Купить ОСТ 1 00415-2000 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает требования к виду и цветности освещения, нормы яркости и освещенности приборного оборудования в кабинах экипажа, а также требования к освещению пассажирских салонов, транспортных кабин, технических и вспомогательных отсеков самолетов и вертолетов.
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Нормы световых и цветовых характеристик, конструктивного выполнения
Дата введения | 01.07.2000 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | НИИСУ (Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации) | |
Утвержден | ТК 323 Авиационная техника |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
УДК Группа Д15
АВИАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ
ОСВЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЁТОВ
Нормы освещения
ОСТ 1 00415-2000
На 8 страницах
ОКСТУ 7554
Дата введения 2000-07-01
Ииа. У? дубликата
Издание официальное
I *
Перепечатка воспрещена
2 |
ОСП 00415-2000 с. i
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавгшвает требования к виду и цветности освещения, нормы яркости и освещенности приборного оборудования в кабинах экипажа, а также требования к освещению пассажирских салонов, транспортных кабин, технических и вспомогательных отсеков самолетов и вертолетов.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссыпки на следующие документы:
ГОСТ 19705-89. Система электроснабжения самолетов и вертолетов. Общие требования и нормы качества электроэнергии
ОСТ 1 00533-87. Система внутрикабинной световой сигнализации самолетов и вертолетов. Общие требования
ОСТ 1 00669-87. Оборудование авиационное внутрикабинное осветительное и светосигнальное. Методы измерения световых параметров
ОСТ 1 00789-89. Панели-светопроводы со встроенным освещением надписей и знаков. Общие технические требования
ОСТ 1 00800-82. Приборы авиационные. Технические требования к устройствам встроенного освещения циферблатов
ОСТ 1 01068-97. Светильники кабинные местного освещения. Общие технические требования
3 НОРМЫ СВЕТОВЫХ И ЦВЕТОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОНСТРУКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
3.1 Освещение оборудования, рабочих и пассажирских мест в самолетах и вертолетах должно осуществляться осветительными устройствами:
— общего освещения;
- местного освещения (встроенного и заливающего).
3.2 Общее освещение используется в кабинах экипажа, пассажирских-салонах, транспортных кабинах и во всех технических и вспомогательных отсеках.
3.3 Местное встроенное освещение должно использоваться для индикаторов и приборов, щитков и пультов, устанавливаемых на приборной доске, потолочном пульте, центральном пучьте и боковых пультах кабины, приборных досках бортинженера и штурмана (в случае общей кабины), а также других членов экипажа, работа которых связана с наблюдением внекабинного пространства.
3.4 Конструктивное исполнение освещения индикаторов и приборов - в соответствии с ОСТ 1 00800, пультов и щитков управления - в соответствия с ОСТ 1 00789.
3.5 Местное заливающее освещение должно обеспечивать освещение;
- рабочих мест членов экипажа, а также операторов в транспортной кабине;
- пультов и щитков управления, установленных в глубоких нишах;
- приборных досок летчиков при высотных полетах и грозе, а также при отказах основной системы освещения;
- наколенного планшета с картой;
- индикаторов и приборов, расположенных вне кабины экипажа;
- пассажирских кресел;
- технических и вспомогательных отсеков.
3.6 Конструктивное исполнение запивающего освещения — в соответствии с ОСТ 1 01068.
3.7 Освещение приборного оборудования (индикаторов и приборов, щитков и пультов управления) в кабине экипажа осуществляется:
- белым светом;
- красным светом.
Выбор цветности освещения в кабине должен производиться исходя из назначения самолета (вертолета) и указываться в тактико-технических требованиях на самолет (вертолет).
Не допускается' использование в кабинах экипажа приборов, щитков и пультов управления с различной цветностью освещения.
3.8 Красный свет должен иметь доминирующую длину волны в диапазоне
Ин». № дубликата I нзм
Инв. Н» подлинника 6292 "кГйТГ
от 610 до 630 нм при чистоте цвета а диапазоне от 96 до 100 % относительно источника света ГЕ'.
3.9 Источники белого света должны иметь цветовую температуру в диапазоне от 1900 до 10000 К.
3.10 В качестве источников белого света для освещения рабочих мест членов экипажа, пассажирских салонов, транспортных хабин, технических и вспомогательных отсеков должны использоваться лампы накаливания, люминесцентные лампы, электро люминесцентные источники света н т.д.
3.11 Освещение рабочих мест членов экипажа, работа которых не связана с необходимостью наблюдения внекабинного пространства, в отдельной кабине должно осуществляться белым светом,
3.12 Яркость и равномерность яркости оцифровки, знаков и надписей шкап индикаторов и приборов, надписей и знаков на щитках и пультах управления, освещенность и равномерность освещения рабочих поверхностей внутрикабинного оборудования при номинальном напряжении на источниках света, указанном в технических условиях на источники света, - в соответствии с таблицей 1.
ОСТ 1 00415-2000 с. з
Таблица 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1w.Ni дубликата |
|
г
Окончание таблицы 1
Освещаемая рабочая поверхность
Яркость, кд/м*
Красный свет
Белый свет
Равномерность яркости, не менее
Освещенность при запивающем свете, пк
Красный
свет
Белый
свет
Равномерность освещенности, не менее
Приборные доски летчи
ков при высотных полетах и грозе, не менее Рабочие столики экипажа, приборные и электрические щитки бортинженера
150 1:3
25-75 1:3
3.13 Яркость шкап индикаторов и приборов, надписей и знаков на щитках и пультах. имеющих встроенное освещение сверхминиатюрными лампами накаливания типа СМН6-80, следует измерять при напряжении на источниках света (5,50+0,05) В.
3.14 Яркость оцифровки, знаков и надписей приборов, индикаторов и пультов
управления, имеющих встроенное освещение, при выходе из строя половины истонни-
2 2
ков света должка быть не менее 0,3 кд/м для красного света и 0,6 кд/м для
белого света.
1
2
«
5
см о OJ <0 | |
2 1 |
2 1 |
3.15 При определении равномерности яркости шкап индикаторов и приборов яр-
2
кость индикационных элементов не учитывается, если их яркость более 0,5 кд/м
2
для красного света и 1,0 кд/м для белого света.
3.16 При определении равномерности яркости надписей и знаков на пультах и
щитках яркость окантовок элементов управления, функциональных пиний связи не учи—
2 2 тывается, если их яркость более 0,3 кд/м для красного света и 0,6 кд/м для
белого света.
3.17 Цветность свечения знаков буквенно-цифровых матриц красного, желтого^ зеленого и белого цветов свечения на основе памп накаливания, светодиодов, эдектро-пюминеспентных источников света и т.д. должна соответствовать требованиям
ОСТ 1 00533.
3.18 Яркость индикации приборов, пультов и щитков управления при использовании оптоэпектронных устройств отображения информации на основе вакуумно-люминесцентных источников света, жидких кристаллов, светодиодов и т.д. должна состав-
2
пять в режиме 'ночь' от 1 до 6 кд/м при равномерности свечения 1:3.
3.19 Безошибочное считывание информации с индикаторов, выполненных на основе электронно-лучевых трубок, в акуумно-люминесцентных источников света, жидких кристаллов, светодиодов и т.д., должно обеспечиваться в режиме, 'день' при уровнях внешней освещенности не менее:
- 61000 пк ~ для пассажирских и транспорных сакюпетов (вертолетов);
- 75000 пк - для маневренных самолетов (вертолетов).
3.20 Освещенность и равномерность освещенности пассажирских салонов, транспортной кабины, технических и вспомогательных отсеков при напряжении на источниках света, указанном в технических условиях на источники света, - в соответствии с таблицей 2.
Ии». Л? дубликата__I ц, изм
Ии». Hi подлинника 6292 ~кГйзГ
Таблица 2
Освещаемое помещение |
Освещенность рабочей |
Равномерность | |
поверхности. |
пк, не менее |
освещенности. | |
лампы нака— |
пампы томи- |
не менее | |
пивания |
несцентные | ||
Пассажирский салон: | |||
поверхность стопа |
150 |
300 | |
в центре кресла на уровне подлокот- | |||
ников: | |||
от общего освещения |
50 |
150 | |
от местного заливающего освещения |
50 |
- | |
Транспортная кабина: | |||
на уровне 0,8 м от попа |
50,0 |
75 | |
рабочий стол оператора, медработника |
150,0 |
300 | |
маскировочное освещение на уровне | |||
попа |
0,5 |
- |
1:3 |
Багажное помещение на высоте 0,5 м | |||
от попа |
15 |
30 | |
Буфет: | |||
на уровне буфетной стойки |
150 |
300 | |
на уровне пола |
30 |
75 | |
Санитарно-бытовое помещение на уровне | |||
умывальника |
50 |
100 | |
Проходы и трапы: 0(/, дежурное трощение на уровне попа |
5,0 | ||
аварийное освещение на уровне пола |
0,5 |
- | |
Вспомогательные отсеки (мотогондола, мотоотсеки, технические отсеки, отсеки шасси, специальные люки) в зонах оперативного обслуживания |
15 |
3.21 Осветительные устройства должны удовлетворять требованиям ГОСТ 19705, предъявляемым к приемникам электроэнергии.
3.22 На осветительных устройствах, установленных в кабине экипажа, изменение напряжения должно осуществляться без разрыва электрической цепи вручную или автоматически, плавно или ступенчато {8-10 ступеней) с помощью регулировочных устройств.
3.23 Регулировочные устройства должны обеспечивать изменение яркости шкап индикаторов и приборов, надписей и знаков на щитках и пультах от 100 до 1%, светового потока кабинных светильников местного запивающего освещения от
100 до 5 % с последующим выключением источников света.
3.24 Регулировочные устройства экранных индикаторов должны обеспечивать изменение яркости от максимального значения до нуля.
3.25 Окраска кабины экипажа (приборных досок, бортов, пультов и щитков, противобплковых шторок, экранов и т.п.), рабочего места оператора в транспортной кабине должна быть матовой, не давать зеркального отражения и иметь коэффициент отражения не более 0,2 для источников света с цветовой температурой 2360 К и не более 0,1 для красного света,
3.26 Отметки, числа отсчета, знаки и символы, индикационные элементы индикаторов и приборов должны быть белыми матовыми с коэффициентом отражении не менее 0,7, фон циферблатов должен быть черным матовым с коэффициентом отражения не более 0,1 для источника света с цветовой температурой 2360 .К.
3.27 На самолете (вертолете) кроме основного освещения должно быть предусмотрено аварийное освещение индикаторов, приборов, пультов и щитков.
Ии*. № дубликат* I № изм.
Ин*. Ht подлинник* 6292 Nt из*
3.28 Осветительные устройства приборов, обеспечивающих завершение попета и безопасность посадки, должны иметь автоматическое и (или) ручное переключение на электропитание от аварийных источников.
3.29 Общее освещение с равномерным или локализованным размещением осветительных устройств и местное освещение запивающим светом в кабине экипажа, пассажирском салоне и транспортной кабине не должно оказывать слепящего действия на членов экипажа и пассажиров и затруднять обзор внекабинного пространства.
3.30 Осветительные устройства общего и местного запивающего освещения должны размещаться в кабине экипажа таким образом, чтобы исключить образование зеркальных отражений от поверхностей в направлении к глазу наблюдателя.
3.31 Осветительные устройства маскировочного освещения должны размещаться таким образом, чтобы прямой свет от них не попал в верхнюю полусферу за пределы транспортной кабины.
3.32 Оптические элементы осветительного устройства (стекпа-светоклинья, стекла-компенсаторы) и защитные стекла индикаторов и приборов должны иметь
в
ОСТ 1 00415-2000 с
просветляюшие покрытия, не искажающие окраску рабочих зон и индикационных элементов.
3.33 Измерение световых параметров осветительных устройств - в соответствии с ОСТ 1 00669,
Hm. Ht дубликата_ I ц, изм
Ин*. Nt подлинника 6292 N> toe
Инв. W« дубликата
Инв. (h подлинника 6292
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | ||||||||||||||||||||||
|