Нормальные диаметры. Допуски и посадки: основные понятия 35
Допуски и посадки ОСТ 1002
Основные понятия Зазор. Натяг. Посадка
а) При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю „охватывающую14 поверхность и внутреннюю „охватываемую" поверхность.
Один из размеров соприкасающихся поверхностей носит название „о х в а* т ы в а ю щ и йм размер, а другой—„о хватываемы й“.
Для круглых тел охватывающая поверхность носит общее название ,о т в е р-с т и е“, а охватываемая—„в а л“, а соответствующие размеры—диаметр отверстия и диаметр вала.
Примечание. В дальнейшем все понятия и определения, устанавливаем не для круглых тел, соответственно распространяются и на нс-
круглые тела.
0> Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, создающая свободу их относительного движения.
Наибольшим зазором называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.
Наименьшим зазором называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.
в) Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и
диаметром вала до сборки, создающая после сборки неподвижные соединения.
Наибольшим (по абсолютному значению) натягом называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.
Наименьшим (по абсолютному значению) натягом называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.
г\ Допуском зазора или натяга называется разность между наибольшим и наименьшим зазором или наибольшим и наименьшим натягом.
Следствие. Допуск зазора или натяга равен сууме допусков вала и отверстия.
д) У обеих деталей соединения номинальный размер вала и отверстия должен быть один и тот же. Он носит название «номинальный размер соединения*.
е) Посадка определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает в той или иной степени, за счет разности фактических размеров, свободу их относительного перемещения или прочность их неподвижного соединения.
Посадки разделяются на две основных группы:
1. Посадки для свободного движения, при которых обеспечивается возможность относительного перемещения соединенных деталей во время службы.
2. Посадки неподвижные, при которых во время работы не должно проис* ходить относительного перемещения соединенных деталей.
Утвержден Комитетом по стандартизации при Совете труда и оборони 27!VII 1929 г. как обязательный с ///// 1930 г.