Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

96 страниц

492.00 ₽

Купить ОДМ 218.2.091-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Отраслевой дорожный методический документ является документом рекомендательного характера. Методический документ подготовлен в целях обеспечения нормативной базы для проведения геотехнического мониторинга на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, местного, и частного значения, а также дорожных сооружений на них, в частности сооружений инженерной защиты. Методический документ рекомендуется применять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, в частности сооружений инженерной защиты. Методический документ рекомендован к применению изыскательскими, проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также государственными исполнительными органами управления дорожным хозяйством.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Виды наблюдений и состав работ по геотехническому мониторингу

     5.1 Общие рекомендации по определению видов наблюдений и состава работ геотехнического мониторинга

     5.2 Визуальные наблюдения

     5.3 Геодезические наблюдения

     5.4 Гидрогеологические наблюдения

     5.5 Гидрологические наблюдения

     5.6 Геофизические наблюдения

     5.7 Тензометрические наблюдения

     5.8 Виброметрические наблюдения

6 Оборудование для геотехнического мониторинга

     6.1 Общие принципы использования приборов для геотехнического мониторинга

     6.2 Наклономеры

     6.3 Гидросистемы контроля осадки

     6.4 Ленточные экстензометры

     6.5 Электронные трещиномеры, струнные деформометры

     6.6 Скважинные экстензометры

     6.7 Поверхностные экстензометры

     6.8 Скважинные инклинометры

     6.9 Скважинные пьезометры

     6.10 Индикаторы уровня грунтовых вод

     6.11 Системы мониторинга влажности грунтов

     6.12 Датчики уровня воды

     6.13 Анкерные датчики нагрузки

     6.14 Датчики давления

     6.15 Датчики деформации

     6.16 Измерительные проводные системы

     6.17 Автоматические системы регистрации, сбора, хранения и передачи данных

7 Организация работ по геотехническому мониторингу

8 Рекомендации по проведению геотехнического мониторинга опасных природных процессов

     8.1 Оползнеопасные участки автомобильных дорог

     8.2 Селеопасные и подтопляемые участки автомобильных дорог

     8.3 Обвалоопасные участки автомобильных дорог

9 Рекомендации по проведению геотехнического мониторинга сооружений инженерной защиты

     9.1 Общие сведения

     9.2 Целостность конструкций

     9.3 Деформации и смещение конструкций

     9.4 Состояние грунтов основания

     9.5 Напряжения в несущих конструкциях

     9.6 Колебания конструкций от сейсмических и техногенных воздействий

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.06.2017УтвержденФедеральное дорожное агентство Росавтодор1326-р
РазработанООО НТЦ ГеоПроект
ИзданРосавтодор2017 г. (сайт)
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

роснвтоаор

ГЕОТЕХНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СООРУЖЕНИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (PCX АВТОДОР)

МОСКВА 2017

ОДМ 218 2.091-2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью «М ГЦ ГеоПроект» (ООО «НТЦ ГеоПроект»).

Коллектив авторов: руководитель работ - д-р техн. наук, проф. С. И. Маний, д-р геол.-минерал, наук Е. В. Безуглова, канд. техн. наук О. Ю. Ещенко, канд. техн. наук Н. Н. Любарский, канд. техн. наук Д. В. Плешаков, канд. техн. наук А. К. Рябухин, инж. В. А. Лесной, инж. В. Ю. Тимошенко.

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических    исследований    и

информационного обеспечения. Управлением    проектирования    и

строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.06.2017 № 1326-р.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

11

ОДМ 218.2.091-2017

сейсмограф и т. д.): Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения колебаний в объектах геотехнического мониторинга, вызванных природными или техногенными причинами.

3.25    система мониторинга влажности грунтов: Вид геотехнического оборудования, состоящая из комплекса датчиков влажности и температуры, применяемая для измерения водонасыщення грунтов и прогнозирования их устойчивости.

3.26    скважинный инклинометр: Вид геотехнического оборудования,

применяемый для измерения глубинных горизонтальных смещений грунтового    массива,    определяемых    за    счет    фактических    деформаций

обсадной трубы инклинометра.

3.27    скважинный пьезометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения норового (гидростатического) давления воды в грунтах.

3.28    скважинный экстензометр: Вид геотехнического оборудования,

применяемый для измерения глубинных смещений отдельных участков грунтового    массива,    определяемых    за    счет    фактической    деформации

измерительных стержней экстензометра.

3.29    стабилизированное состояние оползня: отсутствие признаков смещения оползневого массива, выявленное по результатам визуальных, геодезических, геофизических, тензометрических и других видов наблюдений

7

ОДМ 218 2 091-2017

4 Общие положения

4.1    Согласно требованиям нормативных и методических документов для обеспечения нормальной эксплуатации автомобильной дороги и прилегающих к ней объектов, в частности сооружений инженерной защиты, следует осуществлять выполнение геотехнического мониторинга.

4.2    Рекомендации по геотехническому мониторингу должны соответствовать требованиям основных регламентирующих документов РФ в области геотехнического мониторинга, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и прилегающих к ней сооружений инженерной защиты (ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33149-2014, СП 22.13330.2011, СП 116.13330.2012], а также обеспечивать взаимоувязку и преемственность существующих методик наблюдений на этапах инженерных изысканий [ГОСТ 32836-2014, ГОСТ 32868-2014, ГОСТ 32869-2014ГОСТ 33063-2014, ГОСТ 33177-2014, ГОСТ 33179-2014, СП 47.13330.2012, [1]], и эксплуатации [ГОСТ 31937-2011, ГОСТ 33161-2014ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 54523-2011].

4.3    Целью геотехнического мониторинга является обеспечение безопасного строительства и безопасной эксплуатации автомобильных дорог, а также дорожных объектов прилегающих к ней, в частности сооружений инженерной защиты.

4.4    Основными задачами геотехнического мониторинга являются:

- контроль и оценка технического состояния строящихся и эксплуатируемых сооружений инженерной защиты:

-    контроль и оценка состояния оползне-, селе- и обвалоопасных участков, а также гидрологических условий на подтопляемых территориях автомобильных дорог;

- определение причин, динамики и прогнозирование развития деформаций;

-    выдача рекомендаций по предотвращению дальнейшего развития опасных природных процессов.

ОДМ 218 2 091-2017

4.5    Объектами геотехнического мониторинга являются автомобильная дорога, конструкции сооружений инженерной защиты и их грунты основания, а также опасные природные процессы (оползни, сели, обвазы, подтопления).

4.6    Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты рекомендуется выполнять в период строительства и не менее одного года с момента ввода их в эксплуатацию (начальный период эксплуатации). При отсутствии стабилизации контролируемых параметров после начального этапа эксплуатации геотехнический мониторинг требуется продлевать. Отсутствием стабилизации изменений контролируемых параметров считается превышение их величин по сравнению с предыдущими циклами более чем на величину точности измерений.

4.7    В случае если геотехнический мониторинг выполняется на этапе строительства автомобильной дороги, то периодичность наблюдений следует увязывать с графиком проведения строительно-монтажных работ (СМР).

4.8    Внеплановые наблюдения при строительстве и начальном этапе эксплуатации сооружений инженерной защиты выполняются при:

-    активизации опасных склоновых процессов (оползни, сели, обвалы);

-    образовании паводков (обеспеченность 0,1% и менее);

-    воздействии землетрясений (6 баллов и более);

-    проведении взрывных работ в районе строительства.

4.9    Для отдаленных, труднодоступных участков, а также зон, на которых

существует угроза возникновения аварийной ситуации при соответствующем экономическом обосновании рекомендуется выполнять непрерывные наблюдения. Непрерывный режим наблюдений осуществляется с помощью контрольно-измерительной    аппаратуры,    подключенной    к

автоматизированной системе регистрации, сбора, хранения и передачи данных.

4.10    Для оползнеопасных и селеопасных участков, а также

ОДМ 218 2 091-2017

подтопляемых территорий автомобильных дорог непрерывные наблюдения требуется осуществлять в периоды интенсивного и наибольшего выпадения климатических осадков и таяния снегов.

4.11    Наблюдения за сооружениями инженерной защиты автомобильных дорог выполняется согласно положениям программы геотехнического мониторинга. Программа является руководствующим документом для реализации всех работ по геотехническому мониторингу.

4.12    В программе геотехнического мониторинга для каждого сооружения индивидуально устанавливаются состав, объемы, вид оборудования, периодичность и продолжительность наблюдений (визуальные, геодезические, геофизические, гидрогеологические, гидрологические, тензометрические, виброметрнческие). Также в программе следует указывать предельно допустимые значения контролируемых параметров, полученные на основании принятых проектных решений и результатов поверочных расчетов.

4.13    Программа геотехнического мониторинга разрабатывается согласно требованиям СП 22.13330.2011 в процессе проектирования и включается в состав проектной документации на строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт автомобильной дороги и прилегающих к ней сооружений инженерной защиты.

4.14    Для получения качественных результатов измерений с применением оборудования геотехнического мониторинга необходимо осуществить его метрологическое обеспечение. Метрологическое обеспечение рекомендуется выполнять согласно ГОСТ 22.2.04-2012.

4.15    Результаты геотехнического мониторинга должны обеспечивать заинтересованных лиц (представители заказчика, строительного контроля, специалистов эксплуатирующих организаций и т. д.) сведениями, необходимыми и достаточными для определения фактического технического состояния автомобильной дороги и прилегающей к ней сооружений инженерной защиты.

ОДМ 218 2 091-2017

4.16    Раннее обнаружение опасных природных процессов при реализации геотехнического мониторинга позволяет заблаговременно информировать участников дорожного движения об опасности и приостановить движение на потенциально опасном участке автомобильной дороги. Потенциально опасные участки автомобильной дороги рекомендуется оснащать различными средствами оповещения и препятствия автомобильного движения (громкоговорители, светофоры, шлагбаумы и т. д.). Оповещение участников дорожного движения выполняется с помощью информационного табло и специальных звуковых сигналов, как правило, звуковых сирен.

4.17    При геотехническом мониторинге сооружений инженерной защиты рекомендуется ведение документации по организационно-техническим мероприятиям, которая включает материалы для планирования работ по наблюдениям, а также контролю количества и состояния измерительного оборудования:

-    календарные графики выполнения строительно-монтажных работ необходимы для контроля и своевременного выполнения монтажных и иных видов работ для производства геотехнического мониторинга;

-    наряд, представляющий собой задание на производство работ геотехнического мониторинга, выполненное по специальной форме, содержащее сведения о наименовании объекта, вида наблюдений, типу измерительного оборудования, места наблюдения и т. д.;

-    реестры учета измерительного геотехнического оборудования ведутся для внутреннего контроля их количества и технического состояния.

4.18    При выполнении работ по геотехническому мониторингу должны соблюдаться правила безопасности.

11

ОДМ 218.2.091-2017

5 Виды наблюдений и состав работ по геотехническому мониторингу

5.1    Общие рекомендации по определению видов наблюдений и состава работ геотехнического мониторинга

5.1.1    При геотехническом мониторинге сооружений инженерной защиты автомобильных дорог и опасных природных процессов, способных повлиять на их техническое состояние, требуется применять виды и методы наблюдений, обеспечивающие количественные и качественные результаты измерений контролируемых параметров. Перечень контролируемых параметров объектов геотехнического мониторинга представлен в разделах 8 и 9 настоящего документа.

5.1.2    Учитывая положения СП 22.13330.2011, геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты включает:

-    визуальные наблюдения (подраздел 5.2);

-    геодезические наблюдения (подраздел 5.3);

-    гидрогеологические наблюдения (подраздел 5.4);

-    гидрологические наблюдения (подраздел 5.5);

-    геофизические наблюдения (подраздел 5.6);

-    тензометрические наблюдения (подраздел 5.7);

-    виброметрические наблюдения (подраздел 5.8).

5.1.3    Состав, вид и периодичность наблюдений геотехнического мониторинга следует назначать в зависимости от:

-    типа и конструктивных особенностей инженерных сооружений;

-    технического состояния сооружений инженерной защиты;

-    вида опасного природного процесса (оползни, обвалы, сели, подтопления).

5.1.4    В исключительном случае при согласновании с заказчиком допускается корректировка объемов работ геотехнического мониторинга в большую сторону при угрозе разрушения участка автомобильной дороги

ОДМ 218 2 091-2017

Содержание

1    Область применения..........................................................................................1

2    Нормативные ссылки.........................................................................................2

3    Термины и определения....................................................................................4

4    Общие положения..............................................................................................8

5    Виды наблюдений и состав работ по геотехническому мониторингу.......12

5.1    Общие рекомендации по определению видов наблюдений и состава

работ геотехнического мониторинга......................................................12

5.2    Визуальные наблюдения..........................................................................13

5.3    Геодезические наблюдения......................................................................15

5.4    Гидрогеологические наблюдения............................................................16

5.5    Гидрологические наблюдения.................................................................17

5.6    Геофизические наблюдения.....................................................................17

5.7    Тензометрические наблюдения...............................................................21

5.8    Виброметрические наблюдения..............................................................21

6    Оборудование для геотехнического мониторинга.......................................23

6.1    Общие принципы использования приборов для геотехнического

мониторинга..............................................................................................23

6.2    Наклономеры.............................................................................................24

6.3    Гидросистемы контроля осадки..............................................................26

6.4    Ленточные экстензометры.......................................................................27

6.5    Электронные трещиномеры, струнные деформометры........................28

6.6    Скважинные экстензометры....................................................................30

6.7    Поверхностные экстензометры...............................................................32

6.8    Скважинные инклинометры....................................................................33

6.9    Скважинные пьезометры..........................................................................35

6.10    Индикаторы уровня грунтовых вод......................................................37

6.11    Системы мониторинга влажности грунтов..........................................38

6.12    Датчики уровня воды..............................................................................39

III

ОДМ 218 2 091-2017

6.13    Анкерные датчики нагрузки..................................................................40

6.14    Датчики давления....................................................................................42

6.15    Датчики деформации..............................................................................43

6.16    Измерительные проводные системы.....................................................44

6.17    Автоматические системы регистрации, сбора, хранения и передачи

данных........................................................................................................45

7    Организация работ по геотехническому мониторингу................................47

8    Рекомендации по проведению геотехнического мониторинга опасных

природных процессов.....................................................................................58

8.1    Оползнеопасные участки автомобильных дорог...................................58

8.2    Селеопасные и подтопляемые участки автомобильных дорог............67

8.3    Обвалоопасные участки автомобильных дорог.....................................71

9    Рекомендации по проведению геотехнического мониторинга

сооружений инженерной защиты..................................................................76

9.1    Общие сведения........................................................................................76

9.2    Целостность конструкций........................................................................77

9.3    Деформации и смещение конструкций...................................................79

9.4    Состояние грунтов основания.................................................................85

9.5    Напряжения в несущих конструкциях....................................................85

9.6    Колебания конструкций от сейсмических и техногенных

воздействий................................................................................................88

Библиография......................................................................................................89

IV

ОДМ 218.2.091-2017 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты автомобильных дорог

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой    дорожный    методический    документ

«Геотехнический мониторинг    сооружений    инженерной    защиты

автомобильных дорог» (далее - методический документ) является документом рекомендательною характера.

1.2    Настоящий методический документ подготовлен в целях обеспечения нормативной базы для проведения геотехнического мониторинга на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, местного, и частного значения, а также дорожных сооружений на них, в частности сооружений инженерной защиты.

1.3    Настоящий методический документ рекомендуется применять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, в частности сооружений инженерной защиты.

1.4    Методический документ рекомендован к применению изыскательскими, проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также государственными исполнительными органами управления дорожным хозяйством.

1

ОДМ 218.2.091-2017

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог ГОСТ 22.2.04-2012 Безопасность в    чрезвычайных    ситуациях.

Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 32836-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32868-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерногеологических изысканий

ГОСТ 32869-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографогеодезических изысканий

ГОСТ 33063-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33149-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дорога

автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33161 -2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах

ОДМ 218 2 091-2017

ГОСТ 33177-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

ГОСТ 33179-2014 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования

ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный    стандарт.    Дороги

автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 54523-2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96)

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

3

ОДМ 218 2.091-2017

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    автономная метеорологическая станция: Станция, применяемая для измерения метеорологических параметров, состоящая, как правило, из осадкомера (плювиометра), комплекса датчиков температуры и влажности, способная удаленно передавать результаты наблюдений с помощью системы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС).

3.2    активное состояние оползня: регулярное смещение оползневого массива, выявленное по результатам визуальных, геодезических, геофизических, тензометрических и других видов наблюдений.

3.3    анкерный датчик нагрузки: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения фактической нагрузки, возникающей в несущей части анкерной микросваи.

3.4    безопасное строительство (эксплуатация): состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (участники дорожного движения, работающие строительных организаций, дорожных служб и т. д.), государственному и/или муниципальному имуществу и т. д.

3.5    виброметрические наблюдения: Наблюдения, выполняемые для оценки влияния колебательных воздействий техногенного или природного происхождения на объекты геотехнического мониторинга.

3.6    гидросистема контроля осадки: Вид геотехнического обору дования, применяемый для определения величин осадок отдельных конструкций сооружений за счет изменения высотных отметок между замкнутой системой датчиков осадки и контрольной емкостью.

3.7    геолинамнческая ситуация: Ситуация связанная с изменением напряженно-деформированного состояния геологической среды, способной привести к возникновению опасных природных процессов.

3.8    геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на

ОДМ 218.2.091-2017

наблюдениях за состоянием сооружений инженерной защиты автомобильных дорог, опасных природных процессов (оползни, сели, обвалы, подтопления), угрожающих безопасной эксплуатации автомобильной дороги.

3.9    датчик давления грунта: Вид геотехнического оборудования, применяемый для контроля давлений на контакте грунтового массива и конструкций сооружений, определяемых за счет сдавливания (сжатия) измерительной пластины датчика.

3.10    датчик деформации:    Вид геотехнического оборудования,

располагаемый на поверхности или закладываемый в тело конструкций, применяемый для контроля их напряженно-деформированного состояния (НДС) за счет сжатия или растяжения измерительной струны датчика.

3.11    датчик уровня воды:    Вид    геотехнического    оборудования,

применяемый для бесконтактного измерения уровня воды в реках, озерах, ручьях и т. д. за счет излучения ультразвуковых или инфракрасных сигналов до измеряемой поверхности.

3.12    деформационная марка: Геодезический    знак,    жестко

закрепленный на конструкции сооружения и меняющий вместе с ней свое планово-высотное положение вследствие осадки, просадки, подъема, сдвига, крена и т. д.

3.13    грунтовый репер: Геодезический знак, опирающийся на прочные грунты или грунты, расположенные ниже глубины сезонного промерзания, для определения планово-высотного положения дневной поверхности.

3.14    измерительные проводные системы (струнные растяжки): Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения планововысотного положения различных объектов геотехнического мониторинга за счет сжатия или растяжения волоконно-оптического кабеля.

3.15    индикатор уровня грунтовых вод:    Вид    геотехнического

оборудования, применяемый для определения уровня подземных вод в грунтовом массиве.

5

ОДМ 218 2 091-2017

3.16    лазерная сканирующая система: Комплект оборудования для автоматического измерения пространственных координат на поверхности объекта геотехнического мониторинга.

3.17    лазерное сканирование: Метод дистанционного зондирования, использующий лазерную сканирующую систему для получения сети контрольных точек, характеризующих геометрию объекта сканирования, для отслеживания их планово-высотного положения.

3.18    ленточный экстензометр (струнный деформометр, электронный i реши номер): Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения деформаций и смещений за счет фактического удлинения или сжатия натянутой измерительной струны.

3.19    нормальная эксплуатация: Эксплуатация строительного объекта в соответствии с условиями, предусмотренными в строительных нормах или задании на проектирование, включая соответствующее техническое обслуживание, капитальный ремонт, реконструкцию и т. д.

3.20    сооружения инженерной защиты:    противооползневые,

противоселевые, противообвальные, а также берегозащитные сооружения, возведенные для предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия на автомобильную дорогу опасных природных процессов (оползни, сели, обвалы, подтопление).

3.21    тензометрические наблюдения:    Измерения    для оценки

напряженно-деформированного состояния конструкций.

3.22    наклономер: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения наклона или крена отдельных конструкций или всего сооружения в целом.

3.23    поверхностный экстензометр:    Вид    геотехнического

оборудования, применяемый для измерения конвергенции отдельных элементов горных массивов или конструкций сооружений за счет фактического сжатия измерительного стержня.

3.24    сейсмический датчик (велоенметр, регистратор колебаний,

6