|
ФЕДЕ РАПЬН О Е ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО |
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
роспвтопор
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЙОНОВ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ТЕМПЕРАТУРНЫМИ УСЛОВИЯМИ (НИЖЕ -40 °С И ВЫШЕ+40 °С)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНСТВО (РОСАВТОДОР)
МОС КВА 2019
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 06.11.2019 № 3197-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4.2 Расчетные сроки службы МЛК, МПК, ПСК и их конструктивных элементов различного функционального назначения устанавливаются соответствующими территориальными нормами с учётом местных условий эксплуатации сооружения. Рекомендуемая проектная продолжительность эксплуатации несущих (пролётных строений) конструкций автомобильных и пешеходных мостов из полимерных композитов в экстремальных температурных условиях принимается равной 20 лет с возможной пролонгацией до 50 лет при условии постоянного мониторинга напряженно-деформированного состояния ПСК, согласованного с организацией, на балансе которой находится данное мостовое сооружение, а также полного инвентарного обследования несущих конструкций ПСК каждые 5 лет и проведения необходимых регламентных и ремонтно-восстановительных работ.
5 Конструктивно-технологические требования к пролетным строениям из композитов (ПСК)5.1 Требования к конструктивным элементам ПСК5.1.1 Общие требования
5.1.1.1 Основными несущими конструкциями МЛК и МПК являются пролетные строения из композитов (ПСК). Конструкции ПСК и другие отдельные конструктивные элементы МАК и МПК должны соответствовать требованиям, предъявляемым к мостовым сооружениям согласно СП 35.13333.2011.
5.1.1.2 Конструктивные элементы из композитов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54928, настоящих рекомендаций и изготавливаться в соответствии с утвержденной в установленном порядке технологической документацией, которая должна содержать пооперационную карту производства работ и каргу контроля параметров технологического процесса производства.
5.1.1.3 Рабочие поверхности проезжей и прохожей части ПСК должны быть защищены износостойким, противоскользящим покрытием, удовлетворяющим требованиям по прочности на сжатие не ниже В20 по ГОСТ 10180, по водонепроницаемости - не ниже W6 по ГОСТ 12730.5, по морозостойкости - не менее F300 (в солях) по ГОСТ 10060 и истираемости по ГОСТ 13015: для МПК покрытие наносится преимущественно в заводских условиях, для МАК наносится полимерное износостойкое покрытие проезжей части по ГОСТ Р 53627-2009 и нормам проектирования СНиП 2.05.03-84* во время СМР на бетонное полотно после его укладки и достижения расчетной прочности.
5.1.1.4 Для конструктивных элементов ПСК следует обеспечить выполнение требований к пределам огнестойкости строительных конструкций, которые устанавливаются проектом, исходя из обеспечения безопасной эвакуации людей, находящихся на мосту.
5.1.2 Требования к ПСК
5.1.2.1 Рекомендуется применять для ПСК конструкции в виде сложных ферм и/или балок из собираемых композитных пултрузионных профилей, имеющих поперечное сечение в виде двутавров, швеллеров, уголков, прямоугольного и круглого сечения коробчатой, а также сплошных изогнутых балок, изготовленных по технологии вакуумной инфузии.
5.1.2.2 В процессе проектирования композитных балок и ферм ПСК геометрические размеры и расчетные сопротивления композитов, а также формообразующие заполнители для внутренних пустот балок следует рассчитывать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54928 и раздела 6 настоящих рекомендаций.
5.1.2.3 Узлы опирания балок и ферм ПСК на опоры должны предотвращать отрыв пролетного строения от опор под действием сейсмических, ветровых и др. сдвигающих пролетное строение нагрузок, в
т.ч. от действия воздушных масс от проходящего под путепроводом транспорта.
5.1.2.4 Цельноперевозимые балки и блоки ферм ПСК должны содержать элементы, обеспечивающие крепление перил, светопрозрачного ограждения и других обустройств, необходимых для обеспечения проектной эксплуатации ПСК.
5.1.2.5 Минимальную толщину листа пултрузионного профиля для одиночных несущих конструктивных элементов назначают не менее 7,0 мм и не менее 3,5 мм для составных элементов.
5.1.2.6 Поверхности пултрузионных профилей выполняют с содержанием свето- и гидростойкого покрытия, нанесение которого выполняют в заводских условиях. При работе в районах с повышенной температурой возможно добавление различных антипиренов
неорганического состава.
5.1.2.7 Допускается применение в составе ферм несущих конструктивных элементов и узлов из нержавеющей стали с использованием болтовых соединений.
5.1.2.8 Рекомендуется для ПСК на стадии изготовления или монтажа создавать строительный подъём, значения которого устанавливаются проектом, но не менее 0,1 % длины пролёта.
5.1.2.9 Основные характеристики типовых конструкций ПСК из полимерных композиционных материалов приведены в приложении А.
5.1.3 Требования к* перильным ограждениям из композитов
5.1.3.1 С внешней стороны ПСК тротуары, прохожая часть и служебные проходы ограждают перилами из композитов высотой не менее 1,1м согласно требованиям СП 35.13330.2011 и ГОСТ Р 52289.
5.1.3.2 Перильные ограждения должны иметь марку по морозостойкости не менее F300 (в солях) по ГОСТ 10060.
5.1.3.3 В конструкциях перил из полимерных композитов следует предусматривать заполнение, исключающее возможность падения пешеходов с мостового сооружения с расстоянием в свету между элементами заполнения не более 150 мм.
5.1.3.4 Над деформационными швами пролетного строения в перильном ограждении необходимо обеспечивать возможность перемещения, соответствующего перемещению в деформационном шве, при сохранении в зоне перекрытия деформационного шва требуемой удерживающей способности перильного ограждения.
5.1.3.5 Перильным ограждениям следует задавать строительный подъем, компенсирующий вертикальные деформации пролетного строения от постоянной нагрузки, превышающий 1/1000 пролета.
5.1.3.6 Удерживающая способность перил из композитов должна быть нс менее 1,27 кН согласно требованиям ГОСТ Р 52289.
5.1.3.7 Узлы крепления перил к несущим конструкциям рекомендуется выполнять с использованием анкерных болтовых соединений. В необходимых случаях болтовые анкерные соединения могут быть заменены на закладные анкерные гайки или пластины с гайками.
5.1.3.8 В соединениях конструкций перил возможно применять заклепки или химические анкера.
5.1.3.9 Основные характеристики типовых конструкций перильных ограждений из полимерных композиционных материалов приведены в приложении А.
5.1.4 Требования к* стыковым соединениям
5.1.4.1 Конструкция стыков конструктивных элементов должна обеспечить минимальную передачу сдвиговых усилий на полимерный композит.
5.1.4.2 Узлы опирания конструктивных элементов с применением анкерных болтов должны удовлетворять требованиям СП 43.13330.2012.
5.1.4.3 Допускается применение в узлах соединений пултрузионных профилей:
-сталей марок 04X18Н9Т, 04Х18Н10Т, 08Х18Н9Т, 08X18H10T, 12Х18Н9Т, 12XI8H10T (зарубежный аналог - сталь марки AISI 321) по ГОСТ 5582, ГОСТ 7350, сортамент по ГОСТ 19903, ГОСТ 19904, сталь 10Х17Н13М2 по ГОСТ 5632 (зарубежный аналог - сталь марки AISI 316) с использованием следующих способов сварки: РДС, АрДС; для деталей и узлов, подвергаемых сварке способом АрДС, следует применять в качестве присадочного материала проволоку из стали той же марки; допускается применение для указанных марок сталей присадочной проволоки 06Х19Н9Т или 12X18Н9Т по ГОСТ 2246; для способа сварки РДС следует применять электроды ЦД-11, ЦТ-15, НИАТ-1 (Св-04Х19Н9) по ГОСТ 9466;
-болтов, гаек и шайб из стали марок 08X18119, 12X1811 ЮТ, 12Х18Н9, 12Х18Н9Т, 12Х18Н10, 08Х18Н10Т, 03Х18Н11 по ГОСТ 5632; для высокопрочных болтов и гаек следует применять коррозионно-стойкие стали марок 14Х17Н2 или 07X16Н6 по ГОСТ 5949;
-сварных узлов (кронштейнов) и труб для установки в стойках ограждений моста из стали марок Ст.З и Ст.20 по ГОСТ 7350, сортамент по ГОСТ 19903, ГОСТ 19904.
5.1.5 Требования к допустимым отклонениям размеров конструктивных элементов от проекгных величин
Для пролСтных строений из полимерных композиционных материалов значения допустимых отклонений от проектных размеров приведены в таблице 1. Данные отклонения определяются в соответствии с требованиями ГОСТ 26433.1, ГОСТ 26877.
Предельное отклонение, мм
Таблица 1 - Допустимые отклонения размеров и формы конструктивных элементов ПСК от проектных значений
Наименование отклонения
1 Отклонение длины балки или фермы, при длине L, м: -до 50 включительно -свыше 50 |
± 10 0,0002L |
2 Отклонение расстояний между соседними узлами ферм или связей решётки при расстоянии С, м:
-до 9 включительно -свыше 9 |
0,0003 ( ±3 |
3 Отклонение от проектных значений величин строительного подъема пролетного строения, h, мм: -до 100 включительно -свыше 100 |
± 10 ±0,1 h |
4 Отклонение от проектного положения в плане оси главной балки или фермы при пролете L
Окончание таблицы I |
0,0002L |
5 Отклонение в плане узла от прямой, соединяющей два соседних с ним узла при длине L |
0,001L |
6 Отклонение расстояний между осями вертикальных стенок балок |
±4 |
7 Отклонение расстояний между смежными вертикальными рёбрами жесткости, а также отклонение расстояний между поперечными балками |
±2 |
8 Отклонение расстояний между осями продольных рёбер в зоне стыков и пересечений с поперечными балками
-на других участках |
±2
±4 |
9 Отклонения по высоте балок в зоне стыков |
±2 |
10 Допускаемый выгиб осей элементов длиной С:
-отдельных элементов главных ферм,
балок
-элементов связей |
0,001 С, но не более 10 мм 0,0015(, но не более 15 мм |
11 Грибовидность, перекос, грибовидность с перекосом поясов балок, коробчатых профилей, плит (для коробчатых профилей и плиг b - величина свободного свеса пояса, для двутавровых балок - ширина пояса) |
-6-
-_ |
F |
-1 Т~' ~
— 11 гз |
11.1В стыках, в местах сопряжения балок с другими элементами, в зонах установки опорных частей |
Ь/200, но не более 1 мм |
11.2 На других участках |
Ь/100 при Д1-А2 < 3 мм |
5.2 Требования к материалам конструктивных элементов
5.2.1 Применяемые для изготовления конструктивных элементов ПСК композиты имеют в своем составе термореактивные смолы (из термопластичных/термореакгивных полимеров или эластомеров), армированные стекловолокнами и/или углсволокнами по ГОСТ Р 54928.
5.2.2 В качестве термореактивных смол следует использовать следующие смолы: ненасыщенные полиэфирные смолы, винилэфирные смолы, эпоксидные смолы, фенольные смолы согласно ГОСТ Р 54928, а также эпоксивинилэфирные смолы.
5.2.3 Полимерные композиты армируют следующими типами армирующих наполнителей: ровинги или однонаправленные ленты или полотна, ткани (кордная, двунаправленная, мультиаксиальная), в том числе нитепрошивные полотна, маты (из непрерывных, штапельных волокон) по ГОСТ Р 54928. При этом объемное содержание армирующих волокон в полимерных композитах должно быть не менее 30 %.
5.2.4 При работе в районах с экстремально высокими температурами рекомендуется в состав полимерных композитов вводить инертные наполнители, которые предназначены для обеспечения термостойкости: ингибиторы горения, цветные пигменты, мел (СаССЬ), оксид кремния (SiCb), стеклянные и полимерные микросферы, волокна, не являющиеся
армирующими наполнителями. Для экстремально низких температур (ниже -40 °С), при которых возможно наступление хрупкого разрушения элементов из ПК, при их изготовлении применяются добавки каучука и специальные комбинации эпоксивинилэфирных смол.
5.2.5 Обеспечение прочностных свойств ПК в экстремальных температурных условиях требует разработки специального химического состава компаунда и технологии его производства.
5.2.6 Основные физико-механические характеристики полимерных композитов для несущих конструктивных элементов по ГОСТ Р 54928 с учетом дополнительных характеристик и нормативные документы по определению значений таких характеристик приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Физико-механические характеристики полимерных
композитов для несущих конструктивных элементов и методы их
определения |
Характеристики |
Метод определения |
Вид напряженного состояния |
Растяжение в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 11262 |
Сжатие в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 4651 |
Изгиб в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 4648 |
Межслоевой сдвиг (в т.ч. расчёт на касательные напряжения и смятие) |
ГОСТ Р 54928 |
Показатели жесткости |
Модуль упругости при растяжении в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 9550 |
Модуль упругости сдвига слоев |
ГОСТ 9550 с учетом ГОСТ Р 54928 |
Модуль упругости при сжатии и коэффициент Пуассона в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 25.602 |
Физические показатели |
Плотность |
ГОСТ 15139 |
Водопоглощен ис |
ГОСТ 4650 |
|
5.2.7 Допускается производить оценку значения прочности (в том числе, на смятие в зоне опирания) несущих конструктивных элементов Г1СК по ГОСТ 8829.
5.3 Требования стойкости полимерных композитов к внешним воздействиям
5.3.1 Полимерные композиты для изготовления всех конструктивных элементов ИСК должны удовлетворять требованиям по стойкости к внешним воздействиям: по морозостойкости, водонепроницаемости, влагостойкости, термостойкости, светостойкости, климатическому старению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54928 и требованиям, предъявляемым к бетону по СП 35.13330.2011.
5.3.2 Дополнительные требования представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Дополнительные требования к свойствам конструкций элементов пешеходных мостов из полимерных композитов и методы их определения
Наименование показателя |
Значение |
Нормативный
документ |
Истираемость прохожей части, мм3/м, не более |
10,0 |
ГОСТ 13087 |
5.3.3 Значения температур хрупкости и стеклования полимерных композитных конструкций мостов должны находиться за пределами диапазона экстремальных температур эксплуатации ПСК на величину не менее 20 °С.
5.3.4 Отношение значений основных физико-механических свойств полимерных композитов после приложения внешних воздействий к их
изначальным значениям до приложения таких воздействий характеризуется частными коэффициентами надёжности по материалу.
5.3.5 Рекомендуемые значения коэффициентов надежности, которые могут быть использованы при проектировании как номинальные, приведены в таблице 4 и должны быть подтверждены экспериментально в процессе периодических и приёмо-сдаточных испытаний.
Таблица 4 - Изменение прочности на растяжение и сжатие в направлениях 0° и 90° полимерных композитов |
Характеристика
сопротивления
воздействию |
Метод реализации |
Рекомендуемое значение частного коэффициента |
Морозостой кость |
Марка F 300, в солях. ГОСТ 10060 |
и |
Влагостойкость |
ГОСТ 4650 |
1,3 |
|
Окончание таблицы 4 |
Термостойкость |
Испытания на растяжение, сжатие нагретых до плюс 60 °С образцов |
1,2 |
С ветостой кость |
ГОСТ 9.708 (метод 2) |
и |
Климатическое старение |
ГОСТ 9.708, методы 1, 2 (Приложение Б) |
1,2 |
Ползучесть |
ГОСТ 18197-82 |
1,37-2,50 (ср. значение 1,66) |
Выносливость |
Приложение В |
U |
|
6 Рекомендации по проектированию пролетных строений из композитов (ПСК)
6.1 Общие положении
6.1.1 Несущие конструктивные элементы ПСК следует проектировать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54257, СП 35.13330.2011 в части их надёжности в процессе возведения и эксплуатации, в том числе с учётом
Содержание
1 Область применения............................................................... 4
2 Нормативные ссылки............................................................... 4
3 Термины и определения........................................................... 8
4 Основные положения.............................................................. 10
5 Конструктивно-технологические требования к пролетным строениям из
композитов (ПСК)................................................................. 11
6 Рекомендации по проектированию пролетных строений из
композитов.............................................................................. 20
7 Рекомендации по изготовлению и монтажу конструкций пролетных
строений из композитов (ПСК).................................................... 35
8 Рекомендации по ремонту и содержанию пролетных строений из
композитов (ПСК)..................................................................... 41
9 Методика расчета экономической эффективности применения мостов
автомобильных и пешеходных с использованием композитов (МАК и МПК)..................................................................................... 44
10 Требования безопасности и охраны окружающей среды для МАК и
МПК...................................................................................... 54
11 Правила приемки исходных материалов, конструктивных элементов,
пролетных строений и мостов...................................................... 55
12 Методы контроля и испытаний конструктивных элементов ПСК...... 60
13 Транспортировка и хранение конструктивных элементов ПСК........ 61
Приложение А Основные характеристики типовых конструктивных
элементов автомобильных и пешеходных мостов из композитов........... 62
Приложение Б Значения механических характеристик композитных
профилей................................................................................ 65
Приложение В Опыт проектирования и строительства автодорожного
моста с фермами из полимерных композитных профилей в Сибири....... 71
Приложение Г Методы контроля и испытаний перильных ограждений.. 85
Библиография.......................................................................... 87
особых воздействий (пожара, взрыва) и изменений свойств полимерных композитов во времени.
6.1.2 Нормативные значения физико-механических характеристик полимерных композитов, использованные при проектировании ПСК и заявленные в нормативных документах на эти изделия, должны быть подтверждены для данного объекта предприятием-изготовителем конструктивных элементов в процессе периодических и приемосдаточных испытаний.
6.1.3 Рекомендуется упругие прогибы пролетных строений от временной вертикальной нагрузки минимизировать (вариантными расчетами при проектировании) с целью обеспечения безопасности перемещения автомобилей и пешеходов по мостам и путепроводам.
6.1.4 Значения перемещений и усилий в несущих конструктивных элементах ПСК следует определять из условия их работы с сечениями брутто. При этом в расчётах на прочность отдельных элементов, ослабленных отверстиями под болты, следует принимать их сечения нетто, а на устойчивость и жесткость - брутто.
6.1.5 Расчёт стальных элементов, входящих в состав несущих конструктивных элементов ПСК, а также расчёт болтовых соединений следует выполнять в соответствии с указаниями СП 35.13330.2011.
6.1.6 При расчётах болтовых соединений следует производить расчет на срез и смятие болтов и полимерного композита с учётом перераспределения усилий между отдельными соединениями, входящими в состав многоболтового соединения, при отсутствии учёта сил трения. Для элементов, ослабленных отверстиями под «чёрные» болты, при расчетах на прочность следует принимать сечения нетто, а на устойчивость и жесткость -сечения брутто. Геометрические характеристики сечения нетто элементов конструкций следует находить с учетом ослаблений.
6.2 Расчёты конструктивных элементов
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации но применению конструкции и? композитных материалов для районов с экстремальными температурными условиями (ниже -40 °С и выше +40 °С)
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации на проектирование, изготовление и ремонт конструкций мостовых сооружений и пешеходных мостов из полимерных композиционных материалов, которые расположены в областях с экстремальными температурными условиями (ниже -40 °С и выше +40 °С). Нижней и верхней границами экстремальных температурных условий являются -60 °С и +60 °С, ввиду того, что абсолютное большинство технических условий всех изготавливаемых и применяемых композиционных конструктивных материалов (кроме специальных углепластиковых) регламентирует сохранение их физико-химических свойств и работоспособность в этих температурных границах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-2018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 25.601-80 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной
матрицей (композитов). Метод испытания плоских образцов на растяжение при нормальной, повышенной и пониженной температу рах
ГОСТ 25.602-80 Расчеты и испытания на прочность. Методы
механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания на сжатие при нормальной, повышенной и пониженной температурах
ГОСТ 25.604-82 Расчеты и испытания на прочность. Методы
механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания на изгиб при нормальной, повышенной и пониженной температурах
ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия
ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия ГОСТ 4648-71 Пластмассы. Метод испытания на статический изгиб ГОСТ 4650-80 Пластмассы. Методы определения водопоглощен и я ГОСТ 4651-82 Пластмассы. Метод испытания на сжатие ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 5582-75 Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия
ГОСТ 5632-72 Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки
ГОСТ 5949-2018 Металлопродукция из сталей нержавеющих и сплавов. На железой и кслевой основе коррозионно-стойких, жаростойких и жаропрочных. Технические условия
ГОСТ 6958-78 Шайбы увеличенные. Классы точности А и С. Технические условия
ГОСТ 7350-77 Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия
ГОСТ 8829-2018 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила опенки прочности, жесткости и трещиностойкости
ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия
ГОСТ 9550-81 Пластмассы. Методы определения модуля упругости при растяжении, сжатии и изгибе
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 11262-2017 Пластмассы. Метод испытания на растяжение ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия
ГОСТ 12730.5-2018 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости
ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки,транспортирования и хранения
ГОСТ 13087-2018 Бетоны. Методы определения истираемости ГОСТ 15139-69 Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы)
ГОСТ 15173-70 Пластмассы. Метод определения среднего коэффициента линейного теплового расширения
ГОСТ 16782-92 Пластмассы. Метод определения температуры хрупкости при ударе
ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности ГОСТ 18197-82 Пластмассы. Метод определения ползучести при
растяжении
ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 19903-2015 Прокат листовой горячекатаный. Сортамент ГОСТ 19904-90 Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент ГОСТ 23630.2-79 Пластмассы. Метод определения теплопроводности ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
ГОСТ 26433.1-89 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления
ГОСТ 26877-2008 Металлопродукция. Методы измерений отклонений формы
ГОСТ 27017-86 Изделия крепежные. Термины и определения ГОСТ 28840-90 Машина для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические гребования
ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть
ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытания на огнестойкость. Общие требования
ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытания на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции
ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость
ГОСТ Р 50597-2017 Дороги аавтомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования
ГОСТ Р 54928-2012 Пешеходные мосты и путепроводы из полимерных композитов. Технические условия
СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
СП 43.13330.2012 Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85
СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 композит (композиционный материал): Твердый материал, состоящий из двух или более разнородных компонентов (матрицы и наполнителя), объединенных связующим материалом (матрицей).
3.2 полимерный композит (ПК): Композит, матрица которого образована из термопластичных или термореактивных полимеров или эластомеров.
3.3 ламель: Монослой полимерного композита, армированный одним видом армирующего наполнителя - однонаправленным ровингом, тканью или матом.
3.4 ламинат: Пластина многослойного полимерного композита, состоящая из нескольких ламелей одинаковой или различной толщины.
3.5 профиль полимерный композитный пултрузнонный (профиль
композитный пултрузнонный): Линейное профильное изделие из
полимерного композита, изготовленное по технологии пултрузии и имеющее постоянное поперечное сечение.
3.6 мост пешеходный с конструктивными элементами из
полимерных композитов (мост пешеходный композитный) (MI1K):
8
Искусственное сооружение для пропуска пешеходов над различными препятствиями, пролетное строение и другие несущие конструкции которого выполнены из конструкционных полимерных композитов.
3.7 мост автомобильный с конструктивными элементами из полимерных композитов (мост автомобильный композитный) (МАК): Искусственное сооружение для переезда автомобилей с разрешенной массой над различными препятствиями, пролетное строение и другие несущие конструкции которого, выполнено из конструкционных полимерных композитов.
3.8 элементы конструктивные композитного пешеходного моста нлн путепровода (конструктивные элементы): Отдельные конструктивные элементы, являющиеся составной частью композитного пешеходного моста или путепровода и предназначенные для его сооружения.
3.9 конструкции несущие композитного пешеходного моста или
путепровода (несущие конструкции): Конструктивные элементы
пешеходного моста или путепровода, воспринимающие постоянные и временные нагрузки и обеспечивающие несущую способность сооружения.
3.10 пролетное строение автомобильного или пешеходного моста из
композитных конструкций (пролетное строение) (ПСК): Несущая
конструкция (ферма или балка), перекрывающая пространство между опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, автомобилей и пешеходов и передающая эту нагрузку на опоры.
3.11 перильные ограждения из композиционных материалов: Ограждающее устройство из полимерных композитов, обеспечивающее безопасное передвижение пешеходов.
3.12 строительный подъем: Выгиб пролетного строения или его конструктивных элементов (главных и продольных балок) по форме, противоположный прогибу от постоянной и определенной части временной нагрузки с целью обеспечения плавности езды транспортных средств.
3.13 коробчатая балка пролётного строения: Балка из многослойного полимерного композита (ламината), имеющая замкнутое поперечное коробчатое сечение, которое образовано верхней и нижней горизонтальными плитами, объединёнными сплошными продольными наклонными стенками и поперечно установленными вдоль пролёта балки дискретными диафрагмами, которые расположены во внутреннем пространстве коробчатого сечения.
Примечание - Внутреннее пространство между стенками может быть заполнено, например, вспененной пластмассой
3.14 U-балка пролётного строения: Балка из многослойного
полимерного композита U-образного разомкнутого к верху поперечного сечения, содержащая две сплошные продольные стенки полигонального верхнего очертания, объединенные сплошной нижней горизонтальной плитой и дискретно расположенными поперёк пролёта поперечными диафрагмами.
3.15 ферма пролётного строения (ферма): Стержневая конструкция из полимерных композитных профилей, состоящая из верхнего и нижнего поясов и расположенной между поясами треугольной решётки, которая включает в себя восходящие (нисходящие) раскосы и стойки (подвески).
3.16 ИСК: Пролётные строения из полимерных композитов.
3.17 НОС': Проект организации строительства.
3.18 ЛКП: Лакокрасочное покрытие.
4 Основные положения
4.1 Рекомендуемые пределы экстремальных температур, в которых могут эксплуатироваться пролётные строения из полимерных композитов (ПСК) на автомобильных (МАК) и пешеходных (МПК) мостах, определяются интервалом рабочих температур от -60 °С до +60 °С, географическими зонами от сухой до влажной по СНиП 21-01-97*, географическим районом с сейсмичностью до 9 баллов, степенью агрессивности среды не более чем «слабоагрессивная».