ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ГИДРОСИСТЕМЫ СИЛОВЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ.
ДАВЛЕНИЯ
|
ОСТ 1.00095-73
Взамен 139АТ56
Проверено в 1983 г.
Проверено
в 1988 г.
|
Распоряжением
Министерства от 24 ноября 1973 г. № 087-16 срок введения установлен с 1 июля 1974
г.
1. Настоящий стандарт распространяется на
силовые гидравлические и гидропневматические системы летательных аппаратов (в
дальнейшем изложении - гидросистемы), передающие энергию через рабочую жидкость
или через жидкость и упругую среду от различных бортовых источников питания к
совершающим работу исполнительным механизмам.
Стандарт устанавливает номинальные и
испытательные давления в гидросистемах и их элементах.
Стандарт не распространяется на давления в
гидравлических и гидропневматических амортизаторах шасси, в демпферах «шимми» и
в других устройствах, давления в которых создаются не бортовыми источниками
питания.
2. Номинальные давления (Рномин) в
напорных гидролиниях должны соответствовать следующим значениям: 8, 15, 21, 28,
35, 42, 56 МПа (80, 150, 210, 280, 350, 420, 560 кгс/см2).
3. Значения номинальных давлений во всасывающей и сливной
гидролиниях назначает разработчик гидросистемы.
4. Для гидравлических функциональных подсистем самолетов и вертолетов
(подсистем стартового и стояночного торможения колес и других подсистем, в
которых требуется пониженное давление) применяются редуцированные давления,
номинальные значения которых равны 10, 15, 21, 28 МПа (100, 150, 210, 280
кгс/см2).
5. Все элементы гидросистемы* после изготовления должны
подвергаться в собранном виде опрессовке** давлением, равным 1,5Рномин с выдержкой в течение не менее 3 мин при температуре окружающей
среды и рабочей жидкости (25 ± 10) °С.
______________
* Элементы гидросистемы - агрегаты, трубопроводы,
рукава и детали их присоединения, проходники, угольники, тройники, штуцера и
др.
**
Опрессовка - испытание элементов гидросистем на прочность и плотность (на
отсутствие остаточных деформаций, приводящих к отказу при срабатывании, на
отсутствие трещин, пористости, раковин и других дефектов в материале деталей).
Значение давления опрессовки элементов
гидросистем разового применения устанавливает разработчик по согласованию с
представителем заказчика и указывает в технической документации.
Агрегаты, арматура и трубопроводы,
устанавливаемые в сливные гидролинии, опрессовываются давлением, равным 1,5Рномин в сливных гидролиниях, или давлением, равным значению
максимального заброса давления, если заброс больше 1,5Рномин в сливных гидролиниях.
В случае, если опрессовка агрегата в собранном
виде приводит к разрегулировке (насосы, предохранительные и редукционные
клапаны и другие агрегаты), то допускается опрессовывать перед сборкой только
корпусные детали.
6. Каждый элемент гидросистемы должен испытываться на герметичность
при температурах окружающей среды и рабочей жидкости, установленных в
технической документации на элементы гидросистемы:
1) давлением, равным 1,25Рномин в
напорных гидролиниях, или давлением полного открытия предохранительного клапана,
если это давление больше 1,25Рномин с
выдержкой в течение не менее 3 мин;
2) давлением, равным 1,5Рномин в
сливных гидролиниях, или давлением заброса в сливных гидролиниях, если это
давление больше 1,5Рномин
с выдержкой в течение не менее 3 мин;
3) давлением столба рабочей жидкости, равного максимальному
значению высоты столба жидкости на летательном аппарате, но не менее 2 м, или
соответствующим этой высоте столба жидкости избыточным давлением, но не менее
0,02 МПа (0,2 кгс/см2). Время выдержки под давлением должно быть
достаточным для объективной оценки герметичности, устанавливаться по
согласованию с представительством заказчика, но не менее 2 ч.
7. Испытанию на герметичность разрежением (вакуумом) при абсолютном
давлении 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 20 мин подвергаются
элементы гидросистемы, устанавливаемые во всасывающую гидролинию.
Примечание. Необходимость проведения испытания
разрежением устанавливает разработчик гидросистемы по согласованию с
представителем заказчика.
8. Испытания элементов гидросистемы на статическую прочность
давлением до разрушения проводятся при температуре окружающей среды и рабочей
жидкости (25 ± 10) °С. При этом разрушающее давление* должно быть не менее
3Рномин.
___________
*
Разрушающее давление - это давление, при котором происходит механическое
разрушение деталей изделия (срыв резьбы, образование трещин и другие поломки).
При этом, если в процессе увеличения давления появляется течь через места
уплотнений и соединений деталей изделия, допускается устанавливать в эти места
любые технологические уплотнения, исключающие течь и обеспечивающие повышение
давления до 3Рномин и выше.
Агрегаты, арматура и трубопроводы,
устанавливаемые в сливные гидролинии, испытываются на статическую прочность
давлением до разрушения. При этом разрушающее давление должно быть не менее 3Рномин в сливных гидролиниях, но не менее двойного значения
максимального заброса давления.
Время выдержки под давлением при испытании на прочность
до разрушения, а также количество образцов испытываемых агрегатов
устанавливаются разработчиком по согласованию с представителем заказчика.
Для элементов гидросистемы, работающих под
давлением при температуре более 200 °С, значение испытательного давления повышается с учетом
коэффициента падения прочности материала корпусных деталей.
9. Собранные гидросистемы должны проверяться на герметичность при
температурах окружающей среды и рабочей жидкости и времени выдержки под давлением,
установленных в технической документации на гидросистемы:
1) давлением, равным значению максимального давления наддува
(поддавливания) гидробака;
2) в напорных гидролиниях давлением, равным максимальному давлению
при работе гидросистемы с включенными и выключенными потребителями;
3) в остальных гидролиниях давлением,
равным рабочему давлению при работе гидросистемы.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№ изм.
|
Номера
страниц
|
Номер «Изв.
об изм.»
|
Подпись
|
Дата
|
Срок
введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
Переиздан с учетом изменений № 1, 2, 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|