Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

58 страниц

422.00 ₽

Купить ОСТ 1 02583-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на однокомпонентные, многокомпонентные, горизонтальные и вертикальные силоизмерительные системы испытательных стендов (силоизмерительные системы), предназначенные для измерения силы, создаваемой тягой газотурбинных двигателей (ГТД) в диапазоне от 2 до 1000 кН с пределом допускаемой относительной погрешности 0,5% при доверительной вероятности Р=0,95 и устанавливает содержание программы метрологической аттестации силоизмерительных систем, требования к средствам и методам ее реализации.

 Скачать PDF

 
Дата введения01.07.1987
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

30.06.1986УтвержденМинистерство298-06
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

УДК 389.14    Группа    Т80

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


ОСТ 1 02583-86

ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

На 58 страницах

СИЛОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВ    Введен    впервые

Программа метрологической аттестации


Инв. № дубликата_ I    |К;    жзи.


г-

со


я


=t

О


Распоряжением Министерства от 30 июня 1986 г.    Ns    298-06

срок введения установлен с 1 июля 1987 г.


Настоящий стандарт распространяется на однокомпоненгные, многокомпонентные,

горизонтальные и вертикальные силоизмеригельные системы испытательных стендов

(силоизмерительные системы), предназначенные для измерения силы, создаваемой

3    2

тягой газотурбинных двигателей (ГТД) в диапазоне от 2 до 1*10 кН (от 2*10 g

до 1*10 ) кгс с пределом допускаемой относительной погрешности +0,5 % при доверительной вероятности Р = 0,95, и устанавливает содержание программы метрологической аттестации силоизмеригельных систем, требования к средствам и методам ее реализации.


Издание официальное


ГР 8383865 от 24.07.86    Перепечатка    воспрещена


ОСТ 1 02583-86 Стр. 2

li ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Метрологической аттестации подлежат силоизмерительные системы, выпускаемые из производства, капитального ремонта или модернизированные и не проходившие метрологической аттестации, эксплуатируемые на испытательных стендах, предназначенных для наземных, высотных, климатических и имитированных скоростных условиях испытаний ГТД различных категорий по ГОСТ 16504-81, при которых принимается решение о соответствии технических характеристик двигателя предъявляемым к ним требованиям.

1.2.    Метрологическая аттестация силоизмери тельных систем проводится с

целью:

-    обеспечения единства измерений силы, создаваемой тягой двигателя;

-    установления пригодности силоизмери тельных систем для выполнения измерений при стендовых испытаниях различных категорий по п. 1.1;

-    установления метрологических и технических характеристик силоизмери тельных систем, которые необходимо контролировать при эксплуатации;

-    установления межповерочного интервала и требований к методике поверки силоизмеригельных систем.

1.3. Метрологическая аттестация силоизмеригельных систем осуществляется комиссией, в состав которой должны быть включены:

-    представители головной организации метрологической службы (ГОМС) отрасли по измерению силы при стендовых испытаниях двигателей;

-    специалисты отдела главного метролога предприятия, эксплуатирующего силоизмери тельную систему;

-    разработчики силоизмеригельной системы, аттестуемой при выпуске из производства;

-    специалисты конструкторских бюро по испытательным стендам (при аттестации силоизмеригельных систем опытных предприятий);

СО

-    специалисты подразделения, эксплуатирующего силоизмери тельную систему и испытательный стенд;

5

-    представитель заказчика (по его требованию).

В составе комиссии от ГОМС отрасли и отдела главного метролога предприятия, эксплуатирующего систему, должны быть специалисты, имеющие право ведомственной поверки средств измерений механических величин.

са ж

1.4. Запрос на участие представителей ГОМС в метрологической аттестации с предлагаемой датой начала работ с их участием и данных об основных метрологических и технических характеристиках силоизмерительных систем должен направляться в ГОМС.


ОСТ 1 02583-86 Стр. и

Инв. № дубликата    И,    изм

Инв. Н« подлинника    5487    №    иэв.

Продолжение табл. 1

Наименование технической характеристики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

t

Расчет веса ДМП должен осуществляться по следующим формулам:

.G-S„ + 63, (2)

где Gn, G3 - вес ДМП, действующий на передние и задние опоры, Н (кгс);

. *"и:ап)

. (4)

Rn> ^3 ” показания образцового динамометра, полученные при взвешивании ДМП со стороны- передних и задних упругих опор;

О-п, @3 - расстояние между плоскостями крепления передних, задних опор и линиями приложения силы при взвешивании, мм;

L - расстояние между передними и задними упругими опорами ДМП, мм

5. Вес монтируемого на ДМП оборудования и испытывав-мого двигателя

Значение веса монтируемого на ДМП оборудования и испытываемого двигателя определяется не менее чем 3-кратным взвешиванием на весах класса точности не более 0,2 или с помощью образцового динамометра 3-го разряда типа ДОР с тельфером.

Результаты взвешивания оформляются протоколом в со ответ с гв и и с обязательным приложением 4 и наносятся краской на оборудование

6. Геометрические параметры i>t 6, h гибких участков упругих опор

Геометрические параметры (длина - 1 , ширина - Ь , толщина - h ) гибких участков опор, которые расположены между радиусами скругления опоры в местах перехода от ее менее гонкого к более толстому сечению, должны быть определены до монтажа в силоизмерительную систему.

Определение производится отделами технического контроля и главного метролога, эксплуатирующего систему предприятия, и оформляется протоколом в соответствии с рекомендуемым приложением 5.

!


7. Жесткость поперечного изгиба tf7 упругих опор (подвесок) ДАШ, Н/мм (кгс/мм)


Продолжение табл. 1

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

Для получения значений L,b,h рассчитывается среднее арифметическое не менее грех измерений каждого параметра

Для определения fn к середине длины опоры, жестко закрепленной одним концом к неподвижному основанию, прикладывают силы, измеряемые образцовым динамометром 3-го разряда типа ДОР, и здесь же измеряют значение деформации поперечного изгиба опор. При этом сила должна быть такой, чтобы максимальное значение деформации опор было не менее +2,5 мк.

Значение жесткости поперечного изгиба упругой опоры определяется как отношение значения приложенной силы к удвоенному значению полученной деформации опоры в месте ее измере


ния.


Определение fp производится у всех четырех опор. Количество экспериментов, направление прилагаемой силы и оформление результатов — в соответствии с обязательным приложе—


нием 6.


Экспериментально полученное значение жесткости J опо


ры fp3j определяется по формуле:


п

Г


I


Инв. № дубликата     Ns    изм.

Инв. Ns подлинника    54    87    Ns    *»»•


где П


%


Л/г;



,    __J_    _

n3j 2п ti лп,


(5)


-    количество экспериментов по определению ;

-    значение силы, приложенной к середине опоры в

/ -ом эксперименте, Н (кгс);

-    значение деформации середины опоры под действием


силы Rp - , мм; у - порядковый номер упругой опоры.

Расчетное значение жесткости для каждой упругой опоры должно определяться по формуле:


/    12Е!    _    Ebh3    ,    (    6>

TpPj Wl3 " 1013


где fnpj

Е


-    расчетное значение жесткости J -й опоры; •

-    модуль упругости стали, из которой изготовлена

2 2 опора, Н/см (кгс/см );


ОСТ 1 02583-86 СтР. 13

Продолжение табл. 1

Инв. N* подлинника

_ Наименование технической характеристики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

! - осевой момент инерции поперечного сечения гиб-» кого участка упругой опоры, см^;

L,b,h - длина, ширина и толщина гибкого участка упругой опоры, см.

Если толщина h по длине L упругой опоры неодинакова, то ее жесткость ~fnpj рассчитывается по формуле:

f 6Е! (7)

где X - длина гибкого участка упругой опоры, заключенная

между радиусами скругления в местах от утолщенной

к тонкой части опоры, см;

If - половина длины 1 упругой опоры, имеющей уголщен-

. 1

ную среднюю часть, см; if — ~2 ’,

hf - толщина жесткого участка L -2Х двухупругой опоры, hi

см. При —j— = 3,5 участок i - 2Х считают абсолютно жестким

8. Устойчивость ДМП Ку , Н/мм (кгс/мм)

Устойчивость ДАШ, находящейся в свободном статически уравновешенном состоянии, характеризует ее способность сопротивляться перемещениям в продольно-осевом направлении.

Ку характеризуется значением силы, способной вызвать перемещение свободной от связей с РГУ и СГУ ДАШ в продольно-осевом направлении на 1 мм.

Расчетное значение устойчивости ДАШ Кур определяется для ДАШ, установленной на четырех опорах, работающих в статических условиях, по формулам:

- на растяжение:

^ ” , &АМП

т/,4^ in(8)

- на сжатие:

„ _ г ^ . &АМП .

К»Рг'рЛяР} 1п<9>

ОСТ 1 02583-86 Стр. 14

Продолжение табл. 1

Инв. Н» дубликата    N<    изм.

Инв. N; подлинника    5487    Nt    изв.

Наименование технической характеристики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

— две на растяжение, две на сжатие:

'«о(10)

где fnpj - расчетное значение жесткости поперечного изгиба упругой опоры, Н/мм (кгс/мм); i/7 - приведенная длина упругого участка опоры, мм;

Ip принимается равной 0,8 - 0,9 длины опоры L , работающей на растяжение, и 0,9 - 1,0 длины опоры 1 , работающей на сжатие.

Для экспериментального получения Ку ДМП освобождают от связей с СИУ и СГУ и статически уравновешивают в исходном рабочем положении. Последовательно прикладывая к ДМП продольно действующие нагрузки (силы), воспроизводимые с помощью образцового динамометра типа ДОР и тендерного устройства (грузов 4-го класса), измеряют значения получающихся при этом продольных перемещений ДМП Л / и сип R

Располагая этими данными, значение К у определяется как частное от деления значения приложенных к ДМП сил на значение перемещений, обусловленных действием этих сил.

Значение экспериментально полученной устойчивости ДМП Ку^ определяется по формуле:

(11)

/.; Лдмп/

где П — общее число экспериментов, выполненных в процессе определения Ку ДМП, /7=5;

Кдмпj “ сила, приложенная к ДМП, находящейся в статически уравновешенном положении, при проведении / -го эксперимента, Н (кгс);

• Лд/у/7- - значение зарегистрированного перемещения ДМП

в направлении действия силы/р дд,щ при проведении / -го эксперимента, мм.

Результаты расчетного и экспериментального определения Ку оформляются протоколом в соответствии с обязательным приложением 7

ОСТ 1 02583-86 Стр. is

Продолжение габл. 1

Инв. Ns подлинника    I    54    87    I    Ns    изв.

- Наименование технической харак герис гики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

“ 9. Приведенная длина Ln упругих опор, мм

Приведенная длина упругой опоры Ln - эго часть длины гибкого участка опоры, на которой ее поперечный изгиб при одновременном воздействии продольных и поперечных нагрузок наблюдается визуально, мм:

(ЯЧК„. <12)

где 1 - длина гибкого участка упругой опоры, мм;

Л/7 - коэффициент приведения,

К„- <13>

и МЭ

где ®мр>@мэ~ Рвсчетное и экспериментальное значения маятникового эффекта ДМП.

Приведенная длина упругих опор определяется по следующим формулам:

-    для опор, работающих на растяжение:

_ GA„n3 .

*пр ~ к -f > г пу3 тпэ

-    для опор, работающих на сжатие:

. &АМПЭ (15) 1пС fnj - Куэ

где ~ вес ДМП, полученный экспериментально по п. 4 габл. 1, Н .(кгс);

Ку^ - устойчивость ДМП, полученная по п. 8 габл. 1,

• Н/мм (кге/мм);

T/7j - суммарная жесткость поперечного изгиба упругих опор ДМП, Н/мм (кге/мм).

Значения приведенной длины упругих опор заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 8

10. Допускаемые и действительные монтажно-установочные отклонения от вертикали упругих опор (подвесок) ДМП Л ^ и взаимная непараллельноеть Л ц

Значения допускаемых монтажно-установочных отклонений упругих опор от вертикали Дig определяются расчетным путем по формуле:

Л±д - 0,5L 10 J , (16)

где L - длина гибкого участка упругой опоры, мм.

Инв. № дубликата    №    изм.

Инв. N: подлинника    54    87    №    изв.

ОСТ 1 02583-86 Стр. i6

Продолжение табл. 1

Наименование технической харак герис гики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

Действительные значения монтажно-установочных отклонений упругих опор от вертикали Луу определяются путем измерения отклонения упругих опор от вертикали с помощью рамного уровня по ГОСТ 9392-75 или оптического квадранта КО-Ю по ГОСТ 14967-80, устанавливаемых в середине опоры, или других методов измерений отклонения опор, равного или меньшего 0,5 мм на длине 1 м:

J, £ л2. , <17>

lJ Sis /.; ■*/

где L - длина гибкого участка упругой опоры, мм;

(■б ~ Длина опорной базы рамного уровня, мм;

Лг/ - толщина набора пластин, подкладываемых под нижний (верхний) конец опорной базы рамного уровня с целью обеспечения его вертикального положения, мм;

J - порядковый номер упругой опоры;

1 - номер проведения измерений, всего измерений - 5.

При этом ДАШ и силоизмерительная система должны находиться в ненагруженном нормальном рабочем положении.

Значение отклонения упругих опор от вертикали, имеющее одинаковое направление с направлением вектора тяги, принимается со знаком плюс, против вектора гаги - со знаком минус.

Значение взаимной непараллельности Аи правых и левых опор ДМП (по вектору тяги) ,определяется как алгебраическая сумма (с учетом знака) отклонений опор от вертикали.

Результаты определения заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 9

11. Жесткость изгиба связей ДМП, вспомогательного оборудования и двигате-ля с неподвижными конструкциями стенда

Значения жесткости изгиба связей ДМП, вспомогательного оборудования силоизмерительной системы и двигателя с 'Неподвижными конструкциями стенда определяются экспериментально как разница А'у ДМП с присоединенной и разорванной связью, жесткость которой определяется.

Результатами должны являться средние арифметические значения пятикратных измерений, которые вносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 10.

00


>*

<


12. Рабочий ход ДМП при действии максимальных сил, воспроизводимых градуировочным устройством

*гтах’ мм*

Перемещение переднего Л кп , заднего А ^ торцов ДМП при действии сил от СГУ, мм


Для определения рабочего хода ДМП при действии на нее любых по значению (в том числе и максимальных) градуировочных сил ДМП по торцам препарируют индикаторами типа "ИЧ", закрепленными на связанных с фундаментом ненесущих ДМП неподвижных конструкциях стенда, по одному индикатору с каждого гориа ДМП, и нагружают с помощью РГУ градуировочными силами, регистрируя при этом на каждой ступени градуировочной нагрузки значение перемещения ДМП.

Наибольшее значение измеряемых перемещений и есть рабочий ход ДМП при действии на нее максимальных градуировочных сил ^гтах> определение которого производится по формуле:

^ кптах * ^ кз max


hrmax~'


где ^ кп max,Х кз max


, (18)

Z

- максимальные значения найденных средних арифметических значений перемещений переднего и заднего торцов ДМП при действии максимальных градуировочных сил, мм.


Определение Кптах^КЗ


max


осуществляется путем


установления максимального значения перемещения переднего и заднего торцов    , которые определяются при дейст

вии градуировочных сил, в Л" -м ряду измерений по следующим формулам:

- для переднего торца ДМП:


Хкп~ 2n (АКН; +Лкр;).


(19)


где f ~ перемещение переднего (заднего) горца ДМП при

/ -й нагрузке силоизмери тельной системы в /С-м ряду измерений, мм;

Акр- - перемещение переднего (заднего) торца ДМП при

/ -й разгрузке силоизмеригельной системы в К -м раду измерений;

/ - порядковый номер статической градуировки (порядковый номер снятия показаний в К -м ряду измерений);

П - общее число статических градуировок силоизмеригельной системы;


- для заднего торца ДАШ:

1 а


(20


Результаты заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 11


13. Рабочий ход ДМП при действии максимальных сил тяги двигателя при воспроизведении их ПГУ

Ч^-мм-

Перемещение переднего ХКПд • заднего XK^R торцов ДАШ при действии сил от ПГУ, мм


Рабочий ход ДАШ при действии максимальных сил тяги двигателя    определяется по п. 12 табл. 1 нагружением

силоизмерительной системы от ПГУ с применением образцового динамометра 2-го или 3-го разряда по линии тяги двигателя силой, равной Rmox.


Расчет тах производится по формуле:


х max'


^ * nR max ^K3R max


(21)


где Л KnRmax>^X3Rmax~ значения средних арифметических

перемещений переднего и заднего торцов ДАШ при действии максимальных сил тяги двигателя, воспроизводимых ПГУ, мм.

Перемещение переднего торца ДАШ XxnR при действии сил тяги двигателя, воспроизводимых от ПГУ в К -м ряду измерений, определяется по формуле:


г-

00

S

(9

OS

X

С3

X

X

с;

*;

>%

о

OI

£

ас

СО

са

X

X

ас

ас


1 П

Л/fnR = 7Г £ ^khRj ,

1‘1 '


(22)


где Xxhrj - перемещение переднего и заднего торцов, ДАШ

в К -м ряду измерений при / -й нагрузке сило-измерительной системы от ПГУ, мм;

П - обшее число нагрузок системы от ПГУ в К -м ряду измерений;

/ - порядковый номер нагрузки.

Перемещение заднего торца ДАШ ^ при действии сил тяги двигателя, воспроизводимых от ПГУ в К -м ряду измерений, определяется по формуле:

/ п

Лхзя ~ П £ A KHR/ •

/-/ '


(23)


Инв. № дубликата    Ns    изм.

Инв. Ns подлинника    54    87    Ns    изв.

ОСТ 1 02583-86 Стр. 19

Пр од Owl женив габл. 1

Наименование технической - характеристики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

Результаты определения заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 12

14. Деформационные перемеше-. ни я ДМП относительно передних и задних опор (подвесок)

Работы по определению деформационных перемещений ДМП относительно неподвижных ее передних и задних опор выполняются в полном соответствии с требованиями пп. 12, 13 габл. 1, при этом индикаторы для измерения деформационных перемещений ДМП устанавливаются на кронштейнах крепления упругих опор ДМП.

Результаты измерений заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 13

15. Деформация растяжения (сжатия) ДМП под дейсг-. вием сил, воспроизводимых градуировочным и поверочным устройствами (сил тяги двигателя) &^rmQX и

ЛА*тах

Значение деформации растяжения (сжатия) ДМП, обусловленной действием на нее максимальных сил от градуировочного и поверочного устройств, определяется на основании сопоставительного анализа полученных экспериментально-максимальных перемещений переднего и заднего торцов ДМП относительно расположенных на фундаменте не связанных с ДМП и ее опорами неподвижных конструкций стенда при выполнении работ по пп. 12, 13 габл. 1.

Выявленная разница между средними арифметическими значениями зарегистрированных наибольших перемещений ДМП относительно фундамента стенда для переднего и заднего торцов ДМП отражает значение продольных деформаций сжатия (растяжения) ДМП, возникающих под действием на нее максимальных сил от градуировочного или поверочного устройства.

Результаты определения Л Л гтох > &^Rmax ааносягся

в протокол в соответствии с обязательным приложением 14 после обработки показаний индикаторов по формулам:

^^гтах~ ^кпmax ^кзтах >

^ ^Rmax~ ^/<пRmax ~ ^K3Rmax •

Значение L должно определяться с допускаемой погрешностью не более +1 мм на длине 1 м. Значение продольно-осевого расстояния L между передними и задними опорами ДМП находится как среднее арифметическое не менее пяти результатов измерений расстояний между парой правых и левых (по полету) опор ДМП и определяется по формуле:

16. Продольно-осевое расстояние между передними и задними опорами ДМП L , мм

(26)

где /7/7, П/)    - количество единичных результатов измерений

расстояния между "правыми' и "левыми" опорами ДМП, мм;

Lnj ; Ljij    - результаты единичных измерений продольно

осевых расстояний между "правыми" и "левыми" опорами ДАШ, мм.

17. Расстояние между линией действия силы тяги двигателя и линией действия градуировочных сил Нд , мм

Результаты заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 15

Значение Нд должно определяться с допускаемой погрешностью не более +1 мм на длине 1 м.

Результаты определения расстояния Нд между линией действия силы тяги двигателя и линией действия градуировочных сил заносятся в протокол в соответствии с обязательным приложением 16 после обработки по формуле:

54 87

HR*±ZHR., U7)

где n - количество произведенных единичных измерений расстояния Hr; П> 5;

Нд. - результат / -го измерения расстояния Нд , мм

18. Максимально допустимые

Значения hfn и Лдз определяются расчетным и экспери-

темпере гурные изменения

МОН1 сШЬМыМ му юднми.

длины ДМП относительно

Расчетное значение максимально допустимых температур-

передних и задних непод-

ных изменений длины ДМП определяется из условия, что в про—

С9

н-

со ж

X

вижных опор (подвесок)

цессе проведения испытаний двигателей средняя температура

л

ж

Z

хо

X

ж

■:

<

^tn > ^t3

. массы тела ДМП отличается от средней температуры массы

о

с

тела неподвижных конструкций стенда, на которых жестко

£

OI

ЭЕ

укреплены передние и задние опоры ДМП, на некоторое до-

а

X

S

СО

X

X

пускаемое значение Д ~^тах * °С.

ОСТ 1 02583-86

Стр. 3

( :

< • •

4

Сроки участия представителей ГОМС в метрологической аттестации сило измерительных систем определяет ГОМС по согласованию с предприятием, эксплуатирующим силоизмерительную систему.    '

1.5.    Метрологическая аттестация силоизмери тельных систем, выпускаемых из производства, осуществляется на месте эксплуатации в смонтированном виде.

1.6.    Метрологическая аттестация силоизмери тельных систем должна состоять

из следующих этапов:    }■

I

-    рассмотрение отделом главного метролога предприятия, эксплуатирующего силоизмерительную систему (при выпуске из производства - совместно с ее разработчиком) , технической документации и проведение расчетной оценки параметров \ системы, не подлежащих определению с помощью средств измерений (в случае от-сугствия ее в конструкторской документации на систему или влияния на значение параметров факторов, присущих условиям эксплуатации системы);

-    проведение при участии представителей комиссии экспериментальных исследований технических и метрологических характеристик силоизмерительных систем;

-    принятие решения, оформление результатов метрологической аттестации.

1.7.    Представляемая на рассмотрение аттестационной комиссии конструкторская документация на разрабатываемые и изготавливаемые силоизмери тельное системы должна пройти метрологическую экспертизу, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.326-78 и в порядке, установленном ОСТ 1 00221-84.

1.8.    При проведении экспериментальных исследований, выполняемых при метрологической аттестации, необходимо соблюдать правила безопасности, указанные в инструкциях по эксплуатации силоизмери тельных систем и их составных частей, образцового динамометра и других средств измерений и оборудования, применяемых при аттестации.

1.9.    При определении технических и метрологических характеристик силоиэ-меригельных систем должно быть теоретически или экспериментально оценено воздействие на результат прямого статического измерения силы тяги следующих факторов:

-    статического режима измерений;

-    рабочей температуры и давления окружающей средь:;

-    рабочих температур и давлений в магистралях подачи топлива, масла и

окислителя (при его применении) в двигатель, в импульсных линиях систем тепло-контроля и дистанционного управления запорно-регупируюшей арматурой и двигателем;    ■    ■

-    скорости нагружения и разгружения силоизмерительной системы рабочими усилиями, равной значению, возникающему при испытаниях двигателей.

Расчетное значение темперагурных изменений длины ДМП


hfnp и A fnn определяется по следующим формулам:



^ tnp ~    Ln A tmax >

^t3px L3 Д tmax,


(28)


(29)


где (Xf - коэффициент температурного линейного удлинения


стали, из которой изготовлена ДАШ;


(Xj.


1,2-10-5 мм/°С;


LnA


max


г-

со

S


-    расстояния между плоскостью крепления склоиз-мерительного датчика и плоскоегыо крепления соответственно передней и задней пары (по вектору силы тяги) упругих опор ДМП, мм;

-    максимально допустимая разность между значениями средней температуры массы тела ДМП

и значением средней температуры массы тела

силовоспринимающей станины, на которой

закреплены неподвижные опоры ДМП и силой з-

о„

мерительного датчика, С.

Значение А ^тах принимается равным:

+50 °С - для высотно-скоростных испытательных стендов с рабочей температурой испытаний в термобарокамере от минус 60 до плюс 100 °С; +20 °С - для климатических стендов с экстремальной температурой в испытательном боксе +60 °С;

+10 °С - для наземных испытательных стендов с экстремальной температурой в испытательном боксе летом +30 °С, зимой -30 °С.


Экспериментальные определения h f


п


и A f    проводятся

«3


со

ь-

С9


VO

>■.

•<

£


я

ж


я

<


в связи с возможными (до 50 %) изменениями A tmax в зависимости от конструкции силоизмерительных систем и испытательных стендов.

Определение экспериментальных (действительных) значений максимально допустимых изменений длины ДМП А/^ ,

Af3s относительно неподвижных передних и задних опор долж-


ОСТ 1 02583-86

Стр. 4

Экспериментальное определение основных технических и метрологических характеристик силоизмерительных; растем, указанных в ОСТ 1 02512-84 и ОСТ 1 02517-84, должно проводиться при следующих условиях:

-    температуре (20+5) °С;

+2 7    +ОП

-    давлении (10,13^^) кПа (760^) мм рт. ст.;

-    относительной влажности (65 + 20) %;

-    напряжении в сети электропитания 220/380 В +5 %;

-    отсутствии или наличии линейных, угловых и вибрационных ускорений, передаваемых на силоизмери тельную систему, ее составные части и элементы в момент считывания показаний и создающих дополнительную погрешность, значениями которых можно пренебречь при расчете предельной допускаемой погрешности силоизмерительной системы.

1.10.    Для проведения исследований технических и метрологических характеристик силоизмерительных систем следует применять средства измерений по ОСТ 1 02517-84, а также:

-    переносной образцовый динамометр 3-го разряда типа ДОР-ОД или

ДОР-0,05, грузы 4-го или 5-го класса;

-    термометр лабораторный класса точности не более 2,0;

-    индикатор типа ИЧ-10 - по ГОСТ 577-68;

-    дистанционные измерители линейных перемещений в диапазоне +5 мм класса точности не более 2,0;

-    вибратор электромеханический.

1.11.    Для проведения метрологической аттестации силоизмери тельной системы допускаются Специалисты, изучившие документацию на систему, ее составные части и средства измерений, применяемые при исследовании.

1.12.    Для силоизмерительных систем, предназначенных для измерений силы с пределом допускаемой относительной погрешности +0,3 % при доверительной вероятности Р = 0,99 (опытные ГТД), а также в диапазоне измерений силы, типах двигателей и условиях, не указанных во вводной части настоящего стандарта, объем технических и метрологических характеристик, методы и средства их определения устанавливаются по согласованию с ГСМС и с учетом требований настоящего стандарта.

2. РАССМОТРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. При проведении метрологической аттестации силоизмери тельных систем должны быть рассмотрены следующие документы:

-    техническое задание на разработку (для силоизмери тельных систем, разработанных по техническому заданию);

ОСТ 1 02583-86

Стр. 5

-    технические описания и инструкции по эксплуатации силоизмеригельной системы, силоизмерительного устройства (СИУ), поверочного градуировочного устройства (ПГУ), механического нагружагеля градуировочного устройства (МНГУ), гидронапорного агрегата (ГНА), гидравлического нагружателя градуировочного устройства (ГНГУ), стендового градуировочного устройства (СГУ), силокомпенсирующего устройства (СКУ), рычажного градуировочного устройства (РГУ), если ими оборудована система;

-    методики градуировки сило измерительной системы и выполнения измерений силы тяги двигателя;

-    паспорта или формуляры на составные части силоизмерительной системы;

-    заключение по результатам метрологической экспертизы конструкторской документации (на выпускаемые из производства);

-    нормативно-технические документы на методики поверки первичных и вторичных преобразователей силы силоизмери тельных систем, выпускаемых из произвол— ства, в случае их разработки одновременно с силоизмерительной системой.

2.2. При рассмотрении документации, указанной в п. 2.1, отделом главного метролога предприятия, эксплуатирующего силоизмери тельную систему, до начала работы комиссии устанавливается:

-    соответствие номенклатуры и значений технических характеристик силоизмери тельной системы и ее составных частей, указанных в эксплуатационной документации и техническом задании, требованиям ОСТ 1 00182-75 и

ОСТ 1 02512-84;

-    соответствие номенклатуры и способов нормирования метрологических характеристик силоизмери тельной системы в режиме статических измерений требованиям ОСТ 1 02512-84 и настоящего стандарта;

-    полнота и правильность выбора характеристик силоизмеригельной системы, методов и средств контроля (градуировки) ее метрологических характеристик при эксплуатации;

-    степень совместимости силоизмеригельной системы и испытуемого двигателя;

-    порядок включения силоизмерительной системы в локальную или ведомственную поверочную схему по ОСТ 1 00463-82;

-    необходимость и правильность учета специфических особенностей силоизмеригельной системы при проведении ее поверки по методике, регламентированной в ОСТ 1 02517-84;

-    периодичность и очередная дата ведомственной поверки силоизмеригельной

системы.

ОСТ 1 02583-86

Стр. 6

2.3. Результаты рассмотрения документации оформляются в виде в технической справки.

По результатам рассмотрения документации комиссия принимает решение о проведении экспериментальных исследований системы и по вопросам, не требующим информации, получаемой при экспериментальном исследовании силоизмерительных систем.

3. ПОДГОТОВКА СИЛОИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ

3.1.    Подготовка силоизмерительной системы к проведению исследований ее технических и метрологических характеристик осуществляется специалистами испытательных подразделений и отдела главного метролога и оформляется техническим актом или протоколом.

3.2.    В ходе подготовки должны быть проведены:

-    проверка силоизмерительной системы на соответствие ОСТ 1 02512-84, ОСТ 1 00182-75 и техническим условиям на нее;

-    проверка геометрических параметров силоизмеригельной системы на соответствие техническим условиям или чертежам на них;

-    проверка комплектности силоизмеригельной системы на соответствие эксплуатационной документации;

-    проверка того, что на момент определения метрологических характеристик силоизмеригельной системы межповерочный интервал градуировочных грузов, первичных и вторичных преобразователей силы не истек. Провести юстировку и поверку преобразователей (при необходимости);

-    монтаж на стенд и проверка правильности монтажа силоизмерительного и градуировочного устройств, электромеханического"вибратора, МНГУ и дистанционных указателей линейных перемещений динамометрической платформы (ДМП).

При этом необходимо:

-    убедиться в наличии зазора h 2 мм между груэодержагелями и грузами СГУ, навешиваемыми на грузоприемную платформу;

-    проверить правильность и надежность крепления силоизмери тельных датчиков, опор, призм и подушек РТУ;

-    убедиться в отсутствии сколов на краях рабочих кромок призм и подушек, а также механических повреждений их опорных поверхностей;

-    убедиться в соприкосновении кромок призм с подушками по всей длине так, чтобы суммарная длина просветов между ними не превышала 25 % от рабочей длины, при этом просветы на концах призм, ограниченных щечками подушек, не допускаются, а боковое перемещение призм по подушкам и подушек по призмам, ограниченных щечками, не должно превышать 2 мм;

ОСТ 1 02583-86

Стр. 7

-    убедиться (до монтажа силоизмеригельной системы в стенд) в нахождении твердости призм РГУ в пределах от 60 до 62 HRC , а твердости подушек - в пределах от 62 до 64 НКСэ;

-    проверить вертикальность и взаимную параллельность упругих опор и подвесок (в дальнейшем изложении - опоры), на которых установлена ДМП, и перпендикулярность плоскости поперечного расположения опор к продольной оси ДМП. Невергикальносгь и взаимная непараллельноеть упругих опор не должна превышать значений, установленных, в

ОСТ 1 02512-84;

-    перевод силоизмерительной системы в рабочее положение;

-    визуальная проверка функционирования силоизмеригельной системы и ее составных частей при нагружении системы от СГУ силой, примерно равной номинальной силе, создаваемой тягой испытуемого двигателя, проверка горизонтальности горизонтально расположенных рычагов при действии этой силы.

Примечание. При отсутствии механических регуляторов положения горизонтальных рычагов отрегулировать их, чтобы обеспечивалась горизонтальность при указанной силе нагружения системы;

-    проверка функционирования составных частей силоизмерительной системы при грех нагружениях системы максимальной силой от РГУ;

-    установка в ПГУ силопередающего стержня, имитирующего образцовый динамометр и проведение проверки функционирования ПГУ при трех нагружениях системы максимальной силой от ПГУ;

-    визуальная проверка отсутствия остаточных деформаций в силопередающих элементах разгруженной силоизмеригельной системы после 5 мин нагрузки системы с помощью ПГУ с максимальной допустимой для данной системы силой Rfnaxl

-    монтаж в ПГУ образцового динамометра вместо его имитатора;

-    установка отсчегного устройства динамометра на условный нуль при полностью разгруженной системе.

4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ .ИССЛЕДОВАНИЯ СИЛОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

4.1. Экспериментальные исследования силоизмерительных систем при их метрологической аттестации проводятся в два этапа:

-    силами предприятия, эксплуатирующего системы (испытательные подразделения и отдел главного метролога), без участия представителей ГОМС, с применением средств измерений, принадлежащих предприятию. Результаты исследований этого этапа направляются в ГОМС и представляются комиссии по проведению метрологической аттестации;

ОСТ 1 02583-86    Стр.    а

- силами предприятия, эксплуатирующего системы, с участием представителей аттестационной комиссии, с применением при необходимости образцовых средств измерений, принадлежащих ГОМС.

4.1.1. Технические характеристики силоизмерительных систем, определяемые на первом этапе экспериментальных исследований, указания по их определению и

Инв. К; дубликата__ Ns    изм-

Инв. Ns подлинника    54    87    N:    изв.

обработке результатов

представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование технической

Указание по определению значения технической характеристики

харак терис гики

и оформлению результатов определения

1. С грукгурно-кинема гичес-

Структурно-кинематическая схема должна отражать консг-

кая схема силоизмери гель-

руктивно-гехнологические особенности системы, воспроизведение,

ной системы (СКССС)

передачу действующих на системы и ее элементы рабочих сил в процессе статических градуировок и измерения силы, развиваемой тягой двигателя. Она предназначена для установления источников возникновения, накопления и суммирования инструментальных погрешностей системы.

Перечень и структура погрешностей силоизмеригельных систем установлены ОСТ 1 00380-80 и ОСТ 1 02512-84. Составляемая испытательным подразделением совместно с отделом главного метролога СКССС представляется в ГОМС с запросом по п. 1.4

. 2. Максимальная допускаемая

Значение Rmax устанавливается испытательным подразделе-

для измерения силоизмери-

нием совместно с отделом главного метролога по чертежу обще-

тельной системой сила

то вида силоизмери тельной системы и экспериментально - по

тяги двигателя R та X

отсутствию остаточных деформаций и перемещений силовоспринимающих и силопередающих элементов системы, определяемых визуально после ее пробного нагружения.

Пробное нагружение системы силой R - 1,25 Rmax производится в следующем порядке и со скоростью не более чем 0,2 Rmax в мин:

- нагружение силоизмери тельной системы силой 0,3Rmax-

медленная полная разгрузка (эксперимент повторяется трижды);

-    нагружение силой 0,б/?тах~ медленная полная разгрузка (эксперимент повторяется трижды);

-    нагружение силой 0,9 R таX ~ осмотр силоизмери тельной системы под нагрузкой - полная медленная разгрузка (эксперимент повторяется трижды);

ОСТ 1 02583-86    Стр.    9

Продолжение габл. 1


Инв. К; дубликата    №    изм.

Инв. Ns подлинника    5487    №    изв.

Наименование технической характеристики

Указание по определению значения технической характеристики и оформлению результатов определения

- нагружение силой 1,0 R так - осмотр под нагрузкой -медленная разгрузка (эксперимент повторяется трижды);

-    нагружение силой 1,25 Rmax ~ медленная разгрузка -визуальный осмотр силоизмерительной системы (эксперимент повторяется трижды);

-    нагружение силоизмеригельной системы силой 1,25 Rmax -выдержка под нагрузкой не менее 6ч- медленная разгрузка - осмотр силоизмерительной системы.

Результаты оформляются протоколом в соответствии с обязательным приложением 1 и представляются комиссии.

Протокол служит основанием для допуска силоизмеригельной системы для измерения силы тяги двигателя до Rmax

■ 3. Класс точности применяемого СИУ и СГУ, РТУ

Класс точности СИУ и СГУ должен определяться по паспорту применяемого первичного и вторичного силопреобразова-гелей и уточняться по ОСТ 1 00380-80.

Примечание. Несгандаргизованные СИУ и СГУ должны быть аттестованы до монтажа или при установке в силоизмери тельную систему институтами Госстандарта в соответствии с ГОСТ 8.326-78 или ГОМС отрасли, с составлением протокола, согласованного с главным метрологом, утвержденного руководителем или заместителем руководителя ГОМС и оформленного в соответствии с рекомендуемым приложением 2.

Класс точности стендового РГУ устанавливается на основании проводимых измерений плеч рычагов линейным или весовым способом. При этом длина плеч рычагов и масса применяемых в РГУ грузов должны быть определены с пределом допускаемой относительной погрешности, не превышающим 0,01 %.

Для определения класса точности РГУ должны производиться поэлементные измерения плеч рычагов с относительной погрешностью, равной или меньшей +0.QL %, и поверка грузов как технических 4-го класса или образцовых 3-го разряда.

Приближенное значение класса точности CV& Аопределяется по формуле:

Дклж 1&2ш+ Дгкл> d)

где AiK/1 ,й2КЛ - классы точности первичного и вторичного преобразователей силы.


ОСТ 1 02583-86


Стр. 10


Продолжение габл. 1

Наименование технической Указание по определению значения технической характеристики характеристики    и    оформлению    результатов определения

Экспериментальное определение действительных значений класса точности СГУ и СИУ осуществляется не менее чем 10 статическими градуировками СИУ, проводимыми на силоизмерительной машине 1-го или 2-го разряда и обработкой их результатов


4. Вес ДМП G, Н (кгс)


Значение веса ДМП в соответствии с ее паспортом должно быть нанесено краской или в виде клейма на переднем и заднем горцах ДМП (в районе верхнего узла крепления упругих опор


\



Г

г-

00

ю

га

га

►-

га

ж

ж

X

X

ж

«5

ж.

<

<

£

м

Z

СО

в

X

X

X

X


ДМП).

Значение веса ДАШ на предприягии-изготовитепе определи-

*

егся на весах класса точности не более 0,2.

При определении веса ДАШ, оборудования, установленного на ней, на весах следует учесть значение ускорения свободного падения для данной местности.

На предприятии, эксплуатирующем систему, вес ДМП определяется образцовым динамометром 3-го разряда. При отсутствии динамометра 3-го разряда требуемого номинала разрешается применять рабочие динамометры 1-го или 2-го класса.

При значении веса ДАШ более 50 кН (5000 кгс) определение веса производится путем поочередной подвески ДАШ со стороны переднего и заднего торцов в плоскости крепления передних и задних упругих опор соответственно. Захват тельфера устанавливается в указанной плоскости ДАШ, образцовый динамометр монтируется в трос тельфера.

После этого отсоединяются опоры ДМП в плоскости измерения веса. ДАШ поднимается на 5 - 10 мм, снимаются показания динамометра. ДМП опускается на упор и снимается нулевое показание динамометра. Взвешивание у переднего и заднего торцов ДАШ производится поочередно три раза.

Значение веса ДАШ на эксплуатирующих их предприятиях определяется испытательным подразделением совместно с отделом главного метролога и включается в протокол в соответствии с обязательным приложением 3.