Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

66 страниц

674.00 ₽

Купить ОДМ 218.4.007-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер.

Оглавление

Раздел 1 Общие положения

     1.1 Область применения

     1.2 Нормативные ссылки

     1.3 Термины, определения, обозначения и сокращения

     1.4 Общий методический подход к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

     1.5 Рекомендации по организациям и исполнителям работ по проведению оценки уязвимости

Раздел 2 Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

     2.1 Виды объектов дорожного хозяйства в составе объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

     2.2 Сбор исходных данных

     2.3 Методические рекомендации по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

     2.3.1 Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, организации эксплуатации (порядка функционирования)

     2.3.2 Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ

     2.3.3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием "модели нарушителя"

     2.3.4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ

     2.3.5 Разработка приложений отчета оценки уязвимости

Приложение 1. Оформление отчетов об оценке уязвимости ОТИ

Приложение 2. Пример оформления отчета об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

     2.1 Акт об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

иди fгстшгат п

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Москва 2011

Предисловие

1.    Разработан: ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС при Президенте РФ). ЗАО Эскорт-Центр».

2.    Внесен: Управлением транспортной безопасности Федерального дорожного агентства.

3.    Издан: распоряжением Федерального дорожного агентства от 15.11.2011 № 871-

Р

4.    Имеет рекомендательный характер.

5.    Введён впервые.

ткг~шшбт?т

Раздел 2 Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

в сфере дорожного хозяйства

2.1 Виды объекгов дорожного хозяйства в составе объекюв транспортной инфраструкту ры. Типизация ОТИ

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей оценки уязвимости выделяются следующие виды объектов дорожного хозяйства в составе объектов транспортной инфраструктуры:

1.    Искусственные дорожные сооружения, в том числе:

автодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала),

транспортные развязки;

путепроводы, трубопроводы;

эстакады;

селеспуски;

тоннели.

2.    Защитные дорожные сооружения, в том числе:

противолавинные, снегозащитные, противооползневые и другие сооружения.

3.    Другие элементы автомобильных дорог.

и

-ОД^""ЗГ8ТО'ОТ:ШТ

2.2 Сбор исходных данных

2.2.1    Рабочая группа, проворящая оценку уязвимости, собирает необходимую информацию по следующим направлениям:

географические, топологические, характеристики района расположения ОТИ; климатические условия в регионе, опасные природные явления; инфраструктура ОТИ, перечень зданий, сооружений, технологического оборудования, их балансовая стоимость;

основные характеристики ОТИ; особенности технологического процесса и эксплуатации ОТИ;

расположение наиболее значимых объектов вблизи ОТИ; характеристика существующей КИТСО ОТИ;

состав, оснащение и временные показатели прибытия представителей ФОИВ. ответственных за ОТИ.

2.2.2    Рабочая группа изучает документы, содержащие следующие сведения:

2.2.2.1 Общие сведения об ОТИ Название ОТИ;

Название компании (с указанием организационно-правовой формы):

Юридический адрес компании:

Почтовый адрес компании:

Название ОТИ:

Географические координаты центра ОТИ: широта -

долгота -

2.2.2.2 Данные по должностным лицам ОТИ Руководство компании, руководитель компании:

должность -тел. раб. -тел. моб. -факс -e-mail -

первый заместитель (заместитель) руководителя компании (исполняющий обязанности в отсутствие руководителя):

должность -тел. раб. -тел. моб. -факс -e-mail -

Должностные лица ОТИ. ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

должностное лицо ОТИ. ответственное за обеспечение транспортной безопасности

долж ность -тел. раб). -тел. моб. -факс -e-mail -

номер и дата приказа о назначении -

данные по обучению -

заместитель должностного лица ОТИ, ответственного за обеспечение транспортной безопасности

должность -тел. раб. -тел. люб. -факс -e-mail -

номер и (кипа при каш о назначении -Оанные по обучению -

2.2.2.3 Внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в том числе:

положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделений);

организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры;

номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее — персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ;

номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ;

положение (инструкция) о внутриобъектовом режиме на ОТИ; режим работы и возможная численность персонала ОТИ в различное время суток; порядок выявления и распознавания физических лиц. не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ;

порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения АНВ в отношении ОТИ;

порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку совершения или совершения АНВ в отношении ОТИ;

порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ;

порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней угрозы и уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;

порядок функционирования ИТСО, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной

-одгттшгап

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с ИТСО);

существующий порядок учета, хранения и защиты информации ограниченного доступа: меры организационного и технического характера.

2.2.2.4 Техническая документация:

копия схемы генерального плана ОТИ с подробной спецификацией его объектов в печатном или электронном виде;

копии технических паспортов ОТИ. его объектов и сооружений, их балансовой стоимости;

копии проектной и рабочей документации отдельных элементов объекта, документации инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе:

системы управления движением транспортных средств; освещения ОТИ (рабочее, охранное); системы электроснабжения ОТИ:

наличие на территории ОТИ электроподстанции;

количество фидеров, по которым подается электроэнергия на территорию ОТИ;

время переключения на резервный фидер;

количество распределительных устройств (пунктов) и трансформаторных подстанций;

какие потребители электроэнергии какими трансформаторными подстанциями обеспечиваются электроэнергией;

расположение распределительных щитов, какие потребители к ним подключены;

наличие аварийных источников электропитания (дизельные или бензиновые электростанции), их основные характеристики (мощность, напряжение), какие потребители к ним подключаются при пропадании промышленной сети, способ подключения (ручной или автоматический), время подключения потребителей; системы водоснабжения:

вид системы водоснабжения - артезианские скважины, центральный водопровод, привозная вода; места расположения артезианских скважин и хранения питьевой воды - резервуары, помещения - в случае хранения в бутылях;

система пожаротушения - насосные станции, резервуары для хранения пожарного запаса воды, наличие водозаборных колодцев; системы канализации: существующие на ОТИ системы канализации (для сточно-бытовых вод. нефтесодержащих вод. ливневая), наличие стоков за пределы территории ОТИ;

систем теплоснабжения, кондиционирования, вентиляции, газообеспечения; системы обеспечения обмена информацией и ее обработки:

имеющиеся на ОТИ системы связи (радио-, телефонной проводной, оперативной диспетчерской связи, локальные сети мобильной телефонной связи, средства спутниковой и др. видов связи); наличие резервных средств связи;

компьютерные сети связи (локальные), состав, количество пользователей; возможность выхода в Интернет;

ИТСО:

общая длина периметра территории ОТИ, вид ограждения, количество рубежей ограждения периметра и зон безопасности, наличие зданий, стены которых являются частью ограждения периметра территории ОТИ; ограждение отдельных объектов на территории ОТИ. Вид ограждения; системы оповещения; документы, определяющие порядок и состав технологических операций; копии документов, определяющих функциональные особенности элементов объекта (назначение зданий, сооружений их внутренних помещений, оборудования, а также технологических и технических характеристик, режимов работы и эксплуатации);

копия договора аренды земельного участка - свидетельство на право собственности со всеми приложениями (кадастровым планом); штатное расписание сотрудников ОТИ;

копия документа об обучении должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности;

копия лицензии юридического лица, осуществляющего обеспечение охранных услуг на территории ОТИ;

образцы действующих на территории ОТИ пропусков; должностные инструкции охранников постов охраны; табели постов охраны.

и]щ~штттш\

2.3 Методические рекомендации по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

Предметом оценки уязвимости является исследование возможных способов (путей) реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ. а также принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер по защите ОТИ от АНВ.

Основными задачами проведения оценки уязвимости, каждая из которых решается на соответствующем этапе (перечень мероприятий), являются:

2.3.1 Изучение проектной, технической, технологической документации и документов информационного характера, организации эксплуатации (порядка функционирования)

Таблица!- Общая характеристика ОТИ Изучение_

Отрабатываемые элементы

Отметка

о

выполнении

2.3.1.1

Изучение генерального плана объекта, технического паспорта объекта, планов территории, состава объекта (сооружений и технологического оборудования, их балансовой стоимости), порядка и состава технологических операций

2.3.1.2

Изучение проектной и рабочей документации объекта, изучение проектной и рабочей документации отдельных элементов объекта, документации инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, коммуникаций, энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газообеспечения, других систем жизнеобеспечения (с опросом ответственных лиц)

2.3.1.3

Изучение функциональных особенностей элементов объекта, (назначение зданий, сооружений их внутренних помещений, оборудования, а так же технологических и технических характеристик, режимов работы и эксплуатации)

Описание ОТИ

2.3.1.4

Геологические, гидрологические, географические особенности объекта

2.3.1.5

Характер местности и рядом расположенных объектов, оказывающих влияние на уязвимость ОТИ

2.3.1.6

Климатические условия, неблагоприятно влияющие на обеспечение безопасности ОТИ

Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ

2.3.1.7

Технологические операции (режим работы и возможная численность персонала и посетителей объекта в различное время суток)

2.3.1.8

Основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (характеристика транспорта, обслуживаемого объектом)

2.3.1.9

Технические системы обеспечения (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо - обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы инженерных коммуникаций, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети, коммуникации)

Определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов

2.3.1.10

Анализ производственного цикла объекта

2.3.1.11

Анализ особенностей и временных показателей производственнотехнологических процессов, мест скопления людей (персонала объекта.

пассажиров, населения и т.п), АНВ на которых .могут привести к полному или частичному прекращению функционирования ОТИ или возникновению чрезвычайной ситуации

2.3.1.12

Определение критических элементов на основе определения конкретных сооружении и технологического оборудования ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу.

2.3.1.13

Обследование периметра объекта, периметрового ограждения, фотосъемка отдельных участков

2.3.1.14

Обследование прилегающей территории, путей подъезда, подхода, мест стоянок и остановки автотранспорта, выявление естественных препятствий и возможных мест укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных участков

2.3.1.15

Обследование ближайших зданий и сооружений, их функционального предназначения, контрольно-пропускных пунктов (постов) обеспечения безопасности с фотосъемкой отдельных участков

2.3.1.16

Обследование внешних коммуникаций и точек доступа к ним с фотосъемкой отдельных участков

2.3.1.17

Обследование зоны безопасности, территории ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, зон ограниченного доступа с фотосъемкой отдельных участков

2.3 1.18

Обследование отделенных элементов. зданий и сооружений, технологического оборудования, поста (пункта) управления обеспечением безопасности с фотосъемкой отдельных участков

2.3.1.19

Обследование систем водо-, тепло-, газообеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, систем инженерных коммуникаций, энергоснабжения, систем связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети с фотосъемкой отдельных участков

2.3.1.20

Обследование мест расположения систем (оборудования), вероятность совершения АНВ в отношении которых максимальна

2.3.1.21

Обследование мест, к которым необходимо проникнуть нарушителю для осуществления АНВ

2.3.1.22

Обследование мест, зашита которых прервет возможные последовательности, ведущие к нежелательному событию

2.3.1.23

Составление рабочих результатов (промежуточное документирование). Результатом этапа является описание технических и технологических характеристик ОТИ, организации их эксплуатации (функционирования), включая геологические, гидрологические и географические особенности, определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов ОТИ

2.3.2 Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от ЛИВ

Количественная оценка выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности осуществляется по четырех бальной системе:

1    балл - «необязательно», проставляется в случае, если данная характеристика полностью не соответствует требованиям по обеспечению транспортной безопасности;

2    балла - «вероятно», проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем на 30% от предъявляемых требований по обеспечению транспортной безопасности;

3    балла - «скорее всего», проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем на 60% от предъявляемых требований по обеспечению транспортной безопасности;

4    балла - «почти в каждом случае», проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем на 90% от предъявляемых требований по обеспечению транспортной безопасности.

Т а б л и ц а 2 - Организационная система Изучение_

Оцениваемые элементы

Количественная

оценка

I- необязательно

2    - вероятно

3    - скорее всего

4    - почти в каждом случае

2.3.2.1

Подразделение транспортной безопасности, порядок его взаимодействия с соответствующими структурами МВД. ФСБ. МЧС России и другими органами государственной власти

2.3.2.2

Полнота разработки и исполнения внутренних организационнораспорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ: положение (устав) подразделении транспортной безопасности ОТИ субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделении);

организационно-штатная структура в субъекте транспортной инфраструктуры;

номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее — персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ,

номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ; положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ;

-    порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/илн проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ;

-    порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с

физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения АНВ в отношении ОТИ;

-    порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку совершения или совершения АНВ в отношении ОТИ;

-    порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений ФОИВ о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ;

-    порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней угрозы и уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию, порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям ФОИВ

2.3.2.3

Организация информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, включая запрещение;

-    прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;

-    перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;

-    проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения,

-    совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий

2.3.2.4

Организация ограничения доступа к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и планам обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации

2.3.2.5

Установление в целях обеспечения транспортной безопасности:

-    конфигурации и границ зоны свободного доступа ОТИ;

-    конфигурации и границ зоны транспортной безопасности, а также критических элементов ОТИ;

-    конфигурации и границ технологического сектора зоны транспортной безопасности ОТИ;

-    схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/пли ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ

2.3.2.6

Необходимость выделения на ОТИ отдельного помещения для управления инженерно-техническими системами и силами

обеспечения транспортной безопасности

2.3.2.7

Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры

2.3.2.8

Установление единых видов пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/нлн технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правил их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с требованиями Приказа № 42

2.3.2.9

Существующий порядок досмотра персонала, посторонних лиц, и транспорта по зонам охраны

2.3.2.10

План обеспечения транспортной безопасности (при наличии)

2 3.2.11

Схема организации охраны объекта, регламент и инструкции по вопросам обеспечения безопасности, планов на случай кризисных ситуаций, а так же чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры

2.3.2.12

Порядок обеспечения устойчивости жизнеобеспечения объекта, защиты хранения и передачи информации

2.3.2.13

Функциональные обязанности персонала объекта, в том числе подразделений обеспечения транспортной безопасности

Обследование

2.3.2.14

Обследование (включая фотографирование важных участков и элементов) ОТИ и прилегающей территории (расчистка от деревьев и кустарников, рубежи инженерных сооружений, укрытия для сил охраны, наличие предупредительных табличек, решетки на входных/выходных отверстиях), путей подъезда и подхода, коммуникаций, ограждения (целостность, заглубление в землю, высота)

2.3.2.15

Обследование (включая фотографирование важных участков) контрольно-пропускных пунктов (постов) обеспечения транспортной безопасности, мест въезда/выезда и стоянки транспорта, входа/выхода людей, ближайших зданий и сооружений, их предназначение, выявление естественных препятствий и возможных укрытий потенциальных нарушителей

2 3 2.16

Обследование мест размещения средств связи, средств сбора и обработки информации, аудио и видеозаписи

23.2.17

Определение соответствия организационной системы предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности

ТаблицаЗ- Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности

Изучение

2.3.2.21

Изучение состава и технических характеристик инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности

Оцениваемые элементы:

2.3.2.22

Вндеообнаруженне - обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения на основании данных видеонаблюденпя в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности

одмТЮТШ


Содержание


Стр.


Раздел 1 Общие положения

1.1    Область применения    4

1.2    Нормативные ссылки    5

1.3    Термины, определения,    обозначения    и сокращения    6

1.4    Общий методический подход к проведению оценки уязвимости

объектов транспортной    инфраструктуры    в сфере дорожного хозяйства    10

1.5    Рекомендации по организациям и исполнителям работ по проведению

оценки уязвимости    11


Раздел 2 Проведение оценки уязвимости объектов транспортной


инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства

2.1    Виды объектов дорожного хозяйства в составе объектов транспортной

инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства    12

2.2    Сбор исходных данных    13

2.3    Методические рекомендации по оценке уязвимости объектов

транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства    17

2.3.1 Изучение технических и технологических характеристик объекта

транспортной инфраструктуры, организации эксплуатации (порж)ка функционирования)    17

.3.2    Изучение системы принятых на ОТИмер по защите от АНИ    jg

.3.3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения

АНИ в деятельность ОТИ с использованием «модели нарушителя» 25

2.3.4    Определение рекомендации субъекту транспортной

инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ    35

2.3.5    Разработка приложений отчета оценки уязвимости    35

Приложения    36

1.    Оформление отчепюв об оценке уязвимости ОТИ    36

2.    Пример оформления отчета об оценке уязвимости объекта

транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства    38

2.1    Акт об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры    38

40


to to


з


oi\\\ тлтш\


оти

2.3.2.23

Видео.монн 1 орннг - обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время по периметру зоны транспортной безопасности и в зоне свободного доступа ОТИ

2.3.2.24

Вилсорпспо)нлва11ие - обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ

2.3.2.25

Видеонденткфикацкя физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении на границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов ОТИ

2.3.2.26

Организация видеонаблюдения за действиями сил обеспечения транспортной безопасности на КПП и посту (пункте) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ

2.3.2.27

Выявление нарушителя в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ

2.3.2.28

Передача данных (видеоизображения) на ПУ КИТСО. в том числе удаленная, в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени

2.3.2.29

Применение биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ

2.3.2.30

Электронное документирование перемещения персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или из них

2.3.2.31

Организация хранения (технические характеристики сервера) в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течении одного месяца

2.3.2.32

Возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами

2.3.2.33

Оснащение отдельно-выделенного помещения для контроля за функционированием Инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие

2.3.2.34

Организация защиты инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных

2.3.2.35

Изучение организации технического обслуживания ИТС:

-    техническое состояние;

-    квалификация персонала,

-    выполнение регламентных работ ИТС.


Обследование


2.3.2.36 Обследование    инженерно-технических систем обеспечения

транспортной    безопасности (ограждения, противотаранные

устройства, решетки, усиленные двери, шлюзы, системы, контроля _доступа, досмотра, вндеонаблюдення, сигнализации, охранного


-<7ДЯГ^ЛШЯ5ТШ\

Раздел 1 Общие положения

1.1    Область применения

1.1.1 Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства осуществляется в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2007, № 7, часть 1, ст. 837; 2008. Ху 30, часть 2, ст. 3616, 2009, № 29, ст. 3634, 2010, Ха 27, ст. 3415).

1.1.2 Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определении степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства (далее - ОТИ) от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

1.1.3    Предметом оценки уязвимости является исследование возможных способов (путей) реализации потенциальных угроз совершения АН В в деятельность ОТИ.

1.1.4    Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ установлен приказом Минтранса России от 12.04.2010 Ха 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

1.1.5    Оценка уязвимости проводится организациями, определенными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - организации), в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

1.1.6    Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

1.1.7 Результаты оценки уязвимости используются для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

1.1.8    При выходе новых государственных нормативных документов по оценке уязвимости, накоплении опыта проведения оценки уязвимости, создания систем безопасности, методические рекомендации могут изменяться и дополняться.

1.2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы

1.2.1    Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

1.2.2    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-Ф'З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

1.2.3    Постановление    Правительства    Российской    Федерации    от    10.12.2008

№ 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

1.2.4    Постановление    Правительства    Российской    Федерации    от    31.03.2009

№ 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

1.2.5    Приказ Минтранса России от 05.02.2010 № 27 «О Порядке ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

1.2.6    Приказ Минтранса России. ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

1.2.7    Приказ Минтранса России от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

1.2.8    Приказ Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

1.2.9    Приказ Минтранса России от 15.11.2010 № 248 «Об утверждении отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».

1.2.10    Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».

1.2.11    Отраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» (ОДМ 218.1.001-2005)// Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Москва. 2005 г.

1.2.12    Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (ОДМ 218.4.001-2008)// Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Москва. 2008 г.

ОДЧГ 218 4 007-2011

U Термины, определения, обо значения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины и соответствующие определения:

1.3.1    автомобильная дорога (АД): объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,

защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог:

1.3.2    акт незаконного вмешательства (АНВ): противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт. угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий:

1.3.3    внутриобъектовый режим: порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности:

1.3.4    дорожное хозяйство (ДХ): комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог:

1.3.5    досмотр - мероприятия по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследование людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства:

1.3.6    защищенность обьекгов: состояние, при котором в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечиваются условия для предотвращения актов незаконного вмешательства и снижения до минимального уровня негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

1.3.7    зона свободного доступа: территория ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается:

1.3.8    зона транспортной безопасности: часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) ОТИ. проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфрастру ктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств:

1.3.9    инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТСО): инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности и технические средства обеспечения транспортной безопасности, используемые на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства;

1.3.10    инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (далее - ИСО): конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить

-ОДЙГ^ЖТ

АН В в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства;

1.3.11    искусственные дорожные сооружения: сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

1.3.12    компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (компетентные органы): федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

1.3.13    контрольно-пропускной пункт (далее - КПП): специально оборудованное место на ОТИ для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности;

1.3.14    критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (далее -КЭ ОТИ): строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ. акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;

1.3.15    К11ТСО: комплекс инженерно-технических систем охраны;

1.3.16    модель нарушителя:    способы    реализации потенциальных угроз

совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ;

1.3.17    нарушитель: лицо (группа лиц), пытающееся совершить АНВ;

1.3.18    несанкционированное действие (НСД): непосредственные действия, реализуемые нарушителями при совершении или попытке совершения АНВ;

1.3.19    объекты транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: технологический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, автовокзалы и автобусные станции, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

1.3.20    отраслевой дорожный методический документ (ОДМ):    акт

рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

1.3.21    охрана объекта: регламентированная совокупность организационноштатных мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства, устранение и снижение угрозы здоровью и жизни людей, а также защиту' технических средств охраны и безопасности;

1.3.22    оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства: определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства:

1.3.23    подразделения транспортной безопасносги: подразделения субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от АН В;

1.3.24    показатель эффективности системы безопасности:    величина,

характеризующая эффективность системы безопасности:

1.3.25    пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности:

1.3.26    пропускной режим - порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности:

1.3.27    силы обеспечения транспортной безопасности (далее - СОТБ): лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ. а также подразделения транспортной безопасности:

1.3.28    система безопасности (СБ): совокупность сил обеспечения транспортной безопасности, задействованных на ОТИ, осуществляемых им организационнотехнических мероприятий и действий, а также инженерно-технических средств систем транспортной безопасности, созданная на конкретном объекте:

1.3.29    специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности (специализированные организации): юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

1.3.30    технологический сектор зоны транспортной безопасности: зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей:

1.3.31    технические средства обеспечения транспортной безопасносги (далее -

ТСО):    системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра,

видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации:

1.3.32    транспортная безопасность:    состояние    защищенности    объектов

транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства:

1.3.33    угроза:    намерение    совершить АНВ на объектах транспортной

инфраструктуры и транспортных средствах:

1.3.34    уровень безопасности: степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ:

1.3.35    уязвимость: свойство объекта (элемента) защиты быть подверженным воздействию угроз:

аДЯ'"2'Г8Т00Т-ЖТ

1.4 Общий методический подход к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструкту ры в сфере дорожного хозяйства

IДоведение оценки уязвимости ОТИ:

Этап № 1 Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, организации эксплуатации (порядка функционирования).

1)    ()6щая характеристика () ТИ;

2)    Описание ОТИ;

3)    Организации эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ:

4)    Определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов.

Этап № 2 Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ.

I) Организационная система;

3) Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;

3)    Силы охраны;

4)    Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНН предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Этап № 3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием «модели нарушителя».

1)    Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

2)    Анализ угроз по степени опасности;

3)    Разработка модели нарушителя;

4)    Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моОелирования и практических учений);

5)    Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реашзации зютенциазьных угроз совершения актов незаконного виешатезьства в оеятелыюсть объекта транспортной инфраструктуры или транспортного среОства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Этап № 4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер. которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

1)    Определение рекомендаций к организационной системе;

2)    Определение рекомендаций к инж енерно-технической системе;

3)    Определение рекомендаций к силам охраны.

В процессе проведения оценки уязвимости определяются способы достижения нарушителями наиболее опасных для функционирования ОТИ целей и рассчитывается вероятность пресечения АНВ нарушителей действиями сил охраны и/или федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Формируемая модель нарушителя является исходным данным для оценки уязвимости ОТИ и оценки эффективности КИТСО ОТИ.

щ^г~штттш\

1.5. Рекомендации к организациям и исполнителям работ по проведению опенки уязвимости

Оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями.

Перед проведением работ по оценке уязвимости формируется рабочая группа, включающая необходимых специалистов, имеющих соответствующую категорию допуска к информации об объекте. Из числа представителей аккредитованной специализированной организации назначается руководитель рабочей группы.

В рабочую группу по оценке уязвимости могут включаться сотрудники и/или эксперты ОТИ. специалисты по обеспечению транспортной безопасности, сотрудники подразделений транспортной безопасности ОТИ, другие эксперты и консультанты. Разработчики КИТСО могут быть привлечены только в качестве консультантов.

Число участников рабочей группы, а также необходимость в привлечении экспертов и консультантов, определяется масштабом ОТИ и необходимостью анализа соответствующих вопросов безопасности ОТИ. Количество членов рабочей группы не может быть менее 3 (трех) человек.

ю