Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

85 страниц

486.00 ₽

Купить НП 067-16 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при обращении с ними в организациях, в том числе в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги по обращению с РВ и РАО.

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации № 44843 от 21 декабря 2016 года

Оглавление

I. Назначение и область применения

II. Общие положения

III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

IV. Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

V. Меры контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам

VI. Измерения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для осуществления их учета и контроля

VII. Требования к передаче радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между организациями

VIII. Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

IХ. Действия при обнаружении нарушений и аномалий в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Х. Административный контроль

ХI. Учетные и отчетные документы

XII. Требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Приложение № 1 Минимально значимые удельные активности радионуклидов и минимально значимые активности радионуклидов в радиоактивных веществах и радиоактивных отходах

Приложение № 2 Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности

Приложение № 3 Перечень обязательных сведений в журнале учета закрытых радионуклидных источников

Приложение № 4 Перечень обязательных сведений в журнале учета радиоактивных веществ, кроме закрытых радионуклидных источников

Приложение № 5 Перечень обязательных сведений в журнале учета радиоактивных веществ, содержащихся в ядерном топливе

Приложение № 6 Перечень обязательных сведений в журнале учета радиоактивных отходов в виде отработавших закрытых радионуклидных источников

Приложение № 7 Перечень обязательных сведений в журнале учета радиоактивных отходов (кроме отработавших закрытых радионуклидных источников)

Приложение № 8 Перечень обязательных сведений в журнале учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу

Приложение № 9 Перечень обязательных сведений в журнале учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами

Приложение № 10 Перечень обязательных сведений в журнале учета радиоактивных отходов (на радиационно загрязненных участках территорий, находящихся на промышленных площадках, в санитарно-зпщитных зонах и зонах наблюдения

Приложение № 11 Пример методики пересчета активности ядерного материала в его массу

 
Дата введения02.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.11.2016УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору503
РазработанРостехнадзор
РазработанФБУ НТЦ ЯРБ
РазработанФГУП РосРАО
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)2016 г. ( Номер опубликования: 00012016122220028 от 22.12.2016 года)
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА, ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ


WW8Wf®r™

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

Регистрационный Si ^/^/Я^3


(РОСТЕХНАДЗОР)

ПРИКАЗ

Москва


ОТ "2 /    &.

so/1 strzr


J2 %    ЛО/бъ,


Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»


В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, №> 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012,    29, ст. 4123; № 42, ст. 5726;

2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2,ст. 491;№ 4, ст. 661; № 28, ст. 4741), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16).

2

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2012 г., регистрационный № 23652; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, №27).


А.В. Алёшин


Руководитель


9

контроля.

Основные функции (обязанности) централизованной службы (или должностных лиц, на которых возложены соответствующие функции, далее по тексту под централизованной службой понимается централизованная служба или соответствующее должностное лицо) должны быть определены в Положении (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее - Положение).

14.    Учет и контроль РВ и РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ и РАО в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями.

15.    В организации должно быть разработано Положение, которое утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации). В данном Положении следует определить:

перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;

структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции централизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации;

типы учетных единиц РВ и РАО в организации;

порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО, в том числе при:

приемке и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между подразделениями);

изготовлении РВ, образовании РАО;

переводе из одной категории в другую (РВ, РАО) или из одной системы учета в другую (СГУК РВ и РАО, СГУК ЯМ);

завершении технологических операций с РВ и РАО;

10

технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ;

утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО;

снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным; сведения об организации системы измерений РВ и РАО; сведения о мерах контроля доступа и СКД к РВ и РАО, в том числе: об административно-технических мерах по ограничению доступа к РВ и РАО;

о порядке применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО; о порядке действий в случае индикации СКД несанкционированного доступа;

перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учетных документов, в том числе:

перечень учетных документов, которые ведутся в организации; порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений организации в централизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов;

порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;

сроки хранения учетных документов;

порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:

список лиц, которым поручен административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

11

порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО:

порядок действий работника при обнаружении нарушений и аномалий; порядок проведения расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;

порядок информирования и отчетности по фактам нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;

порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организация процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;

порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе: периодичность проведения инвентаризаций; порядок подготовки к проведению инвентаризации; порядок проведения инвентаризации; порядок оформления результатов инвентаризации; процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО):

места образования технологических потерь;

методики (методы) измерений или расчетные методы для определения

12

технологических потерь;

порядок документального оформления технологических потерь.

При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, указанные в настоящем пункте (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), допускается указание в Положении ссылок на соответствующие документы.

16.    Требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут быть разработаны в виде отдельных документов.

17.    При наличии в организации трех и более структурных подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения должна быть утверждена руководителем организации инструкция по учету и контролю РВ и РАО, в которой должны быть определены:

организация работ по учету и контролю РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе состав и функции персонала структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;

процедуры учета и контроля РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе постановки на учет и снятия с учета;

процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО в структурном подразделении (для производств, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

применяемые в структурном подразделении методики (методы) и средства измерений РВ и РАО в целях учета и контроля;

перечень и формы учетных документов в структурном подразделении

и порядок их ведения;

13

особенности проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурном подразделении.

Инструкция должна содержать особенности учета и контроля РВ и РАО в конкретном структурном подразделении (по сравнению с общим порядком учета и контроля РВ и РАО в организации, определенным в Положении по учету и контролю РВ и РАО в организации) и пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

IV. Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

в организации

18.    РВ и РАО должны ставиться на учет с оформлением учетных документов при их поступлении в организацию, производстве (образовании), переводе из одной категории в другую (РВ, РАО, ЯМ), обнаружении неучтенных, бесхозяйных или ранее утерянных.

19.    Определение содержания РВ в ядерном топливе (на основании измерений, расчетов) должно проводиться:

в случае хранения ядерного топлива более 12 месяцев после выгрузки из активной зоны ядерного реактора;

при передаче между организациями;

при переработке ядерного топлива.

20.    Снятие с учета РВ в системе учета и контроля РВ и РАО должно проводиться в установленном в организации порядке в случаях:

завершения технологической операции, связанной с расходованием РВ;

истечения назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ (в том числе встроенного в прибор или установку) или другого изделия с РВ с одновременной постановкой на учет как РАО (при выполнении критериев отнесения к РАО);

утери;

технологических потерь (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или

14

перерабатываются РАО);

снижения активностей до значений ниже минимально значимых, установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам;

перевода РВ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ с одновременной постановкой на учет в СГУК ЯМ;

перевода в РАО с одновременной постановкой РАО на учет (при выполнении критериев отнесения к РАО); передачи другой организации.

21.    Снятие с учета РАО в системе учета и контроля РВ и РАО должно проводиться в установленном в организации порядке в случаях:

передачи РАО другой организации;

переработки или переупаковки с постановкой на учет образовавшихся РАО, а также образованных (полученных) в результате переработке РВ и/или ЯМ (при наличии таких РВ и/или ЯМ); утери РАО;

снижения активности до значений, при которых не выполняются критерии отнесения к РАО.

V. Меры контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам

22.    Учет и контроль РВ и РАО должен поддерживаться проведением организационно-технических мероприятий, обеспечивающих контроль доступа к РВ и РАО. К таким мероприятиям относятся следующие:

ограничение круга лиц, допущенных к работам с РВ и РАО, обеспечение непрерывного контроля и учета доступа персонала к РВ и РАО; ограничение доступа к местам хранения РВ и РАО; применение СКД.

Передача РВ и РАО между исполнителями работ с РВ и РАО, между технологическими сменами, другие виды    передач РВ и РАО

и ответственности за них должны оформляться документально и обеспечивать непрерывность контроля и учета доступа к РВ и РАО

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от «2%> ff&S-deSL 20 Аг.

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»

(НП-067-16)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16) (далее -Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025, 2012, № 26, ст. 3446; 2013,    27,    ст.    3451;

2016, № 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4289), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 29, ст. 4281; 2013, № 27, ст. 3480), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278;

2

2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, №51, ст. 7203), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 542 «О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 26 ст. 4050).

2.    Настоящие Правила устанавливают требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО) при обращении с ними в организациях, в том числе в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги по обращению с РВ и РАО.

3.    Учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО (далее - СГУК РВ и РАО) подлежат:

РВ и ядерные материалы (далее - ЯМ), не подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - СГУК ЯМ), в составе закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ), если их начальная (паспортная) активность больше или равна минимально значимой активности, указанной в таблице № 1 приложения № 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу);

РВ и ЯМ не в составе ЗРИ1, которые не подлежат учету в СГУК ЯМ, если их активность и удельная активность больше или равны минимально значимой активности и минимально значимой удельной активности, указанных в таблице № 1 приложения № 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей и удельных активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу);

3

РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в ядерном топливе, облученном в ядерном реакторе и выгруженном в место хранения вне активной зоны реактора, в том числе отработавшее ядерное топливо (далее - ядерное топливо);

радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду2;

РАО, в том числе находящиеся на радиационно загрязненных участках территорий, при условии выполнения критериев отнесения к РАО, установленных Правительством Российской Федерации3.

4.    Требования настоящих Правил не распространяются:

на РВ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.

II. Общие положения

5.    Основными принципами осуществления учета и контроля РВ и РАО (здесь и далее под РВ понимаются РВ и ЯМ, учитываемые в СГУК РВ и РАО) являются:

непрерывность учета и контроля;

периодичность проведения инвентаризаций;

определение наличного количества и проверка его соответствия

4

учетным данным;

своевременное документальное оформление результатов операций; дифференцированный    подход    к    определению    процедур    учета

и контроля РВ в ЗРИ с учетом категорирования ЗРИ по радиационной опасности;

дифференцированный    подход    к    определению    процедур    учета

и контроля удаляемых РАО с учетом их классификации.

6.    Задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:

учет производства и образования РВ, образования РАО, получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО, а также учет РВ и РАО при их хранении;

фиксация данных о количестве радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых со сточными водами;

обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО; обеспечение своевременного перевода РВ в РАО; обеспечение сохранности РВ и РАО на всех стадиях обращения с ними (за исключением РВ, содержащихся в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду);

обеспечение своевременного предоставления отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО;

обеспечение своевременного выявления и предотвращения нарушений4 и аномалий5 в учете и контроле РВ и РАО.

7.    Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях, включая территориально обособленные подразделения

5

(в том числе филиалы), осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в территориально обособленных подразделениях (в том числе филиалах) применяются аналогично требованиям к учету и контролю РВ и РАО в организации (далее по тексту под организацией понимается организация или ее территориально обособленное подразделение, под подразделением понимается структурное подразделение организации или территориально обособленного подразделения).

8.    Учет и контроль РВ и РАО допускается проводить с использованием информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации), в том числе предоставлять отчетные документы в электронной форме в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области учета и контроля РВ и РАО.

III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

9.    Учетными единицами РВ и РАО при учете и контроле являются: для РВ в составе ЗРИ:

отдельный ЗРИ, имеющий паспорт (сертификат);

упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования; для РВ не в составе ЗРИ:

отдельное изделие с РВ, имеющее заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ;

определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ;

партия РВ или партия однотипных упаковок РВ (изделий с РВ) однородного радионуклидного состава, находящаяся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат)

6

или другой учетный документ на партию или на каждую упаковку (изделие);

партия РВ, находящаяся в ограниченном контролируемом объеме, позволяющем обеспечить контроль доступа к РВ и идентификацию партии (в том числе по пункту хранения или месту хранения), и имеющая паспорт или другой учетный документ;

для РАО не в виде отработавших ЗРИ:

совокупность РАО, масса, объем, физические свойства и радионуклидный состав которых определены на основании единого набора данных и результатов измерений, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме; законсервированный пункт хранения РАО6;

отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения); для РАО в виде отработавшего ЗРИ: отдельный отработавший ЗРИ;

упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре; для РВ в ядерном топливе - облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:

тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее - ОТВС), имеющие индивидуальный номер;

отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;

фрагменты ОТВС, пучок ТВЭЛов, отдельные части ТВЭЛов или

7

измельченные части ТВЭЛов, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).

10.    Особенности учета ЗРИ:

для ЗРИ изготовителем должна устанавливаться и указываться в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования ЗРИ, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам. Если категория ЗРИ по радиационной опасности не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать организация-владелец ЗРИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе;

для ЗРИ с ЯМ, подлежащим учету в СГУК ЯМ, в рамках СГУК РВ и РАО должно обеспечиваться предоставление отчетности по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО для ЗРИ.

11.    В    организации    (филиале,    территориально    обособленном

подразделении) приказом руководителя организации должны быть назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом структурном подразделении организации, осуществляющем обращение с РВ и РАО.

12.    В    организации    (филиале,    территориально    обособленном

подразделении) приказом руководителя организации должна быть создана централизованная служба (назначено структурное подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее - централизованная служба) и определен состав такой службы. Допускается организовывать отдельно централизованные службы по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.

Допускается вместо централизованной службы назначать должностное лицо, ответственное за учет и контроль, при наличии следующих условий:

в организации имеется не более четырех филиалов (территориально обособленных подразделений), осуществляющих обращение с РВ и РАО;

8

в филиале (территориально обособленном подразделении) имеется не более пяти структурных подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО.

13. Основные функции (обязанности) централизованной службы: организация и осуществление учета и контроля РВ и РАО на уровне организации;

методическое руководство вопросами учета и контроля РВ и РАО в организации и ее подразделениях;

разработка соответствующих нормативных документов организации в области учета и контроля РВ и РАО;

проверка ведения учетной документации в подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО (в том числе проверка функционирования автоматизированной системы учета при ее наличии в организации);

представление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

проверка соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях организации (в том числе сверка данных учетных документов, проверка порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурных подразделениях, проверка порядка применения пломб, проверка наличия РВ и РАО в местах их нахождения, сверка данных учета и фактического наличия РВ и РАО, проверка соблюдения процедур оценки потерь РВ и РАО для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

участие в проведении расследований причин и обстоятельств нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО и контроль принятия необходимых мер по их устранению;

контроль мероприятий по устранению недостатков в системе учета и контроля РВ и РАО, выявленных при осуществлении административного

1

В том числе: РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ. нс в составе изделий; РВ и ЯМ, нс подлежащие учету в СГУК ЯМ. в составе изделий, не являющихся ЗРИ (открытые радионуклидные источники, защитные контейнеры транспортных упаховочных комплектов, изделия радиационной защиты и другие изделия).

2

: В организациях, для которых должны устанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. Ха 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, Ха II, ст. 1180; 2007, Ха 17, ст. 2045; 2009, Ха 18, ст. 2248; 2011, Ха 9, ст. 1246; 2012, Ха 37, ст. 5002; 2013. Ха 24, ст. 2999) и/или должны устанавливаться нормативы допустимых сбросов РВ в водные обьекты (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. Ха 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, Ха 31, ст. 4088; 2009, Ха 12, ст. 1429; 2011,№ 9, ст. 1246; 2011, №24. ст. 3500).

3

' В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. Ха 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, Ха 44, ст. 6017; 2015, Ха 6, ст. 974).

4

Нарушение порядка использования и передачи РВ и РАО. ошибки в учетных или отчетных документах, повреждение средств контроля доступа (далее - СКД), несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы с РВ и РАО учетным данным, другие нарушения требований к учету и контролю РВ и РАО, установленные законодательством Российской Федерации.

5

* Не относящиеся к нарушениям: недостача (излишек) РВ и РАО, хищение или несанкционированное использование РВ и РАО, обнаружения бесхозяйных РВ и РАО.

6

Хранилище РАО, размещение РАО в котором более не производится и для которого обеспечивается контроль целостности хранилища.