Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

Купить ОДМ 218.6.021-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методический документ используется при организации и проведении работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования в первой и второй дорожно-климатических зонах с применением чистых низкотемпературных противогололедных материалов при температуре воздуха -12 градусов Цельсия и ниже. Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, выполняющими работы по зимнему содержанию автомобильных дорог и сооружений на них.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Технические требования к низкотемпературным противогололедным материалам

6 Рекомендации по распределению низкотемпературных противогололедных материалов

7 Основные требования безопасности

8 Методы испытаний

9 Упаковка и маркировка

10 Правила приемки

11 Транспортирование и хранение

12 Гарантии изготовителя

13 Порядок допуска ПГМ к применению

Приложение Внешний вид основных низкотемпературных ПГМ иих компонентов

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.11.2019УтвержденФедеральное дорожное агентство3535-р
РазработанООО ДорТехИнвест
ИзданРосавтодор2019 г.

Guidelines for Traffic Control and Safety Barriers at Road Construction Sites

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО


ОДМ 218.6.021-2019 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РОСПВ ТОПОР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЧИСТЫХ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕР АЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2019

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН ООО «ДорТехИнвест».

2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3.    ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства от 25.11.2019 г. №3537-р.

4.    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

-    ускорение плавления СЛО на дорожных покрытиях;

- проникновение сквозь слои снега    и льда,    разрушение

межкристаллических связей;

-снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости на безопасность дорожного движения;

- увеличение коэффициента сцепления за счет    применения фрикционных материалов.

Примсчаннс-К тепловым относятся методы подогрева дорожного покрытия, использования горячей воды, с применением тепловой пушки или С’ВЧ-разогрсва. с нагреванием фрикционного материала перед распределением, применение безводного хлористого кальция и ДР)

4.4    Химические ПГМ применяют в твердом, жидком и смоченном виде. На практике применяют комбинированные методы:

-    химико-физические (смеси солей с фрикционными материалами);

-химико-механические (распределение ПГМ по поверхности с

последующей уборкой рыхлой массы снегоочистителями и т.п.).

-    фрикционные (в одинарном и смоченном виде).

4.5    Низкотемпературные ПГМ делятся на основные подгруппы:

-    хлоридная;

-    ацетатно-формиатная;

-    карбамидная;

-    нитратная;

-    фрикционная.

4.6    Классификация низкотемпературных ПГМ и их компонентов по ряду независимых признаков проводится в развитие классификации [2] (рисунок 1).

4.7    Классификация низкотемпературных ПГМ устанавливается в зависимости:

а) от количества компонентов:    однокомпонентные,

двухкомпонентные, многокомпонентные. В зависимости от компонентного состава ПГМ различаются на фрикционные, химические, комбинированные (композиционные, компактированные, компаундированные) составы и смеси;

Низкотемпературные ПГМ н их компоненты


КоличсстмГ


КОМПОНПГТОВ


ь


Однокомпоисишыс *■


ДвуХКОУПОНСТПНЫС


Миен окомпомсит имс


Основные

факторы

действия


Рабочее

состояние


Добавки


Способ

применения


Механизм

действия


Методы

норми|


Химическое

BC1UCCTBO


Фрикционный

ышшиалц—


Геаю


Жидкое L


Нерабочий

компонент


По времени: во время и посте образования

СЛО


Растворение


Нормативные

требования


Твердое (механическая смесь и в единой Iрануле)


Функцио

нальные

добавки


Разрушение

мсхани'тсской


По 1СХНО.Э01 ИИ

применения:

разброс.

распыление.

полив


структуры С-ЯО^


Пиде теине тепла


Оценка

показателей

однородности


Опенка риска (возникновения ДТП. ОВОС)


Смешанное состояние (твердое и жидкое)


Примеси


Фрикционное


Статистические


I Jo способу

приготовления

смачивание

(увлажнение),

перемешивание


Контрольные карты


Рисунок 1 -Фасетная классификация низкотемпературных ПГМ и их компонентов по составу, состоянию и


технологии применения


б)    от основных факторов действия: химическое вещество, фрикционный компонент, тепло:

в)    от рабочего (агрегатного) состояния: жидкое, твердое (механическая смесь и в единой грануле), смешанное состояние (твердое и жидкое);

г)    по добавкам: нерабочий компонент, функциональные добавки, примеси;

д)    по способу применения: по времени: во время и после образования

СЛО; по технологии применения: разброс, распыление, полив; по способу приготовления: смачивание (увлажнение), перемешивание;

е)    по механизму действия:    растворение,    разрушение    механической

структуры СЛО; выделение тепла, фрикционное;

ж)    по методу нормирования: нормативные требования, оценка показателей однородности, оценка риска (возникновения ДТП, ОВОС), статистические, контрольные карты.

4.8    По технологии производства и переработки низкотемпературные ПГМ разделяют на фракционированные минеральные материалы, дозируемые смеси, компактированные составы, композиции, гранулы, продукты дробления, просеивания, модифицированные (смоченные, увлажненные, нагретые).

4.9    Расход химических низкотемпературных ПГМ увеличивается с понижением температу ры окружающей среды.

4.10    Химические материалы в чистом виде применяют при низких температурах для полного расплавления, ослабления или предотвращения СЛО.

4.11    Для борьбы с зимней скользкостью используются хлориды в виде приготавливаемых растворов или природных рассолов или искусственных растворов. В них вводят добавки с целью расширения температурного диапазона применения раствора или рассола или для подавления их коррозионной активности.

4.12    Наиболее низкие температуры эвтектики характерны для чистых низкотемпературных ПГМ, включающих ацетат калия, ацетат аммония и формиат калия, а также ПГМ на их основе.

4.13    Эвтектическую температуру до -50°С образуют смеси чистых низкотемпературных ПГМ в системах «ацетат калия - ацетат аммония -вода», «ацетат калия - формиат калия - вода», «формиат калия - ацетат аммония - вода» и «ацетат калия - ацетат магния - вода». Эти композиции рекомендуются в качестве нового класса низкотемпературных ПГМ.

4.14    Эвтектическая композиция ацетата и формиата калия имеет низкую температуру эвтектики -66°С. Композиция из ацетатов калия и магния (2:1) эффективна до температур -40°С.

4.15    Композиции, включающие ацетат аммония, рекомендуется применять в отдельных случаях, так как они разлагаются и могут загрязнять атмосферу аммиаком и уксусной кислотой в количествах, превышающих ПДК.

4.16    При проектировании составов низкотемпературных ПГМ учитывают, что при растворении солей, образующих различные кристаллогидраты (хлориды кальция, магния), сначала происходит превращение основной соли в кристаллогидрат. Дазее кристаллогидрат переходит в состояние солевого раствора.

4.17    При    применении солей,    которые    не образуют

кристаллогидратов или образуют кристаллогидрат с одной молекулой воды (хлориды натрия, калия), происходит образование жидкой фазы непосредственно после расплавления первых порций СЛО. Соли, образующие кристаллогидраты, более гигроскопичны и образование растворов начинается при более низком насыщении атмосферы парами воды.

4.18    Рекомендуется проектировать и разрабатывать рецептуру солевых составов или смесей, соответствующих нулевому тепловому эффекту или эффекту, близкому к нулю.

4.19    Рекомендуется учитывать, что простое механическое смешение хлоридов натрия и кальция часто не обеспечивает достаточной эффективности из-за неравномерности распределения солей по объему

смеси. Неоднородность гранулометрического состава приводит к сегрегации. Повышенные показатели эффективности таяния СЛО в широком диапазоне температур, снижение расхода ПГМ, улучшение физико-механических свойств (слеживаемость, гигроскопичность) обеспечиваются созданием компактированных составов.

4.20    Рекомендуется обеспечивать минимальный разброс показателей рецептуры (по массе) многокомпонентного низкотемпературного ПГМ для уменьшения вероятности совершения дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий. Это позволяет равномерно распределить по поверхности СДО действующие вещества согласно рецептуре и получить равномерное действие ПГМ по поверхности СЛО по устранению скользкости, что может привести к снижению вероятности возникновения ДТП.

4.21    Рекомендуется уменьшать погрешность дозировки компонентов многокомпонентного низкотемпературного ПГМ путем применения технологий связного последовательного дозирования и применения точных дозаторов.

4.22    В качестве химических ПГМ для борьбы с зимней скользкостью

относят материалы, выпускаемые на ацетатной основе (НСН СОО); формиатной основе (НСООН), карбамидной (CO(NH)); на нитратнокарбамидной основе (карбамидно-аммиачная селитра) и на других бесхлорных    основах,    а также хлорсодержащие    материалы    с

антикоррозионными и биологическими добавками, многокомпонентные ПГМ, состоящие из нескольких солей. Некоторые разновидности ацетатов и формиатов могут находиться в жидком состоянии.

4.23    Рекомендуется учитывать, что карбамиды и нитраты согласно [7] в виде индивидуальных солей имеют ограниченный диапазон рабочих температур до -12°С.

4.24    Применение хлористого магния, хлористого калия и формиата натрия в виде индивидуальных солей в качестве низкотемпературного ПГМ

не рекомендуется. В качестве компонентов двух ком понентн ых или многокомпонентных ПГМ данные соли могут использоваться для улучшения свойств ПГМ.

4.25 Примеры низкотемпературных ПГМ.

4.25.1    Нитрат кальция Са(ЫОз)г, нитрат-нитрита кальция (ННК), имеет эвтектическую температуру -29°С при концентрации нитрата кальция 77 кг в 100 л воды. Кристаллизуется в виде кристаллогидрата с четырьмя молекулами воды, плотность 1,82 т/м3, гигроскопичен. Используется в составе соединения с мочевиной (НКМ) в соотношении 1:4 по молекулярной массе для борьбы со СЛО. Эвтектическая температура НКМ -28°С. Нитрат кальция не гигроскопичен, не слеживается; кристаллизуется в виде безводного соединения, выпускается в виде гранул; быстро вступает во взаимодействие со СЛО; хорошо плавится и не способствует коррозии металла.

4.25.2    НКММ - нитрат-кальция-магния-мочевина, ингибитор Са(ЫОз)2+ Mg(NO3)2+10CO(NH2>2'fnAB имеет температу ру эвтектики -32°С; температу ра применения -20°С.

4.25.3    ПГМ на основе карбамида и нитратов кальция и магния -карбамид 58%, нитрат кальция 19%, нитрат магния 18%, вода не более 1,5%, нитрат аммония не более 8%, нерастворимые в воде примеси не более 2,0%, карбонат кальция не более 0,5%. Состояние - гранулы с частицами размером от 2,5 до 5 мм, насыпная плотность - 0,91 т/м3. Температура кристаллизации растворов: 10%-ного от -7 °С до -12°С, 20%-ного - от -11 °С до -14°С, 30%-ного

- до -16°С. Плавящая способность: 1 г ПГМ плавит 9,3 г льда. Рекомендуется использовать при температуре не ниже -15°С.

4.25.4    Формиат натрия (натрий муравьинокислый) — химическое соединение с формулой HCOONa. Плотность 1,919 т/мЗ. Кристаллический порошок белого или серого цвета. Массовая доля формиата натрия, %, не менее 92. Массовая доля воды, %, не более 3,0. По степени воздействия на

организм относится к веществам класса опасности 4. В высоких концентрациях формиат натрия может вызывать раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек. Рекомендуется использовать при температуре ниже -12°С. Обладает низкой коррозионной активностью.

4.26Примеры низкотемпературных ПГМ приведены в приложении.

4.27 Низкотемпературные ПГМ обеспечивают повышенную эффективность применения по сравнению с хлористым натрием и ПГМ на его основе (материальную, временную, технологическую).

5 Технические требования    к    низкотемпературным

п р от и во гол од ед н ы ч материалам

5.1    По показателям качества ПГМ должен соответствовать значениям, указанным в ГОСТ 33236, а также [2].

5.2    ПГМ должен соответствовать требованиям контрактной или проектной документации, разработанной в соответствии техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ 21.001, ГОСТ 30333, ГОСТ 33236, настоящему ОДМ, стандарту организации, согласованному в установленном порядке и [2].

5.3 В    перечень основных эксплуатационных свойств низкотемпературных ПГМ входят:

-    активное, однородное и своевременное взаимодействие со СЛО при температурах ниже -12°С;

-    адаптированность к российским климатическим условиям

(значительному количеству переходов через температурный ноль, значительной    вариативности параметров системы «дорога-СЛО-

окружающая среда»); понижение точки замерзания до температуры, характерной для данного региона в зимние месяцы;

-    антислеживаемость;

-    вязкость растворов, от величины которой зависит снижение сцепления колеса транспортного средства с дорожным покрытием;

-    глубина проникновения - способность проникать сквозь слой СЛО

и нарушать его сцепление с дорожным покрытием;

-    длительность эффективного применения;

-    плавящая способность, определяемую по изменению массы льда до и после обработки его противогололедным материалом в определенный промежуток времени при заданной температуре;

-    отсутствие посторонних примесей, вызывающих неопределенность результатов испытаний на этапах сертификации и приемки-сдачи;

-    особенности высыхания растворов Г1ГМ на автомобильной дороге и условия образования «черной грязи» с учетом давления насыщенных паров;

-    отсутствие негативных свойств самопроизвольного образования лужиц на сухом дорожном покрытии из-за притяжения воды из окружающего пространства;

-    соответствие экологическим нормативам, определяющее экологические последствия применения ПГМ, в том числе отсутствие механизмов образования токсичных соединений в воздухе и сточных водах;

-    соответствующую установленным нормативам коррозионную активность к материалам и элементам конструкции транспортных средств и дорожных сооружений;

-    незначительность воздействия на кожу' обуви, отсутствие следов на дорожном покрытии после уборки;

-    обеспечение возможности равномерного распределения по дорожному покрытию с минимальной погрешностью;

-    возможность использования существующей инфраструктуры зимнего содержания (закрытых складов, оборудования и дорожных машин);

-возможности научного и инженерно-технического сопровождения производства и применения.

5.4 Технические требования к низкотемпературным ПГМ приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Требования к низкотемперату рным ПГМ

Наименование показателей

Норма

1

2

3

Нормы показателей качества жидких ПГМ

1.

Массовая доля растворимых солей, %:

от 20 до 30

2.

Содержание нерастворимого остатка, вес, %, не более

0,5

Продолжение таблицы 1

3.

Внешний вид

Прозрачная жидкость (допускается со слабым цветным оттенком)

4.

Гемпсратура начала кристаллизации 20%-ного раствора реагента, °С, не выше

-12

5.

Равновесная плавящая способность при -5°С, г/г, не менее

2

6.

Коррозионная активность (Ст.З) раствора с суммарным содержанием солей 5% (масса), мг/см2

0,8

7.

Показатель агрессивности воздействия на цементобетон, г/см\ не более

0,07

8.

Динамическая вязкость раствора при 20°С, сП, не более

5

9.

Водородный показатель pH, единиц pH

от 5 до 10

Нормы показателей качества твердых ПГМ

1.

Состояние

Гранулы, кристаллы

2.

Массовая доля влаги, не более %

5

3.

Содержание нерастворимого остатка, вес. %, не более

2,5

4.

Гемпература начала кристаллизации раствора 20% концентрации, °С, не выше

-10

5.

Равновесная плавящая способность при -5°С, г/г, не менее

5

6.

Равновесная плавящая способность в пересчете на сухое вещество при -12°С, г/г; не менее

4

7.

Динамическая вязкость 20%-ого раствора при 20°С, сП, не более

4

8.

Коррозионная активность (ст.З) раствора с суммарным содержанием солей 5% (вес.), иг/см~сутки, не более

1,1

Окончание таблицы 1

9.

Слеживаемость, по числу ударов, не более

20

10.

Водородный показатель pH, единиц pH

от 5 до 10

11.

Показатель агрессивности воздействия на цементобетон, коэффициент К, не более

1

12.

Кристаллизационная вода, не более %

10

Нормы показателей качества комбинированных гвердых ПГМ

1.

Массовая доля компонента фрикционной части,

%

от 5 до 95

2.

Массовая доля компонентов химической части,

%

от 95 до 5

3.

Массовая доля влаги, %, не более

5

4.

Слеживаемость, по числу ударов, не более

20

5.

Водородный показатель pH, единиц pH

от 5 до 10

6.

Показатель агрессивности воздействия на цементобетон, коэффициент К, не более

1

5.5 Нормы показателей качества фрикционных низкотемпературных ПГМ приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Нормы показателей качества фрикционных низкотемперату рных ПГМ

Наименование показателей

Нормы

Песок природный

Отсев дробления

1 Модуль крупности, не менее

1,5

2 Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более

5

5

3 Массовая доля глины в комках.

0,35

не допускается

4 Марка по дроби мости, не менее

600**

5 Массовая доля влаги, %, не более

5*

5*

Содержание

1    Область применения........................................................................1

2    Нормативные ссылки........................................................................1

3    Термины и определения....................................................................3

4    Общие положения...........................................................................7

5    Технические требования к низкотемпературным

противогололедным материалам..........................................................14

6    Рекомендации по распределению низкотемпературных

противогололедных материалов..........................................................19

7    Основные требования безопасности...................................................32

8    Методы испытаний........................................................................41

9    Упаковка и маркировка..................................................................41

10    Правила приемки........................................................................42

11    Транспортирование и хранение........................................................43

12    Гарантии изготовителя..................................................................44

13    Порядок допуска ПГМ к применению................................................45

Приложение Внешний вид основных низкотемпературных ПГМ

и их компонентов.............................................................................47

Библиография.................................................................................48

Примечание

*для фрикционных материалов, транспортирующихся и хранящихся навалом без упаковки влажность не нормируется.

**при использовании на пешеходных (велосипедных) дорожках песок из отсева дробления допускается марка по дробимости не менее 200. Зерновой состав продукта, массовая доля частиц определенного размера определяются в зависимости от вида зимней скользкости дорожно-климатической зоны, характеристик автомобильных дорог общего пользования и нагрузок на них, а также экологических требований.

5.8    Не должно быть выраженного запаха.

5.9    Рекомендации к массовой доле частиц размером: свыше 10 мм - отсутствие; свыше 7 до 10 мм включительно - не более 10%; пылевидные частицы от 0 до 0,16 мм - не более 15%.

5.10    В зависимости от соответствия показателям качества, определенным ОДМ, допускается выпуск ПГМ без использования ингибитора коррозии.

5.11    Вариативность (изменчивость) долей компонентов в массе ПГМ не должна превышать 10% по массе.

5.13    Отдельные требования по физико-химическим показателям и зерновому составу ПГМ могут быть изменены заказчиком в соответствии с договором поставки.

5.14    Показатели на поставленную продукцию определяются при входном контроле, а также по истечению срока годности.

5.15    Сырьем для производства рабочих компонентов Г1ГМ могут являться, в том числе:

-    соль поваренная пищевая по ГОСТ Р 51574 или натрий хлористый технический (для промышленного применения) по нормативной доку ментации с содержанием основного вещества не менее 92 %;

кальций хлористый технический кальцинированный высшего сорта по ГОСТ 450;

-    формиаты, например, по СТО производителя, согласованного с

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ методические рекомендации по применению чистых низкотемпературных противогололедных материалов для зимнею содержания автомобильных дорог

1    Область применения

1.1    ОДМ является документом рекомендательного характера для использования в дорожном хозяйстве.

1.2    Настоящий методический документ используется при организации и проведении работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования в первой и второй дорожно-климатических зонах с применением чистых низкотемпературных противогололедных материалов при температуре воздуха -12° С и ниже.

1.3    Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, выполняющими работы по зимнему содержанию автомобильных дорог и сооружений на них.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного Союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

ГОСТ 8.579-2002 Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при производстве, расфасовке, продаже и импорте.

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 12.3.020-80 Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.

ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.

ГОСТ 21.001-2013 Система проектной документации для строительства. Общие положения

ГОСТ 245-76 Реактивы. Натрий фосфорнокислый однозамещенный 2-водный. Технические условия.

ГОСТ 450-77 Кальций хлористый технический. Технические условия.

ГОСТ 2081-2010 Карбамид. Технические условия.

ГОСТ 32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования.

ГОСТ 32730-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 13685-84 Соль поваренная. Методы испытаний.

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов.

ГОСТ 15846-2002 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.

ГОСТ 19906-74 Нитрит натрия технический. Технические условия.

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.

ГОСТ    30333-2007    Паспорт    безопасности химической продукции.

Общие требования.

ГОСТ    33181-2014    Дороги    автомобильные    общего    пользования.

Требования к уровню зимнего содержания.

ГОСТ    33220-2015    Дороги    автомобильные    общего    пользования.

Требования к эксплуатационному состоянию.

ГОСТ    33387-2015    Дороги    автомобильные    общего    пользования.

Противогололедные материалы. Технические требования.

ГОСТ 33389-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний.

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 51574-2018 Соль пищевая. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ Р 55067-2012 Магний хлористый. Технические условия.

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.

3 Термины, определении н сокращении

В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:

3.1    антнслеживагель:    Компонент,    обеспечивающий    при    его

добавлении неслеживаемость химических и химико-фрикционных (комбинированных) ПГМ.

3.2    вредные примеси ПГМ:    вещества, наличие которых

ограничено ПДК соответствующих СанПинов смежных сред воздействия воздух/почва/вода.

3.3    гранулированные ПГМ:    Смесь    одного или более

компонентов, состоящая из гранул одного химического состава (качественного и количественною), когда все компоненты ПГМ находятся в одной (каждой) грануле в заданном (необходимом) количестве.

3.4    единаи гранула ПГМ: Смесь одного или более компонентов, состоящая из гранул одного химического состава (качественного и

количественного).

3.5    зимняя скользкость: Снежные отложения и ледяные образования (СЛО) на дорожном покрытии и последствия борьбы с ними, которые существенно снижают коэффициент сцепления колеса транспортного средства с дорожным покрытием и приводят к ухудшению ровности, уменьшению скорости движения транспортных средств, уменьшению пропускной способности дорог, увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, человеческих жертв и порче грузов.

3.6    компактированне ПГМ: Метод соединения нескольких химических веществ в единой грануле, например прессованием, дроблением и просеиванием.

3.7    компактнрованные ПГМ:    Низкотемпературные    ПГМ,

произведенные путем прессования исходных компонентов, последующего дробления и просеивания на ситах.

3.8 кальций хлористый    безводный:    Хлористый кальций

кальцинированный высшего сорта, синтезированный в химическом производстве, с массовой долей хлористого кальция не менее 96,5% согласно ГОСТ 450.

3.9    компонент ПГМ: Химическое соединение, содержащееся в жидком ПГМ в количестве не менее 2,5 % по массе, а в твердом не менее 5,0% по массе.

3.10    механическая смесь ПГМ: Смесь компонентов, состоящая из гранул/кристаллов/пластинок/чешуек, отличных друг от друга по химическому составу.

3.11 низкотемпературные    ПГМ:    Многокомпонентные или

однокомпонентные, твердые или жидкие материалы или их смеси или составы, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для ликвидации зимней скользкости или повышения шероховатости при температуре окружающего воздуха ниже -12°С.

3.12    нормативные требования:    показатели    и    процедуры

проверки соответствия технических регламентов, ГОСТ, ОДМ, стандартов предприятий, решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621 о выборе форм и схем оценки соответствия, наличие успешного прохождения процедуры «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и наличие положительного заключения «Государственной экологической экспертизы» (ГЭЭ), соответствие заявленному качеству (входной контроль качества ПГМ).

3.13    объекты дорожного хозяйства: объекты дорожного хозяйства, попадающие по применение технического регламента Таможенного союза

«Безопасность автомобильных дорог».

3.14    ОВОС: Оценка воздействия на окружающую среду конкретного вида ПГМ.

3.15    ОБУВ: ориентировочные безопасные уровни воздействия -норматив максимального допустимого содержания загрязняющего вещества в атмосферном воздухе.

3.16    показатели качества ПГМ: Органолептические, по составу основных действующих веществ, физико-химические, технологические, экологические показатели.

3.17    противогололедные материалы (ПГМ): Твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

3.18    противогололедные реагенты (ПГР): Химические вещества, способные плавить снежные, ледяные и снежно-ледяные образования на дорожных покрытиях.

3.19    предельно допустимая концентрация (ПДК): Максимальное количество химического вещества в единице объема, которое при ежедневном воздействии в течение длительного времени не вызывает болезненных изменений в организме человека, обнаруживаемых

современными методами; является гигиеническим критерием при опенке санитарного состояния окружающей среды.

3.20    равновесная плавящая способность, (г/г): Показатель качества ПГМ, дает информацию о максимальном количестве снега, которое может расплавить при заданной температуре 1 г ПГМ (применительно к настоящему ОДМ в диапазоне температур от -12,0°С до -20,0°С и ниже с шагом измерений 0,5°С).

3.21    снежно-ледяные образования (СЛО): Различные виды отложений в виде снега или льда или их проявлений и/или совместных образований на покрытиях объектов дорожного хозяйства.

3.22    коррозионная активность:    Коррозионная активность

(скорость коррозии) на сталь марки № 3 (ст.З, мм/год) раствора с суммарным содержанием солей 5%; показатель качества ПГМ, характеризующий коррозию металла в условиях его применения.

3.23    температура начала кристаллизации реагента, °С: Температура, при которой в объеме жидкости (раствора) начинают образовываться кристаллики льда.

3.24    температура полною замерзания раствора, °С: Самая низкая температура, при которой насыщенный раствор полностью замерзает, образуя твердую фазу изо льда и выкристаллизовавшейся из раствора соли.

3.25    технологический регламент:    Технический документ,

отражающий процесс производства работ, содержащий перечень необходимого оборудования и технологические параметры, соблюдение которых гарантирует качество выполняемых работ и его конечного результата.

3.26    чистые ПГМ: Противогололедные материалы с малым разбросом долей исходных компонентов (не более 3 %), воздействие которых на окружающую природную среду и конструктивные элементы автомобильной дороги находится в рамках допустимых значений в

соответствии с законодательными актами Российской Федерации; ПГМ могут включать в себя улучшающие потребительские свойства добавки (ингибиторы коррозии, вещества, снижающие негативное воздействие на окружающую среду в количестве до 2,5 массовых % для жидких и 5 % для твердых ПГМ).

3.27    эвтектическая температура: Наиболее низкая температура, при которой происходит кристаллизация соли в растворе.

3.28    эвтектическая концентрация раствора:    Наибольшая

концентрация раствора, соответствующая эвтектической температуре. Эта точка на графике фазовой диаграммы называется точкой эвтектики - точка, в которой состав раствора и кристаллов идентичны.

4 Общие положения

4.1    При низких температурах замедлено воздействие химических средств и уборка снега или образовавшегося льда требует значительных усилий. При температурах ниже -12°С заканчивается температурный диапазон эффективного применения хлористого натрия.

4.2    Ниже указанной температуры рекомендуется применять низкотемпературные ПГМ, активно, однородно и своевременно вступающие во взаимодействие со СЛО и отвечающие требованиям ГОСТ 33236 и настоящего ОДМ. Применение низкотемпературных ПГМ предупреждает или устраняет скользкость, приводящую к снижению коэффициента сцепления [1-4].

4.3    Принятые методы борьбы с зимней скользкостью при низких температу рах направлены на [2-5]:

-    удаление с дорожного покрытия ледяного или снежного слоя с применением химических, механических, тепловых и других методов;

-    предотвращение формирования СЛО или снижение сил смерзания с дорожным покрытием - профилактические методы;

-    понижение температу ры замерзания воды;