|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО |
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РОСПВТОПОР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНКЕРНЫХ СВАЙ И МИКРОСВАЙ В СОСТАВЕ МЕРОПРИЯТИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РСК АВТОДОР)
МОСКВА 2015
ОДМ 218 2 066-2016
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью «НТЦ ГеоПроект» (ООО «НТЦ ГеоПроект»)
2 Руководитель работ - доктор техн. наук, профессор Маний С. И. Документ разработан канд. техн. наук, доцентом Деревенцом Ф. Н., канд. техн. наук Любарским Н. Н., инж. Лесным В. А., Тимошенко В. Ю.
3 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования. Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
4 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 03.08.2016 г. № 1516-р
5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
II
ОДМ 218.2.066-2016
4 Общие положен и si
4.1 В процессе расчета и конструирования сооружений с использованием микросвай (анкерных и опорных) следует руководствоваться указаниями соответствующих разделов норм, сводов правил, инструкций и иных действующих нормативных документов (см. раздел 6), а также требованиями настоящего методического документа.
4.2 Микросваи могут применяться как элементы вновь возводимых или для усиления существующих конструкций инженерной защиты автомобильных дорог, а также в качестве самостоятельных удерживающих и защитных сооружений.
Примечание - Под усилением существующей конструкции подразумевается снижение (или ограничение) действующих в конструкции усилий и деформаций, а также увеличение ее совокупной несущей способности и устойчивости.
4.3 Ввиду компактности конструкций и оборудования для устройства микросвай, их применение особенно рекомендуется при производстве работ в стесненных условиях плотной городской застройки, на горных и труднодоступных участках инженерной защиты автомобильных дорог.
4.4 Микросваи рекомендуется использовать для восприятия преимущественно осевых нагрузок (см. 6.7.2).
4.5 Устройство анкерных и опорных микросвай допускается во всех видах песчаных, глинистых и скальных грунтов, за исключением рыхлых песков (с плотностью сухого грунта менее 16,5 кН/м; и коэффициентом пористости более 0,75), торфов, илов и глин текучей консистенции (с сопротивлением сдвигу менее 10 кПа), просадочных, набухающих, органоминеральных и органических грунтов.
Примечание - Для конкретных, в том числе неблагоприятных, гидрогеологических условий возможность и целесообразность применения анкерных микросвай определяется по результатам пробных испытаний.
4.6 В условиях слабых, сильно набухающих, а также трещиноватых скальных грунтов в основании, анкерные и опорные микросваи могут
применяться в комплексе с использованием искусственного закрепления таких грунтов (уплотнение, цементация, химическое закрепление и др.).
4.7 Процессы строительства и эксплуатация сооружений инженерной зашиты с применением микросвай должны сопровождаться выполнением геотехнического мониторинга в соответствии с рекомендациями раздела 10.
9
О ДМ 218 2.066-2016
5 Требования к* исходным данным для расчета ипроектирования
5.1 Исходные данные должны включать все необходимые сведения о состоянии склона или откоса для проектирования эффективной защиты автомобильной дороги от влияния на нее опасных инженерно-геологических процессов. Необходимые сведения для проектирования определяются по результатам выполнения комплекса инженерных изысканий (геодезических, геологических, гидрометеорологических, экологических).
5.2 Инженерные изыскания для расчета и проектирования микросвай, сооружаемых в качестве усиления существующих сооружений или основных мероприятий инженерной защиты должны проводиться в соответствии с положениями СП 24.13330, СП 47.13330 и [ 1 -*6].
5.3 Основной целью выполнения инженерных изысканий является определение фактической геологической ситуации на прилегающих к автомобильной дороге склонах и откосах с установлением необходимых параметров состояния грунтов (физические и механические свойства коэффициент устойчивости и т. д.).
5.4 Задачами инженерных изысканий является сбор необходимых параметров для проектирования, определение условий строительства и эксплуатации, обоснование принятых технических решений для обеспечения устойчивости прилегающих к автомобильной дороге склонов и откосов.
5.5 Границы производства инженерных изысканий определяются по материалам рекогносцировочных обследований и уточняются при последующих исследованиях. Также рекогносцировочные обследования рекомендуется выполнять для прилегающих к защищаемой автомобильной дороге участков.
5.6 Состав, методы и объем работ по инженерным изысканиям, определяется в соответствии с техническим заданием заказчика и зависит от уровня ответсвенности мероприятий инженерной защиты и сложности ю
ОДМ 218 2 066-2016
инженерно-геологических условий. Окончательный состав и объем работ определяется после подписания договора, сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет. Так же состав и объем работ может корректироваться в случае выявления в процессе инженерных изысканий непредвиденных сложных или опасных природных и техногенных условий, которые могут оказать неблагоприятное влияние на строительство и эксплуатацию сооружений.
5.7 В районах развития склоновых процессов в рамках инженерных изысканий в соответствии СП 47.13330 производится анализ устойчивости склонов и откосов автомобильных дорог с целью выявления неустойчивых участков. Расчеты устойчивости рекомендуется выполнять согласно [7-^9] общепринятыми методами теории предельного равновесия с разбиением призмы оползания на отсеки (методы Моргенштерна - Прайса, Шахунянца, Бишопа и др.), а также методом конечных элементов с использованием метода снижения прочностных характеристик и упругопластической модели грунтов. Для участков с коэффициентом устойчивости меньше нормативного значения дается прогноз состояния откоса или склона в зависимости от изменения техногенных и природных условий, а также рассматриваются варианты мероприятий по усилению и стабилизации.
5.8 Инженерно-геодезические изыскания следует выполнять в соответствии с требованиями [5] для получения топографо-геодезических планов и поперечных профилей исследуемого участка, как правило, в масштабах от 1:500 до 1:2000.
5.9 Инженерно-геологические изыскания для проектирования микросвай должны выполняться в соответствии с положениями СП 47.13330, [1] в объеме работ для подземных сооружений с учетом возможного расположения части длины микросвай за пределами их возведения, под эксплуатируемыми сооружениями инженерной защиты автомобильной дороги.
П
О ДМ 218 2 066-2016
5.10 При инженерно-геологических изысканиях горные выработки рекомендуется располагать в границах проектируемого сооружения, а при одинаковых грунтовых условиях не далее 5 м от нее.
Глубина инженерно-геологических выработок должна быть не менее чем на 5 м ниже проектируемой глубины заложения нижних концов микросвай при их рядовом расположении и нагрузках на куст микросвай до 3 МН и на 10 м ниже - при микросвайных полях размером до 10х 10 м и при нагрузках на куст более 3 МН. При микросвайных полях размером более 10х 10 м глубина выработок должна превышать предполагаемое заглубление микросвай не менее чем на глубину сжимаемой толщи, но не менее половины ширины микросвайного поля, и не менее чем на 15 м.
При наличии на строительной площадке слоев грунтов со специфическими свойствами (просадочных, набухающих, слабых глинистых, органоминеральных и органических грунтов, рыхлых песков и техногенных грунтов) глубину выработок определяют с учетом необходимости их проходки на всю толщу слоя для установления глубины залегания подстилающих прочных грунтов и определения их характеристик.
5.11 При применении микросвай для усиления оснований
реконструируемых сооружений инженерной защиты при инженерногеологических изысканиях дополнительно должны быть выполнены работы по обследованию оснований фундаментов и инструментальные
геодезические наблюдения за перемещениями конструкций зданий и сооружений.
5.12 Обследование оснований фундаментов и состояния фундаментных конструкций производят путем проходки шурфов с отбором монолитов грунтов непосредственно из-под подошвы фундаментов и стенок шурфа. Ниже глубины шурфов инженерно-геологическое строение, гидрогеологические условия и свойства грунтов должны быть исследованы бурением и зондированием (статическим, динамическим), при этом буровые
ОДМ 218 2 066-2016
скважины и точки зондирования размещают по периметру здания или сооружения на расстоянии от них не более 5 м.
5.13 Обязательным условием при инженерно-геологических изысканиях для проектирования микросвай является выполнение статического и динамического зондирования грунтов.
5.14 Статическое и динамическое зондирование грунтов выполняется в целях:
- выделения инженерно-геологических элементов (толщины слоев и линз, границ распространения грунтов различных видов и разновидностей);
- оценки пространственной изменчивости состава, состояния и свойств грунтов;
- определения глубины залегания кровли скальных, крупнообломочных и мерзлых грунтов;
- количественной оценки характеристик физико-механических свойств грунтов (плотности, модуля деформации, угла внутреннего трения и сцепления грунтов и др.);
- определения степени уплотнения и упрочнения грунтов во времени и пространстве;
- оценки возможности забивки микросвай и определения глубины их погружения;
- определения сопротивлений грунта под нижним концом и по боковой поверхности микросвай;
- выбора мест расположения опытных площадок и глубины проведения полевых испытаний, а также мест отбора образцов грунтов для лабораторных испытаний;
- контроля качества геотехнических работ.
5.15 При статическом зондировании выполняется непрерывное вдавливание зонда в грунт, а при динамическом зондировании - непрерывная забивка или вибропогружение.
13
ОДМ 218 2 066-2016
Содержание
1 Область применения..........................................................................................1
2 Нормативные ссылки.........................................................................................2
3 Термины и определения....................................................................................5
4 Общие положения..............................................................................................8
5 Требования к исходным данным для расчета и проектирования...............10
6 Конструктивно-технологические решения...................................................16
6.1 Условия применения микросваи...........................................................16
6.2 Классификация микросвай.....................................................................20
6.3 Технология устройства микросвай........................................................21
6.4 Армирование микросвай........................................................................26
6.5 Антикоррозийная защита микросвай....................................................33
6.6 Цементные растворы..............................................................................36
6.7 Конфигурации сооружений из мнкросвай...........................................38
7 Расчет конструкций микросвай......................................................................41
7.1 Общие положения...................................................................................41
7.2 Расчет усилий в микросваях от внешних воздействий.......................46
7.3 Расчет несущей способности микросвай..............................................48
8 Испытания микросвай.....................................................................................53
9 Организация строительно-монтажных работ................................................59
10 Геотехнический мониторинг.........................................................................67
Приложение А (рекомендуемое) Пример расчета микросвай......................78
Библиография....................................................................................................80
III
одм
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по использованию анкерных свай и микросвай в составе мероприятий инженерной защиты автомобильных дорог
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по использованию анкерных свай и микросвай в составе мероприятий инженерной защиты автомобильных дорог» (далее - методический документ) является документом рекомендательного характера.
1.2 Настоящий методический документ разработан в целях обеспечения нормативной базы рекомендациями по расчетам, проектированию и выполнению строительно-монтажных работ по устройству анкерных свай и микросвай для усиления существующих сооружений инженерной защиты и отдельно от них в качестве основных мероприятий по обеспечению устойчивости прилегающих склонов к автомобильной дороге.
Примечание - Под анкерными сваями и микросваями понимаются конструкции из микросваи, работающих на продольную выдергивающую (анкерные микросваи) и вдавливающую нагрузку (опорные микросван)
1.3 В настоящем методическом документе представлены основные требования к исходным данным для проектирования, приведены указания по выбору конструктивных решений, условиям применения, положения по проектированию и методике расчета микросвай.
1.4 Методический документ разработан для применения в области инженерных изысканий, проектирования и устройства микросвай для обеспечения надежной эксплуатации автомобильных дорог на участках развития опасных геологических процессов и явлений.
1
ОДМ 218 2 066-2016
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения.
Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения.
Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие
требования
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения.
Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие
требования к выбору
ГОСТ 9.304-87 Единая система защиты от коррозии и старения.
Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 9.305-84 Единая система защиты от коррозии и старения.
Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Операции технологических процессов получений покрытий
ГОСТ 9.602-2005 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки ГОСТ 3282-74 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия
ГОСТ 5632-2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки
ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 6727-80 Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций. Технические условия ГОСТ 8239-89 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент
ОДМ 218 2 066-2016
ГОСТ 8240-97 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент ГОСТ 8731-74 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические условия
ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия
ГОСТ 10704-91 Трубы стальные элсктросварные прямошовные. Сортамент
ГОСТ 10884-94 Сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 14098-2014 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры
ГОСТ 18599-2001 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия
ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динам и чес ки м зонд и ро ван ие м
ГОСТ 23278-2014 Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия
ГОСТ 24246-96 Муфты втулочные. Параметры, конструкция и размеры ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций зданий и сооружений
ГОСТ 26020-83 Двутавры стальные горячекатаные с параллельными гранями полок. Сортамент
3
О ДМ 218 2.066-2016
ГОСТ 28302-89 Покрытия газотермические защитные из цинка и алюминия металлических конструкций. Общие требования к типовому технологическому процессу
ГОСТ 31384-2008 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 31938-2012 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия
СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»
СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты»
СП 28.13330.2012 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»
СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»
СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»
СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»
Cl I 48.13330.2011 «СНи11 12-01-2004 Организация строительства»
СП 63.13330.2012 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»
СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»
4
ОДМ 218 2 066-2016
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анкерная микросвая: Микросвая, работающая на выдергивающую нагрузку.
3.2 вингонабивная микросвая: Самозабуриваемая микросвая,
устраиваемая бурением с одновременной подачей водоцементного раствора и применением буровой штанги в качестве центрального армирующего элемента. В качестве буровой штанги обычно используются составные трубчатые винтовые штанги (ТВШ) с муфтовым соединением и передовой буровой коронкой.
3.3 геотехнические расчеты: Расчеты в области механики грунтовых масс (в частности, на склонах), а также взаимодействия грунта с подземными частями зданий и сооружений.
3.4 инженерная зашита автомобильных дорог: Комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических и инженерно-геологических процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
3.5 контрольные испытания: Испытания, проводимые с целью
установления соответствия фактической несущей способности расчетной нагрузке.
3.6 коэффициент надежности по материалу (грунту): Коэффициент, учитывающий возможное неблагоприятное отклонение характеристик материала (грунта) от их нормативных значений.
3.7 коэффициент надежности по нагрузке: Коэффициент,
учитывающий возможный разброс нагрузок и воздействий.
3.8 коэффициент устойчивости (запаса устойчивости): Числовая величина, отражающая степень устойчивости склона. Если коэффициент
5
ОДМ 218 2.066-2016
больше единицы, склон (откос) считается устойчивым. Величина коэффициента меньше единицы соответствует нарушению устойчивого состояния склона и наступлению оползневой стадии. Коэффициент приблизительно равный единице означает состояние предельного равновесия грунтовою массива, как правило, предшествующее оползневой стадии.
3.9 мпкросвая: свая с диаметром меньше 300 мм, способная
воспринимать растягивающие и сжимающие нагрузки.
3.10 нормативный коэффициент устойчивости (требуемый, допустимый): Минимально допустимый коэффициент устойчивости склона (откоса) с учетом всех возможных погрешностей исходных данных и применяемых методов расчета устойчивости.
3.11 опасный геологический процесс: Изменение состояния приповерхностной части литосферы (геологической среды), обусловленное естественными или техногенными причинами, которое может привести к негативным последствиям для человека, объектов хозяйства и окружающей среды.
3.12 откос: Вертикальный или круто-наклонный участок поверхности земли, сформированный в результате рельефообразующих процессов или инженерно-хозяйственной деятельности человека.
3.13 опорная микросвая: Микросвая, работающая на вдавливающую нагрузку.
3.14 приемочные испытания: Испытания, проводимые с целью
проверки несущей способности каждой изготовленной микросваи.
3.15 пробные испытания: Испытания, проводимые с целью
установления принципиальной пригодности выбранной конструкции микросваи, уточнения технологии ее устройства и расчетных нагрузок на нее.
3.16 склон: Наклонный участок поверхности земли, сформированный в результате действия рельефообразующих процессов или инженернохозяйственной деятельности человека.
6
3.17 устойчивость склона (откоса): Способность склона (откоса) сохранять свой профиль в течение длительного времени.
7