ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В СЛОЯХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НАТУРАЛЬНЫХ БЕЛИ КОВЫХ ШЛАМОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2015
ОДМ 218 3 043-2015
Предисловие Сведении о стандарте
1 РАЗРАБОТАН специалистами ОАО «Омский СоюзДорНИИ (канд. техн. наук Б.В. Белоусов, с.н.с. А.Н. Гаврилов)
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.11.2015 г. № 2283-р .
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
II
ОДМ 218 3 043-2015
Содержание
1 Область применения..........................................................1
2 Нормативные ссылки......................................................... 1
3 Термины и определения......................................................2
4 Общие положения.............................................................8
5 Проектирование монолитных оснований и покрытий................9
5.1 Требования к материалам дорожных одежд.........................9
5.2 Требования к конструкциям дорожных одежд......................12
5.3 Расчётные характеристики материалов...............................28
5.4 Проектированиесоставов смесей......................................31
6 Строительство монолитных оснований и покрытий...................34
6.1 Основания и покрытия из натурального белитового шлама.....34
6.2 Основания и покрытия из каменных материалов и грунтов,
обработанных натуральным белитовым шламом..............................37
6.3 Щебёночные (гравийные) основания и покрытия, обработанные
натуральным белитовым шламом в верхней части............................40
6.4 Особенности производства работ при отрицательных
температурах...........................................................................44
6.5 Контроль качества производства работ..............................46
Приложение А Номограмма для определения допустимой
продолжительности разрыва во времени между распределением натурального белитового шлама и окончанием его уплотнения............50
Приложение Б Примеры расчёта дорожных конструкций устраиваемых с применением натуральногобелитового шлама............51
Приложение ВТаблица значений растяжений при изгибе в зависимости от толщины и упругой характеристики плиты для 11 дорожно
климатической зоны с расчетной нагрузкой А |............................65
Библиография...................................................................66
III
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации но применению в слоях дорожных одежд натуральныхбелитовых шламов
1 Область применения
Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по применению в слоях дорожных одежд натуральныхбелитовых шламов» является актом рекомендательного характера.
Настоящий ОДМ устанавливает рекомендации попроектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственных дорог, городских дорог и улиц и предусматривает применение в дорожной конструкции нату рального белитового шлама.
2 Нормативные ссылки
13 настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик;
ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия;
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения
максимальной плотности;
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия;
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация;
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия; ГОСТ 28514-90 Строительная геотехника. Определение плотности грунтов методом замещения объема;
СГ1 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85;
СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85;
СП 131.13330.2012 Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99;
ОДН 218.1.052-2002 Оценка прочности нежестких дорожных одежд.
3 Термины и определении
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующи ми определениями;
3.1 натуральный белитовын шлам; Побочный продукт, получаемый при производстве глинозёма спекательным способом из нефелиновых и бокситовых руд. В зависимости от вида перерабатываемой руды натуральный белитовый шлам подразделяется на: нефелиновый и
бокситовый.
ОДМ 218 3 043-2015
3.2 натуральный бели юный шлам текущего производства:
Дискретный, пескообразный материал, пролежавший в шламоотвапе не более одного года.
З.Знатуральный лежалый белтовы и шлам: Монолитный материал, пролежавший в отвале более одного года, использование которого возможно только после его рыхления и последущего дробления. Лежалый шлам может образовываться и при заготовке натурального белитового шлама текущего производства на притрассовых складах.
3.4 активность натурального белитового шлама: Способность шлама после его уплотнения образовывать самоупрочняющийся во влажных условиях монолитный материал.
3.5 монолитные материалы: Материазы, которые имеют структурные связи между частицами, работают на растяжение и разрушаются с разделением на части.
3.6 агрегаты: Образования разных размеров в результате цементации зерен шлама.
3.7несвязанные (дискретные) материалы: Материалы, которые не имеют структурных связей между частицами, не работают на растяжение и при действии нагрузки разрушаются по схеме необратимого сдвига.
3.8самоупрочненне: Самопроизвольное увеличение прочности
структурных связей в монолитном материале в процессе его эксплуатации.
3.9дорога автомобильная: Комплекс инженерных сооружений,
обеспечивающий экономичные, безопасные и комфортные условия для круглогодичного, бесперебойного движения автотранспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, интенсивностью и габаритами в течение заданного периода эксплуатации. При этом экологическая нагрузка на окружающую среду должна не только сохраняться в пределах существующих нормативов, но и снижаться за счёт использования побочных
продуктов различных производств, в процессе сооружения и эксплуатации данного комплекса. Комплекс включает: земляное полотно; дорожную одежду; обстановку и обустройство дороги; сооружения, устраиваемые при пересечении дорогами различных препятствий; защитные и экологические сооружения. В состав комплекса также входят участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса и воздушное пространство над ним в пределах установленного габарита.
З.Юземляное полотно: Геотехническое сооружение, служащее
основанием для размещения дорожной одежды, сооружений по обустройству дороги и защитных сооружений и обеспечивающие условия для выполнения ими своих функций в течение всего периода эксплуатации дороги при круглогодичном, бесперебойном, безопасном и комфортном движении автотранспортных средств, с заданными габаритами и скоростями. При этом экологическая нагрузка на окружающую среду должна не только сохраняться в пределах существующих нормативов, но и снижаться за счет использования побочных продуктов различных производств, при возведении и эксплуатации земляного полотна. Земляное полотно включает: сооружения, обеспечивающие его устойчивость; устойчивость склонов, на которых оно располагается; а также сооружения поверхностного водоотвода (лотки, кюветы, канавы).
3.11 рабочий слой земляного полотна: Верхняя часть земляного полотна, расположенная в пределах проезжей части дороги от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.
3.12обочина: Боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для обеспечения устойчивости земляного полотна, предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае его неисправности, размещения остановочных полос, барьерных
ОДМ 218 3 043-2015
ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения, а также для использования при чрезвычайных ситуациях. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальто- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.
3.13дорожная одежда: Инженерное сооружение, расположенное на земляном полотне в пределах проезжей части дороги, состоящее из основания и покрытия, и предназначенное для обеспечения круглогодичного, бесперебойного, безопасного и комфортного движении автотранспортных средств, с заданными габаритами, нагрузками, интенсивностью и скоростями. При устройстве дорожной одежды экологическая нагрузка на окружающую среду должна не только сохраняться в пределах существующих нормативов, но и снижаться за счёт использования побочных продуктов различных производств.
3. 1 (дорожная одежда нежёсткая: Одежда, в которой используются материалы с расчётными значениями модулей упругости ниже 12000 МПа.
3.15срок службы дорожной одежды: Календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды от момента сдачи её в эксплуатацию после завершения строительства или после её капитального ремонта до момента, когда хотя бы один из её эксплуатационных показателей становиться ниже установленных нормами пределов.
3.16дорожная конструкция: Инженерное сооружение, включающее рабочий слой земляного полотна и дорожную одежду.
3.17несущая способность: Свойство дорожной конструкции и её слоёв (основания дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна) сопротивляться воздействию нагрузок от транспортных средств, характеризующие их прочность.
5
ОДМ 218.3.043-2015
3. ^основание дорожной одежды: Элемент одежды, расположенный непосредственно на рабочем слое земляного полотна в пределах проезжей части дороги и предназначенный для восприятия и перераспределения на подстилающий грунт давления от автотранспорта и собственного веса дорожной одежды до уровня не вызывающего в грунте предельных напряжений, для чего основание должно облагать хорошей распределяющей способностью. При наличии в рабочем слое земляного полотна пучинистых грунтов основание должно предохранять их от морозного пучения в течение всего срока службы одежды. Слой основания, выполняющий функцию предохранения подстилающих грунтов от возникновения в них предельных напряжений, называется несущим слоем основания. Слой, выполняющий функцию предохранения пучинистых грунтов от морозного пучения, называется морозозащитнымили теплоизоляционным слоем основания, в зависимости от величины коэффициента теплопроводности (А.) материала слоя (при А. (в мерзлом состоянии) <0.6 Вт/(мК) - теплоизоляционный слой, при других значениях - морозозащитный). При устройстве основания экологическая нагрузка на окружающую среду должна не только сохраняться в пределах существующих нормативов, но и снижаться, за счет использования побочных продуктов различных производств, при устройстве основания дорожной одежды.
3.19пуч инистый грунт: Грунт, который во влажном состоянии при замораживании увеличивается в объеме вследствие образования кристаллов льда и имеет относительную деформацию морозного пучения г/„> 0,01
£fn = где h0r — высота образца мерзлого грунта, см; /?„ —
7 "о
начальная высота образца талого грунта до замерзания, см).
3.20нученне морозное: Процесс деформации вследствие увеличения объема грунта при промерзании, зависящий от свойств грунта, режима промерзания и условий увлажнения.
6