ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РОСПВТОПОР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОКОНСТРУИРОВАНИЮ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕНСИВНОГО ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА (ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I-II КАТЕГОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСА ВТОДОР)
МОСКВА 2015
ОДМ 218.2.056-2015
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Дорннжсервис» (ООО «Доринжсервис»)
2 ВНЕСЁН Управлением научно-техническим исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.11.2015 г. №2241-р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
II
ОДМ 218.2.056-2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения..................................................................................................1
2. Нормативные ссылки...................................................................................................1
2. Термины и определения............................................................................................3
4. Общие положения конструирования нежестких дорожных одежд.....................5
5. Консгрунрование нежестких дорожных одежд в условиях воздействия
интенсивного грузового транспортного потока........................................................10
5. 1 Расчет суммарного числа приложении расчетной нагрузки (расчетный ресурс дорожной конструкции)..................................................................................10
5.2. Конструирование дорожных одежд...................................................................14
5.2.1 На значение толщины пакета асфальтобетонных слоев с учетам
суммарного числа приложений расчетной нагрузки..............................................15
5.2.2 Функционал ьное конструирование асфал ьтобетонн ых слоев................15
5.2.3 Материалы для устройства верхнего слоя покрытия.............................17
5.2.4 Материалы для устройства нижнего слоя покрытия.............................20
5.2.5 Материалы для верхних слоев оснований....................................................26
5.2.6 Материалы для несущих слоев основания...................................................30
5.2.7 Дополнительные слои основания..................................................................31
6. Учет воздействия интенсивного транспортного потока при расчете
дорожных одежд (дополнение к ОДН 218.046-01).....................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЯ..........................................................................................................39
III
ОДМ 218.2.056-2015 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по конструированию нежестких дорожных одежд в условиях воздействия интенсивного грузового транспортного потока (для автомобильных дорог 1-11 категории)
1. Область применения
Настоящие методические рекомендации содержат положения по конструированию нежестких дорожных одежд в условиях воздействия интенсивного грузового транспортного потока для автомобильных дорог I-II категорий.
2. Нормативные ссылки
1. СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная
редакция СНиП 2.05.02-85*(утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266).
2. ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд(утв. Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2000 N ОС-35-Р)
3. ГОСТ 9128-2009Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
4. ГОСТ 25607-2009 Межгосударственный стандарт.Смеси щебеночно-гравийнопесчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
5. ГОСТ 8736-20 ^Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия
6. ГОСТ 31015-2002. Межгосударственный стандарт.Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия
7. ГОСТ 12801-98. Межгосударственный стандарт. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
8. ОДМ 218.3.017 - 2011. Методические рекомендации по определению колееобразован ия асфальтобетонных покрытий прокатыванием нагруженного колеса (издан на основании распоряжения Росавтодора от 29.12.2011 N 1032-р)
I
ОДМ 218.2.056-2015
9. ОДМ 218.3.001-2006. Методические рекомендации по применению полимерно-дисперсного армирования асфальтобетонов с использованием резинового термоэластопласта (РТЭП) (утв. Распоряжением Росавтодора от 15.08.2006 N378-p)
10. Рекомендациипо выявлению и устранен и юколей на нежестки хдорожных одеждах (Распоряжение Минтранса РФ от 24.06.2002 N OC-556-p)
Примечание - При пользовании настоящим стандартам целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в тн/юрмационной системе общего пользования на официазьнам сайте национального органа Российской Федерспщи по сташ)артизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «национазьные стандарты», который опубликован по состоянию на / января текущего года, и по соответствующий ежемесячно издаваемым иш1юрмационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документам. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором (киш ссылка на него, применяется в части, не зат/мгивающей эту ссылку.
2
ОДМ 218.2.056-2015
2. Термины и определения
Дорожная одежда - многослойнаяконструкция, ограниченная проезжей частью автомобильной дороги, состоящая из дорожного покрытия, слоев основания и подстилающего слоя, воспринимающая многократно повторяющееся воздействие транспортных средств и погодно-климатических факторов и обеспечивающее передачу транспортной нагрузки на верхнюю часть земляного полотна.
Дорожная конструкция - инженерное сооружение, состоящее из дорожной одежды и верхней части земляного полотна в пределах рабочего слоя.
Покрытие |
1 - Верхний слой покрытия |
2 - Нижний слой покрытия |
Основание |
3 - Верхний слой основания |
4 - Нижние слои основания |
5 - Дополнительный слой основания |
Земляное полотно |
6 - Рабочая зона грунта земляного полотна |
|
Рисунок 3.1 - Поперечный профиль дорожной конструкции на участках автомобильных дорог I (а) и II категории (б) |
3
ОДМ 218.2.056-2015
Покрытие -верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
Основание - часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.
Дополнительный слон основания - слои между несущим основанием и грунтом земляного полотна, предусматриваемый для обеспечения требуемой морозоустойчивости и дренирования конструкции, позволяющий снижать толщину вышележащих слоев из дорогостоящих материалов.
Рабочий слой земляного полотна (подстилаютий грунт) - верхняя часть полотна в пределах от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия.
Суммарное число приложений расчетной нагрузки - Суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за временной промежуток.
Расчетный срок службы - принимаемый на стадии проектирования (расчета) период эксплуатации дорожной конструкции от ввода в эксплуатацию объекта до достижения предельного состояния (отказа) дорожной конструкции.
Расчетный ресурс дорожной конструкции - суммарное число приложений расчетной нагрузки к точке на поверхности дорожной конструкции за расчетный срок службы.
Класс транспортной нагрузки -уровеньвоздействиятранспортного потока на дорожную конструкцию с учетом скоростного режнмадвиження.
Функциональное конструирование асфальтобетонных слоев дорожной одежды - назначение вида асфальтобетона и органического вяжущего с учетом функций, выполняемых асфазьтобетонными слоями покрытия и основания в процессе эксплуатации.
4
ОДМ 218.2.056-2015
Полимерно-дисперсное армирование асфальтобетонных смесей
воздействие на асфальтовое вяжущее (дисперсионную среду) путем распределения полимера и мелких частиц армирующего вещества (дисперсной фазы) с целью создания полидисперсной системы, обладающей повышенной жесткостью, а также устойчивостью к сдвиговым и пластическим деформациям при повышенных температурах.
Полимерно-дисперсно-армированная асфальтобетонная смесь (ПДА-асфалыобетонная смесь)- это рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня и песка с минеральным порошком) с полимерно-дисперсно-армирующей добавкой и вязким дорожным битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Полимерно-лнсперсно-армированнмй асфальтобетон (ПДА-асфалыо-бетон) - уплотненная ПДА-асфазьтобетонная смесь.
Полнмерно-лисперсно-армнрующая добавка(ПДА-добавка) комплексный модификатор, содержащий полимер и армирующее вещество, образующий с органическим вяжущим полидисперсную систему.
4.()бщие положения конструирования нежестких дорожных одежд
4.1 Данные методические рекомендации базируются на положениях ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2000 N ОС-35-Р) [1 ], дополняя его в части учета воздействия от интенсивного транспортного потока при проектировании дорожных одежд на автомобильных дорогах I-II категории.
4.2 Процесс конструирования дорожной одежды включает:
— назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для их устройства с учетом возможности обеспечения расчетных параметров при их совместной работе, размещение слоев в конструкции дорожной одежды в такой последовательности, чтобы наилучшим образом проявились их грузораспределяющая и деформатнвная способности, прочностные и теплофизические свойства, и назначение ориентировочных толщин слоев дорожной конструкции;
5
ОДМ 218.2.056-2015
— оценку необходимости дополнительных мероприятий по повышению сдвигоустойчивости и сопротивлению накоплению остаточных деформаций в зависимости от интенсивности и состава движения, а также региональных погодноклиматических факторов;
— предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учетом условий дорожно-климатического района, типа грунта и схемы увлажнения рабочего слоя земляного полотна на различных участках;
— предварительную оценку необходимости назначения мер по осушению конструкции, а также по повышению ее трещиностойкости;
— оценку целесообразности укрепления или улучшения верхней части рабочего слоя земляного полотна.
4.3 При конструировании дорожной одежды необходимо руководствоваться следующими принципами:
а) конструкция дорожной одежды в целом должна удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге соответствующей категории, и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движения с учетом изменения интенсивности движения в течение заданных межремонтных сроков и предполагаемых условий ремонта и содержания;
б) конструкция дорожной одежды должна быть разработана индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунты земляного полотна, увлажнение, микроклимат), одинаковыми расчетными нагрузками, а также в равной степени обеспеченными строительными материалами. При выборе конструкции дорожной одежды для данных условий предпочтение следует отдавать конструкции, проверенной на практике в данных условиях на аналогичных объектах;
в) конструкция должна быть технологичной и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных работ, для достижения этой цели число слоев, их толщина и количество материалов различного вида в конструкции должны быть минимальными;
6