Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

449.00 ₽

Купить НП 2.0.1-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержат нормативные и исходные данные, номенклатуру мебели и оборудования, включает примеры унифицированных планировочных решений лекционных аудиторий межшкольных учебно-производственных комбинатов, учебных и учебно-курсовых комбинатов, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, институтов повышения квалификации. Материалы выпуска могут быть использованы при проектировании лекционных аудиторий других общественных зданий.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел I Общие положения по проектированию лекционных аудиторий

Раздел II Неспециализированные и специализированные лекционные аудитории и препараторские

 
Дата введения16.12.1982
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.07.1982УтвержденЦНИИЭП учебных зданий11
16.12.1982УтвержденГосгражданстрой347
РазработанЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя
ИзданСтройиздат1987 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КОМИТЕТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

И ПРОЕКТНЫЙ

ИНСТИТУТ типового

И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

школ,

ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ЦНИИЭП УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ)

НОРМАЛИ

ПЛАНИРОВОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

жилых

И ОБЩЕСТВЕННЫХ

ЗДАНИЙ

Выпуск НП 2.0.1—82

ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ш

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1987

ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГАБАРИТЫ И ОПТИМАЛЬНАЯ

R М FTTH МПГТК

Г

ел

Расчетная вместимость аудиторий учебных заведений, мест

Габариты аудиторий в осях (ширинах Xдлина), м

Максимальная

вместимость,

мест

меж школьные учебно-производ* ственные комбинаты

профессионально-

технические

училища

средние специальные учебные заведения

учебные

комбинаты

высшие учеб ые заведенш

6X12(10,6)

60

60

60

50*

ел

о

*

7,2X12 (10,6)-вариант 1

75

_

60

60

50*

50*

вариант 2

75

75

75

9X9

62

50

50

9X12 (10,6)

90

90

90

75*

75“

9X15 (12,7)

120

100*

120

120

•X

О

О

100*

12X12 (10,6)

132

120

120

*

О

о

100*

ю

ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГАБАРИТЫ

м пптм1д л nkUAfl П1МРГТИМПГТК

Продолжение листа 2

Габариты аудиторий в осях (ширина X Xдлина), м

Максимальная

вместимость,

мест

Расчетная вместимость аудиторий учебных заведений, мест

межшкольные учебно-производ■ ственные комбинаты

профессионально-

технические

училища

средние специальные учебные заведения

учебные комбинаты

высшие учебные заведения

12X15

165

140*

150

150

150

150

12X18

213

200

200

200

15X15

222

200

200

15X18

288

250

15X21 (19)

354

300*

18X18

315

300

18X21

387

350

Примечание. В скобках указана длина минимального функционального габарита (в чистоте) для вместимо-

стей, отмеченных звездочкой.

Предлагаемые объемно-планировочные решения разработаны на основе межвидовой унификации лекционных аудиторий вместимостью 50—350 мест. Межвидовая унификация основывается на совпадении основных требований к аудиториям (вместимости, освещения, акустики, эвакуации, внутренней среды и др.); близости значений вместимости аудиторий в разных видах учебных заведений; оснащении однотипными техническими средствами; совпадении антропометрических данных учащихся рассматриваемых групп возрастов: старшеклассники (15—17 лет), учащиеся профессионально-технических училищ (15—19 лет), средних специальных (15—20 лег) и высших учебных заведений (17—24 года).

Создание межвидовой унификации лекционных аудиторий учебных заведений дало возможность осуществлять унификацию габаритов помещений аудиторий, мебели и оборудования техническими средствами, объемно-планировочных решений элементов функциональных зон и конструктивных узлов аудиторий.

Каждый габарит аудиторий, разработанных в нормалях, имеет диапазон вместимости, в границах которого в нем могут быть размещены аудитории отличающихся, но близких вместимостей. Это обеспечивает возможность применения одного типа аудиторий при проектировании различных видов учебных заведений.

Межвидовая унификация аудиторий обеспечивает предпосылки для применения оптимальных объемно-планировочных решений аудиторий при сокращении номенклатуры типов аудиторий. Наибольший эффект унификация дает в учебных комплексах, включающих не

сколько учебных заведений, и особенно в межвидовых комплексах, включающих учебные заведения разных уровней образования. При этом возможно увеличение загрузки аудиторий и сокращение их числа, так как одни и те же унифицированные аудитории могут быть использованы учебными заведениями разных видов.

Лекционные аудитории делятся на типы по вместимости и по назначению. Вместимость аудиторий рассчитывается на учебный поток, который зависит от учебных программ и контингента учащихся данного учебного заведения Вместимость аудитории должна быть кратна наполняемости учебной группы: в межшкольных учебно-производственных комбинатах-—30 учащихся; в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях — 30 учащихся; в высших учебных заведениях и учебных комбинатах — 25 учащихся.

По назначению аудитории делятся на неспециализированные общего назначения для проведения лекций без демонстрации опытов (наиболее массовое назначение — общетехнические и гуманитарные) и специализированные для проведения лекций с демонстрацией опытов (физические и химические).

Планировки аудиторий выполнены в прямоугольных габаритах, так как современное индустриальное строительство рассчитано на монтаж готовых изделий заводского изготовления. Однако требования и общие положения по проектированию аудиторий могут служить основой для вариантов с непрямоугольными габаритами, из которых наиболее предпочтительны трапецеидальные.



НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ


3


АУДИТОРИИ ВМЕСТИМОСТЬЮ 100 МЕСТ И БОЛЕЕ

¥-А-Г


ы


со

4-

т

и


£


Ш-


-'■с N


*45° ^


м-ь


и


пх


П П П.....IT 1 1 1 1 1 1 1 1 г

МММ

1 1 U 1 1 J _ Г1 1 1 1 1 II гт

IIIIII

1 1 П 1 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 1

"М мм

1 1 U 1 1 LIT 1 1 1 II 1 ("(

МММ

"ТЛТТГГП ГП ПИИ

1 II 1II

II 1 1 1 1 IT 1 1 1 1 1 1 1 IT

МММ

N□11 1.ПТ7 Г.....

■1.1.1111

1 U 1 11-1 1 1 1 1 1 1 1 1 г

иггг


•У

13

•ч-

тЗ

f

ТЭ


АУДИТОРИИ ВМЕСТИМОСТЬЮ ДО Ю0 МЕСТ

Вместимость аудиторий, мест

Площадь на одно место, м2 (не более)

350

in

300—200

in

150

1,2

100

1,3

75—50

1,5


•Ин


MN"

М-


1-Л-к


Высота аудиторий вместимостью до 90 мест принимается равной высоте этажа 3,3 м, кроме вузов, где она


составляет 3,6 м (от пола до пола следующего этажа). Допускается принимать высоту аудиторий    вместимостью

75 мест в высших учебных заведениях равной 4,2 м при размещении в аудиторном блоке или на этаже повышенной высоты. Высота более крупных аудиторий принимается 4,2 м и более, кратно укрупненному модулю 60 см в зависимости от высоты подъема амфитеатра, меловой доски и экрана, наличия кинопроекционной и объема воздуха на одно место в аудитории. В аудиториях вместимостью до 90 мест допускается устройство горизонтального пола.


•НН


НОРМИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН


Продолжение


F— расстояние между столом преподавателя и меловой доской . . . . Б—расстояние между демонстрационным столом и меловой доской . . N— расстояние от меловой доски до первого ряда аудиторных мест (при отсутствии демонстрационных столов) ............

Р— расстояние от экрана до спинки

первого ряда кресел ......

|3— горизонтальный угол между лучом зрения, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости доски на уровне глаз

учащегося ..........

С—минимальное превышение луча зрения сзадисидящего над лучом зрения впередисидящего, направленными:

на ближнюю кромку поверхности демонстрационного стопа (r аудиториях вместимостью мест и более) ...........


Не менее 90 см 100 см


Не менее 200 см


Не менее 30


до 100 включительно ..... ПО см

свыше 100     250    см

К— расстояние от меловой доски до последнего ряда мест ...... Не    более 2000 см

£ — расстояние от нижней кромки меловой доски до пола аудитории .    90    см

Я— расстояние от верхней кромки рабочей поверхности меловой доски до

пола аудитории ........ Не    более 230 см

S— площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории вместимостью, мест:

до 75     Не    менее 5 м2

100—150     Не    менее 7 м2

200 и более ........ Не    менее 10 м2

d— расстояние между спинками сидений 90 см (размер,

принятый в нормалях)


на нижнюю кромку доски (в аудиториях без демонстрации опытов) Я,— высота от пола последнего ряда амфитеатра до низа конструкций перекрытий ...........

А — ширина меловой доски для аудиторий вместимостью, мест:

до 100 включительно .....

свыше 100    .........

Z)— расстояние между демонстрационным столом и пюпитрами первого ряда в аудиториях вместимостью, мест:


12 см (размер, принятый в нормалях)

6 см


Не

менее

250

см

Не

менее

400

см

Не

менее

500

см


Требования эвакуации

Ь— ширина проходов для аудиторий вме


стимостью 100 мест и более (общая ширина проходов — из расчета 60 см

на каждые 100 чел.)....... Не    менее    100    см

Т— ширина эвакуационных выходов для аудиторий вместимостью 100 мест и более (общая ширина выходов — из расчета 60 см на каждые 100 чел., при

этом не менее двух выходов) .... Не менее ПО см

R\ — число непрерывно стоящих мест в ряду:

при двухсторонней    эвакуации    . . .    Не более 24

при односторонней    эвакуации    ...    Не более 12

Rz — число непрерывно стоящих мест в ря’

ДУ (с глухими сиденьями):

при двусторонней эвакуации    ...    Не более 12

при односторонней    эвакуации    . . .    Не более 6


ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ


4


В АУДИТОРИИ tMECTA С ПЮПИТРАМИ}


ПРОХОДЫ В АУДИТОРИИ    у    ДОСКИ    ЗА    КАФЕДРОЙ-    ЗА    РАБОЧИМ    СТОЛОМ



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СВЕТА НА АУДИТОРНОМ МЕСТЕ


100е




Оптимально


Удовлетворительно


Допустимо


Недопустимо


ЗА ЛАБОРАТОРНЫМ СТОЛОМ


У МОЙКИ




У СТЕЛЛАЖА


У ВЕРСТАКА


4*воо 4-^боо ^410


13


Стол преподавателя. Один на

1930 X 840 X 900

ОН-11-1152

Опытные учебно-производст-

неспециализированную аудиторию вместимостью до 100 мест

ТО 13-401-687-81

венные мастерские Всеволж-ского сельскохозяйственного-техникума

Кокандская мебельная фабрика

1200 X 600 X 750

ОР-2-910

ТО 13 УзССР-411-77

1200 X 600 X 750

ОР-2-778

ТО 13 БССР-12-134-75

Слуцкая мебельная фабрика

1200X600X745

ОР-6-809 ТО 13-79-207-75

ДОК № 17, Москва

1200X 600 , 700X750

ОН-1-1126

ТО 13 БССР-12-657-80

Производственное объединение «Минскпроектмебель»-

1200X550X750

ОР-2-1159 ТО 13-9-695-81

Коломыйский деревообрабатывающий завод им. XXV съезда КПСС, Ивано-Франковская вбл.

1250X650X710, 750

ОН-11-1162

Т013-9-698-81

То же

Стол письменный однотумбо-

1270X630X750

ОН-11-893

Производственное объеди-

вый

1200X600X750

ТО 13 ЛатвССР-392-76

некие школьной и детской мебели ЛатвССР

ОР-3-Ю42

ТО 13 ЛатвССР-571-79

Производственное объединение «Гауя» Минмебель-прома ЛатвССР

1080X650X745

ОР-14-786 ТО 13-17-156-75

Мебельная фабрика Управления высотных домов и гостиниц Мосгорисполкома

Стол демонстрационный для

2650 X 800 X 900

OH-I-II26

Производственное объеди-

химических аудиторий. Один на

(1500X3) X750x900

ТО 13 БССР-657-80

нение «Минскмебель»

специализированную аудито-

ОН-1-549/27

Бакинская мебельная фаб-

рию химии

3250X830X900

ТО 13-79-727-81

рика № 2

ОН-1-549/27 ТО 13-79-727-81

Слуцкая мебельная фабрика

Стол демонстрационный для

2650X750X900

ОН-1-1126

Производственное объеди-

физических аудиторий. Один

2400X750X900 ..

ТО 13-БССР-657-80

нение «Минскмебель»

на специализированную ауди-

ОН-1-549/27

Паневежисская мебельная

торию физики

2400X750X900

ТО 13-79-727-81

фабрика

ОН-1-549/27 ТО 13-79-727-81

Слуцкая мебельная фабрика

5000X900X900

ОН-1-549/27 ТО 13-79-727-81

Предприятия Минлесбум-древпрома СССР

500X900X900 "У

ОН-1-549/27

Бакинская мебельная фаб-

4000X900X900

ТО 13-79-727-81

рика № 2

Стол демонстрационный для неспециализированных аудиторий. Один на неспециализированную аудиторию вместимостью 100 мест и более

5850X730X1170

рабочие чертежи, архивный № 261455

Г ипровуз

Стол для весов1

900X600X900

OH-11-9I8 ТО 13 88-424-77

Всесоюзное промышленное объединение «Севзапмебель»

1270X630X850

ОН-11-893

ТО 13 ЛатвССР-392-76

Производственное объединение школьной и детской мебели Минмебельпрома ЛатвССР

1200X600X760

ОН-7-1136

Мебельное производственное объединение «Новгород», Новгород

п.п.

Наименования изделий и их число

Размер, мм

I Индекс технического описания, марка или

№ чертежа |

За вод-из готовитель, организация-разработчик


14

Продолжение листа 5


ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ


НОМЕНКЛАТУРА МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ


5


Продолжение

Ко

Наименования изделий и их число

Размер, мм

Индекс технического

Завод-изготовитель.

п.п

описания, марка или

организация-разработчик

№ чертежа

7

Стол

лабораторный1 химический

1200X600X720

ОН-1-1126/4

Производственное объеди-

ТО 13 БССР-12-657-80

пение «Минскмебель»

островной

1200 X600 X 720

ОР-2-912

Кокандская мебельная фаб-

ТО 13 УзССР-413-77

рика

пристенный

1200X850X1650

ОН-7-1136

Мебельное производствен-

1200X1450X1650

ное объединение «Новгород», Новгород

&

Стол лабораторный1 физический

1200X600X660

ОН-1-1126/3

Производственное объеди-

1200X600X720

1200X600X780

ТО 13 БССР-12-657-80

нение «Минскмебель»

1200X600X660

ОР-2-911

Кокандская мебельная фаб-

1200X600X720

1200X600X720

ТО 13 УзССР-112-77

рика

1360X850X1820

ОР-5-601

Производственное объеди-

ТО 13 ЛатвССР-258-75

нение школьной и детской мебели Минмебельпрома ЛатвСССР

1200X700X1650

ОН-7-1136

Мебельное производствен-

Стол для графопроектора. Один

1800X700X1650

ное объединение «Новгород», Новгород

9

500X650X675

ОН-11-1162

Коломыйский деревообраба-

на неспециализированную

ТО 13-9-698-81

тывающий завод им. XXV

аудиторию вместимостью до

съезда КПСС, Ивано-Фран-

100 мест

ковская обл.

10

Стол для фоторабот1

1300x600X900

1-01-10-32

11

Кафедра-трибуна. Одна на не-

1000X850x1200

1-01-02-47

специализированную аудиторию вместимостью 100 мест и

более и специализированную аудиторию физики и химии


Наименование изделий и их число


Размер, мм


Индекс технического    Завод-изготовитель

описания, маока или №    и    предприятие-разработчик

чертежа


Стол-пюпитр2

Кресло с откидным сиденьем2

Кресло с пюпитром2

Кресло преподавателя. Одно на аудиторию


Стул жесткий1


525X367X782 525X512X790 525X755X790 600 X 580 X 785

620X610X795

580X647X760

580X647X790

Для групп Г, Д по ГОСТ 11016-77


ОН-11-1185

ТО 13 БССР-12-729-81

ОН-11-1185

ТО 13 БССР-12-729-81

ОН-11-1185

ТО 13 БССР-12-729-81

ОС-9-868

ТО 13 ЭССР-61/4-338-76 ОС-9-1039

ТО 13 ЛитССР-567-79 ОН-4-364

ТО 13 ЭССР-523-78


ОН-1-1126

ТО 13 БССР-12-657-80 ОН-1-549 ТО 13-79-727-81 ОН-1-Ю73 ТО 13-9-602-79


Производственное объединение «Минскмебель»

То же


Шкаф вытяжной1


Шкаф вытяжной1 демонстрационный

Шкаф лабораторный1


Шкаф для лабораторной посуды1

Шкаф-витрина для физического кабинета1

Шкаф для учебных пособий


Шкаф сушильный1

Стеллаж1


Мойка лабораторная1


1270X730X2400

1050X676X2400

938X459X2090

1160X500X1990

1500X500X2500

5700X500X2590

1226 X 445 X2023 480 X 680 X 865

600 X500 X2550 884X535X1830

938X440X2090

900X800X1800


ОС-ОЗ-257

ОС-8-901

ОН-11-893

ТО 13 ЛатвССР-392-76


ОН-1-1126

ТО 13 БССР-12-657-80 ОХ-З-ЮЗО

ТО 13 ЛатвССР-557-79


ОН-11-386

ТО 13 ЛатвССР-258-75 ОХ-1-882

ТО 13 УССР-8-376-76 ОХ-1-1186

ТО 13 ЛитССР-730-81 ОХ-1-1163 ТО 13-9-699-81


ОХ-3-1202

ТО 13 ЛатвССР-749-81


ОХ-З-ЮЗО

ТО 13 ЛатвССР-557-79 ОН-11-918 ТО 13-88-424-77


Производственное объединение «Кооператор» Мин-леспрома ЭССР Производственное объединение «Вянта» Минлеспро-ма ЛитССР

Производственное объединение «Стандарт» Минме-бельпрома ЭССР

Производственное объединение «Минскмебель» Воронцовский ДОК, Воронежская обл.

Коломыйский деревообрабатывающий завод им. XXV съезда КПСС, Ивано-Фран-ковская обл.

Московский завод металлической мебели им. Калинина

Производственное объединение «Минскпроектмебель» Производственное объединение «Архыз» Минлесбум-прома СССР

Производственное объединение «Минскмебель»

Производственное объединение школьной и детской мебели Минмебельпрома ЛатвССР

То же

Укргипромебель

Паневежисская мебельная фабрика

Коломыйский деревообрабатывающий завод им. XXV съезда КПСС, Ивано-Фран-ковская обл

Гипронии АН СССР Производственное объединение школьной и детской мебели Минмебельпрома ЛатвССР То же

Производственное мебельное объединение «Новгород», Новгород


Продолжение листа в


ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ


НОМЕНКЛАТУРА МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ


6


Продолжение

п.п.

Наименование изделий и их число

Размер, мм

Индекс технического описания, марка или N° чертежа

Завод-изготовитель и предприятие-разработчик

26

Доска меловая с встроенным экраном для графопроектора и клеммами для подвески плакатов. Одна на неспециализированную аудиторию вместимостью 100 мест и более и специализированную аудиторию физики и химии

7200 }

9000 Х2000

10 800 J

Рабочие чертежи, архивный № 261393

Гипровуз

27

Доска меловая двухпольная раздвижная. Одна на неспециализированную аудиторию вместимостью до 100 мест

3600X1500

Рабочие чертежи, архивный № 250723

28

Доска меловая. Одна на неспециализированную аудиторию

4008X100X1032

ОХ-14-1015

ТО 13 ЭССР-541-78

Вырусская мебельная фабрика

вместимостью до 100 мест

1500X202X2035

3600X1185

ОХ-14-887

ТО 13 МССР-383-76 ОН-1-549 ТО 13-79-721-81

Дрокиевская мебельная фабрика № 9

Комбинат по обслуживанию учреждений народного образования Мосгорисполкома

Доска меловая наборная с рабочим полем из стекла. Одна на аудиторию3

1805X1275 (размер одной секции)

Рабочие чертежи, архивный № 149064

Гипровуз

Доска меловая двухпольная механизированная подъемная. Одна на аудиторию3

4100X290X3300

Рабочие чертежи, архивный № 150268

29

Станок настольный сверлильный1

770X370X820

ММ-112, мощность 0,6 кВт

Завод «Комунарас», Вильнюс

30

Станок точильный двухсторонний1

1000X665X1250

ЗБ364, мощность 2,8 кВт

Мукачевский станкостроительный завод им. Кирова

31

Станок токарный повышенной точности1

1370X790X1310

16Т04А, мощность 0,75 кВт

Кироваканский завод прецизионных станков


1.    Число изделий см. спецификацию мебели и оборудования на листе 36.

2.    См. ниже таблицу «Число кресел и пюпитров в лекционных аудиториях».

3.    Данные меловые доски приведены в качестве дополнительного варианта оснащения аудиторий взамен досок поз. 26, 27 и 28.


2—418


п.п.

Наименование изделий и их число

Размер, мм

Индекс технического описания, марка или № чертежа

Завод -изготовитель, организация -разработчик

32

Холодильник

590X590X1350

зил

Автомобильный завод им. Лихачева

33

Стол для сборочных работ

1200X800X760

КД № 68-72-001

34

Верстак слесарный

1500X800X800

КД № 68-43-001

35

Киноэкран стационарный или убирающийся. Один на аудиторию

Рабочие чертежи, архивный № 219313

Киевский завод «КИ-НАП»

36

Экран (для проекции на просвет) на неспециализированную аудиторию вместимостью до 100 мест

В зависимости от проекционного расстояния

Каневский завод бытовых изделий, Черкасская обл.

37

Экран для графопроектора (встроенный в меловую доску). Один на аудиторию

То же

Рабочие чертежи, архивный № 261393

Гипровуз

38

Зеркало (для проекции на просвет) на неспециализированную аудиторию вместимостью до 100 мест

»

Рабочие чертежи, архивный № 219313

»

39

Кожух для проекционной аппаратуры. При размещении киноаппаратуры в аудитории — один на аудиторию

1500Х1200ХА

1000Х700ХЙ

Рабочие чертежи, архивный № 199478

»

Число кресел и пюпитров1 на лекционную аудиторию    Продолжени*

Г&бариты ау дитории в осях,м

Вместимость

аудиторий,

мест

Стол-пюпитр

Кресло с пюпитром

Кресло

Габариты аудитории в осях, м

Вместимость

аудиторий,

мест

Стол-

шопитр

Кресло с пюпитром

Кресло

6x12

60

8

52

8

15X15

200

22

178

22

7,2X12

75

10

65

10

15X18

250

22

228

22

9X9

60

12

48

12

15x21

300

24

276

24

9X12

90

11

79

11

18X18

300

28

272

28

9x15

120

11

109

11

18x21

350

28

322

28

12x12

120

16

104

16

12X15

150

16

134

16

12x18

200

16

184

16

1 См. номенклатуру мебели и оборудования, позн

ции соответственно 12, 14

и 13.

Киноэкраны, применяемые в лекционных аудиториях

Габариты аудитории в осях, мы

Вид кинопоказа

Расчетная длина аудитории, м

Марка и размер киноэкрана

для одной проекции

для двух одновременных проекций

6X12

Обычный

11,4

ЭВМ 3,05 X2,25*

7,2x12

>

11,4

ЭВМ 3,05X 2,25*

_

9X9

7,7

ЭВМ 3,05x2,25*; ЭВМ-С 2,60X1,90

_

9x12

11,4

ЭВМ 3,05X 2,25*

_

9X15

>

13,5

ЭВМ-П 6,40 x2,70; ЭБМ-П-У 6,40x2,70

ЭВМ 3,80X2,75

12x12

»

10,5

ЭВМ-П 6,40 X2,70; ЭВМ-П-У 5,20x2.20

ЭВМ 3,80x2,75

12x15

13,5

ЭВМ-П 6,40X2,70; ЭВМ-П-У 7,00X2.70

ЭВМ 3,80X2,75

12x18

»

16,2

ЭВМ-П 7,00X2,95; ЭВМ-П-У 7,00x2.95

ЭВМ 4,55x3,30

Широкоэкранный

16,2

ЭВМ-П 7,00 X2,95; ЭБМ-П-У 7,00X2,95

_

15Х 15

Обычный

13,5

ЭВМ 3,90x 2,75; ЭБМ-П-У 6,40X2,70

_

Широкоэкранный

13,5

ЭВМ-П 6,40 X2,70; ЭБМ-П-У 6,40x2,70

ЭВМ 5,80X2,45

15x18

»

16,2

ЭВМ-П 7,00X2,95; ЭБМ-П-У 7,00X2,95

_

15x21

»

18,9

ЭВМ-П 8,20X3,45; ЭБМ-П-У 8,20x3,45

_

18х 18

>

16,2

ЭВМ-П 7,00 x2,95; ЭБМ-П-У 7,00x2,95

_

18X21

18,9

ЭВМ-П 8,20 x3,45; ЭБМ-П-У 8,20x3,45

Данные экраны применяются в сочетании с раздвижной меловой доской.

18

1 СТОЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



СТОЛЫ


2 СТОЛ ПИСЬМЕННЫЙ    3 СТОЛ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

ОДНОТУМБОВЫЙ    ДЛЯ ХИМИЧЕСКИХ АУДИТОРИЙ


' f '

о

1Г5

Г—

_

ИЗ


-К1270—if


+—1270—+


X


-+63D-h-


т



■t-2650 -b


б СТОЛ ДЛЯ ВЕСОВ



4. СТОЛ ДЕМОНЕ ^РАЦИОННЫЙ    5    СТОЛ    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ    ДЛЯ    НЕСПВЦИАЛИЗИРОВАННЫХ    АУДИТОРИИ


Г

о о ст>

X-

.j-gotM- 4иоо+





-4500+- 5=


!    I

1___J


7 СТОЛ ЛАБОРАТОРНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ


8 СТОЛ ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ


9 СТОЛ ДЛЯ ГРАФОЙРОЕКТОРА


■в Л


У

-ir-


ф

о

в


- -* -

•Ь—1200-4    4“—1200 -4


X

1

Т


BI □

-^500- —^65D>—

ТО СТОЛ ДЛЯ ФОТОРАБОТ


11 КАФЕДРА-ТРИБУНА

-“г X

S о


>-1000-+850 X—



I-1300-+    —+600 ^—


СИДЕНЬЯ


13. КРЕСЛО С ОТКИДНЫМ СИДЕНЬЕМ


12 СТОЛ-ПЮПИТР


-+•525*—


50DJ|15^50

3Dto

ЯМ2"


to


а_


Иг


512,800


14 КРЕСЛО С ПЮПИТРОМ

X



-4525+-


18 КРЕСЛО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

аьйг

Щ


ДЩ1

—46004—


16 СТУЛ ЖЕСТКОД


Группа

кресел

Hi

Н

в,

г

772

440

397

777

480

420


2*


19


УДК 727.3.054.2(083.74)

Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий: Вып. НП 2.0.1—-82. Лекционные аудитории учебных заведений/Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР. Центр, н.-и. и проект, ин-т тип. и эксперим. проектирования школ, дошкол. учреждений, сред, и высш. учебн. заведений. — М.: Стройиздат, 1987.— 58 с., ил.

Содержат нормативные и исходные данные, номенклатуру мебели и оборудования, включает примеры унифицированных планировочных решений лекционных аудиторий межшкольных учебно-производственных комбинатов, учебных и учебно-курсовых комбинатов, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, институтов повышения квалификации. Материалы выпуска могут быть использованы при проектировании лекционных аудиторий других общественных зданий.

Для архитекторов и инженерно-технических работников проектных организаций.

н 4902010000—575 047(01)—87

Нормали одобрены секцией архитектуры научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий 25 июля 1982 г. (протокол № 11) и утверждены Госгражданстроем (приказ № 347 от 16 декабря 1982 г.).

Инструкт.-нормат., вып. 1 — 120 — 87

© Стройиздат, 1987

ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ



ШКАФЫ 19. ШКАФ ЛАБОРАТОРНЫЙ


21. ШКАФ-ВИТРИНА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАБИНЕТА


17. ШКАФ ВЫТЯЖНОЙ!

18. ШКАФ ВЫТЯЖНОЙ

20. ШКАФ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНОЙ ПОСУДЫ


Л—1210—4    -й-730*^~    -M05Q-+    -4676-Ь-


22. ШКАФ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯ


23. ШКАФ СУШИЛЬНЫЙ

*


-^1050    —^"676^—

24. СТЕЛЛАЖ



—^600^--^500^-



>-1160 ~> —^500-К-    >-1140—к    ^500>-

25. МОЙКА ЛАБОРАТОРНАЯ

■h-900 -К


4-0Ь0-4 —ХЬЪО*—



МЕЛОВЫЕ доски

т

Tg

«=> о о сч

Ц



Г 75    2

I'M-eocHF


26. ДОСКА МЕЛОВАЯ С ВСТРОЕННЫМ ЭКРАНОМ ДЛЯ ГРАФОПРОЕКТОРА И КЛЕММАМИ ДЛЯ ПОДВЕСКИ ПЛАКАТОВ



28. ДОСКА МЕЛОВАЯ

■ 4


-НОООчи—2000


■1000-


tSoOO^t_.


I

СО

JL

И


27. ДОСКА МЕЛОВАЯ ДВУХПОЛЬНАЯ РАЗДВИЖНАЯ


-4008



ДОСКА МЕЛОВАЯ ДВУХПОЛЬНАЯ МЕХАНИЗИРОВАННАЯ подъемная


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ МЕЛОВЫХ ДОСОК


Т

Is

?


ДОСКА МЕЛОВАЯ НАБОРНАЯ С РАБОЧИМ ПОЛЕМ ИЗ СТЕКЛА

т

in

ь-

СМ

X


-4100


290


1 — встроенный жран для графопроектора; 2 —■ подвижная секция доски;    3    —    подвижный    экран

для графопроектора


ВВЕДЕНИЕ

Выпуск НП 2.0.1 —82 «Лекционные аудитории учебных заведений» разработан отделом высших учебных заведений и крупных кооперированных учебных комплексов совместно с отделами профессиональных и средних специальных учебных заведений; интерьеров, встроенной мебели и оборудования; конструкций; внутренней среды общественных зданий и электротехническим отделом ЦНИИЭП учебных зданий (директор В. С. Егеров). В работе использованы материалы I МОЛМИ им. И. И. Сеченова, НИИ гигиены детей и подростков, Гип-ровуза, ВНИСИ, ЛоЛПИ им. Ленинского комсомола.

Методическое руководство авторским коллективом по разработке серии нормалей и общее редактирование серии нормалей осуществляет канд. архит. Е. С. Раева (отдел стандартизации ЦНИИЭП жилища).

Руководитель темы канд. архит. Г. Н. Цытович, зам. руководителя темы канд. архит. А. М. Гарнец, ответственный исполнитель архит. А. Н. Алексеев.

Авторы листов: архит. А. Н. Алексеев (листы 1, 3, 10—13, 20, 23—25, 40—41); инж. Н. М. Брайловская (листы 4—9); канд. техн. наук Т. И. Галактионова (лист 15); канд. архит. А. М. Гарнец (листы 1—3, 29— 35, 40—41); архит. Я. С. Жарнова (лист 14); канд. архит. Г. В. Казаков (листы 4, 16, 17); инж. Л. В. Кузьменко (лист 21); архит. Н. В. Михеева (листы 4—9); канд. техн. наук Н. С. Перова (листы 18, 19); архит. О. М. Рубенович (листы 23—28); архит. Л. Р. Степа-нян (лист 22); канд. техн. наук Г. В. Федюкина (листы 18, 19); инж. Д. С. Хомутова (листы 10, 36—39). В работе принимали участие канд. искусств. О. А. Бархано-ва, инж. В. Ф. Кротюк, канд. мед. наук Т. Ш. Минни-баев, канд. архит. С. Ф. Наумов, инж. Л. В. Сигачева, канд. техн. наук Г. М. Ундасынов, инж. А. А. Шилкин. Графическое оформление архитекторов С. С. Бодровой, О. П. Одинцовой, Л. Е. Савиновой, Н. И. Чернозубовой.

Научная редакция выпуска канд. архит. А. М. Гар-неца.

Отзывы и замечания по данному выпуску нормалей, а также предложения о дальнейшей работе по нормализации планировочных элементов учебных зданий просьба направлять по адресу:    127434,    Москва,

И-434, Дмитровское шоссе, 9, ЦНИИЭП учебных зданий, отдел вузов и крупных кооперированных учебных комплексов.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза (М.: Политиздат, 1986) отмечается, что «в повестку дня встала задача создания единой системы непрерывного образования. Центральный Комитет предпринял в последние годы важные шаги в этом направлении. Начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы... Партия выдвигает задачи перестройки высшего и среднего специального образования». В соответствии с этим .сближаются формы и методы обучения, в различных учебных заведениях, а для этого необходима унификация параметров аналогичных групп помещений, в первую очередь, лекционных аудиторий.

Различный состав нормалей (полный или неполный) разрабатывается в зависимости от принятой системы нормализации помещений.

Выпуск нормалей НП 2.0.1—82 разработан в развитие ВСН Госгражданстроя по проектированию профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений и взамен выпуска нормалей основных планировочных элементов жилых и общественных зданий НП 2.3.—71 «Аудитории вузов и средних специальных учебных заведений».

В выпуске нормалей НП 2.0.1—82 принята вторая степень нормализации.

Вторая степень нормализации распространяется на помещения с функциональным и технологическим процессом, допускающим варианты планировки и соответственно различные примеры планировки помещений. При этом нормализуются функциональные зоны и даются различные примеры планировки помещений.

В соответствии с принятой системой нормализации разработаны: планировочные схемы помещений (применительно к основным конструктивным системам и унифицированным модульным параметрам); схемы расположения элементов инженерного оборудования помещений; требования к отделке помещений.

На схемах функциональных зон и на общих габаритных функциональных схемах указаны две категории размеров: размеры элементов оборудования и отдельно твердо установленные параметры; минимальные размеры со знаком «>», т. е. более или равно. На схемах планировки помещений, разработанных применительно к основным конструктивным системам, указаны унифицированные модульные параметры. На этих чертежах приводятся размеры всех элементов планировки и привязки конструктивных элементов к модульным разби-вочным осям.

При разработке планировочных схем учтено требование СНиП о применении размеров продольных и поперечных шагов, кратных наиболее укрупненным из установленных планировочных модулей 60М и ЗОМ (600 и 300 см). Применение модуля 6М (60 см) предусматривается в пределах до 720 см, а модуля ЗМ (30 см) — до 360 см.

Высота этажа учебных зданий принимается равной 3,3; 3,6 м; высота аудиторий учебных заведений с амфитеатром — 4,2 м и более [кратно 6М (60 см)].

Размеры на чертежах планировочных нормалей даны в см, на чертежах оборудования — в мм.

Для маркировки разделов и выпусков нормалей приняты следующие буквенные и цифровые обозначения. Например, маркой НП 2.0.1-82 обозначено: НП — нормали планировочные; 2 — нормали основных помещений зданий учебно-воспитательного назначения; 0 — унифицированные помещения для нескольких видов учебно-воспитательных зданий; 1 — лекционные аудитории; 82 — год утверждения.

3



АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПАРАМЕТРЫ

Лекционная аудитория состоит из двух функциональных зон: демонстрационной и аудиторных мест (лист 1). К аудитории могут примыкать с противоположных сторон — препараторская (для аудиторий вместимостью 100 мест и более и для специализированных аудиторий) и кинопроекционная (для аудиторий вместимостью, как правило, более 200 мест).

Демонстрационная зона делится на две части: зону лектора и пространство для кино — диапроекционной аппаратуры, и имеет непосредственную функциональную связь с зоной аудиторных мест и препараторской. Зона лектора включает место дл расположения демонстрирующих поверхностей — меловой доски, экранов, таблиц, а также место самого лектора. Пространство для кинопроекционной аппаратуры может быть выделено в виде самостоятельного помещения — кинопроекционной.

Меловая доска, экраны, таблицы укрепляются на торцевой стене аудитории. Они являются основными средствами передачи визуальной информации и должны быть видны с каждого аудиторного места. К ним предъявляются следующие требования.

Меловая доска должна быть подвешена на высоте 90 см от пола, наибольшая высота верха рабочей поверхности доски 230 см, ширина доски для аудиторий вместимостью до 100 мест включительно должна быть не менее 400 см, свыше 100 мест — не менее 500 см; площадь рабочей поверхности доски для аудиторий вместимостью 50—75 мест —не менее 5 м2; на 100—150 мест — не менее 7 м2; на 200 мест и более — не менее 10 м2. Рекомендуется ширину доски делать максимальной, набирая ее из отдельных секций или делая ее с единым полотном. Для рационального использования поверхности торцевой стены демонстрационной зоны меловые доски рекомендуется делать раздвижными, распашными или подъемными, механическими или автоматическими.

Стационарный экран располагается над меловой доской. Высота подвески его нижней кромки зависит от высоты доски и составляет 250—330 см от пола. Трансформирующиеся экраны для графо- и диапроекций могут быть совмещены с меловой доской. Экраны для кинопроекции бывают стационарными или трансформирующимися. В крупных аудиториях рекомендуется устраивать стационарный экран, а ширину его также, как и ширину меловой доски, делать максимальной при данной планировке для одновременного показа на нем нескольких статических проекций. Желательно применять наклонные экраны для ТСО с малым фокусным расстоянием и устанавливать их на уровне низа киноэкрана.

В зависимости от назначения аудитории на торцевой стене демонстрационной зоны также могут располагаться: в химической аудитории витрина вытяжного шкафа при варианте демонстрации опытов из препараторской, при этом меловая доска выполняется подъемной; в физической аудитории висячий мостик для опытов; стационарные световые таблицы (например, таблица Д. И. Менделеева), телевизоры и др.

Место лектора находится непосредственно у меловой доски. Для создания необходимых условий работы у лектора должен быть стол. В аудиториях вместимостью до 90 мест, устанавливается стол преподавателя, в более крупных аудиториях в зависимости от их назначения (неспециализированных или специализированных физических или химических аудиториях) устанавлвается демонстрационный стол.

К специализированным демонстрационным столам подаются холодная и горячая вода, газ, электричество, сжатый воздух и др., устраивается канализация. Эти столы имеют пульт дистанционного управления зашториванием, всеми техническими средствами обучения, системой звукоусиления и сигнализацией. Возможен вариант составного демонстрационного стола, включающего стационарную и подвижную (на колесах или роликах) части. В этом случае демонстрационные материалы подготовляются в препараторской на подвижной части стола, которая перед лекцией выкатывается в аудиторию и подключается к стационарной части. В таких аудиториях пол в демонстрационной зоне должен быть без выступов и порогов для беспрепятственного перемещения подвижной части стола. Справа от демонстрационного стола устанавливается кафедра-трибуна, оборудованная пультом управления техническими средствами и микрофоном.

В аудиториях с горизонтальным полом рекомендуется часть пола перед меловой доской шириной 2 м делать приподнятой на 20—30 см для улучшения видимости.

Зона аудиторных мест непосредственно примыкает к демонстрационной зоне, в ней располагаются учащиеся. Зона делится на две части:    аудиторные    места

и пространство для эвакуации.

Аудиторные места должны обеспечивать удобство работы учащихся и условия видимости демонстрационной зоны. Каждое место оборудуется креслом и пюпитром. В аудиториях учебных заведений всех видов применяется унифицированная мебель для учащихся всех возрастов: от старшеклассников до студентов вузов.

Основные функциональные размеры аудиторных кресел с пюпитрами, по данным кафедры гигиены подростка и студента I МОЛМИ им. И. М. Сеченова, должны составлять: высота сиденья 45 см, глубина сиденья — 40 см, ширина — 55 см, высота пюпитра со стороны сидящего — 78 см, глубина пюпитра — не менее 35 см, дистанция сиденья — 5 см. Рекомендуется устройство подлокотников и подножки.

В соответствии с антропометрическими данными и требованиями стандартизации в нормалях принята оптимальная ширина ряда, т. е. расстояние от спинки одного ряда до спинки сиденья следующего ряда 90 см, а также наиболее рациональная конструкция мебели — стационарный пюпитр и кресло с откидным сиденьем.

В лекционных аудиториях расположение мест должно обеспечивать расчетную видимость демонстрационной зоны путем устройства амфитеатра. Расчет видимости производится в зависимости от характера


занятий в аудитории: на ближнюю кромку поверхности демонстрационного стола в специализированных или на нижнюю кромку меловой доски в неспециализированных аудиториях (лист 11). Профиль амфитеатра определяется графическим или аналитическим методами.

В лекционных аудиториях для снижения высоты амфитеатра и уменьшения высоты аудитории первые два ряда мест рекомендуется размещать на горизонтальном полу, начиная подъем рядов с третьего ряда (лист 12). В целях расширения возможности применения предлагаемых решений аудиторий в нормалях приводятся варианты профиля амфитератра, при которых выход с верхнего уровня амфитеатра производится на этаж выше, чем вход в аудиторию на уровень пола у демонстрационной зоны (лист 12).

В границах рассматриваемых вместимостей в аудиториях устраивают один, два или три продольных прохода. Один проход возможен в аудиториях вместимостью до 75 мест, два прохода возможны в аудитории вместимостью более 75 мест. При этом проходы могут располагаться у боковых стен аудитории или пересекать массив аудиторных мест.

Акустическое благоустройство аудиторий достигается внутренней планировкой помещений, которая включает определение объема аудитории, приходящегося на одного слушателя и обеспечивающего оптимальное время реверберации без применения дополнительных звукопоглощающих материалов, формы аудитории, от которой зависит равномерное распределение звуковой энергии в ней и создание хорошей разборчивости речи на местах слушателей; применением звукопоглощающих облицовок, обеспечивающих нормальное звукорассеяние и звукопоглощение; устройством наружных и внутренних ограждающих конструкций, обладающих нормальной звукоизоляцией и расчетным временем реверберации в аудитории; устройством системы озвучения и звукоусиления; размещением и установкой инженерного и производственного оборудования с проведением мероприятий по звукоизоляции помещений аудиторий.

Основные акустические условия аудитории зависят от объемно-планировочных решений. Для простых форм учебного помещения — прямоугольника, трапеции пределы отношений длины, ширины, высоты — от 2,5 : 1,5 : 1 до 4,5 : 2,5 : 1. Общий воздушный объем учебного помещения рекомендуется принимать для речевых передач, оптимально 4 м3 на одно место.

Отношение сторон аудитории, близкое к 1, неблагоприятно для акустики учебных помещений. Отклонение от параллельности двух боковых стен на 2,5—3° или одной на 5—60 ослабляет возможность образования порхающего эха в аудиториях, где нет звукопоглощающей отделки.

В аудиториях для рабочих мест, расположенных далее 8 м от преподавателя, необходимо проверять распределение отраженного звука от потолка и от стен в соответствии с «Руководством по акустическому проектированию залов многоцелевого назначения средней вместимости» (М.: Стройиздат, 1981). При этом разность ходов между первым отраженным лучом и прямым не должна превышать 10 м. Поверхности аудито

рий вместимостью 100—300 мест необходимо обрабатывать звукопоглощающими материалами, согласно схеме на листе 15. В аудиториях вместимостью более 300 мест следует устраивать отражатели на потолке. В аудитории не должно быть вогнутых поверхностей, обладающих свойством концентрировать отражаемый ими звук. Во избежание такой концентрации центр кривизны стены должен находиться от нее на расстоянии, превышающем, по крайней мере, в два раза расстояние от стены до источника звука.

Очертания потолка и стен аудитории должны способствовать эффективному распределению отраженного от них звука, направлять большую долю его на удаленные от источника звука аудиторные места. При проектировании аудиторий следует при помощи геометрических построений контролировать распределение и запаздывание первых звуковых отражений от потолка и стен. Плоское горизонтальное очертание потолка не является оптимальной его формой. Удаленная от источника часть такого потолка отражает звук не слушателям, а на заднюю стену аудитории.

Распределение звука, отраженного задней частью потолка, улучшается, если потолок имеет наклонный примыкающий к задней стене участок, в результате этого отраженный звук направляется на задние места аудитории. Распределение отраженного звука передней частью потолка можно улучшить устройством над кафедрой отражателя, направляющего этот звук в основном к более удаленным рядам. 1 м2 отражателя должен иметь массу не менее 20 кг и может быть выполнен из железобетона, штукатурки по сетке или иного материала с малым коэффициентом звукопоглощения. Во избежание вредных отражений звуковой энергии от потолка, высота его не должна быть более 10—11 м ог уровня пола.

Звукопоглощающие материалы не следует располагать в средней части потолка. В залах, где предусматривается демонстрация кинофильмов, устройство звуко-поглотителей на потолке, если это требуется расчетом, разрешается лишь вдоль боковых и задней стен.

На стадии проектирования в аудиториях с естественной акустикой при вместимости более 100 мест необходимо проверять разборчивость речи в различных зонах расположения учащихся, которая принимается: 96 % и более за «отлично», 92—95 % — за «хорошо». Словесная разборчивость речи в аудитории определяется по формуле

.Рд = KLKD100,

где Р—словесная разборчивость речи, %; Ко— коэффициент, характеризующий соотношение уровня речи педагога и уровня окружающего шума (при наличии акустической обработки аудитории приближается к 1); Ко — эмпирический коэффициент, зависящий от четкости речи.

Коэффициенты определяются по «Рекомендациям по созданию оптимального акустического режима в-учебных помещениях» (М: Стройиздат, 1983.)

Одним из условий хорошей акустики учебного помещения является оптимальное время реверберации, характеризующее общую гулкость помещения, которое

5



для аудиторий определяется по графику на листе 15. Для достижения высокой разборчивости и четкости речи в учебном помещении частотная характеристика времени реверберации прежде всего должна быть ровной в диапазоне частот 250—4000 Гц. Для частоты 125 Гц рекомендуется спад времени реверберации на 15 % оптимального. Акустическая обработка аудитории показана на листе 15.

Для снижения собственного шума в аудиториях долы в них целесообразно выполнять из пластиковых материалов или линолеума на мягкой подоснове.

Лекционные аудитории должны быть хорошо изолированы от наружных и внутренних шумов. Уровень проникающих внешних шумов в пустых помещениях аудиторий не должен превышать 35 дБА. При этом шум, вызываемый инженерным оборудованием (вентиляционные устройства), не должен быть более 25 дБА.

Ограждающие конструкции аудиторий должны удовлетворять требованиям по звукоизоляции, согласно главе СНиП «Защита от шума». Звукоизоляция входной двери не должна быть ниже звукоизоляции ограждения, в которое она монтируется, более чем на ЮдБА. Это достигается прокладкой по периметру двери уплотняющего материала, устройством порогов.

Для увеличения звукоизоляции остекленных ограждений следует: проектировать окна с раздельными переплетами, так как их звукоизоляция выше, чем у окон со спаренными переплетами; воздушный промежуток между остеклением принимать не менее 15 см; предусмотреть в проекте надежную герметизацию всех притворов резиновыми прокладками и плотное крепление стекол на эластичных материалах.

Лифтовые шахты не должны примыкать к аудиториям, а машинные отделения лифтов — не располагаться над аудиториями.

Для лекционных аудиторий наиболее рациональным является распределенная система громкоговорителей, расположенных таким образом, чтобы каждый из них предназначался для покрытия только определенной зоны озвучиваемой поверхности. Для помещений, имеющих ширину более 10 м, наиболее целесообразно размещать распределенную систему громкоговорителей в подвесном акустическом потолке, при этом в помещениях высотой до 6 м целесообразно использовать направленные громкоговорители. В помещениях выше 7 м применение потолочной распределенной системы громкоговорителей менее эффективно вследствие большого расстояния до ■озвучиваемой поверхности. В помещениях шириной менее 10 м могут быть применены линейные цепочки громкоговорителей, расположенные на продольных стенах.

В кинофицированных аудиториях при проектировании электроакустических устройств желательно предусматривать единую систему, обеспечивающую использование всех ТСО.

Конструкции покрытий массового типа для лекционных аудиторий могут быть решены по двум основным принципам: первый — плиты покрытия опираются непосредственно на стены или каркас стен аудитории; даторой — плиты покрытия укладываются на несущие

конструкции балочного типа —• балки или фермы, которые опираются на опорные конструкции. Для лекционных аудиторий, которые имеют ширину, не превышающую 18 м, разработан широкий набор сборных конструкций заводского изготовления, решенных по обоим принципам.

Конструкции покрытий, решенные по первому принципу, как правило, меньшей высоты. При пролетах до 12 м некоторые типы конструкций обеспечивают гладкий потолок (многопустотные плиты различного типа и коробчатые плиты). Ребристые плиты могут быть постоянной вдоль пролета высоты (например, плиты типа 2 Т) или иметь высоту, увеличивающуюся к середине пролета (например, плиты типа КЖС). Кроме основных продольных ребер плиты некоторых типов имеют вспомогательные поперечные ребра (например, плиты серии 1.465-3). Плиты постоянной высоты могут быть применены не только для покрытий, но и для перекрытий аудиторий, располагающихся одна над другой.

В качестве несущих конструкций покрытий, решаемых по второму принципу, могут быть применены соответствующего пролета балки (ригели) как железобетонные, так и стальные, постоянной высоты или высоты, увеличивающейся к середине пролета. В последнем случае балки и фермы имеют двускатное или сегментное очертание. Предварительно напряженные железобетонные или сталежелезобетонные ригели с полкой внизу для опирания на них плит покрытий имеют наименьшую высоту среди несущих конструкций покрытий, решаемых по второму принципу, в том числе наименьшую высоту выступающей в помещение аудитории части. Эти конструкции могут быть применены не только для покрытий аудиторий, но и для перекрытий при расположении одной аудитории над другой. В качестве плит, укладываемых на несущие конструкции, обычно используются плоские многопустотные плиты.

Крепление подвесных конструкций (элементы инженерного оборудования, акустические экраны, подвесные потолки и т. п.) может быть осуществлено к подвескам, закрепляемым в швах между плитами, а в случае ребристых плит — и к их ребрам.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПАРАМЕТРЫ

Лекционные аудитории должны быть комплексно оснащены необходимыми для проведения учебных лекций техническими средствами обучения.

В нормалях приводятся два варианта принципиальных схем размещения технических средств обучения в аудиториях: с обычным экраном и с экраном на просвет. В первом варианте все технические средства обучения находятся в самой аудитории, за исключением средств кинопроекции, расположенных в кинопроекционной за последним рядом кресел вне аудитории. Для показа кино-, диа- и эпипроекции в аудиториях следует предусматривать зашторивание бокового или верхнего естественного освещения.

Во втором варианте применяется проецирование изображения на матовый экран на просвет. Это позво-

.6



ляет вынести технические средства обучения из помещения аудитории и сосредоточить их в препараторской-аппаратной, при этом не требуется зашторивания аудитории.

При создании аудиторных блоков рационально объединять аудитории вокруг одной или двух аппаратных, из которых записанные лекции передаются во все аудитории. При этом планировочным центром аудиторного блока становится центральная аппаратная, из которой ведется проецирование учебного материала во все аудитории на просвет.

Перспективная роль в повышении эффективности обучения отводится системам учебного телевидения с размещением в лекционных аудиториях телевизионных приемников или видеоконтрольных устройств.

В нормалях приводятся условия, обеспечивающие наиболее благоприятное восприятие учащимися учебного материала с помощью телевидения (лист 21). Схема расположения телевизионных приемников и размещения учащихся в аудиториях принята на основе исследований канд. архит. Д. С. Манукяна.

Кинофикация аудиторий учебных заведений разработана с учетом специфики учебного кино и требований существующих нормативных документов — глав СНиП, ВСН, а также РТМ 19-77-77 «Развитие и техническое оснащение киносети», утвержденных приказом Госкино СССР № 421 от 14 октября 1977 г. Степень насыщения учебного заведения кинооборудованием устанавливается в' зависимости от числа учебных часов, проводимых с использованием кинопоказа. Кинофикация предусмотрена во всех примерах аудиторий, приведенных в нормалях.

В аудиториях вместимостью до 200 мест допускается не проектировать кинопроекционную для 16-мм кинофильмов. В этом случае аппаратура устанавливается непосредственно в аудитории на отведенной площадке или в последних рядах кресел, отделенных барьером высотой 120 см. При отсутствии барьера аппаратура устанавливается в специальный кожух, из которого может вестить демонстрация фильмов. При этом один из выходов из аудитории должен располагаться с противоположной стороны от кинопроектора. Выход из проекционной допускается осуществлять в любое помещение и коридор, за исключением самой аудитории.

При применении экранов отражающего действия следует предусматривать зашторивание во время демонстрации кинофильмов. Допускается перемотка фильма непосредственно в кинопроекционной, если ее размеры позволяют разместить оборудование для перемотки и хранения фильма.

Для создания эффективной осветительной установки в качестве источника света применяются люминесцентные лампы мощностью 40, 65 Вт, при выборе которых руководствуются следующим: в большинстве аудиторий, где выполняется зрительная работа без требований к цветоразличению (чтение, письмо и пр.), используются люминесцентные лампы типа ЛБ (ГцВ = 3500 °К; Ra — = 57; 040 = 3120 лм); ЛЕЦ (Гцв = 3900 °К; Ra = 85; 040=1900 лм); ЛХБ (Гцв = 4300 °К; Яа = 62; 0 = = 3000 лм), где Тцв — цветовая температура источника

света; Ra — индекс цветопередачи источника света; 04о—* световой поток источника света; в аудиториях учебных заведений, где требования к цветоразличению повышенные, например учебных заведений искусства, культуры, медицины (демонстрация и воспроизведение цветных репродукций и картин, визуальная диагностика и т. д.) используются люминисцентные лампы типов ЛХЕ (Гцв** = 5200°К; Яа=93; 0=19ОО лм), ЛДЦ (7ЦВ = 6000°К; Ra = 92; 040 = 2100 лм).

Наиболее целесообразным приемом освещения для аудиторий является использование светильников общего освещения, размещенных по потолку, и светильников локализованного света, установленных непосредственно над доской.

Для освещения вертикальной поверхности доски используется специальный одноламповый светильник серии ЛПО 30X40-125 несимметричного светораспределе-ния с зеркальным отражателем, обеспечивающим коэффициент усиления 3,2. Светильники предназначены для установки в линию и выпускаются стыкованными по два. Они имеют четыре модификации по способу установки, позволяющие применять их в качестве потолочных, настенных и подвесных.

Качество осветительных установок с точки зрения ограничения их слепящего действия оценивается значением показателя дискомфорта М. Для аудиторий максимально допустимое значение показателя дискомфорта составляет 40. При использовании светильников, приведенных в таблице, и правильном их размещении, осветительные установки аудиторий полностью соответствуют требованиям по ограничению слепящего действия (подискомфорту).

В лекционных аудиториях, заполненных учащимися, с течением времени происходит изменение аэрационного режима, выражающееся в уменьшении концентрации легких и возрастании концентрации тяжелых аэроионов. Резкое падение числа легких аэроионов отмечается особенно в первые 20—30 мин после занятия учащимися аудитории.

Создание оптимального аэроионного режима возможно только в аудиториях, в которых принята норма кратности обмена воздуха, 30 м3 на место (в аудиториях вместимостью до 150 мест) или предусмотрены оптимальные параметры воздушной среды (в аудиториях вместимостью 150 мест и более).

Основной характеристикой аэроионного режима является концентрация аэроионов — число аэроионов,, содержащихся в 1 см3. Наблюдаемая в хороших природных условиях концентрация легких аэроионов 300— 500 в 1 см3 оказывает профилактическое влияние на общее функциональное состояние человека. Концентрация легких аэроионов 5000—15 000 в 1 см3 оказывает стимулирующее влияние на многие функции человеческого организма. В соответствии с государственным стандартом «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» пониженный уровень ионизации воздуха относится к группе физически вредных факторов.

На стадии проектирования естественный аэроион-ный режим аудиторий определяется по формуле

7



п    —    -з_    *

3,5p±iVT

где п± — концентрация легких аэроионов положительного или отрицательного знака; qy — суммарная интенсивность ионообразования, обусловленная у-излуче-нием радиоактивных примесей, которые содержатся в материалах строительных конструкций и облицовке, регистрируется как общее у-излучение и определяется по табл. 1; Si — площадь i-той поверхности ограждающих

Таблица 1

Материал

ограждающих

конструкций

Интенсивность ионообразования, пар ионов/ /(см3 • с)

Материал

ограждающих

конструкций

Интен сив-ность ионообразования, пар ионов/ /(см3-с)

Кирпич:

строитель-

8,5

обыкновен-

8,8

НЫЙ

ный глиняный

Бетон:

силикатный

8,6

легкий

7,3

легкий

1 тяжелый

7,2

конструкций или облицовки за вычетом площади пола, световых проемов, дверей встроенных шкафов, стеллажей и т. п., см2; О; — интенсивность поверхностного ионообразования с 1 см2 в секунду с г-той поверхности, определяется по табл. 2; V •— объем аудитории, см1;

— коэффициент рекомбинации легких аэроионов с тяжелыми, см3/с. Для аудиторий вместимостью до 200 мест р±=4-10~в см3/с, более 200 мест р±=5-10~6 см3/е; Nт — концентрация тяжелых аэроионов отрицательного или положительного знака 6-103 и 5■ 103 аэроионов/смсоответственно для аудиторий всех вместимостей.

Для увеличения уровня ионообразования в аудиториях рекомендуется избегать использования в интерьере различных стеновых и облицовочных материалов из органического (полимерного) сырья. Улучшать аэроион-ный режим аудиторий рекомендуется с помощью аэроионизаторов, позволяющих создавать в зоне дыхания учащихся стимулирующие концентрации легких аэроионов. При ионизации воздушной среды аудиторий необ

Таблица 2

Отделочный

материал

Интенсивность ионообразования, пар ионов/ /(см2-с)

Отделочный

материал

Интенсивность ионообразования, пар ионов/ /(см2*с)

Штукатурка

(цементно-

850

Штукатурный

гипс

150

песчаный рас-

Травертин

О <

о

СО

твор)

Дерево

0

Пластмассы

0

ходимо руководствоваться «Санитарно-гигиеническими нормами допустимых уровней ионизации воздуха в производственных и общественных помещениях», разработанными Минздравом СССР.

Для ионизации воздуха рекомендуется применять аэроионизаторы электрического типа. Источники питания излучателей аэроионов не должны иметь открытых токоведущих частей и быть максимально приближены к аэроионизатору для сокращения протяженности высоковольтных электропроводок.

Аэроионизатор «Рига» рекомендуется устанавливать на столе преподавателя в аудиториях различной вместимости; аэроионизатор «Рязань» — только в аудиториях вместимостью до 90 мест на уровне потолка через 5—6 м, эмиссионный малогабаритный аэроионизатор «ЭМА» — в аудиториях любой вместимости на уровне потолка таким образом, чтобы расстояние от излучателя аэроионизатора до зоны дыхания учащихся составляло 3—4 м. При таком расположении один аэроионизатор обеспечивает создание стимулирующих концентраций легких аэроионов в зоне дыхания на площади около 50 м2.

В аудиториях с системой приточной вентиляции или кондиционирования рекомендуется встраивать аэроионизаторы электрического типа в систему вентиляции или кондиционирования, а также располагать стационарные аэроионизаторы в аудитории.


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ АУДИТОРИЙ


ЛЕКЦИОННЫЕ АУДИТОРИИ


СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ЗОН


1


В зависимости от вида учебного заведения его контингента и учебных планов в здании учебного заведения может быть одна или не сколько аудитории Число их определяется тех нологическим расчетом

При размещении аудитории в здании следует учитывать их вместимость организацию отдыха учащихся на переменах и передвиже ние их в здании конструктивные особенности, систему эвакуации из аудитории, возможность естественного освещения наличие инженерных подводок, необходимость естественной или при нудительной вентиляции и наличие при аудито риях препараторских и кинопроекционных Аудитории вместимостью до 150 мест вклю читетьно могут располагаться в наземных эта жах учебного заведения при соответствующих кабинетах при условии, что около других учебных помещений не образуется большого скопления учащихся

В крупных учебных заведениях и комптек сах где число и вместимость аудиторий могут быть значительными расположение нескольких аудиторий большой вместимости среди других учебных помещений ухудшает условия провс дения занятий в окружающих помещениях В таких учебных заведениях целесообразно аудитории выделять в самостоятельный функ циональный элемент — группу лекционн1 тх аудиторий Крупные аудитории — вместимостью более 150 мест с пролетами 15 и 18 м, реко мендуется располагать в нижних этажах Целесообразно эти аудитории объединять в аудиторные блоки, при этом аудитории вмести мостью 150 мест и меньше размещать при соот ветствующих кафедрах

При блокировке аудитории рекомендуются следующие приемы, обеспечивающие планиоо вочную изоляцию аудиторий от других учеб ных помещений линейное расположение ауди торий в блоке вдоль рекреации соединяющей отдельные учебные корпуса, расположение в компактном отдельно стоящем блоке аудито рий размещение аудиторий в одно двухэтаж ной стилобатной части многоэтажного здания учебного заведения

Прогрессивным приемом универсального использования аудитории в аудиторном блоке является трансформация, делящая аудитори в продольном и поперечном направлениях,ил комбинированная трансформация


ПРИЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И БЛОКИРОВКА АУДИТОРИИ


СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН ЛЕКЦИОННОЙ АУДИТОРИИ


Пр имечание Штрихом показаны норчализуе мые помещения