Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

63 страницы

Купить ОДМ 218.5.014-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ разработан для применения органами управления дорожным хозяйством Российской Федерации при проведении работ по контролю и мониторингу работоспособности комплексов автоматизированного весогабаритного контроля. Методический документ устанавливает методы контроля работоспособности и мониторинга метрологических характеристик АВГК при измерении массы, осевых нагрузок и нагрузок групп осей (при необходимости) ТС, а также расстояний между осями, габаритных размеров и скорости движения ТС. Документ содержит методические рекомендации по оценке работоспособности АВГК на основе анализа стабильности их метрологических характеристик.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Общие сведения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Общие термины

     3.2 Конструкция

     3.3 Взвешивание

     3.4 Скорость

     3.5 Погрешности

     3.6 Нормальные условия измерений и влияющие факторы

     3.7 Автодорожные транспортные средства

     3.8 Сокращения

4 Влияющие факторы

     4.1 Климатические факторы

     4.2 Напряжение питания

     4.3 Дорожное покрытие зоны взвешивания

5 Контроль работоспособности и мониторинг метрологических характеристик АВГК

     5.1 Контроль работоспособности АВГК в эксплуатации сличением результатами взвешивания на контрольных весах в режиме статического поосного взвешивания

     5.2 Контроль работоспособности и мониторинг метрологических характеристик АВГК на основе сравнения показаний датчиков силы (измерительных преобразователей)

     5.3 Мониторинг работоспособности АВГК на основе оценки расхождений результатов взвешивания одних и тех же ТС на различных АВГК

     5.4 Контроль работоспособности АВГК с использованием передвижного устройства

     5.5 Контроль работоспособности АВГК при измерениях габаритных размеров контрольного ТС

     5.6 Контроль работоспособности АВГК при измерениях расстояний между осями контрольного ТС

     5.7 Контроль работоспособности АВГК при измерениях скорости контрольного ТС

     5.8 Контроль работоспособности и мониторинга метрологических характеристик АВГК на основе проверки линейности зависимости результатов измерений

Приложение А Форма протоколов проверки метрологических характеристик АВГК. Сличение с опорными значениями

Приложение Б Форма протоколов проверки метрологических характеристик АВГК. Мониторинг работоспособности АВГК на основе сравнения показаний датчиков силы (преобразователей)

Приложение В Форма протоколов проверки метрологических характеристик АВГК. Мониторинг работоспособности АВГК на основе оценки расхождений результатов взвешивания одних и тех же на различных АВГК

Приложение Г Формы протоколов контроля работоспособности АВГК использованием передвижного устройства

Приложение Д Формы протоколов контроля работоспособности АВГК при измерениях габаритных размеров ТС

Приложение Е Формы протоколов контроля работоспособности АВГК при измерениях расстояний между осями ТС

Приложение Ж Форма протоколов контроля работоспособности АВГК при измерениях скорости контрольного ТС

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

24.12.2019УтвержденФедеральное дорожное агентство4462-р

Guidelines for Traffic Control and Safety Barriers at Road Construction Sites

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВГОДОР)

г


Москва


п


РАСПОРЯЖЕНИЕ

О применении и публикации ОДМ 218.5.014-2019 «Методика контроля работоспособности и мониторинга метрологических характеристик комплексов автоматизированного весогабаритного контроля»

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по контролю работоспособности и мониторингу метрологических характеристик комплексов автоматизированного весогабаритного контроля:

1.    Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональной дирекции по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с даты подписания настоящего распоряжения ОДМ 218.5.014-2019 «Методика контроля работоспособности и мониторинга метрологических характеристик комплексов автоматизированного весогабаритного контроля» (далее - ОДМ 218.5.014-2019).

2.    Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (А.Н. Каменских) в установленном порядке обеспечить официальную публикацию ОДМ 218.5.014-2019.

3.    Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Е.А. Носова.

А.А. Костюк

РОСАВТОДОР

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации - руководитель Федеральною дорожного агентства

реп.N2 4462-р от 24.12.2019

Л.Д. Букина

(495) 870-99-23 (50-208)

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Фед^рлпьное дорожноь лг ентсгво

ЗЗЯРЙЙ*

щрз

ДОРОЖ,

роспвтопор

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И МОНИТОРИНГА МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПЛЕКСОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2019

изменения нагрузки на грузоприемное устройство весов настолько малы, что ими можно пренебречь (т. е. взвешивание в условиях стабилизации показаний).

3.3.5    масса автодорожного транспортного средства: Мера воздействия покоящегося транспортного средства на опору. Результат измерения силы воздействия на опору (веса) транспортного средства на весах, представленный в единицах массы. Масса равна суммарной нагрузке всех колес статически уравновешенного неподвижного транспортного средства на дорогу.

3.3.6    нагрузка от колеса: Сумма нагрузок от всех шин, входящих в колёсную сборку. Колёсная сборка может иметь одну или две шины.

3.3.7    ось: Устройство, на которое опирается корпус транспортного средства, включающее две или более колесных сборки с центрами вращения, лежащими приблизительно на одной линии, перпендикулярной к нормальному направлению движения транспортного средства.

3.3.8    группа сближенных осей: Сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно).

Примечание-определение к данному термину установлено в Приложении № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (В редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года N 1529).

3.3.9    осевая нагрузка: Часть веса транспортного средства, которая передается через ось на опорную поверхность (автомобильную дорогу, грузоприемное устройство), выраженная в единицах массы. Любая зарегистрированная осевая нагрузка должна рассматриваться как нагрузка от одной оси, даже если ось входит в группу осей.

3.3.10    нагрузка от группы осей: Суммарная нагрузка от всех осей, входящих в группу; часть веса дорожно-транспортного средства, приходящаяся на группу осей, выраженная в единицах массы.

3.3.11    статическая нагрузка колеса:    Часть    статической    нагрузки

транспортного средства на дорогу, приходящаяся на колесо, выраженная в

ю

единицах массы. В отличие от массы транспортного средства, нагрузка от колеса - величина, меняющаяся вследствие перераспределения нагрузок между колесами в зависимости от положения в пространстве точек опор каждого колеса, от расположения центра тяжести транспортного средства и наличия крутящего момента, передаваемого на заторможенные колеса.

3.3.12    идеальные условия измерений весовых параметров транспортных средств: Условия, когда измерение нафузок на дорогу каждой части транспортного средства происходит одновременно, а расторможенное транспортное средство с неизменным центром тяжести неподвижно расположено на идеально ровном горизонтальном участке дороги.

Точность измерений весовых параметров транспортных средств по частям зависит от приближения условий взвешивания к идеальным.

3.3.13    опорное    значение    статической    нафузки колеса:    Значение

статической нафузки колеса, полученное при взвешивании на контрольных весах в условиях, приближенных к идеальным, принятое за действительное значение, которое используют для сопоставления с результатами однократных измерений нафузки от данного колеса в движении.

3.3.14    опорное    значение    статической    осевой нафузки:    Значение

статической осевой нафузки, полученное при взвешивании на контрольных весах в условиях, приближенных к идеальным, принятое за действительное значение, которое используют для сопоставления с результатами однократных измерений данной осевой нагрузки в движении.

3.3.15    опорное значение массы автодорожного транспортного средства: Значение массы транспортного средства, полученное при взвешивании на контрольных весах, принятое за действительное значение, которое используют для сопоставления с результатами однократных измерений в движении массы данного транспортного средства.

П

3.3.16    динамическая нагрузка колеса транспортного средства: Нагрузка колеса транспортного средства, измеренная во время движения и выраженная в единицах массы.

3.3.17    динамическая осевая нагрузка транспортного средства: Осевая нагрузка транспортного средства, измеренная во время движения и выраженная в единицах массы.

3.3.18    динамическая нагрузка транспортного средства:    Суммарная

динамическая нагрузка всех колес транспортного средства на дорогу, измеренная во время движения, выраженная в единицах массы.

3.3.19    максимальная нагрузка: Наибольшая нагрузка на грузоприемное устройство при взвешивании.

3.3.20    минимальная нагрузка: Нагрузка на грузоприемное устройство при взвешивании, ниже которой результат взвешивания может содержать чрезмерную относительную погрешность.

3.3.21    диапазон взвешивания:    Диапазон    между    максимальной и

минимальной нагрузками.

3.3.22    цена деления: Значение, выраженное в единицах величины, при измерении, которое является разницей между двумя последовательными показанными или напечатанными значениями.

3.3.23    цена деления для статической нагрузки: Значение, выраженное в единицах массы, при статическом взвешивании, которое является разницей между двумя последовательными показанными или напечатанными значениями.

3.4 Скорость

3.4.1    рабочая скорость: Средняя скорость взвешиваемого гранспортного средства во время его движения через грузоприёмное устройство. Средняя скорость вычисляется как среднее значение из зарегистрированных при взвешивании в движении значений скорости для каждой оси транспортного средства.

3.4.2    максимальная рабочая скорость:    Наибольшая    скорость

транспортного средства, для которой разработаны динамические весы и выше которой результаты взвешивания могут содержать чрезмерную относительную погрешность.

3.4.3    минимальная рабочая скорость: Наименьшая скорость транспортного средства, для которой разработаны динамические весы и ниже которой результаты взвешивания могут содержать чрезмерную относительную погрешность.

3.4.4    диапазон рабочих скоростей: Любые значения от минимальной до максимальной рабочей скорости, при которых может быть произведено взвешивание транспортного средства.

3.4.5    максимальная скорость проезда: Максимальная скорость, с которой транспортное средство может проезжать зону взвешивания, не вызывая изменений установленных характеристик весов.

3.4.6    ускорение: Отношение изменения скорости транспортного средства ко времени, за которое это изменение произошло. Ускорение может быть положительным при разгоне и отрицательным при торможении.

3.5 Погрешности

3.5.1    погрешность средства измерений: Разность между показанием средства измерений и опорным (действительным) значением физической величины.

3.5.2    основная погрешность:    Погрешность средства измерений,

применяемого в нормальных условиях.

3.5.3    первоначальная основная погрешность: Основная погрешность средства измерений, определенная до проведения эксплуатационных испытаний и оценки долговечности.

3.5.4    предел допускаемой погрешности:    Наибольшее    значение

погрешности средств измерений, устанавливаемое нормативным документом для данного типа средств измерений, при котором оно еще признается годным к применению.

3.5.5    предел допускаемого отклонения: Максимальное допускаемое отклонение осевой нагрузки или, если применимо, нагрузки от группы осей, измеренной в движении от соответствующего опорного значения статической осевой нагрузки или нагрузки от группы осей.

Примечание - Понятие погрешности применимо к сравнению результата измерения и опорного значения одной и той же величины. Осевая нагрузка, измеренная в движении, и статическая осевая нагрузка - разные измеряемые величины. При взвешивании в движении результат измерения динамической осевой нагрузки следует рассматривать как значение, позволяющее с некоторой точностью оценить статическую осевую нагрузку данного транспортного средства. Отклонение значения динамической осевой нагрузки от значения статической осевой нагрузки автомобиля является погрешностью метода измерений.

3.5.6    размах результатов измерений в условиях повторяемости: Оценка Rрассеяния результатов единичных измерений физической величины в условиях повторяемости, образующих ряд (или выборку из п измерений), вычисляемая как Rn хтах - х„11п,

где хтах и xmin - наибольшее и наименьшее значения физической величины в данном ряду измерений.

Примечания

1    Рассеяние обычно обусловлено проявлением случайных причин при измерении и носит вероятностный характер

2    Условия повторяемости измерений включают:

-    одну и ту же процедуру измерения;

-    одного и того же оператора;

-    один и тот же измерительный прибор, используемый при тех же самых условиях;

-    одно и то же местоположение;

-    проведение серии измерений за короткий период времени.

3.5.7    регулировка: Совокупность операций по доведению метрологических характеристик динамических весов, включая их погрешность, до значений, соответствующих метрологическим и техническим требованиям, предъявляемым к этим весам.

3.5.8    погрешность измерения массы транспортного средства при взвешивании в движении: Разность между значением динамической нагрузки

транспортного средства, измеренным в движении, и опорным значением его массы.

3.5.9    уровень доверия: Вероятность того, что совокупность истинных значений измеряемой величины находится вокруг измеренного значения в интервале, ограниченном пределами доверительных границ погрешности.

3.5.10    доверительные границы погрешности: Верхняя и нижняя границы интервала, внутри которого с заданной вероятностью находится значение погрешности измерений.

3.5.11    пределы доверительной погрешности: Разница между верхней или нижней границей интервала, внутри которого с заданной вероятностью находится значение погрешности измерений, и измеренным значением.

3.5.12    пределы относительной доверительной погрешности (от измеренного значения): Отношение предела доверительной погрешности измерений к измеренному значению величины в процентах

S = Y' 100%,

где АХ - предел доверительной погрешности измерения;

X- измеренное значение величины.

Примечание - -При однократных измерениях пределы доверительной погрешности измерения вычисляют по формуле:

av - *■*

100%'

где б - пределы относительной доверительной погрешности измерения (от измеренного значения):

X - измеренное значение величины.

3.5.13    границы доверительного интервала отклонений осевых нагрузок: Верхняя и нижняя границы интервала, внутри которого с заданной вероятностью находятся значения отклонений осевых нагрузок, измеренных в движении, от соответствующих опорных значений статических осевых нагрузок.

3.6 Нормальные условия измерений и влияющие факторы

3.6.1 влияющая физическая величина (влияющая величина): Физическая

15

величина, оказывающая влияние на размер измеряемой величины и (или) результат измерений.

3.6.2    влияющий фактор: Влияющая величина, имеющая значение в пределах рабочих условий измерений.

3.6.3    рабочие условия измерений: Условия измерений, при которых значения влияющих величин находятся в пределах, в которых нормируют дополнительную погрешность или изменение показаний средства измерений.

3.6.4    нормальные условия измерений:    Условия    измерений,

характеризуемые совокупностью значений или областей значений влияющих величин, при которых изменением результата измерений пренебрегают вследствие малости.

3.7 Автодорожные транспортные средства

3.7.1    автодорожное транспортное средство (транспортное средство); ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, М, N, О, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

Примечания

1    О пределение к данном)' термину установлено в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств.

2    Классификация транспортных средств дана в ГОСТ Р 52051-2003 «Государственный стандарт российской федерации. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

3.7.2    ТС, предназначенное для перевозки грузов: ТС категории N -механическое транспортное средство, имеющее не менее четырех колес и предназначенное для перевозки грузов:

категория N1 - ТС, предназначенное для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;

категория N2 - ТС, предназначенное для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;

категория N3 - ТС, предназначенное для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.

3.7.3    жёсткое ТС: Одиночное ТС категории N, имеющее зависимую подвеску с жесткой связью колес одной оси, оборудованное нерегулируемыми упругими элементами подвески (например, рессорами или пружинами).

3.7.4    контрольное транспортное средство (контрольное ТС): Порожнее или груженое одиночное ТС категории N или автопоезд, состоящий из комбинации ТС категорий N и О, для которого известны опорные значения массы, статических осевых нагрузок или нагрузок от группы осей.

3.7.5    габаритные размеры ТС: Длина, высота и ширина наименьшего прямоугольного параллелепипеда, в который можно вписать форму ТС.

3.8 Сокращения

В настоящем документе приняты следующие сокращения:

ЛВГК - Комплекс автоматизированного весогабаритного контроля;

ГПУ - Грузоприемное устройство;

ПО - Программное обеспечение;

ТС - Автодорожное транспортное средство;

ПУ - Передвижное устройство для воспроизведения осевых нагрузок транспортных средств.

4. Влияющие факторы

Перед началом работ по контролю и мониторингу работоспособности АВГК следует убедиться в том, что условия окружающей среды приемлемы и соответствуют условиям эксплуатации ЛВГК, приведенным в эксплуатационной документации.

4.1 Климатические факторы

Рабочий диапазон температур и влажности воздуха окружающей среды, в котором АВГК должны сохранять свои технические и метрологические характеристики, устанавливается изготовителем и указан в эксплуатационной документации на АВГК.

Если эксплуатационной документацией предусмотрено, что атмосферные осадки (сильный дождь, снег, обледенение дорожного покрытия) могут привести

АВГК в состояние, когда погрешность измерений превышает установленные пределы и такие результаты измерений в БД помечаются как недостоверные, то проверка работоспособности при данных условиях окружающей среды не проводится.

Контроль климатических факторов должен проводиться с использованием средств видеонаблюдения и средств контроля температуры грузоприемного устройства, являющихся неотъемлемой частью АВГК, или автоматических метеорологических станций, расположенных в непосредственной близости от зоны весового контроля, или другими средствами контроля (пределы допускаемой погрешности измерений температуры окружающего воздуха не более ±1 °С, влажности окружающего воздуха не более ±3 %). Контроль климатических факторов выполняется сотрудником, при выполнении операций по настоящему О ДМ.

4.2 Напряжение питания

АВГК должны удовлетворять метрологическим требованиям, если напряжение электропитания отличается от номинального Unom или находится в диапазоне напряжений Umin...Umax при питании:

а)    от сети переменного тока (АС):

-    нижний предел отклонения равен 0,85'Unom

-    верхний предел равен 1,1 'Unom;

б)    от сети постоянного тока (DC), включая автономные перезаряжаемые источники питания, если зарядка (перезарядка) возможна во время работы АВГК:

-нижний предел равен минимальному рабочему напряжению Umin,

-верхний предел равен 1,2 Unom (для автономного перезаряжаемого источника питания);

в)    от не перезаряжаемого автономного источника питания (DC) и перезаряжаемого автономного источника питания, если зарядка (перезарядка) невозможна во время работы весов:

-    нижний предел равен минимальному рабочему напряжению Umin,

-    верхний предел равен Unom или Umax (напряжение нового или полностью заряженного источника питания, указанного для этого типа источника питания изготовителем);

Примечание - Минимальное рабочее напряжение определяют как самое низкое из возможных рабочих напряжений, прежде чем АВГК автоматически выключаются.

АВГК с питанием от автономного источника питания или от сети постоянного тока при значении напряжения электропитания ниже установленного изготовителем должны продолжать корректно работать, либо не должны выдавать результат взвешивания.

4.3 Дорожное покрытие зоны взвешивания

4.3.1    Требования к месту эксплуатации

Зона взвешивания на протяжении 100 м до и 50 м после ГПУ должна отвечать следующим требованиям:

продольный уклон < 10 промилле (постоянный);

поперечный уклон < 30 промилле;

допустимые радиусы кривизны:

-    в горизонтальной плоскости > 1000 м;

-    в вертикальной плоскости > 5000 м.

4.3.2    Неровность поверхности дорожного покрытия в зоне взвешивания в поперечном и продольном направлении не должна превышать нормативные показатели и должна соответствовать требованиям эксплуатационной документации на АВГ К.

5 Контроль работоспособности и мониторинг метрологических характеристик АВГК

11редисловис

1    РАЗРАБОТАН:    Федеральным    государственным    унитарным

предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»); Обществом с ограниченной ответственностью «Автоматизированные    системы контроля    «Экспресс»

(000«АСК «Экспресс»).

2    ВНЕСЕН: Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании    распоряжения    Федерального дорожного агентства

от_№_

4    ИМЕЕТ рекомендательный характер

В данном разделе приведены методы контроля работоспособности и мониторинга метрологических характеристик АВГК, находящихся в эксплуатации.

Контроль работоспособности АВГК необходимо проводить согласно утвержденному графику проверок или при обнаружении неисправности, но не реже одного раза в квартал.

Для фиксации и для визуализации результатов измерений при контроле метрологических характеристик АВГК может возникнуть необходимость подключения к АВГК непосредственно на месте эксплуатации переносного компьютера (например, ноутбука или планшетного компьютера) через интерфейс связи. В качестве альтернативы может быть предусмотрена возможность вывода всех необходимых результатов измерений на печатающее устройство.

5.1 Контроль работоспособности АВГК в эксплуатации сличением с результатами взвешивания на контрольных весах в режиме статическою поосного взвешивания

Процедура оценки работоспособности АВГК проводится путем контрольного взвешивания ТС до или после однократного взвешивания на АВГК. Контрольное ТС выбирается из транспортного потока на данном участке дороги. Контрольное ТС должно проехать через зону взвешивания АВГК со скоростью в пределах рабочего диапазона скоростей, установленного для АВГК.

Оценка погрешности при однократном измерении контрольного ТС на АВГК проводится методом сравнения с опорными значениями, полученными на стационарных или переносных весах для статического поосного взвешивания ТС, которые должны быть утвержденного типа, иметь действительное свидетельство о поверке и соответствовать допустимым погрешностям, не превышающим 1/3 от пределов допускаемой погрешности АВГК.

Содержание

1    Общие сведения........................................................................5

2    Нормативные ссылки..................................................................6

3    Термины, определения и сокращения.............................................7

3.1    Общие термины......................................................................7

3.2    Конструкция...........................................................................8

3.3    Взвешивание..........................................................................9

3.4    Скорость..............................................................................12

3.5    Погрешности........................................................................14

3.6    Нормальные условия измерений и    влияющие факторы...................15

3.7    Автодорожные транспортные средства.......................................16

3.8    Сокращения..........................................................................17

4    Влияющие факторы..................................................................17

4.1    Климатические факторы..........................................................17

4.2    Напряжение питания...............................................................18

4.3    Дорожное покрытие зоны взвешивания.......................................19

5    Контроль работоспособности и мониторинг метрологических

характеристик А В ГК...........................................................................20

5.1    Конгроль работоспособности АВГК в эксплуатации сличением с

результатами взвешивания на контрольных весах в режиме статического поосного взвешивания........................................................................20

5.2    Контроль работоспособности и мониторинг метрологических

характеристик АВГК на основе сравнения показаний датчиков силы (измеритсльных преобразователей).........................................................27

5.3    Мониторинг работоспособности АВГК на основе оценки расхождений

результатов взвешивания одних и тех же ТС на различных АВГК..................29

5.4    Контроль работоспособности АВГК с использованием передвижного

устройства........................................................................................31

з

5.5    Контроль работоспособности АВГК при измерениях габаритных

размеров контрольного ТС...................................................................36

5.6    Контроль работоспособности ЛВГК при измерениях расстояний между

осями контрольного ТС.......................................................................37

5.7    Контроль работоспособности АВГК при измерениях скорости

контрольного ТС...............................................................................39

5.8    Контроль работоспособности и мониторинга метрологических характеристик АВГК на основе проверки линейности зависимости результатов

измерений........................................................................................40

Приложение А Форма протоколов проверки метрологических характеристик АВГК. Сличение с опорными значениями.............................47

11риложсние Б Форма протоколов проверки метрологических характеристик

АВГК. Мониторинг работоспособности АВГК на основе сравнения показаний

датчиков силы (преобразователей)...........................................................52

Приложение В Форма протоколов    проверки    метрологических

характеристик АВГК. Мониторинг работоспособности АВГК на основе оценки

расхождений результатов взвешивания    одних    и    тех    же    ТС

на различных АВГК...........................................................................54

Приложение Г Формы протоколов контроля работоспособности АВГК с

использованием передвижного устройства...............................................58

Приложение Д Формы протоколов контроля работоспособности АВГК при

измерениях габаритных размеров ТС......................................................60

Приложение Е Формы протоколов контроля работоспособности АВГК при

измерениях расстояний между осями ТС.................................................61

Приложение Ж Форма протоколов контроля работоспособности АВГК при измерениях скорости контрольного ТС....................................................62

1 Общие сведения

Отраслевой дорожный методический документ «Методика контроля работоспособности и мониторинга метрологических характеристик комплексов автоматизированного весогабаритного контроля» (далее - методический документ) разработан для применения органами управления дорожным хозяйством Российской Федерации при проведении работ по контролю и мониторингу работоспособности комплексов автоматизированного весогабаритного контроля (далее - ЛВГК).

Под АВГК подразумевается набор технических средств, предназначенный для осуществления автоматического взвешивания в движении, автоматического определения габаритных размеров, идентификации автодорожных транспортных средств (далее - ТС), сохранения и передачи результатов измерений в уполномоченные органы для осуществления мероприятий в сфере государственного регулирования грузовых перевозок по дорогам общего пользования.

Настоящий методический документ устанавливает методы контроля работоспособности и мониторинга метрологических характеристик ЛВГК при измерении массы, осевых нагрузок и нагрузок групп осей (при необходимости) ТС, а также расстояний между осями, габаритных размеров и скорости движения ТС.

Документ содержит методические рекомендации по оценке работоспособности АВГК на основе анализа стабильности их метрологических характеристик.

2 Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты и рекомендации:

ГОСТ    8.021-2015    Государственная    система    обеспечения    единства

измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений массы

ГОСТ    8.417-2002    Государственная    система    обеспечения    единства

измерений. Единицы величин

ГОСТ OIML R 76-1-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания

ГОСТ OIML R 111-1-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Гири классов El, Е2, FI, F2, Ml, М1-2, М2, М2-3 и М3. Часть 1. Метрологические и технические требования.

РМГ 29-2013 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения ГОСТ 8.631-2013 (OIML R 60:2000) Государственная система обеспечения единства измерений. Датчики весоизмерительные. Общие технические требования. Методы испытаний.

ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения ГОСТ Р 52389-2005 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний

ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений.

Примечание - При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующему указателю стандартов и классификаторов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, нс затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    Общие термины

3.1.1    весы: Измерительный прибор, применяемый для определения массы тела, использующий действие фавитации (силы притяжения) на это тело.

Примечание - в данных рекомендациях «масса» (или «значение веса») предпочтительно использовать в смысле «условная масса» или «условное значение результата взвешивания в воздухе» в соответствии с ГОСТ OIML R 111-1-2009.

Принимая во внимание тот факт, что «вес» и «масса» тела физически и метрологически связаны между собой, для измерения предпочтительно использовать «вес», как физическое проявление «массы».

Весы также могут быть использованы для определения других связанных с массой значений, величин, параметров или характеристик (например: осевой нагрузки или нафузки от фуппы осей автодорожного транспортного средства).

В зависимости от режима работы весоизмерительные приборы подразделяются на автоматические и неавтоматические.

Примечание - В зависимости от способа применения весы подразделяются на весы для статического взвешивания (весы статические) и весы для взвешивания в движении (весы динамические).

3.1.2    весы автоматического действия: Весы, которые осуществляют взвешивание без вмешательства оператора, следуя предопределенной ирофамме автоматических действий, предусмотренных для данных весов.

3.1.3    весы автоматические для измерения массы автодорожных транспортных средств в движении (весы динамические): Автоматические весы, имеющие грузоприемное устройство и прилегающие подъездные пути, которые определяют массу, и, если предназначены, осевые нагрузки, нагрузки от групп осей автодорожного транспортного средства, пока оно движется через грузоприемное устройство этих весов.

3.1.4    весы контрольные: Весы, используемые для определения опорных значений массы, и если предназначены статических нагрузок одиночных осей неподвижного контрольного автодорожного транспортного средства.

3.2 Конструкция

3.2.1    зона весового контроля: Зона, предназначенная для взвешивания в движении автодорожных транспортных средств, ограниченная соответствующими указателями, знаками, дорожной разметкой и оборудованная в соответствии с требованиями технической документации к динамическим весам.

3.2.2    зона взвешивания: Часть зоны весового контроля, содержащая грузоприемное устройство и подъездные участки до и после грузоприемного устройства, предназначенная для взвешивания в движении автодорожных транспортных средств.

3.2.2.1 подъездные участки: Часть зоны взвешивания, участки дороги, прилегающие с обеих сторон к грузоприемному устройству, обеспечивающие взвешиваемому автодорожному транспортному средству равномерное движение по прямой в одной плоскости.

3.2.3    грузоприёмное устройство; ГПУ: Весоизмерительный модуль, стационарно встроенный в зону взвешивания, непосредственно воспринимающий нагрузку от колес автодорожного транспортного средства.

3.2.4    модуль:    Идентифицируемая    функциональная    часть прибора,

выполняющая определенную функцию или функции, которая может быть отдельно оценена в соответствии с определенными метрологическими и

техническими требованиями настоящего стандарта.

Для модулей весов определены доли пределов погрешности.

Примечание - Типичные модули весов: весоизмерительный датчик, индикатор, устройство обработки данных и т.п.

3.2.5 весоизмерительный датчик: Модуль весов, предназначенный для преобразования воздействующей на него силы в другую физическую величину.

Примечание - Определение к данному термину установлено в ГОСТ Р 8.726 - 2010 «Датчики весоизмерительные. Общие технические требования. Методы испытаний».

3.3 Взвешивание

3.3.1    взвешивание целиком: Определение массы транспортного средства, которое полностью находится на грузоприёмном устройстве.

3.3.2    взвешивание по частям: Взвешивание транспортного средства в два или более последовательных приёма на одном и том же грузоприёмном устройстве.

3.3.3    взвешивание    в движении:    Процесс    определения    массы

автодорожного транспортного средства, осевых нагрузок, и, если возможно, нагрузок от группы осей во время движения (т. е. во время пересечения транспортным средством грузоприемного устройства динамических весов) путём измерения и анализа динамических сил от колес транспортного средства. Динамические весы регулируют таким образом, чтобы результат измерения суммарной динамической нагрузки от всех колес на грузоприемное устройство весов, насколько возможно, соответствовал принятому опорному значению его массы.

Примечание - При взвешивании в движении помимо гравитационного воздействия добавляются эффекты, связанные с инерционностью масс. Транспортные средства опираются на дорогу через упругие элементы подвески и шины колес. В движении под воздействием возмущающих факторов взаимодействие инерционной массы и упругих элементов приводит к сложным колебательным движениям всех упруго сочлененных частей транспортного средства относительно друг друга и дороги. Дополнительное влияние на распределение нагрузки между осями оказывают ускорение или торможение, крутящий момент трансмиссии и сопротивление качению.

3.3.4    статическое взвешивание: Взвешивание, в процессе которого