Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

25 страниц

Купить НП 034-15 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

 Скачать PDF

Зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2015 № 38303

Оглавление

I. Назначение и область применения

II. Общие положения

III. Уровни физической защиты радиационных объектов

IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов

V. Уведомление о несанкционированных действиях в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения

Приложение № 1. Уровни физической защиты радиационных объектов

Приложение № 2. Состав требований к системе физической защиты

Приложение № 3. Документы по физической защите, подлежащие разработке (наличию) в организации

Приложение № 4. Содержание плана обеспечения физической защиты

 
Дата введения16.08.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.07.2015УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору280
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)Номер опубликования: 0001201508050015 от 05.08.2015 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ

ФЕДЕРАЛЬ^^^ЛУЖБА , ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

мю,шдаШВШ11й<Й?ой *гдтш1И

регистрационный Л*

от vp

- Москва {    —-


&го


а / Л


РИРОВАНО

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, Ха 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; Ха 49, ст. 6079; 2008, Ха 29, ст. 3418; Ха 30, ст. 3616; 2009, Ха 1, ст. 17; Ха 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; Ха 30, ст. 4590; ст. 4596; Ха 45, ст. 6333; Ха 48, ст. 6732; Ха 49, ст. 7025; 2012, Ха 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. Ха 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, Ха 32, ст. 3348; 2006, Ха 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; Ха 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; Ха 46, ст. 5337; 2009, Ха 6, ст. 738; Ха 33, ст. 4081; Ха 49, ст. 5976; 2010, Ха 9, ст. 960; Ха 26, ст. 3350; Ха 38, ст. 4835; 2011, Ха 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; Ха 41, ст. 5750; Ха 50, ст. 7385; 2012, Ха 29, ст. 4123; Ха 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; Ха 45, ст. 5822; 2014, Ха 2, ст. 108; Ха 35, ст. 4773; 2015, Ха 2, ст. 491; Ха 4, ст. 661), приказываю:

А.В. Алёшин

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15).

Руководитель

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от «JU » z/i-0suA    20±£г. №

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»

(НП-034-15)

I. Назначение и область применения

1.    Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, сг. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).

2.    Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации,

2

вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением:

1)    пунктов хранения ядерных материалов;

2)    радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;

3)    радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;

4)    комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;

5)    загрязненных радионуклидами территорий;

6)    радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований;

7)    продукции, товаров, содержащих радионуклиды, на которые имеется

санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значений, приведенных в пункте    1.4 санитарных    правил и нормативов

СанПиН 2.6.1.2523 - 09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. №47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534; Российская газета, 2009 г.,    №    171/1),

(далее-НРБ-99/2009);

8)    радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации:

а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма

3

отношений    активности    отдельных    радионуклидов    к    их    значениям,

приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1;

б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений    активности    отдельных    радионуклидов    к    их    значениям,

приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009.

3.    Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Общие положения

4.    Руководитель организации (предприятия), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее -организация) или лицо, им уполномоченное, должен утвердить перечень объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее -радиационные объекты).

5.    Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее - руководитель организации) должна быть создана система физической защиты радиационных объектов (далее - система физической защиты).

Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на

4

систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования.

6.    Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты.

7.    Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты).

8.    Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач:

предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды (далее - диверсия), хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода (проезда) в защищенную зону и на радиационный объект (далее - доступ), проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты (далее -несанкционированные действия);

своевременное обнаружение несанкционированных действий;

5

задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;

реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.

Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением.

9.    Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты.

10.    При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов.

11.    Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях.

12.    Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте.

13.    Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил.

На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

6

III. Уровни физической защиты радиационных объектов

14.    Уровень физической защиты радиационного объекта (далее - уровень физической защиты) определяет совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты.

Уровень физической защиты должен устанавливаться для каждого радиационного объекта организации. Для этого руководителем организации назначается комиссия по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия). В состав комиссии должны включаться работники из персонала физической защиты, работники организации из числа специалистов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов. К работе комиссии могут привлекаться специалисты сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты и антитеррористической защищенности.

15.    При установлении уровня физической защиты должны учитываться:

категория последствий диверсии на радиационном объекте;

категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых

радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности;

установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.

16.    Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте:

I    категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию на население, и потребуются меры по его защите;

II    категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за территорию организации

7

(предприятия), но ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;

III    категория - последствия совершения диверсии могут привести

к радиационному воздействию, которое выходит за пределы помещений, где используются    или    хранятся    радиоактивные    вещества,    радионуклидные

источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники, но ограничивается территорией организации (предприятия);

IV    категория - последствия совершения диверсии могут привести к

радиационному воздействию, которое ограничивается помещениями, где используются    или    хранятся    радиоактивные    вещества,    радионуклидные

источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники.

Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации.

17.    В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности:

категория 1 - чрезвычайно опасно для человека;

категория 2 - очень опасно для человека;

категория 3 - опасно для человека;

категория 4 - опасность для человека маловероятна;

категория 5 - опасность для человека очень маловероятна.

18.    Если предприятием - изготовителем закрытого радионуклидного источника в паспорте (формуляре) на закрытый радионуклидный источник не указана его категория по потенциальной радиационной опасности, то категорию закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности должен документально установить руководитель организации в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии на основе отношения активности

8

радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D (критерия A/D).

19.    Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации.

20.    По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.

Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников.

Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.

9

IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов

21.    Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам.

22.    Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении №4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.

23.    При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта.

V. Уведомление о несанкционированных действиях в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения

24.    Руководитель организации в случае выявления хищения (попыток хищения) радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, совершения диверсии (попыток совершения диверсии) или обнаружения похищенных либо пропавших радиоактивных