Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить ОНТП 5-84/Минуглепром СССР — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при разработке проектов новых и реконструкции действующих шахтных подъемных установок предприятий по добыче полезных ископаемых.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Типы подъемов и их расположение в стволах

3. Режим работы шахтных подъемных

4. Подъемные сосуды

5. Проводники и направляющие устройства

6. Головные канаты

7. Уравновешивающие канаты

8. Устройства в стволах и зумпфах

9. Подъемные машины

10. Электропривод подъемных машин и его питание

11. Тахограмма подъема

12. Способы управления подъемами

13. Вспомогательное оборудование

14. Здания подъемных машин и машинные помещения башенных копров

15. Грузоподъемные средства

16. Длина струны подъемного каната и углы девиации

17. Лифты башенных копров

18. Аварийно-ремонтные подъемы

 
Дата введения01.11.1984
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия01.04.1986
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.10.1981ПринятГосстрой СССРВА-5445-20/3
05.10.1984УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
РазработанГипроникель
РазработанЦентргипрошахт Минуглепрома СССР
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский и проектный институт галургии
РазработанКривбасспроект
РазработанВНИИГМ им. М.М. Федорова Минуглепрома СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ- СССР

Общесоюзные нормы технологи ческого проектирования шахтных подъемных установок

ОНТП5-84 Мйнуглепром СССР

Москва 1984 г.


ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШАХТНЫХ ГЮЛЪЕЮШХ УСТАНОВОК

ОНТП 5-84 Минуглепром СССР

Утверждены Министерством угольной промышленности СССР протоколом от 05.10.1984 по согласованию с Госстроем СССР (письмо от 21.10.1981 Jt ВА-5445-20/3)

Москва, 1984

на с институтом "Докгипроуглвмаш" Мннуглепрома СССР.

4.1.9.    Скипы, клети и противовесы многоканатных подъемов

и скипы одноканатных подъемов надлежит, как правило, оборудовать подвесными устройствами с клиновыми коушами.

4.1.10.    Для пддьемов в стволах с деревянными проводниками допускается применять парашюты резания типа ДП при параметрах подъемных установок, указанных в типажном ряде парашютов.

4.1.11.    Масса противовеса односгашового и одноклетевого подъемов должна соответствовать требованиям правил безопасности.

4.2. В качестве подъемных сосудов для наклонных подъемов следует применять:

4.2.1.    Для грузовых:

а)    скипы с донной разгрузкой - при углах наклона ствола до 25°. Для новых подъемов допускается навешивать на канат два скипа, а для действующих при реконструкции или техническом перевооружении - три скипа;

б)    скипы с разгрузкой через заднюю стенку с секторным затвором - при углах наклона ствола свыше 25°;

в)    на рудниках черной и цветной металлургии при сильно-увлажненном и плохо разгружающемся ископаемом - опрокидные скипы.

4.2.2.    Джя вспомогательных грузолгщских наклонных подъемов следует применять одно- или двухэтажные наклонные клети, оборудованные парашютным устройством. В качестве посадочных устройств должны предусматриваться посадочные кулакж с механическим приводом.

4.2.3.    Для наклонных подъемов, предназначенных для перевозки людей, должны применяться людские вагонетки (ГОСТ 8451-74), оборудованные парашютными устройствами.

4.2.4.    При проектировании наклонных подъемов следует руководствоваться разделом "Одноконцевая канатная откатка" Общесоюзных норм технологического проектирования подземного транспорта горнодобывающих предприятий .

4.2.5.    Перевозку насыпных грузов в вагонетках следует принимать при углах наклона до 20°.

5. Проводники и направляющие устройства.

5.1. При проектировании новых стволов следует, как правило, применять следующие виды армировок:

в скиповых стволах при одном рабочем горизонте - прокмущест-

венео гибкую (канатную), при одновременной работе двух ■ более рабочих горизонтов - жесткую;

в клетевых грузолюдских и людских стволах - жесткую;

в стволах, используемых в качестве запасных выходов ж оборудованных клетевыми подъемами, допускается применение гибкой ар-мжровкж.

Выбор типа армкровкж должен быть обоснован проектом.

5.2.    В стволах, склонных к искривлению, следует применять жесткую нрмжровку.

5.3.    В качестве жестких следует, как правило, применять коробчатые проводники. Допускается применение рельсовых проводников. Для гибких проводников следует применять канаты по ГОСТ 7669-50.

5.4.    Для клетевых стволов предпочтительными являются следующие схемы расположения проводников:

при одногоризонтной работе - по одному с каждой лобовой оторскы клети. Допускается применение лобовых проводников при двух и более рабочих горизонтах, при этом на промежуточных горизонтах следует предусматривать специальные переходные устройства, обеспечивающие проход клети без снижения скорости;

при наличии промежуточного горизонта - по одному с каждой длинной стороны клети.

При клетях длиной больше 4 м допускается применение 3 проводников (2 - с одной длинной стороны, I - с другой), а для шахт черной металлургии - 4 проводника (по 2 с каждой длинной стороны).

5.5.    Допускается применение для клетей и скипов одностороннего расположения двух рельсовых проводников.

5.6.    Подъемные сосуды вертикальных подъемных установок с коробчатыми проводниками должны быть оборудованы упругими футерованными роликовыми направляющими и предохранительными башмаками скольжения.

5.7.    Подъемные сосуды при одностороннем расположении рельсовых проводников следует оборудовать жесткими направляющими башмаками закрытого типа. При двустороннем соосном расположении рельсовых проводников допускается применение жестких направляющих башмаков открытого типа со сменной футеровкой.

5.6. При проектировании жестких армнровок новых стволов шахт угольной промышленности следует, как правило, применять

ткзовой проект, разработанный институтами "Юкгипрошахт" и ВНИИГМ имени М.Ы.Федорова - для скиповых стволов принимать схемы 5 с и 6 с, для клетевых - 4к и бк.

Допускается применение унифицированных схем жесткой арми-ровкн, разработанных институтом "Днепрогипрошахт". Применение других схем должно быть обосновано проектом. Шаг армировки следует принимать 4 м. Для скиповых подъемных установок шаг армировки допускается принимать 6 м.

При расчете и конструировании иесткнх армнровок следует руководствоваться "Методикой расчета жестких армжровок вертикальных стволов шахт" (ВНИЮ1 им.М.М.Федорова).

5.9.    В стволах, оборудованных канатными проводниками, на участках загрузки или разгрузки сосудов на конечных горизонтах и на поверхности должны предусматриваться жесткие проводники, а на подъемных сосудах - направлявшие башмаки для них.

5.10.    В местах перехода с канатных проводников на жесткие и с жестких на канатные скорость подъема не должна превышать 1,5 м/с.

5.11.    При канатных проводниках в качестве основных направляющих устройств должны использоваться разъемные направляющие муфты со сменными втулками.

5.12.    При проектировании канатных проводников надлежит руководствоваться "Временными нормами и рекомендациями на проектирование канатных проводников многоканатн1'- подъемных установок", разработанными МакНИЙ.

6. Головные канаты.

6.1. Выбор конструкции головных канатов необходимо производить с учетом "Инструкции по эксплуатации стальных канатов в угольной и сланцевой дрошшланности".

6.2.    Для вертикальных одноканатных подъемов шахт металлургической и горнохимической промышленности следует применять, как правило, оцинкованные круглопрядные канаты с линейным и точечно-линейным касанием проволок, предусмотренные действующими ГОСТ, с маркировочной группой прочности 1568 МПа (160 кгс /шР). Допускается применять канаты с маркировочной группой прочности

до 1764 МПа (160 кгс/ым2). Предпочтительным является унифицированный ряд канатов по ГОСТ 7666-60 диаметром 27; 33; 36, 5; 42; 46,5; 50,5; 53,5; 56,5; 63,5 мм.

6.3.    Для вертикальных одноканатных подъемов шахт угольной промышленности следует предусматривать оцинкованные головные

канаты по ГОСТ 7666-60 крестовой свивки нераскручиваюцкеся диаметров , как правило, 53,5 и 56,5 мм с маркировочной группой прочности 1566 МПа (160 кгс/ш2).

6.4.    Для многоканатных подъемных установок шахт угольной промышленности в качество головных следует применять, как правило, оцинкованные канаты по ГОСТ 7668-80 (ТУ 14-4-667-75) диаметр* 42 и 46,5 мм с маркировочной группой прочности предпочтительно 1568 МПа (160 кгс/ш^). Допускается применение таких канатов диаметром 50,5 мм.

На шахтах черной и цветной металлургии, химической промышленности для многоканатных подъемов следует использовать подъемные канаты из числа допущенных *йиными правилами безопасности к работе в качостве головных, предпочтительно из унифицированного ■ряда по ГОСТ 7668-60 диаметром 27; 33; 36,5; 42; 46,5; 50,5 мм.

6.5.    При удельном давления на футеровку машин многоканатных подъемов с кругло- или трехграннопрядными канатами больше 2 МПа (20 кгс/см^) следует применять канаты фасоннопрядные пли закрытой конструкции (по мере освоения их производства).

6.6.    Многоканатные подъемные установки должны оборудоваться в копре и зумпфе амортизирующими устройствами с канатно-винтовыми или другими допущенными к использованию амортизаторами.

6.7.    В качестве подъемных канатов наклонных подъемных установок следует применять канаты крестовой свивки диаметром не меное 20 мм с диаметром проволок наружного слоя не менее 1,6 мм, предпочтительно из пластически обжатых прядей по ТУ14-4-874-76 и ТУ14-4-675-76.

6.8.    Дня головных и уравновешивающих канатрв в зависимости от условий эксплуатации должны применяться канаты из оцинкованной проволоки с покрытием для условий работы I или С.

6.9.    Для бадьевых проходческих подъемов следует, как правило, применять канаты закрытой конструкции.

7. Уравновешивающие канаты

7.1. Уравновешивающие канаты при одноканатном подъеме следует использовать при глубинах более 550 м при отношении

ДЛ-а п

гдв Рри - масса одного погонного метра головного каната, кг/м;

Нд    - высота подъема, м;

Qn    - масса полезного груза,    кг.

7.2. В качестве уравновешивающих предпочтительно следует применять круглые ыалокрутящиеся канаты (напр., по ГОСТ ЗОБЬ-80) с маркировочной группой прочности не ниже 1372 МПа (140 кгс/ьд!2).

7.3. Для грузовых подъемов кроме стальных канатов могут применяться резинотросовые ленты, изготавливаемые по утвержденным в установленном порядке техническим условиям. При этом допускается, как правило, но более одного стыковочного соединения каждой ленты.

7.4.    Для уравновешивания одноканатного подъема следует применять один уравновешивающий канат.

7.5.    Ка ыногоканатных подъемных установках должно быть навешено два уравновешивающих каната. Допускается навеска не более четырех уравновешивающих канатов.

7.6.    Суммарная масса погонного метра всех уравновешивающих канатов должна быть равна суммарной массе погонного метра всех подъемных канатов или близка к ней.

7.7.    Масса I погонного метра уравновешивающего каната одноканатного подъема должна быть равна массе I погонного метра подъемного каната или близка к ней.

7.8.    Вертлюги для уравновешивающих круглоарядных канатов должны обеспечивать свободное вращение каната и соответствовать максимальной статической нагрузке и диаметру каната.

Для уравновешивающих круглопрядных канатов подъемов угольной прошшленности предпочтительно применение вертлюгов типа УП, разработанных ВНИИ1Ы им.М.М.Федорова.

7.9.    При наличии уравновешивающих стальных канатов в зумпфе должны быть установлены отбойные брусья, предотвращающие скручивание петли каната. При применении резинотросовых лент брусья

не требуются. Деревянные отбойные брусья должны быть футерованы конвейерной лентой и расположены в 3 яруса через 2-2,5 м. При ограниченной глубине зумпфа и небольшой свободной от воды части зумпфа допускается иметь 2 ряда брусьев. Расстояние между них-

ней частью петли и нижним брусом должно обеспечивать свободное перемещение петли каната при переподьеме.

7.10.    Подъемные установки с уравновешивающими канатами должны оборудоваться защитой от поднятия петли каната, задействованной в цепь сигнализации.

7.11,    Расположение плоских уравновешивающих канатов должно исключать прямое попадание вентиляционной струи на широкую сторону каната.

8. Устройства в стволах и зумпфах

8.1.    При проектировании новых и реконструируемых подъемов следует предусматривать:

сооружение специальных площадок для осмотра и обслуживания подъемных сосудов, разгрузочных кривых, амортизационных устройств, отбойных брусьев, посадочных балок, канатов подъемных, уравновешивающих, тормозных, проводниковых;

необходиьые приспособления и средства механизации для смены и навески канатов и сосудов (специальные лебедки, направляющие шкивы, откидные и выдвижные мосты, полки, площадки и т.п.) я свободные подъезды к монтажным проемам надшахтных зданий и башенных копров;

приспособления и средства механизации для замены копровых шкивов.

8.2.    Глубина зумпфа стволов должна определяться:

а)    глубиной опускания нижнего сосуда при переподьеме с учетом размещения амортизаторов многоканатных подъемов и конструкций подъемны* сосудов;

б)    необходимой высотой для размещения натяжных устройств тормозных и проводниковых канатов;

в)    размещением отбойных брусьев для уравновешивающих канатов;

г)    возможностью спуска длинномерных материалов под клетью;

д)    емкост^ЗЛ?:бора воды, поступающей в зумпф, прсцус’готрев расстояние не менее I м между нижней кромкой петли уравновешивающего каната и верхним уровнем воды в зумпфе;

е)    в ствола::, лепользуешх для спуска-подъема лпде11,-верхним уровнем воды в зумпфе, который должен быть ниже возможного опускания дна клети при переподьеме.

8.3.    Для осмотра навешенных, приема изношенных п навески

новых уравновешивающих канатов скшового подъема следует предусматривать проходку специальных выработок в зушфовоЙ части ствола.

8.4.    При необходимости прокладки в сгволе более 5 трубопроводов диаметром 250 мм и больше должен быть рассмотрен варн-шгт строительства специального коммуникационного ствола, оснащенного клетевым подъемом.

8.5.    В зумпфе должны иметься:

устройства для связи обслуживающего и ремонтного персонала с машинистом подъема;

кнопки "стоп", блокирующие цепи управления подъемов.

8.6.    На шахтах угольной промышленности камеры загрузочных устройств скиповых стволов должны располагаться, как правило, выше основного горизонта. Загрузочные устройства предпочтительно применять с наклонным дозатором, типажные конструкции института "Екгипрошахт" с датчиками весовой дозировки гидравлического типа и дублированием контроля загрузки с помощью изотопных датчиков. Сигнал о заполнении бункеров следует выводить на пульт управления машины.

Для натяжения тормозных канатов следует применять специальные натяжные устройства конструкции института "Донгипро-утлемаш". Натяжение проводниковых и отбойных канатов должно осуществляться грузами, размещаемыми в нижней части ствола.

9. Подъемные машины

9.1.    Для вертикальных подъемов следует применять барабанные одноканатные или много канатные со шкивами трения подъемные машин:’, для наклонных - барабанные одноканатные, соответствующие действующим ГОСТ или техническим условиям завода-из готовите ля.

Предпочтительным является одноканаткый подъем. Многоканатный подъем следует применять, как правило, при глубине ствола больше 700 ы.

9.2.    Подъемные машины одноканатных подъемных установок должны выбираться по следующим параметрам:

максимальному статическому натяжению канатов;

максимальной разности статических натяжений калатсв;

диаметру подъемного каната, выбранному для условий нижнего горизонта;

соотношению диаметра органа навивки и диаметра каната; навивочной поверхности бараоана; допустимой максимальной скорости подъема.

Многоканатные машины долины, кроме того, обеспечивать: нескольжение каната;

допустимое удельное давление каната на футеровку канатоведущего шкива;

соответствие числа канатов данным эавода-изготовителя машины.

b анкете на заказ подъемной мяпшяы Умногоканатной или о дноканатной; должно оыть указано, что механическая часть подъемной гдашины должна быть изготовлена с учетом максимальных статических величин натяжения и разности натяжения, приведенных в ГОСТ, а электрооборудование и тормозные устройства должны соответствовать расчетной величине разности натяжений.

В угольной промышленности должны применяться барабанные подъемные машины из унифицированного ряда НлМз: для высоты подъема до 5и0 м - МнУ 5-2,5-1,6;

до 700 м - МНУ 5-3,1о-1,6; до Уии м - МНУ 5-4-1,6 Многоканатные подъемные установки следует оснащать машинами ЦШ5х4 (для угольного и, при неооходимостн, для клетевого подъема; ж ЦЦ14Х4 - для породного и для клетевого подъема. При высоте подъема свыше 1200 м и скипах емкостью 35 ы3 додуо-кается применение машины ЦШ 5x8.

9.3. для одноканатных вертикальных грузовых подъемов предпочтительной является однослойная навивка каната; допускается применение двухслойной навивкж.

У.4. Удельное давление каната на футеровку многоканатных подъемных машин не должно, как правило, превышать: для закрытых канатов - 2,5 МПа (25 кгс/см^;; для трехграннопрядных и круглопрядных с линейным касанием проволок - 1,6-1,8, но не больше 2,0 МОа (20 кгс/см^;.

Большие давления могут допускаться только по согласованию с заводом-изготовителем машины.

9.5. Для одноканатных подъемов с цилиндрическими барабанами и расположением направляющих шкивов на одной горизонтальной

оси предпочтительной является двух6арабаяная подъемная машина.

При расположении направляющих шкивов в одной вертикальной плоскости или при одноканатных одноконцовых с противовесом подъемах и малым расстоянием между направляющими шкивами, расположенными на одной горизонтальной оси, - машина с одним разрезным цилиндрическим барабаном. Канат противовеса следует при этом крепить к малой части барабана, а навивку каната производить в один слой на большую часть барабана и доводить его со стороны заклиненной части барабана только до разреза.

Для нормального перехода правого каната через разрез барабана плоскость правого направляющего шкива должна располагаться левее разреза не менее чем на 150 мм.

9.6.    Расчетный коэффициент трения подъемных канатов по футеровке типа ПП-45 канатоведущего шкива следует принимать:

0,2 - для закрытых канатов,

0,25 - для трехграннопрядных и круглопрядных канатов с линейным и точечно-линейным касанием проводок.

9.7.    Для многоканатных подъемов предпочтительной является схема без отклоняющих шкивов (при угле обхвата канатом шкива трения 160°).

При необходимости выбора схемы с отклоняющим слитом угол обхвата канатом шкива трения следует принимать в пределах 185-190°, но не более 195°.

9.8.    Отношение статического натяжения груженой ветви

канатов к натяжению порожней ветви не должно превышать значений при коэффициенте трения 0,2 - Кст < 1,27, при коэффициенте трения 0,25 - Кст <    1,5.

9.9.    Выбор основных элементов многоканатных подъемных устанввок и проверочные расчеты на нескольжение канатов следует производить по "Методике выбора и расчета рациональных параметров двухскиповых и односкиповых с противовесом многоканатных подъемных установок", разработанной ИГМ им.М.М.Федорова.

9.10.    Выбор редукторов подъемных машин должен производиться с учетом:

необходимого передаточного отношения для получения заданной скорости;

максимального крутящего момента, включающего динамические усилия в период разгона;

допустимой скорости вращения приводного вала.

9.II. Редукторы для одноканатных и иногоканатных подъемных машин должны соответствовать номенклатуре заводов-изготовителей.

10. Электропривод подъемных машин

10.1.    Выбор установленной мощности электродвигателей для подъемной машины должен производиться с учетом:

эффективной потребляемой мощности за цикл подъема;

максимального пикового момента в период разгона при подъеме максимального груза;

необходимого максимального экстренного момента.

10.2.    Скиповые подъемные установки с приводом мощностью 2000 квт и более следует оснащать тихоходными двигателями постоянного тока серии П2 с комплектным тиристорным преобразователем унифицированной серии КТЗУ с реверсом в цепи возбуждения и питанием от сухих трансформаторов или комплектом аппаратуры оборудования по системе Г-Д.

Скиповые подъемные установки с общей установочной мощностью до 2000 квт следует оборудовать асинхронным приводом с двумя илн одним двигателем мощностью до 1250 квт в единице. Предпочтительным является двухдвигательный привод, обеспечиваицкй работу подъемной установки с одним двигателем в экстренных случаях.

10.3.    Для клетевых подъемных установок с мощностью привода свыше 1000 кВт предпочтительным является применение электропривода с тихоходными двигателями серии П2 с преобразователями по системе Г-Д разработки ХЭМЗ и ВШШлектропривод. Асинхронный привод следует применять при единичной установочной мощности двигателя до 1250 кВт.

Каждый двигатель двухдвигательного привода должен иметь свой комплект аппаратуры управления, а для подъемных установок с тиристорным преобразователем проектом должен быть предусмотрен резервный преобразователь, поставляешь в комплекте с подъемной машиной.

10.4.    При выборе преобразователя для подъемных машин с двигателем постоянного тока-Г-Д или тиристорный преобразователь следует учитывать, что применение тиристорных преобразователей предпочтительно, если шахтная подстанция при включении тиристоров обеспечивает необходимую синусоидальность кривой напряжения

Общесоюзные нормы технологического проектирования шахтных подъемных установок разработаны институтами "Центро-гипрошахт" и ВЙИИРЛ им. М.М.Федорова Министерства угольной промышленности СССР, "Кривбасспроект" Министерства черной металлургии СССР , "Гипроникелв" Министерства цветной металлургии СССР и "Все с осиным научно-исследовательским и проектным институтом галургии" Министерства химической промышленности.

Рабинович ИД.

С вводом в действие настоящих норм утрачивают силу соответствующие разделы норм технологического проектирования предприятий Минуглепрома СССР, Минчермета СССР, Минцветмета СССР и Минхимлрома.

Редакторы инженеры

Шейнберг СД.

(Центрогиирошахт)

в соответствии с требованиями ГОСТ 1310Э-67, а мощность короткого замыкания на шинах, питающих трансформатор тиристорного преобразователя, не менее чем в 30 раз больше мощности преобразователя. При необходимости следует предусматривать установку фильтрокомпенсирующих устройств (после освоения юс производства).

10.5. При использовании редукторов подъемных машин с двумя быстроходными приводными валами оба двигателя долины выбираться одного и того хе типоразмера.

II. Тахограмма подъема

11.1.    Число рабочих периодов тахограымы подъема следует устанавливать при проектировании в зависимости от типа подъемной машины (барабанная, бицилиндроконическая), подъемного сосуда

и способа его разгрузки.

11.2.    Величины ускорений и замедлений подъема должны соответствовать требованиям ЕПБ и ПТЭ.

Для вертикальных многоканатных людских и грузовых подъемов величина основного ускорения должна приниматься в пределах 0,5-0,75 м/с2.

11.3.    Скорость равномерного движения скипа в кривых следует принимать при клапанном затворе - 0,4 м/с, при секторном -0,5 м/с. Ускорение и замедление в кривых не должно превышать 0,3 м/с2.

11.4.    На первоначальном и конечном участках движения клетевого подъема протяженностью 1,5-2 м следует принимать скорость не больше 0,5 м/с.

11.5.    Для наклонных подъемов должно быть обеспечено отсутствие набегания сосуда (состава) на канат при предохранительном торможении поднимаемого расчетного груза (с учетом свободного выбега).

12. Способы управления подъемами

12.1.    Системы управления подъемными машинами следует принимать:

12.1.1.    для клетевых подъемных установок

а)    дистанционное;

б)    дистанционное и автоматическое (последнее - для грузовых подъемов);

в)    ручное из малинного зала;

г)    лифтовое (для едкоклетевых подъемов с противовесом,

Министерство    j    Общесоюзные нормы технологи- у ОНТО 5-84

угольной промыв- iвеского проектирования шахт- I--

данности СССР J ных подъемных установок ■ Минугледром СССР (Минутлепром СССР)!    I    --

I. Общие положения

1.1.    Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов новых и реконструкции действующих шахтных подъемных установок (в дальнейшем "подъемов") предприятий по добыче полезных ископаемых.

1.2.    При проектировании подъемов следует кроме настоящих норм руководствоваться Правилами безопасности и Правилами технической эксплуатации соответствующих отраслей промышленности, а также другими общесоюзными и ведомственными нормативными документами

по проектированию.

1.3.    Перечень и количество резервного оборудования, запасных частей, канатов для подъемов следует принимать по правилам технической эксплуатации я другим ведомственным документам по эксплуатации подъемов. Проектом должны быть предусмотрены специальные места длл хранения резервных подъемных сосудов и канатов, оборудованные грузоподъемными средствами.

2. Типы подъемов и их расположение в стволах

2.1.    Для выдачи полезного ископаемого и породы следует принимать скиповые подъемы. Выбор для этих целей клетевого подъема допускается при необходимости исключения измельчения транспортируемого ископаемого при загрузке и разгрузке подъемных сосудов.

2.2.    При одновременной работе двух и более горизонтов следует прорабатывать вариант перепуска горной массы с верхнего горизонта на нижний и выдачи всей добычи с этого горизонта.

2.3.    Выдачу полезного ископаемого надлежит принимать, как правило, двухскиповым подъемом. Однсскиповой подъем с противовесом следует применять: если при небольшой производительности применение двухскипсвого подъема экономически неоправдано; если

Внесены Всесоюзным науч-| Утверждены протоколом | Срок введения но-иссладовательскям и ! Министерства угольной | р действие npoexTHiiM институтом | промышленности СССР j01.II.1964 г. "Центрепшроиздг” ] ст 5 апреля 1964г.

при высокой производительности оптимальным является вариант одновременной работы трех скипов; при многогоризонтной работе; при необходимости раздельной выдачи различных сортов (марок) полезного ископаемого.

2.4.    Для выдачи порода следует в зависимости от требуемой производительности принимать одно-или двухскиповой подъем. Для шахт угольной промышленности следует прорабатывать возможность использования для выдачи горной массы породного подъема, расположенного в одном стволе с угольным.

2.5.    Для выполнения вспомогательных грузовых операций и спуска - подъема людей в зависимости от требуемой производительности и условий работы (одно-или многогоризонтная) должны, как правило, приниматься следующие виды подъемов:

дзухклетовой и одноклетевой с противовесом;

два’ однсхлетевых с противовесами.

Допускается применение односжхповых и одноыетевых подъемов без противовесов.

В проектах реконструкции, подготовки новых горизонтов, технического перевооружения, а также при небольших производительностях и глубинах новых шахт допускается принимать один двухклетевой подъем.

2.6.    Фланговые стволы, используемые в качестве запасных выходов, должны оборудоваться одно-или двухклетевымм (в зависимости от диаметра ствола) подъемами с клетями на принятую для шахты вагонетку. Отказ от оборудования этих стволов подъемами дол-иен быть обосновав проектом.

Для подъемов фланговых стволов допускается трех елейная навивка каната на барабан и отсутствие парашютов. Для них требуется устройство механической или электрической сигнализации, позволяющей подавать сигналы как из подъемного сосуда, таи и с горизонтов, с которых должен осуществляться подъем людей.

2.7.    В одном стволе следует, как правило, располагать не более двух подъемов. Допускается размещение в одном стволе трех подъемов. Скиповые и центральные клетевые стволы следует, как правило, принимать диаметром не менее 7 и.

2.8. Располагать в одном стволе грузовые и людские (грузо-

людские) подъемы, как правило, не следует. При обоснованной необходимости такого размещения проектом должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие возможность работы грузового подъема при перевозке людей.

2.9. При проектировании шахт, разрабатывающих последовательно несколько горизонтов, выбор одноканатных подъемов следует производить на срок их работы до 25 лет. При этом следует резервировать площадку для размещения нового подъема и предусматривать необходимую высоту копра.

3. Режим работы подъемов

3.1.    Число рабочих дней в году для подъемов принимается то же, что и для шахты в целом.

3.2.    При расчете баланса времени работы подъема в течение суток следует учитывать время на осмотр канатов, сосудов, ствола, техническое обслуживание и проведение профилактических мероприятий на подъемном комплексе.

Затраты времени на эти операции должны определяться проектом с учетом конкретных условий и требований отраслевых правил безопасности и правил технической эксплуатации.

Для шахт угольной промышленности среднесуточные затраты времени на осмотр и ремонт подъемной установки следует определять по формуле:

Т о.р. = А + Ш^КГ3, ч,

где Нст - глубина ствола, м;

А, В - коэффициенты, определяете по таблице:

Вид подъемной машины

Число подъемов в стволе

! А

|

! В 1

Барабанная

I

2.4

2.5

••

2

2.6

3,0

и

3

3,0

3,2

Со шкивом трения

I

2.6

2,6

••

2

2,6

3,2

п

3

3,1

3,4

3.3. При трехсменном режиме работы по добыче и распологе-

кии в одном стволе одного ели двух подъемов общее число часов работы каждого основного и вспомогательного подъемов следует принимать, как правило, не больше 18 часов в сутки, при трех подъемах в стволе - 15 часов в сутки. При двухсменном режиме работы по добыче общее число часов работы основного подъема принимать, как правило, не больше 14, вспомогательного - 16 часов в сутки. При наличии только одного клетевого подъема общее число часов его работы не должно превышать 18 часов в сутки.

В проектах реконструкции, подготовки новых горизонтов, технического перевооружения допускается по согласованию с Министерствами или    производственным    объединением    при

нимать для действующих скиповых и клетевых подъемов общее время работы каждого подъема до 20 часов в сутки.

3.4. Продолжительность спуска или подъема всех рабочих одной смены (от входа в клеть до выхода из нее) не должна превышать 40 мин.

3.5. Коэффициент неравномерности работы скиповых подъемов следует принимать:

3.5.1.    для шахт угольной, горнохимической промышленности и цветной металлургии - 1,5 для последнего проектируемого горизонта. На период подготовки каждого нового горизонта допускается снижение коэффициента неравномерности работы подъема до 1,25;

3.5.2.    для шахт черной металлургии в зависимости ст принятой емкости подземного бункера в соответствии с таблицей I.

Таблица I

^кость подземного бункера в долях

часовой производительности шахты    0,5-1,0    1,0-2,0 2,0-3,О

Коэффициент неравномерности работы скипового подъема    1,6    1,6-1,5    1,5-1,25

Предпочтительными являются значения: емкость подземного бункера - 2,5 ч и коэффициент неравномерности работы подъема 1,3.

3.6. Коэффициент неравномерности работы клетевых подъемных установок для последнего проектируемого горизонта следует принимать:

для шахт угольной, горнохямической промышленности ■ цветной металлурги! - 1,5, для шахт черной металлургии - 1,4,

При этом для шахт угольной промышленности следует принимать коэффициент неравномерности равным I при расчете времени выполнения следующих вспомогательных операций:

а)    механизированный спуск длинномера в контейнерах;

б)    неодновременный спуск и подъем людей, если расчет времени производится отдельно по подъему и отдельно по спуску, а потом сушируется;

в)    спуск ВВ.

3.7. Продолжительность паузы.

3.7.1. Продолжительность паузы на одновременную загрузку ж разгрузку скипов следует принимать по таблице 2.

Таблица 2

сжигаем3 З-4    5 6»^7 8    9»5    11 15    Г7    19 20    25    35    55

Пауза, с 7    8 9 10    II    12 15    17    19 20    25    35    45

3.7.2. Продолжительность паузы при механизированном обмене вагонеток в одном этаже клети следует принимать по таблице 3.

Таблица 3

Длина клети, м

! Двухсторонний околостволышй ! двор

пауза, с

до 2,55

20

до 3,1

25

до 4,5

30

до 6,5

40

Паузу на загрузку - выгрузку вагонетки с ВВ следует принимать 80 с. В паузу входит время от конца одного цикла до начала следующего цикля подъема при его нормальной работе (включая время на подачу сигнала).

При двухэтажных клетях, одноэтажных приемных площадках и органе навивки с постоянным радиусом пауза для обмена вагоне-

ток удваивается и, кроме того, добавляется 10 с на перестановку клети.

При двухэтажных клетях и переменном радиусе навивки пауза увеличивается на 20 с.

При использовании агрегатов с комбинированными посадочными устройствами (качающиеся площадки и выдвижные кулаки) пауза увеличивается для каждого этажа клети на Ь с.

На приемных площадках с Челноковым движением вагонеток через клеть пауза определяется проектом.

3.7.3. Продолжительность пауз на посадку и выход лвдей из клети следует при раздельном выполнении операций по спуску и подъему лвдей принимать:

-    для одноэтажных клетей - равной числу людей плюс 10 с;

-    для двухэтажных клетей - при одной посадочной площадке -равной числу лвдей в обоих этажах плюс 25 с, а при двух посадочных площадках - равной числу лвдей в одном этаже плюс 10 с.

Предпочтительной является схема с одновременным входом н выходом лвдей из каящого этажа клети.

Полезная площадь пола клети для размещения людей должна определяться как произведение внутренней ширины клети на длину, уменьшенную на 0,4 м.

Число лвдей в каждом этаже клети следует определять, исходя из нормы 0,2 кв.м полезной площади пола клети на одного человека.

3.8. Затраты времени на спуск в шахту длинномерных материалов и оборудования следует определять расчетом в зависимости от принятой проектом технологии выполнения этих работ.

4. Подъемные сосуда

4.1.    Подъемные сосуда для вертикальных подъемов следует применять:

4.1.1.    Для одноканатных подъемов:

скипы - по ГОСТ 20755-75 (с учетом конструктивно измененного лотка),

клети - по ГОСТ 3950-75.

4.1.2.    Для шогоканатных подъемов - клети и скипы из числа предусмотренных типажом (впредь до ввода в действие соответствующих ГОСТ). При этом концевая нагрузка должна быть не меньше расчетной, исключающей возможность проскальзывания каната.

4.1.3.    В проектах реконструкции ж технического перевооруже-нжл шахт, действующие и сохраняемые стволы которых и их арюгров-ка не позволяют применить подъемные сосуды по ГОСТ (типажу), допускается использование индивидуальных скипов и клетей. Конструктивные решения ж размеры этих скипов и клетей должны быть максимально приближены к принятым ГОСТ (типажом).

4.1.4.    Угольные и породные скипы на новых шахтах угольной промышленности, выбираемое из числа разработанных, должны быть

с неподвижным кузовом и секторным затвором при неподвижном лотке. Для подъемных установок с машинами барабанного типа скипы, как правило, должны иметь емкость II м3 по углю и 7 м3 по породе. Допускается применение угольных скипов емкостью 15 м3.

Для подъемных установок с многоканатзыми машинами следует применять скипы угольные емкостью 25 и 35 м3, породные II и 15 м3.

4.1.5.    Клети следует применять с глухим кузовом. Для шахт черной и цветной металлургии допускается применять клети с подвижным кузовом.

Для новых шахт угольной промышленности следует применять двухэтажные клети на одну вагонетку в этаже размером в плане 4 х 1,5 и. Для многоканатных подъемных установок допускается применение двухэтажных клетей на одну вагоиетку в этаже размером в плане 5,2 х 1,5 м. При необходимости размещения в клети груза большим габаритов допускается для одной одноклетевой подъемной установки принимать клеть размером 5,2 х 1,65 (без увеличения расчетного диаметра ствола).

4.1.6.    Применение в проектах скипов и клетей, отличающихся от предусмотренных действующими ГОСТ и типажом, допускается с разрешена отраслевого министерства.

4.1.7.    Для одноканатных подъемов предпочтительным является применение облегченных сосудов из высококачественных сталей с антикоррозшшым покрытием. Возможность заказа таких сосудов должна быть согласована с заводом-изготовителем. Допускается применение облегченных сосудов для многоканатных подъемов, если при этом исключена возможность возникновения скольжения канатов.

4.1.6. Клети и противовесы, оборудованные парашютами по ГОСТ 15850, следует применять, как правило, при высоте подъема до 900 м. Возможность использования этих парадютов при большей высоте подъема в каждою конкретном случае должна быть согласова-