.


Инв. Ns подлинника