ОДМ 218.3.039-2014 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПЫТАНИЮ ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ПО УХОДУ ЗА СВЕЖЕУЛОЖЕННЫМ БЕТОНОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГ ЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОС КВА 2014
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью «БИОТЕХ» (к.т.н. С. В. Эккель, к.т.н. П. А. Зайцев)
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения и Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 06.02.2015 г. № 209-р
4 ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ
5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
ОДМ 218.3.039-2014
Содержание
1 Область применения.....................................................................................1
2 Нормативные ссылки....................................................................................2
3 Общие положения.........................................................................................3
4 Рекомендуемые требования к пленкообразующим материалам..............6
5 Рекомендации по испытанию и контролю качества ПОМ.......................9
Приложение Л Пример корректировки состава мелкозернистой бетонной
смеси для испытания водоудерживающей способности
ПОМ.........................................................................................23
Приложение Б Пример расчета величин WnOM и Кпом...................................25
Приложение В Рекомендации по технологии нанесения ПОМ...................29
Библиография....................................................................................................33
III
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по испытанию плёнкообразующих материалов по уходу за свежеуложенным бетоном
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее- ОДМ) распространяется на испытание плёнкообразующих материалов на водной основе (далее - ПОМ) по уходу за свежеуложенным цементным бетоном покрытий и оснований автомобильных дорог (далее -дорожным бетоном) и конкретизирует и развивает отдельные положения действующих нормативно-технических документов (СП 78.13330.2012, [8]-[14]).
1.2 Положения настоящего ОДМ рекомендуется использовать при строительстве, ремонте и реконструкции монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог, а также аналогичных по условиям эксплуатации монолитных и сборно-монолитных бетонных (железобетонных) сооружений, изделий и конструкций (аэродромных покрытий, сборных дорожных и аэродромных плит, мостов, бортового камня, тротуарной плитки, элементов водоотвода, барьерных ограждений и др.).
1.3 Настоящий ОДМ разработан в соответствии с положениями [1], [2] для добровольного использования.
При включении данного ОДМ в контракт, тендерную или проектную документацию, в договор подряда или в документы саморегулируемых организаций (СРО), выполнение требований ОДМ становятся обязательным к применению всеми участвующими в перечисленных документах сторо-
нами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 55224-2012 Цементы для транспортного строительства. Технические условия
ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаро-взрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии
ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 9070-75 Вискозиметры для определения условной вязкости лакокрасочных материалов. Технические условия
ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Техничские условия
ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний ГОСТ 12026-76 Бумага фильтрован ьная лабораторная. Технические условия
ГОСТ 22567.5-93 Средства моющие синтетические и вещества
поверхностно-активные. Методы определения концентрации водородных
ионов
9
ОДМ 218.3.039-2014
ГОСТ 23683-89 Парафины нефтяные твёрдые. Технические условия ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия
ГОСТ 25709-83 Латексы синтетические. Метод определения содержания сухого вещества
ГОСТ 26302-93 Стекло. Методы определения коэффициентов направленного пропускания и отражения света
ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжёлые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава ГОСТ 28655-90 Латексы каучуковые. Определение pi 1 ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
ГОСТ 30744-2001 Цементы. Методы испытаний с использованием по-лифракционного песка
ГОСТ 31939-2012 Материалы лакокрасочные. Определение массовой доли нелетучих веществ
СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНнП 2.05.02-85*
СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
3 Общие положения
3.1 Современная технология строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог предусматривает обязательную операцию ухода за свежеуложенным дорожным бетоном, призванную защищать его от потерь воды затворения в результате испарения, поддержи-
вать стабильным и однородным температурно-влажностный режим твердения бетона в конструкции.
Примечания
1 Свежеуложенный дорожный бетон - распределённая и уплотнённая бетонная смесь после обработки поверхности (отделки, заглаживания, нанесения искусственной шероховатости) до нарезки деформационных швов с помощью алмазного инструмента
2 Потеря воды затворения дорожным бетоном, особенно в раннем возрасте, снижает его прочность и. в большей степени, морозостойкость и коррозионную стойкость. увеличивает усадку, что проявляется, прежде всего, в верхнем слое монолитного покрытия или основания.
3.2 Современные мероприятия по уходу за свежеуложенным дорожным бетоном предусматривают использование светлых ПОМ на основе водных дисперсий парафинов и/или латексов, образующих в процессе формирования на поверхности свежеуложенного бетона защитный водонепроницаемый, но, одновременно, паропроницаемый, слой (далее - пленку).
Примечания
1 Процесс формирования плёнки на поверхности свежеуложенного бетона происходит в результате, главным образом, высыхания водных растворов ПОМ. а также в результате пропитки ими верхнего слоя твердеющего бетона, абсорбции открытыми капиллярными порами свежеуложенного бетона
2 Паропроннцасмость плёнки - её способность пропускать водяные пары вследствие разницы парциальных давлений под и над плёнкой при постоянном атмосферном давлении воздуха.
3 Светлый цвет плёнки позволяет снизить нагрев поверхности покрытия или основания под действием солнечной радиации и уменьшить риск появления усадочных или температурных трещин.
4 Переход на водные растворы ПОМ от ПОМ на основе органических растворителей (лаков, смол типа «Помароль». «Кузбасслак» и т.п.) был обусловлен техническими и экологическими причинами, необходимостью обеспечтъ паропроницаемость
4
ОДМ 218.3.039-2014
плёнок, образуемых после нанесения ПОМ на поверхности свежеуложенного бетона, пожаровзрывобезопасность и защиту работников и окружающей среды.
3.3 Водные растворы ПОМ должны обладать необходимыми технологическими свойствами (вязкостью, однородностью), позволяющими равномерно распределять их по поверхности свежеуложенного дорожного бетона, в том числе, с помощью специализированных машин, механизмов и средств малой механизации (СП 78.13330.2012, Приложение В).
ПОМ на поверхности свежеуложенного бетона должны создавать сплошной, без разрывов, однородный слой, обладающий достаточным сцеплением с бетоном, чтобы сохранять его в течение не менее 28 суток (в условиях, исключающих движение построечного транспорта).
Водные растворы ПОМ при нанесении не должны стекать с поверхности свежеуложенного бетона при уклоне поверхности покрытия или основания до 30 %о.
Примечание - В условиях строительства цементобетонных покрытий или оснований с более высоким уклоном (СП 34 13330.2012), следует использовать более вязкие растворы ПОМ или использовать технологию ухода с использованием рулонных или сыпучих увлажняемых материалов (СП 78.13330.2012).
3.4 Эффективность ПОМ характеризуют водоудерживающей способностью, определяемой величиной удельных водопотерь свежеуложенного бетона Wn0M, и защитным коэффициентом /Спом.
Величина удельных водопотерь, 1Упом - абсолютная величина (кг/м2). Она характеризует, насколько снизилось содержание воды в мелкозернистой бетонной смеси в результате испарения с единицы площади поверхности свежеуложенного бетона за определённый период времени в условиях сухого и жаркого климата после её обработки ПОМ.
Защитный коэффициент ПОМ, Каои - относительная величина (доли или проценты). Она показывает, какая часть воды не испарилась из свежеуложенного бетона после обработки его поверхности ПОМ по отношению
5
к водопотерям контрольного образца без ухода при твердении в одних и тех же условиях сухого и жаркого климата за определённый период времени.
Условия испытания ПОМ (составы бетона, режим сухого и жаркого климата, время твердения образцов до испытания и их форма) установлены в соответствующих разделах ОДМ.
Примечание - Использование относительной величины /С||ом (в сравнении с бетоном без ухода) позволяет использовать для её определения не только модельный состав мелкозернистой бетонной смеси, как предписывает ОДМ для определения И^ом, но также состав бетона, используемый на конкретном объекте строительства.
3.5 Испытание ПОМ осуществляют при входном, операционном, инспекционном и приёмочном контроле качества строительства цементобетонных покрытии и оснований автомобильных дорог (Приложение В).
3.6 Рекомендации настоящего ОДМ направлены на повышение качества и эффективности строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог за счёт унификации испытаний и уточнения показателей качества ПОМ, гармонизации методов испытания и требований с современными зарубежными аналогами.
4 Рекомендуемые требования к пленкообразуютим материалам
4.1 ПОМ должны позволять использовать для их нанесения на поверхность свежеуложенного дорожного бетона современные машины и механизмы и обеспечивать возможность механизированного нанесения ПОМ без остановки и промывки форсунок не менее, чем в течение смены (Приложение В).
4.2 Рекомендуемая величина условной (технической) вязкости водного раствора ПОМ по техническому вискозиметру типа ВЗ-4 не должна превышать 25 с (при температуре воздуха (18±2) °С) и быть не менее 15 с.
6
ОДМ 218.3.039-2014
Водный раствор ПОМ не должен содержать крупные частицы (размером более 1,0 мм) и посторонних включений.
Примечание - При величине условной вязкости водных растворов ПОМ более 25 с возрастает вероятность невозможности использованием форсунок современных машин и механизмов для их механизированного распределения по поверхности покрытия, при вязкости менее 15 с - стекаиия ПОМ с поверхности при минимальных уклонах покрытия
4.3 Водные растворы ПОМ должны быть устойчивыми против распада (разделения) на парафины и/или латексы и воду при транспортировании и хранении в течение гарантийного срока.
ПОМ не должны иметь признаков расслоения (осадка или, наоборот, скопления воды в нижней части ёмкости с ПОМ), неустранимых повторным перемешиванием.
Допустимость появления расслоения ПОМ, его формы и способы устранения должны быть указаны в нормативных документах (в соответствующих СТО и др.), в рекомендациях по применению и в договоре поставки (например, возможность и режим повторного перемешивания для восстановления однородности ПОМ, ограниченное разбавление водой и др.).
4.4 Величина удельных водопотерь свежеуложенного мелкозернистого бетона 1УП0М, определяемых по методике п. 5.6 настоящего ОДМ, должна быть менее 550 г/м2 (0,055 г/см2), но не менее 100 г/м2 [3]-[7], [10]-[14].
Примечание - Паропроницаемость слоя ПОМ обеспечивается при величине Н'.он более 100 г/м2.
4.5 Величина защитного коэффициента ПОМ (Кпом), определяемая по методике п. 5.6 настоящего ОДМ, должна быть более 0,80, но не более 0,95 [3]-[7].
7