Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

73 страницы

390.00 ₽

Купить ОДМ 218.9.017-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ представляет собой методические рекомендации по производству аэрофототопографических работ с использованием беспилотного летательного аппарата при изысканиях в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог. Положения документа предназначены для организаций, выполняющих разработку документов соответствия (стандартов организаций), изыскания, проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Кроме того, ОДМ рекомендуется к использованию производителям беспилотных аэрофотосъемочных комплексов, фотограмметрических программных пакетов обработки и систем автоматизированного проектирования.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие положения

6 Подготовительный этап

     6.1 Сбор и анализ информации об объекте изысканий

     6.2 Проектирование (планирование) полетного задания

     6.3 Планирование установки опознаков

     6.4 Обеспечение полетов

     6.5 Расчет параметров полета

7 Полевой этап

     7.1 Создание планово-высотной подготовки аэрофотосъемки

     7.2 Обеспечение безопасности во время полета БПЛА

     7.3 Подготовка БАС и выполнение аэрофотосъемки

     7.4 Получение результатов съемки

     7.5 Полевое дешифрирование

8 Камеральный этап

8.1 Камеральная обработка геодезических измерений

8.2 Фотограмметрическая обработка данных аэрофотосъемки

8.3 Получение топографического плана заданного масштаба

8.4 Составление отчета по инженерно-геодезическим изысканиям

Приложение А. Примерные ТТХ БАС используемых для аэрофототопографической съемки

Приложение Б. Структурная схема выполнения работ

Приложение В. Пример полетного задания аэрофотосъемки

Приложение Г. Пример плана полета с перекрытием смежных полетных заданий

Приложение Д. Пример съемки по челночной схеме полета

Приложение Е. Примеры опознаков

Приложение Ж. Схемы расположения опознаков

Приложение И. Схема перекрытия аэрофотоснимков

Приложение К. Пример выполнения АФС с БПЛА (справочный).

Ключевые слова

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.07.2019УтвержденФедеральное дорожное агентство1982-р
РазработанООО Центр-Дорсервис
ИзданРосавтодор2019 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫМ методический документ

роспвтолор

М ЕТОДИ Ч ECKIIЕ РЕ КОМ Е11ДАЦ1111 ПО ПРОИЗВОДСТВУ АЭРОФОТОТОПОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ В ЦЕЛЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

МОСКВА 2019

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр-Дорсервис».

2    ВНЕСЕНО Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения. Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 29.07.2019 № 1982-р.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

5.2 Основанием для выполнения указанных работ является контракт (договор), содержащий задание и программу работ. Задание должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для составления программы работ, и требования к материалам и результатам инженерных изысканий. Содержание технического задания должно соответствовать п. 4.10-4.14 СП 47.13330.2012 (СНиП 11-02-96).

5.2.1 Задание на выполнение инженерных изысканий должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для составления программы работ и основные требования к материалам и результатам инженерных изысканий.

5.2.2 Задание составляется и утверждается застройщиком или техническим заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий. Ответственность за полноту и достоверность данных в задании возлагается на технического заказчика, а при его отсутствии на застройщика.

5.2.3    Задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации должно содержать следующие сведения и данные:

-    наименование и вид объекта;

-    идентификационные сведения об объекте (функциональное назначение, уровень ответственности зданий и сооружений);

-    вид строительства (новое строительство, реконструкция, консервация, снос (демонтаж);

-    сведения об этапе работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта;

-    данные о местоположении и границах площадки (площадок) и (или) трассы (трасс) строительства;

-    предварительную характеристику ожидаемых воздействий объектов строительства на природную среду с указанием пределов этих

воздействий в пространстве и во времени (для особо опасных объектов);

-    сведения и данные о проектируемых объектах, габариты зданий и сооружений;

-    необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий;

-    перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить инженерные изыскания;

-    требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при инженерных изысканиях;

-    дополнительные требования к производству отдельных видов инженерных изысканий, включая отраслевую специфику проектируемого сооружения;

-    требования оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий территории изысканий;

-    требования к материалам и результатам инженерных изысканий (состав, сроки, порядок представления изыскательской продукции и форматы материалов в электронном виде);

-    наименование и местонахождение застройщика и/или технического заказчика, фамилия, инициалы и номер телефона (факса), электронный адрес ответственного представителя.

Предусмотренные в задании требования к результатам инженерных изысканий и срокам их выполнения могут уточняться исполнителем инженерных изысканий при составлении программы работ и в процессе выполнения изыскательских работ по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком.

К заданию прилагают графические и текстовые документы, необходимые для планирования и организации проведения инженерных изысканий:    копии имеющихся инженерно-топографических планов.

ситуационных планов (схем) с указанием границ площадок, участков и направлений трасс, с контурами проектируемых зданий и сооружений (если они определены)и другие документы, определенные законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

5.2.4    Изменения вида или размеров проектируемого объекта, объемов и сроков выполнения инженерных изысканий должны оформляться в виде нового задания или дополнения к заданию.

5.2.5    В задании не допускается устанавливать состав и объем работ, методику и технологию их выполнения, за исключением заданий на отдельные виды работ для субподрядных организаций исполнителя.

Состав инженерных изысканий, объемы, методики и технологии работ, необходимые и достаточные для выполнения задания, определяет и обосновывает исполнитель инженерных изысканий в программе выполнения инженерных изысканий.

5.3 Для съемки используются специализированные БАС. Эксплуатирующим организациям    при выборе аэрофотосъемочного

комплекса, состоящего из БАС и программ обработки полетных данных, рекомендуется обратить внимание на документацию о технологии получения и обработки материалов, необходимых в целях обеспечения соответствия построенных ортофотопланов и ЦММ требованиям действующих нормативно-технических документов. Указанная информация должна быть подкреплена сертификатами о соответствии применяемой технологии и/или получаемой продукции. Кроме того, при самостоятельном выборе модели и комплектации БАС, организациям необходимо учитывать требования программно-аппаратных комплексов обработки полетных данных. Рекомендуемые параметры съемки и набор используемой полезной нагрузки, а также необходимые входные данные, обеспечивающие построение ЦММ

требуемой точности и ортофотоплана, уточняются у разработчиков программных продуктов обработки полетных данных.

5.4 При необходимости производится комбинированная аэрофототопографическая съемка, с использованием спутниковых технологий; тахеометрическим методом; наземным и воздушным лазерным сканированием; цифровой аэрофотосъемкой, а также сочетанием различных методов. Используемые методы должны обеспечивать точность съемки ситуации и рельефа в соответствии с СП 47.13330.2012 п.5.1.1.16 - 5.1.1.18.

5.4.1    Средние погрешности определения планового положения предметов и контуров местности с четкими, легко распознаваемыми очертаниями (границами) относительно ближайших пунктов (точек) геодезической основы, не должны превышать в масштабе плана на незастроенных территориях 0,5 мм для открытой местности и 0,7 мм - для горных и залесенных районов.

Средняя погрешность определения планового положения промерных точек относительно ближайших пунктов (точек) съемочного обоснования при инженерно-гидрографических работах на реках, внутренних водоемах и акваториях не должна превышать 1,5 мм в масштабе плана.

Предельные погрешности во взаимном положении на плане закоординированных точек и углов капитальных зданий (сооружений), расположенных один от другого на расстоянии до 50 м, не должны превышать 0,4 мм в масштабе плана.

При съемке промышленных предприятий с большим количеством подземных и надземных коммуникаций и сооружений, требования к погрешностям взаимного положения точек конструкций следует устанавливать в задании.

5.4.2    Для определения положения точек подземных коммуникаций и сооружений применяют приборы поиска подземных коммуникаций и

георадары. Фактическая точность определения положения точек должна подтверждаться контрольными геодезическими измерениями.

Средние погрешности в плановом положении точек подземных коммуникаций и сооружений относительно ближайших капитальных зданий (сооружений) и точек съемочного обоснования не должны превышать 0,7 мм в масштабе плана.

Средняя величина расхождений в плановом положении точек подземных коммуникаций и сооружений с данными контрольных полевых определений относительно ближайших капитальных зданий (сооружений) и точек съемочного обоснования не должна превышать: 0,3 м - при съемке в масштабе 1:200; 0,5 м - в масштабе 1:500; 0,8 м - в масштабе 1:1000; 1,2 м - в масштабе 1:2000.

Предельные расхождения между значениями глубины заложения подземных коммуникаций и сооружений, полученными с помощью приборов поиска подземных коммуникаций и по данным контрольных полевых измерений, не должны превышать 15 % глубины заложения.

5.4.3 Средние погрешности съемки рельефа и его изображения на инженерно-топографических планах или ИЦММ относительно ближайших точек съемочного обоснования не должны превышать от принятой высоты сечения рельефа:

1/4 - при углах наклона местности до 2°;

1/3 - при углах наклона местности от 2° до 6° (для планов в масштабах 1:5000 и 1:2000) и от 2° до 10° - для планов в масштабах 1:1000, 1:500 и 1:200;

1/3 - при высоте сечения рельефа через 0,5 м для планов в масштабах 1:5000 и 1:2000.

Для залесенных (закрытых) участков местности указанные величины при обосновании в программе работ допускается увеличивать в 1,5 раза.

В районах местности с рельефом, имеющим углы наклона свыше 6° (для планов в масштабах 1:5000 и 1:2000) и свыше 10° (для планов в масштабах 1:1000, 1:500 и 1:200), средние погрешности определения высот характерных точек рельефа не должны превышать 1/3 принятой высоты сечения рельефа.

5.5    При выборе АФС с БПЛА необходимо учитывать факторы, препятствующие проведению работ:

-    Наличие растительности;

-    Переломы местности (трещины, расщелины, сложно дешифрируемые по данным АФС);

-    Невозможность дешифрировать отдельные элементы съемки (свесы крыш и карнизов построек, однотонные объектов АФС, загрязненность дорожного полотна);

-    Сезонность (погодные условия, наличие снежного покрова);

-    Наличие теней, облаков, производственных дымов и атмосферной дымки, затрудняющих или исключающих процесс дешифрирования;

-    Наличие объектов с высокой отражающей способностью (поверхность воды, снежные покровы);

-    Наличие и высотность застройки (высотные здания, телекоммуникационные вышки). Техническое оснащение БПЛА должно обеспечивать безопасное выполнение полетов с учетом географических особенностей территории Российской федерации.

5.6    Комплект БАС должен состоять из БПЛА с бортовым и/или наземным ГНСС приемником геодезической точности, бортовым комплексом управления, авионики, полезной нагрузки и наземной станции управления. Примерные характеристики БАС приведены в Приложении А.

Бортовой комплекс управления состоит из:

- автопилота;

-    навигационной системы;

-    приемника спутниковой навигационной системы для регистрации центров фотографирования;

-    системы инерциальных датчиков;

-    накопителя полетной информации.

Основной задачей БПЛА является выполнение полетного задания, получение данных АФС и регистрация центров фотографирования. Этот набор данных является минимальным для дальнейшей камеральной обработки.

К полезной нагрузке для задач аэрофотосъемки относится цифровая фотокамера.

Как дополнение могут использоваться системы стабилизации съемочного оборудования, видеокамера, инфракрасная камера и др.

Функции НСУ:

-    формирование/компиляцня полетного задания и его загрузка в автопилот;

-    слежение за полетом;

-    прием данных;

-    передача команд управления.

В задачи НСУ входит:

-    поддержание связи с БПЛА во время полета

-    получение информации о состоянии и местоположении БПЛА

-    выполнение команд оператора (при возникновении внештатных ситуаций)

Для выполнения этих задач границы полетного задания не должны выходить за пределы радиуса действия канала связи. Информация о разрешенных и зарезервированных частотах приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Сводный перечень диапазонов частот и отдельных каналов, используемых в РФ

Пользователи

Частоты, МГц

Пояснение

Радиостанции информационно -развлекательного характера

0.153-1.152 12.06 - 15.39

общий интервал частот

Горные экспедиции и радиолюбители

около 14.18

вне вещания зарегистрированных частот

Гражданский диапазон в РФ

25.475 - 29.52

общий интервал частот

Телевещание

49.75 /56.25 -711.25/717.75

изображен не/зву к

Министерство обороны РФ

38.750

39.800

42.870

43.125

43.825

44.350

44.600

закрепленные каналы

Пожарная служба

40.100

закрепленный канал

44 800

закрепленный канал

Радиостанции информационно -развлекательного характера

66.44 - 89.00, 89.10 - 107.80

общий интервал частот

Пожарная служба

148.050

закрепленный канал

148.200

закрепленный канал

ФАПСИ, службы безопасности и обороны РФ

149- 149.9

шаг 0.9

ФАПСИ

157.875

169.455

169.462

каналы особого назначения

162.7625-

163.2000

закрепленный интервал частот, шаг 0.4375

168.5- 171.15

закрепленный интервал частот, шаг 2.65

Федеральное агентство правительственной связи (ФАПСИ), службы безопасности и обороны РФ

173-174

закрепленный интервал частот

Продолжение таблицы 1.

Пользователи

Частоты, МГц

Пояснение

УГАИ ГУВД Москвы

205.10

закрепленный канал

Полиция

205 - 209

закрепленный интервал

ФАПСИ, службы безопасности и обороны РФ

273 - 300

закрепленные каналы, шаг 27 кГц

Средства Фиксированной и подвижной служб, ФАПСИ

300 - 308

закрепленные каналы, шаг 8 кГц

ФАПСИ, службы безопасности и обороны РФ воздушной радионавигационной службы, службы безопасности и обороны РФ

308 - 328.6

закрепленные каналы, шаг 20.6 кГц

328.6-335.4

закрепленные каналы, шаг 6.8 кГц

Свободные частоты, используемые в гражданских целях (согласно решению Государственной комиссии по радиочастотам от 11.12.2006), без оформления отдельных разрешений для каждого конкретного типа радиоэлектростанции

403 -410

- соответствие характеристикам согласно приложений к решению ГКРЧ;

- 403-410 МГц и 417-422 МГц только за пределами зоны радиусом 350 км от центра г. Москвы;

- при эксплуатации радиоэлектростанцнй должна быть обеспечена защита от помех средств радиоастрономической службы в полосе частот 406.1 - 410 МГц

417-422

446.00625 -446.09375

МВД РФ

461.000

канал спецсвязи

ОВД

462.875

закрепленный интервал частот

462.900

закрепленный интервал частот

Полиция

622.200 -626.000

закрепленный интервал частот

Спецификации наиболее распространенных каналов связи, для управления БПЛА с НСУ, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Примеры обеспечения связи между БПЛА и НСУ

Радиус

обеспечения

радиосвязью

полета

Обеспечение прямой видимости радиосигнал а БПЛА с НСУ

Диапазон частот, МГц/стандар т связи

Мощность

передатчика,

Вт

Характер канала связи

Необходимость разрешения Федерального агентства связи

до 5 км

да

2.4 /стандарт Wi-Fi

0,1

скоростной

нет

более 5 км

да

2.4 /стандарт Wi-Fi

от 1

скоростной

да

до 15 км

да

868 - 868,2

от 1

скоростной

да

до 15 км

да

902-928

от 1

скоростной

да

до 75 км

да, на высоте 500 м над землей

417-422, 429 - 437, 433 -447

до 5

дальний

да

в зоне покрытия сотовой связи

нет

стандарт

GSM

-

GSM

нет

Все используемое оборудование должно иметь необходимые сертификаты и поверки, в том числе сертификат о летной годности, если такой требуется для эксплуатации БПЛА.

Полеты БПЛА рекомендуется выполнять в автоматическом режиме по заранее проектируемым маршрутам. Такой режим позволяет уменьшить ошибки, возникающие при пилотировании БПЛА, повысить безопасность работ. В качестве дополнительной информации необходимо производить запись данных телеметрии об отклонении БПЛА от выполнения заданных параметров. Объем и точность данных определяются требованиями программных продуктов обработки.

Программа изысканий должна соответствовать п. 4.15 СП 47.13330.2012 и содержать данные о выполнении работ по подготовительному, полевому и камеральному этапам.

Программа инженерных изысканий для подготовки проектной

документации должна содержать следующие разделы:

Содержание

1    Область применения...................................................................5

2    Нормативные ссылки..................................................................5

3    Термины и определения................................................................6

4    Сокращения.............................................................................9

5    Общие положения.....................................................................10

6    Подготовительный этап............................................................23

6.1    Сбор и анализ информации об объекте изысканий..........................23

6.2    Проектирование (планирование) полетного задания........................23

6.3    Планирование установки опознаков............................................24

6.4    Обеспечение полетов...................................................................25

6.5    Расчет параметров полета..........................................................27

7    Полевой этап.........................................................................30

7.1    Создание планово-высотной подготовки аэрофотосъемки.................30

7.2    Обеспечение безопасности во время полета БПЛА..........................30

7.3    Подготовка БАС и выполнение аэрофотосъемки.............................31

7.4    Получение результатов съемки....................................................31

7.5    Полевое дешифрирование.........................................................33

8    Камеральный этап...................................................................33

8.1    Камеральная обработка геодезических измерений...........................34

8.2    Фотограмметрическая обработка данных аэрофотосъемки.................34

8.3    Получение топографического плана заданного масштаба..................35

8.4    Составление отчета по инженерно-геодезическим изысканиям..........50

Приложение А................................................................................54

Приложение Б................................................................................56

Приложение В................................................................................57

-    Общие сведения - наименование, местоположение, идентификационные сведения об объекте: границы изысканий, цели и задачи инженерных изысканий; краткая характеристика природных и техногенных условий района; сведения о застройщике (техническом заказчике) и исполнителе работ.

-    Оценка изученности территории - описание исходных материалов и данных, представленных застройщиком (техническим заказчиком); результаты анализа степени изученности природных условий; оценка возможности использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности и репрезентативности; сведения о материалах и данных, дополнительно приобретаемых (получаемых) исполнителем.

-    Краткая физико-географическая характеристика района работ краткая характеристика природных и техногенных условий района работ, влияющих на организацию и выполнение инженерных изысканий.

-    Состав и виды работ, организация их выполнения - обоснование состава и объемов работ, методы и технологии их выполнения, применяемые приборы и оборудование, включая программное обеспечение; последовательность выполнения видов работ; сведения о метрологическом обеспечении средств измерений; организация выполнения полевых и камеральных работ и др.

-    Особые условия (при необходимости)- обоснование применения нестандартизированных технологий (методов), необходимости выполнения научно-исследовательских работ, научного сопровождения инженерных изысканий и др.

-    Контроль качества и приемка работ - виды и методы работ по контролю качества; оформление результатов полевого и (или) камерального контроля и приемки работ.

Приложение Г................................................................................58

Приложение Д................................................................................59

Приложение Е................................................................................60

Приложение Ж...............................................................................61

Приложение И...............................................................................63

Приложение К...............................................................................65

Ключевые слова.............................................................................73

1 Область применения

1.1    Настоящий отраслевой методический документ (далее - ОДМ) представляет собой методические рекомендации по производству аэрофототопографических работ с использованием беспилотного летательного аппарата при изысканиях в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог.

1.2    Положения настоящего ОДМ предназначены для организаций, выполняющих разработку документов соответствия (стандартов организаций), изыскания, проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

1.3    Кроме того, ОДМ рекомендуется к использованию производителям беспилотных аэрофотосъемочных комплексов, фотограмметрических программных пакетов обработки и систем автоматизированного проектирования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 8.563-2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 21.1101-2013. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации ГОСТ Р 52369-2005. Фототопография. Термины и определения ГОСТ Р 51833-2001. Фотограмметрия. Термины и определения ГКИНП (ГНТА)-02-036-02. Инструкция по фотограмметрическим работам при создании цифровых топог рафических карт и планов

ГКИНП (ОНТА)-02-262-02. Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS

ГКИНП-02-033-82. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:10 000, 1:2 000, 1:1 000, 1:500

СП 47.13330.2012. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96

СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть I

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    авионика: Совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации в качестве бортовой электроники.

3.2    автопилот БИЛЛ: Устройство или программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий движение по заданной траектории, автоматическую стабилизацию параметров полета. Предусматривает автоматическое управление полетом согласно полетному заданию и командам оператора.

3.3    аэрофототопографическая съемка: Топографическая фотосъемка с воздушного летательного аппарата.

3.4    аэрофотосъемочнан система:    Комплекс    взаимосвязанных

технических и программных средств, используемый на борту воздушного судна, имеющий в своем составе аэрофотокамеру и обеспечивающий выполнение аэрофотосъемки в соответствии с техническим проектом.

3.5    беспилотный летательный аппарат: Летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете

автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

3.6    беспилотная авиационная система (БАС’): Воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту. Комплекс, включающий одно или несколько беспилотных воздушных судов, а также наземные технические средства и оборудование навигации и связи, используемые для управления полетом такого или таких воздушных судов.

3.7    векторизация:    Преобразование изображения из растрового

представления в векторное. Включает в себя нанесение границ объектов, видимых на аэрофотоснимках.

3.8    геодезическая основа:    Совокупность    пунктов (точек)

геодезических сетей на территории изысканий, закрепленных на местности специальными центрами.

3.9    дешифрирование (топографическою фотоснимка): Выявление, распознавание и определение характеристик объектов, отображенных на топографическом фотоснимке.

3.10    камеральное дешифрирование: Процесс распознавания объектов на снимках в лабораторных условиях, путем сопоставления изображения с имеющимися эталонами и знаниями дешифровщика.

3.11    опознан*:    Точка    объекта фотограмметрической съемки с

известными пространственными    координатами,    опознанная на

фотограмметрическом снимке. Опознан может быть плановым (известны координаты X, Y), планово-высотным (известны все три координаты X, Y, Z) и высотным (известна только высота Z). Опознак используется в качестве опорной или контрольной точки при фотограмметрической обработке фото грам мстри чес кого с н и м ка.

3.12    ортотрансформнрованис (топографического снимка): Процесс фотограмметрической обработки топографического фотоснимка, целью

которого является преобразование топографического фотоснимка из исходной проекции в ортогональную.

3.13    ортофотоснимок (оргофото-): Топографический фотоснимок, полученный в результате ортофототрансформирования.

3.14    план инженерно-топографический: Топографический план, на котором отображены рельеф местности, объекты ситуации, включая инженерные коммуникации и сооружения, с техническими характеристиками, необходимыми для их проектирования, строительства, эксплуатации и сноса (демонтажа).

3.15    полевое дешифрирование: Сопоставление изображения на снимках (фотоплане, фотосхеме) с местностью, в результате чего опознаются объекты и определяются их свойства. Полевое дешифрирование может быть наземным или аэровизуальным.

3.16    полетное задание БПЛЛ: Набор необходимых данных для автопилотирования и производства задач специализированного назначения, загружаемых в управляющий блок БПЛА.

3.17    пространственное разрешение: Линейный размер элемента на земной поверхности, соответствующий величине растр-элемента (пикселя) цифрового изображения.

3.18    Растровое изображение: Изображение, представляющее собой сетку пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах.

3.19    цифровая модель рельефа (ЦМР): Информация о рельефе местности, адекватная ее топографической реальности, представленная совокупностью точек с известными координатами и высотами, с возможностью аппроксимации рельефа в любой точке модели.

3.20    кифровая модель местности (ЦММ): Отображение в виде пространственных координат множества точек земной поверхности, объединенных в единую систему по определенным математическим законам.

3.21    цифровой аэрофотоснимок: Цифровое изображение, полученное цифровой аэрофотосъёмочной системой.

3.22    цифровой снимок: Цифровое изображение, полученное цифровой системой (камерой).

3.23    цифровая фотограмметрическая станция (ЦФС, цифровая фотограмметрическая система): Набор специальных программных и аппаратных средств, предназначенных для фотограмметрической обработки данных дистанционного зондирования Земли.

4 Сокращения

В настоящем методическом документе применены следующие сокращения:

АФС: аэрофотосъемка.

БАС: беспилотная авиационная система.

БПЛА: беспилотный летательный аппарат.

ВПП: взлетно-посадочная полоса.

ГГС: государственная геодезическая сеть.

ГЛОНАСС: глобальная навигационная спутниковая система (Россия).

ЕС ОрВД: единая система организации воздушного движения.

ПСУ: наземная станция управления.

ПО: программное обеспечение.

ТТХ: тактико-технические характеристики.

ЦМР: цифровая модель рельефа.

ЦММ: цифровая модель местности.

ЦТК: цифровая топографическая карта.

ЦТП: цифровой топографический план.

ЦФС: цифровая фотограмметрическая станция.

GPS: (global positioning system) глобальная навигационная спутниковая система (США).

GSD: (ground sample distance) размер пикселя на поверхности земли.

5 Общие положения

5.1 Полеты БПЛА с целью аэрофотосъемки должны осуществляться в строгом соответствии с Воздушным кодексом РФ.

Аэрофототопографическая съемка является одним из методов составления топографических карт и планов крупного масштаба. Результатами выполнения работ являются ортофотопланы, топографические карты и планы, ЦММ, которые могут быть использованы для решения задач проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Применение АФС с БПЛА обуславливается экономической целесообразностью или отсутствием других технических и практических возможностей получения достоверных топографических материалов.

Эксплуатанты БПЛА должны проходить лицензирование на все необходимые виды авиационной деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Сертификат БПЛА иностранного производства, выданный другим государством, признается действительным на территории РФ, если он соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым законодательством РФ.

Настоящие методические рекомендации направлены на актуализацию процесса проведения аэрофототопографических работ за счет применения БПЛА, цифрового фотосъемочного оборудования и современных программных продуктов обработки полетных данных.